Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <10.02.2006>
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые вести", 2006, № 3, февраль






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Транспортный налог установлен и введен в действие главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и Законом Челябинской области от 28.11.2002 № 114-ЗО "О транспортном налоге" (далее - Закон "О транспортном налоге").
1. В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса налоговые ставки по транспортному налогу установлены ст. 2 Закона "О транспортном налоге" в отношении типа и класса транспортного средства.
При рассмотрении вопросов, касающихся порядка определения видов транспортных средств и отнесения их к категории легковых автомобилей или автобусов, следует руководствоваться п. 5 Приложения 6 Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции по дорожному движению в г. Вена 08.11.68 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII, Приложением 3 Положения о паспортах транспортных средств, утвержденных приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 № 399/388/195.
При этом, установление категории транспортного средства производится органом по сертификации при выдаче "одобрения типа транспортного средства" в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 и зарегистрированными в Минюсте России 15.05.1998. Транспортные средства, сертифицированные как автомобили категории М2, относятся к категории "автобусы", транспортные средства, сертифицированные как автомобили категории М1, являются легковыми автомобилями. В случае разногласий налогового органа и налогоплательщика по вопросу определения категории транспортных средств и иных его характеристик для принятия решения может быть привлечен эксперт (ст. 95 Налогового кодекса). Экспертом может выступать завод-изготовитель.
Согласно ст. 137 Налогового кодекса каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в соответствии со ст. 138 Налогового кодекса.
2. Согласно ст. 3-1 Закона "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме авансового платежа за текущий налоговый период и об окончательной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, вручаемого налогоплательщику налоговым органом. Налоговое уведомление вручается физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны уплачивать законно установленный транспортный налог. Кроме того, согласно ст. 48 Налогового кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
3. Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.02.2001 № 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса законодательные органы субъекта РФ, вводя налог, полномочны определять порядок исчисления и сроки уплаты данного налога. Анализ содержания Закона "О транспортном налоге", действующего на территории Челябинской области, показывает, что в нем установлены все существенные элементы налога, предусмотренные п. 1 ст. 17 Налогового кодекса, в частности, порядок исчисления и порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей 3 Закона "О транспортном налоге". В связи с этим на Закон "О транспортном налоге" распространяется действие положений пункта 20 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, нарушение этого срока порождает предусмотренную статьей 75 Налогового кодекса обязанность налогоплательщика уплатить пени.
Исходя из изложенного, порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу установлен действующим законодательством, в связи с чем действия налогового органа в части начисления, предъявления и взыскания пени за задержку уплаты данных платежей в общеустановленном порядке правомерны.
Следует отметить, что разъяснения, данные Министерством финансов Российской Федерации в письме от 13.05.2005 № 03-06-04-04/23, в настоящее время не могут быть приняты за основание для отмены начисления пеней за просрочку уплаты налога по срокам, установленным региональным законодательством, так как положения Закона "О транспортном налоге", действующего на территории Челябинской области, в части уплаты авансовых платежей не признаны в судебном порядке не действующими и противоречащими главе 28 Налогового кодекса.
4. По определению ст. 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление "О госрегистрации ТС").
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрена обязанность собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются владельцы транспортных средств), в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, организации следует зарегистрировать имеющиеся транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после чего исчислять и уплачивать транспортный налог.
5. В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным и региональным законодательством не предусмотрено предоставление льготы по транспортным средствам, находящимся в ремонте, следовательно, в данном случае применяется обычный порядок налогообложения.
6. Согласно ст. 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта не включены.
7. Согласно ст. 357 Налогового кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" транспортные средства, являющиеся предметом лизинга, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.
Кроме того, возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению предусмотрена Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 № 59.
В письме Минфина РФ от 16.09.2005 № 03-06-04-04/39 также рассмотрена ситуация, когда транспортные средства зарегистрированы за лизингодателем и временно поставлены на учет по месту нахождения лизингополучателя.
Так как в данном случае условиями договора лизинга предусмотрена временная регистрация (постановка на учет) в ГИБДД автотранспортного средства на имя лизингополучателя (в соответствии с разделом X Правил), то плательщиком транспортного налога является лизингополучатель по месту временной государственной регистрации транспортных средств до момента снятия транспортных средств с регистрационного учета.
8. В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления "О госрегистрации ТС" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 3 ст. 362 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Таким образом, транспортное средство подлежит обложению транспортным налогом до момента снятия с учета независимо от его физического наличия или использования.
9. В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса в целях налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса, п. 1 ст. 3 Закона "О транспортном налоге" уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. Пунктом 5 ст. 83 Налогового кодекса определено, что местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации.
Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. При этом п. 77 Правил определено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указываются в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись "Филиал (представительство) и его наименование".
Статьей 19 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Таким образом, филиал российской организации не признается самостоятельным плательщиком транспортного налога, поскольку он не является юридическим лицом. Обязанности по исчислению и уплате транспортного налога в бюджет соответствующего субъекта РФ в отношении транспортного средства, расположенного по месту нахождения указанного филиала, возлагаются на головную организацию (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса).
10. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 363 Налогового кодекса).
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточки лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса.
В связи с этим п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, установлено, что в случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.

Начальник
отдела ресурсных,
имущественных
и прочих налогов
Управления ФНС РФ
по Челябинской области
А.ЗАГЕР


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru