Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 24.06.2003 № 27/2
(ред. от 02.09.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2003, выпуск № 2, (март - июнь),
"Челябинск за неделю", № 25, 11.07.2003.



Изменения, внесенные Решением Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27, вступают в силу со дня его официального опубликования.



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2003 г. № 27/2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

(в ред. Решений Челябинской городской Думы
от 28.02.2006 № 10/11, от 29.05.2007 № 22/4,
от 02.09.2008 № 33/27)

В целях приведения Правил охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске в соответствие с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Челябинска Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:

1. Утвердить Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске (приложение).

2. Считать утратившими силу решения Челябинской городской Думы:
1) от 08.02.2000 № 51/4 "О Правилах охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске";
2) от 18.12.2001 № 11/13 "О внесении изменений и дополнений в Решение Челябинской городской Думы от 08.02.2000 № 51/4 "О Правилах охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске".

3. Внести настоящее Решение в раздел 5 "Земельные отношения и природопользование" Нормативно - правовой базы городского самоуправления Челябинска.

4. Ответственность за исполнение настоящего Решения возложить на заместителя Главы города Тупикина В.А.

5. Контроль исполнения настоящего Решения поручить постоянной комиссии городской Думы по городскому хозяйству и муниципальной собственности (Овчинников С.Г.).

6. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 24 июня 2003 г. № 27/2

ПРАВИЛА
ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ
ЧЕЛЯБИНСКЕ

(в ред. Решений Челябинской городской Думы
от 28.02.2006 № 10/11, от 29.05.2007 № 22/4,
от 02.09.2008 № 33/27)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске (далее - Правила) регулируют отношения по охране и содержанию зеленых насаждений в городе Челябинске.
Требования по разработке проектной документации на строительство объектов озеленения, их созданию и приемке, содержанию зеленых насаждений, уходу за деревьями, кустарниками, газонами, цветниками установлены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 № 153.

2. Правила действуют на всей территории города Челябинска и являются обязательными для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

3. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, а также гражданским, земельным, природоохранным, лесным, жилищным, градостроительным законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

II. Основные термины и определения

Зеленые насаждения - совокупность лесной, древесно - кустарниковой и травянистой растительности (цветочно - декоративные растения и газоны) на территории города.
Озелененная территория - участок земли, покрытый не менее чем на 70 % лесной, древесно - кустарниковой и травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения. Озелененная территория - важнейший элемент планировочной структуры города, включающий в себя совокупность всех существующих и вновь создаваемых зеленых насаждений в их архитектурно - планировочном и композиционном единстве.
Зеленый фонд - совокупность озелененных территорий разного вида и назначения независимо от форм собственности на них.
Особо охраняемые природные территории и объекты (особо охраняемые зеленые насаждения) - зеленые массивы, зеленые группы и одиночные объекты зеленых насаждений, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования, и для которых, в соответствии с законом, установлен режим особой охраны.
Зеленый массив - значительная по площади (не менее 0,5 га) озелененная территория, занятая группой однопородных или разнопородных деревьев и кустарников, включающая более 50 экземпляров древесно - кустарниковых растений.
Зеленая группа - озелененная территория, представляющая собой основной элемент композиции объекта озеленения, имеющий первостепенное значение в построении пейзажа, включающая до 30 экземпляров древесно - кустарниковых растений.
Рядовая посадка - озелененная территория, состоящая из линейно вытянутых однорядных или многорядных посадок деревьев и кустарников вдоль тротуаров, улиц, проспектов, автомобильных шоссе, железных дорог и других линейных объектов.
Бордюр - полоса шириной 10 - 50 см, в которой размещены цветочные, травянистые растения или кустарники, высаживаемые рядами высотой до 0,5 м.
Живая изгородь - посадка из деревьев или кустарников, свободно растущих или формируемых с целью получения сомкнутых непроницаемых зеленых полос высотой от 0,5 м и выше.
Газон - участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью (дерновый покров). Газоны подразделяются на партерные, обыкновенные, луговые, спортивные.
Озелененные территории общего пользования - территории, использующиеся для рекреации всем населением города, в том числе:
Городские леса - участки естественных лесных массивов.
Лесопарки - участки городских лесов, предназначенные для активного и пассивного отдыха населения.
Парки - значительные по площади зеленые массивы не менее 10 га, рассчитанные на продолжительное пребывание посетителей.
Сады - зеленые массивы площадью от 3 до 10 га, рассчитанные на продолжительное пребывание посетителей.
Скверы - компактные зеленые массивы площадью от 0,3 до 0,5 га, предназначенные для кратковременного отдыха населения, планировочной организации и декоративного оформления территорий.
Бульвары - зеленые массивы, размещаемые между элементами улиц и предназначенные для кратковременного отдыха и организации пешеходных потоков среди зеленых насаждений. Бульваром считается полоса, расположенная по оси улицы не менее 18 м шириной, полоса между элементами улиц не менее 10 м.
Пешеходные аллеи - рядовые посадки вдоль улиц, проспектов, набережных шириной менее 10 м.
Озелененные территории ограниченного пользования - озелененные территории жилой, общественной и производственной застройки, используемые для пребывания и отдыха отдельных групп населения, проживающего или работающего на данной территории.
Озелененные территории специального назначения - зеленые насаждения водоохранных зон, санитарно - защитных зон и защитных полос, кладбищ, мемориальных комплексов, питомников и оранжерейно - парниковых хозяйств.
Содержание зеленых насаждений - комплекс мероприятий по охране озелененных территорий, уходу и воспроизводству зеленых насаждений, осуществляемых собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий.
Уход за зелеными насаждениями - комплекс агротехнических мероприятий, который включает в себя уход за почвой и подземной частью деревьев (полив, рыхление приствольных лунок, удобрение, борьба с сорной растительностью, мульчирование, утепление корневой системы на зиму) и уход за надземной частью или кроной (обрезка, обмыв и дождевание, борьба с вредителями и болезнями и др.).
Реконструкция зеленых насаждений - комплекс агротехнических мероприятий по замене больных и усыхающих деревьев и кустарников, улучшению породного состава.
Обрезка древесно - кустарниковой растительности:
Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом и отходящих от центрального ствола под острым углом или вертикально, во избежание их обламывания и образования ран на стволе, а также удаления ветвей, создающих опасность повреждения наземных линий, коммуникаций и т.д.
Формовочная обрезка предназначена для придания кроне более красивого вида, выравнивания высоты растений, сохранения естественной или искусственной формы.
Омолаживающая обрезка предназначена для омолаживания кроны старых деревьев.
Повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, не влекущее прекращение роста.
Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.
Снос зеленых насаждений - снос (пересадка) деревьев, кустарников, цветников, газонов, выполнение которого объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, обслуживания инженерного благоустройства, надземных коммуникаций, создания качества окружающей среды, отвечающего нормативным требованиям инсоляции жилых и общественных помещений, оформленный в установленном порядке.
Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен снесенных, уничтоженных или поврежденных.
Компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при сносе, повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений и оценку экологического ущерба.
Орган управления зеленым фондом - структурное подразделение Администрации города Челябинска, на которое Главой города возложено выполнение функций комплексного управления зеленым фондом города, охраны, защиты и воспроизводства зеленых насаждений.
Муниципальный орган по защите зеленых насаждений - муниципальное учреждение (предприятие), на которое Главой города Челябинска возложено выполнение административно - хозяйственных функций в области охраны и защиты зеленых насаждений.

III. Управление зеленым фондом города

4. Основными принципами муниципального управления зеленым фондом являются:
1) обеспечение охраны, защиты и развития зеленого фонда города, как одного из важнейших факторов создания и поддержания благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха городского населения;
2) научно обоснованное формирование и содержание зеленых насаждений, входящих в зеленый фонд города, с учетом эколого - градостроительных норм и социально - демографических требований;
3) неотвратимость ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и обязательность возмещения ущерба, причиненного зеленому фонду города;
4) экономическое стимулирование деятельности по развитию зеленого хозяйства, в том числе по производству семенного и посадочного материала, искусственного грунта, компостированию лиственного опада, древесных остатков, зеленому строительству;
5) совершенствование структуры органов муниципального управления зеленым фондом города;
6) гласность и взаимодействие с общественными организациями и населением в решении вопросов по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города.

5. Зеленый фонд на территории города Челябинска находится в ведении органов местного самоуправления города Челябинска.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

6. Комплексное управление зеленым фондом осуществляется органом управления зеленым фондом - структурным подразделением Администрации города. К компетенции органа управления зеленым фондом относится:
1) подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой и инструктивной методической базы по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
2) выполнение функций управления по городским и отраслевым целевым программам, направленным на сохранение, восстановление и развитие зеленого фонда города Челябинска;
(пп. 2 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)
3) координация деятельности структурных подразделений Администрации города, администраций районов в городе, муниципальных учреждений и предприятий и организация взаимодействия с государственными природоохранными органами по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
4) научно - методическое обеспечение мероприятий по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
5) подготовка предложений по формированию зеленого фонда города, включению (изъятию) озелененных территорий в зеленый фонд города;
6) участие в разработке и реализации перспективного Плана озеленения города (в составе Генерального плана города);
7) администрирование доходов, поступающих в бюджет города от оплаты компенсационной стоимости за снос, уничтожение, повреждение зеленых насаждений, и расходов бюджета города на компенсационное озеленение, подготовка бюджетных заявок по финансированию мероприятий по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели;
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/11)
8) подготовка предложений по экономическому стимулированию предприятий, организаций, специализирующихся в области зеленого хозяйства и зеленого строительства, организация конкурсов муниципального заказа на выполнение работ по зеленому строительству;
9) информирование населения о состоянии зеленого фонда города;
10) оформление сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений, оценка зеленых насаждений, контроль за проведением компенсационного озеленения;
11) подготовка документации на закрепление за гражданами и юридическими лицами, собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий для охраны, содержания и ухода за зелеными насаждениями;
12) координация деятельности муниципальных служб зеленого хозяйства;
13) ведение паспортизации и мониторинга зеленого фонда;
14) выдача условий на освоение озелененных территорий при осуществлении градостроительной деятельности, согласование проектов размещения капитальных и некапитальных сооружений на озелененных территориях, согласование проектов озеленения;
15) согласование правоустанавливающих документов на оборот участков озелененных территорий;
16) организация работ по зеленому строительству и реконструкции зеленых насаждений;
17) участие в комиссиях по приемке объектов зеленого строительства, а также иных объектов строительства, включающих элементы благоустройства и озеленения;
18) организация мероприятий по охране и содержанию зеленых насаждений в границах городского округа.
(пп. 18 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27)

IV. Право собственности на объекты зеленого фонда

7. Зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования.

8. Земли общего пользования, занятые зелеными насаждениями парков, садов, скверов, пешеходных аллей, газонов и цветников, находятся в муниципальной собственности. Парки, сады, скверы, бульвары, пешеходные аллеи, газоны и цветники находятся в ведении муниципальных предприятий и учреждений. Отдельные участки парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей могут быть переданы во временное пользование или аренду без права выкупа, субаренды с целью размещения некапитальных (временных) объектов рекреационной, социальной и культурно - бытовой инфраструктуры. При передаче во временное пользование, аренду озелененных территорий общего пользования должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений. К пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений, оформляемые договором на содержание зеленых насаждений.

9. Озелененные территории ограниченного пользования могут находиться в муниципальной, государственной и частной собственности в зависимости от субъектов прав на землю. Озелененные территории ограниченного пользования находятся в ведении собственников (пользователей) жилищного фонда, иных собственников и пользователей. Озелененные территории ограниченного пользования (внутри жилой застройки), расположенные на территориях используемых гражданами и юридическим лицами для размещения объектов жилой и общественной застройки, находятся в обороте и могут предоставляться в аренду и пользование с правом выкупа, субаренды, залога в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

10. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) местного значения являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления города Челябинска. Земельные участки в границах ООПТ местного значения и их охранных зон у собственников, пользователей и арендаторов не изымаются. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются права собственников, землевладельцев и землепользователей по хозяйственному использованию земельных участков в границах ООПТ местного значения.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)
Земли, занятые ООПТ местного значения, изымаются из оборота. Отдельные участки особо охраняемых природных территорий по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды могут быть переданы в аренду без права выкупа, субаренды, залога с целью организации рекреационного обслуживания посетителей, если предлагаемые услуги не противоречат целям создания ООПТ и не причиняют ущерб охраняемым природным комплексам и объектам.

11. Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат им на праве собственности. Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, оформленных в установленном порядке собственниками помещений в многоквартирных домах, включаются в состав общего имущества многоквартирных домов, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах.
Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляется собственниками или уполномоченными ими лицами с учетом требований по защите зеленых насаждений.
Зеленые насаждения, которые появились в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданам, юридическим лицам являются их собственностью. Владение, пользование и распоряжение такими зелеными насаждениями осуществляется собственниками по их усмотрению.
(п. 11 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

V. Права и обязанности городского населения
по охране и использованию зеленого фонда

12. Граждане имеют право:
1) свободно пребывать в садах, парках, скверах, посещать мемориальные комплексы и другие территории, занятые зелеными насаждениями, для удовлетворения своих рекреационных, культурно - оздоровительных и эстетических потребностей, совершать прогулки, заниматься спортом. Использование населением города территорий отдельных участков озелененных территорий специального назначения и особо охраняемых природных территорий может быть частично или полностью ограничено в соответствии с действующим законодательством;
2) получать достоверную информацию о состоянии, мерах охраны и перспективах развития зеленого фонда города;
3) участвовать в обсуждении проектов зеленого строительства, а также в разработке альтернативных проектов;
4) создавать общественные движения в защиту зеленого фонда города;
5) обращаться с письмами и заявлениями по вопросам охраны и содержания зеленых насаждений;
6) выступать с инициативой о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации, реализация которой может причинить вред зеленому фонду города;
7) принимать участие в мероприятиях по озеленению города, района, двора, санитарной уборке озелененных территорий.

13. Граждане при посещении парков, садов, скверов, бульваров обязаны соблюдать требования по охране зеленых насаждений. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается:
1) повреждать или уничтожать зеленые насаждения;
2) жечь опавшую листву и сухую траву;
3) ходить и лежать на газонах, ходить по участкам, занятым зелеными насаждениями, ездить на велосипедах, лошадях вне специально оборудованных дорог и тропинок;
4) разжигать костры и разбивать палатки;
5) ловить и уничтожать лесных животных и птиц, разорять птичьи гнезда, муравейники;
6) собирать дикорастущие и культурные травянистые растения;
7) засорять газоны, цветники, дорожки и водоемы;
8) добывать из деревьев сок, делать надрезы, надписи, приклеивать к деревьям рекламы, объявления, номерные знаки, всякого рода указатели, провода и забивать в деревья крючки и гвозди для подвешивания гамаков, качелей, веревок;
9) проезд механизированных транспортных средств (мотоциклов, снегоходов, тракторов и автомашин) за исключением машин специального назначения;
10) мойка автотранспортных средств;
11) парковка транспорта;
12) выпас скота;
13) добывать растительную землю, песок и производить другие раскопки;
14) производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям.

VI. Требования по содержанию зеленых насаждений

14. Собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий принимают на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений. Закрепление зеленых насаждений за гражданами и юридическими лицами производится органом управления зеленым фондом и оформляется охранным свидетельством.
При купле, продаже, дарении, передаче в пользование, аренду земельных участков, занятых зелеными насаждениями, и других формах земельного оборота, предусмотренных земельным законодательством, к новому собственнику, пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений. Документация, удостоверяющая земельный оборот озелененных территорий, подлежит согласованию с органом управления зеленым фондом.
Охранное свидетельство на содержание зеленых насаждений, а в отдельных случаях - договор на благоустройство и санитарное содержание территории, заключается до оформления (переоформления) правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый зелеными насаждениями.

15. Все объекты (участки) зеленых насаждений подлежат паспортизации.
Паспорта зеленых насаждений единой формы утверждаются органом управления зеленым фондом.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27)
В паспорте объекта (участка) зеленых насаждений указываются: установочные сведения о зеленых насаждениях (название, местоположение, площадь, пользователь), краткое описание зеленых насаждений (породный состав, таксационные характеристики), характеристика экологического состояния зеленых насаждений, характеристика окружающей среды, обязательные меры по охране и содержанию зеленых насаждений, прилагается схема участка с подеревной съемкой.
Копии паспортов хранятся собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий, принявших на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений, и органом управления зеленым фондом.

16. Охрана и содержание:
1) садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей возлагается на муниципальные предприятия и учреждения, которым указанные озелененные территории переданы в хозяйственное ведение, а также на пользователей и арендаторов озелененных территорий;
2) парков культуры и отдыха, детских парков, специализированных парков - на администрации этих учреждений;
3) участков озелененных территорий общего пользования - скверов, улиц, бульваров и пешеходных аллей, составляющих неотъемлемую часть фасадных (входных) групп объектов торговли, обслуживания, банков, офисов предприятий, частных домов и т.п., возлагается на собственников и арендаторов данных помещений;
4) зеленых насаждений на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также на участках, закрепленных за ними, осуществляется непосредственно этими предприятиями, учреждениями, организациями;
5) санитарно - защитных зон осуществляется землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков в границах санитарно - защитных зон;
6) внутриквартальных зеленых насаждений, насаждений на придомовых территориях в границах землепользования возлагается на собственников (пользователей - жилищно - эксплуатационные предприятия) жилищного фонда.

17. Граждане и юридические лица - собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий обязаны:
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27)
1) заключить договор на содержание зеленых насаждений в установленном порядке;
2) оформить и хранить паспорт зеленых насаждений;
3) обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями;
4) регулярно проводить весь комплекс агротехнических мер, в том числе полив газонов, деревьев и кустарников, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями, выкашивание газонов в соответствии с инструктивно - методическими указаниями;
5) проводить озеленение и текущий ремонт зеленых насаждений на закрепленной территории по утвержденным дендрологическим проектам, разработанным в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарно - гигиеническими нормами, за свой счет;
6) снос (пересадку) зеленых насаждений оформлять в установленном порядке;
7) проводить омолаживающую обрезку деревьев только по письменному разрешению органа управления зеленым фондом;
8) не допускать загрязнения территорий, занятых зелеными насаждениями, бытовыми и промышленными отходами, сточными водами;
9) не допускать складирования на газонах и под зелеными насаждениями грязи, снега, а также скола льда с очищаемой площадки;
10) проводить санитарную уборку территории, удаление поломанных деревьев и кустарников;
11) ежегодно направлять в муниципальный орган по защите зеленых насаждений информацию об изменении (снос, реконструкция, пересадка, посадка) в инвентаризационных материалах зеленых насаждений по установленной форме.

18. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, текущий и капитальный ремонт зеленых насаждений, озеленение проводятся специализированными озеленительными организациями и специалистами, имеющими соответствующую квалификацию, подтвержденную документально.
(п. 18 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27)

VII. Порядок сноса (пересадки) зеленых насаждений

19. Снос (пересадка) зеленых насаждений - вырубка деревьев, кустарников, уничтожение цветников, газонов - может быть разрешен в случаях:
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)
1) обеспечения условий для строительства новых и реконструкции существующих зданий, сооружений и коммуникаций, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, надземных коммуникаций;
3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
4) восстановления нормативов освещения жилых и нежилых помещений;
5) необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений (реконструкции);
6) необходимости удаления больных, сухостойных, усыхающих и аварийных деревьев (аварийным признается дерево, наклон ствола которого превышает 30 градусов от вертикали, либо дерево без наклона ствола, имеющее очевидные признаки угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан);
(пп. 6 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)
7) необходимости обеспечения противопожарной безопасности и проведения санитарных рубок в городских лесах.
(пп. 7 введен Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

20. Санкционированный (законный) снос зеленых насаждений допускается только на основании разрешения установленной формы на бланках, имеющих степень защиты, выдаваемых органом управления зеленым фондом.
Снос зеленых насаждений, совершенный самовольно, без предварительного оформления разрешительных документов является незаконным.
К незаконному сносу зеленых насаждений приравниваются повреждения деревьев и кустарников до степени прекращения роста с подрубкой ствола более 30 % его диаметра, со сломом ствола, с наклоном более 30 град. от вертикали, с повреждением кроны свыше половины ее поверхности, с обдиром коры и повреждением луба свыше 30 % поверхности ствола, с обрывом и обдиром скелетных корней свыше половины окружности ствола, а также уничтожение (перекопка, вытаптывание) газонов и цветников свыше 30 % поверхности.
Снос, пересадка, реконструкция древесно - кустарниковой растительности, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке (садово - огородные и дачные участки, индивидуальная жилая застройка) после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется им по своему усмотрению без оформления разрешения.
Порядок оформления разрешений на снос (пересадку) и компенсации зеленых насаждений приведен в приложении 1 к настоящим Правилам.

VIII. Порядок оплаты компенсационной стоимости за снос
зеленых насаждений и компенсационного озеленения

21. Многолетние зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования "Город Челябинск".
Снос (пересадка), повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений, которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежат полной компенсации в денежной или натуральной форме.

22. Компенсационная стоимость - размер ущерба и убытков, причиняемых муниципальному образованию "Город Челябинск", которые возникли или могут возникнуть в результате экологических правонарушений, а также во всех других случаях негативного воздействия на зеленые насаждения, находящиеся на территории города.

23. Основными принципами компенсации зеленых насаждений являются:
1) воспроизводство объектов, сходных по своим свойствам и качествам с утраченными;
2) компенсация экологического ущерба муниципальному образованию "Город Челябинск".

24. Компенсационная стоимость включает в себя затраты на:
1) воспроизводство (посадку) зеленых насаждений;
2) долговременный уход за зелеными насаждениями;
3) возмещение экологического ущерба, определяемого в зависимости от ценности, местоположения и качественного состояния зеленых насаждений.

25. Компенсация зеленых насаждений производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведен снос.

26. Расчет компенсационной стоимости производится муниципальным органом по защите зеленых насаждений при оформлении акта обследования зеленых насаждений по единой утвержденной методике (приложение 2 к Правилам).

27. Компенсационная стоимость в денежной форме перечисляется гражданами и юридическими лицами, в интересах которых производится снос зеленых насаждений, в бюджет города. Администрирование доходов, поступающих в бюджет города от оплаты компенсационной стоимости за снос, уничтожение, повреждение зеленых насаждений, и расходов бюджета города на компенсационное озеленение возлагается на орган управления зеленым фондом.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/11)

28. Компенсация в натуральной форме производится специализированными организациями озеленения за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведен снос, на договорной основе. Компенсация в натуральной форме производится с учетом следующих требований:
1) компенсация осуществляется в кратном размере посадкой деревьев с комом размером не менее 0,8 x 0,6 м;
2) количество восстанавливаемых зеленых насаждений должно соответствовать либо превышать количество снесенных без сокращения площади озелененной территории;
3) видовой состав и конструкция восстанавливаемых зеленых насаждений по архитектурным, экологическим и эстетическим характеристикам подлежат улучшению;
4) восстановление производится в пределах административного района, где был произведен снос.
Компенсация в натуральной форме допускается по решению органа управления зеленым фондом.

29. Особый порядок компенсации за снос зеленых насаждений допускается по решению органа управления зеленым фондом в следующих случаях:
1) проведения работ, финансируемых из городского, областного и федерального бюджета;
2) проведения санитарных рубок;
3) проведения реконструкции объектов озеленения по утвержденным проектам;
4) стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

IX. Учет зеленого фонда

30. В целях сохранения и развития зеленого фонда ведется учет зеленых насаждений на основе ведения городского кадастра, содержащего сведения о положении и границах, составе, типологических, морфологических, экологических и других характеристиках зеленых насаждений.
Ведение городского кадастра зеленого фонда осуществляется органом управления зеленым фондом по единым формам и методикам.

31. Установление статуса, границ озелененных территорий производится в ходе инвентаризации земель, разработки Генерального плана города.

32. Граждане и юридические лица, собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий ежегодно представляют информацию о состоянии и движении зеленого фонда.

33. Полная инвентаризация зеленого фонда города производится специализированными организациями один раз в 10 лет.

34. Данные кадастра зеленого фонда публикуются в ежегодном докладе о состоянии окружающей природной среды города Челябинска.

X. Финансирование расходов на охрану и содержание
зеленых насаждений

35. Финансирование расходов на охрану и содержание:
1) садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей, других озелененных территорий, находящихся в ведении (на балансе) муниципальных учреждений, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на содержание указанных учреждений и на благоустройство города, других источников в установленном порядке;
2) муниципальных парков культуры и отдыха и специализированных парков - за счет средств бюджета города в пределах средств, предусмотренных на содержание указанных муниципальных учреждений, и других источников в установленном порядке;
3) озелененных территорий, переданных для содержания и охраны гражданам и юридическим лицам, собственникам, пользователям и арендаторам, - за их собственный счет;
4) озелененных территорий в границах предприятий, учреждений, организаций, а также на участках, закрепленных за ними, - за их собственный счет;
5) санитарно - защитных зон - за счет средств владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в границах санитарно - защитных зон;
6) внутриквартальных зеленых насаждений, насаждений на придомовых территориях в границах землепользования, - за счет собственников (пользователей) жилищного фонда.

XI. Контроль за охраной и содержанием зеленых
насаждений

36. Задачей контроля за охраной и содержанием зеленых насаждений является соблюдение гражданами и должностными лицами требований настоящих Правил, в том числе:
1) борьба с самовольными порубками и повреждениями зеленых насаждений;
2) надзор за соблюдением требований по оформлению разрешительной документации на снос (пересадку) зеленых насаждений;
3) контроль выполнения требований по защите зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и хозяйственной деятельности;
4) выполнение гражданами и должностными лицами требований по уходу за зелеными насаждениями, благоустройству и санитарной уборке озелененных территорий;
5) контроль за проведением посадок зеленых насаждений и т.д.

37. Контроль за деятельностью физических и юридических лиц в области охраны и содержания зеленых насаждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
(п. 37 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27)

38 - 40. Исключены. - Решение Челябинской городской Думы от 02.09.2008 № 33/27.

XII. Ответственность за нарушение Правил охраны
и содержания зеленых насаждений

38. За нарушение Правил охраны и содержания зеленых насаждений к должностным лицам, гражданам применяются меры гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ





Приложение 1
к Правилам охраны и содержания
зеленых насаждений в городе Челябинске

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА СНОС (ПЕРЕСАДКУ)
И КОМПЕНСАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

(в ред. Решений Челябинской городской Думы
от 28.02.2006 № 10/11, от 29.05.2007 № 22/4)

I. Общие положения

1. Снос (пересадка) зеленых насаждений допускается только по разрешениям на бланках установленной формы, имеющих степень защиты, выдаваемых исключительно органом управления зеленым фондом до проведения сноса.

2. В разрешении на снос зеленых насаждений содержатся данные о заявителе, сроках и месте сноса (пересадки), категории насаждений, породе (виде), количестве, возрасте, диаметре древесно - кустарниковой растительности, площади цветников и газонов, подлежащих сносу.

3. Рассмотрение вопроса о сносе зеленых насаждений производится на основании письменного заявления стороны, заинтересованной в сносе.

4. Заявление подается на имя руководителя органа управления зеленым фондом.

5. В заявлении указываются:
1) название юридического лица (для граждан - имя, фамилия, отчество);
2) юридический адрес (для граждан - данные паспорта и адрес);
3) лицо, ответственное за проведение работ по сносу зеленых насаждений (имя, фамилия, отчество, данные паспорта);
4) место сноса зеленых насаждений;
5) категория зеленых насаждений;
6) порода (вид), количество, диаметр, возраст, для цветников и газонов - площадь зеленых насаждений, заявляемых для сноса;
7) жизненное состояние древесно - кустарниковой растительности;
8) цель сноса насаждений;
9) основание для сноса - утвержденная проектная и иная документация, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, уполномоченных собственниками помещений в многоквартирном доме представлять их интересы, распорядительные документы органов государственной власти и органов местного самоуправления города Челябинска.
(пп. 9 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

6. Заявителем предоставляются данные по инвентаризации зеленых насаждений, подлежащих сносу, с подеревной съемкой в масштабе 1:500 и перечетной ведомостью с указанием вида древесно - кустарниковой растительности, диаметра ствола на высоте 1,3 м, жизненного состояния.
Инвентаризация (обследование) зеленых насаждений осуществляется муниципальным органом по защите зеленых насаждений.

II. Порядок обследования зеленых насаждений

7. Первичное обследование объектов зеленых насаждений, подлежащих сносу по данным инвентаризации, производится специалистом муниципального органа по защите зеленых насаждений, при этом:
1) производится натурное обследование зеленых насаждений;
2) готовится проект акта комиссионного обследования;
3) производится расчет компенсационной стоимости согласно утвержденной методике;
4) деревья, подлежащие сносу, маркируются краской.

III. Комиссионная оценка целесообразности сноса

8. После подготовки первичной документации целесообразность сноса оценивается комиссией под председательством руководителя органа управления зеленым фондом в составе:
1) специалиста органа управления зеленым фондом;
2) специалиста - озеленителя (дендролога);
3) специалист муниципального органа по защите зеленых насаждений;
4) представителя администрации района в городе.

9. Заседания комиссии проводятся не реже двух раз в месяц (по мере поступления заявлений).

10. Решение комиссии оформляется актом, который подписывается всеми членами комиссии. Решение принимается простым большинством голосов всех членов комиссии. Особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением, прикладывается к акту обследования.

11. Акт утверждается руководителем органа управления зеленым фондом. По решению комиссии в случаях, когда зеленые насаждения представляют особую ценность, решение о сносе (выдаче разрешения) может быть оформлено отдельным постановлением Главы города.

12. Акт комиссионного обследования не является разрешительным документом на снос зеленых насаждений.

13. В отдельных случаях, когда возникают споры о целесообразности сноса зеленых насаждений, создается специальная согласительная комиссия.
Решение о целесообразности сноса зеленых насаждений, расположенных на оформленной в установленном порядке придомовой территории многоквартирного дома, принимается путем проведения очного (заочного) голосования собственников помещений в многоквартирном доме. При этом целесообразным признается снос зеленых насаждений, если за него проголосовали не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
(абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

IV. Оплата расходов на оформление документации

14. Расходы, связанные с обследованием объекта зеленых насаждений и выдачей разрешения, оплачиваются заявителем.

15. Размер платы определяется, исходя из расходов на экспертизу заявлений, организационных и иных расходов, связанных с выдачей разрешения.

16. Плата за обследование зеленых насаждений перечисляется на счет муниципального органа по защите зеленых насаждений.

V. Основание для выдачи разрешения

17. Разрешение на снос (пересадку) зеленых насаждений выдается органом управления зеленым фондом заявителю на основании:
1) утвержденного акта комиссионного обследования;
2) квитанции (платежного поручения) об оплате компенсационной стоимости, перечисляемой в бюджет города, либо договора со специализированной организацией озеленения на проведение компенсационной посадки с оплаченным авансом на выполнение работ в размере не менее 50 процентов.
(в ред. Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/11)

18. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается органом управления зеленым фондом в течение 20 дней со дня получения заявления.

VI. Основания для отказа в выдаче разрешения

19. Основаниями для отказа в выдаче разрешения служат:
1) неполный состав сведений в заявлении и в представленных документах;
2) неоплата компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений;
3) отсутствие договора со специализированной организацией озеленения на проведение компенсационной посадки и неоплаченный аванс на выполнение работ;
4) если выявлена возможность избежать снос зеленых насаждений;
5) отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы (по объектам экологической экспертизы);
6) обнаружение недостоверных данных в представленных документах.

20. Уведомление об отказе в выдаче разрешения органом управления зеленым фондом направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия такого решения с указанием причин отказа.

21. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

VII. Освидетельствование сноса и обязанности
заявителей по порядку проведения сноса

22. Граждане и юридические лица, получившие разрешения, обязаны привлекать для сноса крупномерных деревьев специализированные организации, имеющие соответствующее техническое оснащение и квалифицированный персонал, с целью недопущения создания угрозы жизни и здоровью людей, функционированию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

23. Граждане и юридические лица, получившие разрешения по завершению работ по сносу, до выкорчевки корней деревьев, извещают орган управления зеленым фондом для проведения освидетельствования сноса зеленых насаждений.

24. После проведения освидетельствования сноса зеленых насаждений в случае, если не выявлено нарушений, специалист органа управления зеленым фондом делает соответствующую отметку в разрешении.

25. Граждане и юридические лица, получившие разрешения, после освидетельствования обязаны раскорчевать корни снесенных деревьев, вывезти и утилизировать растительные остатки.

26. Разрешения на снос зеленых насаждений с отметкой об освидетельствовании в 15-дневный срок после окончания срока его действия сдаются в орган управления зеленым фондом.

27. Нарушение порядка освидетельствования сноса зеленых насаждений, сдачи разрешений, восстановления благоустройства на месте сноса, нарушение техники безопасности при сносе крупномерных деревьев учитывается в дальнейшем при рассмотрении заявлений и является причиной отказа в выдаче разрешения.

VIII. Аннулирование и приостановка действия
разрешения

28. Основанием для приостановки или аннулирования разрешения являются:
1) превышение объемов сноса;
2) вырубка зеленых насаждений, не указанных в разрешении;
3) отказ в выполнении обязательств по уплате компенсационной стоимости и компенсации зеленых насаждений в натуральном виде.
4) выявление вновь открывшихся обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отказа в выдаче разрешения по причинам, указанным в пунктах 19 и 27 настоящего Порядка.
(пп. 4 введен Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

29. Решение о приостановке или аннулировании разрешения принимает орган управления зеленым фондом.

IX. Порядок оформления разрешений на снос и требования
по компенсации зеленых насаждений в отдельных случаях

30. В чрезвычайных и аварийных ситуациях, когда падение крупномерных деревьев угрожает жизни и здоровью людей, состоянию зданий и сооружений, движению транспорта, функционированию коммуникаций - снос указанных насаждений производится без предварительного оформления разрешений.

31. В аварийных ситуациях на объектах инженерного благоустройства и т.п., требующих безотлагательного проведения ремонтных работ, снос зеленых насаждений производится без предварительного оформления разрешений.

32. О проведении аварийного сноса организация, осуществляющая работы на аварийном объекте, в течение не более двух дней информирует орган управления зеленым фондом. Специалистом органа управления зеленым фондом составляется акт о признании факта сноса вынужденным или незаконным.

33. Разрешение на аварийный снос оформляется в срок не более трех дней с компенсацией зеленых насаждений в установленном порядке без оформления акта комиссионного обследования. Компенсация зеленых насаждений производится в натуральной форме в однократном размере посадкой деревьев ценных пород с комом размером не менее 1 x 1 x 0,6 м.

34. Оформление разрешения на снос зеленых насаждений в порядке реконструкции зеленых насаждений производится без оформления акта комиссионного обследования на основании утвержденной проектно - сметной документации. При разработке проекта реконструкции должны выполняться требования к компенсации в натуральном выражении с учетом архитектурно - планировочных ограничений.

35. Разрешения на снос деревьев, растущих ближе 5 м от зданий и сооружений, вызывающих повышенное затенение помещений, на основании заключений государственных органов санитарно - эпидемиологического надзора выдаются органом управления зеленым фондом по заявлениям пользователей, собственников жилищного фонда с компенсацией зеленых насаждений в натуральной форме в однократном размере посадкой деревьев ценных пород с комом размером не менее 0,8 x 0,6 м.

36. Разрешения на снос аварийных, усыхающих, больных и малоценных деревьев (кустарников) - санитарную рубку - выдаются органом управления зеленым фондом по заявлениям (обращениям) граждан и юридических лиц, пользователей, собственников и арендаторов озелененных территорий на основании акта обследования зеленых насаждений с компенсацией зеленых насаждений в натуральной форме в однократном размере посадкой деревьев ценных пород с комом размером не менее 0,8 x 0,6 м, а сухих деревьев (кустарников) - без компенсации. Если при обследовании сухих деревьев и кустарников будет установлено, что гибель зеленых насаждений произошла не от старости и болезней, а по вине отдельных граждан или должностных лиц, то оценка этих зеленых насаждений производится по ставкам компенсационной стоимости на здоровые (без признаков ослабления) зеленые насаждения, а виновные в их гибели привлекаются к административной ответственности.
(п. 36 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 29.05.2007 № 22/4)

37. Разрешения на снос зеленых насаждений, высаженных с нарушением требований действующих строительных норм и правил (требований п. 4.12, СНиП 2.07.01-89), выдаются на основании акта обследования зеленых насаждений по заявлениям граждан и юридических лиц. Компенсация зеленых насаждений производится в натуральной форме в однократном размере посадкой деревьев ценных пород с комом размером не менее 1 x 1 x 0,6 м.

38. Снос деревьев, имеющих мемориальную, историческую или уникальную эстетическую ценность, статус которых закреплен в установленном порядке, видов древесной и кустарниковой растительности, занесенных в Красную книгу, а также расположенных на особо охраняемых природных территориях местного значения, запрещен. В чрезвычайных ситуациях, когда снос особо охраняемых насаждений неизбежен, экспертиза целесообразности сноса и оценка экологического ущерба проводится комиссией, создаваемой по распоряжению Главы города.

39. Компенсация зеленых насаждений в случаях, указанных в главе IX Порядка оформления разрешений на снос (пересадку) зеленых насаждений, может быть проведена по решению заявителя в денежной форме.

40. Компенсация зеленых насаждений в случаях, не указанных в главе IX Порядка оформления разрешений на снос (пересадку) зеленых насаждений, производится заявителем в денежной форме.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ





Приложение 2
к Правилам охраны и содержания
зеленых насаждений в городе Челябинске

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ И ИСЧИСЛЕНИЯ
РАЗМЕРА УЩЕРБА И УБЫТКОВ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ИХ ПОВРЕЖДЕНИЕМ
И УНИЧТОЖЕНИЕМ

1. Методика предназначена для исчисления размера ущерба и убытков, причиняемых муниципальному образованию "Город Челябинск", которые возникли или могут возникнуть в результате экологических правонарушений, а также во всех других случаях негативного воздействия на зеленые насаждения, находящиеся на территории города.

2. Методика применяется:
1) при расчете ущерба и величины убытков в случае установления факта незаконного сноса (повреждения) зеленых насаждений;
2) при исчислении размера компенсационных выплат за разрешенный снос зеленых насаждений;
3) в процессе подготовки разделов оценки воздействия на окружающую природную среду инвестиционных проектов и их экологической экспертизы для стоимостной оценки потенциального ущерба, который может возникнуть при осуществлении хозяйственной деятельности, затрагивающей зеленые насаждения;
4) при иных случаях, связанных с определением стоимости зеленых насаждений на территории города.

3. Расчет компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений производится с учетом:
1) действительной восстановительной стоимости зеленых насаждений, включающей:
- единовременные затраты по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и цветников (стоимость посадочного материала, растительного грунта, подготовка территории, оплата работ, накладные расходы, плановые накопления, транспортные расходы, налоги), зеленых насаждений;
- текущие издержки по уходу зелеными насаждениями (полив растений, внесение удобрений, прополка и рыхление приствольных кругов, кронирование и обрезка сухих ветвей, борьба с вредителями);
2) коэффициентов:
- коэффициента качественного состояния зеленых насаждений (условно здоровые, ослабленные);
- коэффициента значимости зеленых насаждений, учитывающего социальную, историко - культурную, природоохранную ценность;
- коэффициента поправки на местоположение зеленых насаждений, учитывающего обеспеченность зелеными насаждениями жителей отдельных районов города.

3. Базовый норматив для расчета действительной восстановительной стоимости зеленых насаждений ежегодно утверждается Главой города в соответствии с изменением сводного индекса потребительских цен на товары и услуги.

4. Удельная восстановительная стоимость зеленых насаждений, растительных сообществ приведена в таблицах:

Таблица 1

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ДЕРЕВЬЕВ
(ЕДИНИЦЫ, КРАТНЫЕ БАЗОВОМУ НОРМАТИВУ)

   ----T--------------------------------T---------------------------¬

¦ № ¦ Древесная растительность ¦ Диаметр дерева на высоте ¦
¦п/п¦ ¦ 1,3 м ¦
¦ ¦ +------T------T------T------+
¦ ¦ ¦ До ¦12,1 -¦24,1 -¦40,1 и¦
¦ ¦ ¦12 см ¦24 см ¦40 см ¦более ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 1 ¦Хвойные (ель европейская, ель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сибирская, сосна обыкновенная, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пихта сибирская, лиственница ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сибирская) ¦ 40 ¦ 60 ¦ 80 ¦ 105 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 2 ¦Хвойные (ель канадская, ель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦колючая, лжетсуга, тисе ягодный,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туя западная, сосна (кедровая) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сибирская, можжевельник) ¦ 52 ¦ 75 ¦ 100 ¦ 120 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 3 ¦Широколиственные (дуб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦черешчатый, дуб красный, граб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обыкновенный, клен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦платановидный) ¦ 45 ¦ 65 ¦ 85 ¦ 110 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 4 ¦Широколиственные и другие ценные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦породы деревьев (ясень зеленый, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦липа мелколистная, орех, яблоня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Недзвецкого) ¦ 36 ¦ 54 ¦ 72 ¦ 96 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 5 ¦Мелколиственные и фруктовые ¦ 32 ¦ 48 ¦ 64 ¦ 88 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 6 ¦Малоценные (тополь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бальзамический, тополь черный, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клен ясенелистый, вяз ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелколистный) ¦ 12 ¦ 16 ¦ 24 ¦ 32 ¦
+---+--------------------------------+------+------+------+------+
¦ 7 ¦Поросль малоценных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деревьев (древесные насаждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диаметром менее пяти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сантиметров) <*> ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
L---+--------------------------------+------+------+------+-------


   --------------------------------

<*> Поросль малоценных видов древесной растительности (клен ясенелистный) диаметром менее 5 см в расчетах не учитывается.



Таблица 2

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ
КУСТАРНИКОВ И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
(ЕДИНИЦЫ, КРАТНЫЕ БАЗОВОМУ НОРМАТИВУ)

   ----T-----------------------------------------------------T------¬

¦ № ¦ Кустарники и другие элементы озеленения ¦ ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦Одиночные кустарники и лианы высотой до 1 м, шт. ¦ 2,8 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 2 ¦Одиночные кустарники и лианы высотой до 2 м, шт. ¦ 5,0 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 3 ¦Одиночные кустарники и лианы высотой до 2 - 3 м, шт. ¦ 9,5 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 4 ¦Одиночные кустарники и лианы высотой до 4 - 5 м, шт. ¦ 21 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 5 ¦Однорядная живая изгородь, м ¦ 3 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 6 ¦Двухрядная живая изгородь, м ¦ 4,6 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 7 ¦Газон партерный, кв. м ¦ 2,8 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 8 ¦Естественный травяной покров ¦ 1,8 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 9 ¦Газон луговой, кв. м ¦ 2,0 ¦
+---+-----------------------------------------------------+------+
¦ 10¦Цветник, кв. м ¦ 8,8 ¦
L---+-----------------------------------------------------+-------




Таблица 3

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ
ТИПОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
(ЕДИНИЦЫ, КРАТНЫЕ БАЗОВОМУ НОРМАТИВУ)

   ----T------------------------------------------------T-----------¬

¦ № ¦ Типы естественных растительных сообществ ¦Стоимость в¦
¦п/п¦ ¦расчете на ¦
¦ ¦ ¦ 1 кв. м ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦Сосняки ¦ 8,2 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 2 ¦Лиственничники ¦ 8,2 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 3 ¦Липняки ¦ 7,7 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 4 ¦Березняки ¦ 6,7 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 5 ¦Ивняки ¦ 6,0 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 6 ¦Живой напочвенный покров лесной части природных ¦ ¦
¦ ¦территорий ¦ 1,8 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 7 ¦Суходольные и пойменные луга ¦ 1,8 ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦ 8 ¦Болота ¦ 1,8 ¦
L---+------------------------------------------------+------------


5. Расчет компенсационной стоимости.
В качестве исходной единицы для исчисления размера ущерба от повреждения и уничтожения зеленых насаждений принимается их компенсационная стоимость. Расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений, включая городские леса и иные растительные сообщества, производится по формуле:

Ск = Сдв x Кз x Км x Ксост, где:

Ск - компенсационная стоимость основных видов деревьев и кустарников, травянистых растений, естественных растительных сообществ (в расчете на 1 дерево, 1 кустарник, 1 погонный метр живой изгороди, 1 кв. метр травянистой, лесной или иной растительности);
Сдв - удельная восстановительная стоимость основных видов деревьев, кустарников, травянистой растительности, естественных растительных сообществ в городе (в расчете на 1 дерево, 1 кустарник, 1 погонный метр живой изгороди, 1 кв. метр травянистой, лесной или иной растительности);
Кз - коэффициент поправки на социально - экологическую значимость зеленых насаждений;
Км - коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений;
Ксост - коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений.

Действительная восстановительная стоимость деревьев, кустарников и других объектов озеленения (Сдв) определяется:
- в порядке, определенном настоящей Методикой, по затратам, необходимым для создания и содержания зеленых насаждений;
- по нормативам действительной восстановительной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения, приведенным в таблицах 1 - 3, - рекомендуется для расчета размера ущерба, наносимого городскому хозяйству экологическими правонарушениями, а также для расчета платежей за вырубку зеленых насаждений.
Кз - учитывает социальную, историко - культурную, природоохранную и рекреационную значимость зеленых насаждений и устанавливается в размере:
5 - для зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий, редких и исчезающих видов растений (применяется в исключительных случаях);
2 - для зеленых насаждений городских лесов, охранных зон памятников природы, магистральных и тротуарных посадок;
1,8 - для озелененных территорий общего пользования и зеленых насаждений жилых кварталов, для зеленых насаждений в границах прибрежно - защитных полос поверхностных водных объектов;
1 - для остальных категорий зеленых насаждений.
Км - учитывает обеспеченность жителей города зелеными насаждениями в зависимости от местоположения озелененных территорий и устанавливается по зонам в размере:
3 - центральная часть города, ограниченная Свердловским пр., ул. Труда, ул. Энгельса, ул. Коммуны, ул. Лесопарковой, ул. Худякова, ул. Татьяничевой, ул. Варненской, ул. Воровского, ул. Блюхера, ул. Доватора, ул. Свободы, ул. Российская, ул. III Интернационала, ул. Труда, ул. Кирова, р. Миасс, пр. Победы;
2,5 - северо - западная часть Калининского и Курчатовского районов, ограниченная с востока ул. Чайковского, северо - восточная часть Тракторозаводского района;
2 - Металлургический район, Ленинский район, санитарно - защитная зона ЧЭМК;
1 - остальные территории.
Ксост - учитывает фактическое состояние зеленых насаждений и устанавливается в размере:

Таблица 4

   -----T-----------------------------------------------------------¬

¦ К ¦ Характеристика состояния насаждений ¦
¦Сост+-----------T------------T----------T--------------T--------+
¦ ¦ Шкала ¦ состояние ¦ прирост ¦Повреждения и ¦процент ¦
¦ ¦ состояния ¦ листвы ¦ ¦ болезни ¦здоровых¦
¦ ¦ зеленых ¦ (хвои), ¦ ¦ ¦деревьев¦
¦ ¦насаждений ¦ кроны ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+------------+----------+--------------+--------+
¦1,0 ¦Здоровые ¦листва ¦Нормальный¦Нет ¦ 90 ¦
¦ ¦ ¦(хвоя) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦зеленая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦блестящая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦крона густая¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+------------+----------+--------------+--------+
¦0,75¦Ослабленные¦листва ¦Уменьшен, ¦Местные ¦ 60 ¦
¦ ¦ ¦(хвоя) ¦но не ¦повреждения ¦ ¦
¦ ¦ ¦светлее ¦более чем ¦ствола, ветвей¦ ¦
¦ ¦ ¦обычного, ¦50 % ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦крона ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦слабоажурная¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+------------+----------+--------------+--------+
¦0,5 ¦Угнетенные ¦листва ¦Уменьшен ¦Повреждения ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦(хвоя) ¦на более ¦ствола, ¦ ¦
¦ ¦ ¦светло - ¦чем 50 % ¦ветвей, ¦ ¦
¦ ¦ ¦зеленая, ¦ ¦сокотечение, ¦ ¦
¦ ¦ ¦крона ¦ ¦признаки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ажурная ¦ ¦поселения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦столовых ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вредителей ¦ ¦
+----+-----------+------------+----------+--------------+--------+
¦0,25¦Усыхающие ¦листва ¦Нет ¦Сильные ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦(хвоя) ¦ ¦повреждения ¦ ¦
¦ ¦ ¦пожелтевшая,¦ ¦ствола и ¦ ¦
¦ ¦ ¦серая, крона¦ ¦ветвей, ¦ ¦
¦ ¦ ¦изрежена ¦ ¦признаки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦поселения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦стволовых ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вредителей ¦ ¦
L----+-----------+------------+----------+--------------+---------


6. Примеры расчета размера ущерба
1) вырублена 1 ель диаметром 40 см в центральной части города в охранной зоне Челябинского (Городского) бора, состояние которой оценивается как условно здоровое.
Действительная восстановительная стоимость (Сдв) 1 хвойного дерева диаметром 40 см составляет 80 кратный размер базового норматива (согласно таблице 1).
Базовый норматив, утвержденный Главой города, (Бн) составляет - 100 руб.
Коэффициент местоположения (Км) - 3
Коэффициент значимости (Кз) - 2
Коэффициент состояния (Ксост) - 1
Компенсационная стоимость определяется по формуле:

Ск = Сдв x Км x Кз x Ксост x Бн

и составляет на момент оценки:

80 x 3 x 2 x 1 x 100 руб. = 48000 руб.

Размер ущерба составляет - 48 тысяч рублей.
2) Вырублена береза диаметром 20 см на территории сквера, находящегося в санитарно - защитной зоне ЧЭМК в угнетенном состоянии.
Действительная восстановительная стоимость (Сдв) 1 мелколиственного дерева диаметром 20 см составляет 48 кратный размер базового норматива (согласно таблице 1).
Базовый норматив, утвержденный Главой города, (Бн) составляет - 100 руб.
Коэффициент местоположения (Км) - 2
Коэффициент значимости (Кз) - 1,8
Коэффициент состояния (Ксост) - 0,5
Компенсационная стоимость определяется по формуле:

Ск = Сдв x Км x Кз x Ксост x Бн

и составляет на момент оценки:

48 x 2 x 1,8 x 0,5 x 100 руб. = 8640 руб.

Размер ущерба составляет - 8,64 тысяч рублей.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru