Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 25.05.1999 № 39/7
"О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 109, 17.06.1999


Утратил силу в связи с принятием Решения Челябинской городской Думы от 25.02.2003 № 24/11.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 7 данного документа).



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 1999 г. № 39/7

О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ
ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

В целях более широкого привлечения населения к участию в охране общественного порядка и усиления борьбы с преступностью, на основании пункта 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, Постановления Правительства Челябинской области от 11.12.97 № 85-п "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению правопорядка в Челябинской области", решения Челябинской городской Думы от 24.03.98 № 22/4 "О программе развития и укрепления правоохранительных и судебных органов на 1998 год", постановления Главы города от 05.05.99 № 541-п "О ходе выполнения решения городской Думы от 24.03.98 № 22/4" и статьи 18 Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:

1. Утвердить Временное положение о народных дружинах по охране общественного порядка в городе Челябинске (приложение).

2. Главам администраций районов в городе содействовать созданию народных дружин и осуществлять дальнейшую поддержку их деятельности по охране общественного порядка.

3. Начальнику УВД города Челябинска Лесняку В.И. организовать работу милиции с народными дружинами по вопросам профилактики правонарушений и укрепления правопорядка в городе.

4. Считать утратившим силу постановление Главы города Челябинска от 25.07.95 № 673-п "Об активизации деятельности общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, и улучшении их взаимодействия с органами внутренних дел".

5. Общественным организациям по охране правопорядка, действующим в настоящее время, до 1 июля 1999 года привести в соответствие с утвержденным Временным положением свой правовой статус, структуру и деятельность.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы города, руководителя аппарата Козлова С.В. и председателя комиссии по законности и городскому самоуправлению городской Думы Титова В.Е.

7. Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 25 мая 1999 г. № 39/7

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

Настоящее Положение устанавливает правовую основу участия граждан в охране общественного порядка на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Устава города Челябинска.

1. Общие положения

1.1. Народные дружины (далее - дружины) - форма участия граждан в содействии правоохранительным органам по обеспечению общественного порядка на территории города Челябинска, осуществляющие свою деятельность под руководством Администрации города при непосредственном управлении УВД города.

1.2. Основными задачами дружин являются содействие правоохранительным органам в охране прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охране общественного порядка и воспитании граждан в духе уважения законов Российской Федерации.

1.3. Действие настоящего Положения не распространяется на правоотношения, которые возникают в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью.

2. Гарантии правовой защиты народных дружинников

2.1. Народные дружинники (далее - дружинники) при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка находятся под защитой государства. Законные требования дружинников обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

2.2. Неповиновение законным требованиям дружинников, а также насилие или угроза его применения, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2.3. Дружинник не несет ответственность за причиненный вред в состоянии необходимой обороны, если не превышает ее пределы, а также за вред, причиненный при задержании лица, совершившего преступление, если при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2.4. Ущерб, причиненный имуществу дружинника, в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в соответствии с действующим законодательством.

3. Создание народных дружин

3.1. Дружины создаются на принципах:
- законности;
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизма, уважения личности;
- добровольности;
- гласности.

3.2. Дружина учреждается на организационном собрании граждан, желающих вступить в дружину, которое созывается уполномоченным лицом на основании доверенности (приложение), заверенной Главой города (главой администрации соответствующего района в городе), начальником УВД города (начальником РУВД соответствующего района в городе) по месту проживания граждан при комитетах территориального общественного самоуправления.

3.3. В дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке на общем собрании дружины или на заседании ее штаба, на основании письменного заявления граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, способные по своим деловым, моральным и физическим качествам исполнять обязанности дружинника, по рекомендации участкового инспектора милиции по месту проживания кандидата в дружинники.

3.4. После принятия общим собранием решения о создании дружины, граждане открытым голосованием, большинством голосов от присутствующих, сроком на 2 года избирают штаб дружины в составе: командир дружины, заместитель командира дружины, начальник штаба дружины и члены штаба дружины.

3.5. В учредительные документы о создании дружины входят:
- протокол собрания о создании дружины и выборе руководства дружиной;
- заявления от граждан о принятии их в дружину;
- списки кандидатов в дружинники, согласованные с соответствующими органами внутренних дел;
- иные необходимые документы.

3.6. Учредительные документы о создании дружины передаются в городской, районные штабы для принятия решения о постановке дружины на учет.

3.7. В дружину не могут быть приняты граждане:
- имеющие судимость;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании, алкоголизма;
- не проживающие на территории данного КТОС;
- без рекомендации участкового инспектора милиции по месту проживания кандидата в дружинники;
- по иным, не отвечающим действующему законодательству, требованиям.

3.8. Отчисление из дружины может быть принято по решению штаба дружины в следующих случаях:
- на основании личного заявления дружинника;
- при наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 3.7.;
- в связи с систематическим невыполнением дружинником требований настоящего Положения, а также при фактическом самоустранении от участия в ее деятельности;
- в случае совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения дружинником физической силы или специальных средств;
- по представлению Главы города, органов городского самоуправления, УВД города.

3.9. Решение городского, районных штабов о создании дружины (приеме граждан в дружину) или ликвидации дружины (исключение дружинников из дружины) утверждается Главой города (главой администрации соответствующего района в городе) по согласованию с начальником УВД города (начальником РУВД соответствующего района в городе).

4. Руководство деятельностью народных дружин
и их взаимодействие с правоохранительными органами

4.1. Общее руководство деятельностью дружин осуществляет Управляющий делами Администрации города.

4.2. Непосредственное руководство деятельностью дружин осуществляют в городе - городской штаб, в районе города - районный штаб.

4.3. Начальник городского штаба назначается из числа муниципальных служащих по группе высших должностей муниципальной службы органов городского самоуправления Челябинска распоряжением Главы города сроком на 2 года.

4.4. Начальник районного штаба назначается из числа муниципальных служащих по группе высших должностей муниципальной службы органов городского самоуправления Челябинска распоряжением главы администрации соответствующего района в городе сроком на 2 года.

4.5. Состав городского штаба, численностью 9 - 11 человек, формируется из числа начальников районных штабов, командиров дружин, представителей правоохранительных органов, комитетов территориального общественного самоуправления и утверждается Главой города по согласованию с начальником УВД города.

4.6. Состав районного штаба, численностью 5 - 9 человек, формируется из числа командиров дружин, представителей правоохранительных органов, комитетов территориального общественного самоуправления и утверждается главой администрации соответствующего района в городе по согласованию с начальником РУВД соответствующего района в городе.

4.7. Городской, районные штабы осуществляют руководство дружинами путем:
- осуществления организационной работы по созданию и совершенствованию деятельности дружин;
- организации взаимодействия между дружинами, правоохранительными органами и комитетами территориального общественного самоуправления;
- сбора и анализа информации о работе дружин, для разработки рекомендаций по повышению эффективности их деятельности;
- участия в подготовке нормативных актов о деятельности дружин и укреплении общественного порядка в городе;
- осуществления учета дружин, контроля за приемом граждан в дружины и исключением дружинников из дружин;
- проверки деятельности дружин;
- организации учебы дружинников;
- ходатайств о поощрении и материально-техническом обеспечении дружин.

4.8. Непосредственное руководство дружиной осуществляет командир дружины, который:
- проводит работу по сплочению дружинников;
- организует работу дружинников по обеспечению общественного порядка;
- ведет планирование и учет работы дружины, организует собрания дружинников и заседания штаба дружин;
- информирует городской, районные штабы о результатах деятельности дружины;
- отчитывается на собрании дружинников и населения (на обслуживаемой территории), на заседании муниципального Совета соответствующего района в городе не менее одного раза в год;
- ходатайствует о поощрении дружинников.

4.9. Взаимодействие дружин с правоохранительными органами осуществляется путем:
- оказания помощи в организации и планировании работы;
- предоставления необходимой информации о состоянии преступности;
- проведения совместных мероприятий по профилактике правонарушений;
- проведение инструктажей, обучения формам и методам борьбы с правонарушениями;
- содействия в материально-техническом обеспечении.

5. Материально-техническое обеспечение народных дружин

5.1. Дружинники, как правило, размещаются в помещениях общественных пунктов охраны правопорядка, комнатах милиции, помещениях, выделяемых для КТОС.

5.2. Органы городского самоуправления по ходатайству городского, районных штабов, оказывают содействие в выделении муниципальными и другими организациями для дружин в бесплатное пользование помещений с необходимым оборудованием и телефонной связью.

5.3. Органы внутренних дел могут предоставлять во временное пользование дружинам средства связи и индивидуальной защиты, учебно-методическую литературу.

6. Деятельность народных дружин

6.1. Дружины могут участвовать в:
- обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка, сохранности собственности физических и юридических лиц;
- мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;
- обеспечении безопасности дорожного движения;
- проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
- обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
- содействии правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6.2. В соответствии с решением органов городского самоуправления дружины могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением общественного порядка.

6.3. Обязанности дружинников:
- не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
- в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения дружинником указанных событий или фактов сообщить об этом в ближайший правоохранительный орган и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, охране места происшествия;
- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;
- разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав и свобод основания и поводы для такого ограничения;
- иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца (удостоверение выдается после изучения настоящего Положения дружинником и прохождения испытательного срока от одного до трех месяцев).

6.4. Дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, обязан выполнять их законные распоряжения.

6.5. Дружинники в порядке, установленном городским, районными штабами и правоохранительными органами, должны проходить правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

6.6. Дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет право:
- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
- осуществлять регулирование дорожного движения;
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений;
- доставлять в правоохранительные органы или помещения дружин лиц, совершивших преступление или административное правонарушение;
- применять к лицам, совершившим преступление или административное правонарушение, физическую силу и специальные средства в случае и порядке, которые предусмотрены настоящим Положением;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставления в лечебно-профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонной связью предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.

6.7. Народный дружинник при исполнении обязанностей по охране общественного порядка может носить форменную одежду и знаки различия, утверждаемые органами городского самоуправления, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников правоохранительных органов.

7. Условия и пределы применения народными дружинниками
физической силы и специальных средств

7.1. При применении физической силы и специальных средств дружинник обязан:
- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу и специальные средства, достаточное время для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы и специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, народных дружинников или сотрудников правоохранительных органов, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;
- не допускать явного несоответствия вреда, причиняемого посягающему лицу, характеру и степени общественной опасности посягательства;
- принимать меры по оказанию доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы и специальных средств.

7.2. Дружинники при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка имеют право на ношение и хранение специальных средств в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

7.3. Специальными средствами, используемыми народными дружинниками, являются: резиновые палки, аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства.

7.4. Дружинникам разрешается применять в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством:
- резиновые палки, аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства - для отражения нападения на граждан, дружинников или сотрудников правоохранительных органов, пресечения сопротивления, оказываемого дружиннику, задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- резиновые палки, электрошоковые устройства - для задержания лиц, застигнутых при совершении преступлений против жизни и здоровья граждан, либо преступлений против собственности, и пытающихся скрыться.

7.5. Во всех перечисленных случаях может применяться физическая сила, а также специально обученные собаки, которые должны проходить периодическую проверку на пригодность в порядке, установленном органами внутренних дел.

7.6. Дружинникам запрещается применять физическую силу и специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен дружиннику, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

8. Ответственность народного дружинника

8.1. За неправомерные действия (бездействие) при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8.2. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам неправомерными действиями (бездействием) дружинника, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет органа городского самоуправления, принявшего решение о создании дружины, с последующим взысканием суммы причиненного вреда с виновных лиц.

8.3. Неправомерные действия (бездействие) дружинника при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Гарантии социальной защиты народных дружинников

9.1. На период выполнения обязанностей по охране общественного порядка жизнь и здоровье дружинника могут быть застрахованы на случай причинения вреда от возможных противоправных посягательств за счет средств внебюджетных фондов, средств, добровольно выделяемых юридическими и физическими лицами.

9.2. Дружиннику, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, может предоставляться материальное вознаграждение в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

9.3. Для участия в мероприятиях по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств дружинники могут освобождаться от своей работы с сохранением среднего заработка в порядке, определяемом в каждом отдельном случае Администрацией города.

10. Меры поощрения народных дружинников

10.1. Дружинники, активно участвующие в работе по охране общественного порядка, могут поощряться органами городского самоуправления, правоохранительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в пределах их компетенции путем:
- объявления благодарности;
- награждения Почетной грамотой;
- награждения денежной премией или ценным подарком;
- предоставления отпуска в удобное время;
- предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска от трех до пяти дней;
- предоставления на льготных условиях путевки в санаторий, дом отдыха;
- освобождения (частичного или полного в пределах компетенции Администрации города, администрации района в городе) от сборов на владельцев автотранспорта и техосмотр автотранспорта;
- иные виды поощрения по решению Главы города.

10.2. Дружинникам, добросовестно и активно исполняющим обязанности, предусмотренные настоящим Положением, может предоставляться право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) по специальным проездным билетам.

10.3. За особые заслуги в выполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут представляться к государственным наградам Российской Федерации.

11. Заключительные положения

11.1. Надзор за соблюдением народными дружинами законодательства Российской Федерации осуществляется органами прокуратуры.

11.2. Предложения о внесении изменений в настоящее Положение могут быть внесены Главой города, должностными лицами городского самоуправления, УВД города, городским, районными штабами по руководству деятельностью народных дружин.

11.3. Предложения о внесении изменений в настоящее Положение, поправки, принимаемые во исполнение норм законодательства, рассматриваются и утверждаются постоянной комиссией по законности и городскому самоуправлению Челябинской городской Думы.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.А.КРЮКОВ





Приложение
к Положению
о народных дружинах
по охране общественного порядка
в городе Челябинске

ДОВЕРЕННОСТЬ

Администрация города Челябинска доверяет _____________________
_________________________________________________________________,
паспорт: серия __________________ номер _________________________
выдан ____________________________________________________________
подготовку и проведение учредительного собрания по созданию
народной дружины по охране общественного порядка
в ________________________________________________________________
(районе города, КТОС, трудовом коллективе, учебном заведении)

Доверенность действительна до ___________________

Глава города (глава администрации
соответствующего района в городе) ______________________
(подпись)

Начальник УВД города (начальник РУВД
соответствующего района в городе) ______________________
(подпись)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru