Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.03.2007 по делу № А76-30892/2006-17-554/13
Иск о взыскании штрафа за задержку вагонов удовлетворен, поскольку при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути стороны не установили разграничение собственности между ответчиком и его контрагентами.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2007 г. по делу № А76-30892/2006-17-554/13

Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2007
Полный текст решения изготовлен 5 марта 2007
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Мелкозерновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД г. Челябинска
к ОАО "ММК", г. Магнитогорск
о взыскании штрафа в сумме 971400 руб.
при участии в заседании:
от истца: С. - юрист, доверенность 14.07.2006
от ответчика: не явился, извещен,
Руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 18 АПК РФ и п. 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, в связи с нахождением судьи Семенихиной И.И. в отпуске, произведена замена судьи Семенихиной И.И. на судью Соколову И.Ю.

установил:

ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД г. Челябинска обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ОАО "ММК" г. Магнитогорск о взыскании штрафа в размере 971400 рублей за задержку вагонов.
Свои требования истец основывает на неисполнении обязательств ответчиком по договору от 25.07.2000 № 5/12 на эксплуатацию подъездного пути, положениями статей 62, 99, 100 УЖТ РФ (л.д. 2).
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 109 - 114). Кроме того, ответчик просит снизить сумму штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ (л.д. 124 - 128).
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 107 - 108).
Дело рассматривается в отсутствие ответчика по правилам, определенным частью 3 ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы представителя истца, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Между истцом и ответчиком заключен договор от 25.07.2000 № 5/12 (с учетом дополнительного соглашения от 22.12.2002) на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, принадлежащего ОАО "ММК" (ветвевладелец), примыкающего к станциям Магнитогорск-Грузовой - через стрелку № 16 парка "С", стрелку № 28 парка "А" и Куйбас ЮУЖД - через стрелку № 6, обслуживаемого собственными локомотивами ветвевладельца (л.д. 12).
Срок действия данного договора был установлен сторонами с 01.08.2000 по 01.08.2005 (на 5 лет).
С 01.08.2005 согласно дополнительному соглашению от 22.12.2004 срок действия договора от 25.07.2000 и дополнительных соглашений к нему продлен до разработки и утверждения нового Единого технологического процесса работы пути необщего пользования ОАО "ММК" и станций Магнитогорск-Грузовой, Куйбас ЮУЖД, что соответствует ст. 64 УЖТ РФ, согласно которой при перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.
Параграфом 8 договора и дополнительного соглашения к нему от 22.12.2004 стороны установили технологические сроки оборота вагонов, которые по условиям договора составляют: летом (с 15 апреля по 15 октября) для вагонов с одной грузовой операцией - 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов); зимой (с 16 октября по 14 апреля) для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.
Согласно части 6 ст. 62 УЖТ за задержку вагонов под погрузкой или разгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей сроков оборота вагонов, владельцы железнодорожных путей несут перед перевозчиком ответственность, предусмотренную ст.ст. 99, 100 УЖТ.
В соответствии с п. 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденного Приказом МПС РФ № 43 от 18.06.03, расчет штрафов за задержку вагонов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов с указанием времени начала и окончания грузовых операций и размера штрафа.
Предусмотренные сроки возврата ответчиком поставленных ему вагонов, ответчиком не соблюдались, факт превышения указанных сроков ответчик документально не оспорил.
В феврале 2006 года ответчику подавались вагоны, о чем были составлены ведомости подачи и уборки вагонов № № 1226, 1227, 1229, 1230, 1232, 1233, 1234, 1236, 1239, 1241, 1242, 1245, 1248, 1250, 1251, 1258, 1259, 1263, 1264, 1271, 1272, 1237, 1273, 1277, 1279, 1282, 1286, 1287, 1288, 1289, 1291, 1292, 1293, 1295, 1298, 1300, 1301, 1304,1306 в которых зафиксирован факт простоя вагонов более чем на 24 часа по истечении технологического времени оборота вагонов (л.д. 21 - 92).
Истец документально подтвердил суду, что по представленным ведомостям размер штрафа составляет 971400 рублей.
Доводы ответчика, что законодательно предусмотрена ответственность за задержку вагонов, но не за нарушение технологического срока их оборота, не принимаются судом в соответствии с нижеследующим.
Согласно нормам Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в 10-кратном размере штрафы, установленные ст.ст. 100, 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Следовательно, время нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути и является временем осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки и т.д.) на путях, принадлежащих ветвевладельцу.
Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, принадлежащих перевозчику.
Из вышеизложенного следует вывод, что в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 62, ч. 2 ст. 99, ст.ст. 100, 101 УЖТ РФ, наступает в случае задержки вагонов владельцем подъездных железнодорожных путей в местах необщего пользования более чем на 24 часа сверх технологических сроков оборота вагонов, установленных договором.
По ч. 6 ст. 62 УЖТ РФ штраф начисляется за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов.
Аналогичные правила установлены в пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 06.10.05 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
В рассматриваемом споре железнодорожный путь принадлежит ОАО "ММК". Стороной по вышеуказанному договору № 5/12, в котором определены порядок подачи и уборки вагонов, технологические сроки оборота вагонов (всех без исключения) выступает только ответчик (без указания своих контрагентов). Согласно § 10 указанного договора его условия распространяются и на вагоны, которые подаются контрагентам ветвевладельца. При заключении указанного договора стороны не установили разграничение ответственности между ответчиком и его контрагентами. При таких обстоятельствах истец обоснованно начислил ответчику вышеуказанный штраф.
Полномочия на подписание ведомостей лицами, обозначенными в ведомостях, определены должностной инструкцией приемосдатчика груза № ЦМ-375 от 29.01.1996 (п. 1.7).
Факт нахождения вагонов стран СНГ в пользовании ОАО "РЖД" по предусмотренным законом основаниям подтвержден фактическими обстоятельствами дела и нормами материального права.
В силу ст. 3 Соглашения о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР от 22.01.2003 перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузовых вагонов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников настоящего Соглашения.
Статья 1 Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств - участников Содружества от 12.03.1993 устанавливает на железных дорогах сторон применение технологии совместной эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров в межгосударственном сообщении.
Вагоны принадлежности стран СНГ подлежат свободному использованию Российской железной дорогой на условиях вышеназванных международных Соглашений и утвержденных в соответствии с этими Соглашениями Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
В соответствии с п. 3.0 названных Правил при пономерном учете грузовых вагонов на железных дорогах сохраняется ведение учета их наличия балансовым методом.
Вагоны, поступившие в железнодорожную администрацию, зачисляются в ее балансовое наличие, и соответственно, исключаются из балансового наличия сдающей стороны (п. 3.6 Правил).
Согласно письму Информационно-вычислительного центра ОАО "РЖД" от 22.03.2006 № ИВЦ/328 пономерный учет перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам ведется по данным поездной передаточной ведомости, оформленной на стыковом пункте. Данные поездной передаточной ведомости поступают в Главный информационный центр ОАО "РЖД" в форме электронного информационного сообщения в реальном времени.
Время приема и сдачи поездов и вагонов фиксируется в электронном архиве вагонов.
Зачет приема и сдачи вагонов производится по времени фактического прибытия, отправления или проследования межгосударственного стыкового пункта (п. 3.7 Правил).
Железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка (п. 4.1 Правил).
Таким образом, возмездная совместная эксплуатация грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, а также ведение учета наличия вагонов на железных дорогах балансовым методом указывает на то, что в период использования вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, Российской железной дорогой эти вагоны принадлежат российскому перевозчику на праве возмездного пользования.
Ходатайство ответчика об уменьшении размера штрафа на основании ст. 333 ГК РФ отклоняется арбитражным судом: размер штрафа за задержку вагонов установлен законом, расчет суммы штрафа, представленный истцом, соответствует требованиям ст. 99, 100 УЖТ, ответчик не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства.
Суд учитывает расчет потерь доходов от простоя вагонов, представленный истцом (406 рубля 88 копейки на 1 вагон в час), что превышает часовой размер отыскиваемого штрафа (200 руб.) - (л.д. 139).
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика в порядке, определенном частью 1 ст. 110 АПК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. 12, 793 ГК РФ, ст.ст. 62, 99, 100 УЖТ РФ, ст.ст. 2, 4, 16, 65, 66, 110, 170, 171 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" г. Магнитогорск в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральской железной дороги штраф в размере 871400 рублей, а также 12214 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья
И.Ю.СОКОЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru