Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства здравоохранения Челябинской области № 203, Министерства социальных отношений Челябинской области № 77 от 05.05.2006
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАТРОНУТЫХ ПРОБЛЕМОЙ ВИЧ/СПИДА"
(вместе с "МЕХАНИЗМОМ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАТРОНУТЫХ ПРОБЛЕМОЙ ВИЧ/СПИДА")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 203

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 77

ПРИКАЗ
от 5 мая 2006 года

Об организации медико-социально-психологического
сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа

В Челябинской области сложилась крайне неблагополучная ситуация по ВИЧ-инфекции. На 1 августа 2005 года в Челябинской области зарегистрировано более 16000 ВИЧ-инфицированных жителей, за 2004 год резко возросло количество нетрудоспособных лиц среди ВИЧ-инфицированных (инвалидность по группам), постоянно увеличивается количество молодых семей, скомпрометированных по ВИЧ-инфекции. Установлена инвалидность 69 детям, 64 ребенка остались без опеки родителей по причинам материнской смертности и отказов. Остается не решенным вопрос о пребывании отказных детей с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции старше 4 лет, а количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в 2005 году превысило 1000.
Вместе с тем ВИЧ-инфекция остается хроническим длительно протекающим заболеванием с неблагоприятным исходом, а уровень и качество оказания медико-психолого-социальной помощи данной категории граждан остаются недостаточными и требуют совершенствования.
В целях совершенствования системы оказания медико-психолого-социальной помощи семьям, затронутым проблемой ВИЧ/СПИД, создания постоянно действующей системы выявления беременных женщин, молодых матерей и несовершеннолетних, находящихся на раннем этапе кризиса и внедрение эффективных методов коррекционно-реабилитационной работы с семьей
ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемый механизм медико-социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа.

2. Отделу организации медицинской помощи детям и матерям управления организации профилактической и лечебной помощи Министерства здравоохранения Челябинской области (Огошкова И.А.):
2.1. Довести Приказ до сведения руководителей учреждений здравоохранения Челябинской области.

3. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований Челябинской области рекомендовать:
3.1. Обеспечить своевременную передачу на социальный патронаж беременных женщин, молодых матерей и детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа.
3.2. Привлекать специалистов общей лечебной сети для проведения межведомственного патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.3. Обеспечить организацию медицинского обслуживания женщин и детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Отделу социальной поддержки семьи и детей Министерства социальных отношений Челябинской области (Ланских К.М.):
4.1. Осуществлять контроль за организацией социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении.

5. Начальникам управлений социальной защиты населения:
5.1. Организовать работу по осуществлению социального патронажа беременных женщин, молодых матерей и детей, затронутых проблемой ВИЧ/СПИД.
5.2. Представить в отдел социальной поддержки семьи и детей Министерства социальных отношений Челябинской области (Ланских К.М.) копию приказа о назначении ответственного лица и информацию по реализации настоящего приказа ежемесячно (до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Челябинской области М.Г. Москвичеву и первого заместителя Министра социальных отношений Челябинской области Т.М. Чиркову.

Министр здравоохранения
Челябинской области
В.А.ШЕПЕЛЕВ

Первый заместитель
Министра социальных отношений
Челябинской области
Т.М.ЧИРКОВА





Утвержден
Приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области № 203,
Министерства социальных отношений
Челябинской области № 77
от 5 мая 2006 года

Механизм
медико-социально-психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа

Настоящий механизм медико-социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа (далее именуется Механизм), разработан для организации на раннем этапе кризиса эффективной помощи и поддержки данной семье и обеспечения позитивных изменений в ней.
Цель медико-социального сопровождения состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество органов здравоохранения и социальной защиты с семьей, направленное на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Основанием для организации медико-социально-психологического сопровождения семьи служит высокий уровень стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИД, неблагоприятный прогноз заболевания, угроза для жизни или здоровья ребенка. В зависимости от причины, вызывающей критическую для семьи ситуацию, необходимо избирать методы оказания помощи и разрабатывать индивидуальные программы реабилитации семьи, выполнение которых требует не только периодического посещения семьи, но и индивидуального подхода. Сопровождение дисфункциональных семей, затронутых проблемой ВИЧ/СПИД, позволяет держать ситуацию на контроле и принимать своевременные меры для стабилизации обстановки и своевременно оказывать возможные виды помощи.
Учитывая, что в Челябинской области увеличивается количество ВИЧ-инфицированных, в том числе детей, медицинские и социальные работники должны быть готовы к тому, что любой из их клиентов живет с ВИЧ, не зависимо от того, раскрывает свой ВИЧ-статус или нет.
Функции социальной работы в отношении ВИЧ-положительного клиента и его семьи почти не отличаются от стандартных, но учитывают жизненную ситуацию клиентов, отношение, сложившееся к этим людям в обществе:
- направленность деятельности социального работника на оказание содействия в реализации прав, полагающихся по закону льгот, предупреждение и борьба с нарушением прав людей, живущих с ВИЧ;
- соблюдение принципа конфиденциальности;
- адаптация и реадаптация ВИЧ-положительного с использованием потенциала самого ВИЧ-положительного и его семьи.
ВИЧ-инфицированная беременная женщина, выявленная учреждениями здравоохранения, своевременно информируется медицинским специалистом о возможности обращения и получения помощи в учреждении социальной защиты по месту жительства, у социальных партнеров (приложение 1 к настоящему Механизму), по необходимости направляется для консультации к специалисту по работе с семьей, занимающегося с семьями, скомпрометированными по ВИЧ-инфекции. При первичном обращении социальным работником заполняется социальная карта беременной (приложение 2 к настоящему Механизму).

Алгоритм работы на базе учреждения социальной защиты

Работа организуется по следующим направлениям:

A. сбор первичной информации о семье, женщины и ее фиксация
в индивидуальной карте (при необходимости специалист
подключает к сбору информации другие ведомства, владеющие
сведениями о семье);
B. оценка семейной ситуации, выяснение причин семейного
неблагополучия, определение запроса женщины на социальные
услуги;
C. построение конструктивных отношений семьи и службы,
составление договора о сотрудничестве, предварительное
планирование работы с семьей, женщиной;
D. составление долгосрочного плана работы с семьей,
проектирование возможных решений конкретных проблем;
E. предоставление услуг (консультативные, информационные,
сервисные, домашнее визитирование по намеченному графику).

После того, как собрана необходимая информация, определены проблемы, требующие решения, с семьей заключено соглашение о сотрудничестве и семья поставлена на учет, заполняется социально-реабилитационная карта женщины, включающая в себя следующие разделы:
- социальная помощь (помощь в оформлении необходимых документов, содействие в оформлении льгот, пособий, материальная помощь и т.д.)
- медико-социальная реабилитация (постановка женщины на учет в профильном лечебном учреждении, предоставление ей необходимых медикаментов и т.д.)
- работа с детьми - если таковые уже есть в семье на момент беременности (оказание детям психологической помощи, оздоровление на базе отделения дневного пребывания при комплексном центре социального обслуживания по месту жительства)
- социальная адаптация (психологическая помощь матери, содействие в трудоустройстве, помощь в обучении новой профессии).
Данная карта заполняется учреждением социальной защиты на основе информации, предоставленной всеми ведомствами, вовлеченными в работу с семьей.
После заполнения социально-реабилитационной карты семьи, семья ставится на социальный патронаж, целью которого является реализация социально-реабилитационной программы семьи. Патронаж проводится по утвержденному плану. Данные, полученные в ходе каждого мероприятия, заносятся в индивидуальную социально-реабилитационную карту семьи женщины. В социальную карту семьи заносятся также сведения о всех мероприятиях, проведенных в рамках социального патронажа семьи и их результатах (окончательных и промежуточных).
Пример:

   -----------T---------------T-------------T----------------T----------¬

¦ Дата ¦ Проведенное ¦ Участники ¦ Результат ¦Примечание¦
¦ ¦ мероприятие ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+---------------+-------------+----------------+----------+
¦21.02.2002¦Психологическая¦Психолог ¦Стабилизация ¦ ¦
¦ ¦консультация ¦управления ¦психологического¦ ¦
¦ ¦ ¦социальной ¦состояния ¦ ¦
¦ ¦ ¦защиты ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Сидорова Т.И.¦ ¦ ¦
L----------+---------------+-------------+----------------+-----------


При необходимости в карту индивидуальной работы вносятся изменения и дополнения. К работе по индивидуальной программе работы с семьями, скомпрометированными по ВИЧ-инфекции, могут быть привлечены специалисты учреждений здравоохранения, органов образования, органов опеки и попечительства, службы занятости, комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав.

Механизм патронажа после заполнения документов
и составления плана работы:

A. Реализация индивидуальной программы семьи
B. Активный патронаж проводится в ходе реализации
индивидуальной реабилитационной программы и предусматривает
регулярный контакт с семьей, женщиной не реже 1 раз
в неделю на начальном этапе работы и не реже 1 раза
в месяц на контрольном этапе работы
C. Критерии окончания активного патронажа - социальная
интеграция женщины в общество: наличие стабильных
источников дохода, использование ею всех социальных
гарантий, стабильное психологическое состояние,
благоприятный внутрисемейный климат, четкое представление
женщиной дальнейших перспектив своей жизни, способность
обратиться за помощью в случае необходимости,
диспансеризация в профильном медицинском учреждении.

Если нет показаний к активному социально-психологическому патронажу женщины, а достаточно только информационного консультирования специалистом учреждения социальной защиты, то применяется контрольное социально-психологическое сопровождение: домашнее визитирование или телефонное сопровождение не реже 1 раза в 6 месяцев для мониторинга ситуации и необходимого вмешательства.

Первый заместитель
Министра здравоохранения
Челябинской области
М.Г.МОСКВИЧЕВА

Первый заместитель
Министра социальных отношений
Челябинской области
Т.М.ЧИРКОВА





Приложение № 1
к Механизму
медико-социально-психологического
сопровождения семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в том
числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа,
утвержденному
Приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области № 203,
Министерства социальных отношений
Челябинской области № 77
от 5 мая 2006 года

Органы управления и учреждения здравоохранения
в Челябинской области:

1. Министерство здравоохранения Челябинской области, Челябинск, ул. Кирова, 165
Отдел организации медицинской помощи детям и матерям, тел. 263-87-62, 263-57-85

2. Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска, ул. Свободы 145
Отдел охраны материнства и детства, тел. 263-44-74, 263-62-59

3. Центр по профилактике и борьбе со СПИДом ГУ Клиника ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава, Челябинск, ул. Черкасская, 2. Амбулаторно-поликлиническое отделение, тел. 721-53-80, 726-90-91, Отделение профилактики, тел. 728-72-13, 726-02-77

4. МУЗ ГБ № 1, Центр по профилактике и борьбе со СПИД, г. Магнитогорск, ул. Чкалова, 44 тел. 28-48-10

Органы управления и учреждения социальной защиты
Челябинской области

1. Министерство социальных отношений Челябинской области, ул. Воровского, 30
Отдел социального обслуживания семьи и детей, тел. 260-97-36

2. Управление социального развития г. Челябинска, пл. Революции, 2
Отдел семьи, тел. 266-54-92

3. Районные учреждения г. Челябинска:
Калининский район:
Управление социальной защиты населения - ул. Шенкурская, 7-б, 235-19-95
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Каслинская, 25, 235-59-62
Курчатовский район:
Управление по социальным вопросам администрации района - Комсомольский проспект, 41, 293-64-73
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Солнечная, 22-в, 241-86-61
Ленинский район:
Управление социальной защиты населения - ул. Гагарина, 42-а, 252-43-16
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Улица Трубников, 59, 253-68-84
Металлургический район:
Управление социальной защиты населения - ул. Б. Хмельницкого, 6, 724-61-33
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Коммунистическая, 8-а, 722-94-38
Советский район:
Управление социальной защиты населения - ул. Евтеева, 4, 261-86-24
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Плеханова, 43-б, 261-86-84
Челябинский областной центр социальной защиты "Семья" - ул. Румянцева, 19-а, 721-04-57
Тракторозаводский район:
Управление социальной защиты населения - ул. Артиллерийская, 109, 272-67-69
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. 1 Пятилетки, 43, 277-05-54
Центральный район:
Управление социальной защиты населения - ул. Советская, 36, 233-65-93
Комплексный центр социального обслуживания населения - ул. Лесопарковая, 13, 265-65-96

Общественные СПИД сервисные организации:

1. ЧГОО НИЦ "Есть Мнение"
Челябинск, ул. Байкальская, 36, тел. 722-49-40

2. Магнитогорск, пр. Ленина, 40, тел. 266-18-33

3. Магнитогорский благотворительный фонд "Гражданская инициатива"
ул. Енисейская, 137/1, тел.: 46-03-67

Первый заместитель
Министра здравоохранения
Челябинской области
М.Г.МОСКВИЧЕВА

Первый заместитель
Министра социальных отношений
Челябинской области
Т.М.ЧИРКОВА





Приложение № 2
к Механизму
медико-социально-психологического
сопровождения семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в том
числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа,
утвержденному
Приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области № 203,
Министерства социальных отношений
Челябинской области № 77
от 5 мая 2006 года

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА БЕРЕМЕННОЙ
______________________________________________________________
Дата заполнения ______________________________________________
1. Ф.И.О.: _______________________________________________________
2. Дата рождения/возраст: ________________________________________
3. Адрес проживания: _____________________________________________
4. Телефон (домашний/контактный): ________________________________
5. Семейное положение: ___________________________________________
6. Дети/возраст: _________________________________________________
7. Живете с (родителями, св. семьей, отдельно): __________________
8. Сколько человек проживает на одной жилплощади _________________
9. Жилищные условия ______________________________________________
10. Образование: _________________________________________________
11. Работа (есть/нет в настоящее время): _________________________
12. Учеба (нет, академический отпуск; если учится, то где): ______
______________________________________________________________
13. Источник дохода (зарплата, случайные заработки, иждивенчество,
пособие по безработице, пенсия по инвалидности, криминальный,
стипендия, другие); __________________________________________
14. Примечания по социальному статусу: ___________________________
______________________________________________________________
15. Состоит на учете в женской консультации (да/нет): ____________
16. Заключение: __________________________________________________
______________________________________________________________
17. Индивидуальный план работы ___________________________________
______________________________________________________________

Первый заместитель
Министра здравоохранения
Челябинской области
М.Г.МОСКВИЧЕВА

Первый заместитель
Министра социальных отношений
Челябинской области
Т.М.ЧИРКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru