РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 22.02.2005 № 43/3
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2005 ГОД"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2005 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2005, выпуск № 15, (февраль),
"Челябинск за неделю", № 7, 25.02.2005
Утратил силу в связи с истечением срока действия (Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15).
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 6 данного документа).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2005 г. № 43/3
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
НА 2005 ГОД"
В соответствии с Уставом города Челябинска, решением Челябинской городской Думы от 28.12.2004 № 42/2 "О бюджете города Челябинска на 2005 год" с целью стабилизации социальной обстановки, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономической поддержки малообеспеченных граждан города, Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "О социальной поддержке населения города Челябинска на 2005 год" (приложение).
2. Внести настоящее решение в раздел 12 "Городские целевые программы" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.
3. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы осуществляется в пределах средств, выделенных на 2005 год по разделу "Социальная политика".
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города Еналеева А.Х.
5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 22 февраля 2005 г. № 43/3
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
НА 2005 ГОД"
Паспорт
городской целевой программы "О социальной поддержке
населения города Челябинска на 2005 год"
------------------T----------------------------------------------------------¬
¦Полное ¦Городская целевая программа "О социальной поддержке ¦
¦наименование ¦населения города Челябинска на 2005 год" ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Основания для ¦1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О ¦
¦решения о ¦дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот ¦
¦разработке ¦и детей, оставшихся без попечения родителей". ¦
¦программы ¦2. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О ¦
¦ ¦минимальном размере оплаты труда". ¦
¦ ¦3. Постановление Губернатора Челябинской области от 20 ¦
¦ ¦октября 2004 г. № 563 "Об установлении величины ¦
¦ ¦прожиточного минимума на душу населения по основным ¦
¦ ¦социально-демографическим группам населения Челябинской ¦
¦ ¦области за 3 квартал 2004 года". ¦
¦ ¦4. Закон Челябинской области от 10 октября 2001 г. № 36-ЗО¦
¦ ¦"О потребительской корзине в Челябинской области". ¦
¦ ¦5. Устав города Челябинска ¦
¦ ¦6. Решение Челябинской городской Думы от 28.12.04 № 42/2 ¦
¦ ¦"О бюджете города Челябинска на 2005 год" ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление социального развития Администрации города ¦
¦разработчики ¦Челябинска ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Срок реализации ¦2005 год ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Цель программы ¦Создание на муниципальном уровне системы социальной и ¦
¦ ¦экономической поддержки малообеспеченных многодетных, ¦
¦ ¦неполных семей (в том числе с детьми-инвалидами), лиц с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, ¦
¦ ¦детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦1. Адресная помощь населению. ¦
¦программы ¦2. Внедрение новых технологий работы с семьей, лицами с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми. ¦
¦ ¦3. Организационная и культурно-массовая работа. ¦
¦ ¦4. Повышение профессиональной подготовки, квалификации ¦
¦ ¦кадров, работающих в социальной сфере города. ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦1. Оказание адресной материальной и натуральной помощи ¦
¦основных ¦малообеспеченным гражданам города. ¦
¦мероприятий ¦2. Обеспечение горячим питанием малообеспеченных граждан ¦
¦ ¦в муниципальных столовых. ¦
¦ ¦3. Оказание социальных услуг. ¦
¦ ¦4. Выплата муниципальных пособий. ¦
¦ ¦5. Организация и проведение городских благотворительных ¦
¦ ¦мероприятий. ¦
¦ ¦6. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и ¦
¦ ¦подростков. ¦
¦ ¦7. Информационное и методическое обеспечение отрасли. ¦
¦ ¦8. Финансовая помощь городскому и районным советам ¦
¦ ¦ветеранов. ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦1. Управление социального развития Администрации города ¦
¦основных ¦Челябинска. ¦
¦мероприятий ¦2. Управления социальной защиты населения администраций ¦
¦ ¦районов города. ¦
¦ ¦3. Районные комплексные центры социального обслуживания ¦
¦ ¦населения. ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Объем и ¦Городской бюджет - 56309 тыс. руб. ¦
¦источники ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Снижение социальной напряженности, обеспечение ¦
¦результаты ¦дополнительной социально-экономической поддержки ¦
¦реализации ¦населения города. ¦
¦программы ¦ ¦
L-----------------+-----------------------------------------------------------
I. Общие положения
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2010 года основная цель развития города - улучшение качества жизни всех слоев населения и развитие человеческого потенциала жителей города на основе эффективной и сбалансированной экономики современного инновационного типа, благоприятной среды обитания жителей города, политической и социальной стабильности.
В настоящее время в Российской Федерации установилась основная тенденция развития системы социальной защиты населения, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ различных уровней (федерального, регионального, муниципального), направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления остается актуальной.
Программа социальной поддержки населения города Челябинска - система гарантированного администрацией города комплекса мер, направленных на дополнительную поддержку малообеспеченных неполных, многодетных семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.
Мероприятия программы являются дополнительными мерами социальной помощи и поддержки к действующим федеральным законам и областным целевым программам.
II. Обоснование необходимости принятия программы
Социально-экономическая ситуация в городе Челябинске, как и в большинстве городов Российской Федерации, характеризуется некоторыми негативными особенностями, связанными с процессом рыночных преобразований, демографическими изменениями, соотношением роста величины прожиточного минимума и размеров заработной платы и пенсий:
1. Устойчивая тенденция старения населения. Начиная с 1992 года, в городе Челябинске начался процесс депопуляции населения (превышение показателей смертности над рождаемостью). Смертность в городе растет почти в 1,5 раза быстрее, чем рождаемость. Естественная убыль населения выросла с 1375 человек в 1992 году до 5050 человек в 2003 году, что составляет увеличение в 3,7 раза. В результате снижения рождаемости уменьшается численность детей и подростков, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста, процесс старения населения усиливается. По состоянию на 01.01.2005 в городе проживает 216265 получателей пенсий старше трудоспособного возраста (19,7 % от общей численности населения).
2. Демографические процессы во многом связаны с состоянием здоровья населения. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше по сравнению с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 % пенсионеров по старости нуждается в медико-социальной помощи.
3. Усугубление кризиса института семьи: снижение роли семьи в воспитании детей, усиление конфликтности отношений между родителями и детьми. Утрата идеалов, ценностей, падение нравов, моральных устоев и принципов, снижение личной ответственности людей увеличивают долю внебрачных детей, бракоразводных процессов. По-прежнему актуальной остается проблема, связанная с детской безнадзорностью.
В течение 2002 и 2003 годов было проведено 17 общегородских оперативно-профилактических рейдов по обнаружению безнадзорных детей на улицах города, в общественных местах, на торговых площадях, рынках и других местах их концентрации и обследованию неблагополучных семей. В ходе рейдов задержано в 2002 году - 681 человек, в 2003 году - 382 несовершеннолетних.
По состоянию на 01.07.2004 в городе Челябинске проживало 887 семей, находящихся в социально-опасном положении, в них 1152 ребенка.
В 2002 году реабилитацию в социально-реабилитационных центрах прошло 492 ребенка, в 2003 году - 502 ребенка, в 2004 году - 464 несовершеннолетних.
Ежегодно, вследствие уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, ведения родителями асоциального образа жизни, без попечения родителей остаются более 800 детей (2001 год - 851 ребенок, 2002 год - 867 детей, 2003 год - 829 детей).
III. Цель и задачи программы
Цель программы: создание на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных многодетных, неполных семей и т.д.
Задачи программы:
- установление дополнительной адресной поддержки нетрудоспособным и нуждающимся гражданам в виде: денежных выплат (пособия, компенсации), натурального обеспечения (продукты питания, одежда и обувь, мягкий инвентарь, санитарно-гигиенические товары), обеспечения горячим питанием в муниципальных столовых города, предоставления социальных услуг, организации летнего отдыха детей и подростков;
- внедрение технологий по работе с семьей, лицами с ограниченными возможностями, пожилыми гражданами;
- укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач по социальной поддержке населения города;
- совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров, работающих в муниципальных органах и учреждениях социального обслуживания населения.
IV. Основные принципы социальной поддержки населения
Основными принципами социальной поддержки населения являются: адресность, дифференцированность, гарантированность, комплексность, самостоятельность и принцип социального реагирования.
Принцип адресности - предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Принцип дифференцированного подхода - предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от места проживания, условий проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов.
Принцип гарантированности - предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на нее право.
Принцип комплексности - предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот).
Принцип самостоятельности - предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в организации и проведении мероприятий по оказанию социальной поддержки населению в сочетании с централизованными мероприятиями.
Принцип социального реагирования - предполагает корректировку мероприятий, размера помощи и категорий льготников при изменении социально-экономической ситуации.
V. Основные мероприятия программы социальной поддержки
населения города Челябинска на 2005 год
Реализация комплекса мер, предусмотренных программой поддержки населения города Челябинска на 2005 год, способствует:
- стабилизации социальной обстановки в городе, снижению социальной напряженности;
- обеспечению дополнительной социально-экономической поддержки лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семей, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных многодетных, неполных семей, детей-сирот и т.д.;
- повышению эффективности работы муниципальных учреждений в сфере социального обслуживания населения, совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации кадров;
- привлечению внимания общественности к проблемам семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот.