Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ Департамента Федеральной службы занятости населения по Челябинской области от 20.05.1996
"О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА РФ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 20 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 20 мая 1996 года

Утвержден
Начальником
Департамента ФСЗН
по Челябинской области
В.И.ОХОТИНЫМ

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА РФ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 20 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА

Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон) подписан Президентом России 20 апреля 1996 г. и вступил в силу 6 мая 1996 г. - со дня его официального опубликования.
Фактически закон о занятости населения издан в новой редакции, его нормы значительно расширили правовые гарантии для граждан России в сфере содействия занятости и вместе с тем затруднили возможность получения государственных пособий по безработице и стипендий гражданам, не желающим трудоустраиваться и работать, переобучаться, повышать свою квалификацию и быть конкурентоспособными на рынке труда.
Вследствие того, что ряд норм Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в новой редакции (далее - Закон) существенно отличаются от его норм в прежней редакции, предлагаются следующие разъяснения:

1. В преамбуле Закона не содержится условие о постоянном проживании граждан на территории России (не менее 6 месяцев), то есть на граждан России (а не граждан вообще) распространяются нормы Закона независимо от срока их проживания в России на день признания безработным, а в случаях их проживания на территориях других государств их права в сфере содействия занятости гарантируются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Учитывая это изменение Закона, граждан, представивших все необходимые документы в орган службы занятости до 6 мая 1996 г., но не имевших на день регистрации в качестве ищущих работу 6 месяцев постоянного проживания в России и не трудоустроенных, необходимо признавать безработными в соответствии со статьей 3 Закона с 6 мая 1996 года.

2. В статье 2 Закона уточнены категории занятых граждан, в частности: наряду с работающими по трудовому договору (контракту) и предпринимателями занятыми считаются граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договоры подряда), члены производственных кооперативов (артелей), лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам.
Занятыми считаются также граждане, участвующие в сезонных и временных (в том числе общественных) работах. В этой статье Закона в прежней редакции лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, отождествлялись с предпринимателями, фермерами и членами производственных кооперативов, что в действительности неоднозначно. Предприниматели и фермеры имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только с момента государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) или со дня государственной регистрации созданных ими юридических лиц - коммерческих и некоммерческой организаций (статья 51 ГК РФ). Предприниматели и фермеры, а также члены производственных кооперативов несут обязанности и ответственность за свою предпринимательскую деятельность и деятельность созданных ими юридических лиц в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством по четко определенным основаниям и в конкретном порядке. Обязанности и ответственность лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой без обязательной государственной регистрации своей деятельности, законодательством определены в обобщенном виде и не конкретизированы (например, ответственность за незаконную сделку или причинение вреда другому лицу и т.д.). К таким лицам можно отнести периодически торгующих на рынках, занимающихся разведением домашних животных или оказывающих систематически платные услуги. При этом необходимо учитывать и неготовность этих лиц приступить к работе по направлениям органов службы занятости.

3. В статье 3 Закона условия признания незанятых граждан безработными дополнены их обязанностью и самостоятельного поиска работы, невыполнение которой лишает их права на присвоение статуса безработного, а следовательно, и назначение им пособия по безработице, так же как, например, отсутствие у них трудоспособности. Предусмотрена в этой статье Закона обязанность незанятых граждан представлять в орган службы занятости наряду с паспортом, трудовой книжкой и документом об образовании справку о среднем заработке не за два, а за последние три месяца по последнему месту работы.
В этой статье Закона также установлено, что порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время еще действует утвержденное постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 года № 877 Положение о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице (с последующими изменениями и дополнениями), которое может применяться с 6 мая 1996 года только в части, не противоречащей нормам Закона в новой редакции. То есть данное Положение применяется к отношениям, возникшим в сфере содействия занятости с указанной даты, только в соответствии с действующим Законом.
Установлено, что "...Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статьей 25 этого закона определено: "Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида".
Уточнены условия, при которых граждане не могут быть признаны безработными, в частности: во всех случаях не присваивается статус безработного:
- лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
- лицам, которым в соответствии с пенсионным законодательством России назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- лицам, не явившимся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, или в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
- лица, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы или к наказанию в виде лишения свободы.
Начало десятидневного срока учета отказов незанятых граждан от предложенных вариантов работы или профессиональной подготовки определено не со дня их обращения в службу занятости, а со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

4. В определении понятия "подходящая работа" статья 4 Закона содержит дополнения в части признания в таком качестве наряду с постоянной работой также и работы временного характера за исключением оплачиваемых общественных работ. Более конкретно определены категории граждан, для которых подходящей считается оплачиваемая работа независимо от уровня заработной платы, в том числе и временного характера, отвечающая требованиям трудового законодательства:
- граждане, ранее не работавшие, впервые ищущие работу;
- лица, отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавшие более трех лет;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ, принимавшие в них участие перед этим обращением.
Изменено условие об исчислении среднего заработка по последнему месту работы, являющегося одним из критериев подходящей работы, а именно: этот заработок должен исчисляться за последние три месяца по последнему месту работы.

5. Существенно дополнены и изменены в статье 5 Закона задачи государства по определению и осуществлению политики в области содействия занятости населения, в частности: определена ее направленность на развитие трудовых ресурсов, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, а также сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения. Этой статьей Закона определены категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы:
- инвалиды;
- граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
- лица предпенсионного возраста - за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту) с учетом необходимого трудового стажа;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также детей - инвалидов;
- семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

6. Дополнены и более четко определены в статье 7 Закона полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.
Статья 15 Закона определяет федеральную государственную службу занятости населения как организационно самостоятельную службу на территории России, а ее органы, как федеральные органы государственной исполнительной власти, которые не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также задачи в сфере содействия занятости населения. Исключен порядок получения представлений органов власти субъектов Российской Федерации на назначение на должности и увольнение с должностей руководителей органов службы занятости, они назначаются на должности и увольняются с работы вышестоящими руководителями органов службы занятости.

7. В статье 22 Закона определен порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и установлено, что фонд занятости не является юридическим лицом, является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и федеральной государственной собственностью, средства этого фонда не входят в состав федерального бюджета, находятся в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости, расходуются на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и изъятию не подлежат. Средства фонда занятости, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей, а также отчислений с заработка работающих и за счет ассигнований из государственных бюджетов всех уровней и местных бюджетов освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
Правомочие органов службы занятости о бесспорном списании со счетов предприятий, учреждений, организаций неуплаченных сумм страховых взносов в фонд занятости из текста Закона исключено, однако сохраняется в Положении о Государственном фонде занятости населения, поскольку не противоречит Закону.

8. Право граждан на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессиональную ориентацию установлено статьей 9 Закона, причем специально определено, что такие услуги предоставляются органами службы занятости бесплатно только безработным гражданам, то есть которым официально присвоен статус безработного. Обязанности органов службы занятости по оказанию таких услуг определены в статьях 9 и 23 Закона, причем после определения критериев необходимости профессионального обучения безработных и граждан, ищущих работу, конкретизировано, что право в приоритетном порядке пройти профподготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют:
- безработные инвалиды;
- безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных учреждений;
- граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
- граждане, не имеющие профессии (специальности).
В прежней редакции Закона такое "приоритетное право" признавалось только за безработными гражданами по истечении срока выплаты им пособия по безработице.

9. В статье 24 Закона определен порядок организации общественных работ, которые проводятся организациями (юридическими лицами) различных форм собственности за счет их средств с привлечением при необходимости средств субъектов Российской Федерации и фонда занятости. С гражданами, желающими участвовать в общественных работах, эти организации обязаны заключать срочные трудовые договоры сроком их действия до шести месяцев и оплачивать их труд в соответствии с законодательством России. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
На общественные работы направляются по изъявленному желанию граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, из числа которых преимущественным правом на участие в таких работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, а также безработные, состоящие на учете в службе занятости свыше шести месяцев.
Независимо от условий заключаемых органами службы занятости договоров с предприятиями об организации и производстве общественных работ гражданам, участвующим в этих работах и считающимися в этот период в соответствии со статьей 2 Закона занятыми, вместо выплаты пособия по безработице устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице. Максимальный период предоставления им этих доплат со дня заключения с ними срочного трудового договора не должен превышать шесть месяцев.
Учитывая, что направление граждан, зарегистрированных органами службы занятости, на общественные работы осуществляется только по их желанию, считать такие работы подходящими для них в соответствии со статьей 4 Закона нет оснований, тем более, что общественные работы не требуют специальной квалификации работников и как правило не соответствуют их профессии (специальности) и размеру среднего заработка по последней работе. Однако, если граждане дали согласие (которое должно оформляться письменно) на участие в общественных работах, они со дня заключения с ними срочных трудовых договоров считаются занятыми, вследствие чего статус безработного (если такой был им присвоен) с них снимается, а выплата пособия по безработице прекращается. После окончания производства общественных работ, если трудовые договоры с предприятиями (организациями) не будут продолжены, граждане, участвующие в этих работах, признаются безработными органами службы занятости на общих основаниях.
Несмотря на вышеизложенное, временные работы (работы временного характера) считаются подходящими для граждан, указанных в пункте 3 статьи 4 Закона, независимо от уровня заработной платы, если такие работы не "оформлены" по договору в качестве общественных.

10. Обязанности работодателей по обеспечению занятости населения установлены статьей 25 Закона, это в частности: соблюдение условий трудовых договоров (контрактов) с работниками, оказание им помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышение квалификации и переподготовке, разработка и реализация социального плана организации (предприятия), предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы, а также соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройство в определенном органами государственной власти и местного самоуправления количестве других граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В дополнение к обязанности представлять в органы службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении к организации (предприятию) процедуры банкротства, если она применена компетентными органами, информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и о внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Работодатели также обязаны:
- возмещать полностью путем перечисления средств затраты органов службы занятости на создание рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, которые необходимы для трудоустройства работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации (предприятии);
- вносить в фонд занятости ежемесячно обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида;
- производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости за отказ в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в размере среднего заработка каждого работника данной категории за год;
- в пятидневный срок возвращать в службу занятости направления с указанием дня приема гражданина на работу или возвращать направление гражданину с отметкой о дне его явки на предприятие (организацию) и причине отказа в приеме его на работу.

11. Из текста Закона исключена норма об отложении на срок получения выходного пособия и компенсаций с предприятий (организаций) выплаты назначенного пособия по безработице гражданам, уволенным с работы по причине сокращения численности или штата предприятия (организации), а также вследствие его ликвидации, поэтому независимо от получения гражданином выходного пособия и компенсаций от предприятия пособие по безработице должно выплачиваться ему в соответствии со статьей 3 Закона со дня признания его безработным, то есть с первого дня предъявления им всех необходимых документов.
В текст Закона впервые включена норма (в статье 28), устанавливающая оплату в размере причитающегося пособия по безработице или стипендии за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам (потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными), но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости. В другой формулировке эта норма устанавливает оплату времени нетрудоспособности гражданина, которому присвоен статус безработного или который обучается по направлению службы занятости (когда этот статус с него снят), но при условии его увольнения с работы в период, не превышающий одного года со дня признания его безработным.
В статье 28 Закона к четырем условиям сохранения за гражданами непрерывного трудового стажа и включения периодов времени в общий трудовой стаж добавлены условия сохранения этой гарантии в период временной нетрудоспособности граждан, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей. Предусмотрено также, что все виды пособий и других выплат безработным гражданам подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Необходимо уточнить, что эта норма не распространяется на стипендии, выплачиваемые обучающимся по направлению службы занятости, так как в этот период они не считаются безработными.

12. В соответствии со статьей 29 Закона в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия:
а) уволенным из организаций в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, - то есть дню, с которого присвоен статус безработного, и имевшим в этот период оплачиваемую работу (но не просто трудовой стаж) не менее 26 календарных недель - в размере 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы по региону, являющемуся субъектом Российской Федерации;
б) в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для граждан:
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- ищущим работу впервые, то есть ранее не работавшим;
- уволенным из организаций в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
в) за счет средств соответствующих организаций гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы в регионе.
Необходимо уточнить, что в отличие от условия исчисления размера стипендии, ранее предусматривавшегося статьей 32 Закона в прежней редакции, статья 29 действующего в настоящее время Закона определяет порядок начисления стипендии независимо от наличия у граждан трудового стажа свыше одного года или менее одного года.
При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификацию или переподготовку по направлению службы занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается на половину установленного законом минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц, однако максимальный размер повышения стипендии не может превышать полуторакратной величины установленной законом минимальной оплаты труда.
Средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается без учета районного коэффициента, а стипендия выплачивается с начислением районного коэффициента (где он применяется при выплате заработной платы), однако "надбавки" к стипендии на иждивенцев применяются без учета этого коэффициента, так как должны включаться в сумму стипендии до его начисления.
Так как из текста Закона исключена норма, определявшая максимальный размер стипендии (с учетом "надбавок" на иждивенцев) размером среднего заработка по последнему месту работы, итоговый размер стипендии с учетом этих "надбавок" и районного коэффициента не может превышать уровня средней зарплаты по региону.
Определен порядок повышения размеров стипендии от 20 до 100 процентов лицам, подвергшимся воздействию радиации; финансирование расходов, связанных с выплатой таким лицам стипендий в повышенном размере, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В статье 29 Закона определено, что гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения. Предусмотрено также, что в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины выплата стипендии может быть приостановлена на срок до одного месяца или ее размер уменьшен на 25 процентов на один месяц. Со стипендий производятся все виды удержаний, установленных приговором или решением суда, но не более половины получаемой стипендии.
Установлено также право, но не обязанность, органов службы занятости оплачивать гражданам стоимость проезда до места обучения и обратно и их расходы, связанные с проживанием в период обучения.

13. Статьями 30, 31, 32 и 34 Закона установлены порядок определения размеров, условия, сроки и размеры выплаты пособия по безработице, а также порядок продления сроков его выплаты.
Определено, что в зависимости от наличия в конкретном отношении органа службы занятости с гражданином, ищущим работу, оснований, установленных настоящим Законом, пособие по безработице начисляется либо в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, либо в размере минимальной оплаты труда, установленной законом.
Пособие по безработице назначается одновременно с признанием гражданина безработным, то есть со дня представления им органу службы занятости всех необходимых документов в соответствии со статьей 3 Закона, начисляется с первого дня признания его безработным и выплачивается в период, не превышающий 12 месяцев в суммарном исчислении (то есть с перерывами, исключаемыми из этого периода) в течение полутора лет (18 календарных месяцев подряд).
Период безработицы - это время со дня присвоения гражданину статуса безработного до дня, следующего за днем снятия этого статуса, или по день его снятия. Во всех случаях период выплаты пособия по безработице не может быть больше периода безработицы.
Согласно пункту 3 статьи 31 Закона продолжительность выплаты пособия по безработице определяется в вышеизложенном порядке в каждом периоде безработицы отдельно.
Пособие по безработице начисляется и выплачивается в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов этого заработка (денежного довольствия), а в оставшиеся месяцы (от 12 месяцев в суммарном исчислении в пределах полутора лет) - 45 процентов указанного заработка (довольствия) безработным гражданам:
а) уволенным из организаций по любым основаниям в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу (но не просто трудовой стаж) не менее 26 календарных недель, в том числе и гражданам, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости;
б) уволенным с военной службы и органов внутренних дел (независимо от наличия 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение года, предшествовавшего началу безработицы).
Пособие по безработице начисляется и выплачивается в минимальном размере оплаты труда безработным гражданам:
- ищущим работу впервые, то есть ранее не работавшим;
- не имеющим профессии (специальности);
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволенным из организаций по любым основаниям в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, но не имевшим в этот период (то есть имевшим менее) - 26 календарных недель оплачиваемой работы, в том числе и гражданам, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
При наличии лиц, находящихся на содержании (иждивении) безработного, размер назначенного ему пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц, то есть производятся "доплаты", максимальный размер которых не может превышать полуторакратной величины установленной законом минимальной оплаты труда. Если оба родителя являются безработными, то размер пособия по безработице увеличивается каждому из них на лиц, находящихся на их содержании. Окончательно размер пособия начисляется безработному гражданину с учетом этих "надбавок" на иждивенцев, а после этого на сумму пособия с учетом надбавок начисляется районный коэффициент (в тех районах и местностях, где он начисляется на заработную плату). Необходимо уточнить, что в тексте Закона не употребляются термины "надбавка" или "доплата" в отношении суммы увеличения пособия по безработице, поэтому нельзя обособлять эту часть пособия и начислять на нее отдельно районный коэффициент.
В случае непредоставления подходящей оплачиваемой работы безработному гражданину по истечении 18 календарных месяцев, если он не трудоустроился самостоятельно, но искал работу, ищет ее и готов приступить к ней, он имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Законом, то есть гражданину может быть назначено пособие по истечении первичного периода безработицы только один раз (повторно), но не более (если он не был трудоустроен), но в минимальном размере.
Гражданам, общий трудовой стаж которых, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста (а поэтому им еще не назначена пенсия на общих основаниях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице в таких случаях не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении (то есть с перерывами, исключаемыми из этого периода) в течение 36 календарных месяцев, то есть трех лет подряд. Органы службы занятости имеют право, но не обязаны, представлять в органы пенсионного фонда России письменные предложения о назначении безработным гражданам предпенсионного возраста с их согласия пенсии досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию, и при условии, что даже в перспективе отсутствует возможность для их трудоустройства. Эта норма может быть применена только для лиц, уволенных по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ по причине сокращения численности или штата или ликвидации предприятия.
Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда России с последующим возмещением затрат из фонда занятости.
Во всех случаях пособие по безработице начисляется и выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы в регионе (республике в составе России, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге), в том числе и с учетом "надбавок", выплачиваемых на иждивенцев. При исчислении пособия по безработице из среднего заработка необходимо вычитать районный коэффициент, если гражданин, зарегистрированный в органе службы занятости, работал в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, то есть средняя заработная плата рассчитывается без учета районного коэффициента. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается с учетом районного коэффициента (после вычета этого коэффициента из среднего заработка), в том числе и при исчислении пособия в размере минимальной оплаты труда.
По теоретическим правилам юриспруденции статьи закона или другого правового акта нельзя применять отдельно, - правовые нормы применяются комплексно к конкретному отношению, то есть методом "правового поля", в которое "отношение" помещается, преобразуясь в результате этого в правовое отношение. Так же и к отношению органа службы занятости с безработным гражданином статьи Закона должны применяться комплексно, например, статьи 30, 31, 32, 33 и 34, а также и статья 35, регулирующие порядок, сроки и условия начисления, выплаты, прекращения, приостановки или снижения размера пособия по безработице, и недопустимо отрывать в применении какую-либо из этих статей от другой. В частности, несмотря на то, что максимальный уровень определен в статье 30 Закона с учетом его повышения на иждивенцев и с начислением районного коэффициента, он не может во всех случаях превышать средний уровень заработной платы в регионе, как определено статьей 33 Закона.
Гражданам, подвергшимся воздействию радиации, к пособию по безработице выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительное пособие в размере от половины до двухкратной величины минимальной оплаты труда.
С пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие) по приговору или решению суда, но не более половины получаемого пособия по безработице.

14. В соответствии со статьей 35 Закона Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
- признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости (в период обучения гражданин считается занятым, с него снимается статус безработного и прекращается выплата пособия по безработице, но можно применить эту санкцию после повторного присвоения ему статуса безработного).
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Выплата пособия по безработице не производится с сохранением статуса безработного в периоды:
- временной нетрудоспособности безработного, а также нетрудоспособности, длящейся свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного из мест постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его (точнее сохраняют период выплаты пособия не более 12 месяцев в пределах 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом).
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

15. В Законе (статья 36) впервые определена категория лиц, которые находятся на содержании безработного - это лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
Определены также категории лиц, которые не считаются иждивенцами безработного гражданина, то есть не находятся на его содержании:
- получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
- находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально - технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);
- учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах - интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.

Начальник юридического отдела
Ю.И.ВАГАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru