Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 29.08.2005 по делу № А76-21268/05-59-665
Заявленные требования о признании недействительным в части уплаты НДС решения налогового органа удовлетворены, поскольку услуги по вывозу отработанного ядерного топлива являются вспомогательными услугами при оказании основных услуг поставки ядерного топлива и не подлежат налогообложению.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Уральского округа от 26.02.2006 № Ф09-799/06-С2 данное решение и постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Челябинской области по данному делу отменены. Дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2005 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение имеет номер А76-21268/05-59-665, а не 76-21268/05-59-665.
   ------------------------------------------------------------------

от 29 августа 2005 г. Дело № 76-21268/05-59-665

Резолютивная часть объявлена 9 августа 2005 г.

(Извлечение)

Судья: Харина Г.Н.
При ведении протокола судебного заседания судьей Хариной Г.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФГУП "Производственное объединение "Маяк" г. Озерск
к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области о признании частично недействительным решения № 15 от 05.05.2005 и недействительным требования № 271 от 11.05.2005 об уплате налога,
при участии в заседании:
от заявителя: К.И.К. - гл. бухгалтер ПО "Маяк" (доверенность о, паспорт),
М.И.П. - юрисконсульт (доверенность от 31.12.2004, пост; паспорт);
от ответчика: К.В.Е. - гл. специалист юр. отдела (доверенность, пост; удостоверение),
З.Т.Ф. - начальник отдела (доверенность пост; удостоверение),
Ф.О.Н. - гл. госналогинспектор юр. отдела (доверенность пост; удостоверение)

установил:

ФГУП "ПО "Маяк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения налогового органа № 15 от 05.05.2005 (в части уплаты НДС) и незаконным требования № 271 от 11.05.2005 об уплате налога и пени.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Услуги по вывозу отработанного ядерного топлива (ОЯТ) являются вспомогательными услугами при оказании основных услуг поставки ядерного топлива (ЯТ) и не подлежат налогообложению. Оказание услуг по вывозу ОЯТ является неотъемлемой частью российского экспорта ядерного топлива и осуществляется с территории зарубежных стран. Местом реализации услуг по вывозу радиоактивного отработанного ядерного топлива Российская Федерация не является.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Согласно п. 3 ст. 148 НК РФ, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг). Деятельность предприятия по контрактам связана с движимым имуществом на территории РФ (ОЯТ, спецтранспорт) и недвижимым имуществом (заводская переработка). Учитывая, что режим налогообложения при этом одинаков, местом реализации признается Российская Федерация. Разъяснения в письме ГНС 1998 г. Челябинской области не носят императивный характер и не исключают обязанности платить налоги.
Изучив представленные доказательства, заслушав стороны, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Озерска 10.05.2001.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области в период с 25.02.2005 по 13.04.2005 была проведена камеральная налоговая проверка по основной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость январь 2005 г., по результатам которой составлен акт от 13.04.2005.
В ходе проверки установлено, что ФГУП "ПО "Маяк", по мнению налогового органа, были совершены налоговые правонарушения, выразившиеся:
- в неправомерном неперечислении налога на добавленную стоимость в с 33439550 руб. за январь 2005 г. по контрактам № 235/98-01 от 01.06.1998 № 08843672/70046-09д от 20.03.1998.
На основании акта проверки заместителем руководителя МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области вынесено решение № 15 от 05.05.2005 о взыскании налога по НДС в размере 33439550 руб. и пени за несвоевременную уплату.
Согласно п. 1 контракта № 235/98-01 от 01.06.1998, заключенного между ФГУП "ПО "Маяк" и национальной атомной энергогенерирующей компанией "Энергоатом" (Украина), являющейся заказчиком, Предприятие (ФГУП "ПО "МАЯК") примет от заказчика на переработку отработанное ядерное топливо реакторов ВВЭР-440 Ровенской АЭС в виде отработавших тепловыделяющих сборок, ранее поставленные Россией в виде сборок из "свежего" урана. Согласно п. 1.2 указанного контракта предприятие возвратит, а заказчик примет отвержденные методом остекловывания высокорадиоактивные отходы, полученные от переработки отработавшего топлива. Возврат образовавшихся отходов производится Предприятием Заказчику не позднее, через 20 лет после приема отработавшего ядерного топлива. Возврат будет осуществляться по отдельному контракту. Заказчик несет расходы по транспортированию отработавших сборок по территории России, за промежуточное до переработки хранение и последующую переработку и хранение образовавшихся при этом радиоактивных отходов, кроме того, несет расходы по транспортированию отработавшего топлива по территории Украины. Право собственности на отработанное топливо переходит от Заказчика к Предприятию во время пересечения украино-российской границы.
В соответствии с п. 1 Дополнения № 10 от 13.10.2003 к данному контракту, Предприятие предоставило в 2003 году Заказчику услуги по вывозу рейсом № 2/2003, временному хранению и переработке отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР-440 ОП "Ровенская АЭС" в количестве 192 отработанных тепловыделяющих топливных сборок, ранее поставленных из России в виде необлученных топливных сборок, с последующим возвратом радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке, согласно п. 1.2 контракта.
В соответствии с контрактом № 08843672/70046-09д от 20.03.1998, Национальная электрическая компания (заказчик), г. София, и Внешнеэкономическое Акционерное Общество "Техснабэкспорт" (поставщик), г. Москва, принимает от заказчика на переработку ранее поставленное из России в виде "свежего" топлива отработанное ядерное топливо реакторов типа ВВЭР-440 АЭС "Козлодуй". Поставщик возвращает после регламентного хранения, а заказчик принимает отвержденные методом остекловывания высокорадиоактивные отходы, полученные при переработке отработанного топлива. Контракт по возврату данных отходов будет заключен не позднее, чем за 10 лет до начала возврата отходов. Агентский договор № 059/1 от 03.03.2003 заключен между ФГУП "ПО "Маяк" (Принципал) и Внешнеэкономическим акционерным обществом "Техснабэкспорт" г. Москва (Агент). По данному договору Агент от имени, по поручению и за счет Принципала осуществляет юридические и фактические действия по ввозу в Российскую Федерацию в 2003 г. облученных тепловыделяющих сборок реакторов типа ВВЭР - 440 АЭС "Козлодуй" (Болгария) в количестве 208 штук (ОЯТ) по контракту № 08843672/70046-09д от 20.03.1998, за соответствующее вознаграждение после отчета ВАО "Техснабэкспорт".
Цель государства, заказывающего услугу по переработке, хранению отработанного ядерного топлива получить в конечном итоге не товар, а услугу по вывозу ядерного топлива (данный факт установлен и отражен налоговым органом в акте камеральной проверки № 11 от 13.04.2005).
ФГУП "ПО "Маяк" полученное отработанное ядерное топливо учитывает на забалансовых счетах по полученному урану в килограммах. Согласно п. 5 Приказа об учетной политике № 180 от 30.06.2002 затраты по переработке ОЯТ учитываются на счете 20 "Основное производство" (субсчет-ОЯТ). Остаток по балансовому счету 20 (субсчет-ОЯТ) является стоимостью незавершенного производства на протяжении цикла переработки ОЯТ и извлечения сопутствующей продукции. Затраты по выпуску сопутствующей продукции исключаются из затрат комплекса переработки ОЯТ. Отходы, оставшиеся после извлечения сопутствующей продукции, после остекловывания учитываются по технологической ведомости, в бухгалтерском учете не учитываются.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается операция по реализации товаров (работ и услуг) на территории РФ. Согласно письма Государственной налоговой службы РФ от 15.04.1998 № 03-5-09/38 местом реализации услуг признаны страны дальнего зарубежья, куда экспортируется ядерное топливо. Согласно вышеуказанных контрактов реализация основных услуг (поставка "свежего" ядерного топлива и использование, в результате которого получено отработанное ядерное топливо) находится на территории Украины и Болгарии. Соответственно, данные услуги не подлежат налогообложению.
В силу п. 3 ст. 148 НК РФ, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг) (данный факт не оспаривается налоговым органом в акте проверки № 11 от 13.04.2005), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 773 принято 29.07.1995, а не 11.07.1995.
   ------------------------------------------------------------------

Кроме того, в соответствии с разделом 1 Постановления Правительства РФ от 11.07.1995 № 773 "Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов" и принятом 11.07.2003 Постановлением Правительства РФ № 418 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" при ввозе облученных сборок на таможенную территорию Российской Федерации, они помещаются под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения. Выпуск товаров для свободного обращения (импорт) - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (п. 6.1 раздела 3 Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ, утвержденной Приказом ГТК № 180 от 28.04.1994. ФГУП "ПО "Маяк" оформляет на ввезенный ОЯТ грузовые таможенные декларации, где в графе 1 "Тип декларации" указано: импорт 40. Данный факт сторонами не оспаривается. Согласно вышеуказанных контрактов Предприятие оказывает услуги по перевозке (предоставляет специально оборудованный транспорт п. 1.3 контракта 235/98-01 от 01.06.1998; п. 1.3 контракта № 08843672/70046-09д от 20.03.1998)
Таким образом, в соответствии с абз. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Доводы налогового органа о непредставлении заявителем нулевой декларации не могут служить основанием к отказу в заявленных требованиях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ФГКП "ПО "Маяк" обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.
   ------------------------------------------------------------------

Признать частично недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области от 05.05.2005 № 15 в части уплаты НДС в размере 33439550 руб. и пени в сумме 912575,75 руб. (п.... резолютивной части решения № 15), как не соответствующее нормам НК РФ.
Признать недействительным требование № 271 от 11.05.2005 об уплате налога в сумме 33405453 руб. и пени в размере 2521058,23 руб., как не соответствующее нормам НК РФ.
Возвратить ФГУП "ПО "Маяк" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб., уплаченную платежным поручением № 5688 от 21.06.2005.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Судья
Г.Н.ХАРИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru