Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 10.06.1997 № 10/2
"О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 118, 26.06.1997


Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 01.03.2001 № 3/5.
   ------------------------------------------------------------------

Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 26.05.1998 № 24/9.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с момента официального опубликования (пункт 5 данного документа).



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 1997 г. № 10/2

О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ"

На основании статей 130, 131 Конституции РФ, статьи 27 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.08.95 г. № 154-ФЗ, статьи 23 Закона Челябинской области "О местном самоуправлении в Челябинской области" от 16.10.95 г. № 08-ОЗ, статьи 3 Закона Челябинской области "О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области" от 01.03.96 г. № 44-ОЗ, статьи 3 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:

1. Принять временное положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске (приложение 1).

2. Делегировать главе города право утвердить наименования, границы и количество комитетов территориального общественного самоуправления население по районам города Челябинска.

3. Поручить рабочей группе по подготовке положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске (С.В. Козлов) обобщить замечания и предложения, поступившие от населения в ходе реализации временного положения, и внести доработанный проект на заседание городской Думы в IV квартале 1997 года.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы города, руководителя аппарата С.В. Козлова и председателя комиссии по законности и городскому самоуправлению Челябинской городской Думы В.Е. Титова.

5. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Приложение № 1
к решению
Челябинской городской Думы
от 10 июня 1997 г. № 10/2

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

Территориальное общественное самоуправление населения является составной частью системы местного самоуправления в городе Челябинске.
Временное положение "О территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске" (далее - Положение) определяет принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в городе как едином муниципальном образовании, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии и в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным и областным законодательством устанавливает основные вопросы статуса, создания и функционирования территориального общественного самоуправления и его органов на территории города.

Статья 1. Понятие о территориальном общественном самоуправлении

1.1. Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района в городе (микрорайон, поселок, дом) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, отнесенных законодательством, Уставом города Челябинска и настоящим Положением к ведению данной территории непосредственно или через создаваемые комитеты территориального общественного самоуправления (микрорайонах, поселках) и домовые комитеты (в домах).
1.2. Система ТОС включает следующие формы организации граждан:
- общие собрания (сходы);
- конференции;
- опросы населения;
- местные референдумы;
- органы территориального общественного самоуправления:
- старший подъезда;
- старший улицы или уличный комитет;
- старший дома или домовой комитет;
- комитет микрорайона (поселка).

Статья 2. Принципы территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципе:
- законности;
- защиты прав и законных интересов территориального общественного самоуправления в установленном законом порядке;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции;
- опроса населения;
- выборности и подконтрольности населению комитета территориального общественного самоуправления;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
- сочетания интересов микрорайона, поселка и интересов всего города Челябинска;
- гласности и учета общественного мнения.

Статья 3. Границы органов территориального общественного самоуправления

Границы территорий муниципального образования, на которых предполагается создание органов ТОС, устанавливаются по предложению жителей главой города, исходя из исторических, культурных, социально - экономических и иных признаков целостности конкретной территории с учетом границ деятельности жилищно - коммунальных служб и в пределах архитектурно - планировочных зон и жилищных комплексов. Границы территорий утверждаются городской Думой.

Статья 4. Взаимодействие органов городского самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

4.1. Органы местного самоуправления города Челябинска (городская Дума, администрация города, администрация района):
- оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, конференций, опросов населения и принимают в них участие;
- разрабатывают и принимают положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске, содействуют в разработке уставов о территориальном общественном самоуправлении;
- создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления. Предоставляют налоговые льготы в пределах средств, отчисляемых в местный бюджет;
- передают на договорной основе органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролируют их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;
- устанавливает сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с комитетом территориального общественного самоуправления;
- предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
- координирует деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
- регистрирует уставы комитетов территориального общественного самоуправления;
- заключают договоры с комитетами территориального общественного самоуправления;
- содействуют выполнению решений общих собраний, сходов, конференций территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
- учитывают в своих решениях мнение органа территориального общественного самоуправления;
- приостанавливают действие органов территориального общественного самоуправления в случае превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством.
4.2. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях Челябинской городской Думы в районных муниципальных советах при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
4.3. Органы местного самоуправления Челябинска в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления.

Статья 5. Органы территориального общественного самоуправления

5.1. Старший подъезда отстаивает интересы его жильцов и выбирается открытым голосованием на собрании жильцов подъезда, достигших 16 лет, если из них принимают участие в выборах более 50 процентов. Старший подъезда считается выбранным, если за него проголосовало более половины присутствующих на собрании.
5.2. Выразителем интересов граждан, проживающих в доме на территории микрорайона, поселка, является низовой орган территориального самоуправления:
- соответствующий домовый комитет (без статуса юридического лица);
- при наличии в доме 50 процентов собственников жилья - товарищество собственников жилья, имеющее статус юридического лица.
5.3. Домовый комитет (многоквартирного жилого дома) формируется из старших подъездов, из числа которых открытым голосованием простым большинством голосов выбираются председатель домового комитета и его заместитель. Собрание старших подъездов правомочно при участии не менее 2/3 старших подъездов.
5.4. Срок полномочий домового комитета определяется на период полномочий Челябинской городской Думы.
5.5. В компетенцию домового комитета входят:
- сохранение жилищного фонда;
- поддержание чистоты и порядка на территории, прилегающей к дому;
- охрана зеленых насаждений и их воспроизведение;
- создание детских и спортивных площадок, мест отдыха;
- организация кружков по интересам, технического и художественного творчества, спортивных секций;
- ведение воспитательной работы среди детей и подростков;
- оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
- укрепление общественного порядка;
- контроль за поддержанием в порядке подъездных дорог, тротуаров, колодцев и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства.
5.6. Работа председателя домового комитета может быть отмечена определенными льготами, установленными Челябинской городской Думой.
5.7. Домовой комитет строит свою работу исходя из необходимости решения важнейших вопросов социально - экономического развития микрорайона, поселка в Челябинске.
5.8. Старший одноподъездного жилого дома избирается на общем собрании жителей дома простым большинством голосов от числа присутствующих, если в выборах принимают участие более 50 процентов жителей дома.
5.9. Старший улицы (уличный комитет) частного сектора микрорайона (поселка) избирается на собрании жителей данной улицы простым большинством голосов от числа присутствующих, если в выборах принимают участие более 50 процентов жителей улицы.
5.10. Председатель уличного комитета избирается на заседании уличного комитета простым большинством голосов при участии не менее 2/3 членов уличного комитета.

Статья 6. Комитет территориального общественного самоуправления микрорайона, поселка

6.1. Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) действует на территории микрорайона или поселка. Оказание помощи в деятельности КТОС возлагается на администрации районов в городе Челябинске.
6.2. Комитет территориального общественного самоуправления, его руководящие органы избираются на конференции председателей домовых комитетов (представителей) микрорайона (поселка). Конференция правомочна при участии не менее 2/3 председателей (представителей).
6.3. В состав комитета территориального общественного самоуправления могут входить председатели домовых (уличных) комитетов, представители организаций, учреждений, предприятий, находящихся на данной территории, а также другие граждане, достигшие 16 лет.
6.4. Комитет территориального общественного самоуправления по ходатайству администрации района может наделяться правами юридического лица путем регистрации в органах городского самоуправления.
6.5. Учредительные документы, а также устав комитета территориального общественного самоуправления, представляемые на регистрацию, должны соответствовать действующему законодательству и нормативно - правовым актам органов городского самоуправления.
6.6. Основные полномочия комитета территориального общественного самоуправления:
- создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально - бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
- учреждать в установленном законодательством порядке предприятия, включая ремонтные и по оказанию бытовых услуг;
- заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на данной территории;
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально - культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально - культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
- выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного ТОС;
- принимать на свой баланс имущества, созданного за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданной ему на правах хозяйственного ведения органами местного самоуправления;
- объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
- созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
- принимать решения о платных должностях в органах ТОС;
- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;
- осуществлять другие полномочия в соответствии с нормативно - правовыми актами органов городского самоуправления.
6.7. Работу комитета территориального общественного самоуправления организует председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя комитета территориального общественного самоуправления. Председатель и заместитель председателя комитета территориального общественного самоуправления избираются на конференции микрорайона, поселка простым большинством голосов от присутствующих представителей.
6.8. Председателю комитета территориального общественного самоуправления выдается удостоверение установленного образца Челябинской городской Думой.
6.9. Председатель комитета территориального общественного самоуправления:
- разрабатывает и представляет в администрацию района планы работы, смету доходов и расходов комитета на год (квартал);
- руководит работой комитета;
- организует и контролирует выполнение решений комитета территориального общественного самоуправления;
- заключает трудовые договоры с физическими и юридическими лицами в пределах своей компетенции;
- проводит прием граждан микрорайона, поселка;
- представляет интересы жителей микрорайона, поселка;
- выступает от имени комитета территориального общественного самоуправления истцом в суде;
- ежегодно отчитывается о деятельности комитета территориального общественного самоуправления на итоговой конференции представителей и в районном муниципальном совете.
6.10. Перевыборы руководителей комитета территориального общественного самоуправления осуществляются на очередной или внеочередной конференции при 2/3 представителей, если за перевыборы проголосовало 50 процентов присутствующих.
6.11. Заседания комитета территориального общественного самоуправления проводятся по необходимости, но не реже одного раза в месяц в доступной, открытой для жителей микрорайона, поселка форме.
Заседания комитета территориального общественного самоуправления считаются правомочными при участии в них более половины членов комитета территориального общественного самоуправления. Решения комитета территориального общественного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов комитета.
Решения комитета территориального общественного самоуправления, принятые в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми организациями, расположенными и осуществляющими деятельность на территории микрорайона, поселка, а также гражданами микрорайона, поселка.
6.12. Решение о реорганизации или ликвидации комитета территориального общественного самоуправления осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.13. Гарантии и ответственность комитета территориального общественного самоуправления определены законодательством и нормативно - правовыми актами органом городского самоуправления.

Статья 7. Экономическая и финансовая основы комитетов территориального общественного самоуправления микрорайона, поселка

7.1. К собственности населения соответствующей территории относятся денежные средства и имущество, передаваемое ему органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.
Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляют собрания (сходы), конференции граждан по месту жительства, а также по их поручению - органы территориального общественного самоуправления.
Общее собрание (сход), конференция жителей, а также орган общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения соответствующей территории.
Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность населению, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.
7.2. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору органами местного самоуправления под определенные цели.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений от доходов, создаваемых органами общественного самоуправления предприятий и организаций; передаваемых органами местного самоуправления внебюджетных средств; добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и населения; других поступлений.
По ходатайству органа общественного самоуправления органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным плательщикам льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет, с учетом размеров отчислений, направляемых этими плательщиками территориальному общественному самоуправлению населения с целью финансового обеспечения социально - экономического развития соответствующей территории.

Статья 8. Правовой режим имущества и финансы территориального общественного самоуправления

8.1. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы ТОС, приобретенное им или переданное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является общей собственностью граждан соответствующей территории в лице органов ТОС.
Положение (устав) о ТОС может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в общей собственности граждан, осуществляется непосредственно по решению общего собрания, схода, конференции граждан.
Общей собственностью населения в лице органа ТОС являются финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности ТОС, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений.
Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом ТОС на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями, сходами, конференциями граждан.
Органы местного самоуправления, а также граждане не несут ответственность по имущественным и финансовым обязательствам органа ТОС.

Статья 9. Гарантии и ответственность территориального общественного самоуправления

9.1. Решения ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
Юридические лица, независимо от подчиненности и организационно - правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими ТОС мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.
Юридические лица и граждане несут перед ТОС ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, нанесенный в результате невыполнения решений ТОС, в соответствии с законодательством.
ТОС имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органами местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС в соответствии с законодательством.
9.2. Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет собственных средств.
Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.

Статья 10. Временное и правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Положением

10.1. До принятия Закона Российской Федерации "О территориальном общественном самоуправлении" и с целью сокращения сроков организации органов ТОС в микрорайонах и поселках создаются инициативные группы, руководители которых утверждаются решением Челябинской городской Думы.
10.2. Руководители инициативных групп организуют выборы старших подъездов, домов, улиц и конференции по выборам председателей ТОС в течение трех месяцев со дня принятия данного Положения.
10.3. Работа руководителя инициативной группы осуществляется на возмездной основе (не более четырех минимальных размеров оплаты труда в месяц), в соответствии с решением главы города.
10.4. Действия статьи 10 данного Положения распространяются на переходный период до 31 декабря 1997 года.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru