РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 07.12.2004 № 41/12
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В 2005 - 2007 ГОДАХ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В 2005 - 2007 ГОДАХ")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2004, выпуск № 13, (7 декабря)
Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.
Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 27.12.2005 № 9/36.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2004 г. № 41/12
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА
НАРКОМАНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В 2005 - 2007 ГОДАХ"
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 августа 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Распоряжением Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 343-рп "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими", Целевой Программой Челябинской области "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2004 - 2006 годах", с целью пропаганды здорового образа жизни, создания условий для снижения масштабов незаконного оборота, темпов спроса и потребления наркотиков, поэтапного сокращения связанных с наркоманией преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для населения города Челябинска, Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "Профилактика наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2005 - 2007 годах" (приложение).
2. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы "Профилактика наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2005 - 2007 годах" осуществляется в соответствии с Порядком реализации городских целевых программ в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.11.2001 № 10/1.
3. Внести настоящее решение в раздел 12 "Городские целевые программы" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города Еналеева А.Х., заместителя Главы города Коваленко А.Н.
5. Контроль исполнения настоящего решения городской Думы поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 7 декабря 2004 г. № 41/12
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В 2005 - 2007 ГОДАХ"
Паспорт городской целевой программы "Профилактика
наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту в 2005 - 2007 годах"
----------------T-------------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая программа "Профилактика наркомании и ¦
¦программы ¦противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и ¦
¦ ¦их незаконному обороту в 2005 - 2007 годах". ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О ¦
¦решения о ¦наркотических средствах и психотропных веществах". ¦
¦разработке ¦2. Закон Российской Федерации от 2 июня 1992 г. № 3185-1 "О ¦
¦программы ¦психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее ¦
¦ ¦оказании". ¦
¦ ¦3. Распоряжение Президента Российской Федерации от ¦
¦ ¦17 сентября 1998 г. № 343-рп "О мерах по усилению ¦
¦ ¦противодействия незаконному обороту наркотических средств, ¦
¦ ¦психотропных веществ и злоупотреблению ими". ¦
¦ ¦4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦от 18 марта 1997 г. № 76 "О наркологических реабилитационных ¦
¦ ¦центрах". ¦
¦ ¦5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦от 21 июня 2002 г. № 201 "Об утверждении штатных нормативов ¦
¦ ¦медицинского и иного персонала наркологических учреждений и ¦
¦ ¦наркологических подразделений в составе других лечебно- ¦
¦ ¦профилактических учреждений". ¦
¦ ¦6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦от 12 ноября 1997 г. № 330 "О мерах по улучшению учета, ¦
¦ ¦хранения, выписывания, использования наркотических ¦
¦ ¦лекарственных средств". ¦
¦ ¦7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦от 10 ноября 1997 г. № 326 "О правилах выписывания рецептов ¦
¦ ¦на лекарственные средства". ¦
¦ ¦8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦от 05.10.98 № 289 "Об аналитической диагностике ¦
¦ ¦наркотических средств, психотропных и других токсических ¦
¦ ¦веществ в организме человека". ¦
¦ ¦9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от¦
¦ ¦05.07.1988 "Об утверждении наставления по организации ¦
¦ ¦борьбы с распространением наркомании и токсикомании". ¦
¦ ¦10. Постановление Законодательного собрания Челябинской ¦
¦ ¦области от 18.12.2003 № 1114 "О принятии областной целевой ¦
¦ ¦Программы Челябинской области "Противодействие ¦
¦ ¦злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному ¦
¦ ¦обороту в 2004 - 2006 годах". ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Руководители ¦Тарасов Вячеслав Михайлович - Глава города Челябинска, ¦
¦программы ¦Председатель Правления Челябинского городского ¦
¦ ¦благотворительного общественного фонда "Жизнь без ¦
¦ ¦наркотиков", Председатель Городского межведомственного ¦
¦ ¦координационного Совета по реализации программы. ¦
¦ ¦Еналеев Альберт Хусаинович - заместитель Главы города ¦
¦ ¦Челябинска, зам. Председателя Городского межведомственного ¦
¦ ¦координационного Совета по реализации программы. ¦
¦ ¦Коваленко Александр Николаевич - заместитель Главы города ¦
¦ ¦Челябинска, заместитель Председателя Городского ¦
¦ ¦межведомственного координационного Совета по реализации ¦
¦ ¦программы. ¦
¦ ¦Обухов Дмитрий Анатольевич - начальник Управления по делам ¦
¦ ¦молодежи Администрации города Челябинска. ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Администрация города Челябинска ¦
¦разработчики ¦Управление здравоохранения Администрации города Челябинска ¦
¦программы ¦Управление внутренних дел города Челябинска ¦
¦ ¦Управление по делам образования города Челябинска ¦
¦ ¦Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска ¦
¦ ¦Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ¦
¦ ¦Администрации города Челябинска ¦
¦ ¦Челябинский городской благотворительный общественный фонд ¦
¦ ¦(ЧГБОФ) "Жизнь без наркотиков" ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Управление здравоохранения Администрации города Челябинска ¦
¦программы ¦Управление внутренних дел города Челябинска ¦
¦ ¦Управление по делам образования города Челябинска ¦
¦ ¦Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска ¦
¦ ¦Управление социального развития города Челябинска ¦
¦ ¦Управление физической культуры, спорта и туризма города ¦
¦ ¦Челябинска ¦
¦ ¦Управление культуры города Челябинска ¦
¦ ¦Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом ¦
¦ ¦наркотиков по Челябинской области ¦
¦ ¦Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ¦
¦ ¦Администрации города Челябинска ¦
¦ ¦Городской центр медицинской профилактики ¦
¦ ¦Челябинский городской благотворительный общественный фонд ¦
¦ ¦(ЧГБОФ) "Жизнь без наркотиков" ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦1. Поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней ¦
¦программы ¦преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности¦
¦ ¦для общества. ¦
¦ ¦2. Формирование здорового образа жизни молодежи, создание ¦
¦ ¦условий для ее трудоустройства и занятости. ¦
¦ ¦3. Совершенствование системы профилактики наркомании среди ¦
¦ ¦различных категорий населения, прежде всего среди молодежи и ¦
¦ ¦несовершеннолетних. ¦
¦ ¦4. Совершенствование системы лечения, реабилитации лиц, ¦
¦ ¦допускающих немедицинское употребление наркотиков. ¦
¦ ¦5. Совершенствование организации работы правоохранительных ¦
¦ ¦органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2005 - 2007 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Объем и ¦Поэтапное выделение денежных средств из бюджета города ¦
¦источники ¦Челябинска (в тысячах рублей): ¦
¦финансирования ¦2005 г. - 13650 тыс. руб. ¦
¦программы ¦2006 г. - 12410 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 г. - 11750 тыс. руб. ¦
¦ ¦Итого: 37810 тыс. руб. ¦
¦ +----------------T---------T---------T---------T--------------+
¦ ¦В том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятиям: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦ ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ Всего: ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление по ¦ 1630¦ 1640¦ 1650¦ 4920¦
¦ ¦делам молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление по ¦ 400¦ 400¦ 400¦ 1200¦
¦ ¦делам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление ¦ 1250¦ 950¦ 150¦ 2350¦
¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление ¦ 7750¦ 7325¦ 7225¦ 22300¦
¦ ¦внутренних дел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление ¦ 100¦ 100¦ 100¦ 300¦
¦ ¦физкультуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорта и туризма¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управление ¦ 330¦ 350¦ 350¦ 1030¦
¦ ¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Управления ¦ 1620¦ 835¦ 825¦ 3280¦
¦ ¦федеральной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы РФ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролю за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборотом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркотиков по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Челябинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦ЧГБОФ "Жизнь без¦ 220¦ 320¦ 420¦ 960¦
¦ ¦наркотиков" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦ ¦Районные филиалы¦ 350¦ 490¦ 630¦ 1470¦
¦ ¦ЧГБОФ "Жизнь без¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркотиков" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------------+---------+---------+---------+--------------+
¦Ожидаемые ¦- внедрение научно обоснованных программ профилактики и ¦
¦конечные ¦лечения наркомании; ¦
¦результаты ¦- определение фактических масштабов распространения ¦
¦программы ¦наркомании, незаконного оборота наркотических средств в ¦
¦ ¦городе Челябинске и связанных с этим потерь общества; ¦
¦ ¦- обеспечение внесения своевременных изменений и дополнений в¦
¦ ¦списки наркотических средств, психотропных, сильнодействующих¦
¦ ¦веществ в целях приближения их к потребностям практики в ¦
¦ ¦сфере противодействия незаконному обороту наркотиков; ¦
¦ ¦- повышение антинаркотической ориентации общества для ¦
¦ ¦морального и физического оздоровления молодежи; ¦
¦ ¦- совершенствование методик системы лечения и реабилитации ¦
¦ ¦лиц, больных наркоманией; ¦
¦ ¦- создание единой межведомственной автоматизированной системы¦
¦ ¦сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в ¦
¦ ¦незаконном обороте наркотиков, а также иных данных, ¦
¦ ¦отражающих состояние борьбы с их распространением, с ¦
¦ ¦перспективой ее интеграции в международную систему; ¦
¦ ¦- укрепление материально-технической и формирование ¦
¦ ¦нормативно-правовой базы правоохранительных органов ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за реализацией программы осуществляют: ¦
¦организации ¦- Городской межведомственный координационный Совет по ¦
¦контроля за ¦вопросам профилактики наркомании, лечению и реабилитации лиц,¦
¦исполнением ¦страдающих наркоманией, противодействию незаконному обороту ¦
¦программы ¦наркотических средств; ¦
¦ ¦- Управление по делам молодежи города Челябинска, отдел по ¦
¦ ¦координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией ¦
L---------------+--------------------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Городская целевая программа "Профилактика наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2005 - 2007 годах" (далее именуется - программа) разработана в соответствии с Целевой Программой Челябинской области "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2004 - 2006 годах".
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы деятельности общества и предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании.
Исходя из социальной значимости здоровья населения и важности для его обеспечения активной профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни, а также мер по повышению уровня борьбы и противодействия наркомании определены цели, задачи и этапы реализации политики города в данном направлении.
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В программе используются следующие понятия:
Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты. Растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с Законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Психотропные вещества - вещества синтетического или природного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с Законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые в производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с Законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Больной наркомании - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования поставлен диагноз "наркомания".
Первичная профилактика наркомании - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотика.
Вторичная профилактика наркомании - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у "эпизодических" потребителей, не обнаруживших признаки болезни.
Третичная профилактика наркомании - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ - потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Необходимость разработки программы и последующей ее реализации вызвана значительными масштабами незаконного оборота, темпов спроса и немедицинского потребления наркотических средств, распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, СПИДа, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности города Челябинска. Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача. В 2000 году под наблюдением участковых врачей психиатров-наркологов находилось 3820 человек, страдающих наркоманией, в 2001 - 4241 человек, в 2004 - 5860 человек.
Особую озабоченность вызывает распространение наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. В 2003 году вновь выявлено 192 несовершеннолетних, страдающих наркоманией и 388 подростков, страдающих алкоголизмом.
Анализ сложившейся в Челябинской области наркоситуации за последние годы показывает, что город Челябинск используется наркодельцами не только как крупнейший рынок сбыта, но и для транзитного перемещения и хранения крупных "партий" наркотических средств, ввозимых из Афганистана и Республик Средней Азии СНГ. Половина всего объема ежегодно изымаемых наркотиков и до 70 % всех наркопреступлений выявляются в городе Челябинске.
Растет связанная с наркотиками преступность. С 1999 по 2003 года УВД г. Челябинска выявлено 15133 преступления, связанных с наркотиками. 37 % из этого числа составляет удельный вес преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Из незаконного оборота за данный период изъято 944 килограмма наркотических средств и сильнодействующих психотропных веществ. За первое полугодие 2004 года на территории города выявлено 1086 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Продолжается поступление наркотических средств из легального оборота в незаконный, имеют место нарушения приобретения, хранения и реализации наркотиков.
Тем не менее, в городе Челябинске накоплен опыт пресечения незаконного оборота и контроля за легальным оборотом наркотических средств. Определены приоритетные направления противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков.
В настоящее время в Челябинске выявлением и пресечением преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков активно занимаются оперативные подразделения УФСН России по Челябинской области, ГУВД Челябинской области, УФСБ по Челябинской области, ЮУ УВД на транспорте, УВД г. Челябинска.
В настоящее время на оперативном учете УВД города Челябинска состоит 23149 человек, склонных к употреблению наркотических веществ. В течение 9 месяцев 2004 года дополнительно поставлено на оперативный учет 736 человек, 573 из которых привлечено к уголовной ответственности.
Практика реализации предыдущей программы (на 2002 - 2003 годы) показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем. Все исполнители программы вели активную работу по профилактике наркомании.
Управлением по делам молодежи проводилась работа по совершенствованию взаимодействия заинтересованных ведомств, общественных организаций, направленного на борьбу с наркоманией.
В течение 2002 - 2003 годов осуществлялся систематический мониторинг деятельности наркологической службы системы здравоохранения с проведением ежеквартального анализа состояния проблемы. Управлением по делам молодежи совместно с ЧГБОФ "Жизнь без наркотиков" регулярно проводились различные акции, направленные на профилактику наркомании, реализовывало программу "Информационный автобус", в рамках которой проводилась профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции и пропаганда здорового образа жизни. Созданы основы уличной социальной работы с детьми, подростками по месту жительства. Постоянно проходил сбор информации, изучался и обобщался зарубежный опыт профилактики, лечения и медицинской реабилитации наркозависимых, используя возможности Интернет. Управление здравоохранения готовило и выпускало в эфир тематические телепередачи "Доктор советует"; радиопередачи "Формула здоровья". Еженедельно проводились семинары по организации антинаркотической работы в учебном заведении для педагогов школ города в Городском центре медицинской профилактики. Управление физкультуры спорта и туризма привлекало к занятиям спортом в ДСШ детей и подростков из неблагополучных и неполных семей. Проводились тематические семинары для СМИ с целью пропаганды здорового образа жизни и последующего распространения информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков. По инициативе управления образования во всех образовательных учреждениях города созданы и работают Советы профилактики, в которые входят представители администрации, педагогического коллектива и родительской общественности, инспекторы ПДН, представители КТОСов. Советы заседают не реже 2-х раз в месяц, имеют свои планы работы, согласно которым организуют рейды по проверке проблемных семей. Программы деятельности педагогических коллективов МОУ скорректированы с планами работы районных филиалов ЧГОБФ "Жизнь без наркотиков", которые объединяют сегодня на уровне районов все профилактические структуры, являются центрами координации образовательных, социально-психологических, медицинских, правоохранительных мер по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Реализуется комплекс мер по формированию и развитию детских организаций и самодеятельных объединений. Сегодня при школах и учреждениях дополнительного образования города действует 40 объединений с охватом около 8 тыс. подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Управление социального развития проводило работу по обнаружению безнадзорных детей и подростков, установлению с ними первого контакта, ведению учета семей "социального риска". Традиционным в городе Челябинске стало проведение акции "За здоровый образ жизни".
Таким образом, можно говорить о том, что механизм реализации программы имел межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы жизнедеятельности общества. Следует также отметить высокий уровень данного межведомственного взаимодействия.
Практика реализации программы показала, что в городе Челябинске сформировалась устойчивая и хорошо скоординированная система противодействия незаконному обороту наркотиков.
В то же время, в целях активизации деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков на территории города Челябинска, необходимо приложить усилия в укреплении материально-технической и ресурсной оснащенности уже созданных и активно действующих подразделений, деятельность которых приносит определенные положительные результаты.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения проводимых оперативно-розыскных мероприятий необходимо развернуть работу по формированию межведомственной оперативной и статистической базы данных в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Первостепенное значение приобретает деятельность по пропаганде и формированию здорового образа жизни среди всех слоев населения города.
Сохраняющаяся напряженность наркоситуации требует также разработки и принятия неотложных мер по основным направлениям деятельности:
- профилактика наркомании среди молодежи в образовательных учреждениях;
- совершенствование наркологической помощи населению города Челябинска и реабилитации граждан с наркозависимостью;
- совершенствование деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных средств.
Решение проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков и снижения опасности наркомании невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку с учетом изменения наркоситуации, предусматривается поэтапное проведение ряда долгосрочных мероприятий социального, профилактического характера, а также мер противодействия и материально-технического оснащения правоохранительных ведомств.
Вместе с тем, учитывая динамику и интенсивность развития наркоситуации, нецелесообразно растягивать реализацию программы на длительный срок. В связи с эти программа рассчитана на трехгодичный период с возможной пролонгацией, внесением дополнительных мероприятий или разработкой новой программы.
Раздел III. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОРОДСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Главной целью программы является создание условий для снижения масштабов незаконного оборота, темпов спроса и потребления наркотиков, поэтапного сокращения связанных с наркоманией преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для населения города Челябинска.
Программа рассчитана на 2005 - 2007 годы и предполагает решение следующих задач:
- Поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
- Формирование здорового образа жизни молодежи, создание условий для ее трудоустройства и занятости;
- Совершенствование системы профилактики наркомании среди различных категорий населения, прежде всего среди молодежи и несовершеннолетних;
- Совершенствование системы лечения, реабилитации лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков;
- Совершенствование организации работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- Создание системы мониторинга распространения наркомании;
- Совершенствование антинаркотической пропаганды.
Раздел IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа включает мероприятия по следующим направлениям:
1. Профилактика наркомании, пропаганда и формирование здорового образа жизни.
2. Мероприятия по совершенствованию наркологической помощи населению города Челябинска и реабилитации граждан с наркозависимостью.
3. Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных средств.
4. Научно-методическое и информационное обеспечение.
5. Мероприятия по подготовке и переподготовке кадров.
Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование программы осуществляется из бюджета города Челябинска.
Размер средств на осуществление программы ежегодно уточняется исходя из возможностей бюджета города Челябинска. Исполнители программных мероприятий ежегодно направляют бюджетные заявки по каждому разделу на основании скорректированных объемов финансирования в Управление по делам молодежи города Челябинска, которое, в свою очередь, направляет их в Управление финансов города Челябинска.
Финансирование программы по группам мероприятий
----T-------------------------------------------T-----------------T-----------¬
¦ № ¦ Группа мероприятий ¦Финансирование по¦ Всего по ¦
¦п/п¦ ¦годам (тыс. руб.)¦ группам ¦
¦ ¦ +-----T-----T-----+мероприятий¦
¦ ¦ ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦(тыс. руб.)¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦1. ¦Профилактика наркомании, пропаганда и ¦ 2020¦ 2280¦ 2520¦ 6820¦
¦ ¦формирование здорового образа жизни, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление по делам молодежи ¦ 820¦ 820¦ 820¦ 2460¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление по делам образования ¦ 200¦ 200¦ 200¦ 600¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление физкультуры, спорта и туризма ¦ 100¦ 100¦ 100¦ 300¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление культуры ¦ 330¦ 350¦ 350¦ 1030¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- ЧГБОФ "Жизнь без наркотиков" ¦ 220¦ 320¦ 420¦ 960¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Районные филиалы ЧГБОФ "Жизнь без ¦ 350¦ 490¦ 630¦ 1470¦
¦ ¦наркотиков" (7 филиалов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦2. ¦Мероприятия по совершенствованию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркологической помощи населению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реабилитации граждан с наркозависимостью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦3. ¦Мероприятия по противодействию незаконному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обороту наркотических средств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психотропных веществ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦4. ¦Научно-методическое и информационное ¦ 990¦ 700¦ 710¦ 2400¦
¦ ¦обеспечение, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление по делам молодежи ¦ 610¦ 620¦ 630¦ 1860¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление здравоохранения ¦ 380¦ 80¦ 80¦ 540¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦5. ¦Мероприятия по подготовке и переподготовке ¦ 6870¦ 6870¦ 6870¦ 20610¦
¦ ¦кадров, в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление по делам молодежи ¦ 200¦ 200¦ 200¦ 600¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление здравоохранения ¦ 70¦ 70¦ 70¦ 210¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление внутренних дел ¦ 6600¦ 6600¦ 6600¦ 19800¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦6. ¦Укрепление материально-технической базы, в ¦ 3770¦ 2560¦ 1650¦ 7980¦
¦ ¦том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление по делам образования ¦ 200¦ 200¦ 200¦ 600¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление здравоохранения ¦ 800¦ 800¦ - ¦ 1600¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управление внутренних дел ¦ 1150¦ 725¦ 625¦ 2500¦
¦ ¦ +-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦- Управления федеральной службы РФ по ¦ 1620¦ 835¦ 825¦ 3280¦
¦ ¦контролю за оборотом наркотиков по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦Всего по годам: ¦13650¦12410¦11750¦ 37810¦
L---+-------------------------------------------+-----+-----+-----+------------
------------------------------------T----------T---------T----------T---------¬
¦ В том числе по мероприятиям: ¦ 2005 год ¦2006 год ¦ 2007 год ¦ Всего: ¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление по делам молодежи ¦ 1630¦ 1640¦ 1650¦ 4920¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление по делам образования ¦ 400¦ 400¦ 400¦ 1200¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление здравоохранения ¦ 1250¦ 950¦ 150¦ 2350¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление внутренних дел ¦ 7750¦ 7325¦ 7225¦ 22300¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление физкультуры, спорта и ¦ 100¦ 100¦ 100¦ 300¦
¦туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управление культуры ¦ 330¦ 350¦ 350¦ 1030¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Управления федеральной службы РФ по¦ 1620¦ 835¦ 825¦ 3280¦
¦контролю за оборотом наркотиков по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Челябинской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦ЧГБОФ "Жизнь без наркотиков" ¦ 220¦ 320¦ 420¦ 960¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦Районные филиалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+---------+----------+---------+
¦ЧГБОФ "Жизнь без наркотиков" ¦ 350¦ 490¦ 630¦ 1470¦
L-----------------------------------+----------+---------+----------+----------
Раздел VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общий контроль исполнения городской целевой программы осуществляется Городским межведомственным координационным Советом по вопросам профилактики наркомании, лечению и реабилитации лиц, страдающих наркоманией, противодействию незаконному обороту наркотических средств.
Координатором программы является Управление по делам молодежи города Челябинска, отдел по координации работы по профилактике и противодействию наркомании, который осуществляет следующие функции:
- подготовка бюджетных заявок на выделение финансовых средств;
- контроль целевого использования выделенных средств;
- контроль за сроками исполнения мероприятий;
- подготовка обобщенной информации по выполнению программы.
Ответственные исполнители анализируют исполнение мероприятий по своим направлениям деятельности и о результатах ежеквартально информируют Городской межведомственный координационный Совет по реализации программы.
Городской межведомственный координационный Совет по реализации программы по итогам реализации городской целевой программы ежеквартально готовит информацию Главе города Челябинска, один раз в год в Челябинскую городскую Думу.
Ход и результаты реализации программы будут широко освещаться в средствах массовой информации.
Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предполагается, что реализация программы к 2007 году будет способствовать:
- внедрению научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании;
- увеличению количества изъятого из незаконного оборота наркотических средств;
- определению фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотических средств в городе Челябинске и связанных с этим потерь общества;
- обеспечению внесения своевременных изменений и дополнений в списки наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ в целях приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
- совершенствованию системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
- повышению антинаркотической ориентации общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление молодежи;
- совершенствованию методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
- созданию единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также иных данных, отражающих состояние борьбы с их распространением, с перспективой ее интеграции в международную систему;
- укреплению материально-технической и формированию нормативно-правовой базы правоохранительных органов.
Раздел VIII. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ И ПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
НА 2004 - 2007 ГОДЫ"
Всего по годам:
2005 г. - 13650 тыс. руб.
2006 г. - 12410 тыс. руб.
2007 г. - 11750 тыс. руб.
Итого: 37810 тыс. руб.
Заключение
План мероприятий по реализации городской целевой программы "Профилактика наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" рассчитан на период до 2007 года включительно.
Успешное выполнение предложенных мероприятий позволит внедрить научно обоснованные программы профилактики и лечения наркомании, увеличить количество изъятого из незаконного оборота наркотических средств, обеспечить внесение своевременных изменений и дополнений в списки наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ, совершенствовать систему подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании; повысить антинаркотическую ориентацию общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление молодежи.