Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.06.2005 по делу № А76-5765/05-7-532
Недополученные доходы являются убытками истца, носящими внедоговорной характер и подлежащими взысканию при наличии доказательств, подтверждающих противоправность поведения причинителя вреда, наличие и размер вреда, а также наличие причинной связи между первыми двумя элементами.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Уральского округа от 18.01.2006 № Ф09-4443/05-С5 данное решение и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2005 по данному делу оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2005 № А76-5765/05-7-532 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2005 г. Дело № А76-5765/05-7-532

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2005.
Мотивировочное решение изготовлено 28.06.2005.

(Извлечение)

Судья Зайцева В.И.;
при ведении протокола судебного заседания судьей Зайцевой В.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Челябоблкоммунэнерго", г. Челябинск к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Челябинской области, Министерству социальной защиты населения г. Челябинска, Управлению социальной защиты населения г. Копейска о взыскании 285375 руб.
при участии в заседании:
от истца: А.Г.В. - юриста
от ответчика: Р.Г.П. - зам. нач. отдела Е.Е.Ю. - юриста

установил:

Иск заявлен о взыскании убытков в виде неполученных доходов, возникших в связи с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О ветеранах" на основании ст. 1069 ГК РФ с Министерства Финансов Челябинской области в сумме 206642 руб. и по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 78733 руб. с Министерства финансов РФ.
Министерство финансов Челябинской области отклонило исковые требования, сославшись на то, что на субъекта Российской Федерации - Челябинскую область не возлагалась обязанность по финансовому обеспечению ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств областного бюджета. В части взыскания убытков по предоставлению льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" ответчик пояснил, что данные в подтверждение информации отсутствуют. Не представлено доказательство обращения в Управление социальной защиты населения г. Копейска для возмещения понесенных расходов в рамках указанного Закона.
Министерство социальной защиты населения Челябинской области исковые требования отклонило, сославшись на то, что денежные средства, выделенные в качестве субсидий по федеральным законам, полностью использованы по соответствующей статье.
Управление социальной защиты населения г. Копейска также сослалось на отсутствие свободных денежных средств.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд установил, что истец по роду своей деятельности является предприятием, поставляющим тепловую энергию населению города Копейска. На основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "О ветеранах" данным категориям граждан предоставлял льготы по оплате потребленной тепловой энергии в размере 50 % от стоимости тепловой энергии. За 2002 год и 2003 год льгот по вышеуказанной категории предоставлено на сумму 285375 руб. 46 коп., что подтверждается списками соответствующих лиц и актами сверок по предоставлению льгот, составленными с Управлением социальной защиты населения г. Копейска.
В соответствии со ст. 17 Закона истец при взимании платы за потребленную тепловую энергию с инвалидов 1, 2 и 3 групп и семей, имеющих детей - инвалидов, предоставлял льготу в размере 50 %, в результате чего недополучил доходы, которые подлежали возмещению в установленном законом порядке.
Согласно ст.ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ недополученные доходы являются убытками истца, носящими внедоговорной характер и подлежащими взысканию при наличии доказательств, подтверждающих противоправность поведения причинителя вреда, наличие и размер вреда, а также наличие причинной связи между первыми двумя элементами.
Законом не установлен источник компенсирования (соответствующий бюджет) энергоснабжающим и эксплуатирующим организациям затрат на предоставление льгот инвалидам, а обязанность по определению порядка предоставления и компенсирования льгот возложена на Правительство Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 утверждены "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Правила), пунктом 16 которых источник и порядок компенсирования расходов, связанных с предоставлением льгот, поставлены в зависимость от того, в каком жилищном фонде проживают льготные категории граждан.
Статьей 54 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.01 № 194-ФЗ в составе расходов федерального бюджета сформирован Фонд компенсаций для финансирования расходов, в том числе на реализацию Закона (далее - Фонд).
Таким образом, источником финансирования расходов по предоставлению льгот инвалидам в 2002 и 2003 годах являлся федеральный бюджет.
В соответствии с п. 16 Правил, Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.03.02 № 143 был утвержден порядок использования средств, выделяемых областному бюджету из Фонда в виде субсидии и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Закона, а также определены объемы финансирования текущих расходов на реализацию Закона в 2002 году за счет средств, выделяемых из Фонда, по видам услуг и по муниципальным образованиям.
Все денежные средства, поступившие из федерального бюджета в бюджет области на эти цели в 2002 - 2003 годах, были распределены полностью.
Некомпенсированные расходы истца по предоставлению льгот (выпадающие доходы) являются убытками, которые возникли в результате недостаточности выделения средств для компенсации льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг по реализации Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких условиях убытки истца в сумме 78733 руб. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" подпункт 6 статьи 10 отсутствует, имеется в виду подпункт "б" пункта 2 статьи 10.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с п. 2 п.п. 6 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на льготную оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно данным Министерства социальной защиты населения Челябинской области и Управления социальной защиты населения г. Копейска все выделенные денежные средства использованы по назначению.
Следовательно, в 2002 г. и 2003 г. из областного бюджета на финансирование расходов на реализацию льгот, установленных названным законом, производилось не в полном объеме. Отсутствие названных средств в бюджете области не снимает ответственность с ответчика по возмещению убытков за счет средств субъекта Российской Федерации, так как на нем лежит обязанность по возмещению расходов по ФЗ "О ветеранах".
Истцом подтвержден факт предоставления в 2002 г. и 2003 г. льгот ветеранам, проживающим на указанной территории в размере 206642 руб. (акты сверки с управлением социальной защиты населения г. Копейска, ведомости учета, списки граждан).
Непредоставление истцу соответствующих компенсаций нарушает право собственности ОАО "Челябоблкоммунэнерго", противоречит ст.ст. 8, 35 Конституции РФ, ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащей применению в соответствии со ст. 7 ГК РФ, п. 1 ст. 1 ГК РФ, в связи с чем требования истца о взыскании с Министерства финансов Челябинской области 206642 руб. подлежат удовлетворению.
В иске к Министерству социальной защиты населения Челябинской области и Управлению социальной защиты населения г. Копейска следует отказать.
На основании ст. 333.37 НК РФ органы местного самоуправления, действующие в защиту государственных или общественных интересов освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 110 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Челябоблкоммунэнерго" ущерб в сумме 78733 руб., возникший от предоставления льгот гражданам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Взыскать с Министерства финансов Челябинской области в пользу ОАО "Челябоблкоммунэнерго" ущерб 206442 руб., возникший в связи предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О ветеранах".
В иске к Министерству социальной защиты населения Челябинской области и Управлению социальной защиты населения г. Копейска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.

Судья
В.И.ЗАЙЦЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru