РЕШЕНИЕ Собрания депутатов Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 27.09.2007 № 512
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ТЕРРИТОРИИ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2008 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Авангард", № 117, 10.10.2007
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2007 г. № 512
Об утверждении программы
реализации национального проекта "Образование"
на территории Катав-Ивановского муниципального района
на 2008 год
Заслушав и обсудив программу реализации национального проекта "Образование" на территории Катав-Ивановского муниципального района, Собрание депутатов Катав-Ивановского муниципального района
РЕШАЕТ:
1. Утвердить программу реализации национального проекта "Образование" на территории Катав-Ивановского муниципального района на 2008 год.
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы Катав-Ивановского муниципального района по социальной сфере и координационной деятельности правоохранительных органов Мельника В.И.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Авангард".
Глава Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
Б.Г.МОЛОКОВ
Утверждена
решением
Собрания депутатов
Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
от 27 сентября 2007 г. № 512
Паспорт программы
реализации национального проекта "Образование"
в Катав-Ивановском муниципальном районе на 2008 год
-----------------T--------------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Программа реализации ¦
¦ программы ¦ национального проекта "Образование" ¦
¦ ¦ в Катав-Ивановском муниципальном районе ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦ ¦
¦решения о ¦ ¦
¦разработке ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация Катав-Ивановского муниципального района. ¦
¦ ¦ ¦
¦Координатор ¦Управление образования администрации Катав-Ивановского¦
¦программы ¦района. ¦
¦ ¦ ¦
¦Разработчик ¦Управление образования администрации муниципального¦
¦программы ¦Катав-Ивановского района. ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель программы ¦Повышение качества образования путем разработки¦
¦ ¦механизмов поддержки одаренных детей, лучших педагогов и¦
¦ ¦школ, внедряющих инновационные образовательные программы¦
¦ ¦и информационные технологии. ¦
¦ ¦ ¦
¦Задачи программы¦Создание условий для внедрения современных методов¦
¦ ¦обучения с использованием информационных технологий; ¦
¦ ¦развитие информатизации общеобразовательных учреждений; ¦
¦ ¦создание условий для внедрения дистанционных¦
¦ ¦образовательных технологий в учебный процесс; ¦
¦ ¦совершенствование форм проведения новых конкурсов¦
¦ ¦педагогического мастерства; ¦
¦ ¦создание условий для совершенствования содержания¦
¦ ¦воспитания и обучения в образовательном процессе. ¦
¦ ¦ ¦
¦Важнейшие ¦55-процентная организация дистанционного обучения¦
¦целевые ¦учащихся; ¦
¦индикаторы и ¦91 % педагогических работников общеобразовательных¦
¦показатели ¦учреждений, имеющих первую и высшую категории; ¦
¦ ¦80 % педагогических работников общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, освоивших ИКТ; ¦
¦ ¦100 % девятиклассников общеобразовательных учреждений,¦
¦ ¦освоивших ИКТ; ¦
¦ ¦88 % общеобразовательных учреждений с высоким качеством¦
¦ ¦результатов обучения и воспитания; ¦
¦ ¦60 % средних общеобразовательных школ, располагающих¦
¦ ¦автоматизированными рабочими местами¦
¦ ¦учителей-предметников; ¦
¦ ¦100 % средних общеобразовательных школ, располагающих¦
¦ ¦обновленными цифровыми образовательными ресурсами. ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2008 год ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Направления ¦поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих¦
¦реализации ¦инновационные образовательные программы; ¦
¦программных ¦организация дистанционного обучения учащихся; поддержка¦
¦мероприятий ¦одаренных и талантливых детей; ¦
¦ ¦поддержка лучших учителей; ¦
¦ ¦поддержка классных руководителей; ¦
¦ ¦обновление содержания воспитания в образовательном¦
¦ ¦процессе; ¦
¦ ¦развитие общественного участия в управлении¦
¦ ¦образованием. ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и ¦Общий объем финансирования мероприятий программы в 2008¦
¦источники ¦году составит за счет средств местного бюджета 3950,0¦
¦финансирования ¦тыс. руб. ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые ¦Увеличение количества учащихся дистанционного обучения¦
¦конечные ¦до 55 %; ¦
¦результаты ¦увеличение педагогических работников общеобразовательных¦
¦реализации ¦учреждений, имеющих первую и высшую категории, до 91 %; ¦
¦программы и ¦увеличение педагогических работников общеобразовательных¦
¦показатели ¦учреждений, освоивших ИКТ, до 80 %; ¦
¦социально- ¦увеличение девятиклассников общеобразовательных¦
¦экономической ¦учреждений, освоивших ИКТ, до 100 %; ¦
¦эффективности ¦увеличение общеобразовательных учреждений с высоким¦
¦ ¦качеством результатов обучения и воспитания до 88 %; ¦
¦ ¦увеличение средних общеобразовательных школ,¦
¦ ¦располагающих автоматизированными рабочими местами¦
¦ ¦учителя-предметника, до 60 %; ¦
¦ ¦увеличение средних общеобразовательных школ,¦
¦ ¦располагающих обновленными цифровыми образовательными¦
¦ ¦ресурсами, до 100 %. ¦
¦ ¦ ¦
¦Система ¦Управление реализацией программы осуществляет управление¦
¦организации ¦образования администрации Катав-Ивановского¦
¦контроля за ¦муниципального района. Контроль за ходом исполнения¦
¦исполнением ¦программы осуществляет администрация Катав-Ивановского¦
¦программы ¦муниципального района, районное Собрание депутатов. ¦
L----------------+---------------------------------------------------------
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние системы образования, можно выделить следующие.
1. Сохранение сети образовательных учреждений. Необходимо отметить тот факт, что в 2003 году была запущена в эксплуатацию новая школа в с. Меседа на 100 посадочных мест.
Вместе с тем, численность в ОУ за пять лет уменьшилась на 1005 обучающихся, что составило 30 %. Это привело к объединению классов-комплектов в сельских школах и увеличению численности учеников в классах городских школ, что потребует решения проблемы переподготовки педагогических работников.
За последние 5 лет наметилась тенденция "старения" педагогического коллектива, так 48 % педагогического состава имеют стаж свыше 20 лет, в том числе 78 человек пенсионного возраста, 39 - предпенсионного. С каждым годом сокращается количество прибывших молодых специалистов в район, по сравнению с 1998 годом их количество сократилось на 50 %.
Система общего образования испытывает потребность педагогов по иностранному языку, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности. За 2007 год уволилось 11 педагогов, перешли на более высокооплачиваемую работу. В связи с сокращением классов-комплектов снижается потребность в учителях начальных классов.
Общесистемной проблемой в сфере образования является не просто низкий уровень заработной платы, а неудовлетворительный рост оплаты труда по отношению к средней заработной плате по стране, к прожиточному минимуму и к стоимости потребительской корзины. Это существенно снижает мотивацию учителей и преподавателей к педагогическому труду, тем более к активному участию в модернизации образования. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка лучших учителей" позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить в педагогическом сообществе передовой педагогический опыт.
2. За последние 3 года 43 учащихся не приступили к занятиям и 68 учащихся систематически пропускают занятия. Один из путей решения этой проблемы - это применение новых методов организации образовательного процесса с применением информационных технологий. Немаловажным фактором остается сотрудничество социальных педагогов и учителей-предметников по возвращению детей в школы.
В образовательных учреждениях района работают 362 педагога, в том числе 217 классных руководителей. Их деятельность приходится на "трудный" подростковый возраст. Среди учащихся по-прежнему высок риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений. Это требует серьезного педагогического и управленческого внедрения современных воспитательных технологий, применения механизмов социализации, создания систем социально-педагогической поддержки и реабилитации групп риска. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка классных руководителей" позволит повысить уровень общей культуры и дисциплины обучающихся и их гражданской зрелости и совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
3. В рамках программы по информатизации общеобразовательных учреждений все школы района получили компьютеры, поэтому согласно учебному плану введен предмет "Информатика и ИКТ". В настоящее время большинство школ используют компьютеры для проведения уроков других дисциплин. Но не все педагоги района прошли курсы "ИКТ", поэтому одной из задач программы мы ставим повышение компьютерной грамотности педагогов.
На данный момент все ОУ имеют выход в Интернет, что позволяет использовать более эффективный подход к организации работы учителей, учащихся и руководителей этих школ. Реализация программных мероприятий по направлению "Информатизация системы образования" позволит расширить доступность интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования района новейшими информационными ресурсами.
4. На территории района функционируют 16 общеобразовательных учреждений, 1 специальная (коррекционная) школа-интернат, 15 учреждений дошкольного образования и 4 учреждения дополнительного образования, чем обеспечивается доступность образования для различных категорий граждан. Катав-Ивановский район активно участвует в ряде экспериментов: по введению единого государственного экзамена, предпрофильному обучению в основной школе, информатизации системы образования и других.
Однако материально-техническое оснащение районной образовательной системы отстает от современных требований к образовательному процессу. Сложившаяся к настоящему времени учебно-материальная база образовательных учреждений не отвечает требованиям современных образовательных технологий.
Крайне недостаточна обеспеченность оборудованием общего и специального назначения (техническими средствами обучения, компьютерами, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, реактивами и т.п.).
Отсутствие целевого финансирования на поддержку и развитие инновационной деятельности в системе образования препятствует широкому распространению накопленного передового опыта. В этой связи реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы" в значительной степени будет способствовать развитию инновационных процессов в системе образования и повышению качества образования. Дополнительно привлеченные из местного бюджета средства позволят продолжить переподготовку педагогов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, провести ремонтные работы, обеспечить разработку учебно-методических материалов, обеспечить качество образования и воспитания, обновить оборудование для медицинских кабинетов, приобрести спортивный инвентарь, обновить учебное оборудование для специальных (коррекционных) ОУ.
5. Перспективной остается поддержка учащихся, имеющих отличные показатели в учебе. С целью поощрения отличникам учебы ежемесячно выплачиваются премии, для одаренных детей ежегодно проводится елка главы района и организуются поездки на областную елку. К сожалению, не учитываются достижения детей в других направлениях, а так же детей, участвующих в "Специальной олимпиаде России". Школьники района - постоянные победители и призеры областных олимпиад по предметам, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. Вместе с тем, отсутствие системы раннего выявления и поддержки талантливых детей и молодежи приводит к утрате значительного интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи" будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей и формированию резерва молодых перспективных кадров района и области.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы реализации национального проекта является повышение качества образования до 91 % путем разработки механизмов поддержки одаренных детей, лучших педагогов и школ, внедряющих инновационные образовательные программы и информационные технологии.
В период реализации настоящей программы необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для внедрения современных методов обучения с использованием информационных технологий;
- совершенствование информатизации общеобразовательных учреждений;
- внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс;
- совершенствование форм проведения новых конкурсов педагогического мастерства;
- апробация условий для совершенствования содержания воспитания и обучения в образовательном процессе.
Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы рассчитана на 2008 год. Основные усилия и средства будут направлены на реализацию мероприятий, направленных на выполнение задач, предусмотренных программой, и достижение прогнозируемых объемов индикативных показателей.
Предполагается реализация мероприятий, направленных на достижение результатов деятельности по индикативным показателям. На этом этапе организуются конкурсные отборы общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, активно реализующих инновационные образовательные программы, отбор лучших педагогов, талантливой молодежи, пополняется региональный банк педагогических инициатив, продолжают работу попечительские и управляющие советы. На втором этапе будут подведены итоги деятельности по реализации программных мероприятий, проведен мониторинг динамики деятельности образовательных учреждений на основе индикативных показателей, анализ результативности деятельности образовательных учреждений.
Выполнение установленных сроков и этапов реализации программы обеспечивается системой программных мероприятий и освещается в средствах массовой информации.
Источником финансирования мероприятий программы являются средства федерального, областного, местного бюджетов. Общий объем финансирования программы на весь период реализации составляет 9953760 рублей в ценах 2005 года (таблица 1).
Механизм привлечения средств местного, областного и федерального бюджетов.
Расходы местных бюджетов на реализацию мероприятий Программы могут корректироваться органами местного самоуправления:
- средства федерального бюджета предоставляются:
а) в виде субвенций и субсидий в объемах, предусмотренных для Катав-Ивановского района на реализацию национального проекта "Образование" в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Заказчиком мероприятий, предусмотренных программой, и главным распорядителем средств местного бюджета по программе является администрация Катав-Ивановского муниципального района.
1. Координатором мероприятий, предусмотренных программой, является управление образования администрации Катав-Ивановского района.
2. Управление образования администрации Катав-Ивановского района осуществляет:
1) координацию реализации программы;
2) организацию выполнения мероприятий программы;
3) организацию выполнения мероприятий программы, направленных на реализацию приоритетных направлений развития образования и финансируемых за счет средств местного бюджета в соответствии с сетевым графиком реализации национального проекта "Образование" (таблица 3 - не приводится);
4) подготовку информации и отчетов для главы администрации Катав-Ивановского района и Собрания депутатов района о выполнении программы;
5) совершенствование механизма реализации программы;
6) подготовку предложений по корректировке и развитию программы;
7) координацию программы с другими районными целевыми программами;
8) контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию программы своевременным и в полном объеме выполнением основных мероприятий программы.
Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Реализация мероприятий программы позволит:
1) внедрить новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологии;
2) развить воспитательный потенциал образовательных учреждений в формировании нравственного и физического здоровья личности, гражданина, созидателя жизни, носителя общечеловеческих ценностей;
3) ускорить темпы внедрения новой структуры и содержания образования, практической направленности образовательных программ, повысить эффективность управления в сфере образования;
4) повысить престиж труда учителя и усилить ответственность за конечные результаты деятельности, обновить и качественно усовершенствовать кадровый состав системы образования;
5) обеспечить продвижение молодежных инициатив, расширить возможности самореализации детей и молодежи.
Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны показатели, позволяющие адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев результаты развития процессов в динамике, осуществить мониторинг реализации запланированных программных мероприятий на муниципальном уровне, оптимизировать финансовые расходы из всех источников финансирования.
Индикативные показатели:
показатель 1 - 55 процентов учащихся, обучающихся по дистанционным формам обучения;
показатель 2 - 91 процент педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
показатель 3 - 80 процентов педагогических работников средних общеобразовательных учреждений, освоивших информационно-коммуникационные технологии;
показатель 4 - 100 процентов девятиклассников общеобразовательных учреждений, освоивших информационно-коммуникационные технологии;
показатель 5 - 60 процентов средних общеобразовательных школ, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя-предметника;
показатель 6 - 100 процентов средних общеобразовательных школ, располагающих обновленными цифровыми образовательными ресурсами;
показатель 7 - 88 процентов общеобразовательных учреждений с высоким качеством результатов обучения и воспитания.