Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.09.2007 по делу № А76-10032/2007-54-238
Закон связывает наличие у налогоплательщика права на применение льготы по НДС со сферой применения и характером оказываемых услуг. При реализации входных билетов, абонементов на посещение аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, выявляется стоимостная оценка результатов деятельности общества, выразившейся в создании и оказании услуг по проведению названных мероприятий.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Уральского округа от 22.01.2008 № Ф09-11408/07-С2 данное решение и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2007 г. по делу № А76-10032/2007-54-238

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2007 года
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Потаповой Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Перскевич И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела
по заявлению ООО "Парк развлечений", г. Челябинск
к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска
о признании недействительным решения № 7850 от 09.07.2007 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М.В. - по доверенности от 07.07.2007 г., паспорт;
от ответчика - М.Р. по доверенности от 06.06.2007 г., паспорт

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений", г. Челябинск к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.07.2007 г. № 7850 о привлечении ООО "Парк развлечений" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ штрафа в размере 164375 руб., а также начисления пени в размере 22724,79 руб. и уплаты недоимки по НДС в размере 821873 руб.
В обоснование заявления указано, что выводы инспекции по результатам проверки и дополнительное начисление налога, начисление пени и привлечение общества к налоговой ответственности не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах и нарушают законные права и интересы заявителя.
Ответчик заявленные требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве от 15.08.2007 г. № 03, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает, что оспариваемое решение соответствует налоговому законодательству, правомерно доначислен налог и пени, в нарушение абзаца 2 и 3 п. 20 ч. 2 ст. 149 НК РФ неправомерно применена льгота.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
По мнению заявителя выводы налогового органа по результатам проверки и дополнительное начисление налога, начисление пени и привлечение общества к налоговой ответственности не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах и нарушают законные права и интересы заявителя.
В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Налогоплательщик считает, что основаниями, с которыми закон устанавливает наличие у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, является сфера применения и характер оказываемых услуг.
По мнению общества, вывод налогового органа о том, что основанием для применения льготы наряду, с утвержденной формой бланков строгой отчетности является наличие статуса учреждения культуры и искусства также не соответствует налоговому законодательству.
В оспариваемом решении № 7850 от 09.07.2007 года налоговый орган ссылается на ст. 120 ГК РФ, согласно которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ и Закона "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. содержится исчерпывающий перечень организаций относящихся к некоммерческим, а организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью относится к категории коммерческих организаций, налоговый орган необоснованно сделал вывод о том, что ООО "Парк развлечений" является плательщиком НДС с операций, связанных с посещением аттракционов в парках культуры и отдыха и налогоплательщиком неправомерно применена льгота предусмотренная подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Общество считает, что по смыслу подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ названную льготу вправе применять налогоплательщик, оказывающий услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, независимо от его организационно-правовой формы и территории деятельности, то есть, в данном случае ООО "Парк развлечений" правомерно применяло налоговую льготу и от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг, полученная именно путем продажи входных билетов от проведения соответствующих мероприятий.
Налогоплательщиком 15.06.2007 г. в налоговый орган представлены возражения к акту камеральной налоговой проверки от 05.06.2007 г. № 282 (л. д. 11 - 12).
Налоговым органом не приняты во внимание возражения налогоплательщика по акту камеральной проверки № 282 от 05.06.2007 г. Ссылка налогоплательщика на Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2007 года № Ф09-879/07-С2 не принята налоговым органом, в связи с тем, что норма, регламентирующая предоставление льготы (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) носит императивный характер и не подлежит расширительному толкованию.
В судебном заседании Инспекция требования общества отклонила.
Налоговый орган считает, что в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 20 части 2 ст. 149 НК РФ реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) если одновременно соблюдаются следующие три условия:
1. Реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
2. Реализуются и (или) распространение происходит на территории РФ.
3. Данную реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.
Основанием для применения льготы наряду с утвержденной формой бланков строгой отчетности является наличие статуса учреждения культуры и искусства.
Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ "Некоммерческих организациях" содержат исчерпывающий перечень организаций относящихся к некоммерческим.
Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" г. Челябинск относится к категории коммерческих организаций, основной целью которых является извлечение прибыли.
По мнению инспекции, налогоплательщик является коммерческой организацией, которая является плательщиком налога на добавленную стоимость и обязано исчислять НДС с операций связанных с посещением аттракционов в парках культуры и отдыха и нарушение абзаца 2, 3 подпункта 20 п. 2 ст. 149 НК РФ льгота применена неправомерно.
Кроме того, налоговым органом не приняты возражения общества, где он ссылается на Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2007 года № Ф09-879/07-С2 в связи с тем, что норма, регламентирующая предоставление льготы (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) носит императивный характер и не подлежит расширительному толкованию.
Налогоплательщик - Общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" представил налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, за 1 квартал 2007 г., к уплате в бюджет по которой - 2684 руб., налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) - 14910 руб.
В разделе 4 "Операции не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" в строке 01 "Код операции" указан код 1010255, на сумму 4565964 рублей, что соответствует льготе, предусмотренной п. 20 части 2 ст. 149 НК РФ. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся: реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ). К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся парки культуры и отдыха, (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ параграф 5 главы 4 ГК РФ (некоммерческие организации), ст. 120 ГК РФ и Закон РФ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. содержат исчерпывающий перечень организаций относящихся к некоммерческим.
В указанном перечне организации является некоммерческой если она не имеет извлечение прибыли качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Налоговый орган считает, что организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" относится к категории коммерческих организаций, основной целью которых является извлечение прибыли.
По мнению инспекции ООО "Парк развлечений" - коммерческая организация, которая является плательщиком налога на добавленную стоимость, и должно было исчислять НДС с операций связанных с посещением аттракционов в парках культуры и отдыха, в нарушение абзаца 2 и 3 п. 20 части 2 ст. 149 НК РФ льгота налогоплательщиком применена не правомерно.
Инспекция считает, что сумма в размере 4565964 рублей подлежит включению в налогооблагаемую базу и облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %, который подлежит уплате в бюджет.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ (Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога, (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ, ОТ 07.07.2003 г. № 117-ФЗ).
По мнению инспекции налоговая база по НДС за 1 квартал 2007 года по результатам проверки составила 4580874 руб. (14910 руб. + 4565964 руб.), исчисленный налог составляет 824557 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующим за истекшим налоговым периодом.
Согласно, сроку 20.04.2007 г. налог не уплачен, что подтверждает выписка из лицевого счета плательщика (Приложение № 1).
Данное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога за не уплату (не полную оплату) сумм налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействий).
В соответствии ст. 75 НК РФ предприятию программно начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в сумме 22724,79 руб. (Приложение № 2).
Налоговый орган считает, что Общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений", г. Челябинск правомерно и обоснованно привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ штрафа в размере 164375 руб., а также начисления пени в размере 22724,79 руб. и уплаты недоимки по НДС в размере 821873 руб.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав, представленные доказательства считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" в соответствии с учредительными документами, а также выпиской из ЕГРЮЛ от 25.01.2007 г. № 3409 осуществляет вид деятельности согласно ОКВЭД 92.33 - "Деятельность ярмарок и парков с аттракционами".
Согласно ОКВЭД деятельность ярмарок и парков с аттракционами включена в подраздел 92 "Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта" раздела о "Предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".
Согласно ОКУН услуги населению по пользованию аттракционами включены в состав услуг парков (садов) культуры и отдыха группы "Услуги учреждений культуры".
Кроме того, суд полагает, что на основании представленных доказательствах, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению по пользованию аттракционами, вправе применять утвержденный приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н бланк строгой отчетности "билет" (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23.06.2006 г. № 03-01-15/5-448), следовательно, и льготу, при его применении, так как именно в рамках указанного вида деятельности налогоплательщиком правомерно осуществлялась реализация входных билетов.
Учитывая тот факт, что продажа ООО "Парк развлечений" билетов на посещение аттракционов представляет собой стоимостную оценку результатов деятельности организации по оказанию услуг, указанных в ОКВЭД 92.33. подлежит освобождению от налогообложения данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг, полученная путем продажи входных билетов от указанных мероприятий.
Суд полагает, что в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Таким образом, основаниями, с которыми закон устанавливает наличие у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной пп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, является сфера применения и характер оказываемых услуг.
Общество правомерно воспользовалось возможностью применения льготой на оказание услуг в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, независимо от его организационно-правовой формы и территории деятельности.
Реализация входных билетов, абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, представляет собой стоимостную оценку результатов основной деятельности учреждения по созданию и оказанию услуг по осуществлению названных мероприятий (порядок расчетов за оказанные услуги).
Суд считает, что от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг (ст. 154 Кодекса), полученная именно путем продажи входных билетов от проведения соответствующих мероприятий.
Материалами дела подтверждается, что заявитель осуществлял реализацию входных билетов на посещение аттракционов, культурно-массовых и зрелищно-развлекательных мероприятий. Именно за оказание этих услуг общество получило выручку, которую налоговая инспекция посчитала подлежащей обложению НДС.
Поскольку такой вывод налогового органа противоречит смыслу нормы, установленной в пп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, то начисление обществу указанной суммы налога является неправомерным.
Представленными документами в рамках камеральной проверки подтверждается, что ООО "Парк развлечений" правомерно осуществляло реализацию входных билетов на посещение аттракционов и именно за оказание этих услуг получило выручку с последующим применением льготы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска от 09.07.2007 г. № 7850 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений", г. Челябинск, к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ штрафа в размере 164375 руб., а также начисления пени в размере 22724,79 руб. и уплаты недоимки по НДС в размере 821873 руб.
Взыскать с ответчика - ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинск, в пользу заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.07.2007 г. № 218 в сумме 2000 руб. при подаче заявления в арбитражный суд, а также по платежному поручению от 11.07.2007 г. № 217 в сумме 1000 руб. при подаче заявления о принятии обеспечительных мер.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru.

Судья
Т.Г.ПОТАПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru