РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 27.01.2004 № 33/1
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2004 ГОД"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2004 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2004, выпуск № 6, (январь - март)
Утратил силу в связи с истечением срока действия (приложение № 2 к Решению Челябинской городской Думы от 22.02.2005 № 43/8).
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 15-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с целью стабилизации социальной обстановки, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономической поддержки малообеспеченных граждан города, Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "О социальной поддержке населения города Челябинска на 2004 год" (приложение).
2. Внести настоящее Решение в раздел 12 "Городские целевые программы" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.
3. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы осуществляется в пределах средств, выделенных на 2004 год по отрасли "Социальная политика".
4. Ответственность за исполнение настоящего Решения возложить на заместителя Главы города Еналеева А.Х.
5. Контроль за исполнением настоящего Решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
6. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 27 января 2004 г. № 33/1
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2004 ГОД"
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2004 ГОД"
----------------T------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Городская целевая программа ¦
¦ программы ¦ "О социальной поддержке населения ¦
¦ ¦ города Челябинска на 2004 год" ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основания для ¦1. Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об ¦
¦решения о ¦общих принципах организации местного ¦
¦разработке ¦самоуправления в Российской Федерации". ¦
¦программы ¦2. Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об ¦
¦ ¦основах социального обслуживания населения в ¦
¦ ¦Российской Федерации". ¦
¦ ¦3. Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О ¦
¦ ¦социальном обслуживании граждан пожилого ¦
¦ ¦возраста и инвалидов". ¦
¦ ¦4. Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О ¦
¦ ¦социальной защите инвалидов в Российской ¦
¦ ¦Федерации". ¦
¦ ¦5. Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ ¦
¦ ¦"О дополнительных гарантиях по ¦
¦ ¦социальной защите детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей". ¦
¦ ¦6. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О ¦
¦ ¦минимальном размере оплаты труда". ¦
¦ ¦7. Федеральный закон от 05.04.03 № 44-ФЗ "О ¦
¦ ¦порядке учета доходов и расчета среднедушевого ¦
¦ ¦дохода семьи и дохода одиноко проживающего ¦
¦ ¦гражданина для признания их малоимущими и ¦
¦ ¦оказания им государственной социальной помощи". ¦
¦ ¦8. Постановление Правительства РФ от 05.11.03 ¦
¦ ¦№ 672 "Об установлении величины прожиточного ¦
¦ ¦минимума на душу населения по основным ¦
¦ ¦социально-демографическим группам населения в ¦
¦ ¦целом по Российской Федерации за 3 квартал". ¦
¦ ¦8. Закон Челябинской области от 10.10.01 ¦
¦ ¦№ 36-ЗО "О потребительской корзине в Челябинской¦
¦ ¦области". ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Управление социального развития Администрации ¦
¦программы ¦города Челябинска ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Срок реализации¦2004 год ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цель программы ¦Создание на муниципальном уровне системы ¦
¦ ¦социальной и экономической поддержки ¦
¦ ¦малообеспеченных многодетных, неполных семей (в ¦
¦ ¦том числе с детьми-инвалидами), лиц с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями здоровья, пожилых ¦
¦ ¦людей, детей-сирот, детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Задачи ¦1. Адресная помощь населению. ¦
¦программы ¦2. Внедрение новых технологий работы с семьей, ¦
¦ ¦лицами с ограниченными возможностями здоровья, ¦
¦ ¦пожилыми людьми. ¦
¦ ¦3. Организационная и культурно-массовая работа. ¦
¦ ¦4. Повышение профессиональной подготовки, ¦
¦ ¦квалификации кадров, работающих в социальной ¦
¦ ¦сфере города. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Перечень ¦1. Оказание адресной материальной и натуральной ¦
¦основных ¦помощи малообеспеченным гражданам города. ¦
¦мероприятий ¦2. Обеспечение горячим питанием малообеспеченных¦
¦ ¦граждан в муниципальных столовых. ¦
¦ ¦3. Оказание социальных услуг. ¦
¦ ¦4. Выплата муниципальных пособий. ¦
¦ ¦5. Организация и проведение городских ¦
¦ ¦благотворительных мероприятий. ¦
¦ ¦6. Организация летнего отдыха и оздоровления ¦
¦ ¦детей и подростков. ¦
¦ ¦7. Информационное и методическое обеспечение ¦
¦ ¦отрасли. ¦
¦ ¦8. Финансовая помощь городскому Совету ¦
¦ ¦ветеранов. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦1. Управление социального развития Администрации¦
¦основных ¦города Челябинска ¦
¦мероприятий ¦2. Управления социальной защиты населения ¦
¦ ¦администраций районов города. ¦
¦ ¦3. Районные комплексные центры социального ¦
¦ ¦обслуживания населения ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Объем и ¦Городской бюджет - 39046 тыс. руб. ¦
¦источники ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Снижение социальной напряженности, обеспечение ¦
¦результаты ¦дополнительной социально-экономической поддержки¦
¦реализации ¦населения города. ¦
¦программы ¦ ¦
L---------------+-------------------------------------------------
I. Общие положения
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2005 года основная цель развития города - улучшение качества жизни всех слоев населения и развитие человеческого потенциала жителей города на основе эффективной и сбалансированной экономики современного инновационного типа, благоприятной среды обитания жителей города, политической и социальной стабильности.
В настоящее время в Российской Федерации установилась основная тенденция развития системы социальной защиты населения, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ различных уровней (федерального, регионального, муниципального), направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все большую актуальность.
Программа социальной поддержки населения города Челябинска - система гарантированного администрацией города комплекса мер, направленных на дополнительную поддержку малообеспеченных неполных, многодетных семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.
Мероприятия Программы являются дополнительными мерами социальной помощи и поддержки к действующим федеральным законам и областным целевым программам.
II. Обоснование необходимости принятия Программы
Социально-экономическая ситуация в городе Челябинске, как и в большинстве городов Российской Федерации, характеризуется некоторыми негативными особенностями, связанными с процессом рыночных преобразований, демографическими изменениями, соотношением роста величины прожиточного минимума и размеров заработной платы и пенсий:
1. Устойчивая тенденция старения населения. Начиная с 1992 года, в городе Челябинске начался процесс депопуляции населения (превышение показателей смертности над рождаемостью). Так, коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) составил в 2001 году - 8,8, в 2002 году - 9,7, а коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) составил соответственно 13,9 и 14,6. В демографической структуре населения сохраняется высокий удельный вес старших возрастов. По состоянию на 01.10.03 в городе проживает 283516 получателей пенсий (26 % от общей численности населения).
2. Демографические процессы во многом связаны с состоянием здоровья населения. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше по сравнению с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 % пенсионеров по старости нуждается в медико-социальной помощи.
Четко прослеживается тенденция роста числа лиц, имеющих инвалидность (в том числе детей). По состоянию на 03.10.03 количество инвалидов в городе составило 61436 человек, детей-инвалидов - 4363 человека. За последние 3 года прирост числа инвалидов (взрослых) составил более 13 %. Сохраняется тенденция роста детской инвалидности: в среднем 1,6 % в год, что, несомненно, связано как с увеличением наследственной, врожденной патологии и хронических заболеваний, так и с негативными тенденциями социального характера.
3. Усугубление кризиса института семьи: снижение роли семьи в воспитании детей, усиление конфликтности отношений между родителями и детьми. Утрата идеалов, ценностей, падение нравов, моральных устоев и принципов, снижение личной ответственности людей увеличивают долю внебрачных детей, бракоразводных процессов. Темпы роста количества разводов превышают темпы роста количества браков (2000 год: браки - 6833, разводы - 5202; 2001 год: браки - 7754, разводы - 7204; 2002 год: браки - 7734, разводы - 8887). Отмечается рост количества неполных однодетных семей (2000 год - 10557, 2001 год - 11716, 2002 год - 14750). По-прежнему актуальной остается проблема, связанная с детской безнадзорностью.
По состоянию на 01.10.03 в городе Челябинске проживают более 280 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет. В течение 2002 года и 1 полугодия 2003 года:
- 13789 несовершеннолетних доставлены в органы внутренних дел за различные правонарушения и безнадзорность;
- 1176 преступлений совершено несовершеннолетними;
- 96 несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические вещества, состоят на диспансерном учете.
В течение 2002 и 2003 годов было проведено 17 общегородских оперативно-профилактических рейдов по обнаружению безнадзорных детей на улицах города, в общественных местах, на торговых площадях, рынках и других местах их концентрации и обследованию неблагополучных семей. В ходе рейдов задержано в 2002 году - 681 человек, в 2003 году - 382 несовершеннолетних. В 2002 году реабилитацию в социально-реабилитационных центрах прошло 492 ребенка, в 2003 году - 502 ребенка.
Ежегодно, вследствие уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, ведения родителями асоциального образа жизни, без попечения родителей остаются более 800 детей (2001 год - 851 ребенок, 2002 год - 867 детей, 2003 год - 829 детей).
III. Цель и задачи Программы
Цель программы: создание на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных многодетных, неполных семей и т.д.
Задачи программы:
- установление дополнительной адресной поддержки нетрудоспособным и нуждающимся гражданам в виде: денежных выплат (пособия, компенсации), натурального обеспечения (продукты питания, одежда и обувь, мягкий инвентарь, санитарно-гигиенические товары), обеспечения горячим питанием в муниципальных столовых города, предоставления социальных услуг, организации летнего отдыха детей и подростков;
- внедрение технологий по работе с семьей, лицами с ограниченными возможностями, пожилыми гражданами;
- укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач по социальной поддержке населения города;
- совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров, работающих в муниципальных органах и учреждениях социального обслуживания населения.
IV. Основные понятия (термины) Программы
Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи гражданам (семьям), нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией, а также потерей крова или приведением жилья в аварийное состояние во время стихийного бедствия (пожара, наводнения, обвала и т.д.), утерей имущества в случаях кражи, необходимости в срочном лечении при угрозе жизни.
Пособие - денежная сумма, предоставляемая гражданам безвозмездно за счет средств соответствующего бюджета. Пособие может выплачиваться единовременно (единовременная материальная поддержка) или периодически (ежемесячно или ежеквартально).
Компенсация - денежное возмещение (полное или частичное) гражданам произведенных ими расходов.
V. Основные принципы социальной поддержки населения
Основными принципами социальной поддержки населения являются: адресность, дифференцированность, гарантированность, комплексность, самостоятельность и принцип социального реагирования.
Принцип адресности - предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Принцип дифференцированного подхода - предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от места проживания, условий проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов.
Принцип гарантированности - предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на нее право.
Принцип комплексности - предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот).
Принцип самостоятельности - предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в организации и проведении мероприятий по оказанию социальной поддержки населению в сочетании с централизованными мероприятиями.
Принцип социального реагирования - предполагает корректировку мероприятий, размера помощи и категорий льготников при изменении социально-экономической ситуации.
VI. Мероприятия по реализации городской целевой
Программы "О социальной поддержке населения
города Челябинска на 2004 год"
6.1. Мероприятия, финансируемые за счет средств, выделенных по отрасли "Социальная политика"
Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой поддержки населения города Челябинска на 2004 год, способствует:
- стабилизации социальной обстановки в городе, снижению социальной напряженности;
- обеспечению дополнительной социально-экономической поддержки лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семей, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных многодетных, неполных семей, детей-сирот и т.д.;
- повышению эффективности работы муниципальных учреждений в сфере социального обслуживания населения, совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации кадров;
- привлечению внимания общественности к проблемам семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот.