Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Налоговики учат грамотно жаловаться

Вопрос: Налогоплательщиком заявлено ходатайство об участии при рассмотрении жалобы в вышестоящем налоговом органе, однако в назначенное время он не может присутствовать при данном рассмотрении. Может ли быть перенесен срок рассмотрения жалобы?

Ответ: В каждом конкретном случае вопрос о переносе даты и времени рассмотрения жалобы решается руководителем вышестоящего налогового органа индивидуально. Однако в любом случае представление ходатайства о переносе даты и времени рассмотрения жалобы является правом налогоплательщика, в связи с чем он может заблаговременно представить в вышестоящий налоговый орган письменное заявление о переносе указанного времени.

Вопрос: Каков порядок обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц?

Ответ: Налоговым законодательством предусмотрено два порядка обжалования решений инспекций по результатам налоговых проверок - апелляционный и обычный. Обжалованию в апелляционном порядке подлежит не вступившее в силу решение инспекции, в обычном порядке - вступившее в силу решение. Решение считается вступившим в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу (либо его представителю), в отношении которого было вынесено это решение.
Также предусмотрена возможность обжалования действий, бездействия должностных лиц инспекций.

Вопрос: Если до принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе инспекция урегулировала спорную ситуацию, и у налогоплательщика претензий к налоговому органу больше нет, может ли налогоплательщик отозвать свою жалобу до принятия Управлением соответствующего решения?

Ответ: Да, пункт 4 статьи 139 НК РФ предусматривает такую возможность. Налогоплательщику, подавшему жалобу в вышестоящий налоговый орган, предоставлено право до принятия решения по этой жалобе отозвать ее на основании письменного заявления. При этом необходимо учитывать, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Вопрос: Действительно ли имеются случаи, когда вышестоящий налоговый орган встает на сторону налогоплательщика по результатам рассмотрения жалобы? Какой процент удовлетворения требований заявителей?

Ответ: В целях обеспечения защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке в структуре налоговых органов с 2006 года созданы и ведут работу подразделения досудебного аудита. Отделы досудебного аудита вышестоящих налоговых органов, по сути, выполняют роль арбитров в отношениях налогоплательщиков с нижестоящими налоговыми органами.
Статистика показывает, что в 1 полугодии этого года треть жалоб налогоплательщиков рассмотрена УФНС России по Челябинской области в их пользу.
Причины удовлетворения требований заявителей разные, к примеру, на момент рассмотрения жалобы изменилась позиция налоговой службы по вопросу налогообложения с учетом устойчивой судебной практики. В ряде случаев представление налогоплательщиком с жалобой дополнительных документов способствует рассмотрению такой жалобы положительно. Однако не во всех случаях дополнительно представленные налогоплательщиком документы принимаются вышестоящим налоговым органом во внимание.
По каждой жалобе вышестоящий налоговый орган перед тем, как вынести решение, тщательно и объективно изучает все материалы по делу, представленные нижестоящим налоговым органом, действия которого обжалуются, а также документы, представленные налогоплательщиком, который считает, что нарушены его права, что исключает формальный подход при рассмотрении жалоб налогоплательщиков.

Вопрос: Через какое время налогоплательщик может узнать о результате рассмотрения его жалобы?

Ответ: Срок рассмотрения жалобы - один месяц со дня ее получения, при необходимости срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение, которое направляется в адрес заявителя по почте в течение трех дней.
Если налогоплательщик желает получить решение лично, для этого Заявителю жалобы необходимо письменно обратиться в Управление с ходатайством с указанием контактного телефона для оперативного уведомления о готовности решения.

Вопрос: В каких случаях возможен отказ вышестоящим налоговым органом в рассмотрении апелляционной жалобы?

Ответ: Вышестоящим налоговым органом может быть отказано в рассмотрении апелляционной жалобы по существу в случае, если данная жалоба подписана неуполномоченным лицом. Порядок представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изложен в статьях 26, 27, 28, 29 НК РФ.
Обращаю внимание, что по вышеуказанному основанию вышестоящим налоговым органом не может быть рассмотрена по существу жалоба, поданная налогоплательщиком на вступивший в силу акт налогового органа, а также на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
Так как НК РФ не предусмотрено повторное рассмотрение жалобы налогоплательщика тем же налоговым органом по одному и тому же предмету и основанию, вышестоящим налоговым органом не будет рассмотрена жалоба налогоплательщика, поданная на решение налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, которые ранее были рассмотрены вышестоящим налоговым органом и по результатам рассмотрения вынесено соответствующее решение.
В соответствии со статьей 138 НК РФ решение, вынесенное, например, УФНС России по Челябинской области по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, может быть обжаловано в ФНС России по адресу: ул. Неглинная, д. 23, г. Москва, 127381 или в суд.
Кроме того, вышестоящим налоговым органом не может быть рассмотрена по существу жалоба в связи с пропуском налогоплательщиком срока обжалования.
Так, вступившее в силу решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения, а жалоба на действия или бездействие должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При этом в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Вопрос: Имеются ли специальные требования к оформлению жалобы для подачи ее в вышестоящий налоговый орган?

Ответ: Действующим законодательством не установлена форма жалобы для представления в налоговый орган. Тем не менее, в жалобе необходимо указать:
1) наименование налогового органа, в который подается жалоба, или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому подается жалоба;
2) персональные данные заявителя: для физического лица - фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, номер телефона (при наличии); для юридического лица - полное наименование, ИНН, КПП, юридический адрес, адрес фактического местонахождения (почтовый адрес), если отличается от сведений, указанных в ЕГРЮЛ, номер контактного телефона;
3) номер и дата обжалуемого решения (иного документа) налогового органа;
4) требования (претензии) заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
5) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
6) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа и т.д.);
7) перечень прилагаемых документов.
В жалобе налогоплательщиком могут быть также указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, жалоба может содержать ходатайства, в том числе ходатайство о применении смягчающих ответственность обстоятельств или обстоятельств, исключающих ответственность.
При этом поданная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем или его представителем (законным или уполномоченным). Без документального подтверждения полномочий представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах такая жалоба вышестоящим налоговым органом не может быть рассмотрена по существу.

Заместитель начальника
отдела досудебного аудита
Управления ФНС РФ
по Челябинской области
Ю.ВАСИЛЬЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru