Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 14.11.2007 № 18
"О МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЮ РИСКА ОТ ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2007 г. № 18

О мерах по ограничению доз облучения населения и снижению
риска от природных источников в Челябинской области

Я, Главный государственный санитарный врач по Челябинской области А.И. Семенов, проанализировав за 2003 - 2006 года состояние обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области от природных источников ионизирующего излучения и принимаемые меры по снижению риска от воздействия на население природных источников ионизирующего излучения в бытовой и производственной сфере по итогам радиационно-гигиенической паспортизации Челябинской области и данных форм федерального государственного статистического наблюдения о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона, а также во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко за № 58 от 20.08.2007 "О мерах по ограничению доз облучения населения и снижению риска от природных источников"
УСТАНОВИЛ:

Природные источники вносят значимый вклад в дозу облучения населения области и представляют наибольший потенциальный риск негативных последствий для здоровья населения среди других видов ионизирующего излучения. Вклад природного облучения в среднюю суммарную эффективную дозу населения Челябинской области в 2006 году возрос до 85,02 % с 78,8 % в 2003 году. В Российской Федерации вклад в дозу облучения населения природных источников составляет в среднем 74,8 %. Доза облучения населения за счет природных источников облучения определяется внешним облучением, которое обусловлено гамма-фоном и космическим облучением. Внутреннее облучение населения в основном обусловлено ингаляцией радоном. Усредненная эффективная доза природного облучения от всех источников составила в 2006 году для жителя Челябинской области 3,44 куб. м в/год. Коллективная эффективная доза за счет природных источников для населения Челябинской области в 2006 году составила 11579,37 чел.-Зв. На территории области 2450 скоплений естественных радионуклидов. Размер выявленных скоплений варьируется от точечных до площадных. Распределены они на территории области преимущественно в центральной части и простираются с севера на юг области. Наиболее значимые для формирования доз внешнего облучения населения аномалии высокой радиоактивной минерализацией коренных пород: Аяцкое, Борисовское и Анненское. Ведущими факторами облучения населения Челябинской области от природных источников является, прежде всего, радон в воздухе помещений, на долю которого приходится 38,2 % от суммарной коллективной эффективной дозы облучения населения от всех источников радиоактивного воздействия. По рейтингу радонового потенциала выделяются следующие геологические провинции: Вишневогорская-Ильменогорская, Юго-Коневская, Челябинско-Джабыкская и Кацбахско-Суукдинская, в Миасско-Кыштымском, Челябинском, Качкарском и Джабыкском участках вышеназванных геологических провинций. Однако органы исполнительной власти муниципальных образований Челябинской области не всегда учитывают специфику территории Челябинской области по гамма фону и содержанию почвенного радона. Отвод земельных участков под строительство и реконструкцию объектов в бытовой и производственной сфере утверждают без оценки гамма фона и почвенного радона участка. Так, за 9 месяцев 2007 года только администрацией г. Челябинска утверждено около 700 землеотводных документов, среди них 150 актов выбора земельных участков, не прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу на соответствие требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" и СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99), СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)" и др. Данная недоработка приводит к повышенному облучения населения от радона в жилых существующих помещениях.
Четвертый по значимости фактор, влияющий на величину эффективной дозы природного облучения населения до 0,108 куб. м в/год, являются естественные радионуклиды (ЕРН) с питьевой водой. В 2004 году при обследовании источников питьевого водоснабжения обнаружено несколько скважин, вода которых значительно превышает регламент по радону и ЕРН, что объясняется вышеуказанной спецификой территории области по природному радиационному фактору. Так, в источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Чесменского района (Чесма, Беловка, Калиновка, Баландино, Новоукраинка, Тарасовка, Порт-Артур, Черноборский), Карталинского (Карталы, Анненское) и Пластовского (Пласт, Борисовка, Кабанка, Демарино, В. Санарка) выявлены превышения уровней вмешательства по радону-222, а в н.п. Беловка Чесменского района и В. Санарка, Борисовка, Демарино Пластовского района по радию - 226 и урану - 238. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль владельцами источников питьевого водоснабжения за качеством питьевой воды по радиационному фактору проводится только по предварительной оценке. Ежегодно около 30 % исследованных проб воды превышают показатель суммарной альфа-активности 0,1 Бк/л и требуют проведения развернутого радионуклидного анализа для расчета дозовой нагрузки на население от воды. Не ведется контроль за материалами, используемыми в качестве фильтров для очистки воды, что является нарушением требований санитарных правил НРБ-99, ОСПОРБ-99.
В целях обеспечении радиационной безопасности населения при воздействии природных источников излучения, снижения доз облучения населения и риска негативных последствий и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., № 14, ст. 1650) и от 9 января 1996 года № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 3, ст. 141)
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать Правительству Челябинской области:
1.1. Заслушать вопросы состояния радиационной безопасности населения Челябинской области от воздействия природных источников излучения на заседании Министерство радиационной и экологической безопасности.
1.2. Разработать региональную программу по ограничению облучения населения Челябинской области от природных источников ионизирующего излучения.
1.3. Составлять радиационно-гигиенический паспорт Челябинской области с учетом данных форм Федерального государственного статистического наблюдения 1, 2, 3, 4-ДОЗ по Челябинской области.

2. Органам исполнительной власти муниципальных образований Челябинской области рекомендовать:
2.1. Заслушать вопросы состояния радиационной безопасности населения от воздействия природных источников излучения на заседаниях органов исполнительной власти муниципальных образований Челябинской области.
2.2. Обеспечить выдачу разрешительных документов по выбору земельного участка только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на участок. Принимать в эксплуатацию объекты нового строительства и реконструкции при наличии данных радиационного контроля и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие "Гигиенических требований по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" и НРБ-99, ОСПОРБ-99.
2.3. Провести радиационно-гигиеническую паспортизацию районов Челябинской области с аномально высокой радиоактивной минерализацией коренных пород с оформлением радиационно-гигиенических паспортов.
2.4. Обеспечить население Челябинской области питьевой водой в соответствии с требованиями СП 2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения", НРБ-99.
2.5. Информировать население о качестве подаваемой питьевой воды.

3. Организациям, независимо от их организационно-правовой формы, эксплуатирующим водопроводы питьевого водоснабжения, обеспечить:
3.1. Осуществление производственного контроля за показателями радиационной безопасности питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами.
3.2. Обязательный радиационный контроль фильтрующих материалов, использующихся в составе систем водоочистки.
3.3. Своевременную замену фильтрующих материалов, не допуская накопление в них природных радионуклидов выше уровней, позволяющих отнести их к радиоактивным отходам.
3.4. Обращение с отработанными фильтрующими материалами в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

4. Организациям, использующим и/или производящим минеральное сырье, изделия с повышенными уровнями природных радионуклидов, обеспечить контроль за показателями радиационной безопасности используемой и выпускаемой продукции, а также безопасными условиями труда.

5. Организациям независимо от их организационно правовой формы и их обособленным подразделениям, имеющим аккредитованные лаборатории радиационного контроля, обеспечить:
5.1. Сбор информации и ведение формы Федерального государственного статистического наблюдения 4-ДОЗ "О дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона".
5.2. Сдачу отчета по форме Федерального государственного статистического наблюдения № 4-ДОЗ в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" к 1 апреля ежегодно.

6. Главному врачу ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" А.П. Гаврилову обеспечить:
6.1. Сбор информации по форме Федерального государственного статистического наблюдения 4-ДОЗ от организаций независимо от их организационно-правовой формы и их обособленным подразделениям, имеющим аккредитованные лаборатории радиационного контроля до 1 апреля ежегодно.
6.2. Формирование банка данных и отчет по форме Федерального государственного статистического наблюдения 4-ДОЗ "О дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона" по Челябинской области.
6.3. Расшифровку радионуклидного состава в источниках и разводящей системе питьевого водоснабжения.
6.4. Расчет и оценку дозовой нагрузки на население области от всех видов природных источников ионизирующего излучения, в том числе от воды, с учетом радионуклидного состава питьевой воды.

7. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Главный государственный
санитарный врач
по Челябинской области
А.И.СЕМЕНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru