РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 26.03.2002 № 15/2
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ НА 2002 - 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Утратил силу в связи с истечением срока действия (Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2002 г. № 15/2
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ
БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" (от 09.10.92 № 3612-1), Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле", решениями Челябинской городской Думы от 26.05.98 № 24/6 "О концепции социально - культурной политики города Челябинска", от 27.11.01 № 10/1 "Об утверждении Порядка реализации городских целевых программ в городе Челябинске"
Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу развития муниципальных учреждений культуры Централизованных библиотечных систем города Челябинска на 2002 - 2005 годы (приложение).
2. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы осуществляется в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 27.11.2001 № 10/1 "Об утверждении Порядка реализации городских целевых программ в городе Челябинске".
3. Главному Управлению архитектуры и градостроительства (Кожевников М.А.) предусмотреть проектирование и строительство помещений для библиотек при застройке микрорайонов Северо - Запада и Северо - Востока.
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города по социальным вопросам Харисову Т.Л.
5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 26 марта 2002 г. № 15/2
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ
СИСТЕМ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
---------------T-------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Городская целевая программа развития ¦
¦ программы ¦ муниципальных учреждений культуры ¦
¦ ¦ Централизованных библиотечных систем ¦
¦ ¦ 2002 - 2005 годы ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Закон Челябинской области от 20.12.96 № 41-ЗО "Об¦
¦разработки ¦обязательном экземпляре документов", Закон ¦
¦программы ¦Челябинской области от 01.10.97 № 24-ЗО ¦
¦ ¦"О библиотечном деле в Челябинской области" ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Заказчик - ¦Управление культуры Администрации города ¦
¦координатор ¦Челябинска ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление культуры Администрации города ¦
¦исполнители ¦Челябинска, муниципальные учреждения культуры ¦
¦программы ¦Централизованные библиотечные системы. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Рецензирование¦Управление культуры Администрации Челябинской ¦
¦программы ¦области ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Цели программы¦- Создание единого информационного пространства ¦
¦ ¦города Челябинска; ¦
¦ ¦- Обеспечение равной доступности информационных ¦
¦ ¦ресурсов муниципальных библиотек для всех горожан¦
¦ ¦путем рационального использования финансовых, ¦
¦ ¦материальных и трудовых ресурсов; ¦
¦ ¦- Формирование обновленной роли библиотек в ¦
¦ ¦информационном обществе ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи ¦- Осуществить информатизацию библиотечного дела в¦
¦программы ¦Челябинске; ¦
¦ ¦- Повысить эффективность деятельности ¦
¦ ¦муниципальных библиотек; ¦
¦ ¦- Наладить системы внешних и внутренних ¦
¦ ¦информационно - коммуникативных связей; ¦
¦ ¦- Обеспечить формирование и трансляцию ¦
¦ ¦интегрирующей системы ценностей. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2002 - 2005 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общие затраты по "Программе" составляют ¦
¦источники ¦49715,0 тыс. руб. ¦
¦финансирования¦39200,0 тыс. руб. за счет средств городского ¦
¦ ¦бюджета, из них: ¦
¦ ¦2002 - 1170,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦2003 - 14725,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦2004 - 12105,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦2005 - 11200,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦10515,0 тыс. руб. за счет других источников ¦
¦ ¦финансирования средств предприятий различных форм¦
¦ ¦собственности, спонсорские и т.п.) ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые и ¦Создание единого информационного, культурного ¦
¦конечные ¦пространства города; создание условий для ¦
¦результаты ¦расширения возможностей горожан по доступу к ¦
¦реализации ¦информации, культурным ценностям и благам; ¦
¦Программы ¦укрепление кадрового и научно - методического ¦
¦ ¦потенциала библиотек; сохранение культурного ¦
¦ ¦наследия и свободного информационного поля в ¦
¦ ¦городе Челябинске. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Система ¦Управление, координация работ и контроль по ¦
¦организации ¦результатам деятельности библиотек и ¦
¦контроля за ¦мониторингового сопровождения информационных, ¦
¦исполнением ¦культурологических процессов в целостной ¦
¦программы ¦культурной среде, эффективного использования ¦
¦ ¦выделяемых финансовых средств ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Программа ¦Решением Коллегии Управления культуры ¦
¦одобрена ¦Администрации города Челябинска, Решением ¦
¦ ¦Коллегии Администрации города Челябинска ¦
L--------------+--------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Городская целевая программа развития муниципальных учреждений культуры Централизованных библиотечных систем на период с 2002 по 2005 годы (далее Программа) разработана в целях реализации Концепции социально - экономического развития города Челябинска до 2005 года, а также Концепции социально - культурной политики города Челябинска, разработанной в 1998 году и действующей по настоящее время (1998 - 2003 гг.).
Программа ориентирована на последовательную модернизацию библиотечного дела с целью решения основных задач информационного и культурного развития города, формирование города как информационного, образовательного, культурно - досугового центра Урала, создание информационной, социокультурной инфраструктуры на основе имеющегося потенциала, развитие эффективной и оригинальной системы библиотек.
Выделяемые приоритеты обусловлены спецификой сложившейся в Челябинске информационной, социокультурной ситуации и рассматриваются в контексте существующих проблем.
Несмотря на сложную, а в некоторых областях культурного развития даже кризисную, ситуацию, в настоящее время имеются необходимые социальные, экономические, психологические предпосылки для начала коренной перестройки системы управления и регулирования в сфере культуры.
Роль муниципальных библиотек
в информационном обществе
Социально - политические и экономические изменения в стране, поставили библиотеки в принципиально новые условия: их востребованность обществом заметно возросла, поскольку в переломный момент для России в целом, и Челябинска в частности, как никогда прежде, нужны достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом подавляющего большинства населения может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, которые остались, по сути, единственными учреждениями, бесплатно предоставляющими доступ к знаниям. Можно отметить, что увеличение числа читателей библиотек - результат дороговизны книг, отталкивающей потребителя, а также дезорганизацией системы их распространения.
Существенное развитие информационных функций, аккумулирование сторонних и создание собственных информационных ресурсов, предоставление доступа к национальным и мировым информационным сетям, - обеспечивают усиление роли библиотек в обществе, способствуют повышению спроса на библиотечные услуги.
При значительном сокращении сети других учреждений культуры (дворцов культуры, клубов), библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.
Сегодня муниципальные библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые должны, могут и берут на себя значительную долю ответственности за обеспечение целостности информационного, культурного и правового пространства России в целом, в Челябинске в частности.
Информационная функция библиотек обеспечивает их уникальность и необходимость практически для любых категорий населения. Библиотеки представляют собой своеобразные информационные узлы (накопители).
Также библиотеки играют существенную роль в сохранении народной культуры, традиций, обрядов, национального языка, региональных особенностей. Они помогают не только сохранить, но и одновременно сделать доступными для большинства людей (т.е. обеспечить преемственность культуры) наиболее значимые образцы культурного наследия. С использованием новых информационных технологий возрастает возможность одновременно решать обе задачи - обеспечить сохранность и распространение ценностей культуры. Следовательно, библиотеки выполняют культурохранительную функцию в рамках института социальной памяти. Сохранение созданного культурой связано с решением таких важнейших проблем, как необходимость увеличения площадей для хранения, поддержания разрушающихся носителей информации, сохранность фондов.
Значима для культуры и трансляционная функция библиотек, осуществляемая через информационное обслуживание. Она обеспечивает преемственность культурного наследия, доступность его потребителям.
Особо хотелось бы отметить созидательную функцию. Сегодня, в условиях применения новых технологий, усиливается аналитическая деятельность библиотек, появляются новые разновидности продуктов, все более сложных, интеллектуально - емких, таких как аналитические обзоры, конъюнктурные исследования, гипертекстовые базы данных.
Информированность способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований.
Сфера культуры (в т.ч. библиотеки) и досуга в настоящее время становится средоточием таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, проституция, преступность, воровство). И именно сфера культуры оформляет и предопределяет новые цели и ценности общественной жизни, может вдохнуть жизнь в омертвевшие слои общества, предложить новаторские решения острых проблем. Отсюда огромное место в деятельности библиотек занимает воспитательная функция.
Доступность информации - не только ценность информационной деятельности, она признана одной из важнейших ценностей современной цивилизации. Эта ценность отражена в законодательстве многих стран, в том числе России.
Именно библиотеки вносят уже сейчас неоценимый вклад в преодоление противоречий между все возрастающим объемом информации и способностью усвоения ее человечеством.
Все многообразие информации должно быть так организовано, чтобы она была осмыслена пользователем информационной службы библиотеки (особенно ребенком).
Таким образом, сегодня библиотеки выполняют множество обязанностей через оказание помощи населению в различных сферах деятельности: образовательной, воспитательной, самообразовательной, досуговой, - через обучение информационной культуре, формирование установки на приобщение к культурным ценностям.
В целях создания более эффективной организации библиотечного дела, системы управления муниципальные библиотеки города объединены в две централизованные системы:
1. Централизованная система детских библиотек, объединяющая Центральную детскую библиотеку им. Горького и 16 городских библиотек, обслуживающих детей с 3 до 15 лет.
2. Централизованная библиотечная система, объединяющая Центральную городскую библиотеку им. А.С. Пушкина и 32 библиотеки города, обслуживающие взрослое население в возрасте с 14 лет.
Сегодня в муниципальной библиотеке читает каждый 5-й житель города Челябинска.
Кадровые ресурсы.
В пятидесяти муниципальных библиотеках по действующему штатному расписанию - 432 штатные единицы, из которых 78,7 % имеют специальное (библиотечное) образование (самый высокий показатель по Челябинской области). Средний стаж работы в библиотеке составляет 17 лет. Трудовой коллектив библиотек отличается высоким профессионализмом, творческим потенциалом. Однако низкая заработная плата создает угрозу потери квалифицированных кадров.
Основные проблемы муниципальных библиотек.
Первая проблема - реорганизация коммуникативной структуры сети библиотек (всех ведомств), которые в свое время были хорошо связаны между собой. Трудности, сопряженные со стоимостью транспорта и почтовых пересылок, с кризисом межбиблиотечного абонемента, в настоящее время сокращают обмен и возможности сотрудничества, тем более, что еще не создана электронная сеть, которая могла бы связать библиотеки между собой. Процесс информатизации муниципальных библиотек начался, но он не завершен: на сегодняшний день далеко не каждому читателю предоставлена возможность использовать электронный каталог.
Вторая проблема состоит в приспособлении библиотек к новым технологиям, которые позволили бы, в частности, перенести тексты на небумажные носители (микрофильмы, оптические диски, CD-ROM), что требует довольно значительных инвестиций.
Третья проблема - обновление библиотечных фондов, поскольку ныне существующие коллекции в большей мере отражают предшествующее состояние относительной закрытости страны, нежели отвечают запросам нынешнего более мобильного общества. Также в последнее время сохраняется тенденция: увеличения сокращения книжного фонда по сравнению с комплектованием.
Четвертая проблема - кадровый кризис: старение коллектива и утечка молодых специалистов из муниципальных библиотек.
Пятая проблема - слабая оснащенность материально - технической базы.
Шестая проблема - низкая заработная плата.
Материально техническая база.
Муниципальные библиотеки располагают 53 помещениями для обслуживания читателей и хранения фондов. Капитального ремонта требуют помещения 15 библиотек; текущего ремонта - 12 библиотек; установки, монтажа и ремонта сигнализации - 49 библиотек. Требует обновления техническое оборудование и мебель библиотек, приобретенная еще в 50-х годах. Недостаточная оснащенность компьютерной и оргтехникой и оборудованием, сокращение комплектования книжного фонда - делает деятельность библиотек по предоставлению широкого доступа к информационным ресурсам малоэффективной.
Внешние связи.
Муниципальные библиотеки сотрудничают с:
- учреждениями, организациями основного, дополнительного и высшего образования, культуры, социальной защиты;
- общественными организациями и национальными объединениями;
- местными издательствами и редакциями газет, а также другими средствами массовой информации;
- органами законодательной и исполнительной власти;
- промышленными предприятиями.
Инновационные процессы в библиотеках.
Впервые муниципальные библиотеки стали обладателями 3 грантов института "Открытое общество" (фонд Сороса) на общую сумму 229 тысяч рублей.
Реализация комплексных целевых программ: "Маленький принц" (библиотечное обслуживание детей с ограниченными физическими возможностями), "Владеющий информацией - владеет миром", "Береги себя для жизни" (профилактика вредных привычек, формирование "моды" на здоровый образ жизни, и т.д.), "Войти в мир Пушкина А.С." и др.
Произведена реструктуризация Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина: выделены отделы информационной работы, новых библиотечных технологий, сектора редкой книги. Начавшееся техническое перевооружение библиотек (приобретение компьютерной техники) позволило продолжить процесс накопления базы данных электронного каталога, усовершенствовать процесс библиотечного обслуживания читателей.
В 2001 году Центральная детская библиотека им. Горького и детская библиотека № 7 удостоены звания "Лучшая детская библиотека России".
Библиотечные фонды.
С 1996 года комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек из-за недостатка бюджетных средств осуществляется эпизодически и в недостаточном объеме. На одного читателя в 2000 году приходится 0,25 новых книг, что в 4 раза меньше среднего показателя по России. Свыше 50 % книжных фондов составляет литература 70 - 80-х годов издания, устаревшая морально и изношенная физически. За последние 5 лет совокупный книжный фонд муниципальных библиотек города уменьшился на 11 % (300 тысяч экземпляров). Сохранение тенденции выбытия (списания) книжного фонда над поступлением грозит катастрофическими темпами потери фонда и полным несоответствием запросам населения в информации.
Таблица 1
СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ
1999 - 2001 ГОДОВ
-----------------------------------------------T-----------------¬
¦ Наименование учреждения ¦ Количество ¦
¦ ¦ выполненных ¦
¦ ¦ информационно - ¦
¦ ¦библиографических¦
¦ ¦ справок ¦
¦ +-----T-----T-----+
¦ ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Муниципальное учреждение культуры ¦16189¦16125¦19136¦
¦"Централизованная система детских библиотек" ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Муниципальное учреждение культуры ¦45000¦46000¦46500¦
¦"Централизованная библиотечная система" ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦ВСЕГО: ¦61189¦62125¦65636¦
L----------------------------------------------+-----+-----+------
Таблица 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК 1999 - 2001 ГОДОВ
Анализ цифровых показателей свидетельствует о росте информационных потребностей числа читателей и посещений, об уменьшении числа книговыдач из-за количественного уменьшения книжного фонда, его морального устаревания и несоответствия современным информационным потребностям читателей.
Цель и задачи программы.
Глобальными целями развития библиотечного дела в Челябинске должны стать:
- Создание единого информационного пространства города Челябинска;
- Обеспечение равной доступности информационных ресурсов муниципальных библиотек для всех горожан путем рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- Формирование осознания обновленной роли библиотек в информационном обществе.
- Для достижения целей предусматривается решение следующих задач:
- Осуществить информатизацию библиотечного дела в Челябинске, в том числе и внедрение новых технологий;
- Повысить эффективность деятельности муниципальных библиотек;
- Наладить системы внешних и внутренних информационно - коммуникативных связей;
- Обеспечить формирование и трансляцию интегрирующей системы ценностей.
Библиотеки существуют сегодня в новой среде, интересам которой они должны отвечать. В современной обстановке библиотеки способствуют осуществляемым в Челябинске социально - экономическим преобразованиям, в частности, активно помогают реформированию системы образования, социальной и психологической адаптации людей в новых условиях, расширению общекультурного кругозора и профессиональной подготовки, развитию демократии, формированию гражданского общества.
II. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК"
2.1. Современное состояние муниципальных детских
библиотек города Челябинска
Создание экономики, нуждающейся в грамотных, обученных и умеющих брать на себя принятие решений и выполнение обязательств работниках, невозможно без вложения средств в социальные институты, обеспечивающие доступ к информации, обучающие информационной культуре, формирующие нравственные, гуманистические идеалы. К таким институтам, в первую очередь относятся муниципальные библиотеки.
Особая роль в жизни муниципального сообщества принадлежит специализированным библиотекам для детей. Создание и развитие специализированных библиотек для детей законодательно закреплено Федеральным законом "О библиотечном деле" от 29.12.94 № 78-ФЗ.
На детские библиотеки сегодня возложена государственная миссия - возрождение "России читающей".
Ведется работа над национальной программой "Чтение", определяющей "заботу о детском чтении, как заботу о будущем России - одну из первоочередных государственных задач".
Библиотечным обслуживанием детей города занимаются 17 детских библиотек Муниципального учреждения культуры "Централизованная система детских библиотек" г. Челябинска. Объединение специализированных детских библиотек в МУК "Централизованная система детских библиотек" было создано в 1979 году. На сегодняшний день оно включает Центральную городскую детскую библиотеку имени А.М. Горького и 16 детских библиотек, расположенных в разных районах города.
Свою основную задачу муниципальные детские библиотеки г. Челябинска видят в превращении детской библиотеки в гаранта свободы доступа в детстве к информации, необходимой для личного жизнетворчества:
Подтверждением роста информационных потребностей юных жителей нашего города служит рост числа читателей муниципальных детских библиотек, наблюдающийся в последние 2 - 3 года. Сегодня в детской библиотеке читает каждый 3-й ребенок Челябинска в возрасте от 3 до 15 лет.
За год в среднем каждый читатель бывает в библиотеке более 8 раз.
Ежедневно детские библиотеки посещает в среднем 2 тысячи ребят, получая в читальных залах и абонементах около 5 тысяч книг.
Важнейшая социальная функция библиотек - не обмануть ожиданий населения и предоставить нужную информацию, обеспечив максимальный комфорт для пользователя.
По статистическим данным в г. Челябинске "самые дешевые читатели" по сравнению с другими городами Челябинской области. Годовое библиотечное обслуживание одного читателя обошлось в 2001 году городскому бюджету Челябинска всего в 60 рублей (Магнитогорск затратил на эти цели 63 рубля, Миасс - 68, а Южноуральск - 104 рубля).
Привлечение внебюджетных средств.
По объему привлечения внебюджетных средств муниципальные библиотеки г. Челябинска лидируют среди библиотек других городов области (5,5 % от общего объема затрат).
Внебюджетными источниками финансирования являются:
- привлечение средств спонсоров и дарителей;
- доходы от платных библиотечных услуг.
Для муниципальных детских библиотек характерна большая доля благотворительных средств, чем средств от оказания платных услуг в общем объеме привлеченных внебюджетных средств.
В соответствии с Федеральным Законом № 78 от 29.12.94 "О библиотечном деле" основные услуги оказываются публичными библиотеками бесплатно. Дополнительные платные услуги определяются правилами пользования библиотеками и не должны ущемлять права детей на свободный доступ к информационным ресурсам, защищенные Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка и другими законодательными актами.
Ресурсы муниципальных детских библиотек.
Размещение сети библиотек, оценка доступности библиотечных услуг
Муниципальные детские библиотеки располагают 20 помещениями для обслуживания читателей и хранения фондов. Все библиотеки размещаются во встроенно - пристроенных помещениях жилых домов.
В соответствии с Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки и Социальными нормативами и нормами (одобрены распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996, 310-63-р) предусмотрено расположение библиотеки не более, чем в 15 минутах ходьбы от места жительства и обязательное наличие детской библиотеки на каждые 6 - 10 школ (4 - 7 тысяч учащихся и дошкольников). Статья 10, п. 2 Закона "О библиотечном деле в Челябинской области" (1997) гласит "Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей детского населения".
В силу того, что данные требования и нормативы не выполняются, дети нашего города не имеют доступа к услугам детских библиотек в силу их географической отдаленности.
Более 6 тысяч ребят, проживающих в районе улиц: 250 лет Челябинску, Салавата Юлаева, Братьев Кашириных, - не имеют возможности постоянно посещать детскую библиотеку, т.к. ближайшая детская библиотека (№ 16) расположена через пять трамвайных остановок.
Несмотря на наличие четырех детских библиотек, есть проблема с организацией библиотечного обслуживания детей, проживающих в т.н. Станкостроевском округе Ленинского района. Площадей, фондов и 2-х работников детской библиотеки № 14 (самой маленькой по площади из всех детских библиотек города) недостаточно для обслуживания детей микрорайона, в котором расположено 5 школ и 5 детских садов. Кроме того, размещение библиотеки в квартире жилого дома без запасного выхода, вызывает постоянную угрозу закрытия библиотеки пожарными службами.
Обе детские библиотеки Тракторозаводского района расположены в его "старой" части. Район Северо - Востока библиотеками не обеспечен.
Помещение детской библиотеки № 4 (Бажова, 50-б) не соответствует санитарным нормам для детского учреждения (темный подвал, разъедаемый грибком).
Для настоящего момента характерно также аварийное состояние общих коммуникаций зданий, в которых расположены библиотеки N№ 4, 15, 8, Центральная городская детская библиотека.
Состояние материально - технической базы детских библиотек.
С сентября 2000 г. в Центральной детской библиотеке имени Горького имеется комплекс компьютерной техники, состоящий из 9 компьютеров, 6 принтеров и сканера. Техника используется для создания электронного каталога (6076 записей - книги. 2440 записей - статьи), выполнения информационных запросов читателей, создания методико - библиографических пособий, оказания компьютерных услуг взрослым читателям и т.д.
На 17 библиотек приходится 6 телевизоров, изготовленных около 10 лет назад, и не пригодных к эксплуатации, видеотехники нет.
На работе библиотек отрицательно сказывается критическое состояние материально - технической базы (например, отсутствие ксерокса, необходимого читателям для получения копий материалов из библиотечных фондов и тиражирования методико - библиографических материалов).
Практически во всех библиотеках необходим ремонт и устройство охранно - пожарной сигнализации.
Основная часть мебели приобретена в 70-91 гг., столы и стулья подвергались неоднократному ремонту и списывались из-за невозможности использования. В результате во многих библиотеках мебели для читателей и расстановки фонда недостаточно.
Информационные ресурсы муниципальных детских библиотек.
Для детей важна информация, необходимая для развития личности: лучшая классическая литература, разнообразие современной детской книжки, богатый репертуар периодики, сочетание печатных изданий с видео-, аудио- и электронными материалами.
Для родителей и педагогов необходима максимально полная информация в помощь воспитанию и обучению детей, о законодательных материалах по защите материнства и детства, состоянии и перспективах местной политики по защите интересов детей.
Более 72 % информационных запросов читателей детских библиотек г. Челябинска связаны с учебной деятельностью. Информационная поддержка учебного процесса, являющаяся одной из основных задач детских библиотек, невозможна без достаточного количества новых справочно - энциклопедических, научно - познавательных, обучающих изданий, в т.ч. электронных.
Особым спросом пользуется краеведческая информация по вопросам истории, экономики, экологии города и Урала в целом, не хватает достоверной и полной информации о деятельности местного самоуправления.
Вся эта информация в виде печатных источников, видео-, аудио-, электронных материалов обязательно должна быть в фондах муниципальных библиотек в количестве достаточном для предоставления населению через систему читальных залов и абонементов в виде самих источников, их копий или информации о них.
На 01.01.2001 книжный фонд муниципальных детских библиотек составлял 754635 экземпляров (около 4 книг на 1 жителя в возрасте от 3 до 15 лет).
В фондах библиотек есть лучшая детская литература, энциклопедии, словари, справочники и т.д.
Но большая часть фондов муниципальных детских библиотек была скомплектована в 70-80 гг. и пришла в ветхое состояние и устарела морально.
Библиотека не может существовать без постоянного пополнения фондов новыми поступлениями. Ценность библиотечного фонда определяется соответствием информационным запросам читателей. В настоящее время спрос на новую литературу остается неудовлетворенным.
В 2001 г. в детские библиотеки Челябинска поступило - 15386 экземпляров, что составило 0,25 книги на одного читателя или 30 книг на каждую 1000 жителей Челябинска в возрасте от 3 до 15 лет, в то время как по нормам ЮНЕСКО, минимальный норматив составляет ежегодно 250 книг на 1000 жителей.
Анализируя пополнение фондов, необходимо отметить, что последние годы многие книги поступают в 1 - 2 экземплярах на все 17 библиотек, что лишает ребят - читателей возможности получить нужную книгу в библиотеке по месту жительства. Кроме того, в число "новых" книг включаются и книги, принятые взамен утерянных и полученные в дар. В соответствии со стандартом ЮНЕСКО не менее 10 % фонда библиотеки должны составлять издания, выпущенные за последние 2 года (коэффициент обновляемости фонда - соотношение новых поступлений к общему фонду - должен составлять 5 %). В 2001 году для муниципальных библиотек Челябинска он равнялся 1,3 (т.е. в два раза меньше допустимой международной нормы), а также меньше, чем в других городах области: в Южноуральске - 2,3, Магнитогорске - 2,9, Миассе - 7,8.
В фондах детских библиотек практически отсутствуют небумажные носители информации (аудио- и видеокассеты, CD-ROM и др.), без которых по международным и российским стандартам невозможно современное информационное обслуживание читателей.
Не соблюдается стандарт на комплектование периодическими изданиями (10 изданий на 1000 человек). Объем подписки составляет последние 3 года 5 экземпляров на 1000 детей).
Необходимо отметить, что поставленные в жесткие рамки дефицита библиотеки часто вынуждены комплектовать фонд литературой "числом поболее - ценою подешевле", лишая читателя возможности доступа к лучшим изданиям.
Кадры.
По действующему штатному расписанию в МУК "Централизованная система детских библиотек" города Челябинска - 140,5 единиц, из них - 105 библиотечные работники, 35,5 единиц - технический и обслуживающий персонал.
В "Межотраслевых нормах времени на работы, выполняемые в библиотеках" (1997), рекомендованных Министерством труда и социальных отношений и Министерством культуры Российской Федерации для расчета численности штатов, указано, что годовая нагрузка на 1 библиотекаря в отделах, занятых непосредственно обслуживанием читателей - детей не должна превышать 600 читателей и 10 тысяч книговыдач.
В 2001 г. нагрузка на 1 библиотекаря по обслуживанию читателей составила 747 читателей и 14908 книговыдач. При отсутствии в большинстве библиотек системы охранной сигнализации, штатом не предусмотрены ставки сторожей.
В соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда библиотекари имеют разряды от 6 до 11. Молодые специалисты неохотно идут в библиотеки, т.к. ставка 6 разряда не превышает 750 рублей. Средний возраст сотрудников выше 40 лет. 21 человек старше 50 лет, 10 библиотекарей старше 55 лет.
В настоящее время библиотеки г. Челябинска переживают кадровый кризис. Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки (90 % кадрового состава имеют специальное образование, 30 % стаж работы в библиотеках 20 и более лет), наблюдается тенденция старения коллектива и оттока молодых специалистов. Причины: низкая заработная плата, отсутствие надбавок (в областных библиотеках Челябинска всем сотрудникам установлена 50 % надбавка за областной статус), сложные условия труда, и т.д.
Инновации.
- Проведение общегородских исследований (совместно с Кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми ЧГАКИ): "Информационная поддержка школьного образования: проблемы и перспективы" (1998), "Портрет ребенка с книгой" (1999), "Дети города в системе культурных влияний" (2000). Проведение локальных исследований "Детская библиотека в моей жизни" (изучение отношения населения к детской библиотеке, анализ информационных запросов детей, родителей и педагогов).
- Организация работы по комплексным целевым программам "Береги себя для жизни" (Детские библиотеки против наркомании), "Каникулы в библиотеке - это здорово!", "Маленький принц" (организация доступа к информации детей - инвалидов и членов их семей).
- Расширение спектра библиотечных услуг на основе изучения спроса населения. Модернизация библиотечного обслуживания.
- Привлечение внебюджетных средств для решения вопросов жизнеобеспечения библиотек.
- Признание Центральной городской детской библиотеки им. Горького лучшей детской библиотекой области (1999), награждение Грамотой Министерства культуры РФ за высокие достижения в организации библиотечного обслуживания детского населения Центральной городской детской библиотеки им. Горького (2000) и детской библиотеки № 7 (2001).
Пути реализации программы развития библиотечного обслуживания детей города Челябинска.
- Оптимизация сети муниципальных детских библиотек г. Челябинска с учетом реальных потребностей населения в библиотечных услугах, демографической и социально - экономической ситуации и тенденций развития.
- Сохранение бесплатности библиотечного обслуживания для детского населения города, как гарантии равного доступа к информации детей из разных социальных слоев.
- Ориентация на потенциальных пользователей. Разработка и реализация городской программы "Чтение", направленной на создание условий и привлечение к читательской деятельности всех детей города.
- Участие в разработке и реализации муниципальных программ социально - культурного характера.
- Формирование у населения города и структур власти положительного имиджа детских библиотек, реального представления об их деятельности и роли детской библиотеки и чтения в жизни подрастающего поколения.
- Максимальное использование внутренних резервов и рациональное использование бюджетных средств.
- Разработка и внедрение программы по привлечению внебюджетных средств.
- Дальнейшая модернизация библиотечного обслуживания: реализация программы автоматизации, организация доступа к мировым информационным ресурсам через Интернет, создание Центра библиотек и информации, оптимизация структуры библиотек.
- Комплектование качественных библиотечных фондов, отвечающих запросам населения, приобретение нового оборудования, модернизация помещений.
- Укрепление кадрового состава.
Во всем мире муниципальное библиотечное обслуживание существует в основном за счет бюджетов населенных пунктов. Распространена практика городского заказа на оказание библиотечных услуг, финансирования библиотечных программ. Экономя сегодня на общедоступных библиотеках, мы рискуем получить сокращение числа людей умеющих читать и понимать прочитанное, получать новые знания, усваивать опыт предыдущих поколений, способных к развитию и творчеству. "Люди, которые перестают читать, перестают мыслить" (М. Монтень).
Общеизвестно, что ответом Америки на прорыв в космос первыми русских, было создание и реализация программы по развитию библиотек, включая в первую очередь пополнение их фондов, развитие материальной и кадровой базы. И вложенные средства полностью оправдали себя, обернувшись успехами в науке и экономическом развитии. Практически во всех развитых странах забота о чтении детей и доступности информации населению приобрела статус государственной проблемы и реально воплотилась в государственные программы, реализация которых контролируется первыми лицами государства и оценивается на равных наряду с программами по развитию экономики. Мировой опыт целых государств и отдельных территориальных образований неопровержимо свидетельствует о том, что
Развитие не научных, а в первую очередь общедоступных библиотек - обязательное условие движения к будущему информационному обществу, превращающему страну из развивающейся в развитую.
III. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"
3.1. Современное состояние муниципальных взрослых
библиотек города Челябинска
Современная экономическая ситуация наиболее выпукло обозначила перед библиотеками города проблему выживания, нахождения своих оптимальных, наиболее мобильных вариантов функционирования для читателей города, выбора стратегии развития МУК "Централизованной библиотечной системы" в целом. Нехватка государственных средств на комплектование библиотек, на содержание их материально - технической базы не могли не сказаться на состоянии и развитии библиотечного обслуживания миллионного города.
Тем не менее, муниципальные библиотеки активно и целенаправленно работают по информационно - библиотечному обслуживанию пользователей.
Муниципальные библиотеки востребованы жителями города. Это наглядно подтверждают ежегодные основные показатели их деятельности. Так, количество пользователей муниципальных библиотек за 2001 год составило более 137 тыс. человек. Для сравнения, в 2000 году - 136 тыс. человек.
Библиотечная сеть
Челябинск, как крупный административный, промышленный, научный, учебный и культурный центр Южного Урала, располагает значительной сетью библиотек различных форм собственности, а это 297 библиотек.
Обслуживанием жителей города занимаются 49 муниципальных библиотек, в том числе 32 библиотеки обслуживают взрослое население и 17 детских библиотек.
Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" создана в 1979 году и объединяет 31 библиотеку и Центральную городскую библиотеку им. А.С. Пушкина. Это одна из крупных и достаточно стабильных централизованных библиотечных систем в России.
За годы своего существования МУК "Централизованная библиотечная система" города Челябинска практически не потеряла ни одну сетевую единицу. Более того, на разных этапах существования в нее вливались крупные профсоюзные библиотеки города (АО ЧТЗ, треста ЧМС, АО ЗСО).
Однако насыщенность библиотеками в разных районах города неравнозначна.
Более всего библиотек в Советском районе - 10
Менее всего в Калининском - 2
Далее по районам:
- Курчатовский - 4
- Ленинский - 5
- Тракторозаводский - 4
- Центральный - 2
- Металлургический - 6
Стратегия развития сети муниципальных библиотек до 2005 года такова:
- Сохранить имеющиеся в городе муниципальные библиотеки
- С целью более равномерной дислокации библиотек по районам, предусмотреть строительство двух новых библиотек в Калининском районе (северо - запад) и Тракторозаводском районе (северо - восток).
Основные направления деятельности и задачи библиотек.
1. Формирование положительного общественного мнения о библиотеке, как социального и информационного института общества.
2. Сохранение сети муниципальных библиотек в городе.
3. Комплектование книжных фондов библиотек.
4. Развитие информационной среды обслуживания.
5. Внедрение новых информационных технологий в библиотечное обслуживание пользователей; создание единой региональной библиотечной компьютерной сети.
6. Кадровая политика: стратегия непрерывного образования кадров и методическое обеспечение.
В процессе реализации стратегического плана развития МУК "Централизованной библиотечной системы" города Челябинска планируется решить следующие задачи:
а) сформировать и закрепить в общественном сознании челябинцев положительный имидж библиотек;
б) повысить конкурентоспособность муниципальных библиотек среди учреждений культуры города Челябинска;
в) совершенствовать и развивать традиционные и новые формы библиотечных услуг с целью расширения круга пользователей: роста их числа, повышения качества удовлетворения запросов;
г) наладить в городе регулярный мониторинг читательского спроса;
д) внедрить новые технологии на базе дальнейшего развития компьютеризации в библиотеках города.
Номенклатура услуг.
Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" осуществляет следующие основные виды деятельности: (Согласно "Закону о библиотечном деле РФ" и "Уставу Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система").
- обеспечивает реализацию потребностей пользователей, установленных законодательными документами;
- предоставляет фонд пользователям через систему читальных залов, индивидуальный и межбиблиотечный абонементы;
- осуществляет информационное и справочно - библиографическое обслуживание пользователей библиотек.
Кроме того, МУК "Централизованная библиотечная система" может предоставлять дополнительные платные услуги, закрепленные в Уставе Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" и в Положении о платных услугах.
Перечень дополнительных платных услуг включает следующее:
- выдача произведений печати из читального зала на ночь и выходные дни библиотеки;
- продажа методических и библиографических материалов;
- оформление библиографического списка к курсовой, научной работе;
- разработка библиотечно - библиографических уроков по заявке, разработка сценариев мероприятий;
- ксерокопирование произведений печати, имеющихся в библиотеке
- организация передвижных библиотек на основе договора с юридическими и физическими лицами;
- компьютерный сервис информационных услуг;
- организация и проведение платных форм культурно - просветительной и информационной деятельности совместно с другими организациями.
Эволюционное обновление и модернизация традиционных библиотечных форм и услуг с целью реализации права пользователей на удовлетворение информационных потребностей - такова стратегия библиотечного обслуживания в городе Челябинске.
Библиотечные фонды.
Муниципальные библиотеки города Челябинска обладают уникальным книжным фондом, который насчитывает 1 млн. 862 тыс. томов.
Из-за слабого притока новых изданий значительно возросла доля физически изношенных фондов.
Сегодня средняя общедоступная библиотека в городе Челябинске получает в год 30 - 40 новых книг, а маленькие библиотеки итого меньше: 3 - 4 книги в год.
Денежные средства, выделяемые на приобретение книжной продукции библиотекам, с каждым годом уменьшаются, а цена на книжную продукцию растет. Комплектование муниципальных библиотек от случая к случаю в последние годы не могло не сказаться на их работе и привело к снижению совокупного библиотечного фонда муниципальных библиотек Челябинска. Ежегодно фонды библиотек сокращаются в среднем на 25 - 35 тысяч экземпляров книг.
Способствовать кардинальному изменению ситуации в лучшую сторону могло бы выполнение статьи Закона Челябинской области № 24-ЗО от 01.10.97 "О библиотечном деле в Челябинской области" о гарантированном финансировании комплектовании библиотек и Закона Челябинской области "Об обязательном экземпляре документов" № 41 от 26.12.96.
Инновации.
- Инновационное развитие муниципальных библиотек сегодня невозможно без системы дополнительного внебюджетного финансирования. Технология фандрайзинга позволила в 2001 году привлечь дополнительно около 600 тысяч рублей.
В 2000 - 2001 годах муниципальные библиотеки Челябинска приняли участие в проектах Института Открытое Общество (Фонд Сороса) и выиграли 2 гранта на общую сумму 127 тысяч рублей.
- Внедрение новых информационных технологий на основе дальнейшей компьютеризации библиотек: развитие и использование электронной почты, создание локальной сети, использование электронных баз данных, использование INTERNET технологий.
- Маркетинговая деятельность библиотек с целью определения места и роли муниципальных библиотек в жизни города и отношения молодежи к чтению и муниципальным библиотекам. Проведение социологического исследования совместно с Челябинской Государственной Академией Культуры и Искусств "Библиотека и город".
- В системе повышения квалификации впервые была использована стендовая презентация, демонстрировавшая результаты деятельности библиотек визуальными средствами.
- Информационная работа обогатилась созданием статистических буклетов по районам Челябинска на основе социальных паспортов, предоставленных администрациями районов.
- Открытие творческой лаборатории для людей с ограниченными физическими возможностями "Мир улыбается мне!" в библиотеке № 26, дающая возможность получать бесплатное обучение основам компьютерной грамотности, выпускать газету и сборники своих творческих работ.
- Татаро - башкирская библиотека впервые внедрила запись бесед, обзоров на кассеты для незрячих читателей.
- Создание музейной экспозиции "Долг памяти" совместно с обществом репрессированных в стенах Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.
- Издание библиотечно - информационной газеты МУК "Централизованной библиотечной системы" города Челябинска "Библиовстреча".
Кадры.
В 32 муниципальных библиотеках города Челябинска работает 197 библиотечных специалистов.
Укомплектованность специалистами с высшим специальным и средним специальным образованием составляет 72,6 %. Это один из самых высоких показателей в Челябинской области.
Сменяемость кадров составляет 9 %. Специалистов со стажем работы до 5-ти лет - 10 человек.
В библиотеках города практически нет молодых специалистов. Проблема закрепления молодых кадров - одна из главных на сегодня. Мизерная заработная плата (412 руб. получает специалист с высшим образованием по 8 разряду), отсутствие льготной очереди на получение жилья молодыми специалистами, отсутствие общежития для работников культуры, возможностей доплат за творчество и инициативу - способствуют оттоку квалифицированных специалистов из библиотек города.
Необходимо констатировать, что аналогичная ситуация с кадрами складывается по всей Челябинской области и по России в целом.
Для закрепления высококвалифицированных библиотечных кадров необходимо не только повышение заработной платы и предоставление отдельных социальных льгот, но, прежде всего осознание, что библиотека как социально - информационный институт является гарантом становления цивилизованного и информативного общества.
Внешние связи. Работа со средствами массовой информации.
Направления деятельности:
- мероприятия "паблик рилейшенз" (связь с общественностью);
- реклама;
- создание благоприятной "внутренней атмосферы", комфортной библиотечной среды.
Деятельность "паблик рилейшенз" предполагает пропаганду библиотеки, всей ее деятельности и будет рассчитана на следующие категории:
- читатели библиотек (фактические и потенциальные);
- вышестоящие и финансирующие органы, включая Администрации районов, городскую Администрацию, Управление культуры;
- лидеры общественного мнения;
- национальные меньшинства (татарский, башкирский, финно - угорский культурные центры);
- пресса.
Цель данных мероприятий - закрепить положительный имидж библиотеки среди жителей города.
Планируется использовать различные формы, в т.ч. издания библиотек (методические, библиографические и пр., контакты с прессой в связи с 85-летием Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина в 2002 году, экскурсии по библиотекам, научно - практические конференции).
Информационная среда обслуживания.
В нынешних условиях развития общества все более усложняются читательские запросы, а, следовательно, возрастает функция библиотек как информационно - образовательных учреждений.
Основная цель муниципальных библиотек согласно Закону о библиотечном деле и Уставу - обеспечение права челябинцев на свободный доступ к информации и получение этой информации.
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что, безусловно, возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.
Стратегия реформирования и развития муниципальных библиотек в данном направлении заключается в дальнейшей модернизации информационно - библиотечных услуг; предполагает приведение ресурсов и услуг в полное соответствие с потребностями пользователей (реальных и потенциальных); развитие деловой, образовательной, информационной ориентации библиотек на основе внедрения компьютерных технологий.