Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 10.10.2006 № 15/17
"О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА")

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва", 2006, выпуск № 14, (10 октября)


Вступил в силу с 10 октября 2006 года (пункт 6 данного документа).



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
третьего созыва

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2006 г. № 15/17

О принятии концепции "Основные направления социокультурной
политики города Челябинска"

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Уставом города Челябинска Челябинская городская Дума третьего созыва
РЕШАЕТ:

1. Принять концепцию "Основные направления социокультурной политики города Челябинска" (приложение).

2. Признать утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 26.05.1998 № 24/6 "О концепции социально-культурной политики города Челябинска".

3. Внести настоящее решение в раздел 9 "Социальная политика" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.

4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города по социальному развитию В.М. Евдокимова.

5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по социальной политике (Н.А. Баскова).

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Челябинской городской Думы
С.Л.КОМЯКОВ





Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 10 октября 2006 г. № 15/17

КОНЦЕПЦИЯ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА"

Введение

Город Челябинск - крупнейший промышленный и культурный центр Южного Урала, значимого региона Российской Федерации.
Актуальность разработки концепции социокультурной политики города Челябинска определяется насущными потребностями времени. Направления социокультурного развития задаются культурной политикой государства. Реализация принятой Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 гг.)" возможна только при условии активизации социальной и культурной составляющих современного социально-экономического планирования и прогнозирования как на общероссийском, региональном, так и на городском уровнях.
В современную эпоху глобализации, которую можно трактовать как время урбанизации, городской образ жизни стал основной доминантой развития общества. Город стал особым специфическим способом существования человека, развития его культуры. Сам термин "культура города" является обобщенной категорией, обозначающей созданную людьми особую среду существования и самореализации. Современная городская культура имеет сложную структуру, состоящую из множества взаимодействующих подсистем, имеющих в основе своего развития тенденцию к дифференциации и модернизации.
Культурное пространство города Челябинска составляют профессиональные и любительские театральные и концертные коллективы, более 120 библиотек, музеи, художественные галереи, творческие центры и союзы работников культуры и искусства города, национально-культурные центры, 14 Детских школ искусств, Центр историко-культурного наследия, кинотеатры, 40 клубов, домов и Дворцов культуры, досугово-развлекательных центров, цирк, городские парки и скверы, муниципальное учреждение культуры "Зоопарк".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет номер 131-ФЗ, а не 131.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" имеет номер 199-ФЗ, а не 199.
   ------------------------------------------------------------------

Новизна настоящей концепции определяется современными социально-экономическими процессами в стране. Переход на казначейскую систему финансирования учреждений культуры, вступление в действие Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", иных законов, затрагивающих деятельность учреждений культуры, многие положения Концепции социально-культурной политики города Челябинска, принятой в 1998 году, перестали соответствовать действующему законодательству.
Современное законодательство сконцентрировало ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам на уровне местных органов власти. К их полномочиям отнесены аспекты формирования культурной политики, в том числе:
- решение вопросов собственности, условий финансирования структуры и численности сети учреждений культуры;
- определение уставных задач и механизмов их реализации;
- утверждение критериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.
Настоящая концепция закрепляет ряд ответственных действий по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организации культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории городского округа;
- содержание музеев;
- создание условий для развития местного, традиционного художественного народного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии художественных народных промыслов в городском округе.
Реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сети учреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениями культуры, конкретных программ и проектов.
Особую актуальность в современных условиях приобретает взаимодействие двух сфер - политики и культуры. Сегодня необходимо сформировать новую модель регулирования социокультурных процессов, в которой "вертикаль" управления учреждениями культуры опирается на систему "горизонтальных" связей и эффективного взаимодействия всех субъектов культуросозидательной деятельности. Культурная политика не должна подчинять сферу культуры неким априорным представлениям о желаемом ее состояния. Современное управление сферой культуры и искусства означает, прежде всего, создание благоприятных условий для развития культуры на основе творческой инициативы, демократических прав и свобод.
Практическая значимость концепции социокультурной политики города Челябинска заключается в возможности ее использования в качестве базового документа для нормотворческой деятельности в сфере культуры Челябинской городской Думой, для разработки конкретных мероприятий Администрации города Челябинска и ее подразделений в целях решения актуальных задач социального и культурного развития города Челябинска. Концепция социокультурной политики города Челябинска призвана обеспечить муниципальные учреждения культуры и искусства консолидированной системой приоритетов развития культуры.
Существуют три уровня регулирования культурной жизнью: федеральный (общероссийский), региональный (краевой и областной), муниципальный (городской и районный). В настоящее время именно муниципальный уровень является важнейшим звеном государственной культурной политики. На уровне города сходятся все составляющие социокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сфера культуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры), мегауровень (межкультурные коммуникации). На уровне города Челябинска есть возможность:
- регулировать важные составляющие всех трех уровней социокультурного процесса;
- осознания многовариантности культурного развития и признания равноправия субъектов культурной деятельности;
- сочетания централизации и децентрализации как новой модели опережающего управления социокультурными процессами.
Ожидаемые результаты реализации данной концепции:
- внедрение современных информационных технологий в социокультурный процесс;
- обеспечение доступности культурных ценностей для всех категорий населения города;
- строительство "Центров искусств" в отдаленных районах города, позволяющих качественно повысить общий уровень культуры города Челябинска;
- увеличение доли бюджетного финансирования культуры;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры города Челябинска.
В результате предполагается достигнуть положения, когда учреждения культуры города будут обладать достаточным комплектом ресурсов реализации своего творческого потенциала.
Значение планомерного развития культуры подтверждено опытом развития региона. В системе современной государственной политики культура становится гарантом национальной безопасности. Именно культура объединяет общество, именно культура гармонизирует разновекторные устремления разных этносов, религий, классов, партий, групп, сообществ в едином культурном пространстве города.
Культура есть мера оценки исторического прошлого и современности, она дает смысл общественному развитию. Экономика и политика, промышленность и сельское хозяйство, энергетика и транспорт являются средством развития культуры. Вне культуры, а значит, вне человека, они теряют свое значение. Мир обретает гармонию и смысл только в культуре: в культуре человеческой личности, в культуре человеческих отношений, в культуре труда, в культуре промышленного производства, в политической культуре, в военной культуре, в экономической культуре, в юридической культуре и еще в сотнях сфер культуры.
Современная российская культурная политика находится в стадии становления. В настоящее время объектом культурной политики являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо, чтобы объектом культурной политики стало все общество в целом. Необходимо ввести культурологическую экспертизу всех управленческих решений. Это перспективная задача развития культурной политики как на общероссийском, так и на муниципальном уровне. Формирование культурной политики - динамичный процесс, в основе которого находится перманентный анализ реального состояния социокультурной системы, политического и экономического развития общества.
В перспективе на муниципальном уровне необходимо вести постоянный социокультурный мониторинг, выявлять культурные запросы и потребности населения, уровень востребованности культурных ценностей, творческий потенциал учреждений культуры. Эти перспективные задачи будут разрабатываться и решаться в специальных городских и отраслевых целевых программах развития культуры города Челябинска.

Понятийный аппарат концепции опирается на научные теории культуры, сформулированные в современных гуманитарных науках.
Культура (лат. cultura - возделывание, обработка, уход, образование, воспитание, развитие, почитание) - специфический способ человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений человека, общества и природы.
Субъекты культуры - носители информационно направленной активности, имеющей целью преобразование окружающего мира. Субъектами культуры выступают человек, человеческие общности (этносы, классы, партии и т.д.), человечество.
Объекты культуры - сферы приложения созидательной активности субъектов культуры. Объектами культуры выступают человек, природа, общество.
Город - исторически сложившаяся социально-территориальная общность, специфический предметный мир, материализованная форма жизнедеятельности людей (материально-вещная компонента), форма организации социума, специфическая социальная общность (личностная компонента).
Регион - (англ. region - лат. regio) область, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых социально-экономических и социокультурных особенностей.
Политика (гр. - politike искусство управление государством) - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями, государствами, определяемая их интересами и целями. А также деятельность органов государственной власти и государственного управления, выражающая социально экономическую природу данного общества.
Культурная политика - политика в области культуры, духовной жизни, направленная на создание, поддержание и улучшение условий деятельности представителей культуры и искусства, пропаганду и распространение культурных достижений, приобщения к культуре широких слоев населения.
Социокультурная политика - политика в области социальных отношений и в культурной сфере, деятельность государства и его органов, направленная на социальное обеспечение деятельности учреждений культуры и искусства, мероприятия органов административного управления по организации процесса социализации инновационной деятельности в культуре, обеспечению условий оптимизации развития общества и его культуры.
Социокультурная система - система социальных и культурных отношений в сфере культурного наследия, совокупность культурных ценностей, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу.
Социокультурная ситуация - состояние культурного развития, обусловленное совокупностью социально-экономических тенденций и контртенденций, определяющих специфику культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Культурное наследие - совокупность всех культурных достижений (материальных и духовных) данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале исторической памяти.
Культурная коммуникация - совокупность существующих в общественной жизни процессов передачи информации - идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.д., а также институты и каналы, с помощью которых такая информация передается и принимается.
Культурные традиции (лат. - traditio - передача; повествование) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки и правила поведения, основные накопители и трансляторы стандартизированного социокультурного опыта, регуляторы межличностных и межгрупповых отношений.
Культурные ценности - квинтэссенция социального опыта, в рамках которого собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, которые ведут к повышению социальной интеграции общества.
Культурные нормы (от лат. norma - руководящее начало) - категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей. Культурные нормы бывают: а) институциональные, санкционированные властью, зафиксированные в официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных), поддерживающие общественный порядок и социокультурную устойчивость общества в целом; б) статистические (или этнографические), складывающиеся стихийно в виде обычаев и традиций, обеспечивающих порядок в локальных социокультурных и этноконфессиональных общностях; в) конвенциональные, возникшие в виде общественного договора, но не имеющие силу закона, существующие в форме правил поведения в общественных местах, стилей общения в различных социокультурных группах; г) эталонные, специально созданные в качестве образца для подражания, распространения в сфере искусства и религии.
Культура религиозная - часть духовной культуры, которая порождена религиозными запросами людей и призвана удовлетворять эти запросы.
Массовая культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX - XXI вв., для которых характерна дегуманизация культурных норм и ценностей. Массовая культура возникает в условиях индустриально-коммерческой реальности, имеет транснациональное распространение и вненациональные формы.
Общество и культура - общество есть социально-консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые интересы и цели, а культура - совокупный способ реализации этих целей и интересов.
Диалог культур - процесс взаимодействия культур, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.
Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.
Социокультурная организация - ценностно-нормативный аспект организации сообществ и их сегментов, задающий мировоззренческие, идейные и нравственные основания для их социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства. Это форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сообщества.
Этнос (гр. ethnos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, имеющих относительно стабильные особенности языка, психики и культуры.

I. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Культурное развитие города есть динамическая поступательная трансформация системы общественных и культурных отношений в рамках определенной геополитической структуры. Культурное развитие города определяется социальной и культурной политикой государства и субъекта федерации. Современную культурную политику следует трактовать как социокультурную так как культура в значительной степени является средством решения социальных проблем.
Субъекты социокультурной политики - источники политической активности, носители предметно-практической политической деятельности, направленные на объект политики. Субъекты социокультурной политики города Челябинска:
- депутаты и аппарат городской Думы;
- служащие городской Администрации;
- трудовые коллективы отдельных учреждений социального и культурного назначения;
- общественно-политические организации, движения и партии;
- этнокультурные группы;
- конфессиональные организации.
Формы участия и эффективность деятельности названных субъектов социокультурной политики неоднозначны и зависят от сферы реализации политической активности в системе
- законодательной власти,
- исполнительной власти,
- судебной власти,
- институтов гражданского общества.
Объекты социокультурной политики - это сферы приложения политической активности субъектов социокультурного процесса.
Объекты социокультурной политики города Челябинска:
- памятники исторического и культурного наследия;
- учреждения дополнительного художественного образования детей;
- централизованная библиотечная система;
- театральные коллективы города;
- киносеть города;
- музеи;
- музыкальные коллективы города;
- дома культуры и клубы города;
- городские скверы и парки;
- городской зоопарк.

II. СУЩНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Сущность социокультурной политики определяется конкретно-историческими условиями ее выработки и реализации. В реалиях современного развития города Челябинска возможно выделить два основных значения социокультурной политики.
1. Гуманистический. Социокультурная политика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства и досуга, деятельность которых направлена на создание условий саморазвития личности в контексте социально-экономического развития города. Город Челябинск представляет собою многомерный мегаполис, в котором сосуществуют различные социальные, возрастные, профессиональные, тендерные, этнические, религиозные, культурные группы и общности.
В настоящее время необходимо консолидировать население города Челябинска в едином социокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношении культурных ресурсов города, в творческой самореализации каждого жителя Челябинска. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличивать количество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленных от центра районах.
2. Прагматический. Социокультурная политика как имиджевый проект, направленный на создание привлекательного образа города как культурного центра региона в российском и международном контексте. В настоящее время на общероссийском уровне город Челябинск воспринимается индустриальным и промышленным центром уральского региона, местом апробации современных технологий по утилизации ядерных отходов, культурной провинцией. Жители города Челябинска во многом разделяют подобное представление. Вместе с тем, город Челябинск обладает значительным культурным потенциалом, имеет сложившиеся столетиями культурные традиции.
Сегодня необходимо популяризировать реальные культурные достижения города Челябинска, необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Это позволит качественно изменить представление жителей города о роли и месте Челябинска в современной российской действительности. На общероссийском уровне позитивный культурный имидж Челябинска будет способствовать дополнительным социокультурным инвестициям на федеральном уровне, повысит привлекательность города в условиях углубления международного сотрудничества.
Основными составляющими социокультурной политики в городе Челябинске являются:
- коммуникация как эффективная процедура обсуждения управленческих решений, направленная на выявление и согласование интересов разнородных субъектов социокультурного процесса;
- совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;
- освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры;
- процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социальных-экономических и социально-политических задач общества.

III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Цель социокультурной политики в городе Челябинске - целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих городского пространства.
Задачи социокультурной политики определяются реалиями социально-экономического развития города и включают следующие позиции:
- выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основным федеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развития современной российской государственности;
- наполнение содержательной стороны социокультурной политики региональными специфическими особенностями, учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразие культуры города Челябинска, Челябинской области и Южного Урала в целом;
- согласование социокультурных программ администраций районов в городе Челябинске с основными принципами культурной политики городской Администрации, а также с социокультурными приоритетами основных субъектов культуросозидательного процесса;
- обеспечение единства социокультурного пространства, равных возможностей для жителей различных районов города и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни города;
- повышение оснащенности учреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;
- становление и развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры.
Принципы социокультурной политики в рамках города Челябинска подразумевают постановку и реализацию следующих целеполагающих приоритетов:
- доступность культурных услуг для населения города;
- сбалансированное территориальное распространение объектов культуры в центре и на периферии в пространстве города;
- учет многообразия социально-экономических, национальных, религиозных, идеологических, культурных особенностей города;
- открытость для социокультурного взаимодействия с другими российскими регионами, с культурными центрами ближнего и дальнего зарубежья;
- открытость для инвестирования социокультурных проектов предприятиями различных форм собственности, стимулирование меценатской и спонсорской поддержки учреждений культуры и искусства.

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Стратегические приоритеты социокультурной политики города Челябинска определяются в соответствии с реалиями современного социокультурного процесса и реализуются в соответствии с:
1. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2006) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (ред. от 15 февраля 2006) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
3. Федеральной целевой программой "Культура России (2006 - 2010 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 740.
4. Законом Челябинской области от 28 октября 2004 года "О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области".
5. Уставом города Челябинска (от 17.12.1995).
6. Положением о деятельности в сфере культуры на территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.09.2005 № 6/11.
Стратегические приоритеты определяются субъектами социокультурного развития путем экспертных оценок и коллективного обсуждения в структурах исполнительной и законодательной власти. Возможно широкое общественное обсуждение в СМИ наиболее значимых социокультурных проектов.
В структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики города Челябинска можно выделить следующие.

Конструктивное взаимодействие власти, культуры,
науки, образования:

- обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций и высших учебных заведений по выработке и реализации совместных социокультурных программ и проектов;
- государственное стимулирование поступательного развития учреждений муниципального дополнительного художественного образования детей города Челябинска с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;
- создание условий доступности и возможности получения дополнительного художественного образования детям из малообеспеченных семей города Челябинска, из детских домов, с ограниченными физическими возможностями;
- обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественного образования по линии школа - профессиональное учебное заведение - высшее учебное заведение;
- сотрудничество с высшими учебными заведениями города по обеспечению учебного процесса в учреждениях дополнительного художественного образования инновационными учебными, учебно-методическими и научными программами;
- стимулирование развития фундаментальных и прикладных научных исследований культуры и искусства, осуществляемых отдельными учеными и исследовательскими коллективами в городе Челябинске;
- учреждение специальных стипендий наиболее талантливым воспитанникам муниципальных учреждений дополнительного художественного образования, студентам творческих специальностей высших учебных заведений города;
- грантовая поддержка перспективных научных работ школьников, студентов, аспирантов, изучающих историю, теорию и практику культуры и искусства в учебных заведениях города Челябинска;
- учреждение грантов городской Администрации для поддержки наиболее перспективных и актуальных научных разработок, осуществляемых научными и научно-педагогическими работниками высших учебных заведений города, направленных на создание социально-значимых для города Челябинска культурных проектов;
- сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациями по реализации грантовой поддержки социально-значимых для города Челябинска культурных проектов.
Перечисленные мероприятия имеют стратегическую цель - повышение общеобразовательного и общекультурного уровня населения города Челябинска, повышение престижа и социальной значимости сферы культуры и искусства, образования и науки в общественном мнении.

Сотрудничество со средствами массовой коммуникации

Социальная и культурная политика в сфере средств массовой коммуникации направлена на обеспечение со стороны законодательной, исполнительной и судебной власти города свободы слова и независимости средств массовой информации. Целью социальной и культурной политики в сфере средств массовой коммуникации является:
- создание условий для формирования единого культурно-информационного пространства Челябинска;
- использование информационных и коммуникативных возможностей СМИ в гуманитарных проектах, направленных на социальное и культурное развитие города;
- создание условий доступности новейших информационных технологий для жителей города;
- развитие информационно-рекламной деятельности учреждений культуры и расширение связей учреждений культуры со средствами массовой информации.

Развитие учреждений культуры и искусства

В городе Челябинске функционируют десятки учреждений культуры и искусства различного административного подчинения и форм собственности. Среди них:
- музеи и выставочные залы;
- детские школы искусств;
- театры и театральные студии;
- кинотеатры и досуговые комплексы;
- концертные залы;
- национально-культурные центры;
- библиотеки;
- клубы и дворцы культуры.
Стратегические приоритеты социальной и культурной политики в сфере культуры и искусства определяются реальными потребностями конкретных подразделений. Главная цель - стабильное функционирование и динамичное развитие муниципальных учреждений культуры в городе Челябинске. Реализация данной цели может быть достигнута комплексом мероприятий, инициируемых законодательной и исполнительной властью города Челябинска. Комплекс названных мероприятий включает:
- специализированное финансирование целевых муниципальных культурных программ (театральных фестивалей, конкурсов, пополнение книжных фондов библиотек и т.д.);
- выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по специально разработанному комплексу номинаций;
- строительство "Центров искусств" в отдаленных районах города;
- привлечение спонсоров и меценатов к финансовой поддержке отдельных деятелей культуры и искусства, а также творческих коллективов через единовременные акции, через создание специализированных некоммерческих фондов.

Гармонизация этнических и конфессиональных отношений

В городе Челябинске национальные и религиозные отношения отличаются стабильностью. В настоящее время необходимо закрепить данную позитивную тенденцию. Социокультурная политика в области этнических и конфессиональных отношений имеет следующие основные цели:
- создание условий равноправного участия граждан всех национальностей и религиозных конфессий в социокультурном процессе;
- содействие развитию культуры и искусства всех этносов, субэтносов и этнокультурных групп, проживающих в городе Челябинске, поддержка народных промыслов и ремесел;
- взаимодействие с национальными культурными центрами в реализации актуальных задач социокультурного развития города.

Отношение к массовой культуре и сфере досуга

Современная российская социокультурная реальность демонстрирует коммерциализацию сферы культуры. Гуманистические ценности уступают место коммерческой выгоде как главному критерию культурного развития. В этих условиях необходимо выработать стратегию отношения к коммерческим формам массовой культуры. Социокультурная политика в области массовой культуры имеет цель:
- использовать сферы и формы массовой культуры для утверждения в социуме города Челябинска гуманистических и национально-патриотических идеалов посредством развития социальной рекламы, организации общедоступных широкомасштабных социокультурных акций;
- противодействовать деструктивным влияниям отдельных элементов массовой культуры, способствующих развитию в обществе наркомании, пропагандирующих насилие и иные антиобщественные формы поведения.
В сфере досуга социокультурная политика имеет цель - сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, разрабатывающими и реализующими досуговые программы социальной и гуманитарной направленности в городе.
В целом социальная и культурная политика городской Администрации предполагает ориентацию на создание в городе благоприятных социокультурных условий для развития творческого потенциала личности в контексте развития гражданского общества, гармонизации социальных отношений посредством конструктивного диалога и взаимодействия всех участников социокультурного процесса.
Приоритетные направления социокультурной политики отражаются в системе основных направлений деятельности Управления культуры Администрации города Челябинска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурная политика способна формировать новое пространство культуры. Региональная культурная политика - это тот инструмент, который помогает обнаружить и осознать многообразие региональных культурных миров, их характеристик и интерпретаций. Задавая пространство самоопределения региональной культуры на уровне города, т.е. на пересечении глобальных тенденций мирового и общероссийского развития и индивидуальных смыслов человеческой жизни, именно культура становится способной определять перспективы развития города, формировать из множества видений то новое, которое вмещает в себя образ будущего. Таким образом, задается концептуальный уровень перспективного социокультурного развития города Челябинска.
Представляется особенно важным акцентировать внимание на том, что игнорирование концептуальных смыслов культуры приводит к существенным расхождениям в выборе объектов, целей, средств и методов реализации культурной политики, к замыканию в рамках отраслевого подхода. Несмотря на цель сделать сферу культуры более доступной большему числу людей, культура понимается прежде всего как деятельность учреждений культуры и искусства. Такое понимание является основанием для сужения мира культуры, поэтому необходимо в перспективе сделать именно культуру основным критерием оценки значимости политических решений при проектировании долгосрочных программ социально-экономического развития города.
Подводя итог, можно выделить несколько факторов, которые необходимо учитывать при формировании культурной политики в городе Челябинске.
Первое - наличие концепции социокультурного развития города, которая бы адекватно воспринималась и разделялась всеми участниками осуществления культурной политики.
Второе - множественность субъектов культурной политики и различия в представлениях о приоритетах и ценностях культуры. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть инструменты для выявления истинных потребностей населения города Челябинска и согласования различных позиций.
Третье - недостаток информации на городском уровне о современных тенденциях в развитии сферы культуры, что отражается на способности людей, вовлеченных в процесс реализации культурной политики адекватно воспринимать ситуацию и эффективно действовать. Необходим перманентный культурологический мониторинг. Все эти вопросы задают направления возможных перспектив совершенствования культурной политики в городе Челябинске.
Концепция социокультурной политики в городе Челябинске отражает современные реалии социально-экономического процесса. В перспективе есть возможность дополнения Концепции новыми положениями, направленными на более глубокое развитие социальной составляющей культурной политики.
Возможно обогащение Концепции включением программных пунктов, содержащих проекты социокультурного развития, объединяющие в единое целое культурную политику в городе Челябинске, Челябинской области, Уральском Федеральном округе, в контексте развития культуры Российской Федерации.

Председатель
Челябинской городской Думы
С.Л.КОМЯКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru