Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 30.11.2004 № 1541
"О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2014 ГОДЫ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2014 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2004, выпуск № 9, (ноябрь),
"Южноуральская панорама", № 142, от 18.12.2004






ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2004 г. № 1541

О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 - 2014 ГОДЫ

Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию развития охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы (приложение).

2. Предложить Губернатору Челябинской области разработать и принять план мероприятий по реализации Концепции развития охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы.

3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Челябинской области учитывать положения Концепции развития охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы при разработке проектов нормативных правовых актов и программ по развитию охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира.

Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ





Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 30 ноября 2004 г. № 1541

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2014 ГОДЫ

Глава I. Состояние охотничьего хозяйства
Челябинской области

1. Животный мир в пределах Челябинской области является государственной собственностью.
Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Охотничье хозяйство Челябинской области (далее - охотничье хозяйство) ведется ради получения охотхозяйственной продукции (пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья и другой продукции), предоставления услуг в виде самой охоты. Ведение охотничьего хозяйства имеет эстетический, социальный аспекты, является одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект).
По состоянию на первое сентября 2004 года в Челябинской области действует 28 самостоятельных охотпользователей, за которыми закреплено 6283,6 тыс. гектаров охотничьих угодий. Кормовые и защитные условия этих угодий позволяют поддерживать высокую плотность охотничьих животных и ежегодно получать значительное количество ценной продукции. Крупнейшими долгосрочными пользователями охотничьих ресурсов являются общества охотников и рыболовов - члены общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области. Они осуществляют пользование на 66,5 процентов угодий. В ведении управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области находится 13 процентов охотничьих угодий общего пользования.
В сфере охотхозяйственной деятельности постоянно, временно или эпизодически занято около 100 тыс. человек.
2. Охотничье хозяйство базируется на использовании возобновляющихся охотничьих ресурсов. Особенностью указанных ресурсов является их динамизм во времени (годовые и многолетние колебания численности популяций) и в пространстве (кочевки, миграции, расселение).
Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 60 видов охотничьих птиц и 50 видов охотничьих млекопитающих.
Отраслевая специфика охотничьего хозяйства исключает или ограничивает концентрацию средств производства, требует экологической ориентации в управлении ресурсным потенциалом, приоритетности естественных компенсационных механизмов.
Охотничье хозяйство осуществляется на площадях основных землеводопользователей. Отсюда - необходимость интегрального подхода в смежных отраслях хозяйствования, отбора взаимоприемлемых технологий, согласованности действий, правового и экономического стимулирования комплексного хозяйствования.
3. С начала 90-х годов наблюдается тенденция снижения среднегодового объема валовой продукции охотничьего хозяйства. Вместе с тем произошло насыщение внутреннего пушного рынка.
Рост цен на горюче-смазочные материалы, оружие для охоты, боеприпасы, капканы, предметы снаряжения охотника, найм и приобретение транспортных средств превысил в 4 - 7 раз рост цен на мясную продукцию, пушнину и изделия из нее, что поставило охотничье хозяйство в крайне сложное экономическое положение.
Работы по расселению животных проводятся охотпользователями в основном за счет средств областного бюджета. Уменьшились объемы проводимых мероприятий по воспроизводству охотничьих животных. Ухудшилась охрана охотничьих угодий, в результате чего резко возросло число случаев браконьерства.
4. Управление в сфере охотничьего хозяйства, а также охрану, контроль и регулирование использования объектов охоты и среды их обитания осуществляет управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области.
Ведение охотничьего хозяйства осуществляют индивидуальные предприниматели и организации. В целях более эффективного управления охотничьим хозяйством охотпользователи могут объединяться в областную ассоциацию охотпользователей.
Основной формой ведения охотничьего хозяйства является предоставление в долгосрочное пользование организациям и индивидуальным предпринимателям объектов животного мира в определенных границах охотничьих угодий.
Угодья, не переданные охотпользователям для ведения охотничьего хозяйства, составляют охотничьи угодья общего пользования. В дальнейшем эти территории могут быть использованы для организации охотничьих хозяйств или особо охраняемых природных территорий. Выдача разрешений на производство охоты в таких угодьях, осуществление охранных и воспроизводственных мероприятий возлагается на управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области.
5. В настоящее время уменьшилось количество членов в общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области и входящих в ее систему охотхозяйств. Расширяется площадь охотничьих угодий общего пользования.
В перспективе рационализация охотпользования должна рассматриваться как один из основных факторов сохранения биоразнообразия. Высокоорганизованное охотничье хозяйство будет призвано обеспечивать не только нормативное изъятие диких промысловых животных, но и их воспроизводство, а также поддержание минимальной численности животных, подлежащих регулированию (волк, серая ворона, бродячие собаки и кошки и другие).
Одной из важнейших задач в сфере охотничьего хозяйства на современном этапе является привлечение общественных охотничьих формирований путем их стимулирования охотой и другими способами к охране охотничьих угодий, прилегающих к местам жительства охотников.
Сдерживать рост браконьерства не удается, несмотря на увеличение числа вскрываемых нарушений. Меры по пресечению незаконной охоты неэффективны из-за недостаточной численности работников, занимающихся охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных, их слабой материально-технической оснащенности, низкого уровня заработной платы, недостаточности нормативно-методического и юридического обеспечения. В такой ситуации многие субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно разрабатывать концепции развития охотничьего хозяйства в целях принятия обоснованных решений, разработки согласованных планов и скоординированных действий.
6. Снижение объема производства продукции и оказания услуг в охотничьем хозяйстве на 2 - 5 процентов к уровню 1992 года произошло за счет промысловой продукции, а удельный вес спортивно-любительской продукции и услуг несколько увеличился в связи с возросшим потреблением для личных нужд и большей адаптированностью охотников и их общественных объединений к рынку в условиях отмены государственной монополии на закупки, переработку, экспорт продукции охотничьего хозяйства.

Глава II. Основные принципы государственной политики
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства

7. Государственное регулирование ведения охотничьего хозяйства обусловлено необходимостью неистощительного использования природных ресурсов, влиянием на производство природных факторов и социально-экономической значимостью охотпользования.
8. Государственная политика Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства представляет собой систему мер законодательного, экономического и контрольного характера, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти Челябинской области с участием граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений.
9. Государственная политика Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства основывается на законодательстве Российской Федерации и Челябинской области и осуществляется с учетом традиций, современного состояния и специфики охоты и охотничьего хозяйства, а также биологических особенностей охотничьих ресурсов.
Государственная политика Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства основывается на следующих принципах:
1) право всех граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства;
2) сохранение традиций в сфере охоты и охотничьего хозяйства, совместимых с неистощительным использованием охотничьих животных;
3) использование ресурсов охотничьего хозяйства на основе приемов и методов, обеспечивающих устойчивое состояние экологических систем;
4) государственная собственность на объекты животного мира;
5) широкое привлечение к разработке и осуществлению программ развития охотничьего хозяйства научных учреждений, общественных объединений и хозяйствующих субъектов;
6) недопустимость совмещения функций государственного управления и государственного контроля в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов с функциями их хозяйственного использования;
7) платность пользования объектами животного мира.
10. Субъектами осуществления государственной политики Челябинской области в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются:
1) Законодательное собрание Челябинской области, Правительство Челябинской области;
2) управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области;
3) другие специально уполномоченные государственные органы.

Глава III. Цели и задачи ведения охотничьего хозяйства

11. Целями ведения охотничьего хозяйства на территории Челябинской области являются:
1) рациональное использование, сохранение и воспроизводство животного мира Челябинской области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных видов охотничьих животных;
2) обеспечение прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и использовании животного мира;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира;
4) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных районах Челябинской области;
5) возрождение национальных и культурных традиций российской охоты.
12. Основными задачами ведения охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение научно обоснованного, эффективного использования и охраны охотничьих ресурсов, сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
2) осуществление биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и интенсивное воспроизводство, обеспечение более полного использования кормовой емкости охотничьих угодий и повышение их продуктивности;
3) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
4) регулирование численности вредных для охотничьего и сельского хозяйства животных, в первую очередь, волков;
5) развитие охотничьего туризма, сферы услуг в сфере охоты и охотничьего хозяйства;
6) использование средств, получаемых от иностранного охотничьего туризма, для развития охотничьего хозяйства, таксидермии и трофейного дела;
7) развитие охотничьего собаководства.

Глава IV. Цели и задачи государственной политики
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства

13. Важнейшими целями государственной политики Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение граждан правами на труд, отдых, благоприятную окружающую среду, развитие способностей и удовлетворение потребностей, а также экономических свобод хозяйствующих субъектов отрасли;
2) законодательное закрепление и эффективная защита социально-экономических интересов Челябинской области при использовании охотничьих ресурсов;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира Челябинской области;
4) создание адекватной и экономичной информационной базы для принятия управленческих решений.
14. Основные задачи государственного управления на территории Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства:
1) координация деятельности охотпользователей при недопущении монополизации охотхозяйственной деятельности;
2) разработка зонально-дифференцированных нормативов ведения охотничьего хозяйства (численности, норм изъятия и т.д.);
3) привлечение охотпользователей к обсуждению правовых, экономических и экологических аспектов вырабатываемых решений в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
4) нормативное и административное обеспечение компенсационных выплат при действиях, ухудшающих состояние объектов животного мира и среды их обитания;
5) реализация правовых установлений о ведении учета, кадастра и мониторинга объектов и субъектов охотпользования;
6) охотэкономическая инвентаризация охотничьих угодий, оптимизация системы особо охраняемых природных территорий;
7) обеспечение эффективной охраны охотничьих ресурсов и сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих угодий) как основного средства производства в охотничьем хозяйстве;
8) организация осуществления воспроизводственных мероприятий, направленных на оптимизацию численности охотничьих животных, обеспечивающих полное использование биологической емкости охотничьих угодий, и повышения их продуктивности;
9) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
10) сохранение исторического наследия, опыта, традиций в сфере охотничьего хозяйства, содействие распространению знаний и выпуску печатной продукции о традициях и культуре охоты, охотничьем хозяйстве, развитие охотничьего туризма, охотничьего собаководства;
11) осуществление грамотной кадровой политики в охотничьем хозяйстве, повышение квалификации работников охотничьего хозяйства.
15. Сохранение обширных участков ненарушенной или малоизмененной природы для развития охотхозяйственной деятельности, а также развитие форм интенсификации охотхозяйственной деятельности (экологически допустимая и экономически оправданная концентрация ресурсов, дичеразведение, зоокультура) в комплексе со смежными отраслями хозяйства.

Глава V. Правовое, социальное и экономическое
обеспечение развития охотничьего хозяйства

16. Административные методы управления охотничьим хозяйством реализуются выдачей и аннулированием лицензий на пользование объектами животного мира, установлением сроков охоты, запретами на добычу отдельных видов охотничьих зверей и птиц.
Социально-экономические методы регулирования охотничьего хозяйства заключаются в создании благоприятных условий для его поддержания и развития.
Основными задачами правового обеспечения охотничьего хозяйства являются:
реализация прав граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на предоставление в пользование объектов животного мира для охоты и ведения охотничьего хозяйства;
ведение охотничьего хозяйства как на коммерческой, так и на некоммерческой основе;
разнообразие организационно-правовых форм организаций, осуществляющих охотничью и охотхозяйственную деятельность.
17. Основными критериями оценки результатов государственного управления в сфере развития охотничьего хозяйства являются непрерывность и неистощительность использования ресурсов, экономическая эффективность и социальная справедливость.

Глава VI. Научное и техническое
развитие охотничьего хозяйства

18. С учетом современных финансовых трудностей необходимо отдать предпочтение следующим разработкам:
модернизация на альтернативной научной основе системы государственного учета и создание методологической базы мониторинга, прогнозирования и кадастра охотничьих ресурсов и их эпизоотологического состояния, а также мониторинга среды обитания охотничьих животных;
разработка эффективных систем воспроизводственных мероприятий;
обоснование работ по интродукции и реинтродукции диких животных;
создание системы организационно-экономического отраслевого мониторинга, информационного обеспечения и формирование соответствующих баз данных;
научное обоснование методов управления ресурсным потенциалом, ориентированных на поддержание механизмов естественной саморегуляции и возобновления популяций и экосистем в целях обеспечения устойчивого пользования ресурсами и сохранения биоразнообразия (экологический приоритет комплексного хозяйствования);
разработка методов профилактики заболеваний диких животных.
19. Учитывая важность и особое положение отдельных видов и групп видов охотничьих животных (бобров, сурков, волков, лосей, кабанов и других), необходимо более глубокое их изучение в рамках целевых комплексных программ. Сохранение генофонда и научно-обоснованное управление популяциями этих видов имеют первостепенную важность.
20. Необходимость распространения в Челябинской области положительного опыта сочетания научной деятельности, подготовки кадров и освоения достижений научно-технического прогресса. Разработка форм сотрудничества научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений.

Глава VII. Международное сотрудничество
в сфере охотничьего хозяйства

21. Во внешнеэкономической сфере деятельность государственных органов управления охотничьим хозяйством, хозяйствующих субъектов, научных учреждений и частных лиц должна быть направлена на:
1) обеспечение выполнения международных конвенций, договоров и соглашений (о биологическом разнообразии, водно-болотных угодьях, Красной книге Российской Федерации и других), устанавливающих правовую базу и определяющих торгово-экономический и научно-технический режим охотпользования;
2) активизацию контактов между зарубежными охотничьими организациями, налаживание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества;
3) обеспечение участия охотничьих организаций в международных выставках, ярмарках и конференциях, их представительства в национальных ассоциациях и объединениях охотничье-рыболовного направления.

Глава VIII. Финансовое обеспечение охотничьего хозяйства

Финансирование мероприятий по развитию охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Глава IX. Экономический эффект от реализации Концепции
развития охотничьего хозяйства и воспроизводства
животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы

22. Экономический эффект от реализации Концепции развития охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы обеспечивается за счет:
1) экономии бюджетных средств, планируемых на финансирование мероприятий по сохранению биологического разнообразия животного мира, охране и воспроизводству объектов охоты, за счет привлечения к реализации этих мероприятий средств охотпользователей;
2) увеличения поступления налогов в областной бюджет за счет создания новых охотничьих хозяйств, рабочих мест и расширения производства охотничьей продукции;
3) привлечения иностранных инвестиций от организации иностранного охотничьего туризма;
4) оздоровления населения Челябинской области.

Глава X. Современное состояние ресурсов
основных охотничьих животных

23. Оценка распределения и состояния ресурсов охотничьих животных в Челябинской области осуществлена по материалам ежегодных учетов численности, подготовленным управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области, а также по материалам общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области и по фондовым материалам "Службы урожая" Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова (далее - ВНИИОЗ).
Челябинская область обладает уникальным набором природно-климатических условий. Это обусловливает богатство животного мира, в частности, видовое разнообразие и обилие охотничьих зверей и птиц. Список охотничьих зверей и птиц в Челябинской области включает 30 наименований основных видов и групп видов.

Глава XI. Мониторинг охотничьих животных

24. Мониторингом охотничьих животных, опирающимся на опросный метод, с 1935 года занимается ВНИИОЗ.
Дважды в год по специализированным региональным формам от добровольных охотников-корреспондентов поступает обширная информация не только о численности охотничьих зверей и птиц, но и о многих экологических параметрах (обеспеченности кормами, кочевкам, активности размножения, болезнях и гибели), а также о результатах охоты. Сложившаяся во ВНИИОЗ система мониторинга, предназначенная для всей территории России, может быть использована и в системе мониторинга охотничьих животных в Челябинской области.
Объектами мониторинга являются: лось, кабан, косуля, бурый медведь, соболь, лесная куница, хорек, колонок, норка, выдра, горностай, волк, лисица, енотовидная собака, рысь, белка, сурок, бобр, ондатра, заяц, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая птица и кулик.

Глава XII. Рекомендации по эксплуатации ресурсов
охотничьих животных Челябинской области

25. Животный мир Челябинской области включает типичные лесные виды и представителей открытых пространств.
Для ряда видов животных характерны резкие годичные колебания численности значительной амплитуды с периодом 4 - 5 и даже 10 - 12 лет. Большинству видов животных свойственны миграции, особенно птицам.
Основными и хозяйственно важными охотничьими видами в Челябинской области являются: белка, ондатра, бобр, сурок, заяц-беляк, заяц-русак, волк, лисица, корсак, куница, колонок, горностай, хорек, барсук, норка, выдра, медведь, лось, кабан, косуля, глухарь, рябчик и тетерев, кулик и водоплавающая дичь, что обусловлено наличием свойственных этим видам типов угодий. Многие виды достаточно обычны и в антропогенных ландшафтах.

Глава XIII. Сохранение и воспроизводство
охотничьих животных Челябинской области

26. Интенсивное ведение охотничьего хозяйства в современных условиях тяжелейшего антропогенного пресса на среду обитания охотничьих животных невозможно без систематического проведения воспроизводственных работ, которые позволяют поддерживать на оптимальном уровне продуктивность охотничьих угодий, сохранять и увеличивать запасы основных охотничьих зверей и птиц в каждом хозяйстве и на определенных территориях.
Развивающийся иностранный охотничий туризм требует от охотничьих хозяйств определенных гарантий успеха при организации и проведении охотничьих и экологических туров, что обязывает руководство хозяйств по-новому смотреть на воспроизводственные мероприятия и оценивать результаты проведения этих работ.
Необходимость и объем проведения биотехнических работ в каждом хозяйстве должны определяться специалистами творчески с оценкой и учетом целого ряда факторов: интенсивности освоения запасов животных, экономических интересов и технических возможностей, конкретных сложившихся социальных и природно-климатических условий данной местности, а также факторов, лимитирующих естественное воспроизводство диких животных.
В основном воспроизводственные мероприятия должны осуществляться в тех участках охотничьих угодий, где самовозобновляющиеся ресурсы охотничьих животных изымают охотой до такой степени, что теряется способность компенсировать этот ущерб за счет естественного размножения, или там, где они осваиваются в максимально возможном (без ущерба для естественного воспроизводства) размере. При этом нормированное изъятие ресурсов выступает в качестве элемента рационального природопользования и элемента ресурсосберегающей технологии ведения охоты на тот или иной вид животных.
При постоянном возрастании влияния хозяйственной деятельности человека на природу наблюдается коренное изменение условий обитания диких животных. В связи с этим охотпользователи, наряду с работами по воспроизводству ресурсов охотничьих животных, нужными для долговременного неистощительного их использования, в той или иной степени за счет собственных средств вынуждены компенсировать и ущерб, наносимый смежными отраслями природопользования. В современных условиях резко возрастает необходимость выделения из всего перечня осуществляемых работ наиболее эффективных мероприятий, так как в ряде случаев средства, вкладываемые охотпользователями в воспроизводство зверей и птиц, не окупаются.
Природоохранные мероприятия - комплекс мер, направленных на охрану охотничьих животных и среду их обитания.
Воспроизводственные (биотехнические) мероприятия - виды деятельности, направленные на повышение продуктивности охотничьих угодий посредством улучшения условий обитания и снижения воздействия факторов, лимитирующих рост численности или естественное расселение диких зверей и птиц.
Охотхозяйственные мероприятия направлены на подготовку условий и создание предпосылок для успешного осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Из вышеперечисленных мероприятий биотехнические мероприятия выступают одним из сильнодействующих и результативных рычагов управления популяциями охотничьих животных при условии грамотного и своевременного их применения. Биотехнические мероприятия наиболее применимы к аборигенным видам животных. Разные виды неодинаково отзывчивы на биотехнические воздействия: одни положительно реагируют только на отдельные видовые, а другие - на комплексные мероприятия. Но в любом случае биотехнические мероприятия остаются приоритетным направлением в сохранении и увеличении ресурсов популяций не только охотничьих зверей и птиц, но и биоразнообразия в целом.

Глава XIV. Основные направления развития охотничьего
хозяйства и охраны диких зверей и птиц
на территории Челябинской области

27. Нормативное правовое обеспечение охраны и устойчивого использования объектов животного мира осуществляется по следующим направлениям:
1) разработка проектов и принятие нормативных правовых актов, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в целях реализации Закона Челябинской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской области;
2) разработка и утверждение методики расчета оценки вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания юридическими и физическими лицами в результате хозяйственной или иной деятельности на территории Челябинской области с целью компенсации указанного вреда;
3) разработка требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Челябинской области с целью сокращения гибели диких животных;
4) разработка и принятие следующих нормативных правовых актов в связи с учреждением Красной книги Челябинской области:
об утверждении правил добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Челябинской области;
об утверждении порядка выдачи разрешений на оборот объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Челябинской области;
об установлении такс для исчисления размера взыскания за вред, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Челябинской области (для видов, не включенных в Красную книгу Российской Федерации);
5) принятие правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской области (в этих правилах целесообразно предусмотреть также порядок регулирования численности серой вороны, сороки, бродячих собак и кошек, которые не отнесены к объектам охоты).
28. Охранные мероприятия:
1) организация специализированного отряда по охране объектов животного мира (объектов охоты и видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Челябинской области), надлежащее материально-техническое обеспечение его функционирования;
2) организация и осуществление охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, путем проведения рейдов по выявлению случаев незаконной охоты, а также осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств, линий связи и электропередач, за предотвращением загрязнения среды обитания сбросами, ядохимикатами, удобрениями;
3) выполнение мероприятий по регулированию численности волков, лисиц, корсаков, бродячих собак и других животных в целях сокращения наносимого вреда и предотвращения распространения бешенства, чумы, чесотки;
4) укрепление материально-технической базы органов государственного охотничьего надзора;
5) инвентаризация и комплексное экологическое обследование охотничьих угодий государственного резервного фонда для определения целесообразности придания им статуса особо охраняемых природных территорий или перепрофилирования для ведения охотничьего хозяйства;
6) инвентаризация глухариных токов, рек, заселенных бобрами, объявление их микрозаказниками в соответствии с Законом Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области";
7) выявление мест обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красную книгу Челябинской области. Проработка вопросов отнесения отдельных озер, озерных систем и других угодий Челябинской области к Списку находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц, к создаваемому перечню ключевых орнитологических территорий, а также придания выявленным территориям природоохранного статуса разного уровня (микрозаказников, особо охраняемых участков леса, воспроизводственных участков и так далее) и (или) установления постоянных или временных запретов и ограничений тех или иных видов хозяйственной деятельности;
8) разработка и утверждение для Челябинской области зональных норм и нормативов плотности населения диких зверей и птиц;
9) разработка положения о системе мер материального и морального стимулирования работников, занимающихся охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных, долгосрочных охотпользователей за активную работу по охране объектов животного мира и среды их обитания, уничтожению вредных животных, проведению воспроизводственных и биотехнических мероприятий.
29. Наиболее целесообразна следующая структура мониторинга охотничьих животных:
1) ежегодный двукратный опрос охотников-корреспондентов по широкому спектру вопросов ("служба опроса") по системе "Службы урожая" ВНИИОЗ;
2) проведение зимнего маршрутного учета по видам, подлежащим учету в зимних условиях (один раз в два - три года);
3) проведение специализированных областных видовых учетов, не проходящих по системе зимнего маршрутного учета (горные, полуводные, зимоспящие, летние виды и так далее) в промежутке между годами ведения (по каждому виду или группе видов один раз в 3 - 5 лет);
4) использование данных Летописи природы системы заповедников для получения базовых данных по численности видов, отнесенных к объектам охоты.
30. Повышение квалификации работников, занимающихся охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных Челябинской области:
1) проведение курсов повышения квалификации, семинаров и учебы с работниками, занимающимися охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных Челябинской области, по повышению уровня правовой квалификации (законодательство, устанавливающее ответственность, правильное оформление документов, фиксирующих факты нарушений и причинения вреда, постановлений о привлечении к ответственности, материалов для возбуждения уголовных дел, взыскания причиненного ущерба, обращения в судебные и другие правоохранительные органы), обмену опытом по способам и методам охраны животного мира, привлечению нарушителей к ответственности, технике безопасности, необходимой обороне, координации действий и другие мероприятия;
2) обеспечение работников, занимающихся охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных юридической, нормативно-технической и методической документацией и литературой (правила, сборники нормативных правовых актов и другие документы в сфере охраны и использования объектов животного мира, книги "Комментарий к Федеральному закону "О животном мире", "Ответственность за незаконную охоту", "Управление популяциями охотничьих животных" и другими книгами в указанной сфере);
3) разработка правил (методических указаний) проведения мероприятий по контролю деятельности долгосрочных охотпользователей объектами животного мира, охраной животных и среды их обитания другими хозяйствующими субъектами.
31. Массово-разъяснительная работа и экологическое просвещение:
1) формирование экологического мировоззрения в области охотничьего хозяйства и смежных с ним отраслей природопользования;
2) организация систематической разъяснительной работы с природопользователями и местным населением (выступления в средствах массовой информации, издание и тиражирование буклетов, брошюр, книг) о необходимости охраны животного мира (особенно редких видов зверей и птиц), рациональном использовании охотничьих ресурсов, об ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, о болезнях, источником заболевания которых являются дикие животные, о мерах их профилактики;
3) проведение выставок, конкурсов и соревнований, месячников, пропагандирующих вопросы охраны, воспроизводства и рационального использования животного мира, поднимающих престиж работников охотничьего хозяйства;
4) издание массовым тиражом и распространение Закона Челябинской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской области", Правил охоты на территории Челябинской области, Красной книги Челябинской области, карт охотничьих хозяйств и охраняемых территорий, выпуск различных брошюр, наглядных пособий, плакатов, памяток по технике безопасности на охоте, биологии животных, борьбе с браконьерством.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru