Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16.05.2006 по делу № 15-4/06
<О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">
(вместе с "ПРЕДПИСАНИЕМ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТ 16 МАЯ 2006 ГОДА № 2")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2006 года

ЗАО "Транссервисэнерго"
Б. Сухаревский переулок,
д. 19, стр. 2,
г. Москва, 127051

ОАО "Челябэнергосбыт"
ул. Российская, д. 260/2,
г. Челябинск, 454091

(Извлечение)

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Козлова А.А. - руководитель Челябинского
УФАС России;

Члены Комиссии: - Черепанов Д.Ю. - начальник отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России;
- Ливончик В.А. - главный специалист
отдела анализа товарных рынков
и развития конкуренции Челябинского
УФАС России;
- Ветрова Т.А. - ведущий специалист отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России;
- Муздина Е.В. - ведущий специалист отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России,

при участии представителей:
- ОАО "Челябэнергосбыт" - юрисконсульта правового управления Б.Е.В. (доверенность), ведущего инженера договорного отдела правового управления К.Т.А. (доверенность);
- ЗАО "Транссервисэнерго" - Б.А.Ю. (доверенность), Ч.С.М. (доверенность),
рассмотрев дело № 15-4/06 о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" (ул. Российская, д. 260/2, г. Челябинск, 454091) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 3 апреля 2006 года поступило заявление ЗАО "Транссервисэнерго" на действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006.
Согласно представленной информации и пояснений представителей ЗАО "Транссервисэнерго" в ноябре 2005 года ЗАО "Транссервисэнерго" обратилось к ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой заключить договор энергоснабжения по существующей группе точек поставки и в объеме электропотребления ЛПДС (линейные производственно-диспетчерские станции) "Аша", "Бердяуш", "Кропачево", "Травники" и "Челябинск" с 1 января 2006 года (письмо исх. № 242-11/05 от 29.11.2005). Согласие на заключение указанного договора ОАО "Челябэнергосбыт" дало лишь 16.01.2006 (письмо № 17 - 114).
Проект договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006 поступил в ЗАО "Транссервисэнерго" в 20-х числах января 2006 года. Но поскольку данный проект договора содержал многочисленные нарушения норм действующего законодательства, он был подписан ЗАО "Транссервисэнерго" с протоколом разногласий. Разногласия касались методики определения объемов поставляемой электроэнергии, вопросов ценообразования и ответственности сторон по договору.
На проведенном 14 февраля 2006 г. согласительном совещании с участием представителей ОАО "Челябэнергосбыт" и ЗАО "Транссервисэнерго" разногласия были частично урегулированы, вследствие чего, ОАО "Челябэнергосбыт" передало в ЗАО "Транссервисэнерго" новый проект договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006. В связи с тем, что большинство возражений ЗАО "Транссервисэнерго" данный проект договора не учитывал, ЗАО "Транссервисэнерго" направило новый протокол разногласий (вх. от 15.02.2006), не согласившись с условиями договора, установленными в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9, 8.1, 9.2 и предложило свои условия. Однако, ответ ОАО "Челябэнергосбыт" на протокол разногласий в ЗАО "Транссервисэнерго" так и не был направлен.
В связи с чем, ЗАО "Транссервисэнерго" обратилось в Челябинское УФАС России (заявление исх. № 78-03/06 от 29.03.2006) для выдачи ОАО "Челябэнергосбыт" Челябинским УФАС России предписания об исключении из проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006 пунктов 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2.
Согласно представленной информации и пояснений представителей ЗАО "Транссервисэнерго" навязываемые ОАО "Челябэнергосбыт" условия в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006 противоречат действующему законодательству и являются для ЗАО "Транссервисэнерго" кабальными и неприемлемыми.
По мнению ОАО "Челябэнергосбыт" условия в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006 соответствуют действующему законодательству:
В п. 2.2.1 договора предусмотрено право продавца определять объемы потребления электроэнергии и мощности на следующий год в зависимости от фактического потребления мощности и электроэнергии и доли оплаты, полученной продавцом за прошедший год, которое применяется в случае отсутствия на следующий год заявки покупателя на объем потребления электроэнергии и мощности, а также с целью стимулировать, дисциплинировать покупателя оплачивать электроэнергию.
В п. 2.2.12 договора предусмотрено право продавца предъявлять покупателю повышенную плату за несоблюдение каждым объектом абонента покупателя величин электроэнергии и мощности, согласованных договором, на основании следующего.
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент (в данном случае покупатель по договору) может передавать энергию другому лицу - субабоненту (в данном договоре абоненту). Однако обязательство по оплате принятой электроэнергии возлагается на покупателя. Поскольку субабоненты потребляют электроэнергию через абонента, абонент, получая электроэнергию от энергоснабжающей организации, несет ответственность перед последней, в том числе и за своих субабонентов. В соответствии со ст. 541 ГК РФ право абонента изменять количество электроэнергии обуславливается необходимостью возмещения расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи электроэнергии не в обусловленном договором количестве.
В данном пункте предусмотрено только право продавца предъявлять покупателю повышенную плату за несоблюдение каждым объектом абонента покупателя величин электроэнергии и мощности, согласованных договором, а конкретный порядок и размер повышенной платы прописан в п.п. 6.4, 6.5 договора.
Включение в договор п. 6.4 об оплате электроэнергии и мощности, потребленной сверх договорной величины в 3-кратном размере стоимости не нарушает требования ст.ст. 544, 547 ГК РФ, в силу которых абонент обязан оплатить фактически принятое количество электроэнергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544), а сторона, нарушившая обязательство по договору энергоснабжения, обязана возместить другой стороне причиненный этим нарушением реальный ущерб (ст. 547).
Пунктом 62 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" в случае потребления электрической энергии сверх количества, установленного договором, предусмотрено применение повышающих коэффициентов, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, которые не приняты.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" п. 10 Постановления Совета Министров СССР № 929 от 30.07.1988, установлено, что потребители электроэнергии уплачивают энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электроэнергии и мощности, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором. Следовательно, использование установленных договором повышающих коэффициентов не противоречит действующему законодательству (в частности, Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109) и в силу ст. 5 ГК РФ подлежит применению в качестве обычая делового оборота.
Включение в договор п. 6.5 об оплате продавцу величины недоиспользованной электроэнергии по стоимости, рассчитанной как разницу между средним тарифом покупателя и топливной составляющей, при недоиспользовании согласованных договором величин электроэнергии отдельно по каждому объекту абонента покупателя свыше 1 %, вызвано многолетним опытом на оптовом рынке электроэнергии. ОАО "Челябэнергосбыт" покупает электроэнергию для абонентов в объеме, согласованном договором и в случае недоиспользования электроэнергии абонентом, ОАО "Челябэнергосбыт" несет убытки.
В п. 7.7 договора предусмотрена ответственность покупателя перед добросовестными плательщиками - субабонентами и транзитными потребителями за прекращение (ограничение) поставки им электроэнергии в случае отключения электроустановок абонента покупателя. Поскольку у абонентов существуют договорные отношения только с покупателем, а не с продавцом, то обязанность поставлять своим абонентам электроэнергию и ответственность за ее непоставку возлагается на покупателя, который является продавцом по отношению к своим абонентам. В силу п. 6 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, именно ЗАО "Транссервисэнерго" обязано принять меры к бесперебойному поступлению электроэнергии потребителям, не имеющим задолженности.
Включение в договор п. 7.8, согласно которому покупатель выплачивает продавцу компенсацию в размере 100 МРОТ за каждое выявленное и установленное актом нарушение, не противоречит действующему законодательству, поскольку статьи 329 - 330 ГК РФ предоставляют кредитору возможность использовать в качестве способа обеспечения обязательства неустойку (штраф).
В п. 9.2 договора содержится условие, что величины потребления электрической энергии и мощности на следующий год должны быть не менее величин, фактически оплачиваемых за предыдущий период (год). Этот пункт применяется в случае несогласования приложений к договору об объемах электроэнергии и мощности, а также с целью стимулировать, дисциплинировать покупателя оплачивать электроэнергию.
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
Согласно п. 3.2 Устава ОАО "Челябэнергосбыт" одним из видов его деятельности является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям. Приказом Челябинского УФАС России № 64 от 01.09.2005 ОАО "Челябэнергосбыт" включен в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара (услуг) долю более 35 процентов, по оптовой торговле электрической энергией (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области с долей на рынке более 65 %. ОАО "Челябэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии на территории Челябинской области, и в силу своего положения обязано соблюдать запреты, установленные в ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в том числе не допускать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание невыгодных условий договора.
При рассмотрении положений действующего законодательства выявлены следующие условия проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006, навязываемые ОАО "Челябэнергосбыт":
1. Пункт 2.2.1: Продавец имеет право определять объемы потребления электроэнергии и мощности на следующий год в соответствии с предоставленной покупателем заявкой (п. 3.1.2), условиями п. 2.1.1 настоящего договора, в зависимости от фактического потребления мощности и электроэнергии и доли оплаты, полученной продавцом за прошедший год.
Однако, действующим законодательством не предусмотрено право энергоснабжающей организации определять объемы потребления электроэнергии и мощности абонента на следующий год в зависимости от исполнения им обязательств по оплате потребленной электроэнергии за прошедший год.
В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Условие о количестве поставляемой энергии является существенным условием в договоре энергоснабжения при отсутствии которого договор признается незаключенным (ст. 432, 455, 465 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 541 ГК РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
ОАО "Челябэнергосбыт", устанавливая зависимость между количеством поставляемой по договору энергии и долей ее оплаты за предыдущий период, с целью получения прибыли необоснованно навязывает абоненту экономически невыгодное условие. ЗАО "Транссервисэнерго" является поставщиком электрической энергии для промышленных предприятий Челябинской области, вследствие чего объемы приобретаемой ЗАО "Транссервисэнерго" энергии определяются потребностями этих предприятий. Так, согласно действующему законодательству энергоснабжающая организация должна поставлять энергию в соответствии с заявкой абонента и возможностями энергоснабжающей организации.
2. Пункт 2.2.12: Продавец имеет право предъявлять покупателю повышенную плату за несоблюдение величин электроэнергии и мощности, согласованных договором.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 № 41-ФЗ тарифы на электрическую энергию, в том числе на передачу электрической энергии, устанавливаются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, стороны договора энергоснабжения не вправе даже по взаимному соглашению изменять тарифы, установленные органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Следовательно, пункты договора, содержащие в себе цену на электроэнергию, отличающуюся от установленного тарифа, являются ничтожными.
3. Пункт 6.5: Если фактическое потребление электроэнергии и мощности превысило согласованные договором величины электроэнергии и мощности (отдельно по каждому объекту абонента покупателя), в том числе при введении ограничений в расчетном периоде, покупатель, в соответствии со ст. 541 ГК РФ, дополнительно оплачивает продавцу величину превышения:
- электроэнергии - по 3-кратному среднеотпускному тарифу электроэнергии, сложившемуся в данном расчетном периоде;
- мощности - по 3-кратной стоимости мощности двухставочного тарифа покупателя.
В случаях расчетов покупателя по льготному одноставочному тарифу величина превышения мощности, согласованной договором, с учетом введения ограничений, дополнительно оплачивается в размере 3-кратной стоимости мощности двухставочного тарифа покупателя.
Ссылка ОАО "Челябэнергосбыт" на подпункт "б" пункт 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 № 929 в обоснование п. 6.4 договора № 339 от 01.01.2006 является необоснованной, так как указанный акт не может применяться в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. В соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ иными правовыми актами являются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Гражданским кодексом РФ в перечень иных правовых актов не включены постановления Совета Министров СССР.
Согласно абз. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.1994 № 52-ФЗ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР, изданные до введения в действие первой части Кодекса, по вопросам, которые согласно Гражданскому кодексу РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Статьей 4 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.01.1996 № 15-ФЗ установлено аналогичное положение.
Пункт 10 Постановления Совета Министров СССР № 929, как следует из его текста, предусматривает повышение ответственности потребителей электрической энергии за рациональное использование энергии в виде уплаты потребителями десятикратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором.
Определенная договором энергоснабжения оплата потребителем энергии в размере 3-кратной стоимости электрической энергии, потребленной сверх количества, предусмотренного договором, является, исходя из текста пункта постановления и раздела договора, в который включен спорный пункт, повышенной ответственностью потребителя электрической энергии. Установление повышенной - 3-кратной стоимости в договоре энергоснабжения не соответствует действующему законодательству в силу следующего.
Постановление Совета Министров СССР от 30.07.1988 № 929 в силу прямого указания закона (ст. 3 ГК РФ) не является иным правовым актом, ссылка на который содержится в ст. 422 Гражданского кодекса РФ.
По своей правовой природе повышенная плата за сверхлимитное электроснабжение не является штрафной санкцией (ответственностью), а представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимую в пределах установленных нормативов под контролем государства и носит, по сути, компенсационный характер.
Оплата энергии, согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Пунктом 2 ст. 541 ГК РФ предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. Исходя из этой нормы законодательства, абонент, в определенных случаях, должен оплачивать энергоснабжающей организации именно расходы. Каких-либо штрафных санкций за изменение абонентом количества принимаемой им энергии Гражданским кодексом РФ не предусмотрено.
Статьей 547 ГК РФ предусмотрена ответственность по договору энергоснабжения в случае причинения реального ущерба. Таким образом, для урегулирования вопроса сверхлимитного электроснабжения п. 2 ст. 547 ГК РФ предусмотрена обязанность стороны возместить причиненный в результате сверхлимитного потребления реальный ущерб в порядке п. 2 ст. 15 ГК РФ.
Следовательно, абонент при превышении объемов электроэнергии должен оплачивать энергоснабжающей организации именно расходы. Каких-либо штрафных санкций за изменение абонентом количества принимаемой им энергии Гражданским кодексом РФ не предусмотрено.
Таким образом, установленная ОАО "Челябэнергосбыт" в п. 6.4 договора трехкратная оплата стоимости потребленной сверхустановленного договором количества энергии, противоречит положениям ст.ст. 541 и 547 ГК РФ и не подлежит применению.
4. Пункт 6.5: В случае отсутствия фактических ограничений мощности и электропотребления в расчетном периоде при недоиспользовании согласованных настоящим договором величин электроэнергии отдельно по каждому объекту абонента покупателя свыше 1 %, покупатель оплачивает продавцу величину недоиспользованной электроэнергии по стоимости, рассчитанной как разница между средним тарифом покупателя и топливной составляющей. Размер топливной составляющей в тарифе на электроэнергию согласовывается с комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области".
Сторона, нарушившая обязательства по договору энергоснабжения, несет ответственность согласно общим нормам Гражданского кодекса РФ, а также ответственность за нарушение условий договора, определенную сторонами в договоре или установленную иными правовыми актами. Пункт 1 ст. 547 ГК РФ устанавливает ограниченную ответственность стороны, нарушившей обязательство по договору энергоснабжения, в виде возмещения причиненного этим реального ущерба, соответственно, упущенная выгода возмещению не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В силу п. 2 ст. 541 ГК РФ договором может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения абонентом фактических дополнительных расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с подачей энергии не в обусловленном договором количестве, размер которых должен быть доказан энергоснабжающей организацией, что исключает определение величины этих расходов заранее в договоре.
5. Пункт 7.7: В случае отключения электроустановок абонента покупателя (ограничения подачи электроэнергии) по условиям п. 2.2.8, 2.2.9 настоящего договора, покупатель несет ответственность перед добросовестными плательщиками - Субабонентами и Транзитными потребителями за прекращение (ограничение) поставки им электроэнергии.
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Ответственность за передачу электроэнергии субабоненту в соответствии с гражданским законодательством несет абонент, а не организация, осуществляющая продажу ему электроэнергии. Данная ответственность предусмотрена и договором, заключенным между абонентом и субабонентом. В связи с чем, вторично возлагать на ЗАО "Транссервисэнерго" ответственность за прекращение (ограничение) поставок энергии субабонентам является неправомерным.
Поставка электроэнергии транзитным потребителям осуществляется ОАО "Челябэнергосбыт" по договорам энергоснабжения, заключаемым этой организацией с указанными потребителями. Ответственность сторон по этим договорам регламентируется ст. 547 ГК РФ и условиями самих договоров. ОАО "Челябэнергосбыт" должно нести ответственность за исполнение своих обязательств по указанным договорам и обеспечивать надежность поставки электроэнергии данной категории потребителей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Ответственность ЗАО "Транссервисэнерго" за прекращение (ограничение) поставок энергии транзитным потребителям возможна только в рамках главы 59 ГК РФ, и любые попытки каким-либо образом расширить эту ответственность по сравнению с тем, чем это предусмотрено действующим законодательством, является незаконным.
Трактовка ОАО "Челябэнергосбыт" п. 6 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, не соответствует действительности. Так как в данном пункте Постановления Правительства указано, что когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
6. Пункт 7.8: Покупатель выплачивает продавцу компенсацию в размере 100 МРОТ, установленных законом, за каждое выявленное и установленное актом нарушение, а именно:
- за нарушение целостности пломб;
- за недопуск должностного лица продавца по условиям п. 2.2.10, 3.1.8;
- за непредоставление отчета о потребленной электроэнергии по условиям п. 4.2, 4.3 настоящего договора, в случае отсутствия электропотребления, подтвержденного актом инспектора;
- за несвоевременное сообщение об изменениях схемы электроснабжения по условиям п. 3.1.18;
- за несообщение об изменении реквизитов по условиям п. 3.1.19;
- за невыполнение предписаний на устранение нарушений в целях учета абонента покупателя, выданных покупателю в соответствии с условиями п. 2.2.15, либо предписаний, выданных покупателю представителем продавца и оформленных актом по условиям п. 2.2.10.
Сторона, нарушившая обязательства по договору энергоснабжения, несет ответственность согласно общим нормам Гражданского кодекса РФ, а также ответственность за нарушение условий договора, определенную сторонами в договоре или установленную иными правовыми актами. Пункт 1 ст. 547 ГК РФ устанавливает ограниченную ответственность стороны, нарушившей обязательство по договору энергоснабжения, в виде возмещения причиненного этим реального ущерба, соответственно, упущенная выгода возмещению не подлежит.
Согласно действующему гражданскому законодательству сумма компенсации должна определяться размером причиненного ОАО "Челябэнергосбыт" реального ущерба и не может быть заранее установленной, поскольку компенсация не носит штрафного характера. Кроме того, заявляя требование о компенсации причиненного действиями ЗАО "Транссервисэнерго" реального ущерба, ОАО "Челябэнергосбыт" должно доказать величину этой компенсации и обоснованность ее требования.
Более того, за некоторые нарушения перечисленные в п. 7.8 в договоре уже предусмотрена ответственность. Так, например:
- за недопуск должного лица продавца в п. 2.2.9 содержится право продавца прекратить или ограничить поставку электроэнергии;
- за нарушение целостности пломб в п. 4.6 предусмотрено, что количество электроэнергии, подлежащей оплате, определяется по среднесуточному расходу электроэнергии предыдущего расчетного периода по данному (поврежденному) прибору учета, за период с момента последней проверки прибора учета до момента устранения нарушения (но не более срока исковой давности). При этом количество определенной таким образом электроэнергии умножается:
- на коэффициент 1,2 - если покупатель самостоятельно сообщил продавцу о нарушении учета;
- на коэффициент 2 - если нарушение учета обнаружил представитель продавца. Расчет стоимости электроэнергии производится по тарифу, действующему на момент обнаружения нарушения, без последующего перерасчета. Срок устранения нарушения не должен превышать одного месяца с момента обнаружения нарушения. По истечении одного месяца, при невосстановлении учета, количество электроэнергии, подлежащей оплате покупателем, умножается на коэффициент 2 без последующего перерасчета;
- за непредставление отчета о потребленной электроэнергии по условиям п. 4.2, 4.3 договора, в случае отсутствия электропотребления, подтвержденного актом инспектора в п. 4.3 предусмотрено следующее. В случае отсутствия или нарушения автоматизированного учета электроэнергии и мощности учет отпущенной абоненту покупателя и субабонентам электрической энергии осуществляется расчетными приборами учета, указанными в приложении № 8 "Перечень расчетных приборов учета покупателя".
Также и в п. 4.4 договора предусмотрено, что при непредоставлении покупателем показаний приборов учета, количество поставленной за текущий расчетный период электрической энергии определяется исходя из среднесуточного расхода электроэнергии предыдущего расчетного периода. При непредоставлении покупателем показаний приборов учета более одного месяца количество поставленной энергии и мощности определяется исходя из величин потребления мощности и электроэнергии, согласованных настоящим договором, с коэффициентом 1,2, до сообщения показаний приборов учета.
Таким образом, на ЗАО "Транссервисэнерго" за одно нарушение возлагается два вида ответственности.
7. Пункт 9.2 договора содержит условие, согласно которому величины потребления электрической энергии и мощности на следующий год должны быть не менее величин, фактически оплаченных за предыдущий период (год).
Следовательно, в случае отсутствия необходимости у ЗАО "Транссервисэнерго" приобретать электроэнергию в том же объеме, что и в предыдущем периоде, например, в случае отказа какого-либо субабонента приобретать электроэнергию на следующий год либо необходимости приобретения электроэнергии в меньшем объеме, ЗАО "Транссервисэнерго" будет вынуждено заключать договор с ОАО "Челябэнергосбыт" на следующий год, изначально принимая на себя обязательство оплачивать энергию, которую не нужно поставлять потребителю.
При таких обстоятельствах, Комиссией установлено, что условия, установленные ОАО "Челябэнергосбыт" в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006 противоречат положениям действующего законодательства и не подлежат применению. Ненаправление ответа на протокол разногласий ЗАО "Транссервисэнерго" (вх. от 15.02.2006 в ОАО "Челябэнергосбыт") в течение 30 дней со дня его получения, а также представленная в Челябинское УФАС России информация и пояснения на заседании Комиссии подтверждают факт навязывания ОАО "Челябэнергосбыт" невыгодных условий в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание невыгодных условий договора.
Кроме того, нормой п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается злоупотребление организацией своим доминирующим положением на рынке.
Из изложенного следует, что ОАО "Челябэнергосбыт" не вправе настаивать на условиях договора, кроме тех, которые предусмотрены императивными нормами законодательства.
Таким образом, своими действиями ОАО "Челябэнергосбыт", выразившимися в навязывании невыгодных условий договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006, нарушает п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в навязывании невыгодных условий в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006, противоречащими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Выдать ОАО "Челябэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
В.А.ЛИВОНЧИК
Т.А.ВЕТРОВА
Е.В.МУЗДИНА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 мая 2006 г. № 2

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗАО "Транссервисэнерго"
Б. Сухаревский переулок,
д. 19, стр. 2,
г. Москва, 127051

ОАО "Челябэнергосбыт"
ул. Российская, д. 260/2,
г. Челябинск, 454091

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Козлова А.А. - руководитель Челябинского
УФАС России;

Члены Комиссии: - Черепанов Д.Ю. - начальник отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России;
- Ливончик В.А. - главный специалист
отдела анализа товарных рынков
и развития конкуренции Челябинского
УФАС России;
- Ветрова Т.А. - ведущий специалист отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России;
- Муздина Е.В. - ведущий специалист отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства
Челябинского УФАС России;

на основании своего решения от 16 мая 2006 года по делу № 15-4/06 о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" (ул. Российская, д. 260/2, г. Челябинск, 454091) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Челябэнергосбыт" в срок до 26 июня 2006 года прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в навязывании невыгодных условий в п.п. 2.2.1, 2.2.12, 6.4, 6.5, 7.7, 7.8, 9.2 проекта договора купли-продажи электрической энергии № 339 от 01.01.2006, путем их исключения.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 27 июня 2006 года, представив в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
В.А.ЛИВОНЧИК
Т.А.ВЕТРОВА
Е.В.МУЗДИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru