Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 20.05.1997 № 9/1
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1997 - 2000 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 100, от 29.05.1997


Утратил силу в связи с принятием Решения Челябинской городской Думы от 01.03.2001 № 3/5.



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 1997 г. № 9/1

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1997 - 2000 ГОДЫ

Для достижения стратегических целей - повышения качества жизни всех людей, населяющих Челябинск, предотвращения социальной напряженности, сохранения процесса стабильного эволюционного развития города и в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Устава города Челябинска городская Дума
РЕШАЕТ:

1. Утвердить "Основные направления социально - экономического развития г. Челябинска на 1997 - 2000 гг." (приложение).

2. Контроль за выполнением решения возложить на первого заместителя главы города Е.А. Елисеева и председателя постоянной комиссии по бюджету, экономической политике и налогам В.И. Смирнова.

Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Утверждено
решением
Челябинской городской Думы
от 20 мая 1997 г. № 9/1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1997 - 2000 ГОДЫ

1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Основная цель развития города - повышение качества жизни всех людей, населяющих Челябинск. Достижение этой стратегической цели неразрывно сопряжено с политической целью высшего уровня - предотвращением социальных катаклизмов, сохранением процесса стабильного эволюционного развития города. Эти две взаимодополняющие цели задают основное направление и важнейшее социальное условие для выбора путей развития.
В понятие хорошего качества жизни прежде всего включены хорошая работа и приличная зарплата, хорошее жилье и такие неэкономические элементы, как общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
Базой повышения качества жизни должна стать эффективная мобильная и диверсифицированная экономика, в которой постоянное повышение производительности труда, приводящее к относительному высвобождению работников, компенсируется расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг.
Критериальными ориентирами при оценке развития города будут:
- рост качества жизни,
- социальная стабилизация, уменьшение расслоения общества,
- укрепление здоровья населения,
- снижение преступности,
- улучшение состояния окружающей среды,
- обновление инфраструктуры,
- рост деловой активности,
- улучшение делового климата,
- укрепление благоприятного имиджа города,
- рост профессионализма в управлении городом.
Источником благосостояния города является его экономика. В этой сфере необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы, дать свободу конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства. Власти готовы принять под свою юрисдикцию объекты социально - бытовой инфраструктуры, принадлежавшие предприятиям, чтобы облегчить их экономическое положение. Инвестиционный климат в Челябинске должен быть максимально благоприятным.
Важнейшие направления в деле формирования рыночной инфраструктуры, поддержки процессов приватизации, создания собственника связаны с отладкой системы регистрации прав собственности на недвижимость, земельным кадастром, зональными планами землепользования, созданием агентств развития на базе общественно - частного партнерства.
Меры поддержки экономики и становления рынка создадут необходимые стимулы к труду, расширят занятость и потребление, позволят преодолеть тенденцию падения производства и начать экономический рост, ведущий к подъему качества жизни.
Приоритеты в социальной сфере обусловлены стремлением насколько возможно смягчить последствия коренных преобразований в обществе и экономике, поддержать тех, кто не может адаптироваться к новым условиям. Соответственно, бюджетным приоритетом будут доходы работников бюджетной сферы (учителей, врачей) и адресная целевая поддержка малоимущих слоев при снижении обезличенных дотаций.
Отрасли городского хозяйства, общественный транспорт, эксплуатация жилья будут постепенно переориентироваться на прямые источники доходов от оказания услуг непосредственным пользователям - населению. Доля бюджетных дотаций будет постоянно сокращаться.
Главные приоритетные направления деятельности городской администрации на предстоящие годы

в социальной сфере:
- социальная стабильность и общественная безопасность,
- адресная социальная поддержка незащищенных слоев населения,
- здоровье и окружающая среда,
- демонополизация и развитие жилищного сектора,
- образование, культура и наука;

в экономической сфере:
- деловой климат, привлечение инвестиций,
- демонополизация,
- малый и средний бизнес, поддержка предпринимательства;

в сфере инфраструктуры и городского хозяйства:
- развитие жилищного строительства,
- обновление городской инфраструктуры.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1997 - 2000 годы должны стать этапом дальнейшего движения вперед. В качестве главных ориентиров деятельности администрация города готова принять формирование социальной политики, направленной на стабилизацию социальных показателей. Вопрос повышения уровня жизни населения ставится во главу угла.
Целенаправленная политика государства по увеличению доходов населения и оптимизации их структуры включает:
1) преодоление негативных тенденций в организации заработной платы, восстановление ее стимулирующей функции как основного источника доходов;
2) создание такой системы социального обеспечения, которая позволила бы постоянно повышать уровень жизни населения, получающего те или иные социальные трансферты.

На местном уровне это означает:
- создание условий для экономически обоснованного роста доходов от трудовой и предпринимательской деятельности;
- регулирование окладов в бюджетных отраслях и муниципальной сфере;
- совершенствование системы соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов;
- разграничение компетенции в сфере социальной политики между областной и городской администрациями;
- сохранение и развитие системы контроля за выполнением финансовых обязательств налогоплательщиками для решения проблемы задолженности по выплатам пенсий и пособий;
- разработка законопроекта и механизма использования прожиточного минимума для установления минимальных гарантий денежных доходов населения города и осуществления мер по социальной защите в качестве минимального стандарта для совершенствования системы надбавок, определения номенклатуры и размера семейных пособий.

2.1. Занятость населения

В 1997 - 2000 гг. сохранится тенденция снижения численности населения города и трудовых ресурсов. Среднегодовая численность населения прогнозируется в 1997 г. - 1100,1 тыс. чел., в 1998 г. - 1094,4 тыс. чел., в 1999 г. - 1089,2 тыс. чел., в 2000 г. - 1084,6 тыс. чел.
Будет уменьшаться удельный вес работников отраслей материального производства и увеличиваться доля работников непроизводственной сферы в связи с притоком в нее высвобождаемых из отраслей материального производства. Сохраняется тенденция роста численности занятых в негосударственном секторе экономики.
Наибольшее высвобождение работающих в 1997 - 1998 годах предполагается из промышленности. Существенное влияние на формирование рынка труда оказывает превращение скрытой безработицы в открытую. Сохраняются проблемы женской безработицы и молодежной занятости. В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы сохранится нереализованный спрос на рабочую силу.
Предложение рабочей силы на рынке труда в 1997 году может составить 80,3 тыс. чел.; в 1998 году - 80,9 тыс. чел.; в 1999 году - 82,0 тыс. чел.; в 2000 году - 77,5 тыс. чел.
В качестве безработных может быть зарегистрировано в этот период от 18,3 до 20,5 тыс. человек.
Некоторое предполагаемое оживление экономики в 1997 - 1999 годах окажет влияние на проблему занятости населения. Численность безработных в 1997 - 1999 годах будет увеличиваться, но гораздо меньшими темпами, чем в предыдущие 1992 - 1996 годы. В 2000 году может быть отмечен отрицательный прирост численности безработных. Уровень безработицы к 2000 году прогнозируется не более 1-1,2 процента.
Реализация государственной политики занятости в городе на 1997 - 2000 годы будет проводиться через программы содействия занятости населения, в которых будут предусмотрены следующие мероприятия по обеспечению активных действий на рынке труда.

1. Сохранение и создание рабочих мест, социальная поддержка работников, находящихся под риском увольнения. Необходимо снять угрозу обвального роста открытой безработицы, сохранить экономически эффективные рабочие места и кадровый потенциал, а также создать новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, финансовой поддержке.

2. Стимулирование активного поиска работы и содействие трудоустройству. К числу активных действий по регулированию ситуации на рынке труда относятся меры, направленные на экономическую поддержку занятости населения, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение граждан к производительному труду.

3. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Будут приниматься специальные меры по трудоустройству граждан, имеющих низкую конкурентоспособность: молодежи, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, многодетных и одиноких матерей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию, лиц, вернувшихся из учреждений, исполняющих наказание, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе.

4. Общественные работы и временная занятость. Предусматривается первоочередное привлечение к общественным работам наиболее слабозащищенных в социальном плане групп населения: длительно безработных, молодежи, женщин, лиц предпенсионного возраста, инвалидов.

5. Содействие самостоятельной занятости граждан и поддержка их предпринимательской инициативы.
В 1997 - 2000 годах будет продолжено содействие в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости по следующим направлениям: переработка, хранение сельскохозяйственной продукции; изготовление швейных, трикотажных изделий, услуги населению; изготовление строительных материалов; обслуживание автотранспорта; мелкооптовая торговля; реализация продукции предприятий и индивидуалов.

6. Организация профессиональной ориентации граждан и профобучение.
Будет продолжено сотрудничество профориентаторов с клубами "Ищущие работу", "Деловой человек", "Женская занятость и содействие предпринимательству", курсами "Новый старт" по проведению углубленного обследования и консультирования на профпригодность каждого безработного, посещающего эти клубы. Намечена планомерная работа с выпускниками общеобразовательных школ по вопросам выбора профессии через проведение "Дней старшеклассника", "Дней открытых дверей", массовых мероприятий "В мире профессий", "Куда пойти учиться".

7. Содействие занятости в условиях массового высвобождения работников и критических ситуаций на рынке труда.
Работа управлений занятости по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников будет проводиться в 1997 - 2000 годах согласно "Программе действий в условиях массового высвобождения работников с предприятий" и планами действий районных управлений занятости в условиях массового высвобождения. Этими документами определены критерии и классификация массового высвобождения, а также перечень мероприятий, проводимых в условиях предстоящего массового высвобождения, и предусмотрены мероприятия по смягчению социальной напряженности, вызываемой массовым высвобождением работников предприятий.

8. Поддержка доходов безработных и членов их семей.
В целях обеспечения государственных социальных гарантий, материальной поддержки граждан, признанных безработными, и лиц, находящихся на их иждивении, в программе будут предусмотрены финансовые средства на выплату пособий.
Огромное значение имеет развитие социального партнерства. Это один из главных механизмов достижения согласия в обществе и компромисса между представителями трудящихся и работодателями под эгидой государства.
Приоритетами в данном направлении будут:
- совершенствование механизма коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений;
- обеспечение постоянной совместной работы ассоциаций профсоюзов промышленных предприятий и администрации города, ориентированной на сотрудничество и согласование интересов главных субъектов рыночной экономики - работодателей и наемных работников, защиту прав и интересов предпринимателей и работников в сфере хозяйственных и трудовых отношений, полную меру ответственности за принятые решения.

2.2. Социальная поддержка

Политика социальной поддержки предусматривает недопущение дальнейшего распространения бедности и падения доходов ниже прожиточного минимума. В то же время реализация такого подхода будет в ближайшие годы осуществляться в условиях острого дефицита средств городского бюджета. Поэтому социальная поддержка должна осуществляться только для самых бедных жителей города.
Основные направления социальной защиты малообеспеченных категорий населения г. Челябинска на 1997 - 2000 гг. включают:

1. Меры социальной поддержки пенсионеров, в т.ч. ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тружеников тыла, граждан, пострадавших от политических репрессий, и других категорий:
- финансирование питания малоимущих граждан в муниципальных столовых города;
- оплата стоимости путевок на лечение остронуждающимся пенсионерам, инвалидам;
- ежемесячные выплаты 10-ти минимальных оплат труда почетным гражданам города;
- материальная помощь малообеспеченным гражданам;
- материальная помощь больным, страдающим онкологическими заболеваниями;
- материальная помощь гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров;
- материальная помощь инвалидам и участникам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам труда, пострадавшим от политических репрессий и др.;
- оплата стоимости ритуальных услуг по захоронению умерших одиноких, малоимущих граждан, Героев Советского Союза и др.;
- финансирование выплат социального пособия на погребение умерших граждан, чье захоронение произведено родственниками за свой счет, в случаях, предусмотренных Законодательством РФ.

2. Первоочередные мероприятия по социальной поддержке инвалидов:
- льготная оплата стоимости проживания неработающих инвалидов в ведомственных общежитиях и стоимости услуг местной телефонной связи;
- приобретение технических средств для инвалидов (магнитофонов, слуховых аппаратов, кресел - колясок, звуковых приставок к светофорам, для организации сурдоперевода во время трансляции передач по областному телевидению);
- оздоровление инвалидов (взрослых);
- оказание финансовой поддержки предприятиям объединений инвалидов.

3. Меры по социальной поддержке семьи, материнства и детства:
- выплата дополнительного пособия различным категориям семей (11900 семей);
- оплата стоимости проездных билетов для детей из многодетных малообеспеченных семей на одном из видов городского транспорта (8900 чел.);
- организация летнего отдыха детей (3150 чел.);
- дотация на питание беременным женщинам и детям до одного года жизни (14000 чел.);
- проведение ежегодных конференций по проблемам женского и семейного предпринимательства;
- оплата проживания детей - сирот, выпускников учебных заведений в общежитиях (50 чел.).

4. Финансовая помощь общественным организациям.

6. Расходы на оплату труда социальных работников, осуществляющих регистрацию малоимущих граждан и лиц без определенного места жительства и занятий, и содержание муниципальных учреждений (действующих и планируемых). В том числе действующие:
- центр социально - трудовой реабилитации (в 1997 - 2000 гг. планируется оказать поддержку 980 чел.),
- социальный приют для несовершеннолетних детей;
планируемые:
- центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий,
- многопрофильный центр по оздоровлению ветеранов войны и труда, инвалидов (на базе профилактория АОЗТ "Строительный трест № 42"),
- городская служба по пожизненному уходу за престарелыми гражданами и инвалидами,
- центр постинтернатной адаптации детей - сирот,
- городской центр социальной помощи семье (психологическая, медицинская, социальная, юридическая помощь).

2.3. Охрана здоровья

Учреждениями здравоохранения будет обеспечиваться реализация основных комплексных программ, направленных на снижение социально - значимых заболеваний, охрану материнства и детства, таких, как:
- вакцинопрофилактика;
- профилактика СПИДа, туберкулеза;
- совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению города;
- сахарный диабет, артериальная гипертония.
Намечены мероприятия по внедрению института врача общей практики для медико - социальной помощи населению (домашний врач).
Продолжится широкое внедрение в работу лечебно - профилактических учреждений совместно с кафедрами ЧГМА и УИУВ новых современных медицинских технологий:
- малоинвазивной хирургии;
- системной реанимационной помощи новорожденным и роженицам;
- увеличение количества операционных вмешательств с применением лазерной хирургии, эндопротезов, сосудистых протезов, кардиостимуляторов.
Вышеназванные технологии позволяют уменьшить заболеваемость и смертность, особенно лиц трудоспособного возраста.
В условиях нестабильного финансового положения медицинских учреждений одной из главных задач остается:
- недопущение снижения объема и качества медицинской помощи, оказываемой населению;
- повышение контроля за качеством лечебно - диагностической помощи с использованием современного, дорогостоящего оборудования.
В целях рационального использования коечного фонда и приведения его в соответствие с санитарными нормами планируется дальнейшее поэтапное изменение и совершенствование его структуры. За период 1997 - 2000 гг. намечено перепрофилировать 13 процентов коечного фонда, оснастив его современными методами лечения.
Приоритетным останется и сохранение форм льготного медицинского обслуживания населения и медикаментозного обеспечения. С этой целью планируется внедрение системы контроля за выпиской, отпуском и оплатой лекарственных средств.
Дальнейшее развитие получит добровольное медицинское страхование, сеть дополнительных платных медицинских услуг.
Несмотря на трудности финансирования, будет продолжено строительство и ввод в эксплуатацию новых медицинских учреждений. Так, в 1997 году - это поликлиника в Курчатовском районе на 1000 посещений в смену, что позволит приблизить и улучшить медицинскую помощь жителям Северо - Западного жилого массива, терапевтический корпус ГКБ № 1, детская многопрофильная больница № 1 в Тракторозаводском районе, женская консультация горполиклиники № 1 по ул. Российской, акушерско - гинекологический корпус ГКБ № 8, строящийся на условиях взаимозачетов с фондом медицинского страхования. В соответствии с программой "Реабилитация загрязненных территорий" - Дом ребенка № 2 с пристроем бассейна. Намечается открытие травматологического пункта в районе Северо - Запада.
Вышеназванные направления в развитии здравоохранения города позволят повысить качество лечебно - профилактического обслуживания и оздоровления населения.

2.4. Окружающая среда

Основные задачи в области экологии определены комплексной территориальной программой оздоровления экологической обстановки, реабилитации и социальной защиты населения г. Челябинска на 1996 - 2000 гг. Целью программы является оздоровление окружающей среды, создание экологически благоприятных условий жизни населения г. Челябинска.
Основными направлениями развития экологии и природопользования являются:
1. Проектирование и строительство цеха механического обезвоживания осадков на очистных сооружениях городской канализации.
2. Проектирование и строительство сооружений доочистки городских сточных вод г. Челябинска на Северных очистных сооружениях канализации.
3. Мероприятия по стабилизации уровня воды озера Смолино с переброской стока в реку Миасс (защита населения от потопления).
4. Рекультивация осушенных территорий (инженерная подготовка и благоустройство территории).
5. Проектирование и строительство завода "Термоэкология" (обезвреживание и утилизация твердых бытовых отходов путем сжигания в современных специализированных энергетических котлах).
6. Строительство II очереди завода силикатного (зольного) кирпича на ТЭЦ-2.
7. Строительство 5-го блока очистных сооружений канализации.
8. Разработка мероприятий по созданию 2-го источника питьевого водоснабжения. Создание (в соответствии с Водным кодексом) независимой системы водоснабжения города (подземная вода).
9. Создание социально - гигиенического мониторинга.
10. Исследование по изучению состояния здоровья и оценки влияния среды обитания на организм жителей.
11. Проектирование и строительство завода по сжиганию осадков после очистных сооружений ПОВВ (освобождение иловых полей).
12. НИР по созданию системы (механизма) работы с отходами.
13. НИР по созданию установки для переработки и утилизации шин автотранспорта.
14. Продолжение эксперимента опытно - промышленного освоения сжигания ТБО в существующих металлургических агрегатах.

2.5. Образование

Новая образовательная система в городе и постановление "О приоритетных направлениях развития образовательной системы г. Челябинска до 2000 года" предполагают отработку новых структур и технологий управления.
Глобальная цель городской образовательной системы - это обеспечение оптимальных условий для осуществления государственных стандартно - типовых образовательных программ.
Важными направлениями в организации и содержании управления будут:
- оптимальное разделение компетенций между городским, районными управлениями образования и администрацией образовательного учреждения,
- внедрение механизмов управления качеством обучения,
- создание служб сопровождения управления (психологической, методической, социологической, физиологической, маркетинговой),
- создание общественных (негосударственных) структур, например: городской ассоциации педагогических работников, координационных и попечительских советов, ассоциации родителей, общественных фондов поддержки образования.
Большое внимание будет уделено обновлению содержания образования и обучения, внедрению федерального и областного базисных учебных планов и программ. Одним из направлений будет обеспечение педагогических работников различными вариантами дидактических комплексов, обеспечивающих эффективное усвоение всеми детьми стандартов содержания образования.
Важным и значительным в работе администраций города и районов остается материально - техническое оснащение городской образовательный системы, каждого образовательного учреждения оборудованием общего и специального назначения, техническими средствами обучения, компьютерами, наглядными пособиями.
Большое внимание будет уделено и повышению профессионально - педагогической компетенции педагогического и управленческого персонала.
Будут продолжены мероприятия по реализации целевых программ, таких, как:
- "Разработка и внедрение регионального (областного) базисного учебного плана", в которой заложена разработка регионального компонента содержания образования, обучения и методик проверки качества их усвоения.
- "Творческая одаренность. Одаренные дети", которой предусмотрено создание условий для обучения и воспитания одаренных детей и молодежи.
- "Информатизация образования", позволяющая создать городскую информационную компьютерную сеть в образовании, внедрение новых информационных технологий в образовательной системе.
- "Конверсия социальных учреждений приватизированных предприятий", предусматривающая разработку и реализацию механизма двухканального финансирования дошкольного учреждения в переходный период приватизации.
- "Разработка и отбор содержания обучения", включающая разработку и создание учебных материалов и средств обучения, описания форм, методов, приемов обучения.
Выбранные приоритеты и направления в развитии образования позволят обеспечить более эффективное функционирование городской образовательной системы.

2.6. Культура, искусство, физическая
культура и спорт, молодежная политика

Развитие культурной активности населения города требует осуществления целого комплекса мероприятий, цель которых - создание оптимальных, материальных и организационных условий для приобщения населения к культурной деятельности.
Приоритетными направлениями сохранения и развития культурной сферы будут:
1) Укрепление материально - технической базы, с этой целью планируется:
- проведение капитального ремонта детских школ искусств, библиотек, здания кинотеатра им. Пушкина;
- приобретение оборудования, музыкальных инструментов, мебели, литературы.
2) Организация гастролей и приглашение творческих коллективов.
3) Творческие заказы спектаклей театрам города.
4) Издательская программа по культуре.
5) Разработка "Программы развития культуры".
6) Повышение квалификации работников культуры.
В целях сохранения жизнедеятельности и поддержания на соответствующем уровне объектов культурной сферы планируется передача в муниципальную собственность Дворца культуры ЧТЗ, Дворца культуры "Станкомаш", а также четырех школ искусств.
В 1998 году планируется выделение помещений для 4-х детских школ искусств и детской вокально - хоровой школы № 10 "Мечта". Предусмотрено создание музея истории и культуры, создание квартиры - музея Оболенского.
Придавая важное значение повышению роли парков культуры и отдыха в организации досуга, массового отдыха населения, продолжится замена устаревших аттракционов в ПКиО им. А.С. Пушкина и ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина.
Традиционными остаются детские фестивали: "Волшебный мир звуков", "Звезды Урала - детям", "Смотри на меня как на равного" и т.д.
Для систематизирования библиотечного фонда и улучшения обслуживания населения предусматривается оснащение библиотек компьютерами.
В развитии физкультуры приоритетным будет дальнейшая пропаганда здорового образа жизни, привлечение населения к участию в различных видах спортивных соревнований.
Основные усилия будут направлены на выполнение городского календаря спортивно - массовых мероприятий, организацию жизнедеятельности детских спортивных школ, клубов, центров. Планируется за 4 года провести 1069 городских соревнований, в т.ч. дополнительное развитие получит дошкольная и школьная физкультура. Продолжится работа по проведению "Президентских состязаний" и соревнований на призы мэра города.
Значительные усилия будут направлены на сохранение спартакиад среди учащихся системы профтехобразования и средних специальных учебных заведений, детских домов и школ - интернатов, планируется провести 116 спартакиад. Особое внимание будет уделено работе с допризывной молодежью и по месту жительства, развитию инвалидного и ветеранского спорта. К 2000 году количество занимающихся в спортивных секциях, кружках намечается довести до 300 тысяч человек.
Будут продолжены работы по строительству и реконструкции спортивной базы стадиона "Центральный" и "Строитель Урала", спорткомплексов ЧГТУ и ПО "Полет", спортплощадок по месту жительства.
Приоритетной останется подготовка команд высшей лиги. Будет уделено внимание совершенствованию спортивного мастерства команд и увеличению их количества.
Молодежь составляет 25 процентов населения города, его будущее - в ее руках, поэтому необходима комплексная разработка проблем физической, творческой и эмоциональной востребованности молодых горожан.
Целями молодежной политики являются:
- содействие социальному, физическому, культурному и духовному развитию молодежи;
- создание условий для более полного включения молодежи в социально - экономическую, политическую и культурную жизнь города;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
- реализация потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;
- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
- профилактика преступности несовершеннолетних.
Прежде всего должны быть обеспечены мероприятия, гарантирующие трудоустройство и занятость молодежи. В том числе будет оказываться содействие собственной деловой активности молодежи, малому и среднему предпринимательству, созданию служб, способствующих эффективной профессиональной ориентации.
В части поддержки образования предусматривается продолжение работы со студенчеством, школьниками в организации их досуга и культурного развития, проведение семинаров студенческого актива, организация конкурса педагогических проектов, олимпиад научно - технического творчества школьников, различных фестивалей, смотров, праздников.
В части обеспечения военно - патриотического воспитания будет возобновлено проведение игр "Зарница", "Орленок". Будет продолжено оказание помощи Союзу ветеранов и проведение акций, связанных с последствиями войны в Афганистане.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1997 - 2000 гг. будет проводиться по отдельной целевой программе, которая предусматривает проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения криминогенности в подростковой среде, создание необходимости сети учреждений, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с детьми. В том числе предусматривается проведение отдельной акции "Правильный путь. Нет - наркотикам!", операции "Подросток".
В плане международного молодежного сотрудничества планируется дальнейшая работа с делегацией СЕМЕА (Франция) по программе "Евромолодежь - 2000".

2.7. Общественная безопасность

Экономическая ситуация, порождающая отрицательные явления в социальной жизни, не дает возможности резко улучшить положение дел в борьбе с преступностью. Потенциал правоохранительных органов в целом используется не в полную силу, так, особенно напряженное положение складывается с раскрываемостью преступлений. Снижает эффективность борьбы с преступностью и слабость законодательной базы.
Поэтому первоочередными задачами в сфере укрепления правопорядка в городе являются дальнейшее совершенствование форм и методов борьбы с преступностью, повышение профессионализма сотрудников милиции, усиление внимания к пресечению преступлений, распространившихся в последнее время (ввоз и распространение наркотиков, коррупция и взяточничество, хищения и скупка цветных металлов, хищения взрывоопасных веществ, рэкет, заказные убийства). Предстоит закрепить наметившуюся тенденцию снижения преступности.
Для выполнения этих задач должно быть усилено взаимодействие с федеральной службой безопасности, налоговой полицией, таможней, прокуратурой.
Первоочередными мероприятиями являются:
- выявление и пресечение активных участников этнических преступных группировок, имеющих межрегиональные и международные связи;
- предупреждение хищений денежных средств и материальных ценностей по подложным платежным документам;
- паспортизация промышленных и научных объектов, объектов жизнеобеспечения, уязвимых в террористическом отношении;
- выявление и пресечение преступлений, связанных с коррупцией должностных лиц, в т.ч. среди правоохранительных органов.
Одно из важнейших направлений работы администрации города по повышению общественной безопасности - совершенствование деятельности органов охраны общественного порядка на основе кадрового и материально - технического обеспечения и социальной защиты работников.
В 1997 - 2000 гг. предусматривается обеспечить окончание строительства изолятора временного содержания, инженерно - бытового корпуса ГАИ, здания УВД Центрального района и центра социальной реабилитации (приемника - распределителя), продолжить обеспечение милиции средствами связи, автотранспортом, жильем.

3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

3.1. Промышленность

Промышленность по-прежнему остается основой экономики города, и от решения ее проблем зависит выход из кризиса всего хозяйственного комплекса Челябинска. За предыдущий период удалось добиться относительно стабильного развития городской энергетики, промышленности строительных материалов и мукомольной промышленности.
Администрация города оказывала конкретную помощь промышленным предприятиям, вводя более низкую ставку налога на прибыль, освобождая от задолженности по налогам, давая отсрочки по платежам в городской бюджет, проводя зачеты по платежам в местный бюджет, принимая под свою юрисдикцию объекты социально - бытовой инфраструктуры, принадлежащие предприятиям, и прямо выделяя средства на освоение новой продукции. Эти и другие меры впервые за годы реформ позволили несколько сдержать спад производства.
Ставится задача стабилизировать положение в легкой промышленности (администрация принимает непосредственное участие в разработке областной целевой программы развития предприятий легкой и текстильной промышленности), оказать существенную поддержку предприятиям ВПК, производствам, работающим на город. В целях поддержания основных для города предприятий продолжится практика их налогового и тарифного целевого льготирования.
Городской заказ на промышленную продукцию будет размещаться прежде всего на предприятиях Челябинска (мягкий инвентарь для здравоохранения, оборудование и приборы для инженерного и коммунального хозяйства, пассажирского транспорта).
В целях сокращения неплатежей, улучшения расчетов между предприятиями и бюджетом будет расширено применение вексельного кредитования в городском обороте и погашение задолженностей по платежам с помощью взаимозачетов (МП "Акцепт"). Инвестиционный процесс, как показывает практика, идет вяло и бессистемно. Необходим более системный подход, включающий следующие этапы: определение твердого государственного заказа в области вооружений и оборонной техники; разработка каждым предприятием краткосрочной и долгосрочной программы перепрофилирования и реконструкции производства; распределение ограниченных ресурсов по приоритетным направлениям, контроль и содействие реализации инвестиционного процесса.
Перспективы промышленности города требуют взвешенных решений, новых подходов в проведении структурной перестройки, в технологическом и финансовом обеспечении. Необходима действенная государственная поддержка промышленного производства согласованными мерами местного и федерального уровня.
В развитии пищевой и перерабатывающей промышленности города предусматривается:
1. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, в т.ч. мелкоштучной, фасованной.
2. Развитие предпринимательства в производстве продуктов питания (мини - пекарни, колбасные и макаронные цеха).
3. Реконструкция и технологическое перевооружение предприятий, в том числе:
- на АО "КХП-1" запуск мельницы трехсортового помола;
- на АО "Хлебокомбинат № 1" организация хлебопроизводства батонных изделий,
- на АО "Южуралкондитер" монтаж и запуск линии по производству карамели, линии по мелкой упаковке бисквитных пирожных;
- на АО "Казак уральский" строительство нового цеха водоочистки, установка новой разливочной линии;
- на АО "Челябинскпиво" организация розлива пива с повышенными сроками хранения, реконструкция цеха по производству солода;
- строительство табачной фабрики.

3.2. Торговля и услуги

Для улучшения обеспечения населения товарами народного потребления намечается:
1. Улучшить торговое обслуживание, усилить воздействие торговли на формирование ассортимента и повышение качества выпускаемых изделий, активно внедрять прогрессивные, удобные для покупателей формы обслуживания, существенно сокращающие затраты времени на приобретение товаров.
2. Осуществить рациональное размещение и специализацию предприятий розничной торговли, улучшить режим их работы с учетом создания максимальных удобств для населения.
3. Внедрять прогрессивные формы и методы продажи товаров. Развивать организацию сезонных ярмарок и мини - рынков.
4. Расширить круг услуг, оказываемых покупателям в магазинах. Активнее привлекать к этой работе предприятия - изготовители, организации бытового обслуживания и транспорта. Удовлетворять потребности населения в доставке крупногабаритных покупок и установке на дому приобретенных технически сложных изделий. Повсеместно организовать в торговле информационно - справочные и консультационные службы. Обеспечить раскрой тканей и подгонку одежды в магазинах.
5. Торгующим организациям и промышленным предприятиям совершенствовать деятельность по изучению спроса и формированию потребностей населения, пропагандировать основы рационального потребления. Улучшать рекламу товаров. Шире использовать в этих целях выставки - продажи, покупательские конференции, а также печать, радио, телевидение.
В целях дальнейшего развития общественного питания как одного из условий успешного решения задач, связанных с сокращением времени на приготовление пищи в домашнем хозяйстве, с созданием больших возможностей для культурного проведения досуга, необходимо осуществить следующие меры:
1. Полнее удовлетворять потребности населения в разнообразном и рациональном питании, обеспечить повышение качества продукции и культуры обслуживания, дальнейшее расширение ассортимента, увеличение выпуска полуфабрикатов высокой степени готовности, кулинарных и кондитерских изделий. Значительно увеличить их продажу по месту работы, учебы и жительства.
2. Сохранить и укрепить систему организации горячего питания в общеобразовательных школах через районные комбинаты школьного питания.
3. Обеспечить безопасность питания населения на предприятиях общественного питания, для чего проводить сертификацию услуг и санитарный надзор за соблюдением санитарно - гигиенического режима.
4. Продолжить работу по развитию сети общественного питания быстрого обслуживания населения.
5. Развивать дополнительные услуги, оказываемые населению предприятиями общественного питания, а также формы обслуживания, учитывающие запросы семейного отдыха (отпуск и доставка обедов на дом, приготовление блюд из продуктов заказчика, обслуживание семейных торжеств, детских и молодежных празднований).
6. Расширить сеть общественного питания в микрорайонах Северо-Запада и Северо-Востока.
7. Продолжить работу по реконструкции существующих предприятий общественного питания с учетом современной технологии и новых форм и методов обслуживания.
Деятельность предприятий бытового обслуживания должна быть направлена на более полное удовлетворение потребностей населения в различных видах бытового обслуживания, сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и его облегчение, увеличение свободного времени населения. Для более полного удовлетворения населения в бытовых услугах необходимо:
1. Установить льготы по налогам в местные бюджеты для социально - значимых служб бытового обслуживания.
2. Предусмотреть выделение средств на льготных условиях из фондов поддержки малого предпринимательства на приобретение материалов, запасных частей, оборудования.
3. Создать на базе муниципального Дома быта городской центр бытового обслуживания.
4. Для поддержки социально - значимых муниципальных служб бытового обслуживания выделять средства для подготовки к работе в зимних условиях.
5. Для оказания практической помощи предприятиям бытового обслуживания по внедрению современных моделей одежды, обуви, причесок, повышению профессионального мастерства проводить конкурсы, смотры, фестивали, "Дни быта".

3.3. Градостроительство, инвестиционная деятельность

В связи с принятием Концепции устойчивого развития России, разработкой такого документа по Уральскому региону изменились отношения к приоритетам и подходам в разработке всех проектных материалов, в т.ч. и Генерального плана развития города. Главным и определяющим направлением его разработки на 1997 - 2000 гг. является экологическое, т.е. стабилизация экологической ситуации.
На основе комплекса проектно - изыскательских работ должны быть получены достоверные данные о состоянии всех элементов среды города, а затем определены пути, средства, сроки реабилитации территорий для коренного улучшения состояния окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного отодвигаются сроки начала осуществления Генплана. В связи с этим по рекомендации Госкомархитектуры на период 1997 - 2000 гг. выполняются разделы Генплана, которые не зависят от перечисленных аспектов.
Проект "Ремонтно - реконструктивные мероприятия" обеспечивает выполнение основной цели - повышения комфортных условий проживания населения города независимо от политических, экономических и иных состояний общества.
Он определяет структуры видов реконструкции, масштаб и степени преобразования жилой застройки, выявление общегородских проблем, связанных с реконструкцией жилой застройки, повышение эффективности использования территории с учетом максимального сохранения жилого фонда, пригодного для проживания, и улучшения его. Найдены решения комплексной реконструкции для каждого района города, микрорайонов, кварталов, поселков, посчитаны возможные объемы реконструкции, нового строительства и сноса жилья. Учтены отдельные экологические аспекты. Представлены предложения по реконструкции зданий массовых серий первого, второго поколений по отдельным микрорайонам, по всем районам города. Произведен первичный анализ состояния инженерной инфраструктуры города для целей реконструкции жилого фонда по районам.
Преемственность и комплексный подход к застройке города обязывают продолжить проектные работы, связанные с улучшением транспортного обслуживания и инженерного обеспечения. Задача проекта "Схема функционального зонирования" - усовершенствование земельных отношений. Итогом этой работы будет схема Челябинска с указанием функциональных зон, имеющих определенный статус, ограничения, режим использования, возможности наиболее целесообразного налогообложения.
В сфере строительной индустрии города будет продолжено строительство 5-10-этажных жилых домов панельных серий 97, 121, монолитных жилых домов повышенной этажности, отдельных многоэтажных жилых домов по индивидуальным проектам. Продолжится обновление индивидуального жилого фонда.
В плане 1997 - 2000 гг. ставятся также поэтапные задачи создания службы градостроительного кадастра, программного обеспечения, инвентаризации имеющегося (наработанного) материала.
Следующая задача, решение которой необходимо осуществить до 2000 года, - это проработка в схемах промышленных территорий города. Если селитебные территории имеют разработанную документацию в виде проектов детальной планировки и проектов застройки, то из промузлов имеют схемы только 5. На 1997 - 2000 гг. требуется выполнить 11 схем промышленных территорий. От целесообразного использования промтерриторий город получит наибольший экономический эффект.
В программе реконструкции и развития Челябинска должны быть решены вопросы регулирования градостроительной деятельности и земельных отношений, развития рынка земли и недвижимости. Эти вопросы неразделимы по своей сути.
Для эффективной реализации такой программы требуется согласовать интересы всех субъектов градостроительства, активизировать и объединить инвестиционно - строительную деятельность всех его граждан, частных, государственных и муниципальных предприятий.
Администрация города будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата в сфере преобразования инфраструктуры города, эффективного освоения городских территорий, строительства и модернизации объектов недвижимости. Инвестиционная политика будет иметь целенаправленный характер, станет средством укрепления экономической и финансовой базы местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия государства в целом включает в себя несколько ведущих направлений:
- окончательное подавление инфляции, рост сбережений и их аккумуляция в инвестиционных компаниях,
- ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции и производство,
- государственная поддержка инвестиционного комплекса путем кредитования на возвратной и платной основе,
- введение системы ускоренной амортизации и переоценки основных фондов (конкретные шаги, способствующие превращению амортизационных отчислений в инвестиции).
Капитальные вложения в прогнозе до 2000 года определены с учетом складывающихся в текущем году тенденций, а также темпов производства и услуг в различных отраслях и ожидаемого уровня инфляции. Общий объем инвестиций оценивается в 7,4 трлн. руб. с темпом роста к 1996 году 7,4 процента. На развитие непроизводственной сферы прогнозируется в 2000 году направить 45,2 процента. По темпам роста она получит несколько опережающее развитие.
Существенного изменения в структуре источников финансирования не произойдет. По-прежнему сохраняют свое значение как основного источника капитальных вложений собственные средства предприятий.
Оживление жилищного строительства (программа "Жилище" и "Свой дом") создаст основу для подъема экономики в целом, так как явится стимулом развития самого широкого спектра отраслей.
Одним из важнейших направлений жилищной политики будет создание агентств по ипотечному жилищному кредитованию, принятие положения о жилищных кредитах.

3.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства в предыдущие годы получила необходимую нормативную базу и организационно оформилась. Главной задачей на 1997 - 2000 гг. становится линия развития производства товаров народного потребления и инвестиционных производств. Вместе с тем не сворачиваются традиционные отрасли: торговля и обслуживание населения, в том числе бытовое.
Для этих предприятий сохранятся льготы по местным налогам и арендной плате. Они будут иметь возможность получать льготные кредиты из Челябинского муниципального фонда поддержки предпринимательства, а также из областного и федерального фондов поддержки предпринимательства. Кроме того, они будут иметь возможность обращаться за помощью в различные специальные фонды, такие, как фонд "США - Россия", фонд Сороса и др.
Для решения проблем оснащения предприятий оборудованием в городе будет организована лизинговая компания. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект закона о лизинге, который упростит систему лизинга и ее налогообложения и сделает лизинг доступным рядовому предприятию.
Администрация города намерена экономическими методами влиять на размещение предприятий малого и среднего бизнеса на территории города.
Из числа факторов, стимулирующих рост числа малых предприятий, наиболее активно проявит себя фактор безработицы: малое предпринимательство при закрытии многочисленных нерентабельных предприятий должно будет сыграть роль социального демпфера, источника новых рабочих мест. В этом случае следует ожидать увеличения общей численности работающих на малых предприятиях в городе к 2000 г. примерно до 24 тыс. человек.

3.5. Городское хозяйство

Жилищно - коммунальное хозяйство

Дальнейший переход на рыночную систему оплаты жилья и коммунальных услуг предполагает изыскание новых путей и источников финансирования жилищно - коммунального хозяйства, реализацию мер по снижению стоимости эксплуатации, ремонту и реконструкции жилья.
Основные направления жилищной реформы на 1997 - 2000 гг. предусматривают:
- разработку комплексной программы приемки ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, снижение затрат населения в жилищной сфере путем дальнейшего развития конкуренции в сфере жилищно - коммунального хозяйства;
- изменение соотношения между основными источниками финансирования жилищно - коммунальных предприятий путем сокращения бюджетных ассигнований и увеличения ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги до полного возмещения в 2003 году издержек на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги с одновременным применением мер социальной защиты семей с низким уровнем доходов;
- создание государственной жилищной инспекции и системы лицензирования предприятий ЖКХ, обеспечивающей контроль за сохранностью жилищного фонда и повышением качества предоставления жилищно - коммунальных услуг;
- подготовку предложений по созданию гибкой системы налогообложения в жилищно - коммунальном хозяйстве, позволяющей оставлять в распоряжении местных бюджетов средства на развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку убыточных городских хозяйств;
- повышение эффективности сбора арендных платежей за нежилые помещения и их целевое использование на финансирование жилищно - коммунального хозяйства;
- организацию товариществ собственников жилья (кондоминиумов), которые смогут самостоятельно определять порядок и условия эксплуатации кондоминиума и при необходимости выбирать и привлекать на договорной основе соответствующие организации любой формы собственности;
- обеспечение надежности жилых зданий и поддержание их на заданном уровне качества.
Жизнеобеспечение города - это надежная работа инженерных коммунальных систем, это своевременная подача в дома горожан воды, тепла, газа, электроэнергии. Состояние водопроводных, тепловых сетей и их эксплуатационная надежность - доминирующая проблема городской администрации.
За 1997 - 2000 годы необходимо капитально отремонтировать 240 км тепловых сетей, ввести в эксплуатацию IV, V котлы на Юго-Западной котельной, установить 4 энергоблока мощностью по 115 МВт на ЧТЭЦ-1.
В целях бесперебойного снабжения населения и промышленных предприятий города водой предусматривается:
- продолжить в 1997 - 2000 годах работы по очистке Шершневского водохранилища от ила в районе пос. Сосновка;
- реконструировать очистные сооружения водопровода с использованием новых технологий, в том числе строительство станции озонирования воды, сооружения по углеванию воды, сооружения по обезвоживанию осадка, модернизировать Западную и Восточную насосные станции.
Изменение структуры жилищно - коммунального хозяйства по источникам финансирования, увеличение доли платежей граждан в содержании жилищно - коммунального хозяйства в условиях углубления энергетического кризиса требует комплексного и всестороннего решения проблемы экономии ресурсов - воды и тепла при эксплуатации жилых зданий за счет внедрения приборов учета тепла, установки приборов автоматического регулирования теплоснабжения, установления радиаторных терморегуляторов, повышения теплоизоляции зданий и внедрения автономных систем теплоснабжения с автоматическим регулированием.
Только когда квартиросъемщик будет оплачивать эксплуатационные услуги и услуги жизнеобеспечивающих систем по их стоимости, лишь в этом случае он начнет экономить. Поэтому установка индивидуальных счетчиков на каждую квартиру позволит изменить ситуацию и создать механизм ресурсосбережения.

Благоустройство

На период до 2000 года развитие дорожного хозяйства намечается по следующим направлениям:
- улучшение сложившейся дорожно - транспортной сети за счет реконструкции и нового строительства;
- строительство новых дорожно - транспортных сооружений;
- строительство специальных дорог для пропуска грузового автотранспорта;
- строительство пешеходных переходов.
Из крупных объектов дорожного строительства планируется в 1997 году завершение строительства выхода автодороги "меридиан" на Свердловский проспект (транспортной развязки в двух уровнях), что в значительной степени увеличит пропускную способность магистрали. В 1999 году будет завершено строительство путепровода через железнодорожные пути Челябинск - Главный с реконструкцией улицы Доватора. Для обеспечения безопасного движения разгрузки транспортных потоков на магистральных улицах предусмотрен ввод в эксплуатацию транспортных развязок на пересечении улицы Бр. Кашириных и Свердловского проспекта в 1999 году, автодороги "меридиан" - улица Гагарина - Копейский тракт в 2000 году.
Всего предусматривается построить и реконструировать 21,1 км дорог, путепроводов, мост через реку Миасс с освоением 945,7 миллиарда рублей.
Для обеспечения нормального функционирования дорожного ремонтно - строительного комплекса планируется провести работы по строительству производственной базы, приобрести современной техники и оборудования на сумму более 20 миллиардов рублей.
Для улучшения освещения улиц, проездов и площадей города намечается внедрение автоматизированной системы включения и контроля за наружным освещением с полным завершением работ в 1999 году.
Учитывая, что одним из наиболее эффективных средств борьбы с вредными шумовыми воздействиями и загрязнениями воздушного бассейна промышленными выбросами токсичных веществ, выхлопными газами автотранспорта являются зеленые насаждения, предусматривается проведение работ по озеленению городских территорий.
Для улучшения санитарного состояния города ведутся работы по сооружению мусороперерабатывающего завода с полным комплексом сортировки, утилизации и переработки твердых бытовых отходов с окончанием строительства в 2000 году. Предварительным этапом стало строительство опытно - промышленной установки для переработки отходов мощностью 10 тысяч тонн в год с вводом в эксплуатацию в 1997 году.
Предусматривается оборудование площадки для размещения токсичных отходов и вынос существующего полигона по утилизации твердых бытовых отходов за черту города.

Пассажирский транспорт и связь

Цели и задачи городского пассажирского транспорта на период до 2000 года - сохранить существующие объемы перевозок, обеспечить быстрое, удобное и безопасное передвижение пассажиров, совершенствовать работу пассажирского транспорта на основе оптимизации режимов работы, маршрутной сети, установления необходимого количества транспортных единиц, исходя из интенсивности пассажиропотоков.
Особое внимание будет уделено развитию материально - технической базы предприятий общественного транспорта, укреплению и развитию ремонтного хозяйства. Требуется также улучшать техническое состояние путевого, дорожного хозяйства, своевременно обновлять изношенный парк подвижного состава.
В 1998 году планируется окончательно ввести в действие гараж на 200 автобусов в Ленинском районе, построить и оборудовать цех покраски автобусов в МП ЧПАТП-1. В 1997 году в ЧПАТП-1 должна закончиться организация центра проведения инструментального контроля технического состояния подвижного состава. В планируемый период необходимо построить пять тяговых подстанций, начать строительство трамвайного депо № 3 на Северо - Западе с мастерской по ремонту специального подвижного состава, закончить обустройство цеха ремонта сочлененных троллейбусов в троллейбусном депо № 2.
С целью дальнейшего улучшения организации и руководства перевозками планируется строительство и оборудование диспетчерских пунктов по улицам С. Юлаева, Гагарина, у завода им. Колющенко. В 1997 году будет проведена реконструкция и благоустройство диспетчерских пунктов у областной больницы, по улицам Молодогвардейцев, Новороссийской.
В 1997-1998 годах необходимо осуществить строительство автостанций на повороте в Металлургический район, у заводоуправления АО "Мечел". Необходимо начать строительство автовокзала на привокзальной площади с учетом обустройства конечных станций автобусов и троллейбусов.
С вводом в эксплуатацию новых участков дорог и путепроводов планируется расширение транспортной сети. В основном маршрутная сеть возрастет за счет открытия новых автобусных маршрутов, связывающих Ленинский район через центральную часть города с Северо - Западным районом, Металлургический с Тракторозаводским районом. Будут организованы маршруты автобусов в новые строящиеся жилые микрорайоны на Краснопольской площадке.
В 1998 году вступит в эксплуатацию новая трамвайная линия протяженностью два километра до завода им. Колющенко.
В 1997 году планируется организовать в городе работу маршрутных такси, которые свяжут железнодорожный вокзал с аэропортом, Металлургический район с центром и железнодорожным вокзалом, дадут возможность обеспечить комфортабельную перевозку горожан к крупным торговым центрам. В целом же в период 1997 - 2000 годов планируется приобрести порядка 200 автобусов, 40 трамвайных вагонов, 120 троллейбусов. На базе Миасского филиала МП СПАТП-2 планируется провести капитальный ремонт 280 автобусов марки "ЛиАЗ-677" и 100 автобусов марки "ИК-280".
В соответствии с программой по строительству метрополитена будет приобретен горно - проходческий комбайн, стоимость которого согласно заключенному контракту составляет 1462 миллиона долларов. Поступление комбайна планируется в 2000 году, и после установки будут осуществляться работы в перегонном туннеле на участке Комсомольская площадь - площадь Революции.
Городская телефонная сеть продолжит свое развитие: до 2000 года планируется ввести девять новых АТС емкостью 78 тысяч номеров. Это - АТС № 63, 64 на 20 тысяч номеров в Тракторозаводском районе (1997 г.), № 67 на 10 тысяч номеров в Калининском районе (1998 г), № 30 на 3 тысячи номеров в Центральном районе (1998 г.), № 10 на 5 тысяч номеров в Курчатовском районе (1998 г.), № 16, 19 на 20 тысяч номеров в Курчатовском районе (1999 г.), № 20 на 10 тысяч номеров в Металлургическом районе (2000 г.), № 68 на 10 тысяч номеров в Ленинском районе (2000 г.).
До 2000 года необходимо провести мероприятия по стабилизации работы почтамта. Это в первую очередь расширение предоставляемых традиционных и нетрадиционных услуг: прием абонементной платы за переговоры в кредит, платы за коммунальные услуги, розничная торговля, расширение работы на рынке ценных бумаг (продажа акций, векселей). Планируется внедрение электронной почты, создание рекламно-информационной службы, предоставление услуг почто - банка.

3.6. Управление имуществом,
развитие рынка недвижимости

В области аренды нежилых помещений в городе главной задачей является вовлечение в арендный оборот новых помещений. Здесь важна разработка соответствующей нормативной базы, стимулирующей жилищно - эксплуатационные организации, предприятия и предпринимателей к поиску таких помещений и вложению средств в их реконструкцию, а также к заботе о сохранности арендованных помещений (см. таблицу 1).

Таблица № 1

   ---------------------T--------T--------T-------------------------¬

¦ Перечень объектов ¦ Ед. ¦1997 - ¦ В том числе ¦
¦ или мероприятий ¦ изм. ¦2000 гг.+------T------T-----T-----+
¦ ¦ ¦ всего ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999¦ 2000¦
¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+--------------------+--------+--------+------+------+-----+-----+
¦Приватизация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий ¦ единиц ¦ 25 ¦ 9 ¦ 7 ¦ 5 ¦ 4 ¦
¦Продажа нежилых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещений ¦ единиц ¦ 160 ¦ 55 ¦ 40 ¦ 35 ¦ 30 ¦
¦Поступление средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от приватизации ¦млн.руб.¦ 5337,2¦1864,4¦1355,9¦1154 ¦980,9¦
¦Заключение договоров¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аренды ¦ единиц ¦ 3000 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦Поступление средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от аренды помещений ¦млн.руб.¦ 86000 ¦20000 ¦21000 ¦22000¦23000¦
¦Аренда рекламного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦места ¦ единиц ¦ 300 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦Заключение договоров¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имущества ¦ единиц ¦ 3000 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
L--------------------+--------+--------+------+------+-----+------


Основными источниками доходов бюджета от недвижимости становятся не поступления от приватизации, а земельный налог и арендные платежи за использование объектов городской недвижимости.
Одним из основных направлений будет приватизация земли, что поможет предприятиям выжить, она способствует притоку инвестиций и улучшению структуры землепользования в городе.

Первоочередные мероприятия в области градостроительной деятельности и земельных отношений в городе Челябинске предусматривают:
- распределение всех земельных участков, находящихся на территории города, между реальными собственниками: частными лицами, муниципалитетом, Российской Федерацией и субъектом Федерации;
- определение ограничений оборотоспособности (операций гражданского оборота) земельных участков, в первую очередь находящихся в государственной и муниципальной собственности. Законодательное закрепление порядка распоряжения и пользования землями, исключенными из гражданского оборота (публичными землями);
- для создания единого городского рынка земли и недвижимости определить и организационно обеспечить действие механизма открытых публичных торгов передачи в пользование и продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- создание единой муниципальной (пока нет государственной) системы регистрации прав на недвижимое имущество (земельные участки и объекты недвижимости) и сделок с ними;
- стимулирование создания системы (института) оценки цены городской земли и недвижимости как базы для формирования механизма налогообложения, ипотеки, расчета градостроительных программ, сравнения вариантов операций с недвижимостью и т.д.;
- установление права преимущественного приобретения земельных участков и объектов недвижимости в муниципальную или государственную собственность по объявленной и зафиксированной их цене при сделке купли - продажи.

Задачи в области земельных ресурсов и землеустройства города на период до 2000 года определяются следующим образом:
1. Завершить работы по инвентаризации земель для создания Государственного земельного кадастра города.
2. Продолжить работу по государственной регистрации прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость.
3. Создать, внедрить и обеспечить эксплуатацию единой автоматизированной системы банка данных по земле, содержащую сведения о наличии и состоянии земельных ресурсов.
4. Завершить работу по согласованию (восстановлению) административно - территориальных границ города и их техническому оформлению.
5. Продолжить работу по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, созданию фонда запаса и его последующему перераспределению.
6. Организовать систему наблюдений за состоянием земельного фонда города.
7. Продолжить работу по обеспечению рационального использования земель с целью создания эффективной системы оценки земли и налогообложения. Автоматизировать систему налогообложения на основе земельно - кадастровой информации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru