ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации Челябинской области от 04.06.1996 № 325
"О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ", "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 1996 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Хроника", 1996, № 25, (от 22 июня)
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Челябинской области от 05.04.2004 № 142.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 1996 г. № 325
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Положение о территориальной Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Приложение № 1).
2. Утвердить "Программу развития территориальной Челябинской областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1996 год" (Приложение № 2).
3. Главам администраций городов и районов области разработать и утвердить в установленном порядке положения о территориальных звеньях Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Подтесов Г.Н.) по согласованию с администрациями городов и районов области подготовить и внести в установленном порядке на утверждение в администрацию области в четвертом квартале 1996 года предложения о перечне сил и средств (в том числе постоянной готовности) и порядке их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальной Челябинской областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Разрешить комитету по чрезвычайным ситуациям и штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области при организации и проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации по согласованию с соответствующими организациями.
6. Управлению Южноуральской железной дороги, Челябинскому и Магнитогорскому авиапредприятиям, "Челябавтотрансу" обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам комитета по чрезвычайным ситуациям и штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям доставку в районы чрезвычайных ситуаций и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
7. Признать утратившим силу постановление главы администрации Челябинской области от 01.12.92 года № 349 "О создании Челябинской областной подсистемы РСЧС".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по чрезвычайным ситуациям (Ячменев В.А.).
Глава администрации
Челябинской области
В.СОЛОВЬЕВ
Приложение № 1
к постановлению
Главы администрации
Челябинской области
от 4 июня 1996 г. № 325
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - областная подсистема РСЧС).
2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.95 г. № 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- разработка и реализация целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение надежности работы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых норм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- участие в организуемом федеральными органами управления международном сотрудничестве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Областная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства администрации области, исполнительно - распорядительных органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Областная подсистема РСЧС создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Челябинской области и состоит из звеньев, соответствующих ее административно - территориальному делению, имеет три уровня: областной, местных и объектовый.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования городских и районных звеньев областной подсистемы РСЧС определяются настоящим Положением.
5. Каждый уровень областной подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
6. Координирующими органами областной подсистемы РСЧС являются:
- областная комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации области;
- областной комитет по чрезвычайным ситуациям;
- комиссия по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления (района, города, района в городе);
- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в крупных организациях или в случае необходимости, при наличии соответствующей материально - технической базы.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются:
- областной - постановлением главы администрации области;
- городской, районный, районный в городе - постановлениями руководителей органов местного самоуправления;
- объектовой - решениями руководителей организаций.
7. Основными задачами областной, городских и районных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально - опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно - технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с межведомственной федеральной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций республиканских министерств и ведомств, Уральским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соседних областей и автономных республик Российской Федерации, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи указанным комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуированного населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально - опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
9. В составе областной подсистемы РСЧС на всех ее уровнях решениями главы администрации области, глав органов местного самоуправления, руководителей организаций создаются постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- на областном уровне - комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на уровне городов, районов, районов в городах - отделы (городские, районные штабы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе исполнительно - распорядительных органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы, секторы, штабы (или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Областной штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям является постоянно действующим органом управления областной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Областной штаб ГОЧС работает на основе положения, утвержденного Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.
10. Для обеспечения повседневного управления постоянно - действующие органы специально уполномоченные на решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются:
- на всех уровнях областной подсистемы РСЧС пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно - дежурные службы;
- на объектовом уровне - дежурно - диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Размещение органов повседневного управления подсистемы РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
11. В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно - спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности).
В состав сил постоянной готовности на территории области входят:
- подразделения войск гражданской обороны;
- формирования поисково - спасательной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- подразделения государственной противопожарной службы УВД;
- формирования экстренной медицинской помощи, другие службы медицины катастроф;
- формирования постоянной готовности министерств и ведомств (горноспасатели, газоспасатели и другие аварийно - спасательные формирования);
- территориальные и объектовые силы постоянной готовности.
Все силы постоянной готовности создаются на основе положений Федерального закона РФ от 22.08.95 г. № 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" и подлежат аттестации на проведение аварийно - спасательных работ в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.93 г. № 507 "О положении о межведомственной аттестационной комиссии".
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно - спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
Силы постоянной готовности могут привлекаться Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами администрации области, органами власти местного самоуправления и организациям для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
12. Специально подготовленные силы и средства вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областных представительных и исполнительных органов.
13. Информационное обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС осуществляется информационно - управляющей системой в состав которой входят:
- на уровне области - технический кризисный центр (ТКЦ) администрации области и как элемент ТКЦ - информационно - аналитический центр при штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- на уровне города, района - абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.92 г. № 190 и постановлением главы администрации области от 20.05.96 г. № 289 "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
14. Администрацией области, органами исполнительной власти местного самоуправления в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, специальным решением в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования областной подсистемы или территориального звена РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно - технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистемы и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно - диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
16. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резервный фонд финансовых и материальных ресурсов администрации области - за счет средств областного бюджета;
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления (городов, районов) - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом их создающим.
17. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов администрации области, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайных ситуаций таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
18. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного управления, администрации области.
19. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
20. Финансирование областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативных правовых актов областной народной Думы, администрации области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
21. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках областной подсистемы РСС на основе планов действий администрации области, исполнительных органов местного самоуправления, руководства организаций и объектов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно - методическое руководство планированием действий областной подсистемы РСЧС осуществляют комитет по чрезвычайным ситуациям и областной штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Заместитель
Главы администрации
Челябинской области,
председатель комитета
по чрезвычайным ситуациям
В.ЯЧМЕНЕВ
Начальник штаба по делам
гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
Челябинской области,
полковник
Г.ПОДТЕСОВ
Приложение № 2
к постановлению
Главы администрации
Челябинской области
от 4 июня 1996 г. № 325
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА 1996 ГОД