ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 26.08.2004 № 1365
"О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2004, выпуск № 6, (июль - август),
"Южноуральская панорама", № 112, от 05.10.2004
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2004 г. № 1365
О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять областную целевую Программу содействия занятости населения Челябинской области на 2004 - 2005 годы (приложение).
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 26 августа 2004 г. № 1365
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ
Наименование - областная целевая Программа содействия занятости
Программы населения Челябинской области на 2004 - 2005 годы
(далее - Программа)
Основание принятия - статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости
решения о населения в Российской Федерации", распоряжение
разработке Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003
Программы года № 568-Р, указания Министерства труда
Российской Федерации от 12 августа 2003 года
№ 517-12
Государственный - Правительство Челябинской области
Заказчик Программы
Основные - Департамент федеральной государственной службы
разработчики занятости населения по Челябинской области;
Программы - Министерство экономического развития Челябинской
области;
- Министерство финансов Челябинской области;
- Министерство образования и науки Челябинской
области
Цель Программы - реализация государственной политики занятости
населения на территории Челябинской области
Задачи Программы - создание условий для трудоустройства безработных
граждан;
повышение мотивации населения к труду, качества и
конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
экономическое стимулирование развития
предпринимательства, малого и среднего бизнеса,
индивидуальной предпринимательской деятельности;
содействие трудоустройству граждан, особо
нуждающихся в социальной защите;
увеличение занятости населения в муниципальных
образованиях с градообразующими организациями, в
которых сложилась напряженная ситуация на рынке
труда;
оказание социальной поддержки безработным гражданам
Сроки реализации - 2004 - 2005 годы
Программы
Объемы и источники - общий объем финансирования - 1134987,8 тыс. рублей
Финансирования (в ценах 2003 года), в том числе:
Программы средства федерального бюджета -
1056217,8 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 33802,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 44968,0 тыс. рублей;
в 2004 году - 437975,1 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета -
400342,1 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 16220,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 21413,0 тыс. рублей
Ожидаемые - сохранение уровня регистрируемой безработицы в
конечные пределах 1,8 процента;
результаты оказание консультационных услуг по вопросам
реализации трудоустройства 750,0 тыс. человек, в том числе
Программы в 2004 году - 370,0 тыс. человек;
обеспечение формирования банка вакансий службы
занятости за счет поступлений сведений от
работодателей о свободных рабочих местах -
320,0 тыс. вакансий, в том числе в 2004 году -
150,0 тыс. вакансий;
оказание содействия в трудоустройстве 259,1 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 124,0 тыс.
человек;
трудоустройство на общественные работы 32,5 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 16,0 тыс.
человек;
организация временного трудоустройства 87,0 тыс.
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет, в том числе в 2004 году - 42,0 тыс. человек;
организация временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите -
3,25 тыс. человек, в том числе в 2004 году -
1,6 тыс. человек;
направление на профессиональное обучение, повышение
квалификации и переподготовку с целью последующего
трудоустройства 16,5 тыс. безработных граждан, в
том числе в 2004 году - 7,5 тыс. человек;
проведение профориентационной работы с 149,5 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 68,0 тыс.
человек;
обеспечение материальной поддержки безработных
граждан: выплата пособий по безработице - в среднем
32,1 тыс. человек в месяц; ежегодно: выплата
стипендий - 7,5 тыс. человек, досрочной пенсии -
0,92 тыс. человек, оказание материальной помощи -
0,06 тыс. человек.
ВВЕДЕНИЕ
1. Программа содействия занятости населения Челябинской области на 2004 - 2005 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с учетом рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости.
Подготовка Программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда городов и районов Челябинской области, а также прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2005 год и на период до 2007 года. Программа разработана с учетом основных положений Программы содействия занятости населения Челябинской области на 2001 - 2003 годы.
Приоритеты Программы определены федеральной Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р, и федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1999 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 1381. При разработке Программы учитывались другие областные целевые программы, регулирующие социально-трудовую сферу, а также согласованные предложения управлений и комитетов Челябинской области, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования данной сферы.
Стратегия, принятая в Программе, объединяет ее цели, задачи, приоритеты и мероприятия в единый согласованный план действий органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Челябинской области, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области (далее - Департамент), профессиональных союзов и работодателей в рамках социального партнерства на рынке труда по реализации конкретных направлений содействия трудоустройству незанятых граждан с учетом экономических возможностей расширения сферы приложения труда, предстоящего реформирования системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения. Центральное место в Программе при определении стратегии содействия занятости населения отведено ускорению процесса поиска работы, реализации государственных гарантий занятости, организации временных и общественных работ, усилению мотивации трудового поведения безработных граждан.
Финансирование программных мероприятий по содействию занятости населения предполагается осуществлять за счет софинансирования из федерального, областного и местных бюджетов.
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
2. В 2001 - 2003 годах продолжалось развитие положительных тенденций в экономике Челябинской области, наблюдался рост валового регионального продукта, что было обеспечено повышением эффективности промышленного производства. За последние три года темп его роста на Южном Урале составил 12,8 процента.
Несмотря на все структурные и неструктурные преобразования в экономике Челябинской области, удалось сохранить, а в некоторых сферах приумножить ее промышленный, производственный и научный потенциал. В области сформировалась устойчивая группа организаций, обеспечивающих стабильность поступлений в бюджет, сбалансированное развитие базовых и периферийных отраслей экономики.
В 2002 году численность занятых в экономике (с учетом занятых в личном подсобном хозяйстве) составила 1572,7 тыс. человек и увеличилась в сравнении с 2001 годом на 0,3 процента. В 2003 году численность занятых в экономике уменьшилась по отношению к 2002 году на 2,3 процента и составила 1537,3 тыс. человек. В 2002 году из числа занятых в сфере материального производства было задействовано 1104,3 тыс. человек (70,2 процента), в 2003 году этот показатель уменьшился на 2,3 процента и составил 1079,0 тыс. человек (70,2 процента). Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы составила в 2002 году 468,4 тыс. человек, в 2003 году - 458,3 тыс. человек.
В 2002 году из 1572,7 тыс. человек, занятых в экономике, 587,3 тыс. человек (37,3 процента) работали в организациях государственной и муниципальной форм собственности. В организациях смешанной формы собственности работали 145,9 тыс. человек (9,3 процента); в общественных объединениях и организациях - 12,4 тыс. человек (0,8 процента), в организациях с иностранным участием - 110,1 тыс. человек (7,0 процента), в частном секторе - 718,9 тыс. человек (45,7 процента).
В 2003 году по сравнению с 2002 годом численность занятых в общественных объединениях и организациях снизилась на 3,5 процента, в организациях с иностранным участием - на 6,5 процента, численность занятых в частном секторе хозяйствования увеличилась на 0,1 процента, численность занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности снизилась на 2,6 процента, в организациях смешанной формы собственности - на 10,5 процента. В сфере малого предпринимательства за прошедшие три года наблюдался устойчивый рост численности его участников: в 2001 году - 147,3 тыс. человек, в 2003 году - 149,2 тыс. человек.
Значительных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения в 2001 - 2003 годах не произошло, в 2002 году тенденция роста удельного веса занятых отмечалась в промышленности (с 36,9 до 39,1 процента), в сельском хозяйстве (с 6,8 до 7,1 процента), на транспорте (с 7,1 до 7,4 процента), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 5,6 до 6,3 процента) и других отраслях. В 2003 году по сравнению с 2002 годом тенденция роста удельного веса занятых сохранилась.
В 2002 году численность работников, работавших неполное рабочее время, и работников, отправленных в отпуска по инициативе администрации, составила 159,6 тыс. человек (14,7 процента от среднесписочной численности работающих), что на 5,3 процента больше, чем в 2001 году (151,6 тыс. человек или 13,6 процента).
В 2003 году общая численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации и отправленных в вынужденные отпуска, составила 117,8 тыс. человек или 11,3 процента от среднесписочной численности работников крупных и средних организаций (таблица 1).
3. Наметилась положительная тенденция в движении рабочей силы в крупных и средних организациях Челябинской области. Так, если за 2001 год по организациям области количество выбывших работников превысило число принятых на 3,9 процента, то за 2002 год только на 0,2 процента. В абсолютном выражении численность выбывших работников сократилась за указанный выше период на 13,2 процента, а принятых - на 9,8 процента. В 2003 году количество принятых работников составило 311,8 тыс. человек, что ниже выбывших на 5,9 процента.
За 2001 - 2003 годы численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, составила 39,2 тыс. человек. Численность принятых работников на дополнительно введенные рабочие места в крупных и средних организациях за эти годы составила 41,8 тыс. человек (таблица 2).
Таблица 2
Движение рабочей силы в крупных и средних организациях
-----------------------------T---------------T----------------T----------------¬
¦ Движение рабочей силы ¦ 2003 год ¦ 2003 год ¦ 2003 год ¦
¦ +---------------+----------------+----------------+
¦ ¦ количество ¦ количество ¦ количество ¦
¦ +-------T-------+-------T--------+-------T--------+
¦ ¦ тыс. ¦процен-¦ тыс. ¦проценты¦ тыс. ¦проценты¦
¦ ¦человек¦ ты ¦человек¦ ¦человек¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦Принято работников, всего ¦ 358,7¦ 100,0¦ 323,4¦ 100,0¦ 311,8¦ 100,0¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦в том числе на дополнительно¦ 14,0¦ 3,9¦ 15,8¦ 4,9¦ 11,9¦ 3,6¦
¦введенные рабочие места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦Выбыло работников, всего ¦ 373,4¦ 100,0¦ 324,1¦ 100,0¦ 331,3¦ 100,0¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦в том числе в связи с ¦ 8,7¦ 2,3¦ 15,8¦ 4,9¦ 14,7¦ 4,4¦
¦сокращением численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦по собственному желанию ¦ 273,3¦ 73,2¦ 247,7¦ 76,4¦ 234,3¦ 70,8¦
+----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+
¦Соотношение принятых к ¦ 96,1¦ ¦ 99,8¦ ¦ 94,1¦ ¦
¦выбывшим, проценты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-------+-------+-------+--------+-------+---------
Таким образом, положительные изменения в общеэкономической конъюнктуре обусловили некоторое улучшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. К концу 2003 года снизились масштабы вынужденной неполной занятости, сократилась численность высвобождаемых работников.
4. Несмотря на улучшение социально-экономической ситуации, положение с безработицей в Челябинской области оставалось неоднозначным. Состояние на рынке труда в 2001 - 2003 годах характеризовалось снижением общей численности безработных граждан и ростом численности зарегистрированных безработных. По данным Министерства экономического развития Челябинской области, наблюдалось снижение уровня экономической активности населения. Численность экономически активного населения составила в 2003 году 1640 тыс. человек по сравнению с 1708,9 тыс. человек в 2001 году. Безработные, определяемые в соответствии со стандартами Международной организации труда (далее - МОТ), составили в 2003 году 102,7 тыс. человек, в 2001 году - 140,8 тыс. человек (таблица 3).
Таблица 3
Основные показатели общей и регистрируемой безработицы
-------------------------T-----------------T-----------------T-----------------¬
¦ Категория населения ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦
¦ +-----------------+-----------------+-----------------+
¦ ¦ количество ¦ количество ¦ количество ¦
¦ +-------T---------+-------T---------+-------T---------+
¦ ¦ тыс. ¦проценты ¦ тыс. ¦проценты ¦ тыс. ¦проценты ¦
¦ ¦человек¦к эконо- ¦человек¦к эконо- ¦человек¦к эконо- ¦
¦ ¦ ¦мически ¦ ¦мически ¦ ¦мически ¦
¦ ¦ ¦активному¦ ¦активному¦ ¦активному¦
¦ ¦ ¦населению¦ ¦населению¦ ¦населению¦
+------------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+
¦Всего занято в экономике¦ 1568,1¦ ¦ 1572,7¦ ¦ 1537,3¦ ¦
+------------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+
¦Экономически активное ¦ 1708,9¦ ¦ 1666,5¦ ¦ 1640,0¦ ¦
¦население ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+
¦Безработные (по данным ¦ 140,8¦ 8,2¦ 118,5¦ 7,1¦ 102,7¦ 6,3¦
¦МОТ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+
¦Зарегистрированные ¦ 18,5¦ 1,1¦ 24,3¦ 1,5¦ 27,7¦ 1,7¦
¦безработные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-------+---------+-------+---------+-------+----------
5. По данным материалов обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики, проводимого ежегодно в ноябре, составлена структура общей безработицы по полу, возрасту, уровню образования безработных. В составе безработных в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля женщин увеличилась с 45,6 до 54,6 процента, доля молодежи в возрасте 16 - 29 лет составила соответственно 38,2 и 44,9 процента.
В 2003 году по сравнению с 2001 годом доля безработных со средним профессиональным образованием снизилась с 26,0 до 20,2 процента, со средним (полным) общим увеличилась с 27,6 до 30,9 процента. Сократилась доля граждан, имеющих высшее образование, с 9,6 до 7,8 процента (таблицы 4, 5).
Таблица 4
-----T------------T-------------------T--------------------------------------¬
¦Годы¦ Всего ¦ В том числе по ¦ В том числе по возрасту, лет ¦
¦ ¦безработных,¦ полу ¦ (проценты) ¦
¦ ¦ проценты +---------T---------+------T-----T------T------T-----T-----+
¦ ¦ ¦мужчины, ¦женщины, ¦до 20 ¦20 - ¦30 - ¦40 - ¦50 - ¦60 - ¦
¦ ¦ ¦проценты ¦проценты ¦ ¦29 ¦39 ¦49 ¦59 ¦72 ¦
+----+------------+---------+---------+------+-----+------+------+-----+-----+
¦2001¦ 100,0¦ 54,4¦ 45,6¦ 12,1¦ 26,1¦ 24,4¦ 23,2¦ 11,0¦ 3,2¦
+----+------------+---------+---------+------+-----+------+------+-----+-----+
¦2002¦ 100,0¦ 55,5¦ 44,5¦ 7,4¦ 31,0¦ 25,4¦ 20,1¦ 14,8¦ 1,2¦
+----+------------+---------+---------+------+-----+------+------+-----+-----+
¦2003¦ 100,0¦ 45,4¦ 54,6¦ 13,4¦ 31,5¦ 26,2¦ 18,1¦ 10,8¦ - ¦
L----+------------+---------+---------+------+-----+------+------+-----+------
Таблица 5
-----T--------T----------------------------------------------------------------¬
¦Годы¦ Всего ¦ В том числе имеют образование (проценты) ¦
¦ ¦ безра- +-------T--------T--------T---------T--------T--------T----------+
¦ ¦ботных, ¦высшее ¦неполное¦среднее ¦начальное¦среднее ¦основное¦начальное ¦
¦ ¦проценты¦профес-¦ высшее ¦профес- ¦ профес- ¦(полное)¦ общее ¦общее, не ¦
¦ ¦ ¦сиональ¦ профес-¦сиональ-¦ сиональ-¦ общее ¦ ¦ имеют ¦
¦ ¦ ¦ ное ¦сиональ-¦ ное ¦ ное ¦ ¦ ¦начального¦
¦ ¦ ¦ ¦ ное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общего ¦
+----+--------+-------+--------+--------+---------+--------+--------+----------+
¦2001¦ 100 ¦ 9,6¦ 3,0¦ 26,0¦ 15,6¦ 27,6¦ 15,8¦ 2,5¦
+----+--------+-------+--------+--------+---------+--------+--------+----------+
¦2002¦ 100 ¦ 6,6¦ ¦ 34,5¦ 14,5¦ 34,0¦ 9,1¦ 1,4¦
+----+--------+-------+--------+--------+---------+--------+--------+----------+
¦2003¦ 100 ¦ 7,8¦ 1,4¦ 20,2¦ 23,6¦ 30,9¦ 14,3¦ 1,8¦
L----+--------+-------+--------+--------+---------+--------+--------+-----------
Среди безработных доминируют уволившиеся по собственному желанию, высвобожденные работники и лица, не имеющие опыта работы. В 2003 году наблюдалось увеличение доли граждан, уволенных по собственному желанию, с 26,2 процента в 2001 году до 29,6 процента. Доля высвобожденных и не имеющих опыта работы увеличилась соответственно с 23,7 до 24,0 процента и с 22,0 до 25,4 процента.
6. Численность официально зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) увеличилась с 18,5 тыс. человек в 2001 году до 27,8 тыс. человек в 2003 году. Уровень регистрируемой безработицы увеличился до 1,6 процента на 1 января 2004 года, на 1 января 2001 года он составлял 1,0 процента.
В 2001 - 2003 годах произошли существенные изменения в структуре зарегистрированных безработных по полу, возрасту, уровню образования и т.д.
Доминирующее положение продолжало сохраняться за женщинами, доля их на 1 января 2001 года составляла 70,7 процента, на 1 января 2002 года - 67,8 процента, на 1 января 2003 года - 68,4 процента, на 1 января 2004 года - 69,3 процента.
За три года среди безработных значительно увеличилась доля лиц предпенсионного возраста - с 12,4 процента на 1 января 2001 года до 16,5 процента на 1 января 2004 года и, напротив, более мобильной на рынке труда стала молодежь, доля которой за тот же период времени уменьшилась с 32,6 до 31,3 процента.
Стабилизация экономики Челябинской области и повышение спроса на квалифицированные кадры изменили состав безработных по уровню образования. Сократилась численность безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование, с 42,0 процента на конец 2001 года до 38,6 процента на конец 2003 года (таблицы 6, 7).
Таблица 6
Состав регистрируемой безработицы
(по состоянию на конец отчетного периода)
в процентах
-----T-----------T------------------------T----------------------------------¬
¦Годы¦ Всего ¦ В том числе по полу ¦ В том числе по возрасту ¦
¦ ¦безработных+------------T-----------+----------T--------------T--------+
¦ ¦ ¦ мужчины ¦ женщины ¦16 - ¦предпенсионный¦ прочие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦29 лет ¦ возраст ¦возраста¦
+----+-----------+------------+-----------+----------+--------------+--------+
¦2001¦ 100,0¦ 32,2¦ 67,8¦ 30,1¦ 13,1¦ 56,8¦
+----+-----------+------------+-----------+----------+--------------+--------+
¦2002¦ 100,0¦ 31,6¦ 68,4¦ 28,6¦ 14,4¦ 57,0¦
+----+-----------+------------+-----------+----------+--------------+--------+
¦2003¦ 100,0¦ 30,7¦ 69,3¦ 31,3¦ 16,5¦ 52,3¦
L----+-----------+------------+-----------+----------+--------------+---------
Таблица 7
в процентах
-----T-----------T-----------------------------------------------------------¬
¦Годы¦ Всего ¦ В том числе имеют образование ¦
¦ ¦безработных+---------T---------T---------T---------T---------T---------+
¦ ¦ ¦ высшее ¦неполное ¦ среднее ¦начальное¦ среднее ¦ не ¦
¦ ¦ ¦професси-¦ высшее ¦професси-¦професси-¦(полное) ¦ имеющие ¦
¦ ¦ ¦ональное ¦професси-¦ональное ¦ ональное¦ общее ¦среднего ¦
¦ ¦ ¦ ¦ональное ¦ ¦ ¦ ¦(полного)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общего ¦
+----+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦2001¦ 100 ¦ 13,7¦ 0,3¦ 28,3¦ 22,6¦ 25,6¦ 9,5¦
+----+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦2002¦ 100 ¦ 11,8¦ 0,4¦ 27,0¦ 24,0¦ 27,2¦ 9,6¦
+----+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦2003¦ 100 ¦ 11,6¦ 0,2¦ 27,0¦ 23,7¦ 27,5¦ 10,0¦
L----+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+----------
Отмечался рост безработицы в сельской местности, основными причинами которой стали недостаток вакансий, продолжающийся отток сельского населения, способствующий возникновению дефицита кадров основных сельскохозяйственных профессий, непривлекательность труда в сельском хозяйстве как по условиям, так и оплате, особенно для молодежи. За три года доли безработных граждан, проживающих в сельской местности, увеличилась с 16,8 процента в 2001 году до 22,3 процента в 2003 году.
Большая часть безработных граждан попадает на регистрируемый рынок труда по причине увольнения по собственному желанию: на конец 2003 года - 50,6 процента, в 2001 и 2002 годах соответственно 64,5 и 56,8 процента.
По-прежнему остается высокой среди безработных граждан доля уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников. Ситуация по этой категории граждан по состоянию на конец года выглядит следующим образом: 2001 год - 15,9 процента, 2002 год - 22,8 процента и 2003 год - 21,2 процента. Среди высвобожденных работников 50 - 60 процентов работали ранее в промышленности, более 60 процентов - женщины.
Таким образом, тенденции изменения состава регистрируемых безработных по основным параметрам соответствуют изменениям состава безработных, определенных по методике МОТ.
7. Характерной особенностью 2001 - 2003 годов являлся устойчивый рост числа вакансий, заявленных в службу занятости. Если на 1 января 2001 года потребность в работниках составляла 9326 человек, на 1 января 2002 года - 9583 человек, на 1 января 2003 года - 9296 человек, то на 1 января 2004 года - 10229 человек. В 2003 году по сравнению с 2001 годом банк данных свободных рабочих мест (вакансий) увеличился на 18,6 процента за счет роста временных рабочих мест сезонного характера с относительно небольшой оплатой труда и постоянных рабочих мест с оплатой труда ниже прожиточного минимума.
По структуре вакантных должностных мест по-прежнему доминируют вакансии в отраслях промышленности, возросла доля вакансий в торговле, сельском хозяйстве, транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве (таблица 8).
Таблица 8
Структура вакантных должностей по отраслям экономики
Вследствие увеличения численности незанятых граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения городов и районов Челябинской области (далее - ЦЗН), не снижалась конкуренция на рынке труда. Если в 2001 году на одно свободное рабочее место в среднем по области претендовали 2,6 человека, то в 2002 году - 3,5 человека, а в 2003 году - 3,2 человека (по состоянию на конец года).
На рынок труда на вновь создаваемые рабочие места привлекались иностранные рабочие и специалисты как организациями с иностранными инвестициями, которые используют сырье, оборудование и технологии производства страны привлечения иностранных граждан, так и местными организациями в связи с отсутствием или дефицитом ряда специалистов на местном рынке труда, в связи с выполнением работ по долгосрочным контрактам - на вакансии, длительное время не заполняемые по причине их непрестижности (низкая заработная плата, тяжелый физический труд). Так, согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2002 года № 238/1205/397 утверждена квота на 5,0 тыс. иностранных граждан, которым разрешен въезд в Челябинскую область.
Сохранялась проблема несоответствия между профессиональным составом ищущих работу граждан и структурой имеющихся рабочих мест. Усугубляло проблему ограничение работодателями приема на работу граждан по полу, возрасту, квалификации и в то же время падение престижа рабочих профессий, низкий уровень заработной платы. По-прежнему наблюдалась высокая дифференциация муниципальных образований Челябинской области по уровню безработицы. На 1 января 2004 года при среднем по Челябинской области уровне регистрируемой безработицы 1,6 процента данный показатель в муниципальных образованиях составлял от 0,5 до 13,0 процента.
8. Согласно прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2005 год и на период до 2007 года экономика области в 2004 - 2005 годах будет иметь следующие основные параметры:
индекс физического объема промышленной продукции будет удерживаться на уровне 105,9 - 105,1 процента к предыдущему году;
увеличение объема инвестиций составит 109,0 - 107,7 процента (ежегодно);
в аграрном секторе экономики прогнозируется прирост объема продукции сельского хозяйства ежегодно на 3,5 %;
объем платных услуг населению предполагается увеличивать в среднем на 6 процентов ежегодно.
Рост реальных располагаемых доходов населения в 2004 году прогнозируется на уровне 108,7 - 109,7 процента к предыдущему году.
Предполагаемые позитивные сдвиги в экономике Челябинской области обусловят увеличение общей численности занятых. Вследствие роста численности населения в трудоспособном возрасте за счет вступления в него поколения высокой рождаемости 80-х годов трудовые ресурсы Челябинской области будут увеличиваться вплоть до 2006 года. По прогнозу социально-экономического развития Челябинской области, численность занятых в экономике составит в 2004 году 1551,0 тыс. человек (94,2 процента к экономически активному населению), в 2005 году - 1563,4 тыс. человек (94,4 процента).
Прогноз занятости населения на 2004 - 2005 годы приведен в приложении 4 к настоящей Программе.
Малые предприятия в 2004 году обеспечат на постоянной основе рабочими местами 155 тыс. человек. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2005 году увеличится до 185 тыс. человек.
Положительная динамика численности занятых в экономике в 2004 - 2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 2004 - 2005 годах будет характеризоваться повышенным спросом специалистов в сфере малого и среднего бизнеса, специалистов по маркетингу, компьютерным технологиям в связи с развивающимся процессом информатизации общества.
Среди рабочих специальностей сохранится высокий спрос на специалистов строительных и машиностроительных специальностей, водителей.
Ожидается, что ежегодное количество свободных рабочих мест (вакантных должностей) составит 60 - 70 тысяч.
В течение двух предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
В связи с предполагаемыми процессами реформирования и финансового оздоровления организаций Челябинской области ожидается проведение мероприятий по сокращению кадров. В отраслевом разрезе будет преобладать увольнение работников из отраслей промышленности, транспорта и связи.
На рынке труда Челябинской области в 2004 году, по прогнозным оценкам, ожидается приток 300 - 320 тыс. человек. Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 70 - 76 процентов, количество граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением их численности составят 4,5 - 5 процентов, выпускников высших учебных заведений ожидается 32,5 тыс. человек, средних профессиональных учреждений - 17,2 тыс. человек. Механический приток населения в трудоспособном возрасте (миграция) составит 9,0 - 10,5 тыс. человек. Ежегодное пополнение предложения рабочей силы за счет военнослужащих прогнозируется на уровне 0,8 - 1,2 тыс. человек.
Общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) составит в 2004 году 96,0 тыс. человек, в 2005 году - 92,0 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2004 году составит 5,8 процента и вследствие увеличения численности экономически активного населения в 2005 году - 5,6 процента.
Ожидается, что в органы службы занятости в 2004 - 2005 годах будут обращаться за содействием в трудоустройстве ежегодно 150,0 - 160,0 тыс. человек, в том числе 42,5 - 45,0 тыс. несовершеннолетних граждан на временные работы. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости на конец года, составит в 2004 году 29 тыс. человек, в 2005 году - 30 тыс. человек. Предполагается, что уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,8 процента.
В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 2004 -2005 годах незначительно снизят дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест.
9. Анализ состояния рынка труда, сформировавшегося в результате проведения реструктуризации экономики, и оценка параметров общей и регистрируемой безработицы позволяют выделить следующие ключевые проблемы на рынке труда Челябинской области, требующие решения в рамках государственной политики занятости населения:
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессионально-квалификационной структуры и низкое качество рабочей силы;
значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, сдерживающие переход к эффективной занятости, и повышение трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами;
трудоустройство ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других). На рынке труда сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу граждан в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства, касающиеся режима и охраны труда отдельных групп населения. Вместе с тем растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда;
недостаточная адаптированность системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования. Масштабы, структура и формы первичной профессиональной подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе. Система вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой, она ориентируется лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве. Слабую заинтересованность в повышении квалификации работающих и их переподготовке проявляют работодатели.
На ситуацию на рынке труда будут кроме этого оказывать влияние следующие факторы:
активизация процессов увольнения работников из организаций в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики (угольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и т.д.), либерализацией трудовых отношений в результате принятия нового Трудового кодекса Российской Федерации;
реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и ожидаемое увеличение численности граждан, освобождаемых из мест лишения свободы;
рост оплаты жилищно-коммунальных услуг и увеличение доли заработной платы в структуре доходов населения;
действие Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Увеличение минимального размера пособия по безработице обусловит дальнейший рост обращений в органы службы занятости безработных граждан, особенно в сельской местности, которые были не заняты длительное время;
появление на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, прежде всего в сельской местности;
уменьшение численности лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию. Новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию.
Большая дифференциация территориальных рынков труда, наличие территорий с напряженной ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перераспределения рабочей силы по территории Челябинской области и страны свидетельствуют о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств не нацелены на обеспечение эффективной занятости населения.
Глава II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
10. Целью Программы является реализация государственной политики занятости населения на территории Челябинской области.
Для обеспечения этой цели и решения ключевых проблем на рынке труда Программа предусматривает решение следующих задач:
консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и повышение эффективности их использования;
предупреждение массовой безработицы на рынках труда районов и городов Челябинской области, сглаживание дифференциации территориальных рынков труда;
сокращение дисбаланса предложения рабочей силы и числа рабочих мест на территории Челябинской области;
содействие организациям в развитии кадрового потенциала, подготовке квалифицированных специалистов для производственной сферы и повышении квалификации персонала на производстве;
снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;
развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики;
содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;
координация деятельности государственных органов, профсоюзов, работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и осуществление контроля за их выполнением.
Глава III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
11. Развитие социального партнерства на рынке труда
В связи с изменением социальной роли работников, работодателей и государства и в соответствии с новым Трудовым кодексом Российской Федерации необходимо совершенствовать работу по формированию организационной структуры социального партнерства на всех уровнях.
Основные направления деятельности по развитию социального партнерства на рынке труда:
повышение рейтинга службы занятости населения с точки зрения "удовлетворенности" работодателей, т.е. по спискам вакансий, качеству направленных кандидатов, качеству гарантированных собеседований и т.д.;
создание эффективной рекламы для увеличения числа работодателей; дифференцированный подход к различным группам работодателей; создание базы данных из постоянных работодателей, удовлетворенных услугами службы занятости;
маркетинговая деятельность в сфере услуг работодателям (Дни службы занятости в организациях; направление в организации резюме молодых специалистов, стоящих на учете, банка резерва высококвалифицированных специалистов и т.д.);
проведение массовых мероприятий с участием работодателей (круглые столы, ярмарки вакансий, аукционы профессий и т.п.);
создание информационного поля для незанятого населения (выпуск буклетов для работодателей, проведение телеярмарок и т.д.);
взаимодействие органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, общественных организаций, службы занятости и работодателей по вопросам занятости населения.
За 2004 - 2005 годы количество вакансий, получаемых от работодателей, составит 320 тысяч, в том числе в 2004 году - 150 тысяч.
12. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения
Развитие системы дифференцированных профориентационных услуг для различных групп населения будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда и скорейшему трудоустройству.
Основные направления деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения:
организация работы с населением в соответствии с мероприятиями Межведомственной программы психологической поддержки, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству населения Челябинской области, принятой 14 января 2003 года на заседании межведомственной комиссии по вопросам психологической поддержки и профориентации населения Челябинской области;
внедрение в практику новых профориентационных технологий;
дальнейшее участие в специальных программах содействия занятости (профилирование, оценка компетенции безработных и др.);
мобилизация дополнительных источников финансирования по оказанию адресных профориентационных услуг гражданам.
Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в 2004 - 2005 годах получат 149,5 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 68,0 тыс. человек.
13. Профессиональное обучение безработных граждан
Основная задача профессионального обучения - повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности незанятых граждан путем предоставления им возможности наращивания их профессионального потенциала.
Основные направления деятельности по организации профессионального обучения безработных граждан:
развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки безработных граждан, соответствующей современным требованиям рынка труда;
формирование социального заказа на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в соответствии с потребностями работодателей;
участие ЦЗН в совершенствовании системы набора студентов и учащихся в учебные заведения Челябинской области;
участий ЦЗН в разработке целевых территориальных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организаций;
повышение эффективности профессионального обучения путем внедрения новых интенсивных технологий, индивидуальных программ, гибких форм обучения (модульного, дистанционного и т.п.);
содействие в организации обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
содействие обучению профессиям в сфере предпринимательской деятельности, самозанятости;
содействие в повышении эффективности работы Учебно-методического центра областной службы занятости (далее - УМЦ) как многофункционального учреждения дополнительного образования взрослого незанятого населения;
изучение и внедрение опыта отечественной и зарубежной практики организации профессионального обучения безработных граждан, повышение его эффективности.
Реализация этих мер позволит направить на профессиональное обучение за 2 года 16,5 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 7,5 тыс. человек.
14. Содействие трудоустройству
Для сокращения времени поиска работы, периода безработицы и срока заполнения вакансий в организациях основные усилия службы занятости населения (далее - СЗН) будут направлены на:
повышение востребованности СЗН среди всего незанятого населения и работодателей;
повышение уровня трудоустройства и сокращение периода поиска работы безработных граждан и граждан, ищущих работу, в первую очередь, в муниципальных образованиях с градообразующими организациями, в которых сложилась напряженная ситуация на рынке труда.
Повышение востребованности СЗН будет осуществляться по следующим направлениям:
широкое информирование населения и работодателей через средства массовой информации об услугах службы занятости населения;
привлечение граждан, ищущих работу, и работодателей к участию в массовых мероприятиях, проводимых службой занятости.
Повышение уровня трудоустройства и сокращение периода поиска работы безработных и граждан, ищущих работу, будет осуществляться по следующим направлениям:
повышение эффективности работы с гражданами, ищущими работу, в первые десять дней со дня их обращения в СЗН;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
привлечение граждан, обратившихся в СЗН, к активным программам занятости населения;
внедрение эффективных технологий профилирования безработных;
проведение превентивной работы с целью оказания содействия в трудоустройстве работникам организаций, находящимся под риском увольнения, обеспечение приоритетного права в трудоустройстве увольняемым работникам угольной, металлургической отраслей, железнодорожного транспорта, военно-промышленного комплекса.
В условиях развития местного самоуправления в муниципальных образованиях с градообразующими организациями, в которых сложилась напряженная ситуация на рынке труда, будут реализовываться местные программы социально-экономического развития с привлечением инвестиций для перепрофилирования и реструктуризации организаций, осуществляться работа по созданию рабочих мест в новых организациях.
Предполагается, что в 2004 - 2005 годах при содействии органов службы занятости населения Челябинской области по всем направлениям будет трудоустроено 259,1 тыс. человек (с учетом трудоустройства после профессионального обучения), в том числе 73,8 тыс. безработных, в 2004 году соответственно 124,0 тыс. человек и 34,5 тыс. безработных.
15. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Данное направление будет осуществляться через программы клубов ищущих работу, курсов "Новый старт" и специализированные виды групповой работы.
Основные направления деятельности по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда:
внедрение новых технологий, развитие комплексной, многоуровневой системы работы, направленной на социальную адаптацию безработных граждан, повышение их мотивации к трудовой деятельности, повышение самостоятельности безработных граждан в поиске вариантов трудоустройства;
удовлетворение потребности различных групп безработных граждан в практических технологиях, повышающих степень их информированности при поиске работы, обучение безработных навыкам поведения на рынке труда, самопрезентации, обучение основам предпринимательской деятельности, создание условий для снижения эмоционального напряжения безработных.
В течение 2004 - 2005 годов услуги по социальной адаптации получат 11,2 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 5,5 тыс. человек.
16. Общественные работы
Организация оплачиваемых общественных работ остается одним из приоритетных направлений в деятельности СЗН, так как предоставляет реальную возможность обеспечить гражданам материальную поддержку в виде временного заработка, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Основные направления деятельности организации общественных работ:
расширение информационной и маркетинговой деятельности по организации общественных работ, в том числе проведение специализированных мероприятий по их организации (круглые столы, ярмарки вакансий, консультации и т.п.);
расширение базы общественных работ с учетом потребностей муниципальных образований в выполнении программ социально-экономического развития;
организация общественных работ в дорожной отрасли, системе РАО "ЕЭС России", агропромышленном комплексе, организациях потребкооперации и госстатистики;
усиление социальной направленности общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан.
Перечень основных видов общественных работ определен Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 апреля 2000 года № 167.
В 2004 - 2005 годах в общественных работах примут участие 32,5 тыс. человек, в том числе 21,5 тыс. безработных, в 2004 году - 16 тыс. человек, в том числе 10,5 тыс. безработных.
17. Поддержка предпринимательства
Обеспечение благоприятных условий для интенсивного роста малого предпринимательства и содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы в условиях высокого уровня безработицы и дефицита вакансий на рынке труда является значительным резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и способствующим сокращению безработицы.
Основные направления деятельности по поддержке предпринимательства:
информирование населения о возможностях СЗН в развитии и поддержке предпринимательской инициативы граждан;
оказание профориентационных услуг безработным гражданам и незанятому населению, профессиональная диагностика и консультирование с целью выявления предпринимательских способностей и обоснованного выбора вида предпринимательской деятельности;
организация и проведение специализированных мероприятий по вопросам самозанятости для безработных граждан и незанятого населения: информационные беседы, круглые столы, освещение вопросов организации предпринимательской деятельности и самозанятости на занятиях клуба ищущих работу и т.д.;
оказание консультационных услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности, содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов;
содействие развитию самозанятости и предпринимательства среди сельского населения; организация предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; освоение и развитие новых форм и методов хозяйствования, создание новых рабочих мест в сельской местности;
взаимодействие СЗН с органами местного самоуправления и всеми заинтересованными организациями по информационной, организационной и финансовой поддержке предпринимателей из числа безработных граждан.
В 2004 - 2005 годах число граждан, охваченных данной программой, составит 20,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 9,5 тыс. человек. Численность лиц, которые будут заниматься предпринимательской деятельностью, составит 2,8 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс. человек.
18. Трудовая мобильность рабочей силы:
1) переселение в сельскую местность
Для переезда граждан в сельскую местность и их дальнейшего трудоустройства предусмотрены следующие основные направления деятельности СЗН:
информирование населения о возможности переезда в сельскую местность с целью дальнейшего трудоустройства;
развитие социального партнерства в решении вопросов, касающихся расширения занятости сельского населения;
обновление банка данных о семьях, желающих работать в сельской местности;
оказание поддержки гражданам, переселяющимся в сельскую местность, в том числе беженцам и вынужденным переселенцам;
активное участие в формировании рынка жилья на селе, в частности, выделение жилья переселенцам.
В 2004 - 2005 годах будет переселено 130 семей, в том числе в 2004 году - 65 семей.
2) организованный набор
Территориальное перераспределение рабочей силы является одной из дополнительных возможностей обеспечения организаций необходимыми кадрами.
Основные направления деятельности по организованному набору:
активизация работы по поиску организаций, имеющих возможность трудоустроить граждан вахтовым методом и по срочным трудовым договорам;
формирование банка данных высококвалифицированных специалистов, желающих работать в другой территории;
использование средств массовой информации, информационных залов и стендов для информирования населения о возможности трудоустройства путем организованного набора;
проведение специализированных ярмарок вакансий, встреч и собеседований с представителями организаций других регионов для граждан, желающих трудоустроиться методом организованного набора;
осуществление контроля за соблюдением договорных условий по подбору и трудоустройству кадров.
За 2004 - 2005 годы будет трудоустроено по организованному набору 3,3 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,65 тыс. человек.
3) привлечение иностранной рабочей силы
Для регулирования потока иностранной рабочей силы в Челябинскую область предусматриваются следующие направления работы:
участие в работе межведомственной комиссии по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Челябинскую область с целью осуществления трудовой деятельности;
работа по выдаче работодателям заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы на основе принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда;
учет иностранной рабочей силы и работодателей, привлекаемых к использованию иностранной рабочей силы.
Всего за 2004 - 2005 годы будет привлечено 9,2 тыс. иностранных граждан, в том числе в 2004 году - 4,5 тыс. человек.
19. Содействие занятости населения в сельской местности
В целях дальнейшего повышения уровня занятости и эффективности использования рабочей силы на сельском рынке труда определены следующие направления:
развитие малого предпринимательства в сельской местности, в том числе по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
содействие в развитии новых форм и методов хозяйствования с привлечением возможностей международных программ развития малого бизнеса;
взаимодействие с органами местного самоуправления и профильными организациями в вопросах информирования, организации и финансовой поддержки предпринимателей из числа сельских безработных;
обеспечение профессионального обучения безработных граждан на основе анализа сельского рынка труда, социального заказа работодателей, представляющих агропромышленный комплекс Челябинской области, согласно заявке, формируемой совместно с Министерством сельского хозяйства Челябинской области;
расширение базы общественных работ с учетом специфики и нужд сельских территорий;
обеспечение социальной направленности общественных работ с приоритетом для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
проведение массовых мероприятий, в том числе ярмарок вакансий для безработных с привлечением максимально возможного числа работодателей, в частности организующих общественные работы;
реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией кадрового обеспечения в агропромышленном комплексе Челябинской области на 2001 - 2005 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 19 апреля 2001 года № 20.
За 2004 - 2005 годы будет трудоустроено 43,8 тыс. сельских жителей, в том числе в 2004 году - 20,8 тыс. человек.
20. Содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите:
1) содействие занятости инвалидов
Участие в решении проблемы занятости инвалидов будет проводиться по следующим основным направлениям:
дальнейшее совершенствование системы профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, созданной в областной СЗН. Содействие занятости безработных инвалидов, в том числе через повышение их конкурентоспособности на рынке труда (профориентация и профобучение, программы временной занятости, содействие предпринимательству и т.п.);
тесное взаимодействие областной СЗН с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с заинтересованными ведомствами и общественными организациями инвалидов в рамках формирующейся государственной службы реабилитации инвалидов Челябинской области;
обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обращающихся в СЗН в поиске работы, в части профессиональной реабилитации;
участие ЦЗН в реализации Закона Челябинской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Челябинской области".
В 2004 - 2005 годах будет трудоустроено 2900 инвалидов, в том числе в 2004 году - 1400 человек, направлено на профессиональное обучение - 220 человек, в том числе в 2004 году - 110 человек.
2) содействие занятости гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
В связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации и увеличением численности обращений этой категории граждан в органы СЗН основными направлениями дальнейшего совершенствования деятельности по содействию занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей будут:
психологическая поддержка и социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
профессиональная ориентация граждан, уволенных с военной службы, на гражданские профессии (специальности) в соответствии с потребностью на региональном рынке труда и с учетом имеющихся у них военных профессий;
упреждающая работа с военнослужащими перед их увольнением с военной службы, в том числе через сеть справочно-консультационных пунктов службы занятости в воинских частях и в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей;
содействие профессиональной подготовке и переподготовке бывших военнослужащих и членов их семей;
оказание содействия бывшим военнослужащим и членам их семей в организации предпринимательской деятельности и самозанятости.
В течение 2004 - 2005 годов будет трудоустроено 2500 человек, в том числе в 2004 году - 1300 человек, направлено на профобучение 600 человек, в том числе в 2004 году - 300 человек.
3) содействие занятости молодежи, в том числе подросткам, выпускникам учебных заведений
Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, содействие ее трудоустройству будет осуществляться по следующим основным направлениям:
координация деятельности СЗН с органами государственной власти Челябинской области, органами образования, органами социальной защиты, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественными молодежными организациями в решении проблем занятости молодежи;
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет получения более широкого спектра профессиональных навыков, получения смежных профессий, овладения знаниями и умениями, необходимыми для занятия предпринимательством и малым бизнесом;
содействие трудоустройству молодежи, в том числе через программу временной занятости;
повышение мотивации школьников к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
превентивная работа с учащимися и выпускниками учебных заведений по их социальной адаптации на рынке труда, обучению умению самостоятельного поиска работы.
За 2004 - 2005 годы из числа молодежи в возрасте 16 - 29 лет будет трудоустроено 91 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 45 тыс. человек, направлено на профобучение 10,1 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 5 тыс. человек.
4) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Временная занятость подростков в свободное от учебы время - это не только действенная форма социально-трудовой адаптации, приобретения трудовых навыков, но и эффективная мера профилактики безнадзорности и правонарушений подростков.
Областная служба занятости особое внимание уделяет трудоустройству детей-сирот, подростков из малообеспеченных семей и семей безработных, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основные направления деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет:
консолидация усилий и финансовых средств при проведении мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних граждан;
эффективное использование имеющейся в учреждениях образования учебно-технической базы для создания временных рабочих мест;
активное использование проводимых городских (районных) конкурсов трудовых объединений учащихся;
осуществление мероприятий по максимальному привлечению к временным работам подростков, требующих социальной защиты, в рамках реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
постоянное освещение в средствах массовой информации и пропаганда передового опыта организации временной занятости подростков.
За 2004 - 2005 годы будет трудоустроено 87,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 42,0 тыс. человек.
5) содействие занятости женщин
Проблема тендерного неравенства, в первую очередь на рынке труда, в настоящее время усиливается. Женщины становятся невостребованными на производстве, слабо развитая социальная инфраструктура не способна принять в свою сферу высвобождающихся и безработных женщин.
Основные направления деятельности по содействию занятости женщинам:
повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, в том числе путем профориентации и профессионального обучения;
трудоустройство женщин, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе через программы субсидированной занятости;
развитие женской предпринимательской инициативы;
совместные действия органов СЗН с женскими общественными организациями, профсоюзами, препятствующие дискриминации женщин при найме и увольнении.
В 2004 - 2005 годах будет трудоустроено 130,5 тыс. женщин, в том числе в 2004 году - 65,0 тыс. человек, направлено на профессиональное обучение 8,9 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 4,4 тыс. человек.
6) содействие занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание
Граждане данной категории, несмотря на свою малочисленность, испытывают определенные трудности на рынке труда. Работа по их трудоустройству будет осуществляться по следующим основным направлениям:
эффективная социальная адаптация граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, на рынке труда, в том числе путем сокращения сроков поиска работы, привлечения к временным и общественным работам;
взаимодействие органов СЗН с администрациями учреждений, исполняющих наказание, органами управления образования, социальной защиты в превентивной работе по социальной адаптации, профессиональной ориентации, профессиональной переподготовке граждан, готовящихся к освобождению и, в первую очередь, несовершеннолетних граждан.
За 2004 - 2005 годы будет трудоустроено 1510 человек, в том числе в 2004 году - 750 человек, направлено на профессиональное обучение 140 человек, в том числе в 2004 году - 70 человек.
7) содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев является характерной особенностью современных миграционных процессов. В основном вынужденные мигранты прибывают из Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан.
Работа по трудоустройству беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться по следующим основным направлениям:
взаимодействие службы занятости с Управлением по делам миграции Главного управления внутренних дел Челябинской области;
формирование специализированного банка вакансий рабочих мест с предоставлением нуждающимся жилья;
оказание информационно-консультационных услуг по вопросам трудоустройства;
оказание помощи в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места.
В течение 2004 - 2005 годов будет трудоустроено 90 человек, в том числе в 2004 году - 50 человек.
21. Содействие трудоустройству граждан на альтернативную гражданскую службу.
В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Основными направлениями деятельности областной СЗН в реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" являются:
ведение учета организаций, предусматривающих прохождение альтернативной гражданской службы;
осуществление предварительного планирования по распределению граждан, в отношении которых призывная комиссия вынесла заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, между организациями и представление в установленные сроки предложений в Федеральную службу по труду и занятости;
направление в Федеральную службу по труду и занятости необходимой информации о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы;
ведение учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях;
обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения положений Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", осуществление мер по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
22. Информационная поддержка политики занятости населения
В целях создания единого информационного пространства на рынке труда Челябинской области и эффективного удовлетворения справочно-информационных потребностей всех участников рынка труда в 2004 - 2005 годах будет продолжено совершенствование системы информационной поддержки политики занятости населения.
Основные направления деятельности по информационной поддержке политики занятости населения:
повышение эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости;
расширение форм и методов информирования граждан, работодателей и других социальных партнеров в средствах массовой информации, по сети "Интернет";
использование федерального банка вакансий (участие в его формировании и сопровождении) для информирования населения о возможностях трудоустройства с переездом в другую местность;
организация выпуска информационно-аналитической газеты Департамента "Человек и работа";
повышение функциональной эффективности информационных залов и консультационных пунктов;
повышение информационной роли массовых мероприятий - ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, Дней защиты от безработицы, школ безработных, Дней открытых дверей ЦЗН и других;
проведение единой областной информационной акции - Дни службы занятости;
участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, выставок (межрегиональных, региональных, областных, городских);
выпуск информационно-рекламной продукции (буклеты, проспекты, брошюры, памятки, пресс-релизы).
Все мероприятия по направлениям содействия занятости населения приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
23. Информационные технологии
Совершенствование автоматизированных информационных систем планируется проводить по следующим направлениям:
развитие программного обеспечения автоматизированной информационной системы "Содействие" путем разработки новых функциональных модулей силами отдела автоматизированных информационных систем Департамента;
осуществление перехода с бухгалтерского программного комплекса "Стэк" на программный комплекс "1С";
модернизация локальных вычислительных сетей;
замена устаревшей вычислительной техники на новую.
По Департаменту планируется переход на программный комплекс "1С", развитие сайта Департамента, замена серверов и устаревших персональных компьютеров.
24. Социальная поддержка безработных граждан
Социальная поддержка безработных граждан в 2004 - 2005 годах будет производиться за счет средств федерального бюджета. Для обеспечения социальной поддержки в 2004 - 2005 годах потребуется 946876,5 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 357538,2 тыс. рублей.
В рамках мероприятий, направленных на социальную поддержку безработных граждан, настоящей Программой предусмотрена следующая структура выплат:
пособия по безработице - в среднем 32,1 тыс. безработным гражданам в месяц;
стипендии в период прохождения безработными гражданами профподготовки, переподготовки и повышения квалификации - 7,5 тыс. человек в год;
оказание материальной помощи 0,06 тыс. безработным ежегодно;
возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате досрочных пенсий 0,92 тыс. безработным ежегодно.
Глава IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
25. Основными источниками финансирования мероприятий Программы на условиях софинансирования являются средства федерального, областного и местных бюджетов.
Общий объем финансирования затрат на реализацию
мероприятий
(в ценах 2003 года тыс. руб.)
---------------T---------------T---------------------------------------------¬
¦ Годы ¦Затраты, всего ¦ В том числе ¦
¦ ¦ +--------------T--------------T---------------+
¦ ¦ ¦ федеральный ¦ областной ¦местный бюджет ¦
¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ ¦
+--------------+---------------+--------------+--------------+---------------+
¦ 2004 ¦ 437975,1¦ 400342,1¦ 16220,0¦ 21413,0¦
+--------------+---------------+--------------+--------------+---------------+
¦ 2005 ¦ 697012,7¦ 655875,7¦ 17582,0¦ 23555,0¦
+--------------+---------------+--------------+--------------+---------------+
¦ Всего ¦ 1134987,8¦ 1056217,8¦ 33802,0¦ 44968,0¦
L--------------+---------------+--------------+--------------+----------------
Ресурсное обеспечение Программы по всем мероприятиям содействия занятости населения приведено в приложении 2 к настоящей Программе.
В объемы финансирования могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, условий финансирования, нормативной правовой базы по занятости населения. Окончательные объемы финансирования определяются после принятия федерального, областного и местных бюджетов.
26. Для обеспечения законности в деятельности областной СЗН и соблюдения прав граждан ее правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
правовые консультации с безработными гражданами и работодателями по вопросам применения законодательства о занятости населения;
контроль за соответствием законодательству заключаемых ЦЗН договоров и других правоприменительных документов;
предотвращение и пресечение фактов мошенничества, то есть получения пособия по безработице путем обмана или злоупотребления доверием, и взыскание с виновных лиц сумм причиненного СЗН ущерба;
работа по принудительному взысканию в судебном порядке сумм долга с работодателей и других организаций, не выполнивших обязательства, возложенные на них законодательством или принятые ими по заключенным с ЦЗН договорам;
взаимодействие с органами прокуратуры по предотвращению массовых увольнений граждан;
правовое содействие безработным гражданам по защите их права на труд в связи с незаконным увольнением;
пропаганда законодательства о занятости, прав и обязанностей граждан в публичных выступлениях и средствах массовой информации;
внесение письменных предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в Федеральную службу по труду и занятости.
27. Для совершенствования нормативной правовой базы в сфере занятости населения органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления будут приняты нормативные правовые акты по обеспечению социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и безработным, в том числе по финансированию из средств областного бюджета мероприятий по содействию занятости населения, созданию условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, развитию системы непрерывного профессионального образования в целях повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, поддержки предпринимательства (и в частности малого бизнеса), создания новых рабочих мест, для привлечения и использования иностранных работников, предотвращения влияния криминальной среды на их трудовую деятельность.
Глава V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
28. Данная Программа реализуется на областном и местном уровнях.
На областном уровне к участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти Челябинской области, объединения работодателей и профсоюзов, Департамент.
На местном уровне данная Программа реализуется через территориальные программы содействия занятости населения, которые разрабатываются городскими и районными ЦЗН при участии органов местного самоуправления, профсоюзов и работодателей.
В соответствии с Соглашением о намерениях от 18 апреля 2001 года, заключенным Министерством труда и социального развития Российской Федерации с Правительством Челябинской области, финансирование мероприятий активной политики занятости кроме федерального бюджета будет осуществляться из областного бюджета, а также местных бюджетов.
29. Координатором Программы является Правительство Челябинской области.
Основные функции координатора Программы:
согласование действий исполнителей Программы;
осуществление контроля за ходом реализации Программы;
подведение итогов реализации Программы.
Исполнители в соответствии с установленными сроками организуют выполнение намеченных мероприятий по содействию занятости населения и отчитываются перед координатором Программы, если они входят в структуру органов власти Челябинской области.
Ответственным за выполнение совместных мероприятий является исполнитель, указанный первым в приложении 1 к настоящей Программе.
При необходимости исполнители могут уточнять с координатором Программы сроки проведения мероприятий.
Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
30. Государственным заказчиком Программы является Правительство Челябинской области, которое осуществляет текущую координацию деятельности органов исполнительной власти.
31. Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Челябинской области.
В качестве оперативного контроля предусматриваются:
ежеквартальное подведение итогов реализации Программы;
ежеквартальное рассмотрение актуальных проблем содействия занятости населения на заседаниях областного координационного комитета содействия занятости населения;
разработка отчетов, обзоров, информации по различным направлениям содействия занятости населения;
рассмотрение проблем занятости населения на конференциях, семинарах, рабочих комиссиях совместно с органами исполнительной и законодательной власти, работодателями, профсоюзами, другими общественными организациями Челябинской области.
Информация о ходе реализации Программы представляется в Законодательное собрание Челябинской области.
Деятельность Департамента, территориальных ЦЗН, УМЦ, центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов, бизнес-центра по выполнению мероприятий Программы постоянно отражается в средствах массовой информации.
Департамент ежеквартально ведет анализ выполнения основных показателей Программы и оценивает эффективность проводимых мероприятий и произведенных финансовых затрат. По результатам анализа подводятся итоги работы, вносятся коррективы и определяются дальнейшие задачи.
В Федеральную службу по труду и занятости при представлении полугодовых и годовых отчетов дается полная информация о ходе реализации Программы, в первую очередь о выполнении контрольных показателей. Корректировка показателей Программы может производиться на основании приказа Федеральной службы по труду и занятости.
Контрольные показатели направлений обеспечения занятости и социальной поддержки незанятого населения и безработных граждан в 2004 - 2005 годах приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
Глава VII. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
32. Реализация Программы позволит создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда Челябинской области с учетом экономических и социальных интересов работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, смягчения отрицательных последствий долговременной безработицы и сдерживания роста численности безработных граждан.
В результате реализации Программы в 2005 году (по сравнению с 2003 годом):
численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, составит 135,1 тыс. человек (133,4 тыс. человек), в том числе безработных - 39,3 тыс. человек (38,8 тыс. человек);
будет трудоустроено 45 тыс. человек (44,1 тыс. человек) несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
в общественных работах примут участие 16,5 тыс. человек, в том числе 11,0 тыс. человек - безработные граждане (14,9 и 11,7 тыс. человек);
будет оказано содействие самозанятости населения - 10,5 тыс. человек (9,7 тыс. человек);
профориентационные услуги получат 81,5 тыс. человек (80,9 тыс. человек);
на профессиональное обучение будет направлено 9 тыс. человек (10,2 тыс. человек);
материальную поддержку будут получать: по выплате пособий - 32,1 тыс. человек, среднемесячный показатель - 28,6 тыс. безработных граждан, по выплате стипендий - 9 тыс. человек (10,2 тыс. человек), по выплате досрочной пенсии - 0,92 тыс. человек (0,37 тыс. человек), по выплате материальной помощи - 0,06 тыс. человек (0,05 тыс. человек);
уровень регистрируемой безработицы увеличится с 1,6 процента на 1 января 2004 года до 1,8 процента к концу 2005 года;
средняя продолжительность безработицы уменьшится с 5,4 месяцев на 1 января 2004 года до 5 месяцев к концу 2005 года;
напряженность на рынке труда снизится с 3,2 на 1 января 2004 года до 2,0 незанятых граждан на одну вакансию к концу 2005 года.
Приложение 1
к областной целевой Программе
содействия занятости населения
Челябинской области на 2004 - 2005 годы
<*> Исполнители участвуют в проведении мероприятий по согласованию
<**> В приложении 1 использованы следующие сокращения:
МО - муниципальные образования;
ОМС - органы местного самоуправления;
СЗН - служба занятости населения;
ЦЗН - центры занятости населения;
УМЦ - государственное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр";
ЦПНПИ - государственное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский областной "Центр профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов".
Приложение 2
к областной целевой Программе
содействия занятости населения
Челябинской области на 2004 - 2005 годы