Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГОСКОМПРИРОДЫ СССР ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ АЭС"
(вместе с "КОММЕНТАРИЕМ ЧЛЕНА ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ, ЗАВЕДУЮЩЕЙ ОТДЕЛЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ ОБЛАСТНОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ Э.М. КРАВЦОВОЙ")

Официальная публикация в СМИ:
"Челябинский рабочий", № 171, 26.07.1989,
"Челябинский рабочий", № 172, 27.07.1989






ГОСКОМПРИРОДА СССР

Приложение
к письму
Госкомприроды СССР
от 21 июля 1989 г. № 06-11-214

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГОСКОМПРИРОДЫ СССР
ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ АЭС

В соответствии с постановлением Госкомприроды СССР от 12 мая 1989 года № 14 экспертная комиссия провела экологическую экспертизу проекта Южно-Уральской АЭС, разработанного Всесоюзным научно - исследовательским и проектным институтом энерготехнологий (ВНИПИЭТ). В ходе экспертизы ВНИПИЭТом и дирекцией ЮАС дополнительно представлены справки, расчеты и другие материалы в разъяснение и обновление решений проекта. Представлены документы по экологической и радиоэкологической обстановке в районе размещения ЮАС. В процессе экспертизы группа экспертов выезжала на площадку Южно-Уральской АЭС для ознакомления с экологической ситуацией в районе размещения станции и условиями строительства.
Экспертная комиссия отмечает, что выбор площадки Южно-Уральской АЭС соответствует "Требованиям к размещению атомных станций" и действующим законодательным актам.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ АЭС
И ОЦЕНКА ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В соответствии с проектом Южно-Уральская АЭС состоит из трех очередей:
I очередь - энергоблок мощностью 800 тыс. кВт с реактором БН-800; общеплощадные здания и сооружения, обеспечивающие нормальное функционирование станции; объекты строительной базы; объекты базы стройиндустрии.
II очередь - энергоблок мощностью 800 тыс. кВт с реактором БН-800;
III очередь - энергоблок мощностью 800 тыс. кВт с реактором БН-800.
АЭС с реакторами на быстрых нейтронах и химкомбинат "Маяк" составят единый промышленный комплекс ядерного топливного цикла, обеспечивающий практически безотходное производство электроэнергии на основе конверсируемого на мирные нужды оборонного производства. С пуском станции начнется практическое осуществление в промышленных масштабах национальной программы самообеспечения ядерным топливом атомной энергетики по замкнутому ядерному топливному циклу.
ЮАС одновременно с выработкой дефицитной электроэнергии, в силу особенностей реакторов на быстрых нейтронах, обеспечивает следующее:

1. Сжигание плутония, образующегося при работе различных типов реакторов, в том числе оружейного.

2. Наработка в результате сжигания плутония нового топлива для ядерной энергетики, а также необходимых народному хозяйству и медицине радиоизотопов.

В то же время при полном своем развитии ЮАС может покрыть 76 процентов дефицита электроэнергии Челябинской энергосистемы в 1995 году и 55 процентов - в 2000 году. На собственные нужды и общее потребление всего Кыштымско - Каслинского промышленного узла будет тратиться менее 20 процентов вырабатываемой электроэнергии, выдача остальной мощности будет производиться в Челябинскую энергосистему. В проекте также предусмотрено покрытие теплофикационной нагрузки в размере 750 Гкал/час для нужд промышленного производства. При необходимости возможна передача тепла от ЮАС близлежащим городам Касли и Кыштым.
С пуском ЮАС радиационно - экологическая обстановка в районе размещения станции улучшается и решается ряд серьезных экологических проблем, сложившихся в результате многолетней деятельности химкомбината "Маяк", а именно:
1. Промплощадка ЮАС располагается в санитарно - защитной зоне химкомбината и в настоящее время загрязнена радионуклидами до величин, исключающих ее использование в сельскохозяйственных целях и размещение постоянного жилья (по цезию - 137-5 Ки/кв. км, по стронцию - 90-1,5 Ки/кв. км). Размещение площадки ЮАС на этой территории позволяет не производить дополнительного изъятия земель из хозяйственного оборота. Санитарно - защитная зона Южно-Уральской станции, а также ее наблюдаемая и контролируемые зоны включают в себя часть Восточно-Уральского радиоактивного следа, возникшего в результате аварии 1957 года.
2. Для охлаждения конденсаторов турбин АЭС предусмотрено использование загрязненных радионуклидами искусственных технологических водоемов химкомбината "Маяк", выполняющих функции накопителей - отстойников низкоактивных отходов (водоемы № 10 и 11) и не имеющих выхода в открытую гидрографическую сеть. С пуском ЮАС начинается использование в народнохозяйственных целях загрязненных водоемов, что позволит предотвратить дополнительное потребление воды хозяйственно - бытового качества в дефицитном по водному балансу регионе Урала. После намечаемой остановки ряда производств химкомбината "Маяк" общее потребление воды промышленного комплекса с учетом ЮАС снижается на 20 млн. куб. м в год.
3. При работе Южно-Уральской АЭС будет решена проблема, связанная с возможным постепенным переполнением загрязненных радионуклидами водоемов № 10 и 11. Повышение интенсивности испарения воды водохранилища № 10 за счет сброса низкопотенциального тепла станции стабилизирует уровни воды водоемов № 10 и 11. Отпадает необходимость строительства водоема - накопителя следующей ступени по течению реки Течи для приема загрязненной радионуклидами воды в случае переполнения водоемов № 10 и 11. Тем самым предотвращается дополнительное отчуждение больших площадей земель из народнохозяйственного использования.
В проекте предусмотрены меры по охране окружающей среды и радиационной защите персонала АЭС и населения, проживающего вблизи атомной станции. Меры включают в себя охрану атмосферного воздуха, земель и водных бассейнов от радиоактивного загрязнения.
Для снижения радиоактивных выбросов в атмосферу в реакторном отделении предусмотрены необходимые системы очистки. Кроме того, для подавления выбросов в атмосферу в аварийных случаях применен ряд конструкторских решений и физико - технических средств.
Предусмотренные проектом мероприятия по снижению выбросов в атмосферу позволяют предотвратить дополнительное загрязнение земельных угодий и растительных ресурсов. Накопление долгоживущих радиоактивных нуклидов при предстоящей многолетней деятельности АЭС на территории зоны наблюдения и контролируемой зоны исключается.
Защита водных бассейнов от дополнительного радиоактивного загрязнения достигается исключением сброса радиоактивных веществ в водоемы и переработкой образующихся радиоактивных отходов на специализированных установках химкомбината "Маяк". Жидкие радиоактивные отходы передаются по защищенным трубопроводам внутри санитарно - защитной зоны на химкомбинат "Маяк". Переработка и захоронение жидких радиоактивных отходов ЮАС учитываются в схеме развития соответствующих производств химкомбината.
Удаление и переработка твердых радиоактивных отходов предусматривают их сбор на местах образования. Отходы, не содержащие натрий, затариваются в транспортные контейнеры и удаляются к месту захоронения. Отработавшее топливо хранится в бассейнах выдержки внутри главных корпусов в течение трех лет, затем отправляется в переработку.
Возможные максимальные дозовые нагрузки на население за счет выбросов в атмосферу при нормальной деятельности ЮАС, по проектным оценкам, находятся в пределах 1,0-4,5 процента от установленных СП АЭС-79/87 нормативов допустимых годовых доз облучения. Дозы облучения населения от выбросов при максимальных проектных авариях оцениваются величиной 0,2 %, а возможные дозовые нагрузки в случае запроектной аварии на границе контролируемой зоны около одного процента от допустимых пределов аварийного облучения, установленных в СП АЭС-79/87.
Проведенные проектные оценки показывают, что дозы облучения, которые ожидаются за счет деятельности ЮАС, составляют незначительную часть от дозового воздействия, обусловленного выбросами химкомбината. Намечен комплекс мероприятий по снижению дозового воздействия объектов химкомбината к моменту пуска станции в 1,5-2 раза. Для комбината "Маяк" установлены нормативы предельно допустимых (ПДВ) и допустимых (ДВ) выбросов загрязняющих веществ. Выбросы ЮАС учитываются в общем балансе комбината при неизменных установленных пределах.
Проектом предусматривается автоматизированная система радиационного контроля обстановки в технических помещениях и при проведении технологических процессов (АКРБ), а также автоматизированная система контроля радиационной обстановки на местности и оповещения персонала и населения (АСКРО). Предусмотрена связь АСКРО с создаваемой государственной (региональной) системой обеспечения радиационной безопасности.

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

I. ПО РАДИОЛОГИЧЕСКИМ И САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИМ
ВОПРОСАМ

1.1. Экспертная комиссия отмечает неблагополучную общеэкологическую ситуацию в регионе размещения АЭС, типичную для промышленной зоны Урала, обусловленную деятельностью промышленных предприятий Челябинской области, интенсивным ведением сельскохозяйственного производства, большой рекреационной нагрузкой на природу со стороны городского населения. В результате значительных выбросов вредных химических веществ в атмосферу промышленными предприятиями области приземные концентрации отдельных загрязняющих веществ в ряде районов во много раз превышают предельно допустимые концентрации. Отмечено ухудшение качества воды поверхностных водоемов за счет сбросов промышленных предприятий и народнохозяйственного использования водоемов.
Напряженность экологической ситуации в регионе делает какое-либо заведомое ее ухудшение в дальнейшем совершенно недопустимым. С учетом этого любое новое строительство в данном районе должно сопровождаться проведением специально разрабатываемых мероприятий, направленных на улучшение обстановки. Такие мероприятия могут осуществляться за счет закрытия, реконструкции и модернизации отработавших свой ресурс объектов, а также других мероприятий, связанных с обезвреживанием отходов, очисткой территории и т.п.
Это учитывалось при рассмотрении вопросов о приемлемости строительства различных типов электростанций. В проекте показано, что ТЭС на челябинских углях такой же мощности, как Южно-Уральская АЭС, оказывает дозовое воздействие на население примерно в 7 раз больше, чем от выбросов в атмосферу ЮАС при нормальной работе. Кроме того, приземные концентрации вредных химических веществ на границе санитарно - защитной зоны ТЭС составят от 10 ПДК по окислам азота и серы до 78 ПДК по окислам углерода. Учитывая напряженную экологическую обстановку в Челябинской области, альтернативный вариант ТЭС на углях нельзя признать приемлемым.

1.2. Современная радиоэкологическая и радиационно - гигиеническая обстановка в районе размещения ЮАС сложилась в результате длительной деятельности химкомбината "Маяк", вследствие выбросов радиоактивных веществ в атмосферу в условиях нормальной эксплуатации предприятия, а также при имевших место авариях. Территория, примыкающая в промплощадке к санитарно - защитной зоне комбината, подверглась радиоактивному загрязнению с неоднородным пространственным распределением до уровней, значительно превышающих в отдельных местах допустимые. В частности, аварийный выброс 1957 года привел к образованию Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС) протяженностью до 100 км в северо - восточном направлении от комбината. Основным загрязняющим веществом на территории следа является в настоящее время стронций-90. Другим источником долговременного радиационного воздействия на окружающую среду является каскад технологических искусственных водохранилищ - отстойников (водоемы № 4, 10 и 11) и река Теча, загрязненные долгоживущими продуктами деления.
Санитарно - защитная зона ЮАС, зона наблюдения и контролируемая зона частично включают в себя территории ВУРСа и размещенного на ней Восточно-Уральского государственного заповедника.
Комиссия принимает к сведению материалы заказчика, показывающие, что к моменту пуска Южно-Уральской атомной станции будут осуществлены остановка, консервация, а также конверсия оборонных производств, в результате чего ожидается уменьшение выбросов радионуклидов в атмосферу и водные объекты. До пуска ЮАС будет завершено выполнение комплекса мероприятий по дезактивации загрязненных территорий и внутренних водоемов на промышленной площадке, что позволит улучшить радиоэкологическую обстановку в районе размещения атомной станции.

1.3. Проектом ЮАС предусмотрено использование технологических водоемов № 10 и 11 в первую очередь для охлаждения конденсаторов турбин (водоем № 10). Водоем № 11 будет использоваться в качестве резервного для подпитки водоема № 10. Использование загрязненных радионуклидами водоемов позволяет уменьшить дополнительное потребление воды хозяйственно - бытового качества для промышленных нужд. Вследствие того, что водоемы № 10 и 11 не имеют выхода в открытую гидрографическую сеть, повышение интенсивности испарения воды из них исключает возможное переполнение.
Хозяйственно - бытовое водоснабжение ЮАС будет осуществляться по схеме, принятой для химкомбината "Маяк". К моменту пуска электростанции за счет закрытия отдельных производств (вследствие конверсии) общий баланс промышленного потребления воды хозяйственно - бытового качества снизится на 20 млн. куб. м в год.
Проектом Южно-Уральской станции предусмотрены меры по исключению сбросов радиоактивных веществ в водоемы - охладители. В результате деятельности ЮАС и технологической водоподготовки ожидается повышение рН воды до 6,0-6,5 по сравнению с ныне существующим рН, равным 4,0-4,5. Это должно привести к улучшению гидробиологического состояния водоемов и снижению концентрации радионуклидов в воде за счет перевода ионных растворенных форм в нерастворимые осаждающиеся примеси. При прогнозируемом рН, равном 6,0-6,5, гиперцветения не ожидается.
При работе ЮАС средняя температура воды водоема № 10 в жаркий месяц (июль) повышается на 7-8 град. С относительно нормально - естественной температуры воды, равной 19,8 град. С. Средняя годовая температура воды повышается всего на 2-3 град. С, что не приведет к изменению микроклиматических характеристик в районе станции и ближайших населенных пунктах.
Для всесторонней оценки безопасности загрязненного водоема и влияния ЮАС в процессе экспертизы были проведены расчеты поступления стронция-90 и цезия-137 в воздух из водоема. Подробный анализ показал, что водоемы - охладители при увеличении температуры воды в них за счет работы ЮАС не будут загрязнять промплощадку и окружающую территорию даже в случае сохранения настоящих уровней концентраций цезия и стронция.
В проекте показано, что отсутствие дополнительных поступлений радионуклидов в водоемы - охладители и стабилизация уровня воды в них не приведут к изменениям состояния грунтовых вод и концентраций радионуклидов. Существующая противофильтрационная завеса на плотине водоема № 11 обеспечивает предотвращение фильтрации воды в реку Течу. Кроме того, в целях повышения безопасности и предотвращения аварийных ситуаций, связанных с прорывом, предусмотрено укрепление плотины № 10 и доведение ее до первого класса.

1.4. Радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха в районе строительства обусловлено в основном вторичным ветровым переносом из верхнего слоя почвы загрязненных территорий и в гораздо меньшей степени - выбросами в атмосферу действующих производств.
Как следует из рассмотренных отчетов и материалов проекта, загрязнение воздушного бассейна, а также выпадение радионуклидов от выбросов ЮАС при нормальной работе составят менее одного процента от существующего загрязнения.
При нормальной работе Южно-Уральской АЭС получаемые населением дозы будут в основном определяться внешним облучением всего тела за счет выбросов инертных радиоактивных газов. В табл. 1 сравниваются индивидуальные эквивалентные дозы внешнего облучения, обусловленные ожидаемыми выбросами ЮАС при нормальной работе и действующим производством химкомбината "Маяк" в близлежащих населенных пунктах.

Таблица 1

ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ДОЗЫ ВНЕШНЕГО ОБЛУЧЕНИЯ

   --------------------T------------------------T-------------------¬

¦ Населенные пункты ¦ Воздействие х/к ¦ Воздействие ЮАС, ¦
¦ ¦ "Маяк", мбэр/год. ¦ мбэр/год ¦
+-------------------+------------------------+-------------------+
¦пос. Метлино (ОНИС)¦ 19,9 ¦ 0,18 ¦
¦пос. Башакуль ¦ 25,1 ¦ 0,06 ¦
¦пос. Худайбердинск ¦ 28,8 ¦ 0,065 ¦
¦гор. Кыштым ¦ менее 10 ¦ 0,05 ¦
¦гор. Касли ¦ менее 10 ¦ 0,06 ¦
L-------------------+------------------------+--------------------


Примечание. Указанные дозовые нагрузки учтены при нормировании профессионального облучения.

При рассмотрении максимальной проектной аварии (МПА) на реакторе БН-800 прогнозировались дозовые воздействия на границе санитарно - защитной зоны ЮАС. Ожидаемые эквивалентные дозы при МПА, а также при нормальной работе приведены в табл. 2.

Таблица 2

ДОЗОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГРАНИЦЕ СЗЗ

   --------------T---------------------------T----------------------¬

¦ ¦ Выбросы при нормальной ¦Аварийные работы (МПА)¦
¦ ¦ работе ¦ ¦
¦ Группа +--------------T------------+---------T------------+
¦ критических ¦доза облучения¦предел. дозы¦доза об- ¦предел. дозы¦
¦ органов ¦мбэр/год ¦по СПАЭС-79,¦лучения, ¦по СПАЭС-79,¦
¦ ¦ ¦мбэр/год ¦мбэр ¦мбэр ¦
+-------------+--------------+------------+---------+------------+
¦ I группа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(все тело) ¦ 0,9 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 10000 ¦
¦ II группа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(печень, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щитовидная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦железа детей)¦ 1,1 ¦ 60 ¦ 54 ¦ 30000 ¦
¦ III группа ¦ 1,3 ¦ 120 ¦ 21 ¦ - ¦
L-------------+--------------+------------+---------+-------------


Из вышеизложенного следует, что ожидаемые дозовые нагрузки как при нормальной эксплуатации ЮАС, так и при любой проектной аварии много меньше регламентируемых СП АЭС-79/87 и "Требованиями к размещению атомных станций" (1987 г.).

1.5. В проекте Южно-Уральской станции рассмотрено пять типов запроектных (гипотетических) аварий:
1) Разгерметизация полным сечением натриевых трубопроводов первого контура, не имеющих страховочного кожуха.
2) Полная потеря системного и надежного электроснабжения (аварийная защита (АЗ) срабатывает, система аварийного расхолаживания (САРХ) - не функционирует).
3) Потеря системного электроснабжения с отказом аварийной защиты (САРХ функционирует от надежного источника питания).
4) Взаимодействие натрия с водой в парогенераторных боксах.
5) Разгерметизация полным сечением натриевых трубопроводов второго контура.
Перечень запроектных аварий, в том числе исходных событий и конечных состояний, включающих в себя выбросы в атмосферу, согласован с Госатомэнергонадзором СССР. Из этих аварий на реакторе БН-800 только два типа могут привести к выбросам радионуклидов в атмосферу:
1) Мгновенное разрушение полным сечением вспомогательного трубопровода первого контура вне корпуса реактора и не имеющего страховочного кожуха, с наложением многочисленных сопутствующих отказов активных элементов в предусмотренных системах безопасности.
Конечное состояние этой аварии - сгорание и выброс в виде аэрозолей в атмосферу до двух тысяч килограммов радиоактивного натрия первого контура. Расхолаживание активной зоны в пределах нормальной эксплуатации активной зоны, то есть без разгерметизации ТВЭЛ и плавления топлива.
2) Разгерметизация по газу всех ТВЭЛ активной зоны (например, при полной потере системного и надежного электроснабжения, а также сопутствующего гипотетического отказа или разрушения системы аварийного расхолаживания реактора и т.п.).
Конечное состояние этой аварии - газообразные и летучие продукты деления выходят в теплоноситель, затем в газовую полость, частично задерживаясь в теплоносителе, а затем через возможные неплотности газовой полости и гидрозатвор выходят в атмосферу. Разгерметизированные ТВЭЛы охлаждаются натрием в режиме принудительной или естественной циркуляции. Плавление активной зоны не происходит.
В материалах проекта показано, что вторая из рассмотренных выше двух запроектных аварий радиационно более опасна. Однако радиационные последствия для населения в результате такой запроектной аварии ожидаются много меньшими, чем последствия запроектной аварии на реакторе ВВЭР-1000, в силу значительно лучшей защищенности реактора БН-800. Объясняется это тем, что для постулированной и согласованной с ГАЭН СССР запроектной аварии на ВВЭР-1000 рассматривается полное расплавление активной зоны реактора (в случае нарушения герметичности корпуса ВВЭР-1000 такая авария наиболее вероятна). Для реактора БН-800 при постулированных и согласованных с ГАЭН СССР запроектных авариях расплавление активной зоны не происходит. Это обусловлено рядом внутренне присущих реактору БН-800 свойств безопасности и использованием пассивных средств расхолаживания активной зоны, наличием равнопрочного с основным страховочного корпуса, естественной циркуляции натрия в интегральном, имеющем большую теплоемкость баке первого контура.
В таблице 3 приводится доля вышедших под защитную оболочку нуклидов от их полного содержания в активной зоне реакторов ВВЭР-1000 и БН-800.

Таблица 3

   ------------T----------------------------------------------------¬

¦ ¦ Доля вышедших нуклидов ¦
¦Реактор +------T--------T-----T--------T------T------T-------+
¦ ¦ Kr ¦ Xe ¦ Cs ¦ I ¦ Te ¦ Sr ¦ Ru, Ce¦
+-----------+------+--------+-----+--------+------+------+-------+
¦ВВЭР-1000 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 0,3 ¦ 0,1 ¦ 0,01 ¦
¦БН-800 ¦ 1,0 ¦ 0,1 ¦0,001¦0,000001¦ - ¦ - ¦ - ¦
L-----------+------+--------+-----+--------+------+------+--------


Примечание. Для БН-800 приводится выход радионуклидов в газовую полость реактора.

Существенно меньший выход изотопов ксенона, цезия и йода в случае гипотетической аварии на БН-800 объясняется отсутствием расплавления активной зоны и задержкой соответствующих радионуклидов в матрице топливных элементов. Этим же объясняется отсутствие выхода радиоизотопов теллура, стронция, рутения, церия, ниобия и других. Кроме того, изотопы йода интенсивно образуют с натрием нелетучие соединения, удерживаемые большей частью в теплоносителе.
В таблице 4 приводятся для сравнения выбросы некоторых реперных радионуклидов при запроектных авариях на реакторах типа ВВЭР-1000 и БН-800 (в проекте приведен подробный перечень радионуклидов).

Таблица 4

   -------------------------------T---------------------------------¬

¦ ¦ Выброс, Ки ¦
¦ Нуклид +------------------T--------------+
¦ ¦ ВВЭР-1000 ¦ БН-800 <*> ¦
+------------------------------+------------------+--------------+
¦ Ксенон ¦ 30000000 ¦ 10000000 ¦
¦ Цезий-137 ¦ 3000 ¦ 1000 ¦
¦ Цезий-134 ¦ 1500 ¦ 500 ¦
¦ Йод-131 ¦ 3000 ¦ 100 ¦
¦ Стронций-90 ¦ 1000 ¦ - ¦
¦ Рутений-103 ¦ 1000 ¦ - ¦
¦ Церий-143 ¦ 3000 ¦ - ¦
L------------------------------+------------------+---------------


   --------------------------------

<*> Для БН-800 предполагается отказ системы газоочистки.

Необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении аварии для реактора БН-800 делается жесткое консервативное предположение о полном отказе при запроектной аварии в работе системы аэрозольной и йодной очистки. В то же время для реактора ВВЭР-1000 в случае приведенных в табл. 4 выбросов предполагается, что газоочистка выбросов из защитной оболочки работает на полную эффективность (0,999) и утечка в атмосферу составляет не более 0,3 %. Но даже в этих "невыгодных" для БН-800 условиях сравнения выбросы последнего в атмосферу при аварии существенно меньше.
При гипотетической аварии, наиболее серьезной и по последствиям, с учетом реального распределения населения, ожидаются следующие эквивалентные дозы:
- для персонала на территории промплощадки до границы СЗЗ до 2,1 бэр;
- для границы 25-километровой зоны до 0,1 бэр;
- для населения г. Челябинска до 0,011 бэр.
В процессе экспертизы в Институте биофизики Министерства здравоохранения СССР независимо проведены расчеты доз для наихудших по последствиям гипотетических аварий - с полной разгерметизацией всех ТВЭЛ и выбросом в виде золей двух тысяч килограммов натрия первого контура. Результаты расчетов полностью подтвердили данные проекта.
Из вышеизложенного следует, что приведенные дозовые нагрузки на границе 25-километровой зоны примерно в 100 раз меньше регламентированных СП АЭС-79/87 и "Требованиями к размещению атомных станций" (1987 г.).

1.6. Экспертная комиссия отмечает, что в районе размещения Южно-Уральской атомной станции более 30 лет ведется углубленный всесторонний радиоэкологической мониторинг, охватывающий все объекты окружающей среды. Создана Опытная научно - исследовательская станция (ОНИС) для изучения вопросов радиоэкологии, связанных с деятельностью химкомбината "Маяк"; решения проблем ведения сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения; дезактивации и возвращения в народнохозяйственное использование загрязненных радионуклидами земель, лесов и сельхозугодий на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа. Накоплен научный и методический материал, не имеющий мировых аналогов. В результате всесторонних исследований, проведенных ОНИС и ЦЗЛ химкомбината "Маяк", получены материалы, обосновывающие с радиоэкологической точки зрения возможность размещения площадки Южно-Уральской атомной электростанции в выбранном проектном районе.

II. ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

В проекте ЮАС, представленном для экспертизы, приведены технико - экономические показатели (капитальные вложения, себестоимость продукции и др.), позволяющие дать укрупненную, учитывающую лишь прямые затраты оценку. Достоверность технико - экономических показателей проекта не вызывает у экспертов сомнений. Вместе с тем нельзя не отметить, что решение вопроса о строительстве крупной атомной электростанции (полная мощность ЮАС 2400 МВт) требует в современных условиях серьезной проработки всех возможных альтернатив вплоть до изменения концепции развития народного хозяйства страны, экономической зоны или района. С этой точки зрения экономическую часть проекта нельзя считать исчерпывающе доказательной.
Рассматривая проект ЮАС, экспертная комиссия исходила из того, что долгосрочная перспектива развития топливно - энергетического комплекса страны с точки зрения сегодняшних представлений о масштабах и структурных сдвигах в экономике, безусловно, связана с дальнейшим развитием ядерной энергетики, в том числе с обязательным использованием реакторов - размножителей.
Экспертами рассмотрены состояние и перспективы развития народного хозяйства Челябинской области в составе Уральского экономического района. Необходимость учета более широкой зоны, чем административная область, с экономических и, тем более, с общеэнергетических, системных позиций очевидна: в противном случае заведомо отсекаются многие альтернативные схемы энергоснабжения.
Челябинская область сформировалась как разносторонний хозяйственный комплекс с ведущей ролью тяжелой индустрии, прежде всего металлургии и машиностроения. По объему выпуска промышленной продукции она занимает пятое место в РСФСР, по производству черных металлов - первое место в СССР. В соответствии с имеющимися разработками темпы роста народного хозяйства Челябинской области в перспективе до 2005 года достаточно высоки. По сравнению с плановыми показателями на 1990 год товарная продукция промышленности увеличивается. Несмотря на предполагаемое изменение структуры капитальных вложений (доля затрат на техническое перевооружение и реконструкцию в суммарных объемах инвестиций увеличивается к 2005 году до 70-75 %), наращивание производственного потенциала приводит к росту суммарной потребности экономики области в топливно - энергетических ресурсах; опережающими темпами растет потребность в электроэнергии.
Топливно - энергетический баланс Челябинской области является остродефицитным. Падающая добыча угля, отсутствие собственного природного газа создают в перспективе еще более сложную ситуацию. Очевидно, что топливная база электростанций области на органическом топливе может быть обеспечена только за счет внешних источников. С большим дефицитом складывается баланс мощностей Челябинской энергосистемы. При увеличении потребности в электроэнергии в 2005 году по сравнению с 1990 годом и с учетом ввода генерирующих мощностей, предусмотренных в схеме развития и размещения электроэнергетики, дефицит возрастает даже с учетом ввода на полную проектную мощность ЮАС.
Таким образом, в перспективе в еще больших масштабах потребуется передача электроэнергии из смежных энергосистем. Сейчас эта передача осуществляется из избыточных по мощности Башкирской, Свердловской и Оренбургской энергосистем.
Следовательно, исходя из анализа складывающегося на перспективу энергобаланса области, ввод мощностей ЮАС энергетически оправдан, хотя и не позволяет (при полуторакратном росте электропотребления) существенно снизить дефицит. Более того, проведенные исследования по энергоснабжению Уральского экономического района в целом позволяют утверждать, что ввод новых мощностей необходим не только с позиций увеличения потребности в электроэнергии, но и с точки зрения необходимости создания надежной и зарезервированной системы электроснабжения, выполнения нарастающего объема работ по реконструкции электростанций Урала.
Экспертная группа считала необходимым оценить максимально возможное число существенных факторов, связанных со строительством ЮАС или реализацией возможных альтернатив и влияющих на решение вопроса об эффективности ЮАС:
- дефицит органического топлива;
- использование под строительство выведенных из народнохозяйственного оборота земель;
- возможность использования высвобождаемых трудовых ресурсов с расположенного рядом предприятия в количестве 3600 человек;
- стабилизация уровня загрязненных водоемов;
- производство необходимых народному хозяйству изотопов;
- задел под перспективную стратегию развития атомной энергетики в стране;
- использование в реакторах ЮАС топлива, полученного в результате реализации программы разоружения.
В то же время при строительстве АЭС повышаются единовременные затраты, происходит "замораживание" строительных мощностей на возведение станций и соответственно резко уменьшается возможность их использования на объектах жилья, здравоохранения и т.п.
Обобщенные результаты расчета, проведенного группой экспертов по экономической оценке эффективности строительства ЮАС, по сравнению с ТЭС <*> на органическом топливе, приведены в табл. 5.

   --------------------------------

<*> - В качестве альтернативы АЭС экспертами выбрана ТЭС на угольно - газовом топливе, реальным прообразом которой может служить Пермская ГРЭС.

Таблица 5

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЮАС

   ------------------------------T----------------------------------¬

¦ Показатели ¦ Результат расчета, млн. руб. ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ АЭС ¦ ¦
¦1. Приведенные затраты ¦ 604,1 ¦
¦2. Ущерб от загрязнения ¦ ¦
¦окружающей среды при: ¦ ¦
¦а) нормальной эксплуатации ¦ 0,03 ¦
¦б) в аварийной ситуации ¦ 0,6 ¦
¦ТЭС НА ОРГАНИЧЕСКОМ ТОПЛИВЕ ¦ ¦
¦1. Полные затраты: ¦ ¦
¦а) на газе ¦ 571,6 ¦
¦б) на угле ¦ 547,3 ¦
¦2. Ущерб от загрязнения ¦ ¦
¦окружающей среды при работе: ¦ ¦
¦а) на газе ¦ 11,4 ¦
¦б) на угле ¦ 28,0 ¦
L-----------------------------+-----------------------------------


Результаты расчета показывают, что приведенные затраты по предложенной проектом АЭС практически сопоставимы с ТЭС на органическом топливе той же мощности. Однако результаты сравнения по уровню влияния на качество окружающей среды в экологически неблагополучном районе Урала свидетельствуют в пользу строительства АЭС.

III. ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ АЭС

В проекте реакторной установки БН-800 применены основные конструкторские решения, использованные при создании установки БН-600 и подтвердившие надежность в процессе ее эксплуатации. В проекте БН-800 получили дальнейшее развитие внутренние, присущие этому виду реакторных установок свойства самозащищенности и безопасности, а именно:
низкое давление жидко - металлического теплоносителя в корпусе реактора;
большой запас (от уровня рабочих температур) до температуры кипения теплоносителя (не менее 400 град. С);
корпус реактора и трубопроводы 1-го контура заключены в страховочные кожуха с контролем плотности и протечек;
на крышке реактора установлен защитный колпак;
при любых протечках теплоносителя из корпуса реактора или трубопроводов 1-го контура уровень теплоносителя в корпусе не понижается ниже критического и топливные сборки в реакторе всегда остаются в теплоносителе, обеспечивающем отвод остаточных тепловыделений;
значительный объем теплоносителя, обладающего большой тепловой инерционностью и аккумулирующей способностью.
Несмотря на то, что корпус реактора практически не нагружен внутренним избыточным давлением (избыточное давление газа в газовой подушке плюс статическое давление залитого натрия не превышает 0,15 МПа), он окружен равноправным с ним страховочным корпусом. При этом в процессе всей эксплуатации ведется многофункциональный контроль герметичности корпуса реактора.
Большая суммарная масса оборудования первого и второго контуров и заключенного в них натрия и соответственно их высокая теплоаккумулирующая способность позволяют смягчить прохождение всех переходных и аварийных режимов в установке. В этих случаях обслуживающий персонал располагает оперативным запасом времени (даже в запроектных авариях) для восстановления теплоотвода от активной зоны реактора, в пределах от 30 минут до 4-5 часов (в зависимости от постулируемой аварии).
Кроме того, наличие в промежуточном втором контуре натрия под более высоким, чем в первом контуре, давлением в случае нарушения межконтурной плотности в промежуточных теплообменниках первого - второго контуров не приводит к выходу радиоактивности за пределы первого контура, поскольку в этих ситуациях неактивный натрий второго контура будет перетекать в первый.
В свою очередь, значительно более высокое давление в третьем контуре (14,0-16,0 МПа) по сравнению со вторым (0,5-0,7 МПа) при нарушении межконтурной плотности в парогенераторе приведет к перетечкам рабочего тела (воды - пара) в натрий второго контура. В сумме эти мероприятия исключают перенос радиоактивных загрязнений из первого контура в третий контур и оборудование машзала, а также предотвращают дополнительное загрязнение воды, охлаждающей конденсаторы турбин.
В связи с возможными течами трубных пучков парогенераторов не исключается поступление воды в натрий второго контура. Для быстрого удаления продуктов реакции и водорода из зоны течи и подавления развития реакции натрий - вода проектом предусмотрена специальная автоматизированная система защиты парогенератора. Система включает в себя комплекс технических средств по обнаружению и отключению "текущей" секции парогенератора, ее опорожнению, сепарации продуктов реакции и выбросу образующегося водорода в атмосферу. Средства оперативного обнаружения текущей секции включают в себя несколько независимых систем контроля, основанных на различных физических принципах (концентраметрических, шумовых, индукционных). Системы контроля способны фиксировать мельчайшие течи, а средства защиты справляются с мгновенным разрывом одной или нескольких трубок секции парогенератора.
Ядерная безопасность реакторов типа БН-800 решена на основе развитых свойств внутренней самозащищенности и применении систем безопасности. Свойства внутренней самозащищенности, основные из которых определяются характеристиками реактивности реактора, обеспечивают устойчивую работу реактора типа БН-800 во всех нормальных режимах эксплуатации вследствие отрицательных температурного и мощностного коэффициентов реактивности во всем диапазоне рабочих температур и мощностей.
В проекте рассмотрены вопросы безопасности: при нарушении условий нормальной эксплуатации, проектных и запроектных (гипотетических) авариях и проведен анализ безопасности в указанных условиях на основе действующих в настоящее время норм и правил безопасности. Однако в связи с тем, что с 1990 года предполагается ввести ряд новых нормативных документов по безопасности ядерной энергетики (в том числе ОПБ-88), комиссия считает необходимым на этапе рабочего проектирования ЮАС предусмотреть мероприятия по учету требований новых нормативно - технических документов.

IV. ПО УСЛОВИЯМ ТЕКТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
И СЕЙСМИЧНОСТИ ПЛОЩАДКИ

В результате анализа геологических, тектонических и неотектонических карт, отчетов и монографических работ, посвященных вопросам геоморфологии, новейшей и современной тектонике Южного и Среднего Урала, материалов по сейсмологии составлено подробное представление о геодинамике района проектируемой АЭС.
Район, непосредственно примыкающий к площадке ЮАС, на новейшем и современном этапах геологического развития характеризуется очень слабой тектонической активностью, соответствующей платформенному типу. Согласно карте сейсмического районирования территории СССР район ЮАС, так же как и весь Урал и Восточно-Европейская платформа, отнесен к областям с 5-балльной сейсмичностью. В то же время на Северном Урале и Предуралье известны 7-балльные землетрясения с магнитудой 5,5. На юге этой области с повышенной сейсмичностью, а именно в районе АЭС, количество сейсмических событий и их интенсивность значительно падает.
В 60-80 км к юго-западу от АЭС известны три землетрясения - 1836, 1837, 1901 годов, имевших магнитуду от 3,6 до 4,2 и интенсивность 4-5 баллов; в 90 км к северу - землетрясение 1892 года с магнитудой 4,7 и интенсивностью 6 баллов. Наиболее сильное землетрясение Урала - Билимбаевское (1914 г., магнитуда 5,5, интенсивность 7 баллов) было в 160 километрах к северо - западу от АЭС.
По данным института "Гидропроект", сейсмические воздействия на площадку АЭС из ближайшей зоны ВОЗ Сосьвинско-Коневского регионального разлома определены: ПЗ - 6 баллов, МРЗ - 7 баллов для средних грунтовых условий.
Такие оценки фоновой сейсмичности для данного района независимо были получены в 1977 году при составлении под руководством С.В. Медведева схемы сейсмического зонирования территории Европейской части СССР, а также при составлении схемы сейсмического районирования Европейской части СССР в 1987 году для Минатомэнерго СССР.
При проведении инженерно - геологических работ на площадке ЮАС и сейсмического микрорайонирования выявлено несколько зон повышенного дробления и трещиноватости, приуроченных к небольшим разрывным нарушениям. Одна из таких зон северо-западного (320 градусов) простирания проходит под проектируемым машзалом 1-го блока. Такая же зона, но быстро выклинивающаяся проходит под машзалом 3-го блока.
Учитывая низкую в целом тектоническую активность территории, непосредственно примыкающей к АЭС, не следует ожидать, что указанные выше мелкие разрывные нарушения активны на современном этапе. По данным повторного нивелирования за пятилетний период опорной геодезической сети на участке 1-го блока, по 6 пунктам отмечается подъем территории со скоростью 0,6-1,2 мм в год, что фактически в пределах ошибки измерения. При этом блоки (крылья) по обе стороны от разрывного нарушения не испытали разноскоростных перемещений, что указывает на отсутствие подвижек за указанные 5 лет. В ходе экспертизы это подтверждено поперечным вскрытием и осмотром четвертичных и юрских отложений в зоне повышенной трещиноватости в районе машинного зала 1.
Таким образом, для выбранной площадки строительства АЭС противопоказаний по геологическим признакам нет.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Экспертная комиссия отмечает:

1. В настоящее время в Челябинской области сложилась неблагополучная общеэкологическая ситуация, типичная для промышленной зоны Урала, обусловленная деятельностью промышленных предприятий с устаревшей технологией и интенсивным ведением сельскохозяйственного производства. Регион характеризуется также недостаточным развитием социально - бытовой сферы.

2. Перевооружение и реконструкция ныне действующих производств, необходимые для улучшения экологической обстановки, требуют дополнительных энергозатрат. Одновременно планируется снятие с эксплуатации выработавших свой ресурс электростанций на органическом топливе, что может привести к увеличению дефицита электроэнергии в регионе. Передача энергии из соседних областей не может полностью покрыть энергодефицит Челябинской области, в связи с чем возникает необходимость укрепления собственной энергетической базы.

3. Частичное покрытие дефицита электроэнергии в Челябинской области может быть осуществлено путем строительства ТЭС на органическом топливе или АЭС. Эколого - экономический анализ приемлемости строительства альтернативных типов электростанций в данном регионе показал, что приведенные затраты по Южно - Уральской АЭС (ЮАС) практически сопоставимы с вариантом ТЭС такой же мощности на органическом топливе. Результаты сравнения по влиянию на качество окружающей среды показывают предпочтительность строительства АЭС в данном регионе.

4. При обосновании типа реактора для ЮАС проектная организация руководствовалась тем, что реактор на быстрых нейтронах БН-800 является в настоящее время более безопасным по сравнению с энергетическими реакторами других типов. Одновременно с выдачей энергии реактор БН-800 предназначен также для переработки отработавшего топлива атомной энергетики и промышленности, воспроизводства нового ядерного горючего, выработки тепла и производства радиоизотопов для народного хозяйства.

5. Площадка размещения Южно-Уральской АЭС полностью соответствует "Требованиям к размещению атомных станций" (1987 г.). При этом комиссия отмечает:
Размещение площадки ЮАС в санитарно - защитной зоне химкомбината "Маяк" позволит исключить потенциально опасную операцию по транспортировке отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов на большие расстояния, поскольку отходы и отработавшее топливо передаются по защищенным коммуникациям на специализированные перерабатывающие установки и сооружения химкомбината.
Площадка ЮАС целиком располагается на отчужденной и загрязненной радионуклидами в результате аварии 1957 года территории. Санитарно - защитная зона атомной станции включает земли Восточно-Уральского заповедника (радиоактивного "следа"), переданного в эксплуатацию химкомбинату "Маяк".
Вовлечение ранее загрязненных радионуклидами водоемов в хозяйственную деятельность для охлаждения турбин ЮАС позволяет уменьшить использование на промышленные нужды воды хозяйственно - бытового качества в дефицитном по водным ресурсам регионе.
По результатам многолетних наблюдений и проведенных в ходе экспертизы дополнительных исследований на территории площадки ЮАС не обнаружено признаков современной активности древних тектонических зон и разломов, что подтверждает возможность строительства атомной станции.
К эксплуатации ЮАС будет привлечен высококвалифицированный персонал, высвобождающийся в результате конверсии оборонных производств химкомбината "Маяк".

6. Проведенный проектной организацией всесторонний комплексный анализ воздействия ЮАС на окружающую среду с привлечением специализированных научно - исследовательских учреждений, а также дополнительных прогнозных оценок экспертов показал, что проект Южно-Уральской АЭС разработан в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

7. Строительство ЮАС не приведет к ухудшению экологической обстановки в районе размещения станции, так как к моменту пуска ЮАС в целом для промышленного узла ожидается уменьшение выбросов радионуклидов в атмосферу и снижение общего водопотребления, поскольку в настоящее время на химкомбинате "Маяк" продолжается закрытие и консервация ряда промышленных установок в связи с конверсией оборонных производств.
До пуска ЮАС будет завершено выполнение комплекса мероприятий по дезактивации загрязненных территорий и внутренних водоемов промышленной площадки, что позволит уменьшить дозы облучения персонала и населения.
Использование водоемов - накопителей низкоактивных жидких отходов химкомбината для охлаждения конденсаторов турбин ЮАС способствует повышенному испарению воды, что предотвращает переполнение этих водоемов и снижает вероятность поступления воды, содержащей радиоактивные вещества, в бассейн реки Течи.

8. Комиссией проведен анализ экологических последствий возможных аварийных ситуаций, включая запроектные, перечень которых согласован с Госатомэнергонадзором. Согласно проделанным в ходе экспертизы расчетам дозовые нагрузки на население, формируемые в результате запроектной аварии, существенно ниже установленных аварийных дозовых пределов.
В то же время комиссия считает, что до ввода в эксплуатацию 1-го блока проект ЮАС необходимо привести в соответствие с требованиями новых, вводимых в ближайшее время нормативных документов по безопасности АЭС, и доработанные материалы проекта, включая вероятностный анализ безопасности реактора, представить на согласование.

9. На экспертизу не были представлены проекты автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, АСУ ТП и системы контроля состояния окружающей среды в районе размещения ЮАС, включая мониторинг геофизических параметров, которые должны быть согласованы с государственными органами надзора и введены до пуска 1-го блока Южно-Уральской АЭС.

10. В проекте не полностью представлены материалы по переработке и захоронению радиоактивных отходов ЮАС. Приведены лишь ссылки на системы обращения с отходами на действующих производствах химкомбината. Комиссия считает целесообразным представить на рассмотрение и экспертизу в Госкомприроду СССР схему обращения с радиоактивными отходами на химкомбинате "Маяк".
Одновременно комиссия обращает внимание, что в проекте отсутствуют проработки по радиационному контролю при консервации и демонтаже отработавших блоков ЮАС.

11. Комиссия обращает внимание, что дирекция ЮАС до сих пор не получила в установленном порядке разрешение на использование части территории Восточно-Уральского заповедника, попадающей в санитарно - защитную зону и зону наблюдения атомной станции.

12. Комиссия обращает внимание Минатомэнергопрома, Минздрава СССР и Челябинского облисполкома на необходимость завершения мероприятий по оздоровлению санитарно - гигиенической обстановки в верховьях реки Течи.

13. По мнению экспертной комиссии, целесообразно довести до сведения местных органов Советской власти имеющиеся в Минздраве СССР и Минатомэнергопроме СССР материалы по дозам облучения, полученным населением Челябинской и Свердловской областей за период работы химкомбината "Маяк".

14. В целях объективного информирования населения о работе станции целесообразно организовать на ЮАС самостоятельное подразделение - центр связи с общественностью. Центр должен быть оборудован демонстрационными и справочными материалами по АЭС, оснащен дистанционными средствами отображения текущей информации о состоянии систем безопасности и радиационной обстановки в контролируемой зоне. Рекомендуется давать регулярные сообщения в средства массовой информации о радиационной обстановке в населенных пунктах контролируемой зоны.

15. Экспертная комиссия считает, что в соответствии с мировой практикой строительства АЭС необходимо улучшить социально - бытовое и медицинское обслуживание населения в контролируемой зоне атомной станции. В том числе необходимо обеспечить строительство разветвленной сети автодорог с асфальтобетонным покрытием, снизить тарифы на стоимость электрической и тепловой энергии на 50 % для жителей контролируемой зоны ЮАС и размещенных на этой территории предприятий, колхозов и совхозов. Целесообразно в связи с этим пересмотреть планы социально - экономического развития района размещения Южно-Уральской АЭС и широко известить о них население.

16. На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает возможным строительство Южно-Уральской атомной станции на выбранной площадке.
Генеральному проектировщику и заказчику предлагается на последующих стадиях сооружения станции учесть замечания и предложения данного заключения с учетом индивидуальных и групповых заключений членов экспертной комиссии. Целесообразно до 1 января 1990 года разработать и представить в Госкомприроду СССР и Челябинский облисполком план - график по реализации замечаний и предложений экологической экспертизы.

Председатель экспертной комиссии,
доктор медицинских наук
И.К.ДИБОБЕС
Зам. председателя комиссии,
член - корреспондент АН СССР
Ю.Н.ВЕРШИНИН
Зам. председателя комиссии,
первый заместитель председателя
Госкомприроды Челябинской области
Б.А.ПЕСКОВ
Ученый секретарь комиссии,
кандидат физико - математических наук
Л.И.АНИСИМОВА
Ученый секретарь комиссии,
главный эксперт Главгосэкоэкспертизы
Госкомприроды СССР
С.А.БУРЦЕВ
Кандидат геолого - минералогических наук
В.Г.ВЛАДИМИРОВ
Кандидат экономических наук
Л.М.ГИТЕЛЬМАН
Кандидат экономических наук
И.Г.ДЕЙЧ
Инженер
В.Ф.ДЕНИСОВ
Кандидат технических наук
Ю.Д.КОРСАКОВ
Санитарный врач
Э.М.КРАВЦОВА
Кандидат физико - математических наук
М.И.КРУГЛЯКОВ
Инженер
Т.А.МОИСЕЕВА
Инженер
А.В.НОСОВ
Инженер
И.Д.ПЕТРОВ
Санитарный врач
А.И.РЫЖОВ
Кандидат биологических наук
О.Ф.САДЫКОВ
Кандидат медицинских наук
Н.И.САЯПИН
Кандидат геолого - минералогических наук
В.В.СТЕПАНОВ
Инженер
О.П.ТИЩЕНКО
Доктор технических наук
Е.В.ТОРОПОВ
Доктор физико - математических наук
В.Н.ЧУКАНОВ



КОММЕНТАРИЙ ЧЛЕНА ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ,
ЗАВЕДУЮЩЕЙ ОТДЕЛЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ
ОБЛАСТНОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ Э.М. КРАВЦОВОЙ

- Элеонора Михайловна, первый вопрос, который возникает после прочтения заключения экспертной комиссии, - о доверии. Можем ли мы доверять членам комиссии? Что это за люди? Насколько они независимы от Минатомэнергопрома?

- Считаю, что экспертная комиссия заслуживает полного доверия. В нее вошли ученые и санитарные врачи, экологи и экономисты, технологи и преподаватели вузов.
Председатель комиссии - И.К. Дибобес, известный радиоэколог, доктор медицинских наук, который в настоящее время заведует лабораторией Института прикладной геофизики Госкомгидромета СССР. Наверное, нелишне упомянуть, что ранее Игорь Клементьевич жил и работал у нас в Челябинске, он заведовал филиалом Института биофизики. О радиационной аварии 1957 года на химкомбинате "Маяк" знает не понаслышке, принимал непосредственное участие в ликвидации ее последствий.
Заместитель председателя комиссии тоже челябинец - Б.А. Песков, первый заместитель председателя областного комитета по охране природы. Другой заместитель председателя тоже с Урала - Ю.Н. Вершинин, крупный ученый, член - корреспондент Академии наук СССР, заместитель председателя Уральского отделения АН СССР.
В комиссии Уральский регион был представлен довольно широко. Е.В. Торопов - заведующий кафедрой Челябинского политехнического института, доктор технических наук; В.Н. Чуканов - профессор Уральского политехнического института, доктор физико - математических наук; О.Ф. Садыков - заведующий отделом Института экологии растений и животных Уральского отделения АН СССР; И.Г. Дейч и Л.М. Гительман - сотрудники Института экономики Уральского отделения АН СССР и, наконец, ваш собеседник - заведующая радиологическим отделением областной санэпидстанции.
В качестве членов экспертной комиссии приглашались ведущие специалисты и ученые из системы Академии наук, Минздрава СССР, Госкомгидромета, Госкомприроды, уральских вузов. Следует отметить, что от заказчика - Минатомэнергопрома (бывшего Минсредмаша) в комиссию специалисты не привлекались.
В процессе работы комиссии каждый эксперт высказывался самостоятельно и свое мнение не согласовывал с какой-либо организацией, даже с той, в которой он работает. Поэтому с полным правом можно говорить о независимости экспертной комиссии от каких-либо ведомств. Высокая квалификация и независимость специалистов, гласность обсуждения - все это способствовало объективности и непредвзятости комиссии.
В подтверждение могу сказать, что основной состав комиссии участвовал в экспертизе проектов и других атомных станций. В результате, например, отклонен проект расширения Южно-Украинской АЭС, не согласован проект Крымской АЭС.
Позади у нас четыре месяца тщательных анализов и исследований, бурных и мирных обсуждений, которые проходили в Москве и на площадке строящейся станции, в научно - исследовательских и проектных институтах. Комиссия пять раз собиралась на расширенные пленарные заседания, непрерывно работали экспертные группы по следующим основным направлениям: по радиологическим и санитарно - гигиеническим вопросам, по эколого - экономическим вопросам, по технологическим вопросам и обеспечению безопасности АЭС, по условиям тектонической активности и сейсмичности площадки размещения.
От проектантов и заказчиков эксперты требовали новых и новых доказательств обоснованности проектных решений в части экологической безопасности проектируемой АЭС. Проводились эксперименты, в том числе на местности, на площадке строящейся станции. Экспертами проведены многочисленные расчеты с использованием ЭВМ и новейших методов исследования безопасности АЭС. Вывод экспертной комиссии - Южно-Уральскую станцию можно строить.

- Опубликованное сегодня заключение комиссии убедительно это доказывает. Давайте коротко суммируем основные доводы комиссии.

- Если говорить о самом главном, то следует сказать вот о чем. Реактор на быстрых нейтронах БН-800 является в настоящее время более безопасным по сравнению с энергетическими реакторами других типов. Для строительства Южно-Уральской АЭС нет необходимости в изъятии из народнохозяйственного использования новых земель, так как площадка станции располагается на территории, загрязненной радиоактивными веществами в результате аварии 1957 года. Скорее происходит обратное - непригодные земли возвращаются в народнохозяйственное использование. То же самое и с загрязненными радионуклидами водоемами в бассейне реки Течи. Вовлечение этих водоемов в хозяйственную деятельность для охлаждения турбин Южно-Уральской станции позволяет уменьшить потребление на промышленные нужды чистой воды.
При выборе варианта размещения АЭС исходили еще и из необходимости предотвращения переполнения существующих водоемов с радиоактивной водой. Южно-Уральская АЭС повысит испарение воды и стабилизирует уровни водоемов, в которые ранее сбрасывались радиоактивные вещества при работе химкомбината "Маяк". Причем другие способы предотвращения дальнейшего поступления радиоактивности в бассейн реки Течи (обваловка, создание новых водоемов, плотин и т.п.) являются более дорогими и менее эффективными.
Выбор площадки Южно-Уральской АЭС вблизи химкомбината "Маяк" позволит исключить опасную операцию перевозки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов на большие расстояния. В этом случае отходы и отработавшее топливо передаются непосредственно на перерабатывающие установки и сооружения химкомбината. Создание промышленного комплекса с замкнутым ядерным топливным циклом (Южно-Уральская АЭС - химкомбинат "Маяк") позволит осуществить конверсию оборонных производств химкомбината. По мнению ученых и специалистов, такой путь конверсии для химкомбината является наиболее экономически эффективным и экологически безопасным. Произведенная ранее продукция будет использоваться в мирных целях для производства электроэнергии и тепла.
Во время экспертной комиссии особое внимание уделялось изучению вопросов экологической безопасности и безопасности населения. Хорошо известно, что при нормальной работе АЭС гораздо меньше загрязняет окружающую среду, чем тепловые электростанции на органическом топливе. Закономерен вопрос: а как в аварийных случаях? В процессе экспертизы в Институте биофизики Минздрава СССР смоделированы с помощью ЭВМ различные аварийные ситуации на реакторе БН-800. Оказалось, что даже при самых тяжелых мыслимых авариях дозы облучения населения ожидаются примерно в 100 раз меньше доз, ожидаемых для тяжелых аварий на водо - водяном реакторе ВВЭР-1000. А ведь реактор ВВЭР-1000 во много раз безопаснее печально известного по Чернобыльским событиям РБМК! При самых невероятных авариях выход радиоактивности из БН-800 окажет на население в 25-километровой зоне воздействие, не превышающее облучение при двукратном визите к врачу - рентгенологу.
В процессе экспертизы показано, что выбросы радиоактивности при нормальной работе Южно-Уральской АЭС будут в десятки раз меньше, чем выбросы радиоактивных веществ при работе тепловой электростанции такой же мощности на углях. И вообще, как это ни кажется странным, с пуском атомной станции радиоэкологическая обстановка в Каслинском и других районах области должна улучшиться. Дело в том, что, как заявил на первой сессии Верховного Совета СССР заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.Д. Рябев, для осуществления конверсии оборонного производства на химкомбинате "Маяк" закрываются несколько ядерных реакторов. Поэтому выбросы радиоактивных веществ резко снизятся даже с учетом пуска Южно-Уральской атомной станции, ведь закрываются ядерные реакторы устаревшего типа, предназначавшиеся для производства плутония.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что со строительством атомной станции в определенной степени подчищаются "грехи" оборонного производства. Кстати, основные замечания комиссии можно скорее отнести не к проекту Южно-Уральской станции, а к предыдущей деятельности химкомбината "Маяк". В частности, признано необходимым провести экологическую экспертизу технологий обращения с жидкими и твердыми отходами на химкомбинате.
В процессе работы экспертной комиссии исследовались и другие вопросы, связанные со строительством Южно-Уральской АЭС. Ведущие экономисты Уральского отделения АН СССР И.Г. Дейч и Л.М. Гительман установили, что затраты на строительство и эксплуатацию АЭС несколько выше, хотя и сравнимы с вариантом строительства тепловой электростанции на органическом топливе. Но разница с лихвой компенсируется в сотни раз меньшим ущербом от загрязнения окружающей среды при эксплуатации АЭС.
При активном участии заместителя председателя экспертной комиссии челябинца Б.А. Пескова подробно изучалось, как изменится баланс водопотребления Кыштымско - Каслинского промышленного узла с пуском Южно-Уральской АЭС. Комиссия установила, что потребление чистой воды или, как говорят специалисты, воды хозяйственно - бытового качества, уменьшится на 20 млн. куб. м в год. Это равносильно сохранению большого природного озера с площадью зеркала около 10 квадратных километров.
Ситуация кажется парадоксальной: пускается новый мощный промышленный объект - атомная станция, а водопотребление чистой воды в регионе уменьшается. Парадокс объясняется тем, что для охлаждения конденсаторов турбин атомной станции будет использоваться загрязненная радионуклидами вода водоемов - накопителей химкомбината "Маяк", которую ранее не использовали в народно - хозяйственных целях. Кроме того, потребление воды падает в связи с конверсией и закрытием интенсивных потребителей - промышленных ядерных реакторов.
Один из активных членов экспертной комиссии, представитель Уральского отделения АН СССР О.Ф. Садыков обратил серьезное внимание на сейсмическую безопасность, то есть устойчивость Южно - Уральской АЭС к возможным землетрясениям. Проектируемая атомная станция будет устойчиво и безопасно работать до землетрясений, не превышающих семь баллов. Этого вполне достаточно, так как по результатам многолетних наблюдений и проведенных в ходе экспертизы дополнительных исследований на территории площадки станции не обнаружено признаков современной активности древних тектонических зон и разломов, что подтверждает возможность строительства атомной станции.

- Итак, экспертная комиссия считает, что атомную станцию на Южном Урале строить можно. А нужно ли?

- Этот вопрос не по адресу. Ответ на него должны дать органы народовластия. А перед экспертной комиссией стояли вопросы технические. Она их решила и пришла к выводу: Южно-Уральская АЭС приемлема с точки зрения экологической безопасности и безопасности населения, строить ее нужно для покрытия дефицита электроэнергии.
Точно такой же - не технический, а политический - вопрос об использовании электроэнергии АЭС. Это будет решать сама Челябинская область, которая к пуску станции в 1997 году будет жить на хозрасчете. Учитывая недостаточное развитие социально - бытовой сферы области, экспертная комиссия рекомендует направить основную часть электроэнергии, которая будет вырабатываться Южно-Уральской АЭС, на развитие социально - бытовой сферы, сельского хозяйства, энерговооружение предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, гражданское строительство, природовосстановительные работы. Энергия атомной станции необходима для реконструкции промышленных предприятий с устаревшей технологией, отравляющих окружающую среду.
Экспертная комиссия считает, что в соответствии с мировой практикой строительства АЭС необходимо улучшить социально - бытовое и медицинское обслуживание населения в контролируемой зоне атомной станции (25-километровая зона). Необходимо, в частности, обеспечить строительство разветвленной сети автодорог с асфальтобетонным покрытием, снизить тарифы на стоимость электрической и тепловой энергии на 50 процентов для жителей контролируемой зоны и размещенных на этой территории предприятий, колхозов и совхозов. В связи с этим целесообразно пересмотреть планы социально - экономического развития района размещения Южно-Уральской АЭС, то есть городов Касли, Кыштыма, а также поселков Новогорный, Башакуль, Худайбердинск и других.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru