Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Управления МНС РФ по Челябинской области от <08.10.2003>
"ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые вести", 2003, № 19, октябрь






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 8 октября 2003 года

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С 1 января 2001 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет все функции по сбору платежей по единому социальному налогу (ЕСН). За прошедшее время налоговые органы изучали новое направление работы с налогоплательщиками, анализировали специфику платежа.
Несмотря на общий положительный результат работы налоговых органов Челябинской области: мы выполнили плановое задание по ЕСН за 2002 год на 105,3 процента (поступило более 19,2 млрд. руб.) и за 9 месяцев 2003 года на 102,0 процента (поступило 16,3 млрд. руб.), - этот налог регулярно ставит перед нами вопросы, нехарактерные для иных платежей. Способствуют этому и изменения, регулярно вносимые в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК).
В данной связи показательным примером является применение налогоплательщиками пункта 3 статьи 236 НК, который установил с 1 января 2002 года практику, благодаря которой единым социальным налогом не облагаются выплаты физическим лицам, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, у налогоплательщика имеется легальная возможность не включать ряд выплат своим работникам в налоговую базу по ЕСН. Однако природа данных выплат должна соответствовать требованиям статьи 270 (расходы, не учитываемые в целях налогообложения) главы 25 (налог на прибыль организаций) НК. Другими словами, эти выплаты не должны являться заработной платой работника, связанной с его трудовой деятельностью.
В результате анализа потерь по ЕСН от применения вышеуказанного положения законодательства за 2002 год и первого полугодия 2003 года по Челябинской области отмечен их рост. Так, если в целом за 2002 год потери в поступлении налога по этой причине составили 342 млн. руб., то в 2003 году данная сумма "выпадающих" платежей появилась уже по итогам первого полугодия.
В связи с этим Управлением МНС России по Челябинской области было направлено задание в территориальные налоговые органы в части рассмотрения ситуации в разрезе конкретных налогоплательщиков. Установлено, что ряд крупных организаций большую часть заработной платы своим работникам выплачивает под видом специальных премий, материальной помощи и т.п. При этом (на основании вышеуказанного пункта 3 статьи 236 НК) данные выплаты выводятся из-под обложения ЕСН.
Безусловно, в ходе контрольной работы налоговыми органами анализируются основные признаки применения данной схемы снижения платежей: пропорциональность произведенных дополнительных выплат должностным окладам работников, массовый охват работников предприятия данными выплатами, их связь с фактически отработанным временем, а также зависимость дополнительных выплат от результатов труда, соблюдения трудовой дисциплины и т.д.
При этом данные факты могут быть использованы и как доказательства недобросовестности налогоплательщика в суде (такой подход по сбору доказательств применим и при контрольной работе и по другим видам налогов). Однако налоговые органы в данной ситуации могут дополнительно использовать для аргументации своей позиции следующую особенность, присущую только ЕСН.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с налоговой базой по ЕСН совпадает база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, не уплачивая суммы ЕСН с заработной платы, предприятие-работодатель также не вносит и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, фактически лишая своих работников будущего пенсионного обеспечения.
Показательно, что на сотрудничество с налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля на подобных предприятиях, прежде всего, идут работники, уволенные к моменту проверки в связи с выходом на пенсию. Действительно, такие люди уже не чувствуют давления со стороны работодателя и, кроме того, осознают, что в результате недобросовестных действий предприятия получают неполную сумму пенсии. При этом расчет понесенных потерь пенсионеру может произвести соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, привлечение которого целесообразно уже на стадии выездной налоговой проверки.
Кроме того, наличие граждан-свидетелей налогового правонарушения, лично пострадавших от действий налогоплательщика - работодателя, может предоставить дополнительный аргумент в пользу налоговых органов при судебном разбирательстве.
В настоящее время в Челябинской области на стадии завершения находятся выездные налоговые проверки двух налогоплательщиков, не обложивших ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование большую части заработной платы своим работникам на сумму 8 млн. руб. Указанные организации производили выплату в виде заработной платы лишь минимальных сумм, а основная часть оплаты труда производилась под видом материальной помощи, специальных премий и компенсации роста цен на товары и услуги.
Необходимо отметить, что в ходе данных проверок отдельные граждане, ранее работавшие на указанных предприятиях, согласились выступить в качестве свидетелей в судебном заседании. Этим людям в ходе проверки было разъяснено нарушение их прав работодателем, указана сумма нанесенного ущерба, а также возможность его компенсации при благоприятном судебном решении.
Для создания основы использования дополнительной возможности осуществления контрольной работы, налоговые органы Челябинской области (в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК) через средства массовой информации проводят разъяснительную работу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом, целью такой работы с населением является информирование граждан о новых условиях пенсионного обеспечения и страховых взносах, уплачиваемых за них работодателями, как основном источнике выплаты будущей пенсии.
Особый акцент делается на разъяснение в доступной форме того, что в случае неуплаты работодателем страховых взносов, работники данного предприятия теряют право на получение страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Таким образом, подчеркивается вина работодателя в виде невыполнения своих обязательств перед работниками, что ущемляет их законодательно установленное право на пенсионное обеспечение.
Одновременно разъясняется право гражданина (как застрахованного лица) в соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В результате руководство организаций - недоимщиков, кроме действий налоговых органов и структур Пенсионного фонда РФ по взысканию задолженности, испытывает на себе давление собственных работников, требующих соблюдение своих прав на получение полной пенсии.
При этом, учитывая единство налоговой базы по ЕСН и по страховым взносам, ограничивается возможность налогоплательщиков применять схемы ухода от внесения данных платежей.

Руководитель
Управления МНС РФ
по Челябинской области,
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
III ранга
М.И.ЧЕМОДУРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru