РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 02.07.2002 № 17/1
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ НА 2003 - 2006 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 119, от 04.07.2002
Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.
Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 27.12.2005 № 9/36.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2002 г. № 17/1
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
В соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Челябинской области от 5 июля 1999 г. № 78-ЗО "О физической культуре и спорте" и с целью организации работы по повышению уровня физической подготовленности и укрепления здоровья населения города Челябинска, Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в городе Челябинске на 2003 - 2006 годы" (приложение).
2. Установить, что бюджетное финансирование принятой Городской целевой программы осуществляется в соответствии с Порядком реализации городских целевых программ в городе Челябинске, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 27.11.01 № 10/1.
3. Ответственность за исполнение настоящего Решения возложить на заместителя Главы города по внешним связям Еналеева А.Х.
4. Контроль исполнения настоящего Решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 2 июля 2002 г. № 17/1
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
I. Общие положения
Городская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Челябинске на 2003 - 2006 годы" предусматривает взаимодействие административных, общественных и частных организаций и учреждений по выработке механизма оздоровления населения города с помощью физической культуры, определение способов самореализации, самовыражения и развития человека, а также выбор средств борьбы против асоциальных явлений в обществе. Основной целью Программы является разработка комплекса организационно - методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень физическую культуру и спорт в городе Челябинске в ближайшие годы.
Городская целевая программа состоит из мероприятий, направленных на совершенствование системы управления физкультурно - спортивным движением; формирование потребности людей в физическом совершенствовании образовательными, информационно - пропагандистскими средствами; развитие сети физкультурно - оздоровительных и спортивных объектов, повышение эффективности их использования; совершенствование системы проведения городских и районных физкультурно - спортивных и оздоровительных мероприятий; улучшение системы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования; повышение эффективности физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования; совершенствование системы физического воспитания в высших учебных заведениях; повышение уровня физической культуры в системе производства; организацию работы по месту жительства и отдыха населения; улучшение системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса; развитие физической культуры и спорта среди инвалидов.
II. Состояние физической культуры и спорта
в городе Челябинске
В настоящее время в Челябинске численность занимающихся в секциях и группах по различным видам спорта, а также клубах и группах физкультурно - оздоровительной направленности составляет 129135 человек. Кроме того, 156840 человек регулярно посещают учебные занятия по физической культуре в учебных заведениях различного уровня. В 430 коллективах физкультуры и спортивных клубах культивируется более 50 видов спорта, которыми занимаются почти 113 тыс. челябинцев. Для организации спортивно - массовой и оздоровительной работы город располагает 1382 спортивными сооружениями с единовременной пропускной способностью около 34 тысяч человек. Из них для занятий физической культурой и спортом наиболее эффективно используются 329 спортивных залов, 15 Дворцов спорта, 5 легкоатлетических манежей, 14 стадионов с трибунами, 5 закрытых плавательных бассейнов, а также плоскостные спортивные сооружения - площадки, поля, спортивные ядра, число которых составляет 571 единицу.
Организацию и проведение работы по физическому воспитанию населения города Челябинска обеспечивают 2842 штатных физкультурных работников, из них тренеры по различным видам спорта составляют более 1100 человек, преподаватели по физическому воспитанию учебных заведений - 860 человек. Работники физической культуры и спорта имеют достаточно высокий образовательный уровень, только 8 % имеют среднее физкультурное образование, остальные - с высшим специальным образованием, кроме того, 100 тренеров имеют звание "Заслуженный тренер" СССР и Российской Федерации, а 50 работников физической культуры удостоены звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".
В последние годы в Челябинске сложилась определенная система проведения городских и районных спортивно - массовых и оздоровительных мероприятий, соревнований по видам спорта для различных возрастных групп, ежегодно в 300 мероприятиях принимают участие около 100 тыс. человек.
По организации спортивно - массовой и оздоровительной работы с населением в 2000 году Челябинск занял третье место в России.
Наиболее массово и на высоком организационном уровне проходят:
- легкоатлетический пробег "По зову души" (более 10 тыс. участников), городской спортивный праздник "День лыжника" (более 1,5 тыс. чел.), районные и городские легкоатлетические эстафеты (почти 10 тыс. участников), турнир по стритболу (100 команд), первенство города по хоккею с шайбой (около 80 команд, аналогов проведения таких соревнований нет в РФ) и многие другие.
Управление по физической культуре, спорту и туризму города Челябинска постоянно совершенствует работу по физическому воспитанию населения города, так четвертый раз проводится Спартакиада среди сборных команд районов по 15 видам спорта, в финальных соревнованиях которой принимают участие 3 тыс. челябинцев разного возраста. Активизировал свою работу "Совет ветеранов спорта", второй год проводится Спартакиада по 8 возрастным группам; кроме того, ветераны спорта активно участвуют во всех городских спортивных мероприятиях, встречаются с учащимися ДЮСШ. В настоящее время разработано положение о проведении городской Спартакиады среди спортивных клубов промышленных предприятий и учреждений, которая призвана пропагандировать здоровый образ жизни среди трудящихся, привлечь их к регулярным занятиям физической культурой и будет стимулировать увеличение групп и секций по видам спорта на местах.
Несколько улучшилась работа с детьми и подростками по месту жительства. Городская программа "Двор - 2001" позволила провести реконструкцию имеющихся спортсооружений и строительство новых плоскостных спортивных сооружений во дворах и микрорайонах. Кроме того, разработана программа по строительству хоккейных площадок во дворах, выполнение которой взято под контроль Главой города.
Наметились положительные сдвиги в улучшении физической подготовки учащихся общеобразовательных школ, чему способствуют внедряемая программа "Президентские состязания", а также большая городская программа по проведению спортивно - массовых мероприятий и соревнований по видам спорта среди школьников, общее число которых составляет 27 мероприятий в течение учебного года.
Прорабатываются вопросы по возобновлению с 2002 года соревнований городов Урала.
Распад добровольных спортивных обществ и системы профсоюзного спорта способствовал созданию отдела учебных заведений и муниципальных учреждений в Управлении по физической культуре, спорту и туризму города Челябинска, взявшего на себя работу со студенческой и учащейся молодежью высших и средних специальных учебных заведений, воспитанниками детских домов и школ - интернатов, а также с учащимися муниципальных учреждений дополнительного образования детско - юношескими спортивными школами.
Кроме проведения ежегодных соревнований по видам спорта, входящих в зачет Спартакиад учебных заведений, детских домов и школ - интернатов, большая помощь оказывается в командировании лучших спортсменов на соревнования, перспективным спортсменам выделяются стипендии, приобретается спортивный инвентарь, качественная экипировка, а также оплачивается учеба в различных учебных заведениях.
В настоящее время в городе Челябинске 49 спортивных детско - юношеских школ, в которых занимается почти 20 тыс. детей и подростков по 39 видам спорта, из числа занимающихся 44 МСМК, 203 МС Российской Федерации, 660 КМС, организуют учебно - тренировочный процесс 594 тренера, почти половина из которых имеют высшую квалификационную категорию. Практически по всем видам спорта, которые развивают ДЮСШ, ежегодно готовятся не только победители и призеры Российских соревнований, но и первенств Европы и Мира. Из 47 учреждений дополнительного образования г. Челябинска 20 созданы при Управлении по физической культуре, спорту и туризму города Челябинска, в них сохранены лучшие тренерские кадры, кроме того, в 2002 году планируется открытие еще двух школ.
Челябинск на протяжении многих лет является одним из ведущих городов России по подготовке спортсменов высокого класса. Так, только в 2001 году подготовлено почти 400 КМС, 92 МС, 7 МСМК, 1 ЗМС, 150 спортсменов стали победителями чемпионатов и первенств страны, победителями и призерами Чемпионатов Европы, Мира и Олимпийских игр, а всего с 1956 года 51 челябинский спортсмен принял участие в Олимпийских играх.
Ежегодно Челябинску поручается проведение Российских соревнований по различным видам спорта. Несмотря на сложное финансовое положение, Управление по физической культуре, спорту и туризму города Челябинска регулярно выделяет средства на командирование ведущих спортсменов на российские и международные соревнования, кроме того, оказывает финансовую помощь 7 командам мастеров.
Челябинск - самый крупный город области, в нем проживает 1 млн. 109 тыс. человек. Город располагает предприятиями металлургии, машиностроения, строительства, легкой и пищевой промышленности, транспорта и др.
Территория города относится к числу неблагоприятных по уровню загрязненности, имеет сложную экологическую обстановку. Отсюда складывается неудовлетворительное положение со здоровьем населения.
Ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что более 90 % факторов здоровья неподвластны медицине. Среди трех главнейших групп этих факторов - генетического, чистоты окружающей среды, образа жизни - лидирует именно образ жизни. Потери рабочих дней по временной нетрудоспособности составляют в городе в среднем 7,2 дней на одного работающего в год, причем почти треть из них приходится на простудные болезни верхних дыхательных путей, основные причины которых кроются в отсутствии культуры закаливания и дыхания.
И в то же время в городе не хватает не только спортивных залов и бассейнов, но и плоскостных спортивных сооружений на открытом воздухе, занятия на которых: дают наибольший закаливающий эффект. Их единовременная пропускная способность на 10 тыс. населения составляет всего 180 чел. при нормативе 1820 человек.
Большинство спортивных сооружений города организуют свою работу на платной основе, а некоторые перешли в частные руки.
В период с 15 февраля по 15 марта 2002 года была проведена паспортизация спортивных сооружений города всех форм собственности:
Анализ состояния материально - технической базы физической культуры и спорта показывает, что в городе недостаточное обеспечение спортивными сооружениями населения (исходя из нормативов и социальных норм, одобренных Распоряжением Правительства РФ № 1063 Р от 03.07.96):
Обеспечение стандартными
физкультурно - спортивными залами в городе
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Численность ¦ Единовременная пропускная способность ¦
¦ населения ¦ в чел. на 10000 жителей ¦
¦ +----------T--------T----------T--------------+
¦ ¦Фактически¦Норматив¦Не достает¦Обеспеченность¦
+------------------+----------+--------+----------+--------------+
¦ 1109000 ¦ 92,6 ¦ 1820 ¦ 1727,4 ¦ 5,08 ¦
L------------------+----------+--------+----------+---------------
Обеспечение плавательными бассейнами в городе
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Численность ¦ Единовременная пропускная способность ¦
¦ населения ¦ в чел. на 10000 жителей ¦
¦ +----------T--------T----------T--------------+
¦ ¦Фактически¦Норматив¦Не достает¦Обеспеченность¦
+------------------+----------+--------+----------+--------------+
¦ 1109000 ¦ 13,2 ¦ 1820 ¦ 1806,8 ¦ 0,72 ¦
L------------------+----------+--------+----------+---------------
Обеспечение плоскостными спортсооружениями в городе
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Численность ¦ Единовременная пропускная способность ¦
¦ населения ¦ в чел. на 10000 жителей ¦
¦ +----------T--------T----------T--------------+
¦ ¦Фактически¦Норматив¦Не достает¦Обеспеченность¦
+------------------+----------+--------+----------+--------------+
¦ 1109000 ¦ 104,2 ¦ 1820 ¦ 1715,8 ¦ 5,72 ¦
L------------------+----------+--------+----------+---------------
Наиболее доступными для занятий физической культурой являются спортивные залы учебных заведений и предприятий, а также плоскостные спортивные сооружения, которые имеют соответственно единовременную пропускную способность 10280 и 11554 человек.
Из 325 имеющихся спортивных залов - 267 находятся в распоряжении учебных заведений, остальные - на балансе ЗАО, АО, УВД. Используются залы в основном для проведения учебных занятий, секций по видам спорта и оздоровительных групп. Оснащение спортивных залов учебных заведений крайне недостаточно, необходимо целевое финансирование на приобретение простейшего оборудования и спортивного инвентаря (мячи волейбольные, футбольные, баскетбольные, скакалки, сетки для волейбола, столы армрестлинга, гири, гантели, шведские стенки).
В последние годы увеличилось количество плоскостных спортивных сооружений, в 1998 году - 452 площадки, в 2002 году - 641, что говорит о действенности муниципальной программы "Двор".
С целью привлечения населения к занятиям на открытом воздухе, которые наиболее благотворно влияют на уровень здоровья и эмоциональное состояние, а также для развития традиционных видов спорта в Челябинске необходимо взять под особый контроль проведение учебных занятий по лыжной подготовке с оказанием финансовой помощи в приобретении инвентаря, продолжить строительство хоккейных коробок и полей для занятий коньками.
В Челябинске только 12 % населения города регулярно занимается физической культурой и спортом. Физкультурно - спортивные общества ("Урожай", "Локомотив", "Юность России", "Динамо"), а также региональное "Физкультурно - спортивное общество профсоюзов "Россия" практически не решают вопросов по развитию физической культуры и спорта, их работа сводится к эпизодическому проведению соревнований.
Одна из причин пассивности населения в использовании физической культуры для улучшения своего здоровья лежит в отсутствии элементарных условий для физкультурно - спортивных занятий. Это во многом обусловлено общей недооценкой социально - экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что, в свою очередь, связано с низким уровнем физкультурного образования.
III. Обоснование городской целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта
в городе Челябинске на 2003 - 2006 годы"
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально - экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его физическим здоровьем и образом жизни.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально - экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:
- в повышении роли государства по поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
- широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
- продлении активного творческого долголетия людей;
- организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения подростков, молодежи;
- использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
- использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей - сирот;
- развитии физкультурно - оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг.
Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно - сосудистой и костно - мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья в стране около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.
Анализ показателей состояния здоровья детей и подростков города Челябинска позволяет констатировать высокий уровень общей заболеваемости детей и подростков (данные представлены по результатам "Основных показателей состояния населения и деятельности лечебно - профилактических учреждений города за 2001 год" управлением здравоохранения Администрации города Челябинска).
Общая заболеваемость детей (возраст: от рождения до 15 лет), подростков (возраст: от 15 до 18 лет) по обращаемости на 1000 чел. составляет:
-----------------------------------------------T------T----------¬
¦ ¦детей ¦подростков¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни органов дыхания ¦1160,7¦ 291,0 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни органов пищеварения ¦ 201,9¦ 106,9 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни костно - мышечной системы ¦ 82,6¦ 80,2 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни эндокринной системы и нарушения ¦ ¦ ¦
¦обмена веществ ¦ 74,0¦ 39,4 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни нервной системы ¦ 61,8¦ 22,4 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни мочеполовой системы ¦ 46,2¦ 67,7 ¦
+----------------------------------------------+------+----------+
¦- болезни системы кровообращения ¦ 19,7¦ 151,7 ¦
L----------------------------------------------+------+-----------
При этом следует отметить, что наблюдается тенденция повышения общей заболеваемости детей в сравнении с 2000 годом, особенно по заболеваемости органов пищеварения, костно - мышечной системы, нарушения обмена веществ, врожденных аномалий (некоторое снижение в показателях заболеваемости в 2001 году отмечено в болезнях органов дыхания).
Наряду с показателями смертности, одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения является уровень зарегистрированной в течение года заболеваемости по обращаемости, в т.ч. впервые в жизни установленным диагнозом. За последние годы наблюдается рост данного показателя, особенно среди подростков и детей.
В течение 2001 года зарегистрировано 1,6 млн. заболеваний, в т.ч. около 1 млн. (62 %) с диагнозом, установленным впервые в жизни, 348 тыс. состоит на конец года под диспансерным наблюдением.
Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Значительная часть населения, в том числе подростков и молодежи, находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессии, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.
Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков, сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 % несчастных случаев.
Угрожающие размеры приобретают употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз.
Особенно тревожна тенденция "омоложения" наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля, среди злоупотребляющих наркотиками, составляет 31,2 %. В ближайшие 3 - 5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.
Все это свидетельствует о том, что с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствует социальная неустроенность, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья различных категорий населения.
В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Для создания модели физкультурно - спортивного движения в городе Челябинске, решения проблем укрепления физического здоровья населения необходима единая стратегия действий различных ведомств, общественных организаций, финансово - промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, объединений, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
В Челябинске должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности, физического здоровья категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.
В сложных экономических условиях также целесообразен перенос центра тяжести усилий на программы первичной профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни.
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции Челябинского физкультурно - спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно - оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой.
Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно - спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально - техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно - оздоровительной работы, ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Вместе с тем, фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные условия должны быть направлены на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- совершенствование программно - методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
- внедрение новых эффективных форм организации занятий;
- массовое издание учебной популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ по физическому самовоспитанию учащихся;
- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно - спортивных центров, включающих спортивные залы, плоскостные сооружения.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно - массовые и физкультурно - оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8 - 10 часов в неделю.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и подростков особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной.
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами профилактики асоциального поведения в молодежной среде.
Развитие разветвленной сети физкультурно - оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства позволит вовлекать в движение тысячи детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.
Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг.
По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10 - 15 %, а сокращение преступности среди молодых людей на 10 %.
Сегодня актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно - прикладным видам спорта. В программу должны быть включены смотры - конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, оборонно - спортивные игры "Зарница". Необходимо восстановление работы спортивных, спортивно - технических и спортивно - оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно - методическим обеспечением.
В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:
- увеличение объема физкультурно - спортивной активности в образовательных учреждениях;
- проведение летних сборов допризывной молодежи в военно - спортивных лагерях;
- разработку специализированных нормативов физической подготовленности ("Защитник Отечества");
- разработку и проведение системы комплексных городских соревнований для допризывной молодежи.
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.
Речь идет о создании массированной информационно - пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Пропаганда физической культуры должна соответствовать:
- повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценностей физической культуры;
- популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
- формированию в массовом сознании понимания и жизненной необходимости физкультурно - спортивных занятий.
Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающим этическим требованиям, формирующих культ насилия и жесткости.
Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.
IV. Паспорт программы
---------------T-------------------------------------------------¬
¦Основания ¦- Федеральный Закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ ¦
¦для разработки¦"О физической культуре и спорте в Российской ¦
¦и нормативно -¦Федерации" ¦
¦правовое ¦- Закон Челябинской области от 5 июля 1999 г. ¦
¦обеспечение ¦№ 78-ЗО "О физической культуре и спорте" ¦
¦Программы ¦- Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г.¦
¦ ¦№ 1063-р "О неотложных мерах по развитию детских ¦
¦ ¦юношеских клубов физической подготовки, ¦
¦ ¦спортивных школ и дворцов спорта для детей и ¦
¦ ¦юношества с учетом социальных нормативов и норм" ¦
¦ ¦- Проект Федеральной целевой программы от 16 ¦
¦ ¦апреля 2001 г. № 17 "Физическое воспитание и ¦
¦ ¦оздоровление детей, подростков и молодежи в ¦
¦ ¦Российской Федерации (2002 - 2006 годы)" ¦
¦ ¦- Доклад Президента Российской Федерации ¦
¦ ¦В.В. Путина 30 января 2002 г. "Концепция развития¦
¦ ¦физической культуры и спорта в Российской ¦
¦ ¦Федерации на период до 2005 г." ¦
¦ ¦- Материалы Государственного Совета Российской ¦
¦ ¦Федерации по вопросу "О повышении роли физической¦
¦ ¦культуры и спорта в формировании здорового образа¦
¦ ¦жизни россиян" от 30 января 2002 г. ¦
¦ ¦- Постановление Министерства образования ¦
¦ ¦Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 03-М ¦
¦ ¦"Нормативно - правовые основы, регулирующие ¦
¦ ¦деятельность учреждений дополнительного ¦
¦ ¦образования физкультурно - спортивной ¦
¦ ¦направленности, расположенных на территории ¦
¦ ¦Российской Федерации" ¦
¦ ¦- Перечень поручений Президента Российской ¦
¦ ¦Федерации Государственному Совету Российской ¦
¦ ¦Федерации В.В. Путина от 30 января 2002 г. ¦
¦ ¦- Постановление Комитета по физической культуре, ¦
¦ ¦спорту и туризму Российской Федерации ¦
¦ ¦от 24 апреля 2002 г.№ 13 "О плане первоочередных ¦
¦ ¦мероприятий по развитию массовой физической ¦
¦ ¦культуры и спорта 2003 - 2006 годы" ¦
¦ ¦- Распоряжение Главы города Челябинска от 21 ¦
¦ ¦декабря 2001 г. № 2312 "О подготовке программы ¦
¦ ¦"Развитие физической культуры и спорта ¦
¦ ¦в городе Челябинске на 2002 - 2004 годы" ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление по физической культуре, спорту и ¦
¦разработчики ¦туризму города Челябинска ¦
¦Программы ¦Управление по делам образования города Челябинска¦
¦ ¦Управление здравоохранения города Челябинска ¦
¦ ¦Уральская государственная академия физической ¦
¦ ¦культуры ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Цель Программы¦Разработка комплекса организационно - ¦
¦ ¦методических, пропагандистских и воспитательных ¦
¦ ¦мер, способных вывести на новый уровень ¦
¦ ¦физическую культуру и спорт в городе Челябинске в¦
¦ ¦ближайшие годы. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи ¦- укрепление здоровья, повышение уровня ¦
¦Программы ¦физического и духовно - нравственного развития ¦
¦ ¦различных возрастных категорий населения города ¦
¦ ¦Челябинска; ¦
¦ ¦- вовлечение максимально возможного числа детей, ¦
¦ ¦подростков и молодежи в систематические занятия ¦
¦ ¦физической культурой и спортом в учреждениях ¦
¦ ¦дошкольного воспитания, общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждениях, в высших и средних специальных ¦
¦ ¦учебных заведениях, в учреждениях начального ¦
¦ ¦профессионального образования; ¦
¦ ¦- восстановление деятельности коллективов ¦
¦ ¦физической культуры и спортивных клубов ¦
¦ ¦предприятий и учреждений по вовлечению работающих¦
¦ ¦в регулярные занятия физической культурой; ¦
¦ ¦- организация системы работы по месту жительства;¦
¦ ¦- обоснование содержания, форм, средств ¦
¦ ¦физического воспитания и самовоспитания на основе¦
¦ ¦развития педагогических технологий и их ¦
¦ ¦эффективное использование на практике; ¦
¦ ¦- улучшение материально - технической базы, ¦
¦ ¦совершенствование научно - образовательной и ¦
¦ ¦организационно - управленческой базы развития ¦
¦ ¦физической культуры. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Управление по физической культуре, спорту и ¦
¦основных ¦туризму города Челябинска ¦
¦мероприятий ¦Управление по делам образования города Челябинска¦
¦Программы ¦Районные комитеты по физической культуре, спорту ¦
¦ ¦и туризму ¦
¦ ¦Районные управления по делам образования ¦
¦ ¦Физкультурно - спортивные объединения и ¦
¦ ¦организации ¦
¦ ¦Городской физкультурный диспансер ¦
¦ ¦Уральская государственная академия физической ¦
¦ ¦культуры ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- увеличение количества регулярно занимающихся ¦
¦конечные ¦физической культурой; ¦
¦результаты ¦- уменьшение заболеваемости и смертности, ¦
¦реализации ¦повышение работоспособности и производительности ¦
¦Программы ¦труда; ¦
¦ ¦- повышение уровня физического здоровья, ¦
¦ ¦двигательной и функциональной подготовленности ¦
¦ ¦детей, подростков и молодежи и взрослого ¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- снижение уровня наркомании, алкоголизма и ¦
¦ ¦асоциального поведения в подростковой и ¦
¦ ¦молодежной среде ¦
+--------------+----------------------------T----------T---------+
¦Источники ¦ ¦В целом на¦ В том ¦
¦финансирования¦ ¦программу,¦числе на ¦
¦ ¦ ¦тыс. руб. ¦2003 год,¦
¦ ¦ ¦ ¦тыс. руб.¦
¦ +----------------------------+----------+---------+
¦ ¦Бюджет города ¦ 365440,0 ¦ 91360,0¦
¦ +----------------------------+----------+---------+
¦ ¦Средства внебюджетных ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников ¦ 158200,0 ¦ 39550,0¦
¦ +----------------------------+----------+---------+
¦ ¦Средства предприятий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ 772000,0 ¦ 193000,0¦
L--------------+----------------------------+----------+----------
Система организации контроля
за исполнением Программы
Ежегодное представление отчета о ходе реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной комплексной программой "Развитие физической культуры и спорта в городе Челябинске на 2003 - 2006 годы", на заседание Челябинской городской Думы.
V. Совершенствование системы управления
физкультурно - спортивным движением
Задачи:
1. Обеспечение целенаправленной и скоординированной работы государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.
2. Создание нормативно - правовой базы обеспечения развития физической культуры и спорта в городе, отвечающей требованиям времени.
3. Привлечение широкого круга общественности, лучших специалистов отрасли, склонных к управленческой и организаторской работе, способных быть "учителем учителей", к системе управления физической культурой и спортом.
Основные причины, снижающие эффективность управления
физкультурным движением в городе:
1. Недостаточное финансирование государственной структуры управления физкультурным движением для реализации вопросов, требующих постоянного решения.
2. Неадекватность возлагаемой на районные структуры управления по физической культуре и спорту ответственности объективным возможностям: наличию собственной материальной базы, учебно - тренировочной базы, специалистов физической культуры и финансирования.
3. Недооценка социально - экономической, оздоровительной роли физической культуры и спорта в жизни города со стороны ряда руководителей предприятий и учреждений, что проявляется в существовании "остаточного принципа" по отношению к физической культуре и спорту.
VI. Формирование потребности людей в физическом
совершенствовании образовательными,
информационно - пропагандистскими средствами
Потребности в жизни человека являются импульсом и движущей силой его деятельности. При формировании потребности в физическом совершенствовании важную роль играют такие факторы, как совершенствование форм и направленности пропаганды физической культуры и спорта, учет групповых и индивидуальных интересов к видам и формам занятий; повышение их уровня, эмоциональности, интенсивности.
Несмотря на то что в формировании потребностей важная роль принадлежит объективным условиям, развиваются они не механически вслед за изменениями этих условий. Чтобы изменить потребности, интересы, взгляды людей, изменившееся бытие должно быть осмыслено людьми, пройти через их сознание.
На практике значение материальных факторов в формировании потребности в занятиях физической культурой и спортом нередко абсолютизируется, в то время как недооценивается роль образовательных и информационно - пропагандистских факторов. Для формирования привычки людей к занятиям физической культурой и спортом мало повысить их материальный уровень жизни, нужна целенаправленная деятельность по изменению сложившихся взглядов, отношений, стереотипов.
Задачи по формированию потребности в физическом совершенствовании образовательными и информационно - пропагандистскими средствами:
1. Воспитание сознательного отношения к своему физическому совершенствованию. Человек, имеющий осознанную потребность в занятиях физической культурой и спортом, практически всегда сам найдет возможность позаниматься, в отличие от того, кто не имеет ее и кого надо каждый раз "привлекать", "организовывать", "приобщать", создавать особые условия, что крайне неэффективно.
2. Обеспечение комплексного подхода к проблеме. Использование всех компонентов, детерминирующих процесс формирования потребности в физическом совершенствовании, в том числе условий и возможностей для занятий физической культурой и спортом; понимания человеком их целесообразности; личного участия в процессе занятий, вызывающих положительные эмоции (ощущение радости, приподнятого настроения, бодрости).
3. Осуществление дифференцированного воздействия на различные социально - демографические группы населения. Например, информация, направленная на общее расширение знаний о влиянии физических упражнений на развитие человека, важна как для детей, так и для взрослых. Пропаганда занятий спортом как фактора здоровья воспринимается детьми слабее, чем взрослыми, поскольку у взрослых проблема здоровья стоит острее. Пропаганда занятий спортом как фактора выработки воли и мужества, силы и ловкости эффективнее для мальчиков. Девочек в занятиях физической культурой и спортом привлекает, главным образом, возможность стать более пластичными, стройными, изящными (хотя в последнее время заметна тенденция к эмансипации спорта).
4. Вовлечение в пропагандистскую работу руководителей предприятий и учреждений, видных ученых, заслуженных деятелей искусства, науки, тренеров, спортсменов, известных писателей, артистов, представителей власти, органов самоуправления, которые являют собой примеры здорового образа жизни и чей жизненный путь тесно связан со спортом.
5. Постоянное изучение физкультурно - спортивных интересов молодежи и учет этих интересов при организации физкультурно - спортивной работы в образовательных учреждениях, на предприятиях, по месту жительства.
6. Вовлечение людей в практические занятия, где можно "почувствовать" радость движения, общения на своем собственном опыте, что является для каждого человека важнейшим условием формирования потребности. Лишь в процессе личных занятий физкультурой и спортом происходит переход от осознания их целесообразности к убежденности в их необходимости, усвоение и закрепление положительных эмоций, выработка привычки, что в комплексе обеспечивает формирование устойчивой потребности.
Проблемы (причины), мешающие реализации задач
по формированию потребности людей в физическом
совершенствовании
1. У значительного числа населения города понятие "физическая культура" не ассоциируется с понятием "здоровый образ жизни" и "здоровье". Большинство людей сомневается не только в жизненной необходимости, но и полезности физкультурно - спортивных занятий, не считает, что здоровье в решающей степени зависит от ведения ими здорового образа жизни, в основе которого лежит физическая культура.
2. Низкий уровень физкультурного образования и физической культуры населения, неудовлетворительная постановка физического воспитания и спорта во многих учреждениях общего и профессионального образования, характеризующаяся в ряде случаев шаблонным и формальным подходом.
Укоренившееся ошибочное представление у многих специалистов физической культуры и спорта, руководителей физкультурно - спортивных организаций, что потребность в физическом совершенствовании людей можно сформировать, обеспечив их участие в соревнованиях и практических занятий по программам в учреждениях образования, спортивных школах, на военной службе и т.д. Опыт показал, что этого явно недостаточно.
VII. Развитие сети физкультурно - оздоровительных
и спортивных объектов, повышение эффективности
их использования
Сеть физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений города характеризуется их крайне недостаточным количеством, низким качеством и неравномерностью размещения.
Задачи:
1. Создание условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения на базе городских норм и нормативов обеспеченности физкультурно - оздоровительными и спортивными сооружениями, разработанных в соответствие с социальными нормами и нормативами по физической культуре и спорту, одобренных Правительством РФ.
2. Доведение до нормативной обеспеченность города физкультурно - оздоровительными и спортивными сооружениями. Равномерное размещение спортсооружений на территории города.
3. Объединение физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений в единую систему обеспечения населения города спортивной базой.
4. Эффективное использование имеющихся физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений. Использование их по прямому назначению. Обеспечение необходимого уровня сервиса услуг на этих сооружениях, их доступности и привлекательности.
Проблемы (причины), не позволяющие результативно и в полной мере решать указанные задачи:
1. Психология "остаточного принципа" по отношению к строительству, реконструкции и содержанию физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений.
2. Ошибочная практика проектирования физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений, когда пропускная способность вспомогательных помещений оказывается значительно ниже мощности сооружения.
3. Отсутствие на региональном и местном уровне нормативно - правовых актов (в области налогообложения, стоимости коммунальных услуг - воды, тепла, электроэнергии и т.д.), стимулирующих заинтересованность руководства и трудовых коллективов использовать свои физкультурно - оздоровительные спортивные сооружения по их прямому назначению, привлекать к занятиям на них максимально возможное число людей, не идти по пути сдачи указанных сооружений в аренду или по пути резкого повышения цен на услуги, делающие их недоступными для большинства населения.
4. Отсутствие механизма передачи физкультурно - спортивных сооружений тем организациям, которые действительно отвечают за физическую культуру и спорт и заинтересовано проводят действенную политику по их развитию. Такими организациями в настоящее время являются государственные и местные (муниципальные) органы физической культуры и спорта. Ведомства и иные организации, как показывает опыт, не способны в настоящий момент обеспечить высокую эффективность использования физкультурно - спортивных сооружений, зачастую не имеют соответствующего финансирования.
VIII. Совершенствование системы проведения городских
и районных физкультурно - спортивных
и оздоровительных мероприятий
Физкультурно - спортивные мероприятия (ФСМ) занимают одно из основных мест в системе физической культуры и спорта. Они не самоцель, а способ приобщения населения к физкультурно - спортивным занятиям, формирования у людей потребности в физическом совершенствовании, необходимых нравственно - волевых качеств.
Особый вид ФСМ составляют комплексные мероприятия - фестивали, спортивно - массовые праздники, спартакиады, конкурсы. Они соединяют в себе спорт и искусство, соревнования и тестирование, участие и зрелище, олимпийские и национальные виды спорта, организованность, экспромт и многое другое.
Если в спорте высших достижений ФСМ - это средство выявить сильнейших, продемонстрировать способность человека сделать новый прорыв в неизведанное, а в резервном спорте - это отбор, селекция, продолжение учебного процесса, высшая форма и венец тренировок и их стимул, то в массовом спорте комплексные мероприятия - это, прежде всего, праздник, несущий людям веселье, радость, утверждение жизни, где дается возможность каждому, кто пришел на стадион или спортивный комплекс, выбрать себе спортивное действо по душе, по интересу, приобщиться к прекрасному миру движения и общения.
Задачи:
1. Пропаганда физической культуры и спорта. Она обеспечивается наглядностью ФСМ, соответствующим оформлением мест проведения, современной грамотной информацией о подготовке, ходе, сущности и итогах ФСМ.
2. Повышение коммуникабельности людей, преодоление их разобщенности. Этому помогает совместная подготовка к соревнованиям, участие в них в составе команд и даже присутствие в качестве зрителей, "болеющих" за успехи своего подъезда, дома, района, коллектива, класса.
3. Подведение итогов учебно - тренировочной и воспитательной работы за определенный этап. Выявление сильнейших участников и команд, спортклубов города, учебных заведений, районов и т.д.
4. Стимулирование деятельности физкультурно - спортивных коллективов, школ, секций, групп, определение лучших по массовости и качеству работы.
5. При решении задач ФСМ необходимо руководствоваться основными принципами:
- доступность ФСМ во времени и месту проведения. Его соблюдение требует обязательного учета таких факторов, как режим работы участников, транспорт, погода и др.;
- посильность соревновательных упражнений. К ФСМ в сфере физкультурно - оздоровительной работы привлекаются участники, различные по возрасту, полу и подготовке. Это необходимо учитывать при определении программы соревнования, включая в нее упражнения, посильные по нагрузке, сложности, продолжительности и интенсивности выполнения;
- безопасность участников, зрителей и судей. Возможность этого принципа для всех очевидна, тем более что ФСМ в сфере физкультурно - оздоровительной работы часто проводятся не на типовых спортсооружениях с привлечением недостаточно опытных общественных судей и участников. Поэтому необходимо организовать медицинское обеспечение, особенно тщательно подбирать и контролировать трассы для бега, секторы для метания и прыжков, площадки для игр, дистанции туристических эстафет и т.п.
Необходимо заранее проверить используемый инвентарь, установить ограждение опасных зон, назначить пикеты и предусмотреть места для расположения участников и их имущества. Следует помнить, что неорганизованность в этом вопросе может не только испортить настроение людей, но и привести к непоправимым последствиям;
- зрелищность, наглядность, эстетичность, воспитывающий характер. Этот принцип должен проявляться не только в подборе упражнений с учетом пола, возраста, вкусов участников и зрителей, но и в культуре оформления ФСМ, церемониях их открытия, в опрятности костюмов участников и судей, в этикете отношения между участниками, судьями и зрителями.
Причины, тормозящие решение задач ФСМ:
1. Хронический недостаток ФСМ на всех уровнях, особенно по месту жительства и отдыха населения, в общеобразовательных учреждениях и трудовых коллективах, что является следствием недостаточного финансирования физкультурно - спортивных организаций и отсутствием первичных общественных физкультурных организаций, системы стимулирования штатных и общественных физкультурных кадров.
2. Продолжающее бытовать у многих специалистов физической культуры и спорта представление о ФСМ, как, в основном, способе выявления сильнейших спортсменов и команд, а не средства формирования у населения потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни. Шаблонный нетворческий подход с их стороны к организации ФСМ.
3. Недостаточные знания у ряда физкультурных работников о технологии, механизмах и формах подготовки и проведения ФСМ с учетом новых к ним требований.
4. Недооценка рядом руководителей предприятий, учреждений и организаций города, а также средствами массовой информации социального, воспитательного и оздоровительного значения ФСМ.
IX. Физическое воспитание в учреждениях дошкольного
образования
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании является одной из главных целей дошкольных учреждений, физкультурных организаций и требует особой заботы органов местного самоуправления.
Задачи:
1. Повышение качества физического воспитания на основе реализации требований Госстандарта в сфере физической культуры дошкольников.
2. Разработка региональных стандартов физической подготовленности детей дошкольного возраста.
3. Создание материальной базы, оснащенной всем необходимым, для физического воспитания дошкольников.
4. Повышение квалификации и стимулирование работы педагогов, воспитателей, медперсонала с учетом ее конечного результата - уровня здоровья и физического развития детей.
5. Обеспечение двигательного режима в соответствии с гигиеническими требованиями.
6. Задачи учреждений дошкольного образования и родителей:
Возраст 0 - 2 лет:
- пробудить у детей этого возраста интерес и воспитать эмоционально положительное отношение к доступным элементам физической культуры;
- обучить формам целесообразных движений, двигательных действий; стимулировать на их основе двигательную активность, направленную на освоение ребенком окружающей действительности; оптимизировать развитие физических способностей в единстве с психическим развитием; содействовать формированию нормального телосложения, выработать навык рациональной осанки;
- обеспечить постепенное закаливание растущего организма путем соответственно регламентированных закаливающих процедур,
Возраст 3 - 7 лет:
- развить интерес к физической культуре, использовать ее для формирования положительных черт характера, воли и поведения;
- закрепить и расширить фонд основных жизненно важных двигательных умений, навыков, приобретенных на предыдущем этапе возрастного развития; вооружить доступными (начальными) физкультурно - образовательными знаниями;
- содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей растущего организма применительно к особенностям данного этапа онтогенеза, обеспечив направленное развитие его физических и основанных на них психомоторных качеств.
Проблемы (причины), препятствующие успешному физическому воспитанию дошкольников:
- слабая материально - техническая база для организации физического воспитания в дошкольных учреждениях и в семье;
- недостаточный профессиональный уровень значительного числа воспитателей учреждений дошкольного образования в области физической культуры;
- отсутствие материальных и моральных стимулов у педагогов, медперсонала и воспитателей дошкольных учреждений для целеустремленной творческой работы по физическому совершенствованию дошкольников;
- приверженность руководства, педагогов и воспитателей ряда дошкольных учреждений типовым программам и методикам, которые зачастую не соответствуют местным условиям (климатическим, бытовым, национальным традициям, наличию материальной базы).
Во многих учреждениях дошкольного образования не используется или неудовлетворительно используется такое мощное средство оздоровления, закаливания и общего развития детей (включая умственное), как плавание.
Не повсеместно организовано тестирование физической подготовленности детей (как форма контроля работы дошкольного учреждения и семьи) - даже по окончании занятий в дошкольных учреждениях.
Заинтересованными организациями и учреждениями образования, здравоохранения и физической культуры целенаправленно не формируется общественное мнение в области физического воспитания и здоровья дошкольников, содержанием которого должна быть тревога за судьбу подрастающего поколения города. Слабо вовлекаются в это важнейшее дело средства массовой информации.
X. Повышение эффективности физического воспитания
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального и среднего профессионального образования
В соответствии с Федеральными законами "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании": сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них осознанной необходимости в физическом совершенствовании вошли в круг обязанностей и ответственности каждого руководящего и педагогического работника. Впервые установлено, что образовательные учреждения самостоятельно, с учетом своих Уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе образовательных программ и нормативов физической подготовленности
Управлению по физической культуре, спорту и туризму, совместно с местными органами Управления по делам образования, дано право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно - спортивные занятия за счет средств местных бюджетов.
Предусмотрено ежегодное тестирование обучающихся для определения уровня их физической подготовленности и выставление на их основе объективных оценок в соответствии с утвержденными нормативами.
Однако правовые нормы, заложенные в вышеназванных Федеральных законах, не могут быть реализованы без реформирования самого содержания физического воспитания в образовательных учреждениях города, без формирования адекватной структуры управления и организации дела без новых стимулов в работе управленцев, организаторов и учителей физического воспитания.
Задачи:
1. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее по тексту "образовательные учреждения") призвано обеспечивать решение взаимосвязанных важных задач: формирования физически активной личности, сохранение, укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и их совершенствования на последующие периоды жизни.
2. Задачами физического воспитания обучающихся младшего (6 - 10 лет) и среднего (11 - 15 лет) возраста являются формирование у них:
- интереса к занятиям физической культурой, использование предоставляемых ею возможностей для воспитания личности;
- обеспечение усвоения физкультурно - образовательных знаний, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, составляющих основу всеобщего физического образования;
- обеспечение гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, достижений на этой основе должного уровня физической подготовленности, приобщение к занятиям в избранном виде спорта, повышение уровня закаленности организма.
3. Задачами физического воспитания обучающихся старшего возраста являются:
- выработка у юношей и девушек глубоко осмысленной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;
- формирование готовности к семейному физическому воспитанию у девушек - подготовка к семейной жизни и будущему материнству;
- завершение базового физического образования, овладение юношами и девушками широким комплексом нужных в жизни и предстоящей трудовой деятельности физкультурно - оздоровительных знаний, двигательных умений и навыков;
- обеспечение всестороннего развития физических качеств и основанных на них двигательных способностей юношей и девушек, достаточный уровень развития профессионально важных качеств, необходимых для успешного освоения избранной профессии и военной службы, закаленность организма, его устойчивость к физическим нагрузкам.
Проблемы (причины), мешающие движению вперед:
1. Отсутствие адекватных мотивов и стимулов в работе на конечный результат по реализации вышеназванных задач руководства педагогических коллективов и учителей физического воспитания. Это зачастую порождает ложную цель в работе, нетворческое, формальное отношение к проведению уроков и внеклассной работы, высокую текучесть среди учителей физического воспитания. Уравнительный характер оплаты труда вырабатывает у учителей психологию "урокодательства". Любая работа, лежащая за пределами урока, воспринимается многими из них как навязанная, незаконная. Оценка их работы (образовательных учреждений в целом) по результатам участия в городской Спартакиаде стимулирует ошибочный ориентир на подготовку сборных команд в ущерб решения главной задачи - оздоровлению основной массы обучающихся и формирования потребности у них в физкультурно - спортивных занятиях.
2. Недостаточное количество уроков физического воспитания.
3. Недооценка статуса физической культуры социальными институтами и особенно педагогическими коллективами и родителями.
4. Недостаточное финансирование и слабая материальная база физического воспитания.
5. Неготовность учителей, школ работать по учебным программам, созданным на основе новых педагогических технологий, отсутствие достаточного владения средствами и методами современного педагогического процесса.
6. Падение интереса школьников к физической культуре с появлением новых более эмоционально сильных технологий (компьютеры, телевидение и т.д.).
Возрастание гиподинамии школьников, связанной с интенсификацией умственного труда.
МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
И СПОРТОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
XI. Совершенствование системы физического воспитания
в высших учебных заведениях
Задачи:
Уровень физической культуры студенчества имеет для жизни города особо важное значение, поскольку не только существенно влияет на степень освоения студентами всей вузовской программы и эффективность их "отдачи" как специалистов после получения диплома, но в значительной мере определяет выбор людьми образа жизни, так как именно от интеллигентности специалистов, руководителей (бывших студентов) в решающей степени зависит содержание этого выбора. Поэтому процесс занятий физической культурой предусматривает решение следующих задач:
1. Воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
2. Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры.
3. Обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей.
4. Полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.
5. Включение студентов в активную физкультурно - спортивную деятельность по освоению ценностей физической культуры.
Главными проблемами (причинами), сдерживающими решение этих задач, являются:
1. Не полное соответствие вузовских программ сути указанных задач.
2. Отсутствие достаточных мотивов и стимулов для их реализации у профессорско - преподавательского состава.
3. Недостаточная материальная база и ее техническое оснащение для осуществления задач физического воспитания студента.
4. Низкий уровень физического развития, физкультурного образования и потребности в физическом совершенствовании поступающих в учреждения высшего профессионального образования. Отсутствие требований к минимальному уровню физического развития поступающих в эти учреждения.
Сохранение системы соревнований в ВУЗе и между ВУЗами, стимулирующей в основном спортивное совершенствование отдельных команд и спортсменов, а не всей массы студентов.
XII. Повышение уровня физической культуры
в системе производства
Задачи:
1. Упрочить личностную мотивацию работающих на производстве на здоровый образ жизни, на дальнейшее освоение физкультурно - образовательных знаний и на внедрение в быт семьи физической культуры, в том числе путем экономического стимулирования трудящихся, ведущих здоровый образ жизни, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
2. Обеспечить соответствующую возрастным особенностям работающих физическую и функциональную подготовленность, необходимую для профилактики наиболее распространенных заболеваний, сохранения здоровья и выполнения трудовых функций.
3. Содействовать повышению профессионально - прикладной физической подготовленности, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, а также восстановлению профессиональной работоспособности.
4. Пополнить и углубить знания работающих, необходимые для рационального построения самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме труда и отдыха, закаливания, организации здорового образа жизни.
Осуществлению этих задач мешает ряд нерешенных проблем. Среди них главные:
1. Отсутствие собственной базы физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений у предприятий, учреждений и организаций, равно как отсутствие специалистов для организации физкультурно - оздоровительной работы с трудящимися на производстве.
2. Недооценка социально - экономической и оздоровительной роли физической культуры и массового спорта со стороны руководства многих предприятий, учреждений и организации и, в этой связи, уменьшение или полное прекращение финансирования физической культуры и спорта даже при наличии возможностей для этого.
3. Разобщенность различных структур предприятий, призванных заниматься физкультурно - оздоровительной работой (медицинских, физкультурно - оздоровительных), либо отсутствие таковых.
4. Отсутствие оценки работы этих структур по конечному результату - динамике заболеваемости работников.
5. Отсутствие системы материального стимулирования работающих.
Программные меры:
Решению вышеназванных проблем во многом поможет правовая норма, заложенная в статье 26 Федерального закона "О физической культуре и спорте", где установлено, что руководители организаций независимо от организационно - правовой формы и формы собственности обязаны обеспечивать условия для реализации работниками организаций права на профессионально - прикладные, физкультурно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия в течение трудового дня, послетрудовое восстановление, а также условия для организации массовых спортивных мероприятий.
XIII. Организация работы по месту жительства
и отдыха населения
Задачи:
Исходя из концептуального положения о приоритете территориального принципа развития физической культуры и массового (народного) спорта, значительного расширения прав местных органов самоуправления, встает реальной задача: сконцентрировать организацию и управление развитием физической культурой в местных органах самоуправления, перенести центр физкультурно - спортивных занятий в места жительства и отдыха населения, жилые микрорайоны, общежития, парки, лесопарки, пляжи и т.д.
Из этого вытекает необходимость создать широкую сеть разнообразных самодеятельных хозрасчетных (общественных, частных), физкультурно - оздоровительных и спортивных объединений, центров, клубов, школ, консультационно - диагностических пунктов, где могут наиболее полно реализовываться потребности и интересы населения в области физической культуры.
Основные причины, тормозящие решение этих задач:
1. Отсутствие четкой нормативной базы развития физической культуры и спорта по месту жительства и отдыха населения.
2. Отсутствие, в этой связи, постоянных и стабильных источников финансирования физической культуры и спорта по месту жительства.
3. Разобщенность органов управления, учреждений, организаций и предприятий, т.е. отсутствие единой организованной структуры.
4. Крайний дефицит специалистов по организации и проведению физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы по месту жительства и отдыха населения, отсутствие системы переподготовки имеющихся специалистов для работы по этому профилю и их заинтересованности в такой переподготовке.
5. Отсутствие системы стимулирования общественных кадров (волонтеров) в участии в физкультурно - спортивной работе по месту жительства и отдыха.
Программные меры вытекают из Федерального закона "О физической культуре и спорте", Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" и передового зарубежного и отечественного опыта данного проекта.
XIV. Система подготовки спортивного резерва
и спортсменов высокого класса
Задачи:
1. Создание условий и возможностей для раскрытия и совершенствования спортивных талантов среди детей, подростков и молодежи города.
2. Пополнение сборных команд города, региона и Российской Федерации спортсменами по уровню мастерства, достаточного для успешного выступления на российских и международных соревнованиях.
Проблемы (причины), сдерживающие решение задач по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса
1. Недостаточный охват занимающихся спортом в системе подготовки спортивных резервов (ДЮСШ, СДЮШОР, УЦОП) молодежи в возрасте 16 - 20 лет.
2. Недостаточный уровень тренерского мастерства тренеров - преподавателей спортивных школ.
3. Отсутствие необходимой для работы на современном уровне материально - технической базы, выражающейся в катастрофической нехватке спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям.
4. Отсутствие специализированных учреждений спортивной направленности по подготовке спортсменов высокого класса.
XV. Развитие физической культуры и спорта
среди инвалидов
Задачи:
1. Помощь лицам с отклонениями в физическом или умственном развитии, инвалидам в осознании особой важности и необходимости целенаправленных занятий физической культурой и спортом для улучшения состояния здоровья, достижения психического равновесия.
2. Обеспечение условий для занятий физическими упражнениями, физической культурой и спортом в режиме труда, учебы, отдыха и лечения.
3. Повышение функциональных возможностей организма, достижение оптимального, с учетом специфики отклонений, уровня его функциональных систем.
4. Расширение диапазона двигательных умений и навыков, подготовка к самообслуживанию, труду, активной жизни.
5. Умение выполнять комплексы упражнений общефизической и профессиональной прикладной направленности, санитарно - гигиенические и закаливающие процедуры. Достижение устойчивости к простудным заболеваниям.
6. Помощь в овладении методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, выборе средств, форм, режима занятий, с учетом индивидуальных особенностей физического и психического состояния организма.
Основные проблемы (причины), мешающие решению вышеназванных задач:
1. Сохранившееся отношение к инвалидам со стороны многих государственных, общественных органов управления и организаций, как к категории населения, работа с которой может быть сведена только к обеспечению работой, лечению, некоторой материальной и моральной поддержке.
2. Отсутствие до последнего времени законодательной базы, регламентирующей создание условий для физкультурно - спортивных занятий инвалидов со стороны соответствующих местных, региональных и федеральных органов управления.
3. Недопонимание общественностью того факта, что физические упражнения и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для трудоспособного человека. Серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, искажает координацию движений и ориентацию. Последнее часто сопровождается психическим напряжением, которое затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром.
Если человек с ограниченными возможностями постоянно чувствует на себе любопытные взгляды посторонних, у него может развиться комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе, в результате возникает чувство жалости к самому себе, эгоцентрическая изолированность, а порой и антисоциальные установки. Активное участие в спортивных мероприятиях восстанавливает психическое равновесие, возвращает чувство уверенности и уважения к себе и дает возможность вернуться к активной жизни, невзирая на ограниченные возможности.
Привлечь инвалидов к занятиям физическими упражнениями и спортом - значит восстановить утраченный ими контакт с окружающим миром. Спорт создает психические установки, необходимые для успешного восстановления инвалида в обществ и участия его в общественно - полезном труде.
XVI. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
----T--------------------------------------T----------T----------¬
¦ № ¦ Мероприятия ¦ 2003 г. ¦ 2003 - ¦
¦п/п¦ ¦ (тыс. ¦ 2006 гг. ¦
¦ ¦ ¦ руб.) ¦(тыс.руб.)¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 1.¦Совершенствование системы управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦физкультурно - спортивным движением. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 10800,0 ¦ 43200,0 ¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бюджет города ¦ 83000,0 ¦ 33200,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 500,0 ¦ 2000,0 ¦
¦ ¦Средства предприятий и учреждений ¦ 2000,0 ¦ 8000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 2.¦Формирование потребности людей в ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическом совершенствовании ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательными, информационно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропагандистскими средствами. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 3450,0 ¦ 13800,0 ¦
¦ ¦В том числе: Бюджет города ¦ 3450,0 ¦ 13800,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 3.¦Развитие сети физкультурно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦оздоровительных и спортивных объектов,¦ ¦ ¦
¦ ¦повышение эффективности их ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 6000,0 ¦ 24000,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 5000,0 ¦ 20000,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 1000,0 ¦ 4000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 4.¦Совершенствование системы проведения ¦ ¦ ¦
¦ ¦городских и районных физкультурно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦спортивных и оздоровительных ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 9000,0 ¦ 36000,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 9000,0 ¦ 36000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 5.¦Физическое воспитание в учреждениях ¦ ¦ ¦
¦ ¦дошкольного образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 15200,0 ¦ 60800,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 13200,0 ¦ 52800,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 2000,0 ¦ 8000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 6.¦Повышение эффективности физического ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитания в общеобразовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, учреждениях начального и ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего профессионального образования¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 27000,0 ¦ 108000,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 25000,0 ¦ 100000,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 2000,0 ¦ 8000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 7.¦Совершенствование системы физического ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитания в высших учебных заведениях¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 16650,0 ¦ 66600,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 3500,0 ¦ 14000,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 13150,0 ¦ 52600,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 8.¦Повышение уровня физической культуры в¦ ¦ ¦
¦ ¦системе производства ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 9700,0 ¦ 38800,0 ¦
¦ ¦В том числе: Бюджет города ¦ 1700,0 ¦ 6800,0 ¦
¦ ¦Средства предприятий и учреждений ¦ 8000,0 ¦ 32000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ 9.¦Организация работы по месту жительства¦ ¦ ¦
¦ ¦и отдыха населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 6400,0 ¦ 25600,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 3400,0 ¦ 13600,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 3000,0 ¦ 12000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦10.¦Система подготовки спортивного резерва¦ ¦ ¦
¦ ¦и спортсменов высокого класса ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 212950,0 ¦ 851800,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 16150,0 ¦ 64600,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 16800,0 ¦ 67200,0 ¦
¦ ¦Средства предприятий и учреждений ¦ 180000,0 ¦ 720000,0 ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦11.¦Развитие физической культуры и спорта ¦ ¦ ¦
¦ ¦среди инвалидов ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого: ¦ 6760,0 ¦ 27040,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 2660,0 ¦ 10640,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 1100,0 ¦ 4400,0 ¦
¦ ¦Средства предприятий и учреждений ¦ 3000,0 ¦ 12000,0 ¦
¦ +--------------------------------------+----------+----------+
¦ ¦Итого на реализацию программы: ¦ 323910,0 ¦1295640,0 ¦
¦ ¦в том числе: Бюджет города ¦ 91360,0 ¦ 365440,0 ¦
¦ ¦Средства внебюджетных источников ¦ 39550,0 ¦ 158200,0 ¦
¦ ¦Средства предприятий и учреждений ¦ 193000,0 ¦ 772000,0 ¦
L---+--------------------------------------+----------+-----------