ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области от 17.06.2002 № 305
"О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ"
(вместе с "КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ ГУВД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА 2002 - 2004 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Утратил силу с 31 июля 2002 года в связи с принятием Постановления Губернатора Челябинской области от 31.07.2002 № 393.
ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2002 г. № 305
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Во исполнение решения совещания при полномочном представителе Президента РФ в УрФО от 27 марта 2002 года и с учетом необходимости разработки и реализации дополнительных мер по борьбе с преступностью в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой в текущем году,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Комплексную программу по усилению борьбы с преступностью в Челябинской области на 2002 - 2004 годы с обеспечением ее финансирования в размерах ранее принятых программ борьбы с преступностью (приложение).
2. Главам администраций городов и районов:
- принятие мер по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка считать одним из приоритетных направлений в работе;
- с учетом местных условий рекомендовать принять программы по усилению борьбы с преступностью на 2002 - 2004 годы, обеспечив их реальными ресурсами;
- в пределах своей компетенции активно способствовать объединению и проведению комплексных мероприятий по ее профилактике;
- с учетом местных бюджетных и финансовых возможностей изыскивать источники средств по обеспечению материальной и технической поддержки органов внутренних дел, а также в решении всех вопросов по жилищно - бытовому и социальному обеспечению работников этих органов.
3. Руководству ГУВД области принять неотложные меры по комплектованию горрайорганов кадрами, повышению уровня профилактики, раскрываемости преступлений против личности, экономических и корыстных преступлений, соблюдению правил дорожного движения и обеспечению безопасности на дорогах области, усилению взаимодействия и координации всех служб по борьбе с преступностью,
4. Главному финансовому управлению области (Голубцова В.Г.) обеспечить выделение средств, предусмотренных бюджетом на финансирование утвержденных постановлениями Законодательного собрания Челябинской области от 27 мая 1999 года № 560, от 18 декабря 2000 года № 1042, от 27 декабря 2001 года № 386 программ по борьбе с преступностью.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить да заместителя Губернатора Челябинской области Буравлева В.И.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Утверждена
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 17 июня 2002 г. № 305
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ГУВД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Согласовано Согласовано
Главный Федеральный инспектор Губернатор
в Челябинской области аппарата Челябинской области
Полномочного Представителя П.И.Сумин
Президента в Уральском " __ " _________ 2002 года
Федеральном округе
действительный государственный
советник РФ 3 класса
В.М.Третьяков
" __ " _________ 2002 года
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ГУВД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Основание разработки программы
Цели и задачи Удержание контроля над криминальной
Программы ситуацией;
Сосредоточение всех сил и средств
правоохранительных органов и других
ведомств на борьбу с преступностью в
сфере экономики и коррупцией, снижение
темпов прироста и доли тяжких
преступлений, повышение раскрываемости
преступлений, создание обстановки
спокойствия на улицах и в других
общественных местах;
Качественное обновление правовой базы
правоохранительной деятельности;
Сохранение и закрепление кадрового
профессионального ядра правоохранительных
органов, восстановление доверия общества
к ним;
Поэтапное формирование действенной
системы профилактики правонарушений.
Выполнение задач Программы обеспечит
повышение уровня общественной
безопасности; результативности борьбы с
преступностью; более надежную защиту
общественного порядка; жизни, здоровья,
свободы и достоинства граждан; частной,
государственной, муниципальной и иных
форм собственности.
Сроки реализации 2002 - 2004 годы
Программы
Исполнители Главное управление юстиции
основных Челябинской области;
мероприятий Главное управление внутренних дел
Программы Челябинской области;
Прокуратура Челябинской области;
Управление по координации
деятельности правоохранительных органов
администрации Челябинской области;
Контрольно - ревизионное управление
Минфина России в Челябинской области;
Главное управление исполнения
наказаний Министерства юстиции Российской
Федерации по Челябинской области;
Южно - Уральское управление
внутренних дел на транспорте;
Управление Федеральной службы
безопасности России по Челябинской
области;
Главное управление Центрального Банка
Российской Федерации по Челябинской
области;
Центр правительственной связи в
Челябинской области;
Главное управление культуры и
искусства администрации Челябинской
области;
Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в Челябинской
области;
Управление федеральной службы
налоговой полиции Российской Федерации по
Челябинской области;
Управление по борьбе с организованной
преступностью по Челябинской области при
Уральском РУБОП;
Челябинский юридический институт МВД
России;
Управление Министерства РФ по налогам
и сборам по Челябинской области;
Главное управление по экономике,
промышленности и управлению
государственным имуществом администрации
Челябинской области;
Главное управление здравоохранения
администрации Челябинской области;
Главное управление образования
администрации Челябинской области;
Главное управление профессионального
образования и науки администрации
Челябинской области;
Главное управление печати,
телекоммуникаций, полиграфии и
издательств администрации Челябинской
области;
Главное управление социальной защиты
и пенсионного обеспечения населения
Челябинской области
Ожидаемые конечные Закрепление тенденций к снижению
результаты общего числа зарегистрированных
реализации преступлений, снижение темпов прироста и
Программы доли тяжких преступлений;
Ослабление позиций организованной
преступности и снижение уровня
криминализации экономики;
Повышение раскрываемости тяжких
преступлений;
Оздоровление обстановки на улицах и в
других общественных местах;
Обеспечение оптимального реагирования
на угрозы общественной безопасности;
Восстановление доверия общественности
к правоохранительным органам
Система организации Контроль за исполнением Программы в
контроля за целом осуществляют: управление
исполнением организационной и контрольной работы и
Программы управление по координации деятельности
правоохранительных органов администрации
Челябинской области.
Руководители правоохранительных
органов, других ведомств и учреждений,
указанные в графе "Исполнители" Программы
первыми, являются ответственными за
выполнение соответствующих мероприятий,
требуют их исполнения у других указанных
исполнителей.
Ответственные исполнители анализируют
исполнение мероприятий по своим
направлениям деятельности и о результатах
информируют управление по координации
деятельности правоохранительных органов
администрации Челябинской области к 20
июля и 20 января каждого года.
Управление по координации
деятельности правоохранительных органов
администрации Челябинской области по
итогам реализации Программы к 1 августа и
1 февраля каждого года готовит информацию
Губернатору Челябинской области.
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ОБЛАСТИ
ЗА 2001 ГОД
За 2001 год промышленными предприятиями и производствами при промышленных предприятиях, малыми и совместными предприятиями произведено продукции (работ, услуг) на сумму 166566,9 млн. рублей, что составляет 104 % к прошлому году.
Наиболее успешно в 2001 году развивались такие значимые для экономики области отрасли, как машиностроение и металлообработка, рост в которой составил 116,6 %, и цветная металлургия - 107,6 %.
В промышленности строительных материалов рост составил 102,8 %, в пищевой промышленности - 102,3 %, в черной металлургии - 101 %. На уровне прошлого года работали легкая промышленность - 100,4 % и электроэнергетика - 100,3 %.
Ниже уровня прошлого года работали, предприятия топливной промышленности (77,2 %), химической (96,8 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной (95,4 %), а также мукомольно - крупяной и комбикормовой промышленности (95,9 %).
Рост промышленного производства отмечен в городах: Челябинск (103 %), Миасс (124 %), Карабаш (140,8 %), Касли (125,7 %), Троицк (117 %), Кыштым (113,5 %), Чебаркуль (114,8 %), Южноуральск (113,4 %), Аша (110,5 %), Пласт (103,3 %), Златоуст (102 %), Нязепетровском (157,7 %), Кусинском (114,7 %), Чебаркульском (104,8 %) районах.
Ниже уровня прошлого года работала промышленность в городах: Карталы (55,1 %), Усть - Катав (71,4 %), Сатка (80,9 %), Катав - Ивановск (83,2 %), Коркино (87,3 %), Копейск (88,3 %), Верхний Уфалей (90,7 %), Магнитогорск (96,2 %), Еманжелинск (96,2 %), Троицкий район (74,4 %).
Предприятия черной металлургии, производящие более половины промышленной продукции Челябинской области, продолжают стабильно работать, несмотря на рост тарифного давления естественных монополий и неблагоприятную ситуацию на мировом рынке металлопродукции в 2001 году. Снижение общемировых цен на металлы и продолжение антидемпинговых мер иностранных государств против российских металлургических компаний серьезно повлияло на показатели промышленного производства в главной отрасли Челябинской области, однако рост промышленного производства зафиксирован на основных предприятиях отрасли: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Мечел", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" и ОАО "Ашинский металлургический завод". Это во многом объясняется возросшим потенциалом внутри российского рынка металлопродукции. Наибольший рост отмечен в производстве стальных труб - 107,7 %, по выпуску готового проката рост составил 103,8 % к прошлому году.
Для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшения ее структуры в пользу более глубокой переработки металла, а также для снижения затрат на производство на ОАО "ММК", ОАО "Мечел" реализуются программы капитального строительства. Предприятия также уделяют большое внимание решению сырьевых проблем, в том числе путем налаживания внешнеэкономических связей с компаниями из других регионов. Так, ОАО "ММК" совместно с череповецкой компанией "Северсталь" приобрело 52 % акций "Кузбассугля", что позволит добиться контроля над бесперебойными поставками угля на меткомбинат.
Основной производитель стальных труб в Челябинской области ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" в 2001 году по заказу компании "Транснефть" начал серийное производство коррозионостойких и морозоустойчивых труб диаметром 1220 миллиметров с трехслойным наружным покрытием.
Ниже уровня прошлого года в 2001 г. работали ОАО "ЧЭМК", ОАО "Комбинат "Магнезит", ОАО "Саткинский металлургический завод", а также ОАО "Бакальские рудники".
В цветной металлургии с высокими показателями работают предприятия ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод", ЗАО "Карабашмедь", а также ОАО "Челябинский электролитный цинковый завод". На этих предприятиях осуществляется технологическое перевооружение производства, осваивается выпуск новой продукции. Так, на ОАО "Челябинский электролитный цинковый завод" на протяжении года активно шла подготовка к вводу в эксплуатацию нового современного комплекса электролиза цинка. На ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" освоен выпуск платины и палладия в порошке, реализован ряд проектов по реконструкции производства. Вместе с тем, снижение цен на цветные металлы на мировых рынках в 2001 году серьезно повлияло на экономические показатели работы цветной металлургии. Так, осенью 2001 года существенно сократил объемы производства ОАО "Уфалейникель", что сказалось на производстве никеля, основным производителем которого в Челябинской области является данное предприятие.
В машиностроении и металлообработке индекс физического объема по отрасли составил 116,6 %, значительный рост отмечен в производстве грузовых автомобилей (118,4 %) за счет повышения спроса на внутреннем рынке на данную продукцию благодаря ее ценовой конкурентоспособности и достаточно высокому качеству. На ОАО "Автомобильный завод "Урал", одном из главных предприятий отрасли, налажено серийное производство принципиально нового грузовика "Урал - 5323" с бескапотной кабиной типа "Turbo", что является одним из основных производственных достижений предприятия в 2001 году. Среди причин значительных темпов роста в машиностроении и металлообработке следует также отметить реализацию оборонного заказа на многих предприятиях Челябинской области.
Наиболее значительный рост промышленного производства отмечен на таких предприятиях машиностроения и металлообработки, как ОАО "Автомобильный завод "Урал", ОАО "Челябинский кузнечно - прессовый завод", ОАО "Уральская кузница", ОАО "Южноуральский арматурно - изоляторный завод", ОАО "Уралавтоприцеп" и др.
В топливной промышленности ситуация остается неблагоприятной, спад составил 22,8 %. За 2001 год шахтерами области добыто 3280 тыс. тонн угля, что на 26 % ниже, чем за прошлый год. Снижение добычи угля объясняется ее низкой рентабельностью и нестабильной работой ОАО "Челябинскуголь", особенно во втором полугодии 2001 г., в связи с неудовлетворительным финансово - экономическим состоянием компании и периодическими простоями на многих шахтах, вызванными многочисленными забастовками и акциями протеста, продолжавшимися с сентября 2001 г.
В электроэнергетике за 2001 год индекс физического объема по отрасли составил 100,3 %. Снижение темпов роста по сравнению с началом года объясняется недопоставками угля для ОАО "Челябэнерго" со стороны ОАО "Челябинскуголь".
В химической промышленности за 2001 год уровень объемов производства по отрасли составил 96,8 % к 2000 году. Снижение темпов роста объясняется сокращением объемов производства лакокрасочных материалов и нестабильной работой одного из главных предприятий отрасли ОАО "Челябинский лакокрасочный завод", что вызвано высокими ценами на сырье, завозимое из Башкортостана, и проблемами сбыта продукции.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность работала на уровне 95,4 % к 2000 году, из-за низкой рентабельности лесозаготовительной подотрасли и опережающего роста железнодорожных тарифов и цен на энергоресурсы и лесозаготовительную технику по сравнению с ценами на лесопромышленную продукцию.
В промышленности стройматериалов рост составил 102,8 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. По основным видам продукции отмечен рост, за исключением цемента (91,7 % к 2000 году).
В легкой промышленности рост объемов производства составил 102,6 %. Наибольший рост отмечен в производстве обуви (113 %). Производство трикотажных изделий составило 27,1 % к 2000 году, что вызвано прекращением выпуска данного вида продукции с сентября 2001 г. из-за проблем со сбытом продукции.
В пищевой промышленности рост составил 102,3 %, что во многом обеспечено успешной работой малых предприятий в данной отрасли. Среди крупных предприятий наиболее высокие темпы роста отмечены на ОАО "Макаронная фабрика "МАКФА", ООО "Золотой Урал" и др.
Предприятиями транспорта в 2001 году перевезено 79,4 млн. тонн или 100,5 % к соответствующему периоду прошлого года, в том числе железнодорожным - 68,99 млн. тонн (99,5 %), автомобильным - 10,4 млн. тонн (108,2 %). Грузооборот предприятий транспорта возрос на 4,8 % по отношению к 2000 году и составил 49710,3 млн. тонн-км.
Инвестиции. В 2001 году сохранилась тенденция к активизации инвестиционной деятельности предприятий и организаций. Объем инвестиций в основной капитал составил 32,4 млрд. рублей или 113,9 % к уровню предыдущего года. Следует отметить, что наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал приходится на черную металлургию (28,5 %).
Главным источником инвестиционных ресурсов продолжают оставаться собственные средства предприятий (по результатам 9 месяцев 2001 г. - 65,3 % от общего объема инвестиций в основной капитал), отмечена активизация кредитования реального сектора экономики банковским сектором. Так за 9 месяцев 2001 г. наблюдался рост объема инвестиций за счет кредитов банков в 7,3 раза, а доля этого источника финансирования инвестиций в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросла с 0,7 до 4,4 %.
В прошедшем году значительно увеличился объем иностранных инвестиций. Всего за 9 месяцев 2001 г. в область поступило 560,6 млн. долл. США, что составляет 120,2 % к соответствующему периоду 2000 г. Иностранные инвестиции направлялись, главным образом, в черную металлургию (97,3 %).
Строительство. С ростом инвестиционной активности связано увеличение объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, который в 2001 году составил 16,9 млрд. рублей или 109,3 % к уровню 2000 года. Введено в эксплуатацию 638,2 тыс. кв. метров жилой площади (28 % за счет индивидуального жилищного строительства).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2001 году составил 17149,1 млн. рублей или 114,6 % к уровню предыдущего года.
Производство мяса увеличилось на 14,9 %, но основной причиной этого является сокращение поголовья крупного рогатого скота, которое на 01.01.2002 составило 92,7 % к соответствующей дате прошлого года. Продолжается снижение производства молока - 93,5 % к 2000 году. Производство яиц составило 983 млн. штук или 103,6 % по сравнению с 2000 годом. Продолжается рост поголовья свиней и птицы в сельскохозяйственных предприятиях: численность свиней увеличилась на 3,7 %, птицы - на 7,7 % к предыдущему году.
По данным управления Министерства по налогам и сборам по Челябинской области общая сумма налоговых поступлений (без ЗАТО) по состоянию на 01.01.2002 составила 28501,1 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области 14830,5 млн. рублей, что составляет 113,7 % и 98,1 % соответственно к уровню прошлого года.
Поступления по налогу на прибыль на 01.01.2002 составили 6019,8 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области 3945,6 млн. рублей, что на 20,1 % и 13 % ниже уровня соответствующего периода прошлого года.
Поступления по подоходному налогу составили 5015,8 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области 4965,7 млн. рублей, что, соответственно, на 43,8 % и 69,4 % выше уровня прошлого года.
Поступления по налогу на имущество составили 1940,7 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области 1911,5 млн. рублей, что на 27,4 % и 26,3 % выше уровня прошлого года.
Наибольший рост налоговых поступлений отмечен в городах Карабаш, Касли, Миасс, Сатка, Троицк, Усть - Катав, Агаповском, Красноармейском, Сосновском и Нязепетровском районах. Снижение налоговых поступлений зафиксировано в городах Магнитогорск, Аша, в Нагайбакском и Троицком районах.
По данным областного комитета государственной статистики прибыль прибыльных предприятий (по кругу крупных и средних) по Челябинской области за 11 месяцев 2001 года сложилась в сумме 18446,7 млн. рублей (на 24 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года), что связано с увеличением затрат предприятий на оплату услуг естественных монополий (РАО ЕЭС, РАО "Газпром", Министерства путей сообщений). Доля прибыльных предприятий из числа крупных и средних составила 61,6 % (в аналогичном периоде прошлого года - 62,5 %). Убыток убыточных предприятий составил 2900,8 млн. рублей. В то же время рост прибыли отмечен в сельскохозяйственном машиностроении в 3,9 раза и промышленности стройматериалов в 3,3 раза.
Кредиторская задолженность по крупным и средним предприятиям области на 01.12.2001 составила 99,9 млрд. рублей (на 10,3 % выше соответствующего периода 2000 года), просроченная кредиторская задолженность занимала 46,4 % от общего объема задолженности.
Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий на 01.12.2001 составила 51,3 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,3 %. На просроченную дебиторскую задолженность приходилось 37,9 % от общего объема.
Уровень жизни населения. Общая сумма денежных доходов населения за 2001 год составила 104148,8 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25,8 %. Среднемесячный денежный доход на душу населения составил 2373,7 рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,1 %.
Среднемесячная начисленная заработная плата по данным областного комитета государственной статистики за январь - ноябрь 2001 года составила 2931,7 рублей (143,3 % к 11 месяцам 2000 года). Рост среднемесячной заработной платы отмечен во всех отраслях экономики. Реальная заработная плата в январе - ноябре 2001 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 11,8 %.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2002 года составила в целом по области 1236,5 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,9 %.
Объем розничного товарооборота в 2001 году вырос на 8,9 % к уровню 2000 года и составил 53 млрд. рублей. Вместе с тем, снизился оборот общественного питания на 7,9 % и объем платных услуг населению на 13,2 %.
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2002 года составил 1,1 % к экономически активному населению. Численность безработных граждан состоящих на учете на 01.01.2002 составила 19,7 тыс. человек, что на 8,8 % выше соответствующей даты прошлого года.
Внешнеэкономическая деятельность по итогам 11 месяцев 2001 года характеризуется следующей структурой внешнеторгового оборота области: экспорт - 1626,9 млн. долларов или 94,9 %, импорт - 608,8 млн. долларов или 115,3 % к соответствующему периоду 2000 года.
Снижение объемов экспорта обусловлено снижением цен на рынках черных и цветных металлов и ростом тарифов на грузовые перевозки. Основными экспортерами области по-прежнему остаются предприятия черной и цветной металлургии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
По итогам 2001 года на территории области зарегистрировано снижение количества совершенных преступлений на 0,6 % (82691 - 82174). <*>
--------------------------------
<*> - в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения уменьшился с 226,2 до 224,7 преступлений.
В структуре преступности удельный вес имущественных преступлений составил 64,3 % (- 2,7 %) при снижении общего количества краж на 8,3 % (45395 - 41613) и краж из квартир на 2,4 % (14678 - 14319). Удельный вес преступлений против личности составил 8,3 % (+ 1,2 %). Значительно увеличилось количество выявленных преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп (+ 74,9 %; 786 - 1375).
При снижении преступности компетенции милиции общественной безопасности на 1,4 % (17226 - 16977), отмечено сокращение на 3,2 % (13433 - 13008) преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также совершенных несовершеннолетними - на 6,4 % (5181 - 4850).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В НЕТРЕЗВОМ
СОСТОЯНИИ И РАНЕЕ СОВЕРШАВШИМИ
Увеличение количества зарегистрированных преступлений отмечается на территории 14 городов и районов, особенно в гг. Усть - Катав (+ 15,7 %), Коркино (+ 12,6 %), Троицком (+ 22,3 %) районе.
В 18-ти городах и районах отмечен рост подростковой преступности, в том числе в Варненском (+ 68,2 %) районе, гг. Катав - Ивановске (+ 73,8 %), Южноуральске (+ 30,9 %).
При незначительно возросшей рецидивной преступности (+ 0,3 %; 18585 - 18646), ее рост допущен в 16-ти городах и районах области, особенно в Варненском (+ 33,3 %), Чесменском (+ 30,2 %) районах, гг. Южноуральск (40,5 %), Катав - Ивановск (+ 32,1 %).
Выявлено 41256 (- 6,3 %) лиц, совершивших преступления, из них 57,5 % (23740) не имеют постоянного источника доходов, 94,1 % (22334; + 3,6 %) лиц данной категории привлечены к уголовной ответственности. Из числа выявленных лиц 13,5 % женщины (+ 0,2 %), 11,9 % несовершеннолетние (- 7,9 %), 31,9 % ранее совершавшие (- 1,1 %). Совершили групповые преступления 12454 (- 10,9 %) человека, в состоянии алкогольного опьянения - 12324 (- 2,4 %). Граждане, проживающие в Челябинской области, составляют основную долю (96,8 %), совершивших преступления.
Всего привлечено к уголовной ответственности 38159 (- 1,7 %) человек (удельный вес от общего числа выявленных - 92,5 %).
От преступных посягательств пострадало 57459 (+ 1,9 %) человек. Из них погибло 4,0 % (2272; + 5,1 %), причинен тяжкий вред здоровью 2,6 % (1519; - 6,7 %) граждан.
Общая раскрываемость преступлений снизилась практически во всех ОВД и в целом по области на 3,4 % (61,1 %; январь 2001 - 58,3 %), в том числе по линии криминальной милиции на 3,4 % (52,3 %), по линии милиции общественной безопасности на 0,6 % (97,6 %).
Из числа составов преступлений улучшилась раскрываемость краж из квартир (42,0 % - 42,8 %), разбоев (61,4 % - 62,8 %). Наряду с этим процент раскрытых убийств составил 77,3 % (- 4,2 %), фактов нанесения тяжкого вреда здоровью - 67,7 % (- 7,3 %), краж - 45,4 % (- 3,5% ), грабежей - 49,1 % (- 3,5 %), мошенничеств - 77,7 % (- 1,7 %), хулиганств - 82,8 % (- 4,4 %).
Ухудшили раскрываемость преступлений 30 отделов внутренних дел.
Самые низкие показатели раскрываемости в Саткинском РОВД (55,0 %), Чебаркульском ГРОВД (53,3 %), Катав - Ивановском ГОВД (52,2 %), УВД гг. Магнитогорска (50,8 %), Копейска (53,8 %). В каждом четвертом ОВД уровень раскрываемости ниже среднеобластного, в том числе УВД г.г. Магнитогорска, Копейска, Троицкий, Карталинский ГОВД.
За 2001 год принято к производству 70027 (+ 1,3 %) уголовных дел. Окончено расследованием 23981 дело (- 3,3 %), из них в суд направлено 78,0 % или 18704 (- 2,0 %). Остаток неоконченных расследованием уголовных дел, уменьшился на 20,4 % и составил 8490 дел.
Ниже среднеобластного (78,0 %) показателя направленных в суд дел от числа оконченных имеют УВД гг. Челябинска (76,8 %), Копейска (66,1 %), Каслинский (60,7 %) ГОВД.
Возвращено на дополнительное расследование 1279 дел (+ 4,2 %), что составляет 6,8 % (+ 0,4 %) от общего количества дел, направленных в федеральные суды области. Значительно хуже среднеобластного этот показатель в Каслинском (19,1 %), Усть - Катавском (18,1 %) ГОВД, Нагайбакском (19,2 %) РОВД.
Удельный вес уголовных дел, оконченных с нарушением процессуальных сроков, возрос на 2,4 % и составил 28,3 % (6786).
Число лиц, оправданных судами, по сравнению с 2000 г. выросло на 37,5 % и составило 11 граждан.
С учетом остатка прошлого года окончено расследованием 52003 (- 0,9 %) преступления, в то же время число приостановленных возросло на 14,7 % (28879 - 33136). Соответственно по линии криминальной милиции окончено расследованием 35885 (- 0,01 %), приостановлено больше на 14,6 % (28567 - 32746) преступлений.
Увеличилось число оконченных расследованием, убийств (+ 27,2 %; 795 - 1011), фактов нанесения тяжкого вреда здоровью (+ 2,6 %; 1239 - 1271), изнасилований (+ 14,0 %; 179 - 204), краж из квартир (+ 8,1 %; 6183 - 6683), грабежей (+ 5,6 %; 2497 - 2636), разбоев (+ 21,5 %; 1017 - 1236).
Продолжалась работа по накоплению массивов криминалистических картотек и коллекций, что позволило повысить результативность раскрытия и расследования преступлений. В текущем году в областную базу АДИС введено 67830 дактилокарт, 11315 следов пальцев и 2187 следов ладоней рук по 6614 преступлениям.
За истекший период с помощью АДИС "ПАПИЛОН" по 2235 преступлениям были установлены лица, следы рук которых изъяты с мест преступлений.
Из них закончено производством и направлены в суд 642 (+ 4,6 %) уголовных дела. С помощью автоматизированных дактилоскопических учетов установлена личность 527 (+ 24,6 %) неопознанных трупов.
По линии МОБ уменьшилось на 2,9 % (16601 - 16118) количество оконченных расследованием уголовных дел, при этом возросло на 3,1 % (9078 - 9363) количество дел по протокольной форме досудебной подготовки материалов, направленных в суд.
Качественные показатели дознания в этом направлении ухудшились в 19-ти ОВД области. Значительное снижение числа направленных в суд протокольных форм отмечено в Каслинском (51,6 %), Катав - Ивановском (26,3 %), УВД г. Миасса (29,4 %).
ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Не снижается уровень и степень криминализации экономики области. Преступностью поражены практически все сферы экономических отношений. Особую опасность представляет активное проникновение в экономику организованных преступных группировок.
Выявлено 4430 (+ 0,7 %) экономических преступлений компетенции криминальной милиции, в том числе 3244 (+ 3,1 %) относящихся к категории тяжких и особо тяжких, 2545 (- 4,2 %) против собственности, в том числе 1041 (- 10,6 %) в крупных и особо крупных размерах. При этом за счет изменения акцента приоритетов деятельности значительно увеличилось количество выявленных правонарушений, совершенных должностными лицами против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Удельный вес преступлений указанной направленности составил 11,4 % (498 - 504).
По-прежнему велика доля выявленных преступлений, совершенных организованными группами или группами лиц по предварительному сговору - 709 (- 12,0 %), которая составляет 16,1 % от общего числа зарегистрированных преступлений.
Выявлено 1007 (+ 6,6 %) преступлений на потребительском рынке, 1139 (+ 13,3 %) в кредитно - финансовой системе, 108 (- 0,9 %) - связанных с внешнеэкономической деятельностью.
В сфере экономической деятельности выявлено 945 преступлений (+ 21,2 %), в том числе 338 (- 22,8 %) в крупных и особо крупных размерах (удельный вес составил 35,8 %).
Улучшилась на 64,6 % выявляемость преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней (113 - 186).
У преступников изъято: промышленного золота 753,5 гр., технического серебра 119,65 кг, платины и металлов платиновой группы 756,5 гр., алмазов 16 карат, изумрудов природных 67 карат. Всего изъято из незаконного оборота ценностей на сумму более 1,2 миллионов рублей. Увеличилось количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по уголовным делам данной категории - с 44 до 94 (+ 113,6 %).
Пресечено 72 факта контрабанды (+ 7,5 %).
Активнее (+ 27,3 %; 183 - 233) выявлялись факты взяточничества.
По итогам 2001 года окончено расследованием 3928 (+ 11,5 %) преступлений экономической направленности по линии криминальной милиции, на 18,7 % (2825 - 3352) возросло число уголовных дел, направленных в суд, на 0,6 % больше привлечено к уголовной ответственности лиц (1491 - 1500).
По зарегистрированным преступлениям установлен материальный ущерб на сумму более 797 млн. рублей.
Вместе с тем, на фоне общего повышения уровня противодействия экономической преступности в целом по Челябинской области, особенно заметны неудовлетворительные результаты работы ряда аппаратов БЭП.
Так, в ряде регионов должным образом не обеспечивалось проведение комплекса мероприятий по розыску и аресту денежных средств и материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Особенно тревожное положение сложилось в УВД г. Миасса, Карабашском, Карталинском, Кыштымском ГОВД, где возмещение ущерба не превышает 3 %.
Ряд руководителей органов внутренних дел не приняли необходимых мер к преодолению ориентации на так называемые "валовые" показатели. Значительно снижено (на 60 % и более) количество выявленных преступлений в крупном и особо крупном размере в Ашинском, Еманжелинском ГОВД, Еткульском, Троицком РОВД, УВД г. Миасса.
Анализ результатов борьбы с коррупцией и выявления фактов коммерческого подкупа также свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем в организации оперативно - служебной деятельности.
Количество раскрытых преступлений против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы, фактов коммерческого подкупа уменьшилось в УВД г. Миасса, Усть - Катавском ГОВД, Верхнеуральском, Еткульском РОВД. В целом по г. Челябинску выявлено на 9,80 % меньше фактов коммерческого подкупа.
В таких органах, как Красноармейский, Чесменский РОВД, Южноуральский ГОВД на протяжении ряда лет не выявляются факты взяточничества.
Причинами провалов является слабая организация оперативно - служебной деятельности со стороны руководителей, недооценка координации ОРД с другими службами органов внутренних дел и слабое взаимодействие с другими правоохранительными органами.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И БОРЬБА
С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Сотрудниками УБОП по Челябинской области и территориальными органами внутренних дел за 2001 год пресечена деятельность 272 (+ 34,7 %) организованных преступных формирований.
Число выявленных преступлений снизилось на 10,5 % (736 - 659), по ним возбуждено 284 (- 49,2 %) уголовных дела (в том числе по признакам: бандитизм - 5, организация преступного сообщества - 1, похищение человека - 13, факты мошенничества - 35, контрабанда - 16, разбой - 20, оружейный бизнес - 20, незаконный оборот наркотиков - 45).
Окончено производством 598 (+ 98,0 %) дел с квалифицирующим признаком "совершено организованными группами".
Привлечено к уголовной ответственности 339 (- 38,4 %) членов ОПГ, из них 193 (- 17,5 %) арестовано, 260 (+ 62,5 %) осуждено. В числе осужденных 57 (+ 50,0 %) лидеров ОПГ.
У преступников изъято 129 (- 23,7 %) единиц огнестрельного оружия, в том числе 54 (- 31,6 %) ед. нарезного, более 2 тыс. единиц боеприпасов, 49 (- 5,8 %) взрывных устройств, денег и материальных ценностей на сумму 15,7 млн. рублей, 8,1 тыс. долларов США.
По данным органов здравоохранения, в области на конец 2001 года состоит на учете более 13 тысяч лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, почти две трети из которых - больные наркоманией. Рост количества потребителей связан с негативными изменениями в структуре подпольного наркорынка в сторону наиболее концентрированного наркотика - героина, вызывающего быстрое формирование наркотической зависимости. По-прежнему большинство потребителей - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Результаты социологических исследований МВД России свидетельствуют, что проблема злоупотребления наркотиками в молодежной среде остается актуальной и сохраняет тенденцию к обострению.
В 2001 году наркотики доставлялись в область по направлениям Троицк - Челябинск, Орск (Оренбургская область) - Магнитогорск, Карталы - Магнитогорск, с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта. Некоторая часть наркотиков ввозилась через Омскую и Курганскую область в Свердловскую область, с последующей частичной перевозкой из г. Екатеринбурга в г. Челябинск. При транспортировке сокрытие наркотиков осуществлялось в таре с сельхозпродукцией, сухофруктах, в конструкции автомобилей. Основными центрами распространения наркотиков в области остаются города Челябинск, Магнитогорск, Троицк, Копейск, Миасс, Златоуст, Кыштым, В-Уфалей.
Не прекращается незаконное культивирование наркорастений, сбор и заготовка дикорастущих наркокультур. В прошедшем году на территории области выявлено и уничтожено 7980 кв. м. посевов и дикорастущих наркотикосодержащих растений.
Благодаря повышению уровня организованности наркодельцов, возрастает степень общественной опасности и латентности совершаемых ими преступлений, увеличиваются размеры партий наркотиков и как следствие объемы преступных доходов. В 2001 году наркодельцов арестовано и изъято имущества и материальных средств на сумму 977 тысяч рублей.
Наряду с этим, тяжелое материальное положение большинства населения, снижение планки морально - нравственных критериев, продолжающийся социально - экономический кризис в республиках ближнего зарубежья, наряду с возможностью быстрого получения сверхприбыли от незаконных операций с наркотиками создают условия для вовлечения в преступный бизнес все более широкого круга граждан России и стран Содружества.
Расширяются объемы незаконного оборота наркотиков. Количество преступлений, связанных с наркотиками, возросло на 6,5 % (5649 - 6015), из них 52,6 % или 3166 (+ 133,0 %) связаны со сбытом наркотиков.
Выявлено 270 (+ 88,8 %) преступлений, совершенных в группе, из них 250 (+ 119,3 %) совершено в организованных формированиях.
Вместе с тем в 12 органах внутренних дел снижена активность в выявлении наркопреступлений и особенно в Брединском (- 60 %), Уйском (- 50,0 %), Нязепетровском (- 50,0 %), Катав - Ивановском (- 44,0 %).
Не выявлено ни одного факта сбыта наркотиков в 7 районах области (Аргаяшский, Брединский, Варненский, Кизильский, Нагайбакский, Нязепетровский, Чесменский) и ни одного группового наркопреступления на территории 24 городов и районов области (в том числе в Ашинском, Катав - Ивановском, Саткинском, Уфалейском, Сосновском).
Выявлено 3574 (+ 139,4 %) тяжких и особо тяжких преступлений, в крупном и особо крупном размере - 3653 (- 22,0 %). Расследованием закончено 4503 уголовных дела (- 7,2 %), к уголовной ответственности привлечено 2633 человека (- 14,5 %).
Из незаконного оборота изъято около 300 кг наркотических средств, сильнодействующих, психотропных веществ и прекурсоров, из них 70,3 кг героина.
Раскрываемость преступлений, связанных с наркотиками, составила 70,6 % (- 22,3 %).
Ниже среднеобластного показателя имеют раскрываемость наркопреступлений Орджоникидзевский РОВД (44,2 %), УВД г. Копейска (45,8 %), Ашинский, Троицкий, Кизильский, Правобережный РОВД (50 %), Уфалейский (58,4 %), Каслинский ГОВД (57,9 %), УВД г. Миасса (59,7 %), Пластовский (60 %), Троицкий ГОВД (64,3 %).
СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
И НА УЛИЦАХ
Отмечено снижение преступности как в общественных местах на 7,9 % (7511 - 6919), так и на улицах - на 4,6 % (5713 - 5453). Рост преступности в общественных местах и на улицах допущен на территориях 8-ми городов и районов области, особенно в Магнитогорске (1451 - 1513; 1112 - 1184), Чебаркульском (83 - 90; 67 - 73), Уйском (11 - 17; 11 - 17), Октябрьском (10 - 19; 9 - 16) районах.
В структуре уличной преступности увеличилось количество убийств (+ 54,2 %; 59 - 91), разбоев (+ 19,8 %; 313 - 375), изнасилований (+ 47,1 %; 17 - 25), хулиганств (+ 13,2 %; 779 - 882).
Благодаря принимаемым милицией общественной безопасности мерам, удалось снизить количество нанесения умышленных тяжких телесных повреждений (- 3,6 %; 308 - 297), грабежей (- 3,1 %; 2141 - 2074), краж чужого имущества (- 29,4 %; 1324 - 935), угонов автотранспорта (- 21,5 %; 177 - 139).
Возросло на 17,7 % (577 - 679) количество преступлений, раскрытых нарядами ППС. В то же время милиционерами ППС Карабашского, Каслинского, Катав - Ивановского, Пластовского, Уфалейского ГОВД, Аргаяшского, Верхнеуральского, Еткульского, Кизильского, Кусинского, Троицкого, Увельского РОВД не раскрыто ни одного уличного преступления.
Общая раскрываемость преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, снизилась на 3,8 % и составила 58,2 %.
СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обстановка на дорогах области остается сложной. Количество дорожно - транспортных происшествий возросло на 5,2 % (3940 - 4144). Число погибших и раненных при ДТП увеличилось, составив 684 (+ 6,0 %) и 4738 (+ 5,8 %) человек соответственно.
Количество дорожно - транспортных происшествий,совершенных по вине водителей, увеличилось на 5,5 % (2638 - 2783), в нетрезвом состоянии снизилось на 0,2 % (453 - 452).
Рост дорожно - транспортных происшествий отмечен в 24 городах и районах области, особенно в г. Челябинске (1526 - 1663).
Увеличилось количество ДТП, совершенных по вине пешеходов (+ 6,2 %). Детский травматизм снизился на 2,6 % (619 - 603).
РАБОТА С КАДРАМИ, СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
С начала 2001 года складывалась сложная обстановка по кадровому обеспечению оперативно - служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел области. На службу в органы внутренних дел принято 2324 (+ 59,8 %) человека.
В то же время текучесть кадров по области увеличилась с 1959 до 2353 человек, а ее доля возросла с 8,6 % до 10,3 %, при этом возросла с 2,7 % до 3,1 % доля уволенных сотрудников по отрицательным мотивам, доля проработавших менее года сократилась с 7,2 % до 7,1 %.
В результате общий некомплект кадров составил 6,5 % или 1597 человек (+ 5,5 %). Наибольший некомплект кадров в УВД г. Магнитогорск (14,1 %), Каслинском ГОВД (12,5 %), Металлургическом РУВД (12,5 %).
В истекшем году выявлено 308 нарушений законности (+ 7,3 %). Количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения закона, возросло на 7,7 % и составляет 292 человека.
Основная доля нарушений законности (75,6 %) не связана с преступлениями. Из этого числа более трети (77) составляют необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел (+ 26,2 %). Другим наиболее значительным видом нарушений в количественном выражении являются нарушения сроков предварительного следствия и дознания (72, - 4,0 %).
На 70,0 % (10 - 17) возросло количество необоснованных приостановлений предварительного следствия и дознания. Количество фактов укрытия преступлений от учета возросло на 6,1 % (33 - 35).
Более половины (53,1 %) от общего количества нарушений законности приходится на сотрудников милиции общественной безопасности, в том числе 30,8 % - на участковых уполномоченных милиции, 8,9 % - на подразделения дознания.
Сотрудниками криминальной милиции совершено 19,5 % нарушений законности.
Следователями совершено 17,5 % нарушений законности.
Вместе с тем при снижении на 13,8 %, уровень преступности среди личного состава в органах внутренних дел Челябинской области остается достаточно высоким - 3,28 преступления на 1000 сотрудников.
За 2001 год в отношении сотрудников ОВД Челябинской области возбуждено 116 уголовных дел в отношении (+ 14,9 %). По этим делам 66 сотрудников привлечены к уголовной ответственности (- 13,2 %). Им предъявлены обвинения по 75 составам преступлений. По реабилитирующим обстоятельствам было прекращено 27 уголовных дел. В отношении 30 сотрудников уголовные дела были прекращены по п. 1, 2 ст. 5 УПК РФ, 1 - по п. 4 ст. 5, 5 - по ст. 6, 3 - по ст. 7 УПК РФ.
По должностным преступлениям, удельный вес которых от общего количества составляет 65,3 % от общего количества, к уголовной ответственности привлечено 49 сотрудников (- 21,0 %), из них: 24 сотрудника (- 35,1 %) привлекаются к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, 11 (- 26,7 %) - за злоупотребление должностными полномочиями, 7 - за взяточничество и 5 - за служебный подлог (+ 150 %), два сотрудника - за халатность (+ 100 %).
Количество общеуголовных преступлений возросло на 4,0 % (25 - 26).
В 2001 году наибольшее количество сотрудников привлечено к уголовной ответственности в службах: уголовный розыск - 10, участковые уполномоченные - 11 человек, ГИБДД - 8, ППСМ - 9.
Судами в отношении сотрудников ОВД в текущем году вынесено 68 обвинительных приговоров (- 15,0 %), 31 человек осуждены к реальному лишению свободы, 36 - условно, оштрафован - 1.
БОРЬБА С ХИЩЕНИЯМИ НА ТРАНСПОРТЕ
В связи с ростом грузооборота Южно - Уральской железной дороги и осложнением криминогенной обстановки, способствующей различного рода правонарушениям, Ю-У УВДТ уделяется особое внимание борьбе с хищениями на транспорте.
В первом квартале 2002 г.:
1. В сфере грузовых перевозок зарегистрировано 32 преступления, раскрыто 30, раскрываемость 93,8 %.
2. Зарегистрировано краж грузов/раскрыто 26/24
из них:
2.1. В крупных размерах 1
2.2. Нефтепродуктов 1
2.3. Металлов 2
2.4. Продовольственных товаров 8
2.5. Стратегического сырья 4
3. Процент раскрываемости по расследованным
кражам грузов 92,2 %
4. Нераскрыто (из числа расследованных) 2
3. Совершено хищений грузов: 30
из них:
3.1. Несовершеннолетними 3
3.2. В группе 13
3.3. Работниками транспорта 4
4. Причиненный/возмещенный материальный
ущерб от хищений грузов (тыс. руб.) 104,4/84,7
6. Количество полученных коммерческих актов: 22
из них:
6.1. Возбуждено уголовных дел/отказано 16/4
7. Нагрузка на одного сотрудника по кражам
грузов по линии КМ зарегистрированным/раскрытым 0,57/0,53
Основными предметами хищений с подвижного состава по-прежнему
остаются (в %-м соотношении):
сельхозтехника 11,8 ферросплавы 10,0
продукты питания 20,0 промоборудование 3,6
стройматериалы 10,0 автотехника 15,5
ГСМ 7,3 металлы 5,5
ТИП 3,6 прочие 12,7
Отправление основных грузов по ЮУЖД в 2001 году осталось на уровне 2000 года и составило 69962 тысяч тонн. Вместе с тем, возросли перевозки: ГСМ - на 15 %, металлолома - на 7 %, стройматериалов - на 8 %.
В целях сохранности перевозимых грузов и в соответствии с указанием МПС в настоящее время все станции ЮУЖД обеспечены запорно - пломбировочными устройствами типа "Спрут - Универсал", "Клещ - 60СЦ", "Лавр - Гарант - М".
БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
НА ТРАНСПОРТЕ
Через Уральский федеральный округ проходят транзитные маршруты контрабандной транспортировки наркотиков из Таджикистана и республик Средней Азии.
Понимая важность пресечения каналов поступления наркотиков на территорию округа, их транспортировки внутри округа и за его пределы, подразделения ЮУ УВДТ, используя методы оперативно - розыскной деятельности, в 1997 - 2001 году и за отчетный период 2002 года пресекли деятельность ряда организованных преступных групп, занимавшихся перевозками наркотиков в особо крупных размерах.
Анализ преступлений, связанных с распространением наркотиков, совершенных на объектах транспорта, показал, что для выполнения задач противодействия наркобизнесу традиционных способов работы транспортной милиции недостаточно. Работа оперативных работников подразделений ОБНОН личным сыском и при помощи негласного аппарата, в основном состоящего из числа работников транспорта, а также деятельность службы милиции общественной безопасности по сопровождению поездов и патрулированию вокзалов и станций, перегонов позволяли в основном выявлять малозначительные преступления, не связанные с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков.
В связи с чем в 1999 - 2002 годах был предпринят ряд организационных и оргштатных изменений в структурах оперативных служб, перераспределена их численность, за счет чего были созданы и укреплены подразделения по борьбе с НОН, ОРБ.
Проанализирована расстановка негласного аппарата на обслуживаемых объектах, пересмотрены планы оперативного прикрытия. Перед подразделениями БНОН была поставлена задача выявления и пресечения в первую очередь преступлений, связанных с перевозкой и сбытом наркотиков. Значительную помощь в этом оказал и Приказ МВД России № 671-2000 г., который позволил сотрудникам транспортной милиции проводить оперативно - розыскные мероприятия не только на объектах транспорта, но и на прилегающих территориях. Работа в этом режиме дала определенные положительные результаты.
Удельный вес преступлений по НОН в общей структуре преступности за отчетный период в 2002 году составил 14,0 % (10,9 % - в 1999 году, 13,0 % - в 2000 г., 12,0 % - в 2001 г.).
Серьезную озабоченность вызвал значительный рост поставок тяжелых наркотиков, в основном героина, из Таджикистана и республик Средней Азии, перевозимых способом внутриполостного сокрытия.
Продолжается работа по перекрытию каналов поступления наркотиков из среднеазиатских республик, а также их транспортировки по Уральскому региону и за его пределы. В целях объединения усилий правоохранительных органов по противодействию контрабанды и незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ при ГУВД Челябинской области создан Координационный центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков. Основной задачей центра является координация деятельности органов внутренних дел и оперативных подразделений Федеральных силовых структур при проведении совместных оперативных мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что процессы криминализации общества носят объективный характер и основаны на социально - экономических факторах, влиять на которые правоохранительные органы напрямую не могут. В случае благоприятного развития социально - экономической ситуации в Челябинской области, связанной, прежде всего, с процессом медленного подъема промышленного производства, с точки зрения основных факторов, обусловливающих состояние преступности будет означать следующее:
- создание и реализация социально - экономических программ, признанных способствовать снижению криминального противостояния и сокращению преступных проявлений за счет устранения многих обстоятельств, толкающих граждан на путь конфликта с законом;
- пересмотр законодательной и налоговой политики государства по отношению к субъектам экономической деятельности;
- снижение средней нормы прибыли, получаемой субъектами экономической деятельности, до среднемирового уровня 7 - 8 %, исключающей возможность получения сверхприбыли.
В сфере, касающейся непосредственного влияния на криминогенную обстановку правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, необходимо опереться на следующие факторы:
- выделение дополнительных ресурсов для борьбы с преступлениями, с созданием специализированных служб и подразделений;
- изменение кадровой политики правоохранительных органов в сторону более качественной подготовки специалистов, ужесточение требований при отборе кандидатов при приеме на службу;
- повышение социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Экономическая политика государства, сформулированная на период до 2005 года, сориентирована на устранение социальной напряженности в обществе, постепенный переход к росту промышленного производства, снижение инфляции. Эти меры признаны способствовать экономической стабилизации и ослаблению остроты влияния причинного комплекса преступности (ее социальной базы), что затормозит в определенной степени рост криминальных проявлений и снизит латентность.
Криминальная и социально - экономическая ситуация, сложившаяся к концу 2001 года, предопределяет четыре основных направления борьбы с преступностью на 2002 - 2004 годы.
Первое направление связано с активизацией воздействия на причины и условия совершения преступлений и, прежде всего, на экономическую и социальную базу преступности, а также на коррекцию поведения граждан в различных криминогенных ситуациях.
Законодательно должен быть урегулирован принцип невозможности использования капитала, нажитого преступным путем. Необходимо максимально усложнить процесс "отмывания грязных денег", то есть легализации преступных доходов и возможность их влияния на легальный бизнес. В определенной мере этого можно достигнуть путем упрощения процедуры выдачи коммерческих кредитов физическим и юридическим лицам.
Особое внимание следует обратить на проблему социальной реабилитации наименее защищенных слоев населения, создающих социальную базу преступности, а именно: лиц, освободившихся из мест заключения, наркоманов, несовершеннолетних, лиц, без определенного места жительства, утративших социальные связи.
Поощрять публикации в прессе и передачи по телевидению и радио виктимологической направленности, а также способствующие юридической грамотности населения и формированию правовой культуры.
К сожалению, экономические возможности государственных структур в настоящее время еще недостаточны для эффективного воздействия на основные факторы преступности. Поэтому основные усилия должны быть направлены на формирование нормативно - правовой базы и оптимальных социально - экономических условий предупреждения преступности (путем государственного стимулирования привлечения внебюджетных средств).
Второе направление - усиление противодействия преступным проявлениям и, прежде всего, наиболее распространенным, а также наиболее тяжким по своим последствиям. Учитывая, что система государственных правоохранительных органов находится в сложном положении (хроническая нехватка финансовых, кадровых, материально - технических, информационных и иных ресурсов), основная стратегия противодействия преступности должна заключаться в максимально эффективном использовании имеющихся сил и средств в предупреждении и пресечении, раскрытии и расследовании прежде всего тех преступлений, которые составляют в настоящее время основу воспроизводства и развития преступности - организованная преступность, преступления, затрагивающие финансово - экономическую сферу, наркобизнес, терроризм, незаконный оборот оружия и стратегического сырья. В этой связи необходимо будет реализовать комплекс мер по расширению сферы государственного (социального) контроля над преступностью путем максимального укрепления правоохранительных органов и развития соответствующей нормативно - правовой базы, сужающей возможности криминального контроля как над преступностью, так и над легальными сферами жизнедеятельности населения области.
Третье направление связано с особой ролью, которую играет в развитии преступности коррупция. Резкое противодействие развитию коррупционных отношений, сокращение коррупционного потенциала, вытеснение из среды государственного аппарата чиновников, связанных с преступными сообществами, является одним из важнейших направлений укрепления правопорядка в области.
И наконец, четвертое направление заключается в расширении круга субъектов осуществления профилактики преступлений и других правонарушений, путем включения в их состав не только правоохранительных органов, но и представителей иных государственных ведомств, общественных организаций, объединений граждан и религиозных конфессий.
В качестве самостоятельного фактора, способствующего укреплению правопорядка на улицах и в других общественных местах, можно также выделить улучшение технической оснащенности таких мест, имея ввиду повышение уровня их освещенности и развития средств оперативной связи "население - милиция", обеспечивающих оперативное прохождение информации (заявлений и сообщений) о преступлениях и иных правонарушениях, а также оптимальное реагирование на них.
Финансирование программы по группам мероприятий из областного бюджета:
Примечание. Объемы средств областного бюджета, выделяемых на реализацию программы, подлежат ежегодному уточнению и корректировке, исходя из возможности части бюджета на соответствующий год.
Потребности в денежных средствах указаны в ценах по состоянию на 01.01.02.