Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЫСТУПЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области от 13.03.2003
"ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В. ПУТИНА: "НУЖЕН МОРАТОРИЙ НА РОСТ ТАРИФОВ И ЦЕН!"

Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", № 30, от 13.03.2003,
"Челябинский рабочий", № 45, от 13.03.2003






ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ
от 13 марта 2003 года

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ
ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В. ПУТИНА
НУЖЕН МОРАТОРИЙ НА РОСТ ТАРИФОВ И ЦЕН!

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!

Челябинская область, как и Россия в целом, переживает этап восстановления своего экономического, социального и духовного потенциала. Мои коллеги докладывали о том, как сработали в последние годы. Я тоже хотел бы сказать, что за 4 года объем промышленного производства возрос у нас на 37 процентов, инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 раза.
В последние 4 года мы ежегодно вкладываем капитальных вложений в основной капитал, в реконструкцию и в строительство в размере 1 миллиарда долларов. Сейчас пошла реальная отдача в плане увеличения производства, улучшения качества продукции, ее конкурентоспособности. В федеральный бюджет мы увеличили отчисления в 6,3 раза. В областной консолидированный бюджет - в 2,8 раза. В малом бизнесе сегодня работает почти одна треть занятого в экономике населения. Малый бизнес развивается. Растет число предприятий, занятых в малом бизнесе, и увеличивается доля продукции и услуг, которые они производят. Сегодня эта доля составляет в области, где крупные металлургические предприятия, более 10 процентов. В два с лишним раза выросли за последние годы налоговые поступления от малого бизнеса.
Если говорить о прошлом годе, то область начинала его чрезвычайно тяжело. Но постепенно положение выправилось. Достигнут рост объемов производства, доходов и внешних поставок. Экспорт составил 2 миллиарда 700 миллионов долларов. Очень важно, что есть реальный рост экспорта машин, строительных механизмов, тракторов. От 40 до 60 процентов. То есть мы экспортируем не только металл.
Объем промышленного производства за два месяца текущего года увеличился на 10 процентов по сравнению с январем - февралем прошлого года. Выполняются все бюджетные обязательства, включая выплату заработной платы, хотя это чрезвычайно сложно. Почти на 300 миллионов рублей, то есть наполовину, мы сократили долг по детским пособиям. Осталось где-то 253 миллионов рублей долга. В текущем году должны полностью рассчитаться. В области активно идет газификация. Строим школы, медицинские и другие учреждения.
Безусловно, все это дается с большим напряжением, а нынешний год в этом смысле особый. С учетом тарифной экспансии, возрастающих претензий и требований людей к власти, амплитуда напряжения будет, безусловно, расти. Начинается выборная кампания. Начинают работать штабы, группы. Начинают обещать кандидаты. Предложений нет, но критики уже более чем достаточно.
А предлоги для критики, в принципе, тоже находятся. Сегодня в консолидированном бюджете области 54,6 процента расходов идут на выплату заработной платы, 24 процента - на расчеты за теплоэнергетические ресурсы. Емкость всех остальных статей расходов составляет 21,5 процента.
Вы уже говорили, Владимир Владимирович, на Совете законодателей и на сегодняшнем совещании, что одной из причин тяжелого финансового положения регионов являются нефинансируемые манданты. Помимо действительно важных для людей социальных выплат региональным и местным властям вменяется в обязанность оплачивать в своих бюджетах 37 видов льгот для 60 категорий граждан. Если все это платить, никаких бюджетов не хватит.
Об этом говорил мой коллега Олег Алексеевич Богомолов. Не только он не может заплатить все эти льготы, но и все остальные. И Сумин не может, и Россель полностью тоже не может заплатить.
У регионов, действительно, сегодня денег на это практически нет. И я считаю, что объективно такие проблемы должна решить реформа местного самоуправления. Вы о ней говорили и довольно серьезно ее продвигаете. Мы вас в этом плане поддерживаем, но реформу надо ускорить, не тянуть.
Надо сбалансировать бюджетные обязательства и ввести жесткие нормы. Если нет этой сбалансированности, толку не будет. Мы просто провалим реформу. Уже сейчас нужны реально просчитанные поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Сегодня в регионах ситуация с финансами чрезвычайно сложная. Недавно вы провели совещание с руководителями Правительства и дали поручения по отдельным регионам, где идут невыплаты заработной платы. Это довольно серьезный симптом: один регион срывает, второй регион, третий регион... Поэтому было бы справедливо уже сейчас укрепить и подпитать разумно бюджеты субъектов Российской Федерации и реализовать ряд других мер.
Предваряя первое предложение, хочу сказать, что меня могут упрекнуть в антирыночности. Но я вынужден об этом сказать.
Надо подумать о среднесрочном моратории на рост тарифов и цен на услуги естественных монополий, или же резко, до предела, их сократить. Дальше просто нельзя. Мы только из воды выпрыгиваем - нас опять подсекают.
Мера не совсем рыночная. Но настал тот случай, когда можно и надо ее применить для ужесточения контроля и достижения доходно - расходного финансового равновесия.
Мы все сегодня отдаем из бюджета: добавили пенсионерам пенсию и тут же, через тарифы, ее изъяли. Добавили бюджетникам заработную плату - и тут же ее изъяли. Надо придумать инструмент остановки бесконтрольного роста тарифов и дать его Правительству РФ. Такие прецеденты в рыночной истории других стран были.
Кроме того, надо определиться по долгам прошлых лет, которые есть сегодня, например, у РАО "ЕЭС".
Акционерному обществу "Челябэнерго" должны были 7 миллиардов рублей. Долги сократились до 4 миллиардов рублей. Те, кто должен, тех уже, в принципе, нет "в живых", под эхо рыночных преобразований и "революций" они исчезли. И получается, что другие платят за них двойные тарифы. Как говорится, платят за того парня.
Долги надо платить, я согласен. Но, с учетом острых проблем реформирования ЖКХ и других довольно серьезных проблем, такое бремя может стать непосильным.
Может быть, лет на пять надо заморозить эти долги, хотя бы долги РАО "ЕЭС". А затем реструктуризировать их в течение трех - четырех лет. То есть не отменить, не убрать, а заморозить на время и реструктуризировать. Мы бы могли тогда в какой-то степени выдержать динамику тарифов, не платили бы второй тариф. Почему сегодня я должен второй тариф платить, и за кого платить?
Естественные монополисты, считаю, в любом случае, решая свои проблемы, должны, прежде всего, снижать производственные издержки. Потерь более чем достаточно. Мы провели аудит АО "Челябэнерго", нанимали московскую компанию за деньги бюджета области. Она подсчитала, что потери электроэнергии в сетях составляют около 12 процентов, в том числе коммерческие потери - 54,7 процента от общих потерь! А сколько воруется и не учитывается совершенно!
А нам-то считают все! Мы платим за все! И предприятия платят за все, и население платит, и бюджет! Ну как Богомолов вытащит село, Владимир Владимирович? Не знаю! Уничтожат село. Не будет у него села, если не принять каких-то мер, в том числе объявления моратория на рост тарифов и замораживание долгов энергетиков с последующей реструктуризацией. Это не популистская мера. Я в депутаты не собираюсь, выборы губернатора тоже у меня далеко.
Но это предложение позволит уверенно, без социальных взрывов провести реформу ЖКХ, укрепить доходы россиян от бюджета, достигнуть экономического роста более 4 процентов.
Если говорить о том, как бы сейчас поддержать бюджеты регионов, то нужно все-таки возобновить отчисления в субъекты Федерации части налога на добавленную стоимость. Надо заинтересовать их в этом налоге. Это бы и поправило финансовое положение, и сняло бы то напряжение, которое сегодня есть.
Третье. Уже сейчас важно закрепить на долгосрочной или постоянной основе нормативы распределения налогов. Они постоянно меняются. Мы не знаем, что будет завтра. Мы не знаем, что будет послезавтра, не знаем, на что рассчитывать, что планировать. Будущее реформы местного самоуправления зависит от переданного объема полномочий, подкрепленного реальными финансовыми источниками. Не будет этого, ничего не будет!
Четвертое. Следует ускорить введение системы минимальных государственных стандартов при формировании межбюджетных отношений. Это предусмотрено в Бюджетном кодексе страны, но не реализуется.
Другой проблемой является стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности. Я уже сказал, что у нас в этом плане дела идут, хотя и нам инвестиций не хватает, особенно в машиностроении, металлообработке. Что можно сделать в этом плане? Илья Иосифович Клебанов назвал целую группу мер, которые Правительство предпринимает. Я думаю, что они будут эффективны в плане повышения инвестиционной деятельности. Но надо бы ускорить принятие закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации". Он подготовлен, но долго лежит. Надо восстановить льготу по налогу на прибыль, направляемую предприятиями на капитальные вложения. Как только ее убрали, сократились капитальные вложения.
Ну и, конечно, надо содействовать снижению инфляции и ставки рефинансирования. К примеру, у себя в области мы приняли решение компенсировать часть кредитной ставки по инвестиционным проектам малого бизнеса. Эффективность составила 10 рублей на каждый вложенный бюджетный рубль.
Наконец, для повышения доверия населения к банковской системе и трансформации сбережений в инвестиции очень важно ускорить рассмотрение и принятие закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Все знают, вклады населения в банках не работают, но практических мер мы так и не предприняли, чтобы эти деньги заработали и на вкладчика, и на экономику.
И последнее. В числе актуальных общегосударственных проблем не могу не назвать, Владимир Владимирович, проблему Теченского каскада водоемов, связанную с деятельностью производственного объединения "Маяк".
В январе я уже информировал вас о сложившейся там ситуации. Накоплено более 340 миллионов кубометров загрязненной воды. Она может попасть в открытую гидрографическую сеть, так как уже 20 лет продолжается период нарушения водного баланса. Зеркало водоемов ТКВ подступает к критической отметке, а там недалеко до аварийного сброса. И времени для решения этой проблемы нам отпущено очень мало. В Минатоме, в Правительстве Российской Федерации, в других государственных структурах понимают, что ситуация требует неотложного решения. Но его пока нет. Есть только планы.
Я прошу вас, Владимир Владимирович, в протоколе поручений, который будет, видимо, по итогам нашего совещания составлен, предложить Правительству страны принять комплекс неотложных мер по укреплению гидротехнических сооружений Теченского каскада водоемов, по реконструкции химкомбината "Маяк" с целью прекращения сброса сточных вод в открытые водоемы и возобновления строительства Южноуральской атомной станции.
Все это позволит реализовать программу полной реабилитации Теченского каскада водоемов. Названные меры мы неоднократно обсуждали с Александром Юрьевичем Румянцевым, в целом у нас есть общее понимание этих проблем и меры выработаны правильные. Нужна крепкая поддержка в этом плане Минатома со стороны Правительства РФ.
Завершая свое выступление, хотел бы сказать, что Челябинская область способна многие проблемы решать самостоятельно, она и решает их. У нас хороший потенциал, мы верим в свои силы. Верят, Владимир Владимирович, южноуральцы вам. Они поддерживают вас в ваших добрых делах.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru