РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 09.12.2003 № 31/9
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА" НА 2004 ГОД"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА" НА 2004 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2003, выпуск № 4, (ноябрь - декабрь),
"Челябинск за неделю", № 47, 26.12.2003
Утратил силу в связи с истечением срока действия (приложение № 2 к Решению Челябинской городской Думы от 22.02.2005 № 43/8).
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 6 данного документа).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2003 г. № 31/9
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
НА 2004 ГОД
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "Содействие занятости населения города Челябинска" на 2004 год (приложение).
2. Внести настоящее решение Челябинской городской Думы в раздел 12 "Городские целевые программы" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.
3. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы "Содействие занятости населения города Челябинска" на 2004 год осуществляется в соответствии с Порядком реализации городских целевых программ в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.11.2001 № 10/1.
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города Антонюк В.С.
5. Контроль за исполнением настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 9 декабря 2003 г. № 31/9
ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
НА 2004 ГОД
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая программа "Содействие ¦
¦программы ¦занятости населения города Челябинска" на ¦
¦ ¦2004 год ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Наименование, номер ¦- статья 15 Закона Российской Федерации от ¦
¦и дата принятия ¦19 апреля 1991 г. № 10321 "О занятости ¦
¦решения о разработке¦населения в Российской Федерации"; ¦
¦Программы ¦- распоряжение Правительства Российской ¦
¦ ¦Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-Р; ¦
¦ ¦- Концепция действий на рынке труда на ¦
¦ ¦2003 - 2005 годы; ¦
¦ ¦- План мероприятий по реализации Концепции ¦
¦ ¦действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы¦
¦ ¦от 12 июля 2003 года; ¦
¦ ¦- приказ Департамента Федеральной ¦
¦ ¦государственной службы занятости населения ¦
¦ ¦по Челябинской области от 9 июля 2003 г. ¦
¦ ¦№ 99. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация города Челябинска ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Челябинский городской центр занятости ¦
¦Программы ¦населения с участием управлений ¦
¦ ¦Администрации города Челябинска ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Формирование благоприятных условий для ¦
¦Программы ¦занятости населения и обеспечения рабочей ¦
¦ ¦силой путем: ¦
¦ ¦- направления рабочей силы в организации в ¦
¦ ¦соответствии с их потребностью в кадрах; ¦
¦ ¦- улучшения информационного обеспечения ¦
¦ ¦населения и работодателей о положении на ¦
¦ ¦рынке труда; ¦
¦ ¦- совершенствования системы ¦
¦ ¦профессиональной подготовки, повышения ¦
¦ ¦квалификации и переподготовки безработных ¦
¦ ¦граждан в целях повышения их ¦
¦ ¦конкурентоспособности и качества рабочей ¦
¦ ¦силы на рынке труда и возможности ¦
¦ ¦скорейшего трудоустройства; ¦
¦ ¦- внедрения эффективных механизмов ¦
¦ ¦профилирования безработных граждан в целях ¦
¦ ¦повышения мотивации населения к труду и ¦
¦ ¦сокращения длительной безработицы; ¦
¦ ¦- улучшения профессиональной ориентации и ¦
¦ ¦психологической поддержки населения; ¦
¦ ¦- поддержки развития всех форм малого ¦
¦ ¦предпринимательства и самозанятости ¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- реализации мероприятий по трудоустройству¦
¦ ¦граждан, особо нуждающихся в социальной ¦
¦ ¦защите; ¦
¦ ¦- оказания социальной поддержки безработных¦
¦ ¦граждан и членов их семей ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦В течение 2004 года ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Затраты на реализацию Программы составят ¦
¦финансирования ¦97019,7 тыс. руб., в том числе за счет ¦
¦ ¦средств: ¦
¦ ¦- федерального бюджета 87956,9 тыс. руб. ¦
¦ ¦- областного бюджета 1038,6 тыс. руб. ¦
¦ ¦- местного бюджета 4235,8 тыс. руб. ¦
¦ ¦- работодателей 3788,4 тыс. руб. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Реализация Программы позволит: ¦
¦результаты ¦- оказать содействие в трудоустройстве ¦
¦реализации Программы¦31300 чел.; ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦- общественные работы 1800 чел.; ¦
¦ ¦- временное трудоустройство граждан, особо ¦
¦ ¦нуждающихся в социальной защите 100 чел.; ¦
¦ ¦- временное трудоустройство ¦
¦ ¦несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - ¦
¦ ¦17 лет 8000 чел.; ¦
¦ ¦- содействие в самозанятости 100 чел.; ¦
¦ ¦- оказать профориентационные услуги 18000 ¦
¦ ¦гражданам, ¦
¦ ¦ в том числе обязательные услуги 15000 ¦
¦ ¦гражданам; ¦
¦ ¦- направить на профессиональное обучение ¦
¦ ¦1600 чел., ¦
¦ ¦ в том числе на "стажировку" 100 чел.; ¦
¦ ¦- поддержать доходы 15300 безработных ¦
¦ ¦граждан и членов их семей; ¦
¦ ¦- сдержать уровень регистрируемой ¦
¦ ¦безработицы в пределах 1 % ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Система организации ¦Контроль за реализацией Программы ¦
¦контроля ¦осуществляют: ¦
¦ ¦- Департамент Федеральной государственной ¦
¦ ¦службы занятости населения по Челябинской ¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦- Челябинская городская Дума, ¦
¦ ¦- Администрация города Челябинска ¦
L--------------------+--------------------------------------------
II. ВВЕДЕНИЕ
Городская целевая программа "Содействие занятости населения города Челябинска" на 2004 год (далее именуется Программа) разработана в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Основные цели и приоритетные направления Программы определены на основе федеральной "Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" и проекта Программы содействия занятости населения Челябинской области на 2004 - 2005 годы.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития города на 2004 год и на период до 2006 года, разработанного администрацией города. При разработке Программы учитывались другие целевые программы, регулирующие социально-трудовую сферу.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2004 год и предполагает дальнейшую консолидацию усилий органов законодательной и исполнительной власти, службы занятости населения, работодателей и профсоюзных органов по предупреждению массовых высвобождений работников с предприятий, содействию занятости незанятого населения и безработных граждан, обеспечению их социальной поддержки.
Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, и работники, находящиеся под риском увольнения.
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется путем софинансирования из федерального, областного, а также средств местного бюджета и работодателей.
Используемые в Программе термины означают следующее:
трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста);
занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;
незанятые - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия); подразделяются на активных незанятых (безработных) - тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых - тех, кто не ищет работу;
безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может продать (применить) свою рабочую силу. Выделяются виды безработицы: сезонная - обусловлена сезонным характером деятельности организации; структурная - вызванная тем, что структура рабочих мест не соответствует структуре рабочей силы; скрытая (завуалированная) - характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, способствует снижению производительности труда. Безработица различается по продолжительности - временная (до 4-х месяцев), хроническая (свыше года);
безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;
уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и зарегистрированных в органах СЗН безработных граждан.
III. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА
3.1. Изменения в сфере занятости в 2002 - 2003 годах
По оценке Администрации города Челябинска численность постоянного населения за последние годы (2002 - 2003) сократится на 8,7 тыс. чел., или на 0,8 % и составит в 2003 году 1098,0 тыс. чел. Снижение численности населения города обусловлено превышением естественной убыли над миграционным приростом.
Численность трудовых ресурсов в 2002 году снизилась на 0,6 %, в 2003 году ожидается снижение их на 0,3 %.
Ситуация на рынке труда города в течение 2002 - 2003 годов развивалась неоднозначно. В 2002 году в городе продолжали развиваться негативные тенденции общеэкономической и финансовой ситуации, начавшиеся проявляться в конце 2001 года.
Наиболее существенным проявлением отрицательных тенденций в экономике, наряду с сокращением объемов производства промышленной продукции, стало увеличение масштабов высвобождения работников с предприятий города, увеличение задолженности по выплате заработной платы.
Наряду с этим наблюдалось увеличение среднесписочной численности работников, занятых в экономике города, положительные тенденции в движении рабочей силы, имело место увеличение средней заработной платы.
В январе - декабре 2002 года промышленными предприятиями и производствами при непромышленных организациях, малыми предприятиями города произведено продукции (работ, услуг) на сумму 70492,7 млн. руб. Индекс физического объема промышленного производства по указанному кругу предприятий (организаций) составил 96,9 % к 2001 году, в том числе по крупным и средним предприятиям - 96,9 %.
Прирост объемов производства имел место в электроэнергетике (0,6 %), цветной металлургии (6,1 %), мукомольно-крупяной промышленности (2,6 %), полиграфической промышленности (10,0 %); доля произведенной продукции этих отраслей составила 27,1 % в общем объеме промышленного производства города. В черной металлургии, объем производства которой в экономике города составил 43,8 %, произошло снижение выпуска продукции на 1,4 %. В таких отраслях, как машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая, легкая, лесная и деревообрабатывающая, медицинская, промстройматериалов объемы производства снижены на 22,8; 6,1; 55,9; 14,0; 44,3; 18,4; 3,3 % соответственно.
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования за последние два года неуклонно растет. В 2002 году он составил 9871,7 млн. руб., или 105,2 % к уровню 2001 года. В 2003 году (по оценке администрации города) указанный показатель превысит уровень 2002 года на 5,5 %.
Аналогичная картина имеет место и с оборотом розничной торговли, где объемы увеличиваются в 2002 году - на 11,4 %, в 2003 году - на 10,5 % относительно предыдущего года. Оборот общественного питания в 2002 году снижен на 1 %, а в 2003 году останется на уровне 2002 года. Объем платных услуг населению в 2002 году увеличился на 1,9 %, по оценке 2003 года он возрастет на 1,4 %.
Среднесписочная численность занятых на крупных и средних предприятиях в течение года составила 382305 чел., что на 0,4 % выше уровня предыдущего года. При этом численность работающих в производственной сфере снижена на 1,5 %, а в непроизводственной сфере наблюдался прирост на 3,7 %. В целом по промышленности численность занятых снизилась на 3,6 %. Снижение численности на промышленных предприятиях произошло в отраслях: металлургии (3,7 %), машиностроении (4,4 %), электроэнергетике (7,3 %), легкой промышленности (1,7 %), пищевой промышленности (2,0 %), мукомольно-крупяной промышленности (5,7 %), полиграфической промышленности (4,6 %), промышленности стройматериалов (1,5 %), медицинской промышленности (1,5 %). Увеличение численности имело место в следующих отраслях промышленности: химической (22,0 %), лесной (0,5 %).
Наблюдалось снижение численности работающих на предприятиях: транспорта (0,2 %), строительства (1,3 %), МТС и сбыта (11,3 %), коммунального хозяйства (6,5 %), научного обслуживания (9,3 %). Увеличение численности работающих произошло в торговле и общественном питании (1,7 %), здравоохранении и физкультуре (5,8 %), народном образовании (3,5 %), культуре и искусстве (1,7 %). В организациях финансирования, кредитования и страхования численность занятых возросла на 16,6 %, органов управления - на 9,3 %.
Среднемесячная заработная плата одного работника по данным крупных и средних предприятий за январь - декабрь 2002 года составила 4466 руб., что составило 130,4 % к 2001 году. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в производственной сфере зарплата выросла на 23,1 %, в непроизводственной сфере - на 50,7 %. Наибольшее увеличение средней зарплаты произошло в здравоохранении и физкультуре (61,7 %), народном образовании (65,3 %), культуре и искусстве (52,8 %).
Выше, чем в среднем по городу, среднемесячная зарплата была на предприятиях: цветной металлургии (7483 руб.), электроэнергетики (5962 руб.), черной металлургии (5265 руб.), медицинской промышленности (5242 руб.), связи (6215 руб.), банковской деятельности (15412 руб.).
Низким уровнем зарплаты отличались такие отрасли, как: легкая промышленность (3230 руб.), полиграфическая промышленность (3420 руб.), лесное хозяйство (2323 руб.), сельское хозяйство (3374 руб.), жилищное хозяйство (2384 руб.), культура и искусство (2670 руб.) и другие.
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату на конец декабря 2002 года составила 132,4 млн. руб. против 120,3 млн. руб. на ту же дату 2001 года, то есть увеличилась на 10 %.
Положительные тенденции в движении рабочей силы на крупных и средних предприятиях города, имевшие место в 2001 году, сохранились и в 2002 году. За 12 месяцев 2002 года число принятых превысило число уволенных на 7,7 % (111998 и 103963 чел. соответственно). По сравнению с 2001 годом текучесть рабочей силы несколько снизилась. Если за прошлый год численность принятых и уволенных составила соответственно 31,3 и 31,4 % от среднесписочной численности работников, то за 2002 год величины указанных показателей составили 29,2 и 27,1 %.
Отличительной особенностью регистрируемого рынка труда города в 2002 году явилось увеличение численности высвобожденных работников, поставленных на учет в службу занятости населения в качестве ищущих работу. Если за 2001 год таких было 1882 чел., то за 2002 год - 3199 чел., то есть прирост составил 70,0 %. При этом 32,4 % из поставленных на учет сокращенных работников составляют лица пенсионного возраста. В связи с этим численность поставленных на учет пенсионеров возросла в 1,8 раза.
Несмотря на низкую напряженность труда (количество незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию) - 1,5 чел против 2,2 чел. на конец декабря 2001 года, в городе продолжает возрастать диспропорция в спросе и предложении рабочей силы. Вакансии, предлагаемые службе занятости предприятиями и организациями, в основном рабочих специальностей - 80,7 % от общего числа вакансий. На учете же в службе занятости на конец декабря 2002 года состояло 56,2 % служащих. В связи с этим на одного безработного рабочего приходилось 1,9 вакансий, в то время как на одну вакансию служащего претендовало 3,2 чел. из числа безработных. Из рабочих специальностей предприятиям требовались газоэлектросварщики, слесари, электрики, электромонтеры, электрослесари, водители, машинисты транспортных средств; рабочие строительных специальностей - плотники, столяры, каменщики, маляры, штукатуры и т.д. На учете в службе занятости состояли в основном рабочие с низким уровнем квалификации. Среди служащих на рынке труда не пользовались спросом руководители высшего и среднего звена, бухгалтеры, юрисконсульты, экономисты, менеджеры, товароведы и другие.
В 2003 году в отличие от предыдущего года просматриваются положительные тенденции в экономике города. По оценке администрации, промышленными предприятиями города будет произведено продукции на 8,3 % больше, чем в 2002 году. Прирост объемов производства ожидается в черной металлургии - на 16,0 %, цветной металлургии - на 7,9 %, промышленности стройматериалов - на 7,0 %, пищевой промышленности - на 10,5 %, медицинской промышленности - в 1,5 раза, полиграфической промышленности - на 9,5 %, электроэнергетике - на 1,0 %. В таких отраслях промышленности, как: машиностроение и металлообработка, химическая, деревообрабатывающая, лесная - предполагается снижение объемов на 0,7; 6,4; 16,3 и 0,3 % соответственно.
Ожидается, что численность занятых в экономике города в текущем году на 0,1 % будет ниже показателя предыдущего года. В материальном производстве предполагается увеличение численности на 0,1 %, в том числе в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, торговле и общественном питании, МТС и сбыте, заготовках - на 0,7; 1,0; 0,9; 4,5; 0,6 % соответственно. В прочих видах деятельности материального производства ожидается снижение численности занятых на 14,6 %.
В непроизводственной сфере возможно снижение численности на 0,6 %, в том числе в культуре и искусстве - на 3,0 %, управлении - на 5,8 %, общественных объединениях и других непроизводственных видах - на 68,8 %. Ожидается некоторое увеличение численности занятых в здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении (1,1 %), ЖКХ и непроизводственных видах бытового обслуживания населения (0,4 %), образовании (1,5 %), в сфере финансирования, кредитования, страхования, пенсионного обеспечения (1,1 %).
Положение дел с зарплатой занятых в экономике города, сложившееся на протяжении последних лет, продолжает иметь место и в 2003 году. Наблюдается рост ее, опережающий темпы роста цен на товары и услуги. Сокращается разрыв в зарплате по отраслям экономики, но недостаточными темпами.
За 9 месяцев 2003 года в движении рабочей силы наблюдались неоднозначные явления. Численность принятых на предприятия превышает число уволенных на 1,1 %. Относительно 9 месяцев 2002 года численность принятых уменьшилась на 2,9 %, а уволенных увеличилась на 2,0 %.
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату по состоянию на 01.10.03 возросла по сравнению с соответствующей датой 2002 года в 1,7 раза и составила 231,8 млн. руб.
3.2. Динамика регистрируемой безработицы
в 2002 - 2003 годах
В 2002 - 2003 годах численность граждан, обратившихся в службу занятости населения города, имеет тенденцию к увеличению. В 2002 году она увеличилась относительно 2001 года на 5,4 %. За 2003 год ожидается, что численность обратившихся составит 236,2 тыс. чел., что превысит показатель прошлого года на 17,2 %. Из общего числа обратившихся в службу занятости города по вопросам трудоустройства поставлено на учет: в 2002 году - 30482 чел., что составило 90,1 % к уровню 2001 года; в 2003 году ожидается 31700 чел., или 104,0 % к прошлому году.
Формирование регистрируемого рынка труда происходило в основном за счет граждан, незанятых трудовой деятельностью. Так, доля численности указанной категории граждан в общей численности поставленных на учет составила: в 2002 году - 81,8 %, предполагается, что в 2003 году она составит 78,9 %.
Ситуация на регистрируемом рынке труда города в 2002 году имела отличительные особенности по сравнению с предыдущим годом. При снижении численности поставленных в поиске работы на учет граждан, численность незанятых граждан превысила уровень 2001 года на 6,7 %. Кроме того, доля высвобожденных с предприятий работников в численности поставленных на учет незанятых граждан возросла с 8,1 % в 2001 году до 12,8 % в 2002 году.
Численность граждан, получивших статус безработного в течение 2002 года, увеличилась на 13,8 %, по оценке за 2003 год она снизится на 5,5 % по сравнению с 2002 годом. Это явление обусловлено изменениями в составе обратившихся в службу занятости граждан в поиске работы.
За 2002 год численность безработных, состоящих на учете, увеличилась на 15,9 % - с 4154 чел (по состоянию на 01.01.02) до 4815 чел. (на 01.01.03). Уровень регистрируемой безработицы за указанный период увеличился с 0,79 до 0,91 %. В течение 2003 года наблюдалось снижение численности состоящих на учете безработных граждан. По оценке на конец года она составит 4300 чел. против 4815 чел. на начало года, уровень безработицы за год снизится с 0,91 до 0,81 %.
3.3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
на 2004 год
По прогнозу социально-экономического развития города на 2004 год, в 2003 году ожидается прирост объема промышленного производства на 6,5 - 7,0 %, в том числе в черной металлургии - на 6,0 - 6,5 %, цветной металлургии - на 5,0 - 5,5 %, машиностроении и металлообработке - на 3,0 - 3,5 %, промышленности строительных материалов - на 7,0 - 7,5 %, легкой промышленности - на 8,9 - 9,4 %, пищевой промышленности - на 8 - 8,5 %, мукомольно-крупяной промышленности - на 1,0 - 1,5 %, медицинской промышленности - на 39,5 - 40,0 %, полиграфической промышленности - на 1,4 - 1,9 %, электроэнергетике - на 2,0 - 2,3 %.
С ростом объемов производства будет незначительно, но все же увеличиваться численность занятых в экономике (0,1 - 0,7 %). При этом, в материальном производстве она возрастет на 0,2 - 0,9 %, в непроизводственной сфере предполагается снижение численности занятых на 0,2 % по первому варианту и останется на уровне 2003 года - по второму варианту.
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования в 2004 году предусмотрен с приростом относительно 2003 года на 4,4 - 5,4 %. В 2004 году будет продолжена структурная перестройка ряда отраслей промышленности (машиностроение, ВПК, электроэнергетика, железнодорожный транспорт), что будет способствовать увеличению численности занятых в этих отраслях промышленности. Потребность в квалифицированных кадрах будет расти. Ожидается повышенный спрос на специалистов машиностроительных специальностей, строителей, водителей, газоэлектросварщиков, специалистов торговли и бытового обслуживания.
Низкий уровень оплаты труда специалистов в области образования, здравоохранения, науки и культуры и других обусловит дальнейший отток кадров из этих сфер деятельности.
Масштабы высвобождения работников с предприятий и организаций в 2004 году ожидаются ниже уровня 2003 года. Высвобождение будет преобладать (как и прежде) в промышленности. Увеличится число высвобождаемых из негосударственного сектора экономики. Среди высвобождаемых работников сохранится высокая доля женщин (50 - 52 %) и лиц предпенсионного возраста (25 - 30 %).
Рынок труда города пополнится выпускниками дневных форм обучения из высших и средних специальных учебных заведений, численность высвобожденных работников на рынке труда составит 9,6 % от незанятых, поставленных на учет граждан. Как и прежде, граждане, уволенные по текучести кадров, будут доминировать на рынке труда. Сохранится стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов, лиц предпенсионного возраста. Численность освобожденных из мест лишения свободы из-за стабильно большого спроса на рабочие специальности на предприятиях города практически останется на уровне 2003 года.
В городе ожидается увеличение числа обратившихся в службу занятости незанятых граждан на 4,0 %.
Ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 2004 году, а также влияние на них социальных и экономических факторов позволяют дать следующий прогноз предложения рабочей силы.
Таблица 3
Прогноз предложения рабочей силы в 2004 году
(в среднем за год)
Общая численность безработных (по методологии МОТ) составит в 2004 году 32,8 тыс. чел. Уровень общей безработицы снизится с 5,8 % в 2003 году до 5,7 % в 2004 году. Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составит в 2004 году 4,4 тыс. чел. Уровень зарегистрированной безработицы в городе будет в пределах 0,81 % и превысит показатель 2003 года на 0,02 процентных пункта.
Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и программы содействия занятости населения, относятся следующие:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике. До сих пор остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация рынков труда районов города по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
2. Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, сдерживающие переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись, с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а с другой - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой; изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу.
4. Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров.
5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных категорий женского населения, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях намечаемого экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к малооплачиваемым видам деятельности, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
6. Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на рынке труда города и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
Кроме того, на ситуацию на рынке труда будут оказывать влияние Закон "О прожиточном минимуме", влияющий на размер пособия по безработице, а также новое пенсионное законодательство.
3.5. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективного регулирования ситуации на рынке труда города, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, снижения рассогласования между спросом и предложением рабочей силы, целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения отрицательных последствий долговременной безработицы и сдерживания роста численности безработных граждан.
Для обеспечения реализации государственной политики занятости населения на территории города и решения ключевых проблем на рынке труда предусматривается решение следующих задач:
- консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и повышение эффективности их использования;
- предупреждение массовой безработицы на рынке труда города, сглаживание дифференциации районных рынков труда;
- сокращение дисбаланса предложения рабочей силы и числа рабочих мест по территории города и по каждому району;
- содействие организациям в развитии кадрового потенциала, подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
- снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;
- развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики;
- содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;
- координация деятельности государственных органов, профсоюзов, работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними.
IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
ЧЕЛЯБИНСКА" НА 2004 ГОД
--------T----------------------T--------------------T----------T-------------T---------T-------------------------¬
¦ № п/п ¦ Наименование ¦Основные исполнители¦ Срок ¦ Источники ¦Затраты, ¦ Ожидаемые результаты ¦
¦ ¦ мероприятий ¦ ¦исполнения¦ финанси- ¦тыс. руб.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рования ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦1. Организационная работа по содействию сохранения и создания рабочих мест ¦
+-------T----------------------T--------------------T----------T-------------T---------T-------------------------+
¦1.1. ¦С целью расширения ¦Управление ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка сбыта продукции ¦экономики, ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стабилизации ¦Управление по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства ¦торговле и услугам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлекать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнеса, создающие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохраняющие рабочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦места, к участию в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выставках, ярмарках, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсах товаров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг, конъюнктурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совещаниях и форумах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проводимых в городе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области и за рубежом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦1.2. ¦С целью создания ¦Управление по ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочих мест в сфере ¦торговле и услугам ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства, торговли¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и услуг содействовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитию сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий бытового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения, торговли и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественного питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путем: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- нового строительства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- открытия предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на первых этажах жилых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦домов при переводе из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилого помещения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нежилое; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- реконструкции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦капитального ремонта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- создания малых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- строительства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автосалонов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомастерских; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ввода в действие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых объектов уличной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговли, увеличения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числа торговых мест на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынках и рыночных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- открытия летних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кафе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦1.3. ¦Содействовать ¦Управление ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиям, ¦экономики, Комитет ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производящим ¦по управлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособную и ¦имуществом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально значимую ¦земельным отношениям¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукцию, в получении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заказов, оборудования,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ссуд, свободных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦площадей для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦1.4. ¦Продолжить работу по ¦Управление ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прогнозу структуры ¦экономики, Городской¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятости населения на¦центр занятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ближайшую и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦долгосрочную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективу в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки Стратегии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития г. Челябинска¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по разделу "Занятость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и безработица" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦2. Развитие социального партнерства ¦
+-------T----------------------T--------------------T----------T-------------T---------T-------------------------+
¦2.1. ¦Организовать работу по¦Администрация ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнению ¦города, Ассоциация ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Трехстороннего ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соглашения между ¦профсоюзов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Администрацией, ¦Объединение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ассоциацией ¦промышленников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций профсоюзов¦предпринимателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и Челябинским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателей на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦2.2. ¦Оказывать методическую¦Управление экономики¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь работникам и ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работодателям в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективных договоров¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и соглашений (при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регистрации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+---------+-------------------------+
¦3. Улучшение функционирования рынка труда ¦
+-------T----------------------T--------------------T----------T-------------T------------T----------------------+
¦3.1. ¦Подготовить проект ¦Администрация ¦Декабрь ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦постановления ¦города, Городской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦городской Думы об ¦центр занятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утверждении Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содействия занятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦г. Челябинска на 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+------------+----------------------+
¦3.2. ¦Продолжить работу по ¦Городской центр ¦В течение ¦ ¦ ¦В СЗ поступит ¦
¦ ¦формированию и ведению¦занятости ¦года ¦ ¦ ¦70000 вакансий ¦
¦ ¦банков вакансий, в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специализированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+------------+----------------------+
¦3.4. ¦Продолжить работу с ¦Городской центр ¦В течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работодателями по ¦занятости ¦года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслевому принципу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------------+--------------------+----------+-------------+------------+----------------------+
С целью создания условий для эффективной деятельности центра занятости в 2004 году предусматривается:
- текущий и капитальный ремонт оргтехники, автотранспорта, зданий и сооружений;
- приобретение оргтехники и мебели для районных отделов центра.
VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы содействия занятости населения будет осуществляться на условиях софинансирования за счет средств федерального, областного и городского бюджетов и средств работодателей.
Всего на реализацию Программы предусмотрено 97019,7 тыс. руб.
За счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование мероприятий по содействию занятости населения таких, как:
- организация профессиональной ориентации;
- организация профессионального обучения;
- организация ярмарок вакансий и учебных мест;
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, о потребности в работниках и о гражданах, ищущих работу, о возможностях профессионального обучения;
- организация общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу");
- оказание содействия самозанятости населения.
Из федерального бюджета на финансирование Программы предусмотрено 87956,9 тыс. руб., в том числе на реализацию мероприятий по содействию занятости населения - 9897,5 тыс. руб., на социальную поддержку безработных граждан - 78059,4 тыс. руб.
Средства областного бюджета в сумме 1038,6 тыс. руб. предполагается использовать на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Средства городского бюджета в размере 4235,8 тыс. руб. прогнозируется направить на финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, на профессиональное обучение, профессиональную ориентацию безработных граждан, организацию общественных работ и оказание содействия самозанятости населения.
Средства работодателей - 3788,4 тыс. руб. будут направлены на финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите, организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, организацию общественных работ.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией Программы осуществляют: Департамент ФГСЗН по Челябинской области, Челябинская городская Дума и Администрация города Челябинска. В качестве оперативного контроля предусматривается:
- ежемесячное информирование Администрации города, городской Думы, Департамента ФГСЗН о ситуации на рынке труда;
- ежеквартальное информирование вышеперечисленных органов о ходе выполнения Программы;
- ежеквартальное рассмотрение актуальных проблем занятости на заседаниях городского координационного комитета содействия занятости населения;
- рассмотрение проблем занятости на конференциях, семинарах, рабочих комиссиях совместно с Администрацией города, городской Думой, работодателями, профсоюзами, другими заинтересованными организациями города;
- освещение деятельности городской службы занятости в средствах массовой информации.