РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 18.12.2001 № 11/11
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Утратил силу в связи с истечением срока действия (Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. № 11/11
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Регламентом Челябинской городской Думы, решением Челябинской городской Думы от 26.05.98 № 24/1 "О Концепции социальной защиты населения города Челябинска", а также в целях защиты прав граждан старшего поколения, обеспечения более полной их интеграции в жизнь города Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "Достойная старость" на 2002 - 2005 годы (приложение).
2. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской целевой программы в 2002 году осуществляется на основе представленного разработчиками Плана конкретных мероприятий по ее реализации на предстоящий год, при условии включения программы в установленном порядке в Перечни ГЦП № 1 или № 2, утверждаемые в составе бюджета города.
3. Ответственность за исполнение решения возложить на заместителя Главы города по социальным вопросам Харисову Т.Л.
4. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 18 декабря 2001 г. № 11/11
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
---------------T-------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦Городская целевая программа "Достойная старость" ¦
¦ программы ¦ на 2002 - 2005 годы ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Распоряжение главы города Челябинска № 2265 от ¦
¦разработки ¦27.11.2000 г. "О разработке муниципальной ¦
¦программы ¦комплексной Программы "Достойная старость" ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управления Администрации города: социального ¦
¦разработчики ¦развития (координатор), здравоохранения, ¦
¦программы ¦культуры, по делам образования, по делам ¦
¦ ¦молодежи, по физической культуре, спорту и ¦
¦ ¦туризму, жилищно - коммунального хозяйства, ¦
¦ ¦коммуникаций, архитектуры и градостроительства, ¦
¦ ¦по торговле и услугам ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Научные ¦Козлов В.Н. - зав. кафедрой социологии ЧелГУ, ¦
¦консультанты ¦доцент, к.э.н. ¦
¦проекта ¦Спесивцева О.И. - доцент кафедры социальной ¦
¦программы ¦работы ЧелГУ, к.ф.н. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Цель программы¦защита прав граждан старшего поколения, ¦
¦ ¦обеспечение более полной их интеграции в жизнь ¦
¦ ¦города ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи ¦- способствовать созданию и поддержанию условий ¦
¦программы ¦для полноценной жизни и старости путем повышения ¦
¦ ¦доходов, обеспечения жилищных прав; ¦
¦ ¦- предоставлять пожилым людям необходимую ¦
¦ ¦социальную помощь и гарантированное социальное ¦
¦ ¦обслуживание, при необходимости осуществлять ¦
¦ ¦опеку и уход за ними; ¦
¦ ¦- способствовать привлечению дополнительных ¦
¦ ¦инвестиций для финансирования мероприятий по ¦
¦ ¦социальному обслуживанию пожилых людей; ¦
¦ ¦- добиваться оптимального уровня индивидуальной ¦
¦ ¦адаптации лиц пожилого возраста к ¦
¦ ¦жизнедеятельности в новых социально - ¦
¦ ¦экономических условиях; ¦
¦ ¦- содействовать более активному участию пожилых ¦
¦ ¦граждан в общественной, духовной жизни города, ¦
¦ ¦разработке, принятии и осуществлении решений по ¦
¦ ¦актуальным проблемам ветеранов, пенсионеров ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦1. Разработка пакета нормативно - правовых ¦
¦разделы ¦документов по защите прав пожилых людей. ¦
¦программы ¦2. Организационные мероприятия по обеспечению ¦
¦ ¦достойного уровня жизни пожилых горожан. ¦
¦ ¦3. Социально - бытовое обслуживание и охрана ¦
¦ ¦здоровья пожилых граждан. ¦
¦ ¦4. Мероприятия по интеграции пожилых граждан в ¦
¦ ¦общественно - политическую и культурную жизнь ¦
¦ ¦города. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управления Администрации города: ¦
¦исполнители ¦социального развития, здравоохранения, культуры, ¦
¦программы ¦по делам образования, по делам молодежи, по ¦
¦ ¦физической культуре, спорту и туризму, жилищно - ¦
¦ ¦коммунального хозяйства, по торговле и услугам, ¦
¦ ¦коммуникаций, архитектуры и градостроительства, ¦
¦ ¦жилищной политики, по связям со СМИ, ¦
¦ ¦Администрации районов в городе, органы и ¦
¦ ¦учреждения социальной защиты, пенсионного ¦
¦ ¦обеспечения ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общие затраты по "программе" составляют ¦
¦источники ¦822903,8 тыс. руб., в т.ч.: ¦
¦финансирования¦736976,8 тыс. руб. - за счет средств Управлений ¦
¦ ¦Администрации города (в т.ч. Управления ¦
¦ ¦социального развития - 39686,4 тыс. руб.); ¦
¦ ¦83112,0 тыс. руб. - за счет средств городского ¦
¦ ¦бюджета; ¦
¦ ¦15135,0 тыс. руб. - за счет смет районов; ¦
¦ ¦17680,0 тыс. руб. - за счет других источников ¦
¦ ¦финансирования (средств предприятий различных ¦
¦ ¦форм собственности, резервного Фонда ¦
¦ ¦администрации города и спонсорских средств) ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Реализация мероприятий, предусмотренных данной ¦
¦конечные ¦программой, позволит полнее удовлетворить ¦
¦результаты ¦жизненно важные потребности граждан старшего ¦
¦реализации ¦поколения, стабилизировать их положение в ¦
¦программы ¦условиях негативных последствий модернизации ¦
¦ ¦экономики и социально - духовной сферы, ¦
¦ ¦обеспечить пожилым гражданам благоприятные ¦
¦ ¦условия для реализации их прав и законных ¦
¦ ¦интересов; обеспечить защиту граждан пожилого ¦
¦ ¦возраста от недобросовестных или противоправных ¦
¦ ¦действий в сфере жилищных прав, в сфере ¦
¦ ¦социальной помощи и обслуживания; укрепить ¦
¦ ¦механизм межведомственного подхода в решении ¦
¦ ¦актуальных проблем старшего поколения ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Система ¦Ежегодное предоставление отчетов о ходе ¦
¦контроля за ¦реализации мероприятий, предусмотренных городской¦
¦исполнением ¦целевой программой "Достойная старость", ¦
¦программы ¦систематическое рассмотрение их на заседаниях ¦
¦ ¦Коллегий Администрации города, заинтересованных ¦
¦ ¦Управлений ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2002 - 2005 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
L--------------+--------------------------------------------------
1. Общие положения
Городская целевая программа "Достойная старость" определяет стратегические приоритеты деятельности системы социальной защиты населения города Челябинска в создании соответствующих условий для улучшения обустройства жизненного пространства пожилых людей и разрешения их социальных проблем, для перестройки социальных служб, исходя из потребностей стареющего населения.
Основная цель программы: защита прав престарелых граждан, их интеграция в жизнь города.
Городская целевая программа "Достойная старость" предназначена для решения задач правовой защиты пожилых людей, повышения их доходов, обеспечения жилищных прав, осуществления при необходимости опеки и ухода за ними. Для этого в ней предусматриваются:
- разработка пакета нормативно - правовых документов по защите прав пожилых людей;
- организационные мероприятия по обеспечению достойного уровня жизни пожилых горожан;
- социально - бытовое обслуживание и охрана здоровья пожилых граждан;
- мероприятия по интеграции пожилых людей в общественно - политическую и культурную жизнь города.
Программа "Достойная старость" - это оправданный и объективно необходимый шаг муниципальной власти в интересах старшего поколения горожан. Главная задача муниципальных органов власти на уровне города, районов в городе в условиях ограниченного бюджетного финансирования - не распылять средства, выделяемые на социальные нужды, а направлять их тем, кто в этом нуждается сегодня больше всех. Программа - это инструмент, позволяющий Администрации города обеспечить на местном уровне комплексное решение актуальных для пожилых граждан проблем, результатом которого должно стать постепенное улучшение их социально - экономического положения, обеспечение достойной старости.
1.1. Основные принципы, положенные в основу городской целевой программы "Достойная старость"
Социальная политика российского государства, исходя из современного понимания старости как закономерного и важного периода жизненного цикла, должна опираться на Принципы ООН "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста", в частности, реализация принципов независимости, участия, ухода, внутреннего потенциала и достоинства поможет сохранить пожилым людям интерес к жизни, поддержать удовлетворительное ее качество.
В основе обновленных подходов к формированию социальной защиты пожилых людей лежит представление о старшем поколении, которое чувствует отчуждение (внутреннее отдаление) от общества. Наступление старости, предопределенное биологически, выдвигает старение в число объективных факторов социального риска. Старость воспринимается как "возраст социальных потерь", но каждый человек имеет право на развитие и в позднем периоде своей жизни. Граждане пожилого возраста не должны рассматриваться как бремя, затрудняющее ход социального развития, хотя большинство из них оказалось среди малообеспеченных.
Старение населения обязывает государство решать вопросы перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей как особой группы населения, постоянного изменения набора социальных услуг и создания предпосылок для улучшения социальной адаптации этих граждан. Социальные нужды и запросы пожилых людей сегодня необходимо ранжировать с учетом их собственных взглядов и оценок. Приоритетность проблем пожилых людей выстраивается в следующем порядке: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество.
Неоднородность состава и существенные различия социально - экономического положения пожилых людей своеобразно проявляются на уровне города, районов. Это связано с необходимостью реально обеспечить всем гражданам пожилого возраста равные условия для реализации их конституционных прав. Социальные службы районов, как составляющая системы социальной защиты населения города, должны создать предпосылки для улучшения адаптации пожилых людей к новым условиям. В отношении такой категории населения в основу деятельности муниципальных социальных служб положены следующие принципы:
- выявление причин, порождающих проблемы пожилых людей;
- содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан и их участию в общественной жизни;
- соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;
- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;
- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;
- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни;
- обеспечение информированности населения города и районов о положении пожилых людей, о правовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожилом возрасте.
1.2. Положение пожилых людей в городе Челябинске
В связи с переходом к рыночным отношениям проблема социальной защищенности граждан старшего поколения стоит особо остро, так как большинство из них по объективным причинам оказались среди малообеспеченной части населения.
В настоящее время в областном центре проживает 278,0 тыс. пенсионеров, в т.ч. 219,4 тыс. чел. - граждане старше трудоспособного возраста; среди них достигших 80 лет и старше - 15,4 тыс. человек, в т.ч. 15 горожанам - 100 и более лет.
Удельный вес граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения города достиг 19,9 % (в 1997 г. - 19,7 %).
В числе пенсионеров - 8,2 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны; 60,7 тыс. тружеников тыла; 475 чел. из числа лиц, работавших на предприятиях г. Ленинграда в период его блокады в годы Великой Отечественной войны; 604 бывших несовершеннолетних узника фашистских концлагерей; 170,0 тыс. ветеранов труда; 12,0 тыс. реабилитированных граждан и пострадавших от политических репрессий.
Число неработающих пенсионеров, получающих пенсии в минимальных размерах, ниже уровня прожиточного минимума, по состоянию на 01.10.2001 г. составило 41,0 тыс. чел. (в 1996 г. - 57,8 тыс. чел.). И хотя наблюдается тенденция снижения числа пенсионеров вышеуказанной категории, их численность в городе еще достаточно велика и составляет в настоящее время 15 % от общего числа пенсионеров.
Сегодня в Челябинске насчитывается 8,7 тыс. одиноких ветеранов войны и труда, ограниченных в передвижении, в т.ч. более 2000 чел. - это граждане в возрасте старше 80 лет, требующие особого внимания и заботы.
Назрела необходимость обеспечить пожилым челябинцам более надежную защиту от дельцов нечестного квартирного бизнеса, а также корыстных родственников. Нуждающимся пожилым людям, но имеющим собственность, способную приносить доход при жизни своему владельцу, требуется юридическая и организационная помощь в управлении их недвижимостью. Это принципиально новая функция для органов местного самоуправления. Но только муниципальная власть от имени государства может и должна сегодня представлять, отстаивать интересы так называемых "бедных" собственников. Пожилые люди, воспитанные в условиях распределительной системы, в большинстве своем не имеют необходимых навыков оценки своего материального положения в условиях рынка, зачастую не знают, а нередко боятся рационально распорядиться своей собственностью.
Изучение ситуации, характеризующей положение старшего поколения в областном центре, свидетельствует об актуальности психологической поддержки пожилых людей, важности широкой и доступной юридической помощи пенсионерам, обучения их навыкам защиты своих законных прав и интересов, необходимости медико - социальной, духовной и физической реабилитации граждан, достигших пожилого возраста (60-75 лет), старческого возраста (75-90 лет), долгожителей (свыше 90 лет). Предстоит полнее использовать ресурс общественных и некоммерческих организаций, КТОСов, медицинских, социальных служб, различных религиозных конфессий, готовых к сотрудничеству с органами власти.
Таким образом, острота многих актуальных проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует серьезного межведомственного подхода, комплексного решения и целенаправленных действий. Это касается и проблем наиболее уязвимых категорий пожилых людей: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, социальные связи, интерес к жизни, а также тяжело больных людей.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ "ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ"
Раздел I. Разработка пакета нормативно - правовых
документов по защите прав пожилых людей
ВОВ - Великая Отечественная война,
СМИ - Средства массовой информации,
КЦСОН - Комплексные центры социального обслуживания
населения,
КТОС - Комитеты территориального общественного
самоуправления,
ЖКХ - Жилищно - коммунальное хозяйство,
ГКБ - Городская клиническая больница,
ЦГБ - Центральная городская больница,
УГМАДО - Уральская государственная медицинская академия
дополнительного образования,
ЧГМА - Челябинская государственная медицинская академия,
УралГАФК - Уральская государственная академия физической
культуры,
ЛПУ - Лечебно - профилактическое учреждение
МУ - Муниципальное учреждение