Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.09.2007 по делу № А76-10595/2006-53-861/4
О признании недействующим нормативного правового акта в части - п. 3 Приложения № 1, абзаца 11, 12 п. 1 Приложения № 2 к решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" как не соответствующие ст. 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением ВАС РФ от 20.05.2008 № 3599/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения и постановления ФАС Уральского округа от 27.11.2007 № Ф09-3213/07-С1 по данному делу.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением ФАС Уральского округа от 27.11.2007 № Ф09-3213/07-С1 данное решение оставлено без изменения.



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение принято 10.09.2007, а не 05.09.2007.
   ------------------------------------------------------------------

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2007 г. по делу № А76-10595/2006-53-861/4

Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2007 г.
Арбитражный суд в составе председательствующего: Васильевой Т.Н.,
судей Карпачевой М.И., Худяковой В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой
Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Ашинский химический завод", г. Аша
к Совету депутатов Ашинского городского поселения
третьи лица:
1. Муниципальное образование "Ашинский муниципальный район"
2. Муниципальное образование "Ашинское городское поселение" при участии Прокуратуры Челябинской области
о признании недействующим пункта 3 Приложения № 1, абзаца 11, 12 пункта 1 Приложения № 2 к решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения"
с участием в судебном заседании:
от заявителя - С.Е., имеющая доверенность от 01.08.2007 № 4/юр.
от ответчика - А.С., имеющий доверенность от 19.06.2007 № 64.
от третьих лиц:
от Муниципального образования "Ашинский муниципальный район" - Ш.А., имеющий доверенность от 10.01.2006 б/н.
от Муниципального образования "Ашинское городское поселение" - М.А., имеющий доверенность от 22.01.2007 № 03; М.М., имеющий доверенность от 04.09.2007 № 676.
от Прокуратуры Челябинской области - К.М., удостоверение № 128641, действительно до 18.10.2009.

установил:

открытое акционерное общество "Ашинский химический завод", г. Аша (далее - ОАО "Ашинский химический завод") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в части - пункта 3 Приложения № 1, абзаца 11, 12 пункта 1 Приложения № 2 к решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" как не соответствующие статье 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме в 1952 г.), статье 34 Конституции РФ, статьям 1, 35, 37 Градостроительного кодекса РФ, статьям 83, 85 Земельного кодекса РФ в части установления базовой ставки арендной платы за земельные участки в размере 100 рублей и части отнесения ОАО "Ашинский химический завод" к третьей зоне территориального расположения и установления коэффициента 1,8 к базовой ставке арендной платы заявителя.
Впоследствии ОАО "Ашинский химический завод" уточнило требования (л.д. 101 том 1). Уточнения приняты судом. Заявитель просит признать недействующим нормативный правовой акт в части пункта 3 Приложения № 1, абзацы 11, 12 пункта 1 Приложения № 2 к решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" как не соответствующее статье 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 30, 32, 35 Градостроительного кодекса РФ, пункту 1 статьи 11, статье 83 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв 05.09.2007 с 16 часов 30 минут до 16 часов 40 минут.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на злоупотребление органом местного самоуправления правом на установление размера арендной платы за землю ввиду того, что при определении зон и установления повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы органом местного самоуправления не проведена экономическая оценка факторов, влияющих на доходность земельных участков, не проведена оценка их градостроительной ценности, что привело к ущемлению имущественно-экономических интересов заявителя, создало необоснованные препятствия для осуществления деятельности, поставило в неравные условия по сравнению с другими землепользователями. Кроме того, заявитель полагает, что предоставленный ему по договору аренды земельный участок неправомерно отнесен к третьей зоне территориального расположения земельных участков ввиду отсутствия градостроительного зонирования территории муниципального образования "Ашинское городское поселение".
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению, возражении на отзыв ответчика и мнении лиц, участвующих в деле (л.д. 2 - 4, 15 - 17, 99 - 101, 132 - 134 том 1, л.д. 1, 55, 124 - 126 том 2).
Представитель ответчика в судебном заседании против требований заявителя возражал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 23, 103 том 1, л.д. 45 - 46, 134 - 136 том 2, л.д. 14 - 16 том 3).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Муниципальное образование "Ашинский муниципальный район", Муниципальное образование "Ашинское городское поселение".
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 АПК РФ по ходатайству в процесс по настоящему делу вступил Прокурор Челябинской области.
Представитель Муниципального образования "Ашинский муниципальный район" в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснив, что решение Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" принято в соответствии с действующим законодательством, правомерное и обоснованное (л.д. 63 том 2).
Представители Муниципального образования "Ашинское городское поселение" в судебном заседании требования заявителя не признали, пояснив, что решение Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" принято в соответствии с действующим законодательством, правомерное и обоснованное (л.д. 18 - 20 том 3).
Представитель Прокуратуры Челябинской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном мнении по делу (л.д. 137 - 138 том 1), считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Материалами дела установлено.
ОАО "Ашинский химический завод" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.1992, о чем выдано свидетельство серии 74 № 002253026 (л.д. 11 том 1) под основным государственным регистрационным номером 1027400507221.
29.11.2002 заявитель заключил с Муниципальным образованием г. Аши и Ашинского района в лице председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Аши и Ашинского района договор № 80 аренды на предоставление земельных участка в населенном пункте с изменениями и дополнениями к нему, внесенными дополнительными соглашениями (л.д. 32, 34 - 36, 126 том 1, 15 - 18 том 2), согласно которому ОАО "Ашинский химический завод" является арендатором земельного участка площадью 494528 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Аша, ул. Суворова, 2. Срок договора установлен 49 лет. Государственная регистрация сделки в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области произведена 20.12.2002 (л.д. 37).
В связи с предъявлением арендодателем к ОАО "Ашинский химический завод" нового расчета по арендной плате за пользование земельным участком в 2006 году, и применением при исчислении размера арендной платы корректирующего коэффициента к базовой ставке арендной платы территориального расположения земельных участков - К1, равного 1,8 - для третьей зоны территориального расположения земельных участков, установленного решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части пункта 3 Приложения № 1, абзаца 11, 12 пункта 1 Приложения № 2 к нему.
Заслушав объяснения представителей сторон и лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", а также на основании статей 27, 29 АПК РФ требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не установлено иное.
Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства от 07.08.2002 № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" и действовавшими на момент принятия оспариваемого решения Совета депутатов Ашинского городского поселения, к субъектам, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками, относятся органы местного самоуправления и органы государственной власти (пункты 3, 4).
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ЗО "О земельных отношениях" в полномочия органов местного самоуправления входит, в том числе принятие нормативных правовых актов по управлению и распоряжению землями в пределах своей компетенции. Статьей 36 названного Закона предусмотрено, что передача земельных участков в собственность за плату и бесплатно, предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Таким образом, до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления осуществляют распоряжение не только землями, находящимися в муниципальной собственности, но и находящимися на территории муниципального образования землями, находящимися в государственной собственности, а временная передача управления землями, находящимися в государственной собственности, органам местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю представляет собой наделение их дополнительными государственными полномочиями. Указанное, также подтверждается наличием полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотренного пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку до настоящего времени единого механизма определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, Правительством РФ не выработано, передача органам местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками до разграничения прав на землю предполагает передачу указанным субъектам правомочий по определению размера арендной платы, что по существу, означает правомерность установления на территории отдельного муниципального образования локального механизма расчета платы за пользование земельным участком посредством принятия соответствующего нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, довод заявителя об отсутствии у органа местного самоуправления - Совета депутатов Ашинского городского поселения полномочий по созданию порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, а также земли, государственная собственности на которые не разграничена, подлежит отклонению, как не основанный на нормах федерального законодательства и законодательства Челябинской области.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения" был установлен порядок начисления арендной платы и утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, расположенные на территории Ашинского городского поселения (л.д. 7 том 1).
Пунктом 1 Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории Ашинского городского поселения и базовая ставка годовой арендной платы в размере 100 рублей за квадратный метр (Приложение № 1 к Решению - л.д. 7 том 1).
Довод заявителя о том, Решение Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 не соответствует требованиям пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и принципу экономической доходности земельного участка, поскольку за основу расчета арендной платы им не принят размер кадастровой стоимости земель, а условная ставка 100 рублей за один квадратный метр, судом отклоняется на основании нижеследующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с изложенным, федеральным законодателем (на момент издания оспариваемого решения) не предусмотрена обязанность для органов местного самоуправления определять базовую ставку арендной платы за землю только на основании кадастровой стоимости земли, следовательно, оспариваемое решение требованиям пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации не противоречит.
Кроме того, судом установлено, что на территории Челябинской области проведена экономическая оценка территории с целью установления доходности земельных участков. Оценка проводилась ФГУП ЧелябинскНИИгипрозем в 2002 году (л.д. 137 том 2). Согласно Отчету по государственной кадастровой оценке земель поселений муниципальных образований Челябинской области (Книга 4. г. Аша и Ашинский район) от 27.12.2002, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 № 309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области", кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка, занимаемого заявителем, составляет 332,11 руб. за квадратный метр, кадастровая стоимость всего земельного участка составляет 164237694,08 руб. (л.д. 137 - 138 том 2, л.д. 21 том 3). В целом по Ашинскому городскому поселению кадастровая стоимость одного квадратного метра земли определена в диапазоне от 0,09 до 2663,30 руб. по кадастровым кварталам города (л.д. 134 - 138 том 2).
Усредненная базовая ставка арендой платы в размере 100 руб. за квадратный метр в год, установленная Советом депутатов Ашинского городского поселения, размера кадастровой стоимости одного квадратного метра оспариваемого земельного участка не превышает, а, следовательно, ему не противоречит и рассчитана с учетом установленного региональным законодателем размера кадастровой стоимости одного квадратного метра земли на территории Ашинского городского поселения (т.е. с учетом экономической доходности земельных участков), в том числе с учетом высокой кадастровой стоимости земли под промышленными объектами, что свидетельствует о создании Советом депутатов Ашинского городского поселения для хозяйствующих субъектов на территории Ашинского городского поселения равных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, усредненная базовая ставка арендной платы, в период издания и действия оспариваемого акта, может являться основой для определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом, указанная установленная базовая ставка арендной платы, с учетом характера платежа, может не совпадать с размером земельного налога и с размером кадастровой стоимости одного метра земли, при этом нарушений прав в сфере предпринимательской деятельности заявителя судом не усматривается.
Кроме того, действующим федеральным законодательством не установлен запрет для органа местного самоуправления с учетом специфики конкретной территории принимать методику расчета арендной платы за землю, устанавливая при этом базовую ставку арендной платы.
Полномочие на установление размера вышеуказанной базовой ставки арендной платы (на дату ее установления) было предусмотрено частью 3 статьи 65 Земельного закона РФ, пунктами 3, 4 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (утвержденными Постановлением Правительства от 07.08.2002 № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"), пунктом 6 статьи 6 Устава Ашинского городского поселения (утвержден Постановлением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 05.08.2005 № 14 - л.д. 62 - 74 том 1), следовательно, реализация указанного полномочия представительным органом муниципального образования является правомочной в пределах предоставленных действующим законодательством представительному органу муниципального образования прав.
Довод заявителя о том, что увеличение базовой ставки годовой арендной платы с 3,763 руб. до 100 руб. незаконно возложило на заявителя обязанности и создало препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, не нашел подтверждения в материалах дела.
Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основ конституционного строя, в том числе принцип свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8) и предусматривает возможность осуществления экономической деятельности в различных формах. Принятое оспариваемое решение соответствует конституционному режиму стабильных условий хозяйствования, установленному вышеуказанной нормой Конституции Российской Федерации.
Пунктом 2 Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 утверждены границы зон экономической ценности территории города Аши и корректировочные коэффициенты к базовой ставке арендной платы территориального расположения земельных участков - К1 в соответствии с экономическим зонированием городской территории (Приложение № 2 к Решению - л.д. 7 - 8 том 1).
Пунктом 3 Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 были утверждены корректировочные коэффициенты к базовой ставке арендной платы за земельные участки по видам использования земель и категориям арендаторов - К2 (Приложение № 3 к Решению - л.д. 8 том 1).
В соответствии пунктами 2 и 3 вышеназванного нормативного правового акта для расчета арендной платы вводятся коэффициенты от территориального расположения земельных участков, от вида использования земельных участков и категории арендаторов, утвержденные Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения".
Таким образом, начисление арендной платы за землю на территории Ашинского городского поселения до разграничения государственной собственности на землю производится путем перемножения следующих величин:
1) площади арендуемого земельного участка;
2) базовой ставки годовой арендной платы за землю;
3) корректировочного коэффициента территориального расположения земельных участков в соответствии с экономическим зонированием.
4) корректировочного коэффициента от вида использования земельных участков и категории арендаторов.
Введение коэффициентов в качестве составляющей величины в механизме расчета арендной платы за землю предусмотрено решением представительного органа местного самоуправления и не противоречит федеральному законодательству, в том числе пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 65 Земельного кодекса РФ, статье 7 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действующим федеральным законодательством не установлены запреты для органа местного самоуправления с учетом специфики конкретной территории принимать методику расчета арендной платы за землю, устанавливая при этом коэффициенты к ставкам арендной платы в зависимости от территориального расположения земельных участков, категории арендаторов и видов целевого использования земли.
Довод заявителя о том, что установление корректирующих коэффициентов к ставке арендной платы органом местного самоуправления произведено без учета требований главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: без учета правил землепользования и застройки, судом отклоняется в связи со следующим.
Правилами землепользования и застройки устанавливается разделение на зоны различной градостроительной деятельности территории муниципального образования, порядок их применения, карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в понятие градостроительной деятельности входит территориальное планирование и градостроительное зонирование, которые проводятся в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, которые не требуются при определении каких-либо уже существующих экономических зон, в которые могут входить разные территориальные зоны в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (жилые, общественно-деловые, производственные и другие). Для территориальных зон устанавливаются градостроительные регламенты.
Судом установлено, что разработка экономических зон и корректировочных коэффициентов территориального расположения к Решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 осуществлена на основании Генерального плана города Аши, который принят и действует в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", который в силу статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования, а также в качестве экономического обоснования значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки в материалы дела ответчиком представлена пояснительная записка "Комплексная экономическая оценка территории г. Аши" от 1994 г., разработанная фирмой "РЭКОНЭКС" (Арендное предприятие - Институт "Челябинскгражданпроект") (л.д. 41 - 53 том 1). Согласно преамбуле Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 выводы и рекомендации указанного документа были использованы представительным органом Ашинского городского поселения в целях определения методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности. Согласно пояснительной записке "Комплексная экономическая оценка территории г. Аши" от 1994 г. территория химического завода и расположенные рядом объекты производственного назначения включены в общую производственную зону - ЛХЗ (16 зона) (л.д. 48 том 1), при этом коэффициент относительной градостроительной ценности указанной территории города Аши составляет 9,5 (л.д. 53 том 1). Разработанное в пояснительной записке экономическое зонирование утверждено Постановлением Главы Администрации города Аши Челябинской области от 18.06.1997 № 488 "Об утверждении коэффициентов градостроительной ценности к ставкам земельного налога" (л.д. 120 том 1), которое на момент рассмотрения настоящего дела не оспорено и не признано недействительным, и которое действовало вплоть до принятия Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении "Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения". Согласно Приложению 1 к указанному Постановлению для экономической зоны "ЛХЗ" (зона 16) был утвержден коэффициент градостроительной ценности - 1,9 (л.д. 121 том 1).
Поскольку оспариваемое Решение Совета депутатов Ашинского городского поселения разработано с целью установления экономических зон на территории муниципального образования (оценочное зонирование территориального расположения земельных участков), и не регулирует планирование развития территории в будущем и разрешенное использование, следовательно, при его издании проведение процедур, установленных требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Кроме того, согласно статье 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ЗО "О земельных отношениях" региональный законодатель отграничивает полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка определения размеров арендной платы, в качестве самостоятельных (пункты 2, 6 статьи 22), от полномочий по установлению правил землепользования и застройки территорий поселений, при которых производится градостроительное зонирование (пункт 5 статьи 22).
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что зонирование территории муниципального образования проведено без учета экономической доходности земельных участков и без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению.
Заявитель в период с 29.11.2002 по 30.03.2007 был надлежащим образом уведомлен о принадлежности арендуемого им земельного участка к экономической зоне № 16, что подтверждается Приложением к договору аренды от 29.11.2002 № 80 "Расчет арендной платы за землю за 2003 год" (л.д. 126 том 1), "Расчет арендной платы за землю за 2005 год" (л.д. 22 том 1) - раздел "Территориально-экономическая зона", где приведен номер экономической зоны - № 16 и применяемый коэффициент градостроительной ценности - 1,9.
Таким образом, судом установлено, что на территории Ашинского городского поселения органами местного самоуправления с 1997 г. применяется зонирование территории города Аши на территориальные зоны в зависимости от экономической ценности, устанавливаются соответствующие коэффициенты к ставкам арендной платы от вида зоны. Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 установлено соответствующее деление территории Ашинского городского поселения на территориальные зоны с различной экономической ценностью в период с 31.03.2005 и по настоящее время, применяются соответствующие коэффициенты к базовой ставке арендной платы, установленные в зависимости от территориального расположения земельных участков, от видов использования земель и категорий арендаторов. Указанные сведения о зонировании территории Ашинского городского поселения на территориальные зоны являются открытыми и общедоступными, опубликованы в надлежащем порядке.
Соответственно, заявитель надлежащим образом был уведомлен о наличии экономического зонирования территории Ашинского городского поселения на территориальные зоны как до 31.03.2006, так и после 31.03.2006. В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования ставок арендной платы за землю и коэффициентов к базовой ставке арендной платы за землю на территории Ашинского городского поселения опровергаются материалами дела и судом отклонены.
При оценке доводов сторон арбитражный суд исходит из следующего. Полномочие на установление размера вышеуказанных коэффициентов (на дату их установления) было предусмотрено частью 3 статьи 65 Земельного закона РФ, пунктами 3, 4 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (утвержденными Постановлением Правительства от 07.08.2002 № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"), пунктом 6 статьи 6 Устава Ашинского городского поселения (утвержден Постановлением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 05.08.2005 № 14 - л.д. 62 - 74 том 1), следовательно, реализация указанного полномочия представительным органом муниципального образования является правомочной в пределах предоставленных действующим законодательством представительному органу муниципального образования прав.
В соответствии с предоставленными Совету депутатов Ашинского городского поселения полномочиями были утверждены со II квартала 2006 г. на территории города Аши значения коэффициентов от территориального расположения земельных участков, от вида использования земельных участков и категориям арендаторов (л.д. 7 - 9 том 1). Указанный нормативный правовой акт был опубликован в газете "Стальная искра" 12.04.2006 (л.д. 18 том 1).
Из текста Приложений № 2, 3 к Решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 следует, что значения коэффициентов к ставкам арендной платы подразделяются в зависимости:
- от территориального расположения земельных участков: зона 1, зона 2, зона 3, зона 4, зона 5 (пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 Приложения № 2 к Решению);
- от видов использования земельного участка: для производства сельскохозяйственной продукции и сельхозиспользования, для бытового обслуживания населения, для общественного питания, для торговли, для складирования, эксплуатации автозаправочных станций, автостоянок, парковок, жилищного фонда, ведения личного и подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и т.д. (пункты 1, 3, 4, 8, 14, 15, 17, 20, 30 и т.д. - Приложение № 3 к Решению);
- от вида деятельности, осуществляемой арендатором: по оказанию услуг (ритуальных, ремонт и обслуживание, перевозки и т.д.), по производству промышленной продукции, товаров народного потребления, розничная торговля, бытовое обслуживание населения, обслуживание жилищно-коммунального хозяйства и т.д. (пункты 2, 3, 4, 6, 7, 8, 21 и т.д.).
К видам деятельности, осуществляемой арендаторами, следует отнести и подразделение значения коэффициентов по категориям арендаторов, в том числе в зависимости от того, какой объект расположен на земельном участке: муниципальные предприятия, государственные предприятия, ночные клубы, ателье, гостиницы, склады, магазины, торгово-остановочные комплексы, киоски, павильоны, заведения игорного бизнеса; объекты здравоохранения, образования, спорта, науки, культуры и отдыха и т.д. (пункты 5, 8, 9, 13, 14, 16, 24, 31, 32, 33 и т.д.).
Значения коэффициентов к ставке арендной платы за землю по зонам территориального расположения - (К1) различны и зависят от характеристики территориальных зон города Аши по их функциональному использованию и величине потенциальной прибыли, зависящей от качества места расположения земельных участков арендаторов (л.д. 44 том 1). Величина указанного коэффициента установлена для пяти территориальных зон с различной экономической ценностью: Зона 1 - коэффициент 2,5; Зона 2 - коэффициент 2,0; Зона 3 - коэффициент 1,8; Зона 4 - коэффициент 1,5; Зона 5 - коэффициент 1,1 (л.д. 7 - 8 том 1). Коэффициент для производственной зоны (зона 3, пункт 1 Приложения № 3 - л.д. 7 том 1) отличается от коэффициента для жилых зон и общественно-деловых зон (зона 1). В жилой и общественно деловой зоне применяется, как правило, более высокий коэффициент.
Из анализа размера коэффициента по видам использования земельных участков и категории арендаторов следует, что значения коэффициента меняется (в сторону понижения или повышения) в зависимости от особенностей землепользования и вида деятельности арендаторов в следующем порядке:
- для арендаторов, ведущих производственную деятельность, в том числе промышленной продукции, товаров народного потребления - от 0,035 до 0,2;
- для арендаторов, осуществляющих социально значимую деятельность, в том числе: детские дошкольные учреждения образования, организации, осуществляющие деятельность в сфере искусства и образования, оказания ритуальных услуг, эксплуатации жилищного фонда, а также использующие земельные участки для проектирования, строительства и реконструкции объектов, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и т.д. - от 0,002 до 0,1;
- для иных арендаторов, в том числе оказывающих услуги населению - от 0,2 до 5.
С учетом вида деятельности заявителя - производство промышленной продукции, территориального расположения арендуемого им земельного участка, расположенного в зоне 3, арендная плата рассчитывается по базовой годовой ставке арендной платы за землю - 100 руб. за один квадратный метр с учетом коэффициента от территориального расположения земельного участка К1 - 1,8 (зона 3) и коэффициента от вида использования земельного участка и категории арендаторов, применяемого при начислении арендной платы за землю - 0,035.
При разработке Методики расчета арендной платы за земельные участки на территории Ашинского городского поселения, утвержденной Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 учитывались типы зон экономической ценности территории города Аши и были выделены их границы с подробным описанием ориентиров (улиц, объектов) (л.д. 7, 8 том 1).
Арбитражный суд полагает, что при отсутствии общефедеральных правил установления размера арендной платы и наличия у Совета депутатов Ашинского городского поселения полномочий по установлению размера базовой ставки арендной платы и коэффициентов в зависимости от исключительных особенностей землепользования, а именно: от территориального расположения, от видов деятельности и категорий арендаторов, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит статьям 2, 18, части 1 статьи 34, части 1 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции РФ, а также пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 65 Земельного кодекса РФ, статье 7 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод заявителя о том, что ответчиком не представлено экономическое обоснование установления размеров коэффициентов судом не принимается, поскольку отсутствие в материалах дела специально разработанного документа, содержащего экономические исследования по вопросу установления размера коэффициента, не может являться безусловным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта по этому основанию.
Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Анализ Приложения к оспариваемому нормативному правовому акту в целом свидетельствует о том, что, устанавливая различные коэффициенты при расчете арендной платы за землю для предприятий и организаций в зависимости от их территориального расположения (отнесение к зоне), от видов их деятельности и категории арендаторов, разработчиками Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 был соблюден принцип единого подхода ко всем хозяйствующим субъектам, занимающимся сходным видом деятельности на территории города (субъектам одного товарного рынка) - производство промышленной продукции, товаров народного потребления.
Таким образом, оспариваемым Решением, хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности (в частности, производство промышленной продукции, товаров народного потребления) созданы равные условия по отношению друг к другу. Доказательств ущемления прав заявителя по сравнению с другими производственными предприятиями, производящими промышленную продукцию или товары народного потребления, суду не представлено. Утверждение заявителя о том, что ему созданы дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими арендаторами земельных участков, не подтверждается материалами дела.
Довод заявителя о том, что он поставлен в неравные условия по сравнению с землепользователями, не являющимися арендаторами земельных участков, а использующими земельные участки на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования судом не принимается по следующему основанию.
Право гражданина или юридического лица на пользование земельным участком на правах: постоянного (бессрочного) пользования, собственности или аренды основано на свободе выбора участником гражданских правоотношений способа реализации принадлежащего ему гражданского права (ст. 8, 9 Гражданского кодекса РФ).
При реализации гражданского права на пользование земельным участком, открытым акционерным обществом "Ашинский химический завод" был избран вариант аренды земельного участка. Арбитражный суд полагает, что унифицированный подход заявителя к размеру платы за землю собственниками земельных участков, арендаторами и пользователями на праве постоянного (бессрочного) пользования противоречит статье 65 Земельного кодекса РФ, предусматривающей арендную плату в качестве самостоятельной категории, отличной от земельного налога, уплачиваемого собственниками земельных участков и пользователями на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из представленных в материалы дела документов и оценки доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил суду доказательства того, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы или созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата договора аренды № 80.
   ------------------------------------------------------------------

Установление коэффициентов 1,8 и 0,035 к базовой ставке арендной платы для заявителя по существу означает, что плата за пользование занимаемым заявителем земельным участком на праве аренды на 12 % снизилась по сравнению с платой за аренду земли заявителем в период за 2005 год или на 12 % за пользование этим же участком на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования (земельный налог). Так, арендная плата по договору аренды от 29.11.20022 № 80 на земельный участок ОАО "Ашинский химический завод", имеющий адресный ориентир: г. Аша, ул. Суворова, 2 - в 2005 г. составила 7,149 руб./кв. м в год, а размер арендной платы по методике, утвержденной Решением Совета депутатов Ашинского городского округа от 31.03.2006 № 12, составляет 6,3 руб./кв. м в год, в связи с чем, общий размер арендной платы в 2006 году для заявителя снизился.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что введение оспариваемым Решением коэффициента 1,8 необоснованно увеличивает плату за земельный участок, вносимую плательщиками земельного налога.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что введение коэффициента 1,8 не может являться препятствием для заявителя в осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не лишает заявителя права стать собственником занимаемого им земельного участка и вносить плату за него в размере земельного налога, наряду с другими землепользователями.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не относится к рассматриваемому делу, имеется в виду статья 14.
   ------------------------------------------------------------------

Учитывая изложенное, суд полагает, что пункт 3 Приложения № 1, абзацы 11, 12 пункта 1 приложения № 2 к Решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении методики расчета арендной платы на земельные участки на территории Ашинского городского поселения" соответствуют статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 12, 132 Конституции РФ, главе 4 Градостроительного кодекса РФ, статье 65 Земельного кодекса РФ, части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части установления базовой ставки арендной платы за земельные участки в размере 100 рублей, в части отнесения ОАО "Ашинский химический завод" к третьей зоне территориального расположения и установления коэффициента 1,8 к базовой ставке арендной платы заявителя, оснований для признания их недействующими не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований ОАО "Ашинский химический завод" отказать.
Признать пункт 3 приложения № 1, в части установления базовой ставки арендной платы за земельные участки в размере 100 рублей, и абзацы 11, 12 пункта 1 приложения № 2, в части отнесения ОАО "Ашинский химический завод" к третьей зоне территориального расположения и установления коэффициента 1,8 к базовой ставке арендной платы заявителя, к решению Совета депутатов Ашинского городского поселения от 31.03.2006 № 12 "Об утверждении методики расчета арендной платы на земельные участки на территории Ашинского городского поселения", соответствующим статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 12, 132 Конституции РФ, главе 4 Градостроительного кодекса РФ, статье 65 Земельного кодекса РФ, части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражные суды кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/

Председательствующий
Т.Н.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
В.В.ХУДЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru