ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 26.10.2000 № 984
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2001 ПО 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2001 ПО 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2000,
выпуск № 9, (октябрь),
"Южноуральская панорама", № 91, от 14.11.2000
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2000 г. № 984
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД С 2001 ПО 2005 ГОДЫ"
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую комплексную программу "Развитие туризма в Челябинской области на период с 2001 по 2005 годы".
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Утверждено
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 26 октября 2000 г. № 984
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД С 2001 ПО 2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
Областной целевой комплексной Программы
"Развитие туризма в Челябинской области
на период с 2001 по 2005 годы"
Наименование Областная целевая комплексная Программа
Программы: "Развитие туризма в Челябинской области на
период с 2001 по 2005 г.г."
Государственный Администрация Челябинской области
заказчик -
координатор
Программы
Основные - Комитет по физической культуре, спорту и
разработчики туризму администрации Челябинской области
Программы - Главное управление культуры и искусства
администрации области
- Главное управление профессионального
образования и науки администрации области
- Главное управление образования
администрации области
- Областное государственное унитарное
предприятие "Челябинсккурорт"
- Государственный комитет по охране
окружающей среды Челябинской области
- Областной общественный Фонд культуры
- Областной Фонд развития регионального
туризма
- Областная ассоциация туристских
организаций
- Рабочая группа по разработке областной
целевой комплексной программы развития
туризма в Челябинской области
Цели и задачи - создание в Челябинской области
Программы: благоприятных экономических и
организационно - правовых условий для
развития высокоэффективного и
конкурентно - способного рекреационно -
туристского комплекса;
- создание условий для приоритетного
развития внутреннего, въездного,
социального и самодеятельного туризма;
- стимулирование развития материальной базы
путем привлечения отечественных и
иностранных инвестиций;
- совершенствование системы информационного
рекламного обеспечения в туризме;
- создание современной системы подготовки и
повышения квалификации кадров, научного
обеспечения развития туризма.
Сроки реализации 2001 - 2005 годы
Программы:
Исполнители - Комитет по физической культуре, спорту и
основных туризму администрации Челябинской области
мероприятий: - Главное управление культуры и искусства
администрации области
- Главное управление профессионального
образования и науки администрации области
- Главное управление образования
администрации области
- Областное государственное унитарное
предприятие "Челябинсккурорт"
- Государственный комитет по охране
окружающей среды Челябинской области
Объемы и - областной бюджет, средства
источники непосредственных исполнителей программы
финансирования 20260 тыс. рублей
- финансирование инвестиционных проектов
развития инфраструктуры туризма
предполагается осуществить
преимущественно за счет привлечения
внебюджетных источников. Общая сумма -
1912,66 млн. рублей.
Ожидаемые - формирование в Челябинской области
конечные современного высокоэффективного
результаты рекреационно - туристского комплекса,
реализации - увеличение доходов областного и местного
Программы: бюджетов,
- стимулирование развития
предпринимательства,
- создание новых рабочих мест в сфере
туризма и сопряженных областях,
- привлечение иностранных инвестиций в
экономику области,
- сохранение и возрождение объектов
культурного и природного наследия,
- удовлетворения потребностей населения
региона и зарубежных гостей в полноценном
отдыхе,
- укрепление здоровья жителей области,
- приобщение подрастающего поколения к
культурным и духовным ценностям,
накопленным в регионе.
Система контроля Организация выполнения данной Программы
за выполнением возлагается на заместителей Губернатора
Программы Челябинской области, курирующих ведомства
исполнителей Программы.
Документы, 1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г.
использованные № 132-ФЗ "Об основах туристской
при подготовке деятельности в Российской Федерации"
Программы: 2. Постановление Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 "О
федеральной целевой программе "Развитие
туризма в Российской Федерации"
3. Закон Челябинской области от 10 мая
2000 г. № 119-ЗО "О туризме"
1. Введение
1.1. Содержание проблемы и обоснования необходимости ее решения программными методами
Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации предусматривает включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики.
Одной из современных тенденций развития российского туризма является перенесение основной зоны туристского освоения в центральные регионы России, к которым относится и Уральская рекреационная зона.
Челябинская область, важнейший промышленный регион России, обладает относительно благоприятными туристскими ресурсами.
Во-первых, это уникальные природные достопримечательности: карстовые пещеры, горы, утесы и скалы по берегам рек Ай, Юрюзань, Сим, озера Увильды, Тургояк, Кисегач, Зюраткуль и т.д. (всего 3170 озер). Биоклиматические условия позволяют активно заниматься оздоровительным и спортивным туризмом как в летний, так и в зимний периоды.
Во-вторых, гидроминеральные ресурсы Урала отличаются наибольшим разнообразием среди регионов Центральной России. На ряде озер созданы здравницы, дома и базы отдыха, где в оздоровительных и лечебных целях широко используются минеральные воды и лечебные грязи. Это широко известные санатории "Урал", "Карагайский бор", "Увильды", "Кисегач".
В-третьих, своеобразен культурно - исторический потенциал региона. Более 3000 памятников археологии, истории, архитектуры отражают многовековое прошлое нашего края, связанное с горнозаводским производством, определяющим историческое развитие Южного Урала вплоть до наших дней. 9 городов имеют статус исторических: Челябинск, Кыштым, Троицк, Миасс, Златоуст, Миньяр, Магнитогорск, Касли, Верхнеуральск.
В-четвертых, Урал славится своими промыслами и ремеслами: каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра на стали, изделия из камня.
В-пятых, в Челябинской области есть территории, которые могут быть отнесены к экологически чистым природным зонам (Ильменский государственный заповедник, историко - ландшафтный музей - заповедник "Аркаим", национальные природные парки "Таганай" и "Зюраткуль", Троицкий государственный природный ботанический заказник и др.), что создает возможность развития экологического туризма.
В-шестых, большое количество пригодных для горнолыжных трасс склонов, продолжительность зимнего периода, высота снежного покрова и величина зимних температур, соответствующих показателям европейских горнолыжных курортов Среднегорья позволяют активно развивать горнолыжный туризм. Сегодня на территории области эксплуатируются 14 горнолыжных трасс. Две - "Аджигардак" (Аша) и "Абзаково" (Магнитогорск) имеют международный сертификат соответствия.
В 1999 году начато строительство Центра горнолыжного туризма и отдыха в г. Трехгорном. Уже в 2000 году сданы в эксплуатацию 6-местный кресельный подъемник и гостиничный комплекс "Каменный цветок" на 360 мест.
Высокое промышленное освоение территории области и ее географическое положение обусловливает развитую транспортную инфраструктуру, что делает Южный Урал доступным для туристов из других регионов России и из-за рубежа.
С увеличением объемов внешнеэкономической деятельности в 1989 году в области созданы Магнитогорская и Челябинская таможни в составе Уральского таможенного управления.
Таким образом, выгодное географическое положение, относительная политическая стабильность, разнообразие природных богатств и исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал, необходимость структурных сдвигов в экономике региона в сторону ускоренного развития сферы услуг определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туризма в Челябинской области.
Вместе с тем, настоящий период развития хозяйственного комплекса, региона характеризуется сохранением напряженной экологической ситуации - отсутствием действенной системы регулирования хозяйственных нагрузок в рекреационных зонах, сильной изношенностью материальной базы рекреационно - туристского комплекса области, что способствует формированию консервативного туристского потока, направленного за пределы Южного Урала.
Сеть оздоровительных и туристских учреждений считается слаборазвитой и частично утерянной, что является главной причиной, сдерживающей интенсивное развитие туризма в регионе.
В процессе приватизации промышленных предприятий объекты социальной инфраструктуры постепенно переходили в негосударственную собственность или были переданы в ведение муниципальных органов власти, которые не имеют достаточных финансовых и кадровых ресурсов, а также общей экономической заинтересованности для качественной модернизации и сохранения социального назначения переданных объектов.
Основные фонды санаторно - курортных и туристских предприятий, остающихся в государственной и профсоюзной собственности, характеризуются высокой степенью износа, до 80 % нуждаются в реконструкции.
Среднегодовая загрузка здравниц на протяжении семи последних лет оставалась низкой и колебалась в пределах 60 - 70 %, исключая 1999 год, когда спрос на услуги местных здравниц довел их загрузку до 100 %.
О невысокой конкурентоспособности внутрирегионального туристского продукта свидетельствует соотношение выездного и въездного туризма. За границу с туристскими и деловыми целями ежегодно выезжает 1,1 % населения области (40 тыс.чел.), в то время как число иностранцев, воспользовавшихся туристско - экскурсионными услугами областных турфирм варьируется в пределах 400 чел., или 20 % от официально зарегистрированных иностранных граждан, ежегодно прибывающих в Челябинскую область (около 2000 чел. в год).
Выездной туризм становится мощным каналом оттока из региона валютных средств.
Ухудшение социально - экономической ситуации в стране и регионе привело к тому, что практически прекратил свое существование организованный отдых, подорвана социально - экономическая база массового туризма.
Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов в отрасли.
Отсутствие системы научного и рекламно - информационного обеспечения замедляет продвижение областного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Вместе с тем, наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет области завоевывать серьезные позиции на туристическом рынке. В случае государственной поддержки развития отрасли на региональном уровне. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно - информационное обеспечение продвижения областного туристического продукта на российском и международном рынках до создания льготного налогового режима в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и реализацией наиболее экономически и социально значимых видов туризма - въездного, внутреннего, социального и самодеятельного.
Реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживить областной туристский рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма от администрации области.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств областного бюджета, предусматривается использование различных форм стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблему подготовки туристских кадров намечается решить за счет создания системы подготовки специалистов для туристской отрасли с использованием возможностей получения дополнительного образования.
Важная роль отводится созданию системы научного и рекламно - информационного развития туризма.
1.2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Главная цель Программы - создание в Челябинской области благоприятных экономических и организационно - правовых условий для развития высокоэффективного и конкурентоспособного рекреационно - туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможности для удовлетворения потребностей населения области в рекреационно - туристских услугах, а с другой стороны, значительный вклад в развитие экономики области, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия региона.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
- формирование современной нормативно - правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности;
- создание условий для приоритетного развития внутреннего, въездного и социального туризма;
- расширение сети спортивно - оздоровительного и самодеятельного туризма;
- стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма;
- создание условий для развития центров туризма, освоения новых туристских зон с обширным природным и историко - культурным потенциалом;
- стимулирование активного использования памятников культурного и природного наследия в целях просвещения и науки;
- интеграция Челябинской области в систему российского и мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
- содействие в разработке и внедрении на областном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
- развитие отраслевой туристской науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на региональном уровне.
Программу предлагается реализовать в течение 2001 - 2005 г.г.
Организация работы по выполнению Программы предполагает реализацию системы программных мероприятий, направленных на участие в формировании нормативно - правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно - информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и строительства туристических объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению областного туристского продукта на российском и мировом рынках.
Решение этих задач позволит создать гибкий механизм функционирования рекреационно - туристского комплекса Южно - Уральского региона в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры.
1.3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 2001 - 2005 г.г., охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
- нормативно - правовую область;
- организацию туристской деятельности и управление туризмом;
- содействие развитию материальной базы туризма;
- рекламно - информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- научное обеспечение туризма;
- обустройство территорий туристского показа.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования туризма.
Туристская деятельность в Челябинской области осуществляется в соответствии с областным законом "О туризме". Однако в развитие закона необходимо разработать и утвердить целый ряд нормативных актов, регламентирующих туристскую деятельность в области. Особое значение имеет работа по созданию системы сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхование жизни, здоровья и имущества путешествующих.
Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию нормативных правовых актов, а также формирование организационного механизма реализации Программы составляют основу раздела по совершенствованию управления туризмом.
Мероприятия по развитию материальной базы туризма предполагают разработку и реализацию инвестиционных проектов за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, а также активизацию деятельности некоммерческого "Фонда развития регионального туризма".
Мероприятия рекламно - информационного обеспечения включают:
- создание информационных банков данных и образование информационно - консультативного центра при Комитете по физической культуре, спорту и туризму администрации области с целью формирования образа Челябинской области как региона, благоприятного для туризма, издание информационно - рекламного каталога о возможностях туристского рынка области, участие в организации и проведении международных и отечественных туристических выставок.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма предусматривает:
определение потребности в кадрах специалистов;
подготовку и переподготовку кадров, специализирующихся в сфере детско - юношеского и молодежного туризма, их аккредитацию;
разработку учебных программ и методических пособий;
содействие в формировании сети специализированных учебных заведений и в подготовке кадров преподавателей.
Все эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.
Научное обеспечение включает мониторинг рынка туристских услуг региона, разработку программ развития специализированных видов туризма, схем размещения зон и объектов рекреационно - туристского комплекса Челябинской области. Необходима разработка системы мер, обеспечивающих сохранность объектов наследия в процессе показа, в т.ч. реставрацию и благоустройство.
Важнейшее место в системе программных мероприятий отводится благоустройству территорий объектов показа, без которого их использование в туристских целях становится проблемным, и поэтому благоустройство должно стать предметом первоочередного внимания в сфере туристского бизнеса.
Предусматриваются содействие в разработке программ развития туризма на самоуправляющихся территориях, подготовка соответствующих методических материалов, проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала области.
1.4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
средства областного бюджета.
Общие затраты на реализацию Программы в 2001 - 2005 г.г. оцениваются в размере 1932,92 млн. рублей.
В том числе за счет средств областного бюджета 20260,0 тыс. рублей. Из них планируется:
На 2001 год 4709 тыс. рублей.
На 2002 год 4179 тыс. рублей.
На 2003 год 3874 тыс. рублей.
На 2004 год 3704 тыс. рублей.
На 2005 год 3794 тыс. рублей.
Размер средств на осуществление Программы ежегодно уточняется исходя из возможностей областного бюджета и оформляется бюджетной заявкой.
1.5. Механизм реализации Программы, контроль и координация деятельности
Администрация Челябинской области является координатором Программы и осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением.
Организацию, координацию и контроль за работой областных структур исполнительной власти по реализации Программы осуществляют заместители губернатора Челябинской области по соответствующим направлениям.
Текущее управление, координацию и контроль выполнения работ осуществляет Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Челябинской области.
Администрация Челябинской области ежегодно заслушивает отчет Комитета о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Администрация области - Государственный заказчик Программы - с учетом выделяемых областным бюджетом средств на ее реализацию ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
1.6. Социально - экономическая эффективность реализации Программы
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование в Челябинской области развитого туристского рынка, соответствующего международным требованиям к уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии, обеспечивающего, с одной стороны, потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - превращение туристской деятельности в доходную отрасль экономики региона.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения Челябинской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее защищенных слоев населения.
Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения.
Значительно укрепится материальная база туризма. Формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и малого предпринимательства в частности, внесет существенный вклад в структурную перестройку народнохозяйственного комплекса Челябинской области.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно - исторического и природного наследия.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный, областной и местные бюджеты прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
Развитие в Челябинской области высокоэффективного туристского комплекса значительно повысит ее привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
Ориентировочные показатели экономической эффективности реализации "Программы развития туризма в Челябинской области на период с 2001 по 2005 г.г." приведены в приложении № 1.
2. Основные мероприятия областной целевой комплексной
программы "Развитие туризма в Челябинской области
с 2001 по 2005 год"
Примечание. Количество рабочих мест в туристской отрасли увеличится с 6,9 тыс. чел. до 23,0 тыс. чел. в 2005 году, т.е. реализация программы позволит создать около 16 тыс. новых рабочих мест.
Приложение № 2
ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
НА 2001 - 2005 ГОДЫ