Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 14.04.1999 № 38/4
"О ПРАВИЛАХ ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ (РАЗДЕЛ "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ")"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва", 2003, выпуск № 1, (январь - февраль)






ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 1999 г. № 38/4

О ПРАВИЛАХ ЗАСТРОЙКИ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
(РАЗДЕЛ "САНИТАРНО - ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Решением Челябинской городской Думы от 27.02.2007 № 19/23 Устав города Челябинска изложен в новой редакции. Норма статьи 18 старой редакции Устава, соответствует норме статьи 26 новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Устава города Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:

1. Утвердить содержание Раздела "Санитарно - защитные зоны" Правил застройки и землепользования в городе Челябинске (приложение).

2. Поручить Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям (Гришмановский В.В.), Управлению градостроительства Администрации города (Исупов А.Н.) обеспечить с 1 июня 1999 года включение в правоустанавливающие документы на земельные участки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размеров налогооблагаемых площадей санитарно - защитных зон объектов.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по городскому хозяйству городской Думы Шафигулина А.Г. и Первого заместителя Главы города Елисеева Е.А.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Приложение № 1
к решению
Челябинской городской Думы
от 14 апреля 1999 г. № 38/4

ПРАВИЛА
ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

РАЗДЕЛ "САНИТАРНО - ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ"

1. Общие положения

Настоящий Раздел Правил застройки и землепользования в городе Челябинске определяет перечень видов санитарно-защитных зон, правовой режим использования земель в этих зонах с учетом местных условий и особенностей и является документом, обязательным для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
Раздел разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации (от 26.01.96 № 14-ФЗ), Градостроительным Кодексом Российской Федерации (от 07.05.98 № 73-ФЗ), Законом Российской Федерации "О плате за землю" (от 11.10.91 № 1738-1), Земельным Кодексом РСФСР (от 25.04.91 № 1103-1), Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30.03.99 № 52-ФЗ), Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (от 19.12.91 № 2060-1), Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 28.08.95 № 154-ФЗ), Положением о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 № 680; утвержденной градостроительной документацией города Челябинска (по состоянию на 01.10.98).
При разработке раздела учтены положения санитарных правил и норм СНиП 2.2.1/2.1.1.567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.6.575-96 "Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 № 48.
Земли санитарно - защитных зон являются землями особых условий использования.

2. Содержание терминов, используемых в Разделе

Целевое назначение земель - установленные законом порядок, условия, предел пользования землями для конкретных целей в соответствии с категорией земель; определяется федеральными законами, законами Челябинской области и отражается в градостроительной и землеустроительной документации, а также в постановлениях органов городского самоуправления о предоставлении участка и в правоустанавливающих документах на земельные участки.
Разрешенное использование земельных участков - использование земельного участка с учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременений. Устанавливается вне зависимости от прав на данный земельный участок. Определяется органами исполнительной власти Челябинской области и органами городского самоуправления Челябинска при зонировании земель и при предоставлении конкретных земельных участков, указывается в градостроительной и землеустроительной документациях, в постановлениях органов городского самоуправления о предоставлении земельных участков, в правоустанавливающих документах на земельные участки, документах государственных земельных и градостроительных кадастров, документах государственной регистрации земель.
Черта города - внешняя граница земель города. Устанавливается по границам земельных участков физических и юридических лиц. Утверждается органами государственной власти Челябинской области.
Санитарно - защитная зона - обязательный элемент любого промышленного предприятия и других объектов, которые являются или могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Представляет собой территорию (земельные участки) между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, с учетом перспективы их расширения и селитебной застройки.
Предназначена для:
- обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на окружающее население, факторов физического воздействия - шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества;
- создания архитектурно - эстетического барьера между промышленностью и жилой частью при соответствующем благоустройстве зоны;
- организации дополнительных озелененных площадей с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха, а также процесса диффузии воздушных масс и локального благоприятного влияния на климат.
Размеры зон устанавливаются в соответствии с классами санитарной вредности предприятия - источника санитарно - гигиенических вредностей.

3. Перечень видов санитарно - защитных зон
в городе Челябинске

3.1. По признаку органа государственного управления, правомочного назначить (утвердить, согласовать) размеры (границы) санитарно - защитной зоны предприятия (производственного комплекса, объекта, отдельного здания, сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками формирования производственных санитарных вредностей)

3.1.1. Санитарно - защитные зоны, размеры (границы) которых подлежат установлению в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя:
- санитарно-защитные зоны объектов, не включенных в санитарную классификацию, определенную разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96;
- санитарно - защитные зоны современных крупных промышленных предприятий и комплексов производств (черная и цветная металлургия, предприятия нефтепереработки и нефтехимии, биосинтеза и т.п.);
- санитарно - защитные зоны новых, недостаточно изученных, вредных в санитарном отношении производств, по представлению застройщиков (генпроектировщиков) этих производств и (или) региональных органов Госкомэпиднадзора;
- санитарно - защитные зоны новых предприятий на территориях, характеризующихся условиями застоя атмосферы, высоким потенциалом загрязнения атмосферы (ПЗА), а также неблагоприятной медико - демографической ситуацией;
- санитарно - защитные зоны предприятий, застройщики (генпроектировщики) которых ходатайствуют о снижении размеров санитарно-защитных зон, предусмотренных пунктом 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96;
- санитарно - защитные зоны предприятий (комплексов, объектов, зданий и сооружений), по которым не достигнуто согласие в части размеров (границ) санитарно-защитных зон между органами государственной власти Челябинской области, а также органами госнадзора Челябинской области - с одной стороны, и застройщиков (генпроектировщиков) предприятия - с другой;
- санитарно - защитные зоны предприятий (комплексов, объектов, зданий, сооружений), по которым в результате проверок органов Минздрава Российской Федерации установлено неправомерное занижение размеров этих зон, определенных региональными (местными) службами Госсанэпиднадзора.

3.1.2. Санитарно - защитные зоны, размеры (границы) которых подлежат установлению в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Челябинской области, либо, по его поручению, Главным государственным санитарным врачом города Челябинска.
3.1.2.1. Санитарно - защитные зоны предприятий г. Челябинска и сопредельных территорий, назначаемые для разработки градостроительной документации (генеральный план города Челябинска и элементов Челябинской городской агломерации, в том числе схема - проект функционального зонирования территории и проект правового зонирования территории, проекты черты поселений, проекты планировки пригородной зоны города Челябинска и т.д.).
3.1.2.2. Санитарно - защитные зоны предприятий (объектов), расположенных на сопредельных с Челябинском территориях, в случаях, когда санитарно - защитные зоны этих предприятий (объектов) частично занимают территории города Челябинска.
3.1.2.3. Аналогично пункту 3.1.2.2. в случаях, когда санитарно-защитные зоны предприятий (объектов) города Челябинска выходят за пределы городской черты.
3.1.2.4. Санитарно - защитные зоны предприятий (вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых, подлежащих перепрофилированию), размещение которых в соответствии с действующим порядком подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии по размещению производительных сил на территории Челябинской области.

3.1.3. Санитарно - защитные зоны, размеры (границы) которых подлежат установлению местными (городскими) органами Госсанэпиднадзора по представлению застройщиков (генпроектировщиков) предприятий (объектов).
3.1.3.1. Санитарно - защитные зоны предприятий (объектов), подпадающие под прямое действие раздела 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96 (без необходимости учета требований приложения 1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96).

3.2. По предметному признаку

3.2.1. Санитарно - защитные зоны отдельных зданий, сооружений.
3.2.2. Санитарно - защитные зоны предприятий.
3.2.3. Санитарно - защитные зоны производственных комплексов и промышленных узлов (промышленных районов).
3.2.4. Санитарно - защитные зоны протяженных объектов (железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо-, продуктопроводы, ЛЭП и т.п.).

3.3. По признаку реализации

3.3.1. Санитарно - защитная зона нормативная.
3.3.2. Санитарно - защитная зона фактическая (предприятия, объекта, здания, сооружения), подлежащая доведению до нормативной.

4. Границы и разрешенное использование территории
санитарно - защитных зон

4.1. Границы санитарно - защитных зон предприятий (объектов) определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96 и отражаются в разделе "Генеральный план" предпроектной и проектно - сметной документации названных объектов на основании пункта 4.1 СНиП 11-01-95, а также в соответствующих разделах градостроительной документации.
Указанные границы уточняются и фиксируются при проведении инвентаризации и межевания земель города Челябинска, а также в специализированных проектах границ и благоустройства санитарно - защитных зон.
Кроме того, границы санитарно - защитных зон отражаются в правоустанавливающих документах на земельные участки предприятий (объектов), расположенных (полностью или частично) внутри этих зон.
При этом масштаб и точность отображения границ санитарно - защитных зон должны позволять определять плату за землю с точностью, установленной действующими правилами расчета этой платы.

4.2. Разрешенное использование территории санитарно - защитных зон.

Разрешенное использование - использование территории санитарно - защитной зоны с учетом установленных ограничений и обременений. Оно определяется на основе зонирования земель, утвержденной градостроительной и землеустроительной документации с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96 и СанПиН 2.1.6./575-96.
Разрешенное использование содержит требования к:
- способам использования территории и запрещение тех из них, которые ведут к деградации земли и снижению плодородия почв (для земель сельскохозяйственного использования) или ухудшению окружающей природной среды;
- обеспечению максимального озеленения территории санитарно - защитной зоны;
- плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами;
- размещению социально - культурных, коммунально - бытовых, промышленных и иных зданий и сооружений по согласованию с органами государственной санитарно - эпидемиологической службы;
- видам пользования, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека или связанным с повышенной для него опасностью;
- предельно допустимым нормам нагрузки на окружающую среду;
- сохранению зеленых насаждений;
- к исполнению иных условий, установленных федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами Челябинской области, а также нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

Перечень требований, включаемых в разрешенное использование каждой конкретной санитарно - защитной зоны (каждого ее участка) определяется органами городского самоуправления по согласованию с органами санитарно - эпидемиологической службы в случаях, когда территория зоны находится в пределах городской черты, и органами государственной власти Челябинской области в случаях, когда предприятие (объект) находится в пределах города Челябинска, а санитарно - защитная зона (часть ее) - за пределами городской черты.
Разрешенное использование территории каждой санитарно - защитной зоны отражается в градостроительной документации при зонировании территории города, а также в следующих документах:
- постановлениях Главы города Челябинска о предоставлении (передаче) земельных участков;
- свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;
- документах государственного земельного и государственного градостроительного кадастров;
- документах государственного учета недвижимости и государственной регистрации прав на земельные участки.
Самовольное изменение разрешенного использования территории санитарно-защитной зоны не допускается.

5. Правила предоставления земель для создания
санитарно - защитных зон. Правила предоставления земель
иного целевого назначения, расположенных в границах
санитарно - защитных зон

5.1. Необходимость назначения (уточнения) санитарно - защитных зон, их основные параметры (границы, площади, правовые режимы использования) в случаях нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, перепрофилирования предприятий (объектов) определяются органами Минздрава Российской Федерации, Государственного комитета по охране окружающей природной среды города Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства (Главархитектура), местного органа Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землепользованию, территориальной проектной организацией Госстроя Российской Федерации в следующих случаях:
- на стадии подготовки заключения (заключений) по ходатайствам инициаторов инвестиционного процесса о размещении предприятия (производства, объекта) на территории города Челябинска (района города Челябинска);
- при инвентаризации земель и межевании территорий города;
- при подготовке заданий на выполнение градостроительной документации всех назначений в случаях, когда в границах проектирования размещены объекты, требующие установления санитарно - защитных зон по СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96., либо когда на проектируемые территории накладываются санитарно - защитные зоны внешних объектов;
- при подготовке и выдаче санитарных заданий и архитектурно - планировочных заданий на проектирование (разработке ТЭО, проектов, рабочих проектов, рабочей документации) каждого конкретного объекта, имеющего вредные выбросы в атмосферу (химические, звуковые, в виде электромагнитных излучений и т.п.);
- при подготовке (в т.ч. визировании) проектов постановлений Главы города:
а) о разрешении проектирования:
б) о выделении (предоставлении) земельного участка (в т.ч. временное);
в) об утверждении договоров купли - продажи земель, договоров аренды земель;
г) о проведении межевания земель;
д) об утверждении материалов инвентаризации земель;
е) об утверждении градостроительной документации, в т.ч. об установлении (изменении) городской черты и т.д.

5.2. Положение санитарно-защитной зоны каждого вновь проектируемого объекта определяется генпроектировщиком и отражается в материалах раздела "Генеральный план и транспорт" в соответствии с требованиями СНиП 11.01-95 (п. 4.1.2.).
Согласование указанных границ с органами Минздрава Российской Федерации и Госкомприроды Российской Федерации производится в соответствии с действующим законодательством и нормативно - техническими актами Минздрава Российской Федерации, Госкомприроды Российской Федерации и Госстроя Российской Федерации (СНиП II.01-95, СП 11-101-95, СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96, 2.1.6./575-96 и др.).

5.3. Плановое положение санитарно - защитных зон предприятий (объектов) при разработке градостроительной документации отражается в ней генпроектировщиком (разработчиком) названной документации и согласовывается с надзорными органами в порядке, установленном действующими правилами разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.

5.4. Плановое положение санитарно - защитных зон предприятий (объектов) отражается разработчиком в материалах инвентаризации и межевания земель и согласовывается с соответствующими надзорными органами Минздрава Российской Федерации, Госкомприроды Российской Федерации, Госкомзема Российской Федерации и Госстроя Российской Федерации в соответствии с действующими правилами выполнения, согласования и утверждения материалов инвентаризации и межевания земель.

5.5. Плановое положение санитарно - защитных зон действующих предприятий (объектов) отражается в правоустанавливающих документах на землю.
При этом инициаторами внесения соответствующих дополнений (уточнений, изменений) материалов правоустанавливающих документов на землю выступают органы городского самоуправления в лице уполномоченных служб, а также пользователи земельных участков, занятых как предприятиями (объектами), для которых устанавливается санитарно-защитная зона, так и предприятиями, расположенными в пределах данной санитарно - защитной зоны.

5.6. Представление и оформление земель собственникам (владельцам, пользователям) предприятий (объектов), расположенных в пределах санитарно - защитных зон иных объектов, производится в общем порядке, но с обязательным учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1./567-96, СанПиН 2.1.6./575-96, а также раздела "Санитарно-защитные зоны" настоящих Правил.
При этом, нарушение этих требований является правонарушением, попадающим под действие гражданского, земельного, административного, уголовного и других отраслей законодательства с соответствующей ответственностью за это правонарушение.

5.7. В правоустанавливающих документах на земельные участки предприятий (объектов), требующих установления санитарно-защитных зон, отражаются следующие данные:
5.7.1. Данные, предусмотренные правилами оформления правоустанавливающих документов на земельные участки предприятий (объектов), не требующие установления санитарно - защитных зон.
5.7.2. Параметры санитарно - защитной зоны данного предприятия (объекта) (размер зоны, чертеж границы утвержденной зоны).
5.7.3. Содержание режимных ограничений и специальных обязанностей собственника (владельца, пользователя, арендатора) земельного участка предприятия (объекта), для которого установлена санитарно-защитная зона.

5.8. В правоустанавливающих документах на земельные участки граждан и юридических лиц, когда эти участки располагаются в границах утвержденных (установленных правомочными органами) санитарно-защитных зон иных предприятий (объектов), отражаются следующие данные:
5.8.1. Данные, предусмотренные общими правилами оформления правоустанавливающих документов на землю.
5.8.2. Графическое отображение взаимного расположения границ предоставляемого земельного участка и границ санитарно-защитных зон, территория которых занимается (полностью или частично) предоставляемым участком.
5.8.3. Содержание режимных ограничений и специальных обязанностей гражданина или юридического лица, которому предоставляется земельный участок в границах санитарно-защитной зоны (зон).

6. Ответственность за нарушение режима
использования земель санитарно - защитных зон

Земельным Кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель" и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области предусмотрены следующие формы ответственности за земельные правонарушения (в том числе за правонарушения в пределах санитарно - защитных зон):
- административно - правовая;
- земельно - правовая;
- дисциплинарная и материальная;
- уголовная.
Перечень основных видов правонарушений, достаточных для привлечения к юридической ответственности, определен статьей 125 Земельного Кодекса РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель".
Порядок установления и регистрации фактов земельных правонарушений и установления санкций за них определен действующими актами административного, гражданского, уголовного, земельного, санитарного, природоохранного и градостроительного законодательства.

Секретарь
Челябинской городской Думы
В.А.КРЮКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru