ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 30.11.2000 № 1006
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД"
(вместе с "ПРОГНОЗОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2000,
выпуск № 10, (ноябрь - декабрь),
"Южноуральская панорама", № 107, от 23.12.2000
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2000 г. № 1006
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Руководствуясь Законом области "О прогнозировании, концепциях и программах социально - экономического развития Челябинской области", Законодательное собрание
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально - экономического развития Челябинской области на 2001 год (далее именуется - Прогноз).
2. Показатели Прогноза положить в основу составления проекта областного бюджета и программы действий на 2001 год.
3. Прогноз опубликовать в средствах массовой информации.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 30 ноября 2000 г. № 1006
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
Из доклада председателя комитета по экономике
Главного управления по экономике, промышленности
и управлению государственным имуществом
администрации Челябинской области
на коллегии при Губернаторе области
по "Прогнозу социально - экономического развития
Челябинской области на 2001 год"
В качестве базового для расчетов областного бюджета и свода бюджетов муниципальных образований Челябинской области на 2001 год комитетом по экономике предлагается вариант 1 прогноза, учитывающий наиболее вероятные параметры социально - экономического развития области и согласованный по основным разделам, определяющим налогооблагаемую базу, с территориями области и градообразующими промпредприятиями.
Валовой региональный продукт
Прогнозируется сохранение позитивной динамики в увеличении этого важнейшего экономического показателя в 2000 году.
- ВРП в 2000 году оценивается в размере 121228 миллионов рублей, то есть на 15 процентов больше уровня 1999 года в сопоставимых ценах;
- объем ВРП уже в текущем году превысил его значение, зафиксированное в относительно стабильном 1997 году.
Рост ВРП в 2001 году по варианту 1 прогнозируется в 6 процентов исходя из устойчивой тенденции роста объемов промышленного производства: в 2000 году ожидается прирост на уровне 16,4 процента к 1999 году.
Некоторое снижение в динамике роста ВРП в 2001 году будет обусловлено, в первую очередь, продолжающимся снижением влияния девальвации рубля и процессов импортозамещения, а также ростом цен на тарифы и услуги естественных монополий.
Увеличение затрат предприятий в связи с этим ростом в структуре себестоимости предприятий региона оценивается в 9,4 миллиарда рублей.
Влияние этого фактора будет частично скомпенсировано реализацией Правительством России и администрацией области первоочередных мер по закреплению и развитию экономического роста, в том числе и за счет снижения налогового бремени на производителей на 5,8 миллиарда рублей.
Промышленность
Говоря о прогнозе объема промышленного производства, необходимо отметить, что показатели до 2005 года были рассчитаны исходя из основных ориентиров промышленного развития, согласованных с муниципальными образованиями области. Если следовать ежегодному росту объемов производства в размере 5-7 процентов, закладываемом муниципальными образованиями, к 2005 году объем промышленного производства области приблизится к уровню 1993 года.
Это значительно выше среднероссийского уровня, но для достижения в 2005 году стратегической цели - восстановления объема промышленного производства уровня 1990 года - он должен возрасти более чем в два раза, и тогда темпы ежегодного роста должны быть на уровне 17 процентов, что требует совершенно других подходов в планировании и организации работы промышленности.
Наиболее высокими темпами в текущем году развиваются машиностроение и металлообработка - 125 процентов, легкая и пищевая промышленность - 119 процентов, цветная металлургия - 118 процентов, черная металлургия - 117 процентов.
Суммарный же прирост объемов промышленного производства в городах, районах и на градообразующих предприятиях прогнозируется в 2001 году с приростом на 5,7 процента.
Сельское хозяйство
В 2000 году реализация комплекса мер, предпринятых администрацией области для стабилизации производства, позволила снизить влияние крайне неблагоприятных природно - климатических условий, сложившихся во время уборки урожая, на объем сельскохозяйственной продукции, который, несмотря на все усилия, составил 87,4 процента к уровню 1999 года.
Последовательная работа в этой отрасли экономики, при наличии благоприятных агрометеорологических условий в период вегетации и уборки урожая, в 2001 году позволяет прогнозировать прирост объемов произведенной сельхозпродукции в этом секторе на будущий год на уровне 12,7 процента.
Денежные доходы населения
Общее улучшение и стабилизация в реальном секторе, наблюдаемые в 1999 и 2000 годах, устойчивая тенденция к опережающему росту денежных доходов населения по сравнению с ростом промышленного производства позволяют оценить объем денежных доходов населения в 2000 году в сумме 81071 миллион рублей и на 2001 год в сумме 98880 миллионов рублей. В течение последних двух лет в области преодолена тенденция неуклонного снижения денежных доходов населения, и сегодня наблюдается их устойчивый рост.
Объективной же целью может являться уровень 1991 года, для этого денежные доходы населения к 2005 году должны возрасти в два раза по сравнению с 2000 годом. Среднемесячные денежные доходы, по нашей оценке, в этом случае должны в действующих ценах увеличиться до 5800 рублей, что при сегодняшнем курсе составляет примерно 200 долларов США.
Прогноз 2001 года по варианту 1 выглядит следующим образом:
- фонд оплаты труда составит 42000 миллионов рублей, то есть на 24,6 процента больше, чем в 2000 году;
- реальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличится до 111,9 процента к уровню 2000 года;
- реально располагаемые денежные доходы населения составят 109,4 процента к уровню 2000 года.
Инвестиции
Устойчивый экономический рост невозможен без улучшения инвестиционного климата, активизации инвестиционной деятельности иностранных и отечественных инвесторов, переориентации кредитных учреждений на работу с реальным сектором экономики, включая малый бизнес.
Динамика инвестиций в основной капитал в 2000 году свидетельствует о постепенном улучшении в инвестиционной деятельности нашего региона. Объем капиталообразующих инвестиций в 2000 году ожидается в сумме 19860 млн. рублей, то есть 113 процентов к уровню 1999 года. Прогноз регионального объема инвестиций в основной капитал 2001 года - 26596 миллионов рублей, или 111,6 процента к уровню 2000 года, что выше прогнозируемых темпов роста ВРП и объемов промышленного производства.
Анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования достаточно объективно демонстрирует, какие инвестиционные ожидания следует возлагать на 2001 год. Решающим фактором в увеличении инвестиций в основной капитал продолжают оставаться собственные средства предприятий, причем прогнозируется увеличение их доли в 2001 году в связи с дальнейшим ростом производства.
Сводный финансовый баланс области
Доходы и расходы сводного финансового баланса области в текущих ценах в 2000 году оцениваются в 55202 миллиона рублей, в 2001 году прогнозируются в размере 61270 миллионов рублей. В сопоставимых ценах эти показатели превышают уровень 1996 - 1997 годов, что подтверждает общее улучшение состояния финансовой системы в области.
В структуре доходов сводного финансового баланса области без учета средств, перечисляемых в федеральный бюджет, наибольший удельный вес будет составлять прибыль прибыльных предприятий.
В динамике этого показателя комитет по экономике прогнозирует, начиная со II полугодия 2000 года и в 2001 году, некоторое снижение темпов роста валовой прибыли в связи с увеличением тарифов естественных монополий.
Объяснение такому прогнозу самое простое. Жесткий курс правительства на стабильный курс доллара и в 2001 году (что, в первую очередь, связано с благоприятной ситуацией на мировом рынке нефти) и крайне незначительные колебания мировых цен на металлопрокат, экспортируемый из Челябинской области, безусловно, вызовут снижение рентабельности на ведущих предприятиях черной металлургии, которые дают сегодня более 57 процентов в общем объеме валовой прибыли региона.
Прогнозируется увеличение удельного веса суммарных налоговых доходов сводного финансового баланса региона в 2000 году с 20,3 процента до 22 процентов, связанное с общим улучшением экономической ситуации в регионе.
Прогноз сводного финансового баланса региона предполагает, что приоритетными останутся расходы бюджетов и внебюджетных фондов на социальные мероприятия - прогнозируется их рост на 12,7 процента по сравнению с 2000 годом.
По оценкам Правительства России, сегодня Челябинская область входит группу четырнадцати наиболее динамично развивающихся регионов России и имеющих наибольший удельный вес в структуре общероссийских показателей.
Завершая краткие комментарии основных показателей прогноза социально - экономического развития на 2001 год, необходимо отметить, что в настоящий момент в регионе объективно сложилась необходимость и возможность перехода муниципальных образований не к прогнозному, а к программно - плановому развитию.
Прогноз как инструментарий сегодня служит лишь ориентиром для построения бюджетов различной степени достоверности. Ни для кого не является секретом, что дополнительные доходы многих муниципальных образований сегодня сопоставимы с величиной дотаций из областного бюджета. А ведь муниципальные образования в рыночных условиях - это те же самые хозяйствующие конкурирующие субъекты, которые должны работать рационально и эффективно, для того чтобы обеспечивать потребности населения территорий.
Поэтому главный вывод, который нужно сделать и нам, и администрациям городов и районов, и руководителям предприятий, - это необходимость перехода к стратегическому планированию результатов своего развития, уровня заработной платы и доходов людей, проживающих на этих территориях. Только тогда можно, говорить о конкретных результатах и об ответственности власти перед населением.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД