Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации города Челябинска от 14.08.1995 № 767-п
"О "ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
(вместе с "ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА")

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 160, от 24.08.1995
"Вечерний Челябинск", № 166, от 01.09.1995






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 1995 г. № 767-п

О "ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"

В связи с необходимостью определения и обоснования стратегии развития образования в Челябинске в современной социально - экономической ситуации
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить "Приоритетные направления развития образовательной системы Челябинска на период до 2000 года", разработанные городским управлением по делам образования на основе проектов федеральной и областной (региональной) программ развития образования, предложений районных органов управления образования и образовательных учреждений.

2. Возложить на управление по делам образования (В.Н. Кеспиков) координацию мероприятий по реализации "Приоритетных направлений..." и совместно с управлением и комитетами администрации, взаимодействующими с системой образования:
2.1. Проработать обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами реализацию "Приоритетных направлений...".
2.2. Принять меры по реализации "Приоритетных направлений..." на 1995 год и последующие годы.
2.3. Ежегодно до 1 февраля вносить предложения по уточнению и корректировке программы мероприятий с учетом изменений условий хозяйствования.

3. Управлению по делам образования (В.Н. Кеспиков) ежегодно представлять администрации доклад о ходе реализации "Приоритетных направлений..." с последующей публикацией его в средствах массовой информации.

4. Главам администраций районов осуществить конкретные меры по реализации "Приоритетных направлений...", разработать районные программы реализации "Приоритетных направлений..." в срок до 15 октября 1995 г.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации С.В. Козлова и начальника управления по делам образования В.Н. Кеспикова.

Глава администрации
города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ





Утверждено
постановлением
Главы администрации
города Челябинска
от 14 августа 1995 г. № 767-п

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

"ЧЕЛЯБИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - К XXI ВЕКУ"

Введение

Ведущими идеями "Приоритетных направлений..." являются следующие:

1. Образование более, чем прежде, должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию, что позволит каждому человеку максимально самореализоваться в обществе (социуме), гармонизировать свои отношения с окружающей его объективной реальностью.

2. Непрерывное образование в новых условиях требует большей дифференциации, мобильности и синхронности. Это дает каждому члену общества возможность не только получать желаемое образование, но и непрерывно его совершенствовать в соответствии с личностными потребностями и конъюнктурой на рынке труда.

3. Демократизация образования позволяет эффективно сочетать интересы личности и общества, ставя в активную позицию всех участников образовательно - воспитательного процесса: предоставляет возможности и условия каждому человеку избирать индивидуальную траекторию образовательного продвижения на протяжении всей жизни.

4. Гуманизация образования предусматривает акцентирование общечеловеческих ценностей в содержании образования и образовательно - воспитательном процессе, формирование гуманных отношений между педагогами, учащимися и родителями, организацию интерактивного взаимодействия педагога и ребенка.

5. Дифференциация в образовании и воспитании способствует более полному раскрытию потенций личности, ускоряет ее развитие, опираясь на интересы, склонности и возможности учащихся, повышает позитивную мотивацию учения.

6. Альтернативность, конкуренция, соревновательность становятся ведущими факторами развития образовательно - воспитательной практики в условиях многообразия типов учреждений образования, форм и методов обучения и воспитания, ставят в ситуацию заинтересованного выбора и инициативных действий всех субъектов образовательно - воспитательного процесса.

I. Состояние городской образовательной
системы в 1995 году

1.1. Городская образовательная система
В условиях динамично развивающейся социально - экономической ситуации городская образовательная сеть должна развиваться по принципу качественного многообразия образовательных учреждений, своевременно и адекватно реагируя на вновь возникающие потребности города и каждого горожанина. Это предполагает интеграцию всех типов учреждений в единую городскую систему непрерывного образования, всех звеньев образования в единое образовательное пространство, интегрирующее (объединяющее) различные учреждения образовательной, социальной, культурной и профессиональной сферы.
Главная цель - создание целостной городской образовательной системы, которая формируется как всеохватывающая сеть образовательных учреждений и служит не только общеобразовательной, но и развивает мотивации к творчеству, профессиональному самоопределению.
В этом контексте образовательные учреждения, а также пузы, ссузы, вузы должны рассматриваться как взаимодополняющие компоненты (ступени, звенья) единой системы непрерывного образования.
Городская образовательная система должна отвечать следующим основным требованиям (опираться на следующие основания):
- открытость;
- гибкость;
- мобильность;
- вариативность;
- альтернативность;
- динамичность изменений в содержании, формах, методах и средствах обучения и социализации в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее;
- единство и преемственность в работе всех типов учреждений, всех звеньев образования;
- направленность на широкое использование новых информационных технологий с выходом (в перспективе) на единую систему информационного обеспечения;
- устранение барьеров в использовании интеллектуального потенциала ученых и профессорско - преподавательского состава научно - исследовательских организаций и высшей школы.

1.2. Городская образовательная сеть
Городская образовательная сеть - это оптимально организованная система образовательных услуг. Для достижения этого нового качественного уровня в структуре существующей городской образовательной системы должны быть введены следующие подструктуры (некоторые из них уже существуют, но должны быть коренным образом переориентированы или реорганизованы):
- городской центр социально - педагогического проектирования, который объединял бы ученых и практиков во ВНИКи для использования различных образовательных проектов и программ;
- городской центр образовательного мониторинга и маркетинга;
- городской центр психологического обеспечения образования;
- городская валеологическая служба;
- городской центр методического и материально - технического обеспечения образования;
- городская государственная независимая служба контроля качества образования и стандартизации (государственная инспекция); служба лицензирования, аттестации и аккредитации в образовании;
- городской центр информационного обеспечения образовательной сети.
Создание оптимально функционирующей городской образовательной сети позволит влиться в федеральную образовательную, сеть и через нее в европейскую и мировую.
Во исполнения Закона РФ "Об образовании" и соответствующих постановлений глав администраций города и области основное внимание в 1995 г. было сосредоточено на стабилизации и развитии городской образовательной сети.
Развернута программа муниципализации учреждений образования и их экономико - юридической автономизации. Во исполнение постановления главы администрации города № 428 от 25.04.94 г. управлением по делам образования города издан приказ № 161-у от 17.05.94 г. "О выполнении Положения о порядке учреждения государственных и муниципальных образовательных учреждений системы МО РФ и закреплении за ними государственного имущества". По состоянию на 01.08.95 г. только 165 (33,6 процента) учреждений имеют статус юридического лица.
Продолжалось капитальное строительство и ремонт зданий. Так, за счет централизованных средств велось строительство школы № 129 Калининского района; пристроев к школам № 112 (Тракторозаводской район), № 11 (управление по делам образования). Во исполнение постановления главы администрации № 622 от 20.06.94 г. "О подготовке школ к новому 1994/95 учебному году" были профинансированы ремонтные работы на сумму 15093 млн. руб. Принимались меры по сохранению сети детских дошкольных учреждений, идет процесс передачи ведомственных ДОУ в муниципальную собственность. Из 442 дошкольных образовательных учреждений 50 процентов муниципализировано, активно ведется эта работа в Ленинском, Металлургическом, Курчатовском районах.
Решается проблема муниципализации детских, подростковых клубов по месту жительства, всего по городу передано в муниципальную собственность 49,5 процента. Всего в городе - 103.

1.3. Система управления
Отработка новых структур и технологий управления потребовала изменения подходов в собственной деятельности управления по делам образования. В этих целях реализованы следующие приоритетные направления:
- реорганизован городской экспертный совет и создан постоянно действующий городской методологический семинар, обеспечивающий экспертизу социально - педагогических инициатив;
- продолжает работу городская педагогическая газета "Большая перемена", обеспечивающая оперативное информирование педагогической общественности по различным аспектам образования.
Складывается определенная система служб по охране здоровья и валеологическому образованию:
- создано 15 центров охраны здоровья на базе образовательных учреждений управления по делам образования Калининского, Металлургического, Центрального, Тракторозаводского районов;
- получили развитие кустовые службы охраны здоровья по типу "детский сад - школа - поликлиника" (Курчатовский район), "детский сад - школа - профилакторий" (Ленинский район);
- реализуются программы "Здоровье", "Аномальное детство";
- действуют на базе Калининского, Курчатовского, Центрального районов медико - психолого - педагогические консультации;
- проводится ежегодная летняя оздоровительная кампания через систему городских и загородных лагерей;
- обеспечивается социальная защита детей.

1.4. Педагогический персонал
К 1 января 1995 года в Челябинске было ДОУ - 442, школ - 148, в том числе лицеев - 5, гимназий - 12, колледжей - 2, внешкольных учреждений (дополнительного образования) - 31. В дошкольных учреждениях к этому времени работало 65 тысяч 597 человек, в общеобразовательных школах - 8 тысяч 780 человек. Общая потребность в педагогических работниках составляет 212, и это при максимальной учебной нагрузке учителей русского языка и литературы, математики, географии, иностранных языков.
Сравнение данных 1995 года с данными предыдущих лет позволяет обсуждать следующие тенденции:
- снижение числа педагогических работников с высшим образованием, особенно преподающих основные учебные дисциплины;
- увеличение удельного веса педагогических работников со стажем 18 и более лет при относительно постоянном показателе числа молодых педагогов. Это свидетельствует о том, что педагогический персонал образовательных учреждений в целом подвергается процессу "старения";
- увеличение числа учебных дисциплин, в обеспеченности которых педагогическими работниками наметился не только острый, но и хронический дефицит (к таким учебным дисциплинам, как русский язык и литература, математика, добавились география, иностранные языки, физическая культура и некоторые вновь создаваемые учебные дисциплины);
- увеличение потребности в педагогических работниках практически всех специальностей в связи с увеличением количества классов - комплектов ввиду уменьшения их наполняемости.
Таким образом, необходимо в целом обеспечить выпуск педагогических работников по основным учебным дисциплинам с учетом всевозрастающей потребности в них.

1.5. Содержание образования и обучения
Обновление содержания образования реализуется в следующих направлениях:
- Развертывание экспериментальных площадок по определению типологии учреждений образования (лицеев, гимназий, колледжей, образовательно - воспитательных комплексов "детский сад - школа", образовательно - воспитательных и образовательно - культурных центров);
- обновление содержания образования и воспитания на 47 экспериментальных площадках, развернутых на базе школ, и 22-х - на базе учреждений дошкольного образования;
- апробация и поэтапное внедрение дидактического и методического обеспечения федерального и регионального компонентов содержания образования.

1.6. Финансирование
Осуществлено введение нормативного финансирования; в результате планирования бюджетных средств осуществляется финансирование, исходя из 80-процентной обеспеченности норматива на одного учащегося.

II. Основополагающие принципы развития городской
образовательной системы

2.1. Управление качеством образования - приоритетное направление развития
Планирование развития образования зачастую ограничивается прогнозированием численности контингента учащихся, педагогического персонала, материально - технических ресурсов и их размещения в учреждениях образования. Такие расчеты и прогнозы служат, конечно, надежной основой для принятия управленческих решений, но лишь в плане количественного, а не качественного развития образования.
В современной ситуации необходимо перенести акценты с позиции "Управление распределением" на позицию "Управление качеством образования".
Управлять качеством образования - значит создать механизм, позволяющий:
- обеспечивать все образовательные учреждения поливариантными учебно - методическими комплексами (программами, учебными пособиями, методическими рекомендациями, оборудованием и т.п.) и отслеживать их реализацию с позиций федерального и регионального стандартов;
- обеспечивать систематическое непрерывное повышение квалификации педагогических работников в соответствии с изменениями в учебно - методических комплексах (в целях, содержании, формах, технологиях образования);
- обеспечивать систематическое и планомерное развертывание учебно - методической базы образовательных учреждений;
- обеспечивать стратегическое (перспективное) и оперативное управление развитием образования через приведение системы управления в соответствие с быстро изменяющейся образовательной ситуацией.
Городской орган управления образованием, выполняя административно - педагогическую функцию, продолжает работу по созданию максимально благоприятных условий учебы, труда, быта и досуга учащихся: обеспечению документацией и учебными материалами с тем, чтобы в любом образовательном учреждении города в любом районе каждый учащийся имел возможность выстраивать свою индивидуальную траекторию образовательного продвижения. Это и есть механизм, в общем виде, обеспечения перехода от массового, безликого, единообразного, иногда тупикового образования к личностно ориентированному, непрерывному образованию каждого учащегося, каждого человека в соответствии с его возможностями и потребностями.
Создание городской службы изучения и спроса на образовательные услуги, службы образовательного маркетинга позволит перейти от предложения единообразных образовательных услуг к оказанию личностно ориентированных образовательных услуг населению.
Активизация учебных резервов учащихся должна быть обеспечена переходом в образовании от псевдоакадемизма к региональному прагматизму, обеспечивающему принципы регионализации и релевантности в образовании.
Активизация учебных резервов учащихся и всего населения позволяет перейти от защиты интересов учащихся отдельно и общества отдельно к обеспечению и защите достижения результатов в образовании индивида и социально - экономического развития Челябинска.

2.2. Основополагающие принципы развития
Исходя из изложенного, основополагающими принципами развития городской образовательной системы должны стать две группы принципов:
- первая группа принципов описывает требования к изменениям в содержании образования - принципы образования;
- вторая группа принципов описывает требования к изменениям в организационно - управленческой деятельности - принципы управления.

Принципы образования:
- принцип гармонизации личности и среды - это требование ориентации образования на максимальную самореализацию личности в городской социально - экономической инфраструктуре, гармонизацию устремлений личности и изменяющейся социально - политической реальности на основе активизации внутренних учебных ресурсов человека (личности);
- принцип непрерывности образования - это обеспечение возможности каждому человеку оперативно пополнять и обновлять знания на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности;
- принцип регионализации образования - это обеспечение оптимального сочетания интересов личности и общества в рамках региональной социально - экономической ситуации и ее развития;
- принцип релевантности - это обеспечение соответствия образовательной системы региональной специфике социально - экономической, культурно - политической и т.п. инфраструктур;
- принцип гуманизации - это обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально - культурных ценностей: создание оптимальных условий учебы, труда, быта и отдыха учащихся и педагогических работников; создание оптимальных социальных и материальных условий, в которых разворачивается нормальное биологическое и социальное созревание человека;
- принцип дифференциации - это обеспечение условий для более полного раскрытия индивидуальности каждого человека (личности);
- принцип альтернативности - это обеспечение многообразия типов образовательных учреждений, позволяющих каждому человеку (личности) выстраивать индивидуальную траекторию образовательного продвижения с учетом социальных, психологических особенностей, вне зависимости от возраста.

Принципы управления:
- принцип приоритетности - это выбор приоритетных направлений деятельности городского органа управления из всего спектра проблем реорганизации образования;
- принцип региональной релевантности - это учет региональных особенностей, опора на внутренние резервы и максимальное использование потенциала регионального социума: адаптация федеральной и региональной программ развития образования с учетом конкретных условий и реальности ее осуществления в городской социально - экономической, политической и образовательной ситуации;
- принцип постепенности - это эволюционное выращивание новых типов (видов) учреждений образования; создание новой сети учреждений формального, неформального (или формального и дополнительного) образования; формирование типологии учреждений образования с учетом накопленного в регионе и Федерации опыта;
- принцип деконцентрации - это оптимальное сочетание процессов централизации и децентрализации в городской образовательной системе; усиление самостоятельности и ответственности субъектов управления образованием (на уровне территорий, учреждений, педагогов);
- принцип саморазвития - это создание условий и механизмов саморазвития учреждений образования;
- принцип прогностичности - это прогнозирование и диагностика прогрессивных изменений в городской образовательной системе;
- принцип трансверсальности - это реализация горизонтальных связей между структурными подразделениями городской администрации, отношения партнерства.

III. Управление содержанием образования и обучения

3.1. Содержание образования и содержание обучения
Мы долго смешивали понятия "содержание образования" и "содержание обучения". Содержание образования - это лишь перечень, номенклатура учебной информации, накопленной в общественно - историческом опыте и подлежащей освоению учащимися. Содержание же обучения - это учебные материалы, с которыми педагог организует работу с учащимися, формы, приемы и средства, при помощи которых педагог организует работу учащихся по освоению содержания образования, которыми наполнены учебные материалы.
Сегодня на экспериментальных площадках (в учреждениях образования) идет работа именно по созданию учебных материалов, и даже поверхностный анализ этих материалов свидетельствует о наличии двух серьезных управленческих проблем: качество и соответствие региональной специфике (релевантность) разрабатываемых или внедряемых учебных материалов.
В данном случае под качеством понимается интеллектуальное наполнение учебных материалов, их соответствие, с одной стороны, содержанию стандартов образования, с другой - индивидуально - возрастным особенностям освоения их учащимися.
Соответствие региональной специфике (релевантность) означает соответствие существующим социально - экономическим, социокультурным потребностям. Важно отметить, что один курс обучения, пусть даже низкого уровня качества, может оказаться полезным для жителей Челябинского региона, а в то же время другой, пусть высокого качества, совершенно ненужным.
Региональный орган управления образованием должен исходить из следующего - содержание образования и обучения должно сочетать высокое качество с ориентацией на реальные региональные потребности социально - экономической инфраструктуры. Любая диспропорция в этом плане приводит к многочисленным отрицательным последствиям, дискредитирующим региональную систему образования в мнении руководства регионом.
Следовательно, региональный орган управления образованием должен управлять сложными и динамичными процессами, результатом которых становится качество и релевантность образовательных программ и обеспечивающих их учебных материалов.
Таким образом, управление качеством образования и его релевантность позволят управлять дифференциацией в образовании с опорой на базовое образование, образовательный стандарт, базовый компонент и т.д.
Проблема качества и релевантности образования связана также с переходом учащихся из школы в школу, которая уже сегодня вызывает значительные трудности, тем более если речь идет о переходе в зарубежную школу.

3.2. Обеспечение релевантности содержания образования
Орган управления образованием должен проделать организационно - управленческую работу по формированию профессиональный ассоциаций педагогов - предметников, научно - методический и научных сообществ, которые могли бы взять на себя:
- оценивание качества и релевантности учебных материалов;
- разработку и корректировку учебных материалов;
- экспертизу учебных материалов;
- подготовку учебно - методического обеспечения(содержания и организации) проведения аттестации педагогических работников учреждений образования;
- экспертизу качества образования через педагогическую оценку школьной успеваемости;
- проведение предметных олимпиад, конкурсов, выставок и проч.
Орган управления должен проделать административно - педагогическую работу по созданию алгоритмов оперативного и стратегического управления качеством и релевантностью образования, а также определить в своей структуре подразделения, ответственные за эту работу.

3.3. Управление содержанием образования и обучения
Управление содержанием образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" опирается на стандартизацию в образовании и образовательный мониторинг. Таким образом, задача управления образованием состоит в определении механизмов разработки и внедрения государственных образовательных стандартов (ГОСов) и в обеспечении перехода к управлению образованием на основе мониторинга.
Понимание стандартизации в образовании, изложение в "Методических материалах" определяет приоритетное направление в управленческой деятельности.

3.3.1. Формирование банка федеральных и региональных
стандартов содержания образования

Первое направление: содержание образования и обучения.

Задачи этого направления:
- разработка и отбор содержания учебных дисциплин, т.е. базового (стандартного, федерального) содержания и вариативного (стандартного, регионального) содержания;
- разработка и отбор учебных материалов к учебным дисциплинам (т.е. текстовые, аудиовизуальные, компьютерные пособия для педагогов и учащихся, информационно - справочные материалы, средства обучения, наборы для практических работ);
- разработка и отбор формализованных и неформализованных заданий для проверки качества усвоения содержания учебных дисциплин, а также тесты для определения степени выраженности тех или иных личностных качеств учащихся.
Отметим, что решение первых двух задач реально и возможно в рамках образовательных учебных заведений и даже силами отдельных педагогов.
Третья задача решается путем отбора и создания целого ряда методик, например:
- психодиагностические методики;
- методики исследования степени обученности классов и учащихся;
- методики изучения физической подготовленности;
- методики изучения личностных качеств учащихся с точки зрения воспитанности;
- методики изучения психосоматического состояния учащихся.

Второе направление: квалификация педагогического персонала.

Задачи этого направления:
- определение содержания специальной (по учебной дисциплине), педагогической, психологической и методической подготовке;
- разработка методик оценивания социально - профессиональной пригодности, адаптации к профессионально - педагогической деятельности;
- разработка методик и процедур оценивания содержания повышения квалификации и непрерывного педагогического образования (осуществляемого прежде всего в рамках методической работы внутри локальной образовательной системы).

Третье направление: аттестация и аккредитация образовательно - воспитательных учреждений.

Задачи этого направления:
- разработка и отбор процедур оценивания учебных планов и другой документации, описывающей содержание образования;
- разработка и отбор процедур оценивания материально - технического оснащения образовательных учреждений, управленческих структур, информационных каналов и сетей в различных типах учреждений;
- отбор и разработка примерных алгоритмов описания основных параметров образовательных учреждений.

3.3.2. Развертывание образовательного мониторинга

Планирование образования зачастую ограничивается прогнозированием численности контингента учащихся, педагогического персонала, фонда материально - технических средств и его размещения в учреждениях образования. Такие расчеты и прогнозы, конечно, служат надежной основой для принятия управленческих решений, но лишь в плане количественного развития образования. Поэтому сегодня они никак не могут нас удовлетворить с точки зрения планирования и управления качеством образования.
Поэтому в новых условиях необходимо на основе скрупулезного анализа качества образования управлять этим качеством через создание научно - методической продукции (программ, учебных пособий, методических разработок и т.д.) и через повышение квалификации педагогических работников.
О каких бы педагогических инициативах или социально - педагогических проектах мы сегодня ни говорили (новые типы учреждений, изменение режима работы, реорганизация управления образовательно - воспитательным процессом и т.д.), все эти проекты связаны так или иначе с одной интегрирующей их проблемой - новое содержание образования и, следовательно, новые учебные планы и программы. А к ним нужные новые учебные материалы. Ведь какими бы ни были квалифицированными педагоги, они не способны добиться должного эффекта, если учащиеся не располагают необходимыми для работы учебными материалами. Этот подтверждают проведенные исследования. Например, американские ученые (Дж. Фуллер и др.) установили, что чем больше учащиеся берут книг в библиотеке, тем выше их успеваемость, а в начальной школе - чем богаче выбор книг в классном уголке, тем значительнее прогресс в чтении.
Опять-таки мало напечатать учебники, надо их доставлять в учреждения образования (административная проблема) и добиваться их эффективного использования учителями (административно - педагогическая проблема), что в значительной степени зависит от уровня их квалификации.
Итак, исходя из предложенного рабочего определения государственных образовательных стандартов, как некоего эталона, мы можем перейти к проблеме качества образования и управления этим качеством. Для чего, собственно, и нужен образовательный мониторинг.
Для управления образованием так, чтобы оно соответствовало по своему результату некоему эталону, необходима налаженная система уровней планирования образования, сбора и использования информации.
Таким образом, образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения целесообразной структурированной информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
В управлении качеством образования можно выделить различные уровни планирования, следовательно, и сбор информации и ее использование для принятия управленческих решений.

Первый уровень
Учителя и родители
Вопрос, который задает себе каждый учитель и родитель:
Каковы успехи учащегося по отдельным разделам (темам) учебных дисциплин?
Таким образом, учителя и родители должны располагать и обмениваться информацией о содержании преподаваемой учебной информации и о формируемых способах деятельности, а также о формируемых социально - экономических представлениях, нормах, ценностях, о степени их освоения и возможностях их применения в конкретном производственном окружении.
Информация об успехах учащихся может быть получена по результатам тестирования, выполнения формализованных и неформализованных заданий по учебной дисциплине. Сложность состоит в том, что каждый тест или задание должны содержать в себе стабильный, типичный образец конкретного поведения в реальной ситуации.
По каждой учебной дисциплине должны быть разработаны или отработаны серии тестов и заданий, чтобы содержание о действиях, поведении учащегося было наиболее достоверным.

Второй уровень
Администрация образовательно - воспитательного учреждения
Вопрос, который задает себе администратор:
По каким компонентам учебных дисциплин, в каких классах успеваемость выше или ниже по сравнению с аналогичными учреждениями, а также по сравнению со всеми учреждениями города, области, Федерации?
Администрация должна быть информирована о результатах обучения каждого класса (группы) своего учреждения и, таким образом, иметь возможность рационально распределять ресурсы и помочь всем классам в достижении целей подготовки и образования. Кроме того, администрации необходима информация для сравнительного анализа успехов своего учреждения с другими аналогичными.
Такие сведения могут быть использованы для управленческих решений в плане пересмотра целей подготовки и образования, улучшений условий обучения, перестановки кадров и организации повышения их квалификации.

Третий уровень
Работники органов управления образованием
Вопрос, который себе задает работник управленческой структуры:
В каких учреждениях успеваемость высокая, а в каких низкая? Каковы причины? Каковы факторы, определяющие различия между учреждениями? В чем проявляются эти различия? и т.д.
Работники органа управления должны быть информированы о результатах обучения в различных типах учреждений на своей территории, что позволяет им принимать управленческие решения, связанные с рациональным распределением ресурсов региона (города, района) в целях оптимизации условий подготовки и образования. В одних случаях ресурсы - это педагогический персонал, сооружения, оборудование, сырье, а в других - это "нематериальные ресурсы": информация, идеи, способствующие совершенствованию образования без финансовых затрат (например, внедрение разработанных педагогами эффективных учебных материалов).
Они должны быть информированы о результатах подготовки и образования в классах (группах) различных типов образовательно - воспитательных учреждений.
Сравнительный анализ эффективности организации образования позволяет выявить факторы, определяющие различие его эффективности в различных учреждениях по большому кругу систематизирующих оснований (например, удаленность учреждения от центра, от культурных учреждений, социально - демографические особенности групп учащихся и проч.). Такая информация необходима при разработке временных стратегий в области планирования качества образования, развития региональной сети, создание различных типов учреждений. Таким образом, решение проблемы создания системы образовательного мониторинга включает в себя решение таких задач:
- определение точек образовательной системы или источников, из которых будет черпаться информация, определение ее объемов и способов структурирования для различных уровней управления образованием;
- создание технологий сбора информации (т.е. подбор или создание инструментария, методики получения и обработки информации);
- алгоритмы использования информации для принятия управленческих решений.

IV. Управление содержанием гражданского
образования и воспитания

4.1. Содержание гражданского образования и воспитания
Новая нарождающаяся демократическая школа создает условия для перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых, одних воспитательных систем с другими, заявляет принцип открытости школы для влияния на ее развитие всех позитивных внешкольных общественных сил.
Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно объектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии. Педагоги в той школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. А это возможно, если школа видит в ученике не просто функцию (он должен выполнять правила для учащегося), а человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремлений к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни.
Предполагается, что в сфере внеучебной воспитательной работы школа перейдет на принцип добровольности: на все мероприятия школьники идут только по желанию.
Значительно должна возрасти роль семьи в воспитании детей, ибо культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. В этой связи необходим отказ от модели социализма как общественного устройства, в котором заботу о детях и семье, о счастье отдельного человека государство берет на себя, разрушая семью, отлучая детей от родителей, ломая семейные традиции.
Формирование личности происходит под влиянием всех институтов воспитания вместе.
В этом смысле программная задача - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности - должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремится и общество, и школа. Актуальный уровень решения этой задачи - разностороннее развитие личности на основе базового образования и культуры, содержащих условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные возможности (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественных институтов и институтов власти на местах.

4.1.1. Содержание гражданского образования

4.1.1.1. Базовая культура личности

В эпоху обновления нашего общества должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают необязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития человека и общества на конкретном историческом этапе. Формирование базисных черт личности является программой перестройки в экономической, политической областях, национальных отношениях, в сфере демократизации и гуманизации, они определяются тем, что может дать человеку обновленное общество и что должен дать ему человек.
Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть не только не вступая в конфликт с ней, но и вносит в ее развитие посильный вклад).
Понятие "культура" есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Целостность (гармония) выражается и в том, что культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, физическое и духовное, общество и личность, требовательность и тактичность и др.), то есть культура - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.
В базовую культуру входят лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы.
Исходя из современной социально - педагогической ситуации, целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения; экологическая, художественная, физическая культура.
Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность и творческую индивидуальность.
Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания.

4.1.1.2. Культура жизненного самоопределения

Актуальная общественная потребность ориентирует сегодня на необходимость формирования индивидуального стиля жизни, обеспечение условий для полноценного проживания каждого этапа человеческой жизни: детства, отрочества, юности, зрелости. То есть речь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, режиму физических и интеллектуальных нагрузок, свободному времени.
Жизненное самоопределение характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания как самореализации человеком своих сил и способностей.
В формировании целей воспитания нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.
Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, то есть самореализацию человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. В самоопределении центральным компонентом является выработка позиции. Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре: человек, общество, природа, интегрированные продукты человеческой деятельности (ноосфера). Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова вырабатываемая суть психического, нравственного, физического здоровья человека.
Сфера "человек" предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.
Самооценка в сфере "общество" происходит через освоение ценностей такого порядка, как Отечество, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданственность и др.
Самоопределение в сфере "человек - природа" может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных стремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
"Продукты человеческой деятельности" (ноосфера) как сфера самоопределения предполагают осознание нравственной ответственности в использовании процесса (для человека - гуманизм; против человека - милитаризм), профессиональную ответственность человека за последствия его взаимодействия с техникой (аварии, катастрофы и т.д.).

4.2. Содержание воспитания
Воспитатель решает задачи:
1) оказание помощи ребенку в его жизненном (мировоззренческом, нравственном, гражданском, бытийном) самоопределении;
2) вооружение растущего человека средствами самореализации.
Наиболее важное, стратегическое направление педагогической работы - сделать для ребенка престижной сферу нравственности, а не безнравственного самоутверждения.
Особая часть самореализации школьников - развитие творческих способностей: научных, художественных, технических, спортивных, организационно - коммуникативных. Начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно - воспитательного процесса как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности.
Следующий блок задач - формирование навыков самореализации, которые включают в себя навыки элементарной психической саморегуляции, организации режима жизни, режима дня, такие качества, как настойчивость, рациональность в работе и общении, поиск различных вариантов решения возникающих проблем.
Следующий блок задач - формирование навыков самореабилитации, навыков, связанных со здоровьем. Для того, чтобы противостоять стрессам, физическим и интеллектуальным перегрузкам, ощущению неудовлетворенности собой, разочарованию, неуверенности и т.д., необходимо формировать умение восстанавливать личностную гармонию в человеке, необходимо дать ему средства защиты, средства физического и психологического стимулирования потребностей творческой энергии.
Самореабилитация предполагает: наличие у человека возможности защитить себя культурными способами от несправедливости, отстоять свою позицию, восстановить мир: умение решать конфликты без нервных нагрузок, способность снять излишнее напряжение (релаксация); владение не только своей психикой, своими эмоциями, но и своим телом; умение отдыхать (рекреация), адекватно оценивать себя и других.
Таким образом, самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшим компонентом саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.
Для достижения этой цели воспитатель учит ребенка познавать себя (самопознанию); объективно оценивать себя (самооценке); адекватно отражать объективную реальность (познанию мира); соотносить собственные цели с целями окружающих (целеполаганию); анализировать собственные достоинства и недостатки (рефлексии); планировать и организовывать деятельность по достижению принятых целей.
Идея самовоспитания, саморазвития - ведущая идея гуманистической педагогики. Суть воспитания - в формировании широкого мировоззрения на основе культурной самоидентификации, уважения специфики других разнообразных культур и ориентация на наднациональные (общечеловеческие) ценности.

V. Управление качеством педагогического персонала

5.1. Приоритеты в повышении квалификации педагогического персонала

Сравнение данных последних лет о состоянии кадрового корпуса региональной системы образования позволяет обнаружить следующие тенденции:
- возрастает потребность в учителях русского языка и литературы, математике, географии, иностранных языков;
- снижается число педагогических работников с высшим образованием, особенно преподающих основные учебные дисциплины;
- увеличивается удельный вес педагогических работников со стажем 18 и более лет при относительно постоянном показателе числа молодых педагогов, что свидетельствует о "старении" педагогического персонала;
- увеличивается число учебных дисциплин, в обеспеченности которых педагогическими работниками наметился хронический дефицит (к таким учебным дисциплинам, как русский язык и литература, математика, добавились география, иностранный язык, физиовоспитание);
- увеличивается потребность в педагогических работниках системы дополнительного образования, социальных педагогах, психологах, работниках дошкольного образования.
Особая ситуация складывается с педагогическим персоналом экспериментальных площадок в региональной образовательной системе. Это и проблемы обучения педагогов для работы с одаренными детьми, и их сертификация; это и проблемы психологического климата в новых типах учреждений образования.

5.1.1. Городские экспериментальные площадки в системе повышения квалификации

Мы рассматриваем экспериментальные площадки как базовые учреждения, осуществляющие повышение квалификации педагогических работников по направлениям, которые в них разрабатываются. Однако этой работе предстоит придать системный характер.

5.1.2. Система методической работы в городской образовательной системе

В новых условиях функционирования образовательной системы требуется коренное переосмысление подходов к научно - методическому обеспечению управления ее развитием.
Возникновение и развертывание социально - педагогических инициатив, вызванных стремлением реформировать образовательную систему, требуют преобразований в организации и содержании научно - методического обеспечения функционирования образовательной системы на всех уровнях.
Методическая работа внутри преобразующейся образовательной системы приобретает качественно новый вид, у нее появляются новые функции, а традиционные во многом существенно изменяют свои акценты и приоритеты.

5.1.2.1. Состав образовательной системы и предмет методической работы

Следует внести ясность и в то, что мы понимаем под термином "содержание". И здесь нам представляется важным различить понятие "содержание образования" и "содержание обучения". Под содержанием образования мы понимаем совокупность, перечень, номенклатуру основных идей, теорий, законов, закономерностей, понятий, научных фактов и т.п. из определенной отрасли знания, подлежащих освоению обучающимися. А под содержанием обучения мы понимаем те учебные материалы (учебники, учебные пособия, дидактические материалы и т.п.), а также средства коммуникации, при помощи которых педагог организует освоение обучающимися содержания образования. При этом организация обучения предполагает использование педагогом различных средств коммуникации, под которыми мы понимаем организационные формы обучения, методы и приемы обучения, средства обучения.
Таким образом, предметом методической работы является взаимодействие между педагогом и обучающимися, и это значит, что предметом методической работы выступают:
1) содержание обучения;
2) организационные формы обучения;
3) методы и приемы обучения;
4) средства обучения.

5.1.2.2. Содержание методической работы

Определив предмет методической работы, мы можем определить и ее содержание. Особенно отчетливо оно проявилось в новой образовательной ситуации, когда существует традиционное обучение и возникает инновационное обучение. Или, иначе говоря, наряду с традиционной нормой возникает инновационная норма. При этом инновационная норма может быть как позитивной, так и негативной.
И, следовательно, инновация может оказать и негативное влияние на образовательную систему, на эффективность ее функционирования.
Исходя из вышесказанного, можно определить содержание методической работы, которое складывается из:
- поддержания традиционной нормы;
- внедрения инновационной позитивной нормы;
- предохранения образовательной системы от инновационной негативной нормы.

5.1.2.3. Функции научно - методической службы

Исходя из предлагаемого понимания педагогической работы в составе образовательной системы, научно - методическая служба выполняет следующие функции:
а). Поддержание традиционной нормы. Эта роль службы выражается в том, что она тщательно изучает уже имеющиеся нормы, которые направлены в виде:
- квалификации педагогического персонала;
- содержания образования и обучения (учебные планы, учебные программы, учебно - методические комплексы, дидактические процессы и т.п.);
- материально - технический базы, на которой разворачивается содержание образования и обучения;
- системы управления, представленной в виде статики и динамики управления.
б). Внедрение инновационной нормы. Эта роль службы выражается в том, что она:
- организует повышение квалификации и переподготовку педагогического персонала;
- организует разработку или корректировку содержания образования и обучения;
- формулирует рекомендации по обновлению материально - технического оснащения образовательной системы (учебно - воспитательного процесса);
- формулирует рекомендации по организации или модификации статики и динамики управления.
в). Предохранение от негативной инновационной нормы. Эта роль службы выражается в том, что она организует экспертизу инновационных норм на предмет их соответствия, изменяющейся образовательной ситуации, а также прогнозирует возможные отдаленные негативные последствия позитивной инновационной нормы.

5.1.2.4. Организация методической работы

Методическая работа в локальной образовательной системе разворачивается в следующих формах:
1) административные формы;
2) дидактические формы.

1. Административные формы
1.1. Учебно - образовательные округа.
1.2. Ассоциация (педагогических работников по проблемам).
1.3. Ассоциация (педагогических работников по учебной дисциплине).
1.4. Научно - методическая кафедра (по образовательной области (областям).
1.5. Методическое объединение (по образовательной области).
1.6. Методическая секция (по учебной дисциплине).
1.7. Индивидуальное профессионально - педагогическое самообразование.

2. Эвристические
2.1. Проблемные семинары.
2.2. Проблемно - проектные семинары.
2.3. Организационно - деятельные игры.

3. Репродуктивно - эвристические
3.1. Педагогические чтения.
3.2. Научно - практические конференции.

4. Эвристико - продуктивные
4.1. Фестивали педагогических идей, социально-педагогических инициатив, проектов.
4.2. Конкурсы профессионального мастерства.

5. Продуктивные
5.1. Научные конференции
5.2. Теоретические (методологические) семинары.
5.3. Повышение квалификации по индивидуальному плану.
5.4. Участие во ВНИК ВТК.
5.5. Творческие отпуска.
5.6. Научные стажировки.

6. Репродуктивные
6.1. Экстернат.
6.2. Практикум.
6.3. Научно - практические семинары.
6.4. Педагогические мастерские.
6.5. Семинары - практикумы.
6.6. Тренинги.

5.4. Аттестация руководящих и педагогических работников

Наше понимание аттестации таково - это инструмент, позволяющий установить состояние профессионально - педагогической компетентности педагогического работника и создающий исходную базу для оказания педагогическому работнику помощи в росте его профессионально - педагогической компетентности. Таким образом, аттестация вне связи с повышением квалификации создает социальное напряжение в образовании как в отрасли.

5.5. Приоритеты в повышении квалификации педагогических работников

Изменение образовательной ситуации сегодня состоит в том, что педагогический работник должен выступать не только как "транслятор" учебной информации, но как организатор интерактивной коммуникации. Именно этого не хватает сегодня педагогическим работникам, и особенно на экспериментальных площадках. Наш опыт, обсуждения с зарубежными коллегами, теоретические работы показывают, что интерактивная коммуникация - это метод передачи и приобретения знаний, способствующих повышению эффективности обучения. И вообще тенденция рассматривать взаимодействие (диалог) в качестве важнейшего компонента учебного процесса получила сегодня широкое развитие. И это - заказ в адрес системы повышения квалификации и подготовки педагогических работников.

VI. Развитие системы управления образованием

6.1. Управление в изменяющейся образовательной ситуации

6.1.1. Централизация и децентрализация
Понятие "централизация" приобрело в нашем обиходе негативный смысл, а "децентрализация" - позитивный. Но всегда ли децентрализация обеспечивает эффективность развития образования? Есть множество примеров, свидетельствующих от обратном. Кроме того, целый ряд положений Закона "Об образовании" предполагает усиление вертикальных связей, например, проблемы, связанные со стандартизацией. Поэтому, говоря о децентрализации, мы должны подразумевать децентрализацию управления образованием, и особенно его качеством.
Закон РФ "Об образовании" позволяет создать такую систему управления, в которой на каждом уровне управления должно предусматриваться решение только тех задач, которые не могут решаться на нижестоящих уровнях или их решение каждым нижестоящим органом в отдельности нерационально. Таким образом, в данной системе управления полномочия и ответственность делегируются не "сверху вниз", а "снизу вверх". Вышестоящие органы управления должны решать задачи, обслуживающие интересы нижестоящих, то есть делать то, что этим органам необходимо, но что они сами не могут эффективно делать.

6.1.2. Стабилизация и развитие
Управление должно обеспечивать стабильность и развитие системы образования. Первое предполагает удовлетворение стратегических социально - экономических потребностей региона, обеспечение качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, использование положительного опыта отечественного образования.
Второе предполагает выявление и решение приоритетных социально - экономических и психолого - педагогических проблем, порождаемых менталитетом города; определение и удовлетворение специфики образовательных запросов личности и общественных институтов города; развитие педагогических инноваций, направленных на решение вышеназванных проблем и потребностей.

6.1.3. Гармонизация и технологизация
Весь процесс управления должен быть сфокусирован на формировании высокого уровня целостности системы образования, гармонизации ее составляющих. Это достигается посредством внедрения высокоэффективных технологий как рационального, так и поведенческого характера.

6.1.4. Децентрализация управления образованием
Децентрализация управления означает, что региональный орган управления образованием рассредоточивает часть управленческих функций, как бы делегируя их на места, в территориальные органы управления образованием.
Например, вопросы, связанные с изменением содержания образования, могли бы взять на себя ассоциации педагогов - предметников.
Не следует сегодня радикально менять тип отношений, в основе которого лежит централизация. Поскольку централизация обеспечивает, например, контроль за стандартным уровнем эффективности обучения (образования).
Деконцентрация означает, что функция контроля остается за органом управления, а само действие по реализации функции может быть передано в учреждение образования. Механизм может быть таким: ассоциация учителей разрабатывает инструмент для оценки качества физического образования, затем он передается на экспертизу, после этого он закрепляется специальным приказом как стандарт и передается учреждению образования, которое и осуществляет действие, а сама функция контроля остается у органа управления. Результаты могут публиковаться в виде бюллетеней или в областной педагогической газете. И все заинтересованные лица имеют информацию о том, на каком уровне работают учителя физики в конкретной школе.
Помимо прочего, тем самым задается определенная планка для подготовки учителей физики в педагогическом институте и в ИПК, т.е. орган управления начинает влиять (управлять) на содержание непрерывного профессионально - педагогического образования.

6.1.5. Деконцентрация и разделение компетенций
Деконцентрация означает также разумное распределение компетенций между органами управления разного уровня и учреждениями образования, т.е. какие субъекты образования берут на себя определенные обязательства и какую ответственность несут за их исполнение.

6.1.6. Управление и типология учреждений образования
Необходимость установления типологии учреждений образования вызвана наличием множества социально - педагогических инициатив и проектов. А нам необходимо преодолеть хаотичность развития образования в целом и отдельных учреждений в частности.
Типология позволяет стабилизировать образовательную систему, обеспечивает поддержание позитивных норм и традиций. Однако однажды принятая типология не может оставаться неизменной, поскольку образовательная система должна гибко реагировать на вновь возникающие социально - экономические потребности.
В этом направлении предполагается осуществить комплексное исследование по разработке научно - методического обеспечения, оценивая и проводя аттестацию образовательно - воспитательных учреждений с целью установления их временного статуса до момента, когда наконец будет утверждена федеральная типология образовательно - воспитательных учреждений.

6.2. Развитие консалтинговых служб при органах управления системой образования

Все консультирующие службы можно условно разделить на обеспечивающие, во-первых, информационный сервис, во-вторых, аудиторский сервис, в-третьих, маркетинговый сервис, в-четвертых, мониторинговый сервис. Следует отметить, что реально консультирующие службы будут в своей деятельности интегрировать названные функции, сохраняя примат одного или двух направлений.
Методическая служба.
Психологическая служба.
Социологическая служба.
Валеологическая служба.

VII. Формирование политики финансирования городской
образовательной системы

7.1. Перевод учреждений образования на нормативное финансирование

Переход на нормативный метод финансирования и распределения финансовых средств коренным образом меняет всю систему планирования и финансирования деятельности образовательных учреждений. Появляется возможность более точного прогнозирования потребности в ассигнованиях, расширяется самостоятельность учреждений в их распределении, возникает заинтересованность в экономном и эффективном использовании выделенных средств. В связи с регистрацией учреждений и приобретением ими статуса юридического лица нормативное финансирование становится государственной гарантией в вопросах обеспечения финансовыми средствами.
Нормативное бюджетное финансирование как система введено в Челябинске с IV квартала 1992 года, однако действие его распространено только на общеобразовательные школы.
Методика расчета норматива финансирования на одного учащегося в школе не может быть применена при определении норматива в других типах образовательных учреждений. Кроме того, в целях совершенствования системы нормативного финансирования управления по делам образования принята новая методика исчисления бюджетного норматива, предложенная МО РФ. В настоящее время произведены расчеты в каждом конкретном учреждении и определен норматив финансирования на одного учащегося, воспитанника ДОУ, школе - интернате, на учащегося дополнительного образования.
После утверждения всех материалов, как предусмотрено в первой половине 1995 года в областной Думе, действие нормативного бюджетного финансирования должно быть распространено на все типы учреждений.
Установленный срок - вторая половина 1995 года.

7.2. Обеспечение расчетного уровня норматива

На момент введения системы нормативного финансирования было принято решение малого Совета № 208 от 18.08.92 г. "О 70-процентной обеспеченности норматива от расчетного" м предложено поэтапное доведение до 100 процентов к 01.01.94 г.
Сложная финансовая ситуация и чрезвычайный бюджет в городе позволили довести уровень обеспеченности только до 80 процентов. Новая система финансирования будет отвечать полностью поставленным задачам и целям только при условии обеспечения расчетного уровня норматива.
Предполагается доведение до 100 процентов норматива с учетом состояния городской финансовой системы поэтапно до 1 января 2000 года.
Исходным моментом принимается 01.01.96 г. - 80-процентное распространение нормативного финансирования на все типы образовательных учреждений.
На 01.01.97 г. - 85 %
На 01.01.98 г. - 90 %
На 01.01.99 г. - 95 %
На 01.01.2000 г. - 100 %

7.3. Формирование целевых фондов при органах управления образованием

Несмотря на децентрализацию управления образовательными учреждениями, за органами управления образованием сохраняется ряд функций, связанных с обеспечением жизнедеятельности системы образования. В целях реализации таких функций необходимо создать централизованные фонды, распределением которых является руководитель органа образования.
- Централизованный фонд хозяйственного обслуживания, средства из которого могут направляться на оплату расходов по срочным работам капремонта, ликвидации аварий и других видов работ хозяйственного характера.
- Централизованный инновационный фонд для оплаты расходов по организации экспериментальной и научно - методической работы, развернутой на районном уровне.
Формируются такие фонды за счет дополнительного финансирования из местного бюджета (помимо норматива).
Размеры фондов определяются районными управлениями образования и зависят от состояния бюджета района, реальных потребностей образовательной системы.
Сроки создания целевых централизованных фондов должны быть одновременными с распространением нормативного финансирования - 01.01.96 г.

7.4. Обеспечение постепенного перехода к "ваучеризации" в образовании

Отработка методик, определяющих стоимость текущего содержания одного учащегося, перевод финансирования образовательной системы города на нормативную базу дает возможность разработки "ваучеров", что позволит сделать финансирование образования приоритетным, повысит эффективность использования ресурсов в этой области.
"Ваучер" представляет собой новую модель финансирования в образовании.
Практическое использование "ваучера" возможно лишь при отсутствии дефицита мест в ДОУ, школах, школах - интернатах. Однако с развитием семейного образования финансирование расходов, связанных с ним, необходимо будет переводить на систему "ваучеров".
Экспериментально внедрение "ваучера" в финансовую систему образования предлагается начать в детских дошкольных учреждениях, что даст родителям возможность выбора детского сада, приближения его к месту жительства, планомерного распределения.

7.5. Формирование финансово - кредитной системы обеспечения образования с созданием отраслевого банка

Предоставление образовательным учреждениям статуса юридического лица повлечет за собой открытие большого количества расчетный счетов. Существующая сеть финансово - кредитных учреждений не предусматривает никаких льготных условий для работы с учебными заведениями. Органы управления образованием не могут при существующей системе контролировать денежный оборот, тем более когда расчетные счета открыты в коммерческих банках. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих экономическую стабилизацию системы образования, является создание отраслевого банка, что практически исключает задержку переводов кредитов, дает возможность предоставления образовательным учреждениям, работникам этих учреждений льготных ссуд и кредитов.
1995-1996 г. - изучение нормативной базы по работе банков.
1997 г. - открытие банка в Челябинске совместно с главным управлением образования Челябинской области.

7.6. Обеспечение перехода на многоканальное финансирование

С переходом на нормативное финансирование и развитием экономической самостоятельности предусматривается сочетание бюджетного финансирования с развитием различного рода платных услуг, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам.
Дополнительными источниками средств управления являются:
- поступления за выполненные работы;
- выручка от реализации продукции учебно - производственных мастерских;
- поступление средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам;
- добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от различных предприятий и организаций, а также отдельных граждан.
Управлением по делам образования предусмотрена в 1995 году разработка нормативно - правовых условий для перехода на многоканальное финансирование образования в части привлечения дополнительных источников финансирования.

Заключение

В переживаемых сегодня сложных социально - экономических условиях именно школа должна стать фактором, стабилизирующим большую часть общества, своего рода "зоной гражданского согласия и сотрудничества" во имя достижения целей, близких и понятных каждому человеку, - здоровье и благополучие детей, их образованность и культура как гарантия их жизненной перспективы.
Для этого необходимы серьезные качественные трансформации. Однако качественная трансформация образования не может быть обеспечена одним рывком. Образование по своей природе, цели и способу действия формируется под влиянием многообразия потребностей и устремлений. Его динамика - это динамика органического роста, предполагающего наличие дифференциации и диверсификации (разнообразия).
В условиях же дифференциации и диверсификации управление образованием невозможно без мониторинга.
Эффективность образования не может быть достигнута путем ограничения его содержания. Только органически расширяющееся образование может находится в гармонии с требованиями социального равенства, понимаемого как равенство возможностей индивидов. И поэтому образованию нужна действительно универсальная база для развития. И этой базой должны стать государственные образовательные стандарты.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru