Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы города Челябинска от 03.03.1999 № 278-п
"О ПОРЯДКЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ У СОБСТВЕННИКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ У СОБСТВЕННИКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ", "КОММЕНТАРИЕМ СПЕЦИАЛИСТА")

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 55, от 25.03.1999


Утратил силу в связи с изданием Постановления Главы города Челябинска от 11.12.2008 № 314-п.



ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 1999 г. № 278-п

О ПОРЯДКЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ У СОБСТВЕННИКОВ,
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Челябинской области "О земельных отношениях" № 39-ЗО принят 10.04.1998, а не 21.04.1998.
   ------------------------------------------------------------------

На основании Земельного кодекса РСФСР, ст.ст. 48, 49, 52, 53 Закона Челябинской области "О земельных отношениях" от 21.04.98 г.
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить порядок принудительного прекращения прав на земельные участки, изъятия земель у собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов (приложение № 1).

2. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (Гришмановский В.В.) в работе руководствоваться настоящим порядком.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы города Е.А. Елисеева.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Приложение № 1
к постановлению
Главы города Челябинска
от 3 марта 1999 г. № 278-п

ПОРЯДОК
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
УЧАСТКИ У СОБСТВЕННИКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,
ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Челябинской области "О земельных отношениях" № 39-ЗО принят 10.04.1998, а не 21.04.1998.
   ------------------------------------------------------------------

На основании Земельного кодекса РСФСР, ст.ст. 48, 49, 52, 53 Закона Челябинской области "О земельных отношениях" от 21.04.98 г. принудительное изъятие земельных участков у собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов осуществляется в следующем порядке:

1. ОСНОВАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ

1.1. Изъятие (выкуп) для муниципальных нужд.
1.2. Систематическое нарушение земельного законодательства и неустранение нарушений в сроки, установленные указанием Государственного земельного инспектора или его заместителя.
1.3. Реквизиция земельного участка.
1.4. Конфискация земельного участка.
1.5. Исполнение решения об обращении взыскания на закладываемый земельный участок по обязательствам собственника.
1.6. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение 1 года (собственникам в течение 3 лет), а для земельных участков, предоставленных для несельскохозяйственной деятельности, - в случаях превышения на три года сроков строительства объектов на основании утвержденной градостроительной и проектно-технической документации.
1.7. Неуплата земельного налога и арендной платы в течение 1 года и непогашение задолженности по плате за землю в течение последующего года.

2. ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОБСТВЕННИКОМ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ,
ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕМ И АРЕНДАТОРОМ

2.1. Нарушениями земельного законодательства признаются:
- загрязнение земель радиоактивными и химическими веществами, производственными отходами, сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами;
- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, неприведение их в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- самовольное занятие земельных участков;
- систематическое невнесение платежей за землю;
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель;
- самовольное строительство;
- нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;
- использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;
- захламление земель.
2.2. При выявлении нарушений земельного законодательства гражданами и юридическими лицами Государственный земельный инспектор или его заместитель выносит указание с установлением срока для устранения выявленных нарушений.
2.3. В случае неустранения нарушения в установленный срок Государственный земельный инспектор или его заместитель составляет протокол о нарушении земельного законодательства, который направляется в комиссию по контролю за использованием и охраной земель. Государственный земельный инспектор или его заместитель вправе не направлять протокол в комиссию, а рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства самостоятельно в 15-дневный срок с момента составления протокола.
2.4. Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией в 15-дневный срок со дня получения протокола. По окончании рассмотрения дела о нарушении земельного законодательства комиссия выносит постановление, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия вручается лицу, в отношении которого было принято постановление.
2.5. В случае неустранения нарушений в указанный срок виновные подвергаются штрафу и им предоставляется дополнительный срок для ликвидации допущенных нарушений. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.
2.6. Государственный земельный инспектор или его заместитель при неустранении выявленных нарушений земельного законодательства выносит представление Главе города о прекращении прав на этот земельный участок. Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения ущерба.
2.7. В случае неустранения нарушений земельного законодательства Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям готовит проект постановления главы города об изъятии земельного участка и формировании фонда перераспределения земель муниципальной собственности соответствующей категории.
2.8. Прекращение права пользования, пожизненного наследуемого владения и аренды на земельный участок у юридических и физических лиц производится на основании постановления главы города. В случае предоставления земельного участка под индивидуальное строительство, садоводство, огородничество и гаражное строительство отдельным гражданам, а также предоставления земель общего пользования прекращение прав производится на основании постановления главы администрации района. Пользователю, арендатору земельного участка копия постановления вручается в семидневный срок с момента его принятия. В этот же срок Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям регистрирует прекращение прав на земельный участок в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Земельный участок после прекращения прав на него переходит в муниципальную собственность и на основании постановления главы города зачисляется в фонд перераспределения земель муниципальной собственности.
2.9. Прекращение права собственности на земельный участок производится на основании решения суда о принудительном изъятии земельного участка. Земельный участок зачисляется в фонд перераспределения земель муниципальной собственности. Право собственности прекращается с момента осуществления государственной регистрации.
2.10. При несогласии пользователя, землевладельца и арендатора земельного участка с постановлением о прекращении прав на земельный участок они вправе заявить об этом в орган, принявший решение в 15-дневный срок с момента получения копии постановления. В этом случае исполнение постановления не производится, а требование о принудительном прекращении прав на земельный участок подается в суд. Государственная регистрация прав на землю не производится до решения суда.
2.11. При выявлении нарушений земельного законодательства на землях, арендуемых у граждан и юридических лиц, штраф налагается на арендодателя и ему выносится предупреждение о необходимости принятия мер по их устранению или расторжению договора аренды с недобросовестным арендатором.

3. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
ПРИ РЕКВИЗИЦИИ И КОНФИСКАЦИИ

3.1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, земельный участок или часть его по решению органов государственной власти могут быть изъяты у собственника земельного участка в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
3.2. Лицо, у которого реквизирован земельный участок или часть его, вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этого земельного участка или его части.
3.3. В случаях, предусмотренных законом, земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение (конфискация).
3.4. Земельный участок на основании решения суда о конфискации земельного участка переходит в собственность государства в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством РФ. Перевод земельного участка из государственной собственности в муниципальную осуществляется на основании действующего законодательства.

4. ИЗЪЯТИЕ В ПОРЯДКЕ ВЫКУПА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
С НАХОДЯЩЕЙСЯ НА НИХ НЕДВИЖИМОСТЬЮ И БЕЗ НЕЕ
У СОБСТВЕННИКА ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

4.1. Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям готовит проект постановления Главы города об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
4.2. Изъятие в порядке выкупа земельных участков с находящейся на них недвижимостью или без нее у собственника для муниципальных нужд осуществляется на основании постановления главы города об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Постановление принимается на основании генеральных планов, правил застройки территорий и другой утвержденной градостроительной или землеустроительной документации.
4.3. Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям доводит данное решение до сведения собственника земельного участка не позднее, чем за 1 год до изъятия земельного участка.
4.4. Изъятие до истечения 1 года со дня получения уведомления допускается с согласия собственника путем заключения договора купли - продажи. На основании договора купли - продажи земельный участок переходит в муниципальную собственность и подлежит государственной регистрации.
4.5. При несогласии собственника земельного участка с предложенными условиями выкупа по истечении 1 года Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии в порядке выкупа земельного участка.
4.6. В случаях изъятия части земельного участка, если собственник не может использовать оставшуюся часть по прежнему целевому назначению или ее размер не соответствует действующим строительным нормам и правилам, выкупается весь земельный участок.
4.7. Плата за земельный участок и находящуюся на нем недвижимость, изымаемые для муниципальных нужд, осуществляется за счет средств местного бюджета. Размер платы определяется с учетом убытков и потерь в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 77 от 28.01.1993 г. Сроки и условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка, а в случае несогласия - в судебном порядке.

5. ОСОБЕННОСТИ ИЗЪЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ

5.1. При изъятии особо ценных продуктивных земель, к которым относятся земли сельскохозяйственного назначения с кадастровой оценкой, превышающей средний районный уровень, земли лесного фонда, земли природно-заповедного фонда и другие особо охраняемые природные территории, законодательный орган государственной власти области принимает решение об исключении их из перечня особо ценных продуктивных земель. Изъятие допускается при отсутствии других вариантов в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
5.2. На основании решения законодательного органа государственной власти области орган местного самоуправления принимает решение об изъятии и предоставлении данных земель в соответствии с целевым назначением и установленным порядком изъятия.
5.3 Изъятие земель лесного фонда для предоставления их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также изъятие пашен, орошаемых и осушаемых земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти о переводе земель данных категорий в другую категорию земель.

6. Оформление документов при изъятии земельного участка осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Начальник
Управления земель
комитета по управлению имуществом
и земельным отношениям
города Челябинска
О.Н.ПОНОМАРЕВА




КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Правовая охрана земель как один из видов ее охраны представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и наложения взысканий на нарушителей или поощрения за примерные действия субъектов пользования землей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в ст. 9 Конституции РФ. Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из основных форм правового регулирования земельных отношений (ст. 73 ЗК РСФСР).
Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий.
Содержание правонарушений как действий, противоречащих требованиям правовой нормы, а также содержание санкции как меры государственного воздействия на правонарушителя должно быть зафиксировано в законе.
Перечень земельных правонарушений, достаточных для привлечения к юридической ответственности, установлен ст. 125 ЗК РСФСР, указом президента от 16 декабря 1993 г. "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель", ст. 50 - 54, 61 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24, 56 ГК РФ. Он включает в себя 18 основных видов правонарушений, половина которых связана с экологическими требованиями, предъявляемыми к юридическим и физическом лицам при пользовании ими земельными участками. Это не случайно, ибо ухудшение состояния земель в настоящее время связано с антропогенными причинами.
Разработка порядка реализации правовых норм, регламентирующих условия привлечения к административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за нарушение земельного законодательства, являлось целью разработки комментируемого постановления.
Обобщение в едином документе норм, регламентирующих порядок принудительного прекращения прав на земельные участки при нарушении пользователями, собственниками, арендаторами земельного законодательства, а также при прекращении прав на земельные участки в случаях реквизиции и конфискации или выкупа для муниципальных нужд, позволит муниципалитету более эффективно осуществлять распоряжение муниципальным земельным фондом и применять меры правового воздействия к правонарушителям.
В настоящее время назрела необходимость разработки четкой процедуры, предусматривающей порядок, сроки изъятия земельных участков и уполномоченный орган для их принятия в муниципальную собственность, что позволит муниципалитету изыскать дополнительные финансовые ресурсы для пополнения городского бюджета от продажи или сдачи в аренду участков из земель муниципальной собственности.

Ведущий юрисконсульт
Управления земель
Комитета по управлению имуществом
и земельным отношениям
города Челябинска
М.В.ПОРСЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru