Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 22.02.2005 № 43/2
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2005, выпуск № 15, (февраль)


Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 23.08.2005 № 5/25, вступающего в силу со дня официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 6 данного документа).



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2005 г. № 43/2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Челябинска, Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение об организации работы по опеке и попечительству в городе Челябинске (приложение).

2. Считать утратившими силу решения Челябинской городской Думы от 18.08.98 № 27/3 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Челябинске", от 26.10.2004 № 40/12 "О внесении изменений и дополнений в решение Челябинской городской Думы от 18.08.98 № 27/3 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Челябинске".

3. Внести настоящее решение городской Думы в раздел 9 "Социальная политика" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.

4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителей Главы города Еналеева А.Х. и Коваленко А.Н.

5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.)

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ





Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 22 февраля 2005 г. № 43/2

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

Настоящее Положение разработано на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Челябинска и других нормативных правовых актах, составляющих правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Положении

Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Граждане, нуждающиеся в государственной защите - недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семьях, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов городского самоуправления.
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Права и интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Безвестно отсутствующий - гражданин, который по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Опека - форма защиты прав и интересов малолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство - форма защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека либо попечительство.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие опекунские или попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных.
Усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Положения.

Статья 2. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства в городе Челябинске являются органы городского самоуправления.

Статья 3. Основные цели и задачи органов опеки и попечительства

1. Основной целью органов опеки и попечительства является всесторонняя защита прав и интересов граждан, нуждающихся в государственной защите.
2. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в государственной защите;
2) защита личных и имущественных прав, а также интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;
3) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей.

Статья 4. Организация работы по опеке и попечительству

1. Осуществление функций по опеке и попечительству:
1) в отношении граждан, нуждающихся в государственной защите, возлагается на администрации районов в городе;
2) в отношении имущества гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, возлагается на глав администраций районов в городе.
2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Положением глава администрации района возлагает выполнение этой работы на уполномоченные им органы и учреждения (далее - службы).
3. Компетенция уполномоченных служб по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Положением.
4. К числу уполномоченных служб (организаций) относятся Управления социальной защиты населения районов в городе, органы управления образованием, органы здравоохранения, учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, органы внутренних дел, администрации районов, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.

Статья 5. Компетенция Управления социального развития Администрации города Челябинска

К компетенции Управления социального развития Администрации города Челябинска относится:
1. координация работы, контроль за исполнением функций по опеке и попечительству в отношении граждан, нуждающихся в государственной защите;
2. методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства;
3. разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по опеке и попечительству.

Статья 6. Компетенция Главы администрации района

К компетенции Главы администрации района в городе по осуществлению опеки и попечительства в отношении граждан, нуждающихся в государственной защите, относится:
1. издание распоряжений по следующим вопросам:
1) о признании ребенка, гражданина нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Положением);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об установлении опеки (попечительства);
5) об освобождении, отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;
6) о прекращении опеки (попечительства);
7) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
8) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
9) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих гражданину, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
10) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
11) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
13) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
14) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным;
15) издание иных правовых актов в отношении защиты прав граждан, нуждающихся в государственной защите, в соответствии с действующим законодательством.
2. заключение договоров:
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом.

Статья 7. Компетенция Управлений социальной защиты населения администраций районов

1. Управления социальной защиты населения администраций районов являются уполномоченными службами по опеке и попечительству на территории района в городе и создают в своей структуре отделы по опеке и попечительству.
2. Функции районных Управлений социальной защиты населения как уполномоченных служб в отношении несовершеннолетних:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, формируют и передают в установленном законом порядке в региональный банк данных сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
2) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, по вопросам отмены усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
3) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
4) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна либо попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна либо попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна либо попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
5) ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых установлена опека или попечительство;
6) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном либо попечителем своих прав в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
7) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Губернатором Челябинской области;
8) в установленном законом порядке участвуют в заседаниях судов по делам подопечных;
9) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения, обучения и трудоустройства подопечных;
10) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка не реже двух раз в год;
11) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
12) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в образовательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социального обслуживания;
13) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в случаях невозможности в установленные Гражданским кодексом Российской Федерации сроки назначить опекуна или попечителя;
14) ведут учет граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном законом порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
17) осуществляют подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) готовят заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
20) дают в установленном законом порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
21) обращаются с исковыми заявлениями в суд о лишении (ограничении) родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;
22) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
23) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
24) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;
25) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
26) участвуют в исполнении решений судов об отобрании детей и передаче их другому лицу (лицам) в порядке, установленном статьей 79 Семейного кодекса Российской Федерации;
27) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным;
28) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
29) сотрудничают с общественностью при организации работы по опеке и попечительству;
30) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
3. Функции районных Управлений социальной защиты населения как уполномоченных служб в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными:
1) организуют и осуществляют выявление и учет граждан с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
2) обращаются с исковым заявлением в суд о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
3) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
4) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей;
5) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в случаях невозможности в установленные Гражданским кодексом Российской Федерации сроки назначить опекуна или попечителя;
6) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
7) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) принимают меры по защите жилищных прав подопечных;
9) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном своих прав в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
11) осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
12) готовят документы для разрешения на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
13) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
14) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.

Статья 8. Компетенция органов управления образованием и образовательных учреждений

1. Управление по делам образования города обеспечивает исполнение требований законодательства о содержании и воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования.
2. К функциям образовательных учреждений относятся:
1) выявление несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информирование органов опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетних;
2) оказание содействия в подготовке документов, необходимых для установления социального статуса несовершеннолетнего;

Статья 9. Компетенция органов и учреждений здравоохранения

1. К функциям органов здравоохранения относится:
1) обеспечение исполнения требований законодательства о содержании и воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы здравоохранения;
2) содействие в организации медицинских наблюдений, обследований несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
3) осуществление содействия органам опеки и попечительства при устройстве лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрические или психоневрологические лечебные учреждения.
2. К функциям учреждений здравоохранения относится:
1) организация медицинских наблюдений, обследований несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
2) выявление и учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки.

Статья 10. Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства

1. Для обеспечения эффективной работы по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, устройству детей на воспитание в семью, а также охраны их прав и законных интересов, устанавливается количественный норматив из расчета - 1 специалист по охране прав детей на 5 тысяч человек детского населения района (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), но не менее трех должностей на район.
2. Для обеспечения эффективной работы по охране прав совершеннолетних недееспособных, ограниченно дееспособных и дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве, устанавливается количественный норматив специалистов из расчета 2 ставки на 100 тысяч взрослого населения, но не менее 1 должности на район.

Статья 11. Финансирование опекаемых и подопечных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Размер ежемесячного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой либо попечительством, определяется по нормативу, установленному Губернатором Челябинской области.
2. Пособие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, назначается с момента признания ребенка нуждающимся в государственной защите и возникновения оснований, в установленном законом порядке.
3. Выплата ежемесячного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, производится органами социальной защиты населения районов в городе.

Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Положения

Должностные лица органов городского самоуправления, уполномоченных служб (организаций), учреждений несут ответственность за несоблюдение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Положения

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru