ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области от 27.06.2007 № 212
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области", № 6 (часть 2), июнь, 2007
ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2007 г. № 212
Об утверждении основных направлений развития энергетики
Челябинской области на период до 2015 года
В целях обеспечения эффективного развития энергетики Челябинской области и повышения надежности электроснабжения потребителей электрической энергии Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые основные направления развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года.
2. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Дятлова В.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Утверждены
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 27 июня 2007 г. № 212
Основные направления
развития энергетики Челябинской области
на период до 2015 года
I. Общие положения
Основные направления развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года (далее именуются - Основные направления) разработаны согласно распоряжения Губернатора Челябинской области от 23.03.2006 г. № 329-р "О создании рабочей группы". В Основных направлениях устанавливаются цели и задачи развития энергетики Челябинской области, намечаются технические, технико-экономические мероприятия для их реализации.
Основные направления разработаны в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";
Федеральным законом от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
постановлением Губернатора Челябинской области от 07.10.1998 г. № 503 "Об утверждении положения об организации услуг энергосервиса населению и организациям бюджетной сферы, финансируемым из областного и местного бюджетов";
постановлением Губернатора Челябинской области от 02.02.1998 г. № 71 "Об утверждении положения о проведении энергетических обследований организаций".
II. Характеристика состояния топливно-энергетического комплекса Челябинской области
1. Электроэнергетика
Основу электрообеспечения Челябинской области составляют станции открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 10" (далее именуется - ОАО "ТГК-10"), открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее именуется - ОАО "ОГК-2") и открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее именуется - ОАО "ОГК-3"). В состав ОАО "ОГК-2" входит Троицкая государственная районная электростанция (далее именуется - Троицкая ГРЭС), а в состав ОАО "ОГК-3" входит Южноуральская государственная районная электростанция (далее именуется - ЮУГРЭС). ОАО "ТГК-10" включает в себя Аргаяшскую теплоэлектроцентраль (далее именуется - Аргаяшская ТЭЦ), Челябинскую теплоэлектроцентраль № 1 (далее именуется - ТЭЦ-1), Челябинскую теплоэлектроцентраль № 2 (далее именуется - ТЭЦ-2), Челябинскую теплоэлектроцентраль № 3 (далее именуется - ТЭЦ-3), Челябинскую государственную районную электростанцию (далее именуется - Челябинская ГРЭС). Структура предприятий энергообеспечения потребителей электрической энергии после реформирования энергосистемы Челябинской области представлена в таблице 1.
------------------------¬
¦ Магистральные сети ¦ ¦Распределительные сети ¦<---------+ Сети других ¦
¦ ОАО "ФСК ЕЭС" (ЕНЭС) ¦-------->¦ ОАО "Челябэнерго" +--------->¦ собственников ¦
L------------------------ L-----------T------------ L------------------------
¦
Переток мощности ¦
на федеральном уровне \/
------------------------¬
¦ Энергосбытовые ¦
¦ компании ¦
L-----------T------------
Примечания: ОАО РАО "ЕЭС России" - Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая Энергетическая Система России", ОАО "ФСК ЕЭС" - открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической Системы", ОАО "Челябэнерго" - открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Челябэнерго".
Схема расположения территориальных энергетических узлов Челябинской области представлена на рисунке 2 (не приводится).
Рисунок 2
Рисунок не приводится.
Общие сведения о характеристиках станций Челябинской области приведены в таблице 2.
Территорию Челябинской области обслуживают организации электрических сетей открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Челябэнерго" (далее именуется - ОАО "Челябэнерго") и Челябинское предприятие магистральных электрических сетей - филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической Системы" (далее именуется ЧПМЭС - филиал "ФСК ЕЭС").
Характеристика организаций электрических сетей Челябинской области представлена в таблице 3. Прогноз характеристик организаций электрических сетей Челябинской области, относящихся к ОАО "Челябэнерго", приведен в таблице 4.
Таблица 3
Организации электрических сетей
Челябинской области на начало 2006 года
---------------------T----------------T--------------T-----------¬
¦ Наименование ¦Трансформаторная¦Протяженность ¦ Износ ¦
¦ предприятий ¦ мощность ¦ линий ¦ основных ¦
¦ ¦ (мегаватт) ¦электропередач¦ средств ¦
¦ ¦ ¦ (километров) ¦(процентов)¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Магнитогорские ¦ 994,44¦ 9579¦ 70¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Троицкие ¦ 1503,10¦ 10232¦ 70¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Златоустовские ¦ 1392,90¦ 6461¦ 65¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Центральные ¦ 2383,75¦ 13049¦ 74¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Челябинские ¦ 1732,80¦ 2083¦ 76¦
¦городские ¦ ¦ ¦ ¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Итого ¦ 8006,99¦ 41404¦ Средний¦
¦ ¦ ¦ ¦ 71¦
L--------------------+----------------+--------------+------------
Таблица 4
Прогноз характеристик предприятий электрических сетей
Челябинской области на период до 2015 года
---------------------T----------------T--------------T-----------¬
¦ Наименование ¦Трансформаторная¦Протяженность ¦ Износ ¦
¦ предприятий ¦ мощность ¦ линий ¦ основных ¦
¦ ¦ (мегаватт) ¦электропередач¦ средств ¦
¦ ¦ ¦ (километров) ¦(процентов)¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Магнитогорские ¦ 994,44¦ 9661¦ 72¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Троицкие ¦ 1629,1 ¦ 10371¦ 72¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Златоустовские ¦ 1518,9 ¦ 6691¦ 67¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Центральные ¦ 2589,75¦ 13438¦ 76¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Челябинские ¦ 2303,8 ¦ 2242¦ 78¦
¦городские ¦ ¦ ¦ ¦
¦электрические сети ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------------+--------------+-----------+
¦Итого ¦ 9035,99¦ 42403¦ 73¦
L--------------------+----------------+--------------+------------
По ЧПМЭС - филиал ОАО "ФСК ЕЭС" трансформаторная мощность составляет 2225,5 мегаватт, протяженность линий электропередач составляет 2768 километров.
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ 67,0 процентов ¦ открытое акционерное общество "Челябэнерго" ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 7,2 процента ¦ открытое акционерное общество ¦
¦ ¦ "Челябоблкоммунэнерго" ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 7,0 процентов ¦ муниципальные сети ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 17,0 процентов ¦ сети других собственников ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 1,8 процента ¦ бесхозяйные сети ¦
L----------------+------------------------------------------------
Рисунок 3. Структура электрических сетей Челябинской области
По сетевым предприятиям Челябинской области трансформаторная мощность составляет 7718,1 мегаватт, протяженность воздушных линий электропередач - 39,75 тыс. километров, кабельных - 2,0 тыс. километров, 309 подстанции напряжением 35 - 500 киловольт, 12500 подстанций напряжением 6 - 10 киловольт.
Состояние бесхозяйных сетей и сетей других собственников находится на крайне низком техническом уровне (385 километров линий электропередач напряжением 0,4 - 10 киловольт, 199 трансформаторных подстанций). В течение длительного времени сети не обслуживаются, ремонт не производится. Износ сетей составляет более 80 процентов. Высоки риски аварийных ситуаций, связанных с выходом из строя оборудования. К бесхозяйным сетям подключены объекты жизнеобеспечения, жилые дома, офисные и производственные здания.
Общее число электростанций Челябинской области, включая станции малой энергетики, на начало 2006 года составляло 120 единиц, общая мощность электростанций - 422,8 тыс. киловатт. Выработка электроэнергии в 2005 году составила 24519,1 млн. киловатт-часов. Количество, мощность и выработка электроэнергии электростанциями Челябинской области, включая станции малой энергетики (общего пользования, передвижных, транспортных, сельских, при промышленных предприятиях), приведены в таблице 5. По мере выхода из экономического кризиса, начиная с 1995 года, в Челябинской области наблюдается рост электропотребления (рисунок 4).
Таблица 5
Выработка электроэнергии электростанциями
Челябинской области, включая станции малой энергетики
-0- - Выработка электроэнергии
-x- - Потребление электроэнергии
->- - Получено электроэнергии из-за пределов Челябинской
области
-o- - Отпущено электроэнергии за пределы Челябинской области
Рисунок 4. Динамика производства, потребления
и передачи электроэнергии, млн. киловатт-часов
Большая часть оборудования на всех электрических станциях Челябинской области независимо от ведомственной принадлежности была установлена до 1960 года. В настоящее время это оборудование морально и физически устарело, выработало свой ресурс и подлежит замене. Физический износ основного оборудования ОАО "ТГК-10" по состоянию на начало 2006 года без учета оборудования ТЭЦ-3 составлял 53,75 процента, с учетом оборудования ТЭЦ-3 - 46 процентов. Как следствие, удельный расход топлива в системе ОАО "ТГК-10" на производство электроэнергии составляет в среднем 292 тонн условного топлива (далее именуется - т.у.т.) на киловатт-час. Данные по износу оборудования и удельному расходу топлива приведены в таблице 6.
Установленная мощность на начало 2006 года всех электростанций области составляла, включая станции малой энергетики, 4922,8 мегаватт при выработке электроэнергии за 2005 год 24519,1 млн. киловатт-час за год, что соответствует использованию установленной мощности в 2004 году только на 63 процента, в 2005 году - на 57,2 процента.
Таблица 7
Использование средней установленной мощности за 2005 год
Данные таблицы 7 показывают, что в Челябинской области наблюдается неравномерная загрузка станций по электрической мощности. Электрические станции, входящие в состав металлургических предприятий открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее именуется - ОАО "ММК"), открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" перегружены. Это свидетельствует о том, что данные станции работают с повышенным износом оборудования при отсутствии резервов.
В некоторых городах Челябинской области металлургические предприятия являются градообразующими и несут основную нагрузку по энергообеспечению. Ускоренный износ оборудования их станций ставит под угрозу снабжение тепловой и электрической энергией потребителей таких городов. В то же время мощности электростанций Челябинской области в 2005 году использовались на 57,2 процента. Поэтому одной из проблем энергетики Челябинской области является рациональное использование электрических мощностей для выравнивания их нагрузки.
На рисунке 5 приведены графики прогноза электропотребления в Челябинской области на период до 2030 года, прогноз составлен российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Единая Энергетическая Система России" (далее именуется - ОАО РАО "ЕЭС России"). Согласно прогноза, к 2030 году электропотребление Челябинской области должно возрасти в 1,8 - 2,5 раза.
Рисунок 5. Прогноз потребления электроэнергии,
млрд. киловатт-часов
2. Теплоэнергетика
В теплоснабжении жилищно-коммунального сектора городов и районных центров Челябинской области принимают участие три государственные районные электростанции (Троицкая ГРЭС, ЮУГРЭС, Челябинская ГРЭС), тринадцать теплоэлектроцентралей и 790 ведомственных и муниципальных котельных.
На рисунке 6 представлена динамика полезного отпуска тепловой энергии станциями ОАО "ТГК-10" с прогнозом до 2015 года по инерционному варианту развития.
-0- - Всего
-o- - Промышленность
Быт и услуги
Прочие потребители
Рисунок 6
Примечание: Гкал - гигакалория - единица измерения тепловой энергии
По установленной мощности теплоисточников в Челябинской области существует резерв выработки тепловой энергии в объеме 46,3 млн. гигакалорий, что составляет 150 процентов от объема полезного отпуска тепла в 2005 году. Поэтому в период до 2015 года дефицит производства тепловой энергии не прогнозируется. Однако основной проблемой обеспечения теплом потребителей является износ оборудования (для большинства котельных свыше 90 процентов).
3. Топливообеспечение
Челябинская область является крупным потребителем котельно-печного топлива. Общий расход топлива в 2004 году составил 33,18 млн. т.у.т.
Подавляющая часть промышленного топливопотребления приходится на металлургическое производство - 62,9 процента.
За последние годы и на перспективу просматривается значительное увеличение заявленных объемов потребления природного газа предприятиями Челябинской области и снижение потребления угля.
Из собственных природных топливных ресурсов в Челябинской области имеется бурый уголь. Остальные ресурсы поступают из других регионов.
-x- - Всего
-0- - Природный газ
-o- - Уголь и твердое топливо
Рисунок 7. Динамика потребления топлива
на период до 2015 года
Ограниченные топливные ресурсы Челябинской области ставят энергетику в зависимость от поставщиков. Доминирующее значение в топливном балансе области занимает природный газ - свыше 49 процентов. Динамика расхода топлива по его видам в Челябинской области представлена в таблице 9.
По территории Челябинской области проходят магистральные газопроводы "Западная Сибирь - Центр", "Средняя Азия - Центр", "Бухара - Урал", "Челябинск - Петропавловск". На сегодняшний день Челябинская область входит в число двадцати наиболее газифицированных регионов России.
Одной из центральных задач развития топливообеспечения Челябинской области является реструктуризация угольной промышленности. Запасы угля в Челябинском угольном бассейне и динамика его добычи представлены в таблицах 13 и 14.
Таблица 13
Запасы угля в Челябинском угольном бассейне
на действующих предприятиях
Примечание: <*> - прогноз открытого акционерного общества по добыче угля "Челябинская угольная компания".
Из рассмотрения динамики потребления топлива в Челябинской области следует, что потребление природного газа растет при падении спроса на твердое котельно-печное топливо.
С точки зрения перспективы развития, данное обстоятельство вызывает тревогу, так как в ближайшем будущем стоимость природного газа может значительно возрасти. Запасов газа по прогнозу в стране хватит на 80 лет, запасов угля на 500 лет. Поэтому с целью энергетической безопасности Челябинской области представляется необходимой реализация мероприятий по выравниванию топливного баланса в сторону угля и развитию угольной промышленности.
III. Цели и задачи развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года
Челябинская область является энергодефицитным регионом, получающим 100 процентов природного газа за счет внешних поставок, 29,5 процента потребляемой в Челябинской области электроэнергии поставляется с оптового рынка электроэнергии. Из собственных источников существенное значение имеет уголь, до 90 процентов добычи которого используется на территории Челябинской области. Центральной проблемой энергообеспечения потребителей Челябинской области в настоящее время является прогрессирующее старение оборудования энергетических объектов и энергетической инфраструктуры. Процент износа по котельным составляет до 99 процентов, по станциям - до 60 процентов. В коммунальном секторе преобладают котельные с низкой энергетической эффективностью, коэффициент полезного действия котельных - до 60 процентов. Все это создает угрозу энергетической безопасности Челябинской области.
Обеспечение энергетической безопасности потребителей Челябинской области - одна из основных проблем развития энергетики области. Основной целью настоящих Основных направлений является определение путей и условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса для надежного обеспечения экономики Челябинской области соответствующим объемом энергетических ресурсов при различных прогнозах развития экономики области на период до 2015 года в условиях возможных ограничений на внешние поставки ресурсов.
Для этого необходимо:
введение новых генерирующих мощностей, модернизация и реконструкция действующего оборудования;
строительство новых трансформаторных подстанций, линий электропередач и реконструкция существующих;
формирование единой технической политики в развитии электросетевого хозяйства Челябинской области;
развитие угольной отрасли;
повышение энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
совершенствование нормативно-правовой базы;
совершенствование энергообеспечения потребителей энергетических ресурсов.
Основные направления определяют региональную политику Челябинской области, обеспечивающую:
сбалансированное развитие предприятий топливно-энергетического комплекса Челябинской области;
развитие генерирующих мощностей предприятий топливно-энергетического комплекса Челябинской области на основе концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее приоритетных объектах;
повышение эффективности использования энергетических ресурсов, как на предприятиях энергетического комплекса, так и в хозяйственной деятельности потребителей ресурсов;
развитие малой энергетики;
проведение технической политики, направленной на продление ресурса стареющего энергетического оборудования.
Основные направления представляют собой совокупность механизмов и приоритетов развития энергетики Челябинской области в новых экономических условиях. В процессе своей реализации Основные направления будут адаптироваться к текущей экономической ситуации.
IV. Основные направления развития электроэнергетики
1. Формирование единого электросетевого комплекса на территории Челябинской области
Основной проблемой развития электросетевого комплекса Челябинской области в условиях роста промышленного производства, начиная с 2002 года, является дефицит пропускной способности линий электропередач и подстанций, что снижает надежность электроснабжения и создает технические ограничения для подключения новых потребителей. Это подтверждается данными таблицы 15 и рисунка 8.
Таблица 15
Структура электрической нагрузки Челябинской области
по основным электроэнергетическим узлам
В указанных условиях основным направлением развития электрических сетей должно являться формирование единого электросетевого комплекса на территории Челябинской области, ориентированного на решение следующих задач:
1) устранения дефицита пропускной способности линий электропередач и подстанций на основе реализации системы взаимосвязанных планов развития локальных сетей территорий и муниципальных образований Челябинской области, а также планов развития электросетевого комплекса области в целом;
2) проведения единой технической политики в электросетевом комплексе;
3) организации единого диспетчерского управления;
4) оптимизации затрат на оказание услуг по транспорту электрической энергии для потребителей Челябинской области;
5) обеспечения единой ответственности перед потребителями за качество поставленной электрической энергии и надежность электроснабжения.
1000 +--------------+--------------+---+----------+- г
2005 2010 2015
-- -- - Пропускная способность
--- - Потребление
xxx - Дефицит пропускной способности
Рисунок 8. Баланс потребления электрической энергии
При реконструкции и техническом перевооружении электросетевого комплекса Челябинской области необходимо предусматривать:
повышение надежности электроснабжения потребителей и качества электрической энергии;
снижение потерь электроэнергии в сетях и сетевом оборудовании;
адаптацию сетей к проведению ремонтных работ под напряжением и применение электротехнического оборудования, требующего минимальных затрат и времени на обслуживание;
совершенствование мероприятий по точному определению места повреждения в линии и, следовательно, уменьшения времени восстановления поврежденного участка и ущерба у потребителя из-за перерывов в электроснабжении;
увеличение продолжительности межремонтного эксплуатационного периода с сохранением надежности электроснабжения;
повышение электрической и экологической безопасности.
Для создания резерва электроснабжения потребителей Челябинской области необходимо развивать малую энергетику на базе мини-теплоэлектроцентралей (далее именуется мини-ТЭЦ). Особое внимание должно быть уделено строительству мини-ТЭЦ, работающих на угольном топливе. Развитие малой энергетики обеспечит модернизацию снабжения электрической энергией и теплом потребителей коммунального сектора Челябинской области, а также создаст необходимые электроэнергетические мощности, дополнительно к электроэнергетическим мощностям большой энергетики. На этой основе должна быть обеспечена энергетическая безопасность потребителей Челябинской области.
Для развития электросетевого комплекса Челябинской области необходимо:
обеспечить привлечение внешних инвестиций путем поддержки благоприятного инвестиционного климата для инвесторов;
ввести на территории Челябинской области плату за технологическое присоединение к сетям ОАО "Челябэнерго".
2. Модернизация и развитие генерирующих мощностей
Основной проблемой развития электроэнергетики Челябинской области в настоящее время является прогрессирующий износ оборудования электрических станций.
Электрические станции Челябинской области в настоящее время оснащены паровыми турбинами, обладающими коэффициентом полезного действия по электрической энергии в диапазоне 20 - 32 процентов, по тепловой энергии - 55 - 65 процентов. Перспективным направлением является применение турбин с парогазовым циклом с коэффициентом полезного действия по электрической энергии в диапазоне 48 - 55 процентов. В указанном направлении основным программным мероприятием является ввод третьего энергоблока на ТЭЦ-3, проектирование и строительство, которого планируется выполнить до 2010 года.
Дефицит электрогенерирующих мощностей в Челябинской области составлял на начало 2006 года 400 - 450 мегаватт. Челябинская область отличается быстрорастущим потреблением электроэнергии: за 2006 год прирост энергопотребления составил 6 процентов.
В настоящее время намечается реконструкции Челябинской ГРЭС, ТЭЦ-1, Аргаяшской ТЭЦ, имеющих высокую степень физического и морального износа энергетического оборудования. Прорабатываются варианты реконструкции указанных объектов с учетом комплексного развития генерации, прогнозного роста энергопотребления и развития систем транспорта электрической и тепловой энергии. Кроме того, на период до 2015 года ОАО "ТГК-10" планирует проведение следующих инвестиционных мероприятий:
завершение строительства котла № 5 Юго-Западной котельной к 2009 году;
ввод блока № 3 на ТЭЦ-3 в 2019 году;
строительство третьей очереди ТЭЦ-2 в 2010 году;
реконструкцию первой очереди ТЭЦ-2 в 2014 году.
Реализация инвестиционных программ ОАО "ТГК-10" позволит к 2015 году увеличить установленную мощность станций на 605 мегаватт электрической энергии, на 845 гигакалорий/час - тепловой.
Инвестиционные планы развития энергетических объектов ОАО "ОГК-2" на Троицкой ГРЭС на период до 2015 года:
замена оборудования энергоблока № 6 в 2010 году;
строительство нового золоотвала к 2012 году;
консервация отработанного золоотвала на озере Шубаркуль к 2014 году;
строительство двух пылеугольных блоков № 10 и № 11 мощностью по 660 мегаватт каждый к 2011 году.
Инвестиционные планы развития энергетических объектов ОАО "ОГК-3" на ЮУГРЭС на период до 2015 года:
монтаж двух новых пылеугольных блоков мощностью по 225 мегаватт каждый к 2012 году;
проведение реконструкции золоуловителей на девяти котлах с целью повышения эффективности их работы до 99,5 процентов к 2013 году.
3. Первоочередные меры по строительству и реконструкции электроэнергетических мощностей для недопущения дефицита мощности и повышения надежности электроснабжения потребителей Челябинской энергосистемы
В соответствии с Соглашением о взаимодействии по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Челябинской области от 25 декабря 2006 года, заключенным между Правительством Челябинской области и ОАО РАО "ЕЭС России", разработан Перечень первоочередных мер по строительству и реконструкции электроэнергетических мощностей на период до 2011 года для недопущения дефицита мощности и повышения надежности энергоснабжения в Челябинской области.
В качестве исходной информации были использованы данные Прогноза спроса на электрическую энергию по территории Челябинской области до 2011 года, разработанного совместно сторонами соглашения. Перечни первоочередных мер по строительству и реконструкции на период до 2011 года приведены в таблицах: генерирующих мощностей (таблица 16), сетевого оборудования и электросетевых объектов для выдачи мощности потребителям Челябинской области (таблица 17).
Таблица 16
Перечень
первоочередных мер по строительству и реконструкции
генерирующих мощностей на период до 2011 года
----T----------------------------T----------T----------T---------¬
¦ № ¦ Наименование объекта ¦Проектная ¦ Прирост ¦ Срок ¦
¦п/п¦ ¦ мощность ¦ мощности ¦ ввода ¦
¦ ¦ ¦(мегаватт)¦(мегаватт)¦ (год) ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦1. ¦Блок № 3 на ТЭЦ-3 ¦ 220 ¦ 220 ¦ 2010 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦2. ¦Елок № 11 на ЮУГРЭС ¦ 225 ¦ 225 ¦ 2011 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦3. ¦Блок № 12 на ЮУГРЭС ¦ 225 ¦ 225 ¦ 2012 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦4. ¦Пылеугольный блок № 10 на ¦ 660 ¦ 660 ¦ 2010 ¦
¦ ¦Троицкой ГРЭС ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦5. ¦Пылеугольный блок № 11 на ¦ 660 ¦ 660 ¦ 2011 ¦
¦ ¦Троицкой ГРЭС ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ ¦Всего ¦ 1990 ¦ 1990 ¦ ¦
L---+----------------------------+----------+----------+----------
Таблица 17
Перечень первоочередных мер по строительству и реконструкции
сетевого оборудования и электросетевых объектов
для выдачи мощности потребителям Челябинской области
Действующих атомных электростанций на территории Челябинской области нет. В соответствии с постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 31.01.1983 г. № 101-41 в 1984 году начато строительство Южно-Уральской атомной электростанции (далее именуется - ЮАС).
Эксплуатирующей организации ЮАС - федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Маяк" Госатомнадзором России выдана лицензия от 20.03.2002 г. № ГН-02-101-0767 со сроком действия 8 лет на сооружение энергоблока № 1.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2006 г. № 1019-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года", в соответствии с которой на ЮАС не предусматривается дальнейшее сооружение энергоблоков с реакторами на быстрых нейтронах БН-800.
В Генеральную схему развития и размещения объектов электроэнергетики в Российской Федерации до 2020 года, которая одобрена Правительством Российской Федерации 19 апреля 2007 года, включен проект строительства ЮАС с четырьмя водно-водяными энергетическими реакторами мощностью 1150 мегаватт со сроками ввода в 2016 - 2020 годах.
5. Развитие энергетики промышленных предприятий
Существенный вклад в энергообеспечение Челябинской области вносят тепловые электростанции промышленных предприятий (таблица 18).
Суммарная установленная мощность указанных тепловых станций составляет 1024,75 мегаватта.
Планы развития энергетических мощностей предприятий Челябинской области:
1) открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат". В настоящее время ведутся работы по формированию Программы приоритетных проектов по выработке электроэнергии и снижению затрат на покупку энергоресурсов. Основными проектами являются:
проект по утилизации конвертерных газов, предусматривающий монтаж преобразователей частоты на приводах нагнетателей (дымососов) за конвертерами кислородно-конвертерного цеха и комплекс по утилизации. Реализация проекта позволит использовать отходящие конвертерные газы как топливо для энергетических котлов;
проект по установке паровой турбины в производственный отбор существующего турбогенератора № 4 теплоэлектроцентрали. Данный проект позволит без снижения электрической выработки таким образом перераспределить потоки пара внутри теплоэлектроцентрали, чтобы создать условия для монтажа дополнительного турбогенератора с выработкой до 4 мегаватт электрической мощности. Проект не предусматривает дополнительного потребления топлива;
проекты строительства автоматизированных тепловых пунктов с монтажом газо-паротурбинных электростанций в районе горно-обогатительного производства и в районе листопрокатного цеха № 3. Проекты решают один и тот же комплекс вопросов: выработка дополнительной электрической мощности около 74 мегаватт, локализация выработки и потребления тепловой энергии в виде пара (75 тонн в час) и теплофикационной воды (121,5 гигакалорий/час). Кроме того, значительно снижаются издержки на передачу тепловой энергии для удаленных от промышленной площадки потребителей.
При реализации данных проектов энергетический баланс открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" изменится, дополнительная выработка электрической мощности увеличится на 75 - 82 мегаватт, а потребление природного газа ориентировочно увеличится лишь на 5 - 7 тыс. метров кубических в час;
2) открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат":
строительство турбогенератора № 1 с установленной электрической мощностью 30 мегаватт в 2008 году;
замена турбогенератора № 4 с установленной электрической мощностью 25 мегаватт до 2010 года;
прорабатывается проект угольной электростанции 100 мегаватт с пуском в 2012 году;
3) открытого акционерного общества "Златоустовский металлургический комбинат":
строительство энергокомплекса когенерационного типа установленной электрической мощностью 35 мегаватт, тепловой 25 гигакалорий/час до 2008 года;
4) открытого акционерного общества "УралАЗ-Энерго":
строительство энергоблока № 3 установленной электрической мощностью 12 мегаватт, ввод - 1 квартал 2007 года;
5) общества с ограниченной ответственностью "Уральская кузница":
проект строительства энергоблока установленной электрической мощностью 8 мегаватт, ввод - ориентировочно 2008 год.
V. Малая энергетика
Автономные системы теплоснабжения играют важную роль в обеспечении тепловой энергией потребителей Челябинской области. Так, в Челябинской области теплоснабжение населения и объектов бюджетной сферы обеспечивается 790 ведомственными и муниципальными котельными. Котельные производят общий объем 33419,3 тыс. гигакалорий тепла в год.
Учитывая прогрессирующее старение систем централизованного теплоснабжения Челябинской области при отсутствии необходимых инвестиционных ресурсов, использование малой энергетики представляет собой реальную перспективу развития энергетики Челябинской области. На основе развития малой энергетики можно компенсировать выбытие электрических мощностей в "большой" энергетике, тем самым преломить негативную тенденцию снижения установленных электрических мощностей.
Использование мини-ТЭЦ имеет следующие преимущества: обеспечивается высокая эффективность энергоснабжения территориально-распределенных потребителей, осуществляется локальное замещение автономных котельных, снижаются потери вследствие отсутствия протяженных теплофикационных сетей.
Развитие совместной выработки тепла и электрической энергии позволит снизить на 20 - 30 процентов потребление топлива (газа) при том же объеме выработки тепла и электроэнергии по сравнению с раздельной выработкой. Так, из общего объема топлива, поступающего в Челябинскую область, 73 процента составляет природный газ, 8 процентов - нефтепродукты и 10 процентов - уголь и твердое топливо. И только 37,2 процента из общего потребляемого количества топливных ресурсов - местные виды топлива, из них Челябинский уголь - 5,9 процента, коксовый газ - 12,67 процента, 18,6 процента - твердое топливо. Отсюда следует, что привозные топливно-энергетические ресурсы используются нерационально. Применение мини-ТЭЦ позволит улучшить ситуацию.
Внедрение мини-ТЭЦ в Челябинской области необходимо осуществлять в несколько этапов.
Первый этап представляет собой начальную стадию, которая состоит из внедрения нескольких демонстрационных установок. Эксплуатация демонстрационных установок позволит приобрести опыт использования и решить технологические проблемы на локальных площадках Челябинской области.
Опыт выполнения демонстрационных проектов позволит в дальнейшем разработать специальную подпрограмму развития малой энергетики Челябинской области.
VI. Использование альтернативных источников энергии
1. Применение ветроэнергетических установок
С 2004 года проводятся испытания малых ветроэнергетических установок на базе федерального государственного унитарного предприятия государственного ракетного центра "Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева" силами общества с ограниченной ответственностью "Государственный ракетный центр - Вертикаль" и научно-исследовательского института "Уралмет".
2. Применение технологий газификации твердого топлива
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО" с 2002 года разрабатывает новые виды топлива с использованием технологии утилизации отходов предприятий. Утилизация отходов производства происходит при газификации твердого топлива - торфа с наполнителями. В качестве наполнителей используются:
1) углеродосодержащие материалы с содержанием угля от 10 до 40 процентов;
2) нефтешламы из нефтехранилищ, отходы горючесмазочных материалов;
3) отходы деревообрабатывающей промышленности;
4) различные виды ила очистных сооружений, полей фильтрации, ила после метантанков;
5) твердые бытовые отходы;
6) больничные отходы.
3. Использование энергоустановок на твердооксидных топливных элементах
С 1990 года на федеральном государственном унитарном предприятии "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" ведутся работы по твердооксидным топливным элементам (далее именуются - ТОТЭ).
Институтом разработаны конструкция и технологии ТОТЭ, батареи и модули ТОТЭ, включая модуль мощностью 2,5 киловатта, освоены технологии, имеется техническая и испытательная база, позволяющие изготавливать и испытывать в лабораторных условиях как единичные топливные элементы, так и батареи, модули мощностью до 5 киловатт. В разработанных технологических процессах изготовления ТОТЭ и батарей используются только российские материалы, изготавливаемые в Уральском регионе.
В стадии разработки находятся ТОТЭ с повышенными электрическими характеристиками на основе тонкого и пленочного электролита, а также модуль ТОТЭ с улучшенными параметрами.
Направления применения ТОТЭ:
станции катодной защиты и систем мониторингового обслуживания магистральных трубопроводов;
утилизация твердых и жидких бытовых отходов с получением тепла и электроэнергии;
обеспечение теплом и электроэнергией вахтовых поселков, коттеджей.
Наряду с вышеперечисленными технологиями для Челябинской области имеет значение использование энергетических ресурсов торфа, энергетическое использование биомасс, применение биогазовых установок.
VII. Развитие газоснабжения
Челябинская область потребляет около 15,5 млрд. метров кубических природного газа в год. Общая протяженность газопроводов в Челябинской области на начало 2006 года составляла 9300 километров, в том числе магистральных газопроводов - 865 километров, газопроводов к газораспределительным системам - 1563,6 километра.
Общий объем инвестиций в развитие газификации Челябинской области в 2006 году составил 1143,7 млн. рублей, в 2007 - 2008 годах планируется довести общий объем инвестиций до 1200,0 млн. рублей. При этом уровень газификации жилищного фонда должен составить к 2008 году 80 процентов, в том числе сетевым газом - до 52 процентов.
Энергосбережение в газовом хозяйстве должно быть направлено на повышение эффективности работы котельного и теплопередающего оборудования, в том числе за счет установки локальных блочных котельных, использования индивидуальных тепловых пунктов, замены кожухо-трубных бойлеров на пластинчатые теплообменники, что значительно повысит коэффициент полезного действия оборудования, позволит снизить эксплуатационные затраты и экономить газ, используемый на выработку тепла. Кроме того, экономия газа достигается за счет повышения эффективности и полноты сгорания путем регулирования режимов горения.
Вторым основным направлением энергосбережения в газовом хозяйстве являются мероприятия, направленные на повышение эффективности учета расхода газа. Достоверные измерения и учет природного газа являются проблемными вопросами, которые имеют два аспекта: увеличение достоверности измерений объема газа в стандартных условиях за отчетный период и сведение баланса в структурах газораспределения.
В последнее время общество с ограниченной ответственностью "Уралтрансгаз" проводит реконструкцию своих узлов учета на газораспределительных станциях. Установлено современное оборудование и проводятся с высокой точностью измерения (погрешность менее 1,5 процента). Однако парк приборов учета расхода газа потребителей составляют устаревшие узлы с погрешностью до 5 процентов, что приводит к небалансу поданного-принятого газа. Это ведет к потере значительных объемов газа и не позволяет в полной мере реализовать эффективное энергообеспечение потребителей. Указанные факторы не позволяют получить дополнительные лимиты для Челябинской области и, тем самым, задерживают развитие промышленной инфраструктуры региона.
В связи с этим необходимо предприятиям и организациям Челябинской области (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) в целях создания единой системы учета количества природного газа в Челябинской области за счет собственных средств заменить и модернизировать узлы учета природного газа для обеспечения норм предельной относительной погрешности измерения расхода и количества природного газа.
VIII. Развитие угольной отрасли
Производственная и финансово-экономическая программа открытого акционерного общества по добыче угля "Челябинская угольная компания" (далее именуется - ОАО "ЧУК") предусматривает в 2006 - 2015 годах добычу до 3000 тыс. тонн угля в год. Данные объемы полностью удовлетворяют потребность Челябинской области.
В настоящее время в составе ОАО "ЧУК" работают четыре угледобывающих предприятия, в том числе три шахты, разрез, три завода, энергоуправление и другие вспомогательные предприятия. Уголь бассейна бурый, высокой степени углефикации, марки 3БВ, зольностью 18 - 50 процентов с содержанием серы 0,6 - 1,5 процента, средней влажностью 12 - 16 процентов. Промышленные запасы на действующих угледобывающих предприятиях ОАО "ЧУК" по состоянию на 01.01.2006 года составляли 75,2 млн. тонн, в том числе на шахте "Капитальная" - 10,1 млн. тонн, на шахте "Комсомольская" - 28,9 млн. тонн, на шахте "Коркинская" - 20,4 млн. тонн, в разрезе "Коркинский" - 15,8 млн. тонн.
Последние годы потребление местного угля электростанциями Челябинской области сокращалось и в 2006 году составило 2795,5 тыс. тонн. Это связано с высокой стоимостью челябинского угля. Энергетики стремятся сократить издержки за счет диверсификации поставщиков топлива. Однако темпы роста цен на природный газ достаточно скоро лишат этот вид топлива преимуществ.
Роль угля в силу объективного истощения наиболее рентабельных запасов газа в России в ближайшие 5 - 6 лет в топливно-энергетическом балансе Челябинской области будет повышаться, но при этом требуется внедрение "экологически чистых" угольных технологий.
Стратегическими целями развития угольной промышленности в рассматриваемой перспективе являются:
надежное обеспечение экономики и населения Челябинской области высококачественным твердым топливом и продуктами его переработки;
обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;
устойчивое и безопасное развитие на базе современных научно-технических достижений и экологически чистых технологий.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
создание правовых и экономических условий для обеспечения потребностей Челябинской области в твердом топливе на основе эффективного использования потенциала отрасли;
повышение качества угольной продукции на основе внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетического угля;
дальнейшее развитие угольно-энергетических комплексов на базе современных научно-технических достижений в области добычи, транспорта и экологически чистых угольных технологий сжигания твердого топлива.
Необходимо продолжить работу с целью увеличения объемов использования угля в энергетике, в том числе за счет ввода новых генерирующих мощностей.
IX. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов
1. Энергосбережение в промышленности
Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов необходимо внедрять энергоэффективные технологии и методы энергетического менеджмента производственными процессами.
Исходным пунктом внедрения энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента должна быть организация приборного учета потребления энергетических ресурсов.
Для промышленных предприятий, в частности для энергоемких производств в металлургии, электроэнергетике, машиностроении, строительной индустрии, рекомендуется применять автоматизированные системы учета потребления энергетических ресурсов. Автоматизированные системы учета позволяют не только наладить коммерческий учет потребляемых ресурсов, но и организовать мониторинг потребления ресурсов по стадиям технологического цикла производства. Тем самым, создаются предпосылки рационального планирования технологических процессов по критерию минимума энергетических затрат.
Одним из основных комплексов мероприятий по повышению энергетической эффективности хозяйства области являются мероприятия по рациональному использованию электрической энергии. Для рационального использования электрической энергии необходимо применять современные энергетически эффективные двигатели и частотно регулируемый привод в технологических установках. Эффект от применения энергетически эффективного привода составляет существенную часть экономии электрической энергии, так как до двух третей потребления электрической энергии приходится на двигательную нагрузку. В связи с этим наряду с модернизацией приводов в промышленности необходимо внедрять автоматизированные системы управления технологическими процессами с целью минимизации потребляемой мощности и выравнивания графиков нагрузки.
Для предприятий с нелинейными и резко переменными нагрузками с целью решения задач экономии электрической энергии необходимо использовать современные устройства компенсации реактивной мощности и нормализации качественных показателей электроэнергии.
Значительная часть потребления электрической энергии приходится на освещение. Для достижения энергосберегающего эффекта на объектах уличного освещения, в жилищно-коммунальном секторе, общественных зданиях, организациях всех форм собственности необходимо применять энергоэффективные средства освещения.
Одним из основных направлений энергосбережения является рациональное использование топливных ресурсов. В указанном направлении необходимо осуществлять следующие мероприятия:
снижение удельных расходов топлива на электростанциях за счет повышения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, использование новых технологий (парогазовые, газотурбинные и дизельные силовые установки), реконструкция и модернизация энергетического оборудования;
применение бестопливных технологий с устройствами для использования перепадов давления (противодавленческие и газорасширительные турбины, газовые турбодетандеры, газовые утилизационные бескомпрессорные турбины в металлургическом производстве).
2. Энергосбережение в жилищно-коммунальном секторе
В настоящее время в Челябинской области в сфере теплообеспечения жилищно-коммунального хозяйства накопился ряд существенных проблем, требующих неотложного решения. Одной из центральных проблем является низкая эффективность функционирования систем теплообеспечения жилищно-коммунального хозяйства.
Так, вследствие повышенного уровня потерь и недостатков учета тепловой энергии при ее производстве, транспортировке и распределении полезное использование тепла оценивается в пределах 50 - 60 процентов, при нормативном показателе потерь - 16 процентов.
Энергоснабжающие организации, минимизируя издержки производства и увеличивая объемы выработки электрической энергии, практикуют в холодное время отопительного сезона недопоставку тепловой энергии, в результате чего в помещениях зданий температура поддерживается ниже нормативной. В этих условиях в холодные дни потребители вынуждены пользоваться бытовыми электрообогревательными приборами и, как следствие, тратить немалые дополнительные средства на оплату электрической энергии. И наоборот в теплые дни энергоснабжающие организации стараются выработать весь отпущенный по топливу лимит, а также сбыть избыточное тепло. В результате поставка тепла превышает реальные потребности населения, что приводит к завышенным температурам в помещениях.
Существующие тарифы являются социально ориентированными. Они являются заниженными, так как не включают необходимых инвестиционных средств на модернизацию и развитие энергетической инфраструктуры.
Финансовая ситуация с оплатой населением коммунальных услуг в настоящее время характеризуется неплатежами, которые составляют 6 - 10 процентов и более.
Однако в сложившихся рыночных условиях было бы неправильно искусственно ограничивать производственные интересы энергосетевых и энергосбытовых организаций, которые стремятся в условиях давления цен, низких тарифов и неплатежей потребителей обеспечить себе необходимые доходы. Речь здесь должна идти о гармонизации отношений между энергосбытовыми организациями и потребителями, которая включает в себя разумные уступки энергосбытовым организациям по параметрам теплоснабжения, адаптацию потребителей к теплоснабжению с пониженными параметрами, повышение эффективности использования энергии.
Отсутствие конструктивного решения данных проблем приводит к необоснованным экономическим потерям с обеих сторон. Со стороны энергоснабжающих организаций наблюдается повышение себестоимости вырабатываемой энергетической продукции. Со стороны потребителей наблюдается снижение комфортности вследствие дефицита поставляемой тепловой энергии.
Улучшить данную ситуацию можно на основе:
модернизации существующих и строительства новых систем теплообеспечения и электроснабжения;
согласования параметров теплоснабжения, исходя из баланса интересов энергоснабжающих организаций и потребителей в новых технико-экономических условиях;
проведения работ по адаптации потребителей к новым параметрам теплоснабжения;
проведения комплекса работ по повышению энергетической эффективности систем теплообеспечения;
введения автоматизированных систем учета электроэнергии, систем учета и регулирования тепловой энергии на стороне потребителей.
X. Меры по стимулированию инвестиций в развитие энергетики Челябинской области
Основной задачей развития энергетики и энергетической инфраструктуры Челябинской области является модернизация стареющего оборудования на основе внедрения новых высокоэффективных технологий. Однако решению данной задачи в настоящее время препятствует отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов.
Изношенное энергетическое оборудование обладает низкой эффективностью, и потребители вынуждены оплачивать эту низкую эффективность. В то же время испытывается недостаток финансовых средств, необходимых для модернизации энергетического оборудования, что обеспечило бы снижение издержек потребителей.
На электростанциях ОАО "ТГК-10" наиболее экономичной является ТЭЦ-3, для которой расход топлива составляет 270 тонн условного топлива на киловатт-час, что в сравнении, например, с ТЭЦ-1 этой же компании меньше на 120 тонн условного топлива на киловатт-час. При модернизации генерирующих мощностей ОАО "ТГК-10" экономия издержек может составить до 400 млн. рублей в год.
В коммунальной энергетике средний коэффициент полезного действия котельных составляет 80 процентов. Современные котельные имеют коэффициент полезного действия брутто котлов с использованием тепла конденсации водяных паров до 98 процентов. В целом по Челябинской области потенциал экономии издержек при модернизации котельных может составить до 500 млн. рублей в год.
Со стороны потребителей средний потенциал снижения объема потребляемых энергетических ресурсов, в частности тепловой энергии, составляет порядка 20 процентов. При этом условии потенциал энергосбережения в ценах 2005 года составит по Челябинской области до 800 млн. рублей в год.
В итоге суммарный потенциал энергосбережения по Челябинской области характеризуется верхней оценкой 1,5 - 1,7 млрд. рублей в год.
Сложность проблемы состоит в том, что в настоящее время не существует действенного механизма использования данного потенциала энергосбережения. Поэтому основной задачей в рамках Основных направлений является создание на территории Челябинской области технико-экономических условий, стимулирующих внедрение современных энергоэффективных технологий.
Первичные источники финансирования работ по внедрению энергоэффективных технологий могут быть самыми различными: собственные средства предприятий, инвестиционные составляющие в тарифах, амортизационные отчисления, средства, получаемые от взимания платы за технологическое присоединение, заемные средства.
Для развития энергетики и инфраструктуры Челябинской области необходимо использовать механизмы финансирования на основе использования существующего потенциала энергосбережения.
В основу финансирования работ по внедрению современных энергоэффективных технологий необходимо положить технико-экономический механизм возвратного целевого финансирования.
Общая схема возвратного целевого финансирования состоит в организации специализированных программ модернизации конкретного вида энергетического оборудования. В рамках указанных программ необходимо формировать целевые фонды финансирования, которые могут иметь различную организационно-правовую форму. Начальные средства в такой фонд могут привлекаться из различных источников в соответствии с имеющимися инвестиционными возможностями. Возврат средств может осуществляться за счет экономии, образующейся вследствие повышения энергетической эффективности модернизируемого оборудования. Полученная экономия будет аккумулироваться в указанных целевых фондах, аккумулированные средства фондов целевым образом направляться на развитие работ по реконструкции и модернизации расширенного количества объектов. При этом увеличится приток средств в соответствующий фонд за счет экономии энергетических издержек при количественном увеличении.
Правовая основа создания механизма возвратного целевого финансирования следующая.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", регулирующий орган на основе предварительно согласованных мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязан в течение двух лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов. Это позволяет организациям формировать целевые средства на модернизацию энергетического оборудования за счет полученной экономии энергетических ресурсов.
Органы государственной власти Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области от 28 августа 2003 года № 175-ЗО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области" в пределах своих полномочий осуществляют:
1) предоставление областных государственных гарантий для обеспечения возврата денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, под залог в пределах средств, предусмотренных в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
2) предоставление субсидий, в том числе возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученным для финансирования капитальных вложений, процентов по облигациям юридических лиц, выпущенным для финансирования капитальных вложений, а также лизинговых платежей по договору лизинга;
3) предоставление бюджетных кредитов под залог в пределах средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
4) предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Для эффективного финансирования конкретных программ модернизации энергетического оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве регулирующие органы должны руководствоваться при назначении тарифов Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
XI. Оценка социально-экономических результатов реализации основных направлений развития энергетики Челябинской области
Реализация Основных направлений развития энергетики Челябинской области обеспечит прирост электрической мощности на 1690 мегаватт (без учета строительства атомной электростанции), тепловой мощности - на 845 гигакалорий/час, строительство шести крупных трансформаторных подстанций, строительство 800 километров газопроводов-отводов и распределительных газопроводов, строительство трансформаторных подстанций суммарной мощностью 526 мегавольт-ампер. Строительство новых линий электропередач позволит устранить ограничения пропускной способности электрических сетей.
Социально-экономический эффект от реализации Основных направлений развития энергетики Челябинской области выразится в следующем:
обеспечение потребности потребителей Челябинской области в электрической и тепловой энергии;
повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области;
обновление фондов электрооборудования;
создание новых рабочих мест.
Первый заместитель
Губернатора
Челябинской области
В.Н.ДЯТЛОВ