РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 23.05.2000 № 55/7
"О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Утратил силу в связи с истечением срока действия (Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2000 г. № 55/7
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.98 № 917 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года", решения Коллегии Министерства здравоохранения от 03.12.97 № 20 "О состоянии питания детей и неотложных мерах по его улучшению", Указа Президента Российской Федерации от 19.02.96 № 210 "Развитие индустрии детского питания", с целью формирования системы питания, обеспечения сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием, Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "Организация здорового питания детского населения города Челябинска" (приложение).
2. Определить, что ориентировочные затраты на организацию питания детей с 1 июля по 31 декабря 2000 года составляют дополнительно к бюджету по отраслям:
- "Образование" - 28351,0 тыс. руб.
- "Здравоохранение" - 15337,0 тыс. руб.
- "Социальная защита" - 849,0 тыс. руб.
3. Поручить Управлению экономики (Еналеев А.Х.), Управлению финансов (Березко Б.А.) совместно с Управлением по торговле и услугам (Нуждин М.Г.) Администрации города провести проверку расчетов и представить конкретные предложения по статьям финансирования Программы для учета требуемых расходов при формировании бюджетной заявки города Челябинска на 2001 год.
4. Для получения источника финансирования социально значимых вопросов обратиться в Законодательное собрание и Администрацию Челябинской области с предложением о пересмотре для города Челябинска норматива отчисления налога на прибыль в соответствии с результатами исполнения бюджета области за I квартал 2000 года.
5. Поручить Главе города и председателям постоянных комиссий городской Думы встретиться с Губернатором Челябинской области по вопросу формирования бюджета города Челябинска на 2001 год.
6. Поручить рабочей группе (Еналеев А.Х.) совместно с комиссией по социальной политике городской Думы (Кибизова В.В.) в месячный срок распределить по исполнителям и источникам финансирования указанные в Программе муниципальные учреждения для больных детей и детей-сирот с целью обеспечения питания детей с 1 июля 2000 года.
7. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города Харисову Т.Л.
8. Контроль исполнения настоящего решения поручить комиссии по социальной политике городской Думы (Кибизова В.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 23 мая 2000 г. № 55/7
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
---------------T-------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Организации здорового питания детского населения ¦
¦программы ¦г. Челябинска ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для ¦1. Постановление Правительства Российской ¦
¦разработки ¦Федерации от 10 августа 1998 года № 917 ¦
¦программы ¦"О Концепции государственной политики в области ¦
¦ ¦здорового питания населения Российской Федерации ¦
¦ ¦на период до 2005 года". ¦
¦ ¦2. Решение Коллегии Министерства здравоохранения ¦
¦ ¦от 03.12.1997 г. № 20 "О состоянии питания детей ¦
¦ ¦и неотложных мерах по его улучшению". ¦
¦ ¦3. "Развитие индустрии детского питания" Указ ¦
¦ ¦Президента РФ № 210 от 19.02.96 г. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Цели ¦Формирование системы питания, обеспечение ¦
¦программы: ¦сохранения и укрепления здоровья детей, ¦
¦ ¦профилактика заболеваний, связанных с ¦
¦ ¦неправильным питанием. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Создание нормативной, экономической и ¦
¦задачи: ¦материальной базы, обеспечивающей: ¦
¦ ¦1. Приоритетное, планомерное финансированное ¦
¦ ¦детского питания. ¦
¦ ¦2. Доступность пищевых продуктов для всех детских¦
¦ ¦учреждений. ¦
¦ ¦3. Высокое качество и безопасность пищевых ¦
¦ ¦продуктов. ¦
¦ ¦4. Пропаганду среди населения принципов ¦
¦ ¦рационального, здорового питания. ¦
¦ ¦5. Производство в необходимых объемах ¦
¦ ¦продовольственного сырья и пищевых продуктов. ¦
¦ ¦6. Постоянный контроль за организацией питания ¦
¦ ¦детского населения. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Комиссия по социальной политике городской Думы; ¦
¦программы: ¦Центр государственного санитарно - ¦
¦ ¦эпидемиологического надзора в городе Челябинске; ¦
¦ ¦Управление здравоохранения; ¦
¦ ¦Управление по делам образования; ¦
¦ ¦Управление социальной защиты населения; ¦
¦ ¦Управление по торговле и услугам; ¦
¦ ¦Областной Совет женщин; ¦
¦ ¦Общественный Наблюдательный Совет по правам детей¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2000 - 2005 гг. ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы: ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Обеспечение качественного функционирования и ¦
¦результаты ¦развития системы детского питания, улучшение ¦
¦ ¦здоровья детей. ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦ 2779751,6 тыс. руб., в том числе: ¦
¦источники ¦- федеральный бюджет - 67560,0 тыс. руб.; ¦
¦финансирования¦- областной бюджет - 23600,0 тыс. руб.; ¦
¦ ¦- городской бюджет - 2524485,6 тыс. руб.; ¦
¦ ¦- внебюджетные средства - 252266,0 тыс. руб. ¦
L--------------+--------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
1. Здоровье человека - важнейший приоритет государства;
2. Пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;
3. Питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
4. Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;
5. Питание должно способствовать защите организма человека при неблагоприятных условиях среды.
Исходя из значимости здоровья детей и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня качества питания определены цели, задачи и этапы реализации политики города в области здорового питания детей.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Основы здоровья каждого поколения закладываются в детском возрасте, здоровье взрослого населения во многом определяется тем, какие показатели здоровья имелись в детском возрасте, поэтому подрастающее поколение - особая группа населения.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Питание, которое вызывает определенные заболевания, характеризуется:
- снижением уровня грудного вскармливания;
- искусственным вскармливанием;
- сокращением потребления многих ценных в питательном отношении продуктов: мясных; молочных, рыбных, а также овощей и фруктов;
- ярко выраженным углеводистым характером, приводящим к истощению его энергетической и питательной ценности;
- реализацией блюд, не свойственных детскому ассортименту и запрещенных: консервированных, маринованных, копченых и т.д.
II. ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Несбалансированное питание является одной из причин ухудшения здоровья у детей, в частности, нарушение иммунного статуса, сопряженного с возникновением многих инфекционных и соматических заболеваний, увеличения числа детей с задержкой роста, уменьшением массы тела, ростом заболеваний органов пищеварения, ожирения.
В 90-е гг. появилось новое понятие "децелерация", то есть замедление темпов развития подрастающего поколения. Такие параметры, как мышечная сила и выносливость, у детей и подростков 90-х гг. ниже на 10 - 12 %, чем у их сверстников 60-х гг. Среди мальчиков 14 - 15 лет количество отстающих от своего паспортного возраста на 1 - 2 года составляет 30 - 36 %. Девочки с отклонением физического развития составляют 33,9 %. Показатели здоровья девочек находятся на крайне низком уровне, это приводит к тому, что в период деторождения вступают больные женщины.
За последние три года уменьшилось количество здоровых детей (таб. 1).
Анализ общей заболеваемости подросткового и детского населения города Челябинска показал, что с 1996 года отмечается рост заболеваемости у детей и подростков (таб. 2, 3).
Таблица 2
ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
(БОЛЕЗНЕННОСТЬ) ДЕТЕЙ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ
НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ ПО КЛАССАМ
------T------------------------------T---------T--------T--------¬
¦Класс¦ Наименование классов ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ I ¦Инфекционные и паразитарные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезни ¦ 127,8 ¦ 101,3¦ 125,6¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ II ¦Новообразования ¦ 5,2 ¦ 5,3¦ 6,7¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ III ¦Болезни эндокринной системы ¦ 40,4 ¦ 52,4¦ 56,5¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ IV ¦Болезни крови кроветворных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов ¦ 18,2 ¦ 20 ¦ 23,3¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ V ¦Психические расстройства ¦ 10,3 ¦ 13,9¦ 9,3¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ VI ¦Болезни нервной системы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов чувств ¦ 175,5 ¦ 180 ¦ 195,6¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ VII ¦Болезни системы кровообращения¦ 13,7 ¦ 16,1¦ 16,5¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦VIII ¦Болезни органов дыхания ¦ 946,9 ¦ 1032,6¦ 1059,0¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ IX ¦Болезни органов пищеварения ¦ 155,8 ¦ 168,0¦ 182,2¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ X ¦Болезни мочеполовой системы ¦ 30,9 ¦ 33,9¦ 36,9¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ XI ¦Осложнения беременности, родов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и послеродового периода ¦ 0,02¦ - ¦ - ¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ XII ¦Болезни кожи и подкожной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клетчатки ¦ 107,7 ¦ 104,0¦ 112,2¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦XIII ¦Болезни костно-мышечной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы ¦ 70,9 ¦ 73,6¦ 73,4¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ XIV ¦Врожденные аномалии ¦ 15,3 ¦ 18,9¦ 20,0¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ XV ¦Отдельные состояния, возникшие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в перинатальном периоде ¦ 24,97¦ 29,8¦ 35,8¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ XVI ¦Симптомы, признаки и неточно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обозначенные диагнозы ¦ 1,4 ¦ 1,4¦ 1,9¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦XVII ¦Травмы и отравления ¦ 128,7 ¦ 129,0¦ 129,3¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ ¦ВСЕГО: ¦ 1874,3 ¦ 1991,3¦ 2084,1¦
+-----+------------------------------+---------+--------+--------+
¦ ¦Население ¦230874 ¦224645 ¦222720 ¦
L-----+------------------------------+---------+--------+---------
Таблица 3
ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
(БОЛЕЗНЕННОСТЬ) ПОДРОСТКОВ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ
НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ ПО КЛАССАМ
------T-------------------------------T--------T--------T--------¬
¦Класс¦ Наименование классов ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ I ¦Инфекционные и паразитарные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезни ¦ 61,7¦ 58,8¦ 74,2¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ II ¦Новообразования ¦ 3,3¦ 3,8¦ 4,4¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ III ¦Болезни эндокринной системы ¦ 23,9¦ 24,1¦ 28,8¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ IV ¦Болезни крови кроветворных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов ¦ 1,3¦ 1,4¦ 1,6¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ V ¦Психические расстройства ¦ 4,7¦ 4,0¦ 6,9¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ VI ¦Болезни нервной системы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов чувств ¦ 314,7¦ 329 ¦ 291,0¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ VII ¦Болезни системы кровообращения ¦ 41,1¦ 50,0¦ 48,1¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦VIII ¦Болезни органов дыхания ¦ 487,2¦ 625,9¦ 644,1¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ IX ¦Болезни органов пищеварения ¦ 113,9¦ 122,2¦ 117,7¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ X ¦Болезни мочеполовой системы ¦ 121,4¦ 126,8¦ 141,1¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ XI ¦Осложнения беременности, родов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и послеродового периода ¦ 5,0¦ 5,8¦ 3,7¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ XII ¦Болезни кожи и подкожной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клетчатки ¦ 87,4¦ 85,3¦ 84,4¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦XIII ¦Болезни костно-мышечной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы ¦ 127,7¦ 154,4¦ 177,2¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ XIV ¦Врожденные аномалии ¦ 5,7¦ 6,8¦ 6,8¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ XV ¦Отдельные состояния, возникшие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в перинатальном периоде ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ XVI ¦Симптомы, признаки и неточно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обозначенные диагнозы ¦ 2,6¦ 1,2¦ 1,2¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦XVII ¦Травмы и отравления ¦ 140,3¦ 148,0¦ 149,6¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ ¦ВСЕГО: ¦ 1542,1¦ 1747,6¦ 1780,9¦
+-----+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ ¦Население ¦ 45461 ¦ 45589 ¦ 47161 ¦
L-----+-------------------------------+--------+--------+---------
В детском возрасте третье ранговое место в структуре общей заболеваемости занимают болезни органов пищеварения, в 1998 году они составили 182,2 %. По сравнению с 1985 годом заболеваемость органов пищеварения у детского населения выросла почти в 5 раз.
Определен рост заболеваемости среди детского населения болезней эндокринной системы, крови и кроветворных органов, возникшие в перинатальном периоде, которые выросли в 5 и более раз.
Анализ организации питания детей показывает, что питание детей раннего возраста (от "0" до 2-х лет) осуществляется через детские молочные кухни, в том числе бесплатно - детям из многодетных и малообеспеченных семей.
Всего через детские молочные кухни города в течение 1998 года получило питание 15491 детей, в том числе дети первого года жизни составили 69 %, из них получили бесплатно - 83,7 %.
Основной продукт питания детских молочных кухонь кефир (неадаптированная смесь).
За период с 1996 г. по 1998 г. число детей первого и второго года жизни, получающих питание в детских молочных кухнях города, увеличилось с 71,1 % до 75,9 %, что связано с удорожанием продуктов детского питания промышленного производства и доступностью по цене продуктов питания (кефир, творог), производимых детскими молочными кухнями.
Число детей первого и второго года жизни, получающих бесплатное питание в ДМК, уменьшилось на 24 % за счет детей первого года жизни, которые в предыдущие годы получали бесплатное питание независимо от материального состояния семьи.
Плановые производственные мощности 10 детских молочных кухонь - 34100 порции в сутки.
Фактически в 1996 г. Фактически в 1998 г.
33227 порций/сутки 31881 порций/сутки
Таблица 4
ФАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ 1 И 2 ГОДА ЖИЗНИ МОЛОЧНЫМИ СМЕСЯМИ И ПРОДУКТАМИ
ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ
В 1998 ГОДУ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЕ МОЛОЧНЫЕ КУХНИ
---------------------T-----------------------T-------------------¬
¦ Наименование ¦ Потребности ¦ Фактически ¦
¦ продуктов ¦ ¦реализовано ч/з ДМК¦
¦ ¦ ¦ детям 1 и 2 г. ¦
¦ ¦ ¦ жизни ¦
¦ +-----------T-----------+-----------T-------+
¦ ¦дети 1 года¦дети 2 года¦ абс. ¦ % ¦
¦ ¦ жизни ¦ жизни ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- сухие молочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦смеси ¦ 97438,0 кг¦ - ¦ - ¦ - ¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- сухие каши ¦ 49854,0 кг¦ 33863 кг ¦ - ¦ - ¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- адаптированные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦молочные продукты ¦ 320000 кг ¦ - ¦ 59000 кг ¦ 18,4 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦ Неадаптированные продукты ¦
+--------------------T-----------T-----------T-----------T-------+
¦- кефир + молоко ¦ 327746 кг ¦ 1309350 кг¦ 640700 кг ¦ 39,2 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- творог ¦ 33217,5 кг¦ 162540 кг ¦ 117223 кг ¦ 59,9 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦Мясные консервы ¦ 38265,0 кг¦ 130000 кг ¦ 85480,0 кг¦ 17,3 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦ Плодоовощные консервы ¦
+--------------------T-----------T-----------T-----------T-------+
¦- соки ¦ 162104 кг ¦ 331000 кг ¦ 85480,0 кг¦ 17,3 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- фруктовые пюре ¦ 162,101 кг¦ 331000 кг ¦ 112670 кг ¦ 22,8 %¦
+--------------------+-----------+-----------+-----------+-------+
¦- овощное пюре ¦ 486304 кг ¦ 661000 кг ¦ 5080 кг ¦ 0,44 %¦
L--------------------+-----------+-----------+-----------+--------
В городе функционируют три дома ребенка общей мощностью на 270 мест психоневрологического профиля, где находятся дети от 5 - 7 дней жизни до 4,5 лет.
Выполнение натуральных норм за 9 месяцев 1999 года по домам ребенка города приведено в таблице 5.
Таблица 5
АНАЛИЗ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
В ДОМАХ РЕБЕНКА ГОРОДА СОГЛАСНО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ
НОРМАМ ПИТАНИЯ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 1999 ГОДА
Анализ финансирования питания в детских муниципальных учреждениях здравоохранения показывает, что фактическая стоимость 1 койко/дня значительно ниже плановой нормы (таблица 6).
В питании больных детей отсутствуют основные продукты питания мясо, молоко, сахар, крупы, масло сливочное, овощи, соки и др.
Питание больных детей в целом не сбалансировано по содержанию белков, жиров, углеводов, калорийности и недостаточно по биологической ценности.
"С" - витаминизация блюд для больных отсутствует в большинстве детских лечебно - профилактических учреждениях города.
Оценивая принципы планирования на питание в образовательных учреждениях необходимо отметить, что в школах планирование нормативной базы осуществляется по двум направлениям: по установленному нормативу финансирования на одного учащегося и компенсации на удешевление школьного питания в соответствии с Федеральным Законом "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениям начального профессионального и среднего профессионального образования", что практически не выполнялось с 1996 года, так как действие Закона предполагает компенсацию на удешевление школьного питания в расчете 3,0 % от минимальной зарплаты на каждого учащегося, причем 1,5 % должны выплачиваться из муниципального бюджета и 1,5 % за счет средств Федерального бюджета. Однако ежегодно планируется только на учащихся из малообеспеченных семей. С момента введения в действие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" с 1996 года расходы планируются только за счет местного бюджета и средств на эти цели из Федерального бюджета не поступало.
В сметах районов на 1998 год запланировано средств на питание всего 62741,1 тыс. руб., освоено 40549,0 тыс. руб., что составляет 64,4 %, в том числе по районам
Причиной неосвоения средств на питание является отсутствие финансирования. Основным источником финансирования питания являются средства по взаимозачетам, что характеризуется следующими данными (таблица 7).
В результате низкого уровня финансирования стоимость питания в день в дошкольных образовательных учреждениях по итогам 1998 года сложилась 7 руб. 24 коп. при норме 11 рублей на одного ребенка, за истекший период 1999 года 11 руб. 54 коп. при норме 19 рублей. Не выполнены натуральные нормы продуктов, содержащих белок: мясо, рыба, яйцо, сыр, молоко (таблица 8).
В городе действуют 5 детских домов, где проживает 304 ребенка.
Из анализа финансово - экономических показателей (таблица 9) следует, что фактический расход на питание в детских домах за 1998 год в среднем по городу составил 67,3 % от утвержденной суммы, в том числе "живыми" деньгами получено средств из бюджета от фактически израсходованной суммы всего 55,1 %.
Не выполняются физиологические нормы (таблица 10) по основным продуктам питания: мясо, рыба, масло, овощи, яйцо, творог.
В функционирующих школах - интернатах города среднедневная стоимость питания на 1 ребенка в день в 1998 году составила 10 руб. 64 коп., при норме 14 руб. 37 коп.
Анализ потребления основных продуктов питания (таблица 11) показывает, что не выдерживаются физиологические нормы питания, дети недополучают основные виды продуктов питания: мясо, рыба, масло, овощи, яйцо, творог, сыр, фрукты, сок, преобладают крупы и макаронные изделия. Фактический расход на питание в школах - интернатах в среднем по городу за 1998 год составил 68,9 %, в том числе (живыми) деньгами 31,3 %.
Таблица 8
ВЫПОЛНЕНИЕ
НАТУРАЛЬНЫХ НОРМ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ДЕНЬ НА ОДНОГО
РЕБЕНКА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 1999 ГОДА
В 6 коррекционных учебных учреждениях фактические расходы на питание в 1998 году в сравнении с 1997 годом снизились на 10 %, при росте цен на продукты питания в 2 раза. Финансирование питания обеспечивалось в 1998 году в основном путем взаимозачетов - 84,1 %, в результате цены на основные виды продуктов питания превышают среднегородские.
В муниципальной образовательной системе города Челябинска в 1998 - 1999 учебном году обучалось 145745 учащихся.
Таблица 12
СВЕДЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРЯЧИМ ПИТАНИЕМ
ПО СОСТОЯНИЮ НА 1999 - 2000 УЧЕБНЫЙ ГОД В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
В связи с ухудшением здоровья учащихся (цифровые показатели приведены выше), различными вопросами социального характера проблема финансирования льготного и бесплатного питания данных категорий растет одновременно с увеличением количества учащихся, которых можно к ним отнести (таблица 14).
В 95 % общеобразовательных школ питание организовано через комбинаты школьного питания. Из 7 комбинатов 4 комбината школьного питания имеют статус муниципального. Существующие в городе комбинаты школьного питания не отвечают таковым по своему назначению, выполняя, в основном, функции перевалочных торговых баз. До настоящего времени в городе отсутствует Положение о комбинатах школьного питания. Высокая наценка на продукцию комбината школьного питания (до 60 %) приводит к необоснованному повышению стоимости школьного обеда.
Низкий уровень охвата горячим питанием (10 - 25 %) в образовательных учреждениях является результатом недостаточного контроля со стороны руководителей образовательных учреждений. Медицинские работники образовательных учреждений, заведующие дошкольно-школьных отделов поликлиник не всегда осуществляют пропаганду основ рационального питания и профилактику заболеваний органов пищеварения среди родителей и детей.
Не всегда существующий ассортимент блюд и буфетной продукции соответствует физиологическим и гигиеническим нормативам.
Материально-техническая база столовых в муниципальных образовательных учреждениях (школах, дошкольных образовательных учреждениях, детских домах и школах-интернатах) города нуждается в значительном обновлении и усовершенствовании. Около 85 % всего оборудования находится на грани амортизационного износа. В ряде школьных столовых находится оборудование, которое подлежит списанию, но поддерживается в рабочем состоянии, т.к. нет возможности его замены. Необходима замена 80 % мебели в школьных столовых, а также их обеспечение столовыми приборами, соответствующими санитарно - гигиеническим требованиям.
В настоящее время в городе действуют 5 социально-реабилитационных центров для детей и подростков: в Тракторозаводском (городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), Ленинском, Металлургическом, Курчатовском и Калининском (социальный приют для детей и подростков "Возрождение") районах.
Питание воспитанников в муниципальных учреждения социальной защиты организовано следующим образом:
1. В городском санитарно-реабилитационном центре для несовершеннолетних и социальном приюте для детей и подростков "Возрождение" Калининского района горячее питание обеспечивают комбинаты школьного питания.
2. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков Металлургического, Ленинского, Курчатовского районов организуют питание собственными силами.
Средняя стоимость питания в указанных учреждениях в 1999 г. составляет 20,3 руб. в день на одного ребенка при норме 36,0 руб. (таблица 16), выполнение физиологических норм в 1998 году составило 83 %, за 9 месяцев 1999 года - 75 %.
Таблица 15
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ЦЕНТРАХ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1999 ГОД
-----------------T-------------T------T------T-----------T-------¬
¦ Наименование ¦Ведомственная¦кол-во¦кол-во¦ Форма ¦ Крат- ¦
¦ учреждения ¦ принадлеж- ¦детей ¦поса- ¦организации¦ ность ¦
¦ ¦ ность ¦ ¦дочных¦ питания ¦питания¦
¦ ¦ ¦ ¦ мест ¦ ¦ ¦
+----------------+-------------+------+------+-----------+-------+
¦Социально - ¦ Управление ¦ 32 ¦ 32 ¦ КУП ¦ 4 ¦
¦реабилитационный¦ социальной ¦ ¦ ¦ Тракторо- ¦ ¦
¦Центр для ¦ защиты ¦ ¦ ¦заводского ¦ ¦
¦несовершеннолет-¦ ¦ ¦ ¦ района ¦ ¦
¦них г.Челябинска¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------------+------+------+-----------+-------+
¦Социально - ¦ Управление ¦ 40 ¦ 40 ¦Собственны-¦ 5 ¦
¦реабилитационный¦ социальной ¦ ¦ ¦ ми силами ¦ ¦
¦Центр для детей ¦ защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и подростков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Металлургичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кого района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------------+------+------+-----------+-------+
¦Социальный приют¦Администрация¦ 40 ¦ 40 ¦Собственны-¦ 4 ¦
¦для детей и ¦Калининского ¦ ¦ ¦ми силами ¦ ¦
¦подростков ¦ района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Возрождение" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Калининского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------------+------+------+-----------+-------+
¦ИТОГО ¦ ¦ 112 ¦ 112 ¦ ¦ ¦
L----------------+-------------+------+------+-----------+--------
Таблица 16
ПЛАНИРОВАНИЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПИТАНИЕ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ
1999 ГОДА В СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Таким образом, общий анализ организации питания детей в городе Челябинске выявил ряд проблем, требующих принятия неотложных мер по улучшению системы и качества питания:
- неисполнение Федеральных законов и других нормативных актов, устанавливающих натуральные нормы потребления продуктов питания, размеры компенсационных выплат и источники финансирования;
- несоответствие объемов финансирования статьи "Питание" обеспечению выполнения натуральных норм потребления продуктов питания;
- преобладание взаимозачетной схемы финансирования статьи "Питание";
- снижение уровня жизни населения и, как следствие, рост социального сиротства, увеличение числа детей, нуждающихся в бесплатном питании в образовательных учреждениях города.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В качестве неотложных мер по улучшению качества питания детей предусмотрены следующие основные направления деятельности:
1. В области рационального детского питания:
- реализация комплексных мероприятий поддержки грудного вскармливания;
- обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;
- обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
- организация в установленном порядке горячего питании детей в муниципальных учреждениях образования, социальной защиты.
2. В области разработки медицинских аспектов здорового питания:
- осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья детей и подростков;
- уточнение потребностей различных возрастных групп детского населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;
- подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях Челябинской области;
3. В области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний:
- ликвидация существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) за счет продуктов, содержащих эти компоненты;
- профилактика распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);
- повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;
1. В области обеспечения доступности пищевых продуктов для детей из малообеспеченных семей:
- разработка системы выявления нуждающихся в адресной помощи;
- разнообразие видов помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.
2. В области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:
- максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
- совершенствование нормативно - методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;
- осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, воды, воздух);
- создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
3. В области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:
- ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
- созданию образовательных программ для населения;
- внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
- созданию информационно - издательских программ.
IV. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организация обеспечения питанием детей от 0 до 3 лет
Первый этап (2000 - 2001 гг.).
1. Реализация комплексных мероприятий поддержки грудного вскармливания.
2. Выполнение натуральных норм потребления продуктов питания по всем детским учреждениям отраслей здравоохранения, образования, социальной защиты.
3. Финансирование статьи "Питание" в 100 % объеме.
4. Действенный контроль за организацией питания детей.
Второй этап (2002 - 2003 гг.).
1. Ликвидация существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов за счет продуктов, содержащих эти компоненты.
2. Профилактика распространенных неинфекционных заболеваний.
3. Подготовка кадров в различных областях организации питания.
4. Разработка образовательных программ в области здорового питания.
Третий этап (2003 - 2005 гг.).
1. Создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продуктов и продовольствия.
2. Развитие материально-технической базы системы обеспечения питания.
Объемы финансирования ежегодно должны уточняться и планироваться одновременно с принятием бюджета как защищенные статьи. Нормативная база корректируется при принятии бюджета, если другое не предусмотрено законодательными и иными нормативными актами. В Программу могут вноситься изменения на основании изменений социально-экономических условий.
Объем финансирования на 2000 год по отраслям:
Стоимость питания в муниципальных учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в коррекционных учреждениях, на 2000 год рассчитанная по натуральным нормам по ценам мая 1999 года:
Дети от 0 до 3 лет 39,06 руб.
Дети от 3 до 6 лет 42,15 руб.
Дети от 6 и старше 50,68 руб.
Расчет объемов финансирования по Программе "Питание" на 2000 год по отраслям: